И, конечно, это национальное дело может оправдывать даваемое ему наименование Великого. Весьма вероятно, что в связи с отношениями Льва к Аспару нужно рассматривать бедственный исход, постигший хорошо задуманную и прекрасно подготовленную морскую экспедицию против вандалов. Известно, что полная неудача постигла это предприятие из-за неспособности Василиска, шурина императора, назначенного на ответственное место главнокомандующего преимущественно по настоянию Аспара. Когда поход окончился полным уничтожением флота, и Василиск спасался от народного раздражения в церкви св. Софии, авторитет Аспара значительно был ослаблен. Но решительная мера против временщика принята была при помощи тех исавров, о которых говорено выше. Начальник племени исавров по имени Зинон был обласкан царем и женат на его дочери Ариадне в 458/59 г.; с этих пор соплеменникам Зинона предоставлены были особенные права военной службы, так что преобладанию германского элемента постепенно полагались ограничения. С тех пор, как Зинону препоручено было командование восточными войсками (ок. 464 г.), дальнейший ход дел нетрудно было предвидеть. Начинаются враждебные отношения между германской и исаврийской партиями, сделано было раз покушение на жизнь Зинона. Тогда последний, конечно, не без ведома императора, решился на крайнее средство. В 471 г. произведен был переворот, стоивший жизни Аспару и сыну его Ардавурию и окончательно лишивший значения германскую партию. Хотя прозвание «мясника», оставшееся за Львом, может иметь свое объяснение именно в беспощадном избиении партии Аспара и Ардаву-рия, но с точки зрения интересов организующейся империи на Востоке национализация войска должна быть поставлена ему в большую заслугу. Лев умер в 474 г., назначив преемником своего малолетнего внука, сына Зинона и Ариадны по имени Лев, который, однако, неожиданно скончался, избрав в соимператоры своего отца и, таким образом, обеспечив за ним преемство власти. Довольно продолжительное царствование Зинона (474—491) отличалось большими внутренними потрясениями, объясняемыми частью борьбою партий политических и церковных, частью честолюбивыми тенденциями членов царской семьи.

http://sedmitza.ru/lib/text/442766/

   Шишич Ф. 537    Шлумберже Г. 558, 570    Шмидт В. 466    Шопен 46, 443, 474, 483, 521, 614    Штадтмюллер Г. 474    Штейн Е. 446    Эбал, граф Руси 81, 457    Эвмей 473    Эккехард из Ауры 558, 577    Эксазин, см. Константин Дука,    Эксазин Эксазин, см. Никифор Иалий Эк-    сазин    Эксазины 330, 590, 592    Элеимон 314    Элиан 616    Эльвира 607    Эмилиан, патриарх антиохийский 464    Эмилий Сципион 58, 442, 443    Эмма 571    Эрве 134, 486    Эрот 117, 276    Эсхин 103    Юдейль Р. 606    Юдифь 530    Юстин I, император 515    Юстиниан I, император 515    Яков (библ.) 470    Яков Барадай — 396, 613    Ямвлих 174, 512    Ярослав, князь киевский 448    Ясит 174, 512    Ясит, куропалат 513    Яцулин, см. Жослин де Куртней УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ    Абраска, Аспр, г. 224, 539    Авасгия 627    Августион, пл. 590—591    Августополь, г. 300, 412, 573    Авид, г. 250, 251, 303, 373, 381, 387    Авлон, г. 84, 85, 139, 142, 145, 161, 171, 177, 181, 182, 276, 280, 337, 338, 351, 354, 356, 491, 509, 514    Аврилево, г. 273, 557    Аврона залив 564    Агафоника, г. 273, 556    Адана, г. 318, 370, 586    Адрамитий, г. 373, 374, 380, 387    Адрианополь, Орестиада, г. 104, 145, 167, 196, 202—204, 214, 268—271, 273, 394, 444, 450, 469, 494, 532, 537, 544, 555, 556, 560, 628    Адриатическое море 23, 56, 88, 196, 239, 265, 275, 338—340, 366, 369, 395, 492, 543, 560, 569    Азал, холм 297    Азия 90, 107, 122, 158, 190—192, 196, 197, 220, 275, 320, 327, 364, 366, 375, 380, 382, 385, 399, 407, 526, 539, 586    Айтос, г. 554    Айтосский перевал (Хортарей?) 554    Аке, Акра, Птолемаида, г. 379, 608    Акрок, г. 388, 390, 610    Акроний, г. 412, 617    Акрун, г. 381    Ал-Амиг, оз. 604    Алания 600    Александретта, залив 604    Александрия, г. (в Индии) 214    Александрия, г. (в Египте) 186, 214, 418, 459    Алексиополь, см. Неокастр, г.    Алексина, гора 614    Алеппо, Верея, г. 190, 371, 399, 573, 582, 603, 614    Алики, Кипарисий, г. 193, 524    Алифины, г. 388, 610

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Святой Афанасий призывает подвизаться во всякое время и на всяком месте, везде. «Где бы кто ни был, да подвизается везде: венец дается не по месту, а по деяниям» (2,10). Искупление наше «определяется временем страдания, ибо, не бездействуя, искупил нас Спаситель наш, но пострадав за нас, упразднил Он смерть». И всем тем, которые искренне Ему служат, с глубокой верой (3, 490), «которые истинно боятся Его» (3,479), сказал ещё ранее: «В мире скорбни будете» ( Ин. 16,33 ) , – ибо знал, что истинно чтущие Его должны претерпевать гонения и бедствия (3,490). Спасение наше «наступает во время бедствия» (3,479). И важно во время различного рода искушений не отступить от любви к Богу (3, 491), не оказаться немощным, но возложить всё своё упование на Спасителя – нашу Крепость (4,238), на Того, в руках Которого вся наша жизнь. Кто имеет власть и над смертью, «Кто и теперь посрамляет диавола и может даровать помощь угнетенным и взывающим Богу день и ночь» (3,491). «Должно призывать единого только Помощника, то есть самовочеловечившееся Божие Слово, и, во время гонения, в Нем искать всякого для себя пособия – помощи посылаемой с неба, и Ему приносить благодарения за победу, у Него просить указания путей, ведущих к добродетели, и сверх всего этого исповедаться Господу, Который именуется Каменем, отвергнутым зиждущими, но ставшим во главу угла ( Мф. 21, 42 ) » (4, 363). И тем, которые уготовляют своё сердце для Господа с полным упованием на Него, «не противостанет никакой враг... как написано: «Надеющиися на Господа, яко гора Сион; не подвижится в век живый во Иерусалиме» ( Пс. 124,1 ). Ибо, если иногда коварный дерзает (выступать) против них... то и тогда они имеют Господа на своей стороне... ибо таково обетование Божие: «Господь поборет по вас!» ( Исх. 14,14 ). Если же затем бедствия и искушения отвне (находящие) постигнут их, а они примут за правило Апостольские слова – в бедствии быть мужественными, прилежать к молитве и поучение в Законе противопоставлять всему прилучающемуся; то будут они тогда угодны Богу и могут сказать словами Писания: «Скорби и нужди обретоша мя; заповеди Твоя – поучение мое» ( Пс. 118,143 ) » (3,473–474).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Предыдущий параграф заканчивается, а этот начинается буквальной выпиской из старинной статьи архим.Алексия-О лице Господа и Спасителя нашего И. Христа, напечатанной в 1847 году в 5-й части Прибавлений к изданию творений свв.отцев (стр. 399, 400). Затем следует на семи стр. набор текстов Священного Писания , иногда близкий к догматике Макария (сн. к стр. 65 Макария т.3, стр. 65), а со стр. 68 о. Малиновский начинает списывать статью архим. Алексия. На стр. 68 более половины списано буквально с этой cmamьu-Npuбabлehuя-V, 435–436. 466–467. Между двумя выдержками средний абзац состоит из цифровых цитат на Свящ.Писание. Цитаты списаны со стр. 440–452 5 ч. Прибавлений, где приведены полностью слова Писания, при том списаны наскоро, почему и получилась невозможная цитата « Кол. 15, 1 ». Оказывается на стр. 446 Прибавлений, вопреки обыкновению, стих поставлен впереди главы: «в 15 ст. 1 гл. Апостол» и т. д. Выбирая цитаты и наскоро перелистывая старый журнал, о. Малиновский и открыл в послании к колоссянам 15-ую главу. Стр. 69 начинается также выборкой заглавий и цитат со стр. 468–471 Прибавлений, а затем следует размером в полстраницы буквальная выписка со стр. 474 и 477. Сюда же добавлено небольшое примечание, списанное у Сильвестра, т.4, стр. 58. С 70 стр. начинаются свидетельства древне-церковных писателей. Переход сделан словами статьи архим.Алексия (Npuбabлehuя,V,477) и самые свидетельства заимствуются многие целиком из той же статьи. Так на 70 стр. с документальной точностью воспроизведены цитаты из Игнатия Богоносца , при чем удерживаются даже и курсивы (Прибавления, V, стр. 481–482), а на 71 стр. выдержка со вводными словами из Поликарпа Смирнскаго (Прибавления, V, 490–491). В примечании 2 буквально же сделаны выдержки из послания о мученичестве Поликарпа (Прибавления, V, 491) и из 2 посл. Климента (V, 479). Здесь же дважды сохранены цитаты на Hefele. Что это за Hefele, – не объясняется. Это старинное издание – Patrum apostolicorum opera (Tubingae 1847), которое цитирует архим. Алексий, писавший в том же 1847 году, когда это издание лишь появилось. Цитировать же это издание в 1909 году, это – mauvais ton, не терпимый не только в докторской диссертации, но и в студенческом сочинении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Москва — 100, 139, 186, 191, 234–237, 239, 240, 242, 244, 246, 254, 256, 262, 263, 267, 274, 292, 293, 297, 301, 307, 308, 310, 311, 319, 323, 325–327, 332, 353, 363–365, 371, 379, 449–451, 453, 474, 488, 496 „Москвитянин“ — 449, 450 „Московские Ведомости“ — 352 358 „Московский Вестник“ — 354, 449, 462, 485 „Московский Наблюдатель“ — 341, 345, 351–355, 358, 459, 462, 485, 486, 489-492 „Московский Телеграф“ — 475, 479, 490 Московский университет — 86, 290, 291, 305, 311, 349, 363, 470, 481 Моцарт (Mozart), Вольфганг Амадей — 85, 261 Муравьев, Александр Михайлович — 393 Муравьев, Никита Михайлович — 393 Муравьевы-Апостолы — 393 Мыгалыч, сторож — 81, 405 „Наварыла сечевици“… — 285, 289 Надеждин, Николай Иванович — 204, 291, 302, 355, 470, 475, 491 Надержинская, Матрена Алексеевна — 107, 114, 411 Надержинский, Елисей Васильевич — 107, 114, 143, 229, 411 Назаревский, Александр Адрианович — 400, 414, 467 Наполеон I — 109, 204 „Невский Альманах“ — 217, 223, 412, 444 Неженцов — 229, 446 Нежин — 33-129, 167, 179, 188, 215, 235, 338, 340, 381, 389, 391, 396, 399, 402, 406–408, 410, 418, 424, 427, 431, 433 Нелединский-Мелецкий, Юрий Александрович — 448 Нибур (Niebuhr), Бартольд Георг — 335, 483, 485 Никитенко, Александр Васильевич — 349–350, 471, 487, 488–489 Николай I — 177, 184, 191, 201, 263, 403, 420, 425, 444, 458, 461, 463, 481 Николай Осипович — 229, 446 Никольский, Александр — „Основание российской словесности“ — 54, 397 Никольский, Парфений Иванович — 409 Нимченко, Матрена — 258, 365, 421, 460 Нимченко, Яким (Аким, Еким) — 149, 165, 245, 258, 261, 421, 454, 460 Новгород — 152, 443 „Новоселье“, альманах — 263, 459, 461, 466 „Новые разговоры немецкие и российские“ — 37, 390 „Новые разговоры французские и российские“ — 37, 390 Обуховка, имение — 393, 394, 447 Общество любителей российской словесности — 302 Одесса — 61, 62, 73, 79, 81, 99, 100, 133, 135, 241, 251, 252, 390 396, 402, 404, 428 Одоевский, кн. Владимир Федорович — 291, 296, 312, 351, 354, 444, 491 — „Дом сумасшедших“ — 247 („собранием своих повестей“), 455

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

575 Сидоний Аполлинарий. Родился в 431 г. в знатной и знаменитой христианской семье в Галлии. Получил блестящее классическое образование в Лионе, Арле и Вьенне, где он был учеником и другом Клавдия Мамерта (см. прим. 178). Ок. 450 г. он женился и начал политическую карьеру, чему немало способствовало то, что отцом его жены Папианиллы был Авит, префект Галлии, а позднее император (см. прим. 140). Падение Авита не сказалось на карьере Сидония, и он занимал различные должности в системе управления в течение правления нескольких императоров. В 468 г. он посетил Рим. В 471 г. Сидоний был избран епископом города Арверна (совр. Клермон-Ферран), видимо, в надежде на его успешные действия против визиготов под предводительством короля Эурика. Однако в 475 г. Арверн пал, и Сидоний был отправлен в изгнание в местечко Ливия, рядом с Каркассоном. В конце 476 г. или в начале 477 г. он вернулся в свою епархию, которой руководил до своей смерти в 486/487 г. Во время своего понтификата он поощрял монастырскую жизнь и использовал свое имущество для помощи бедным. Что касается литературной деятельности Сидония, то еще до того, как стать епископом, он написал 24 поэмы, которые все сохранились. Также сохранились 147 его писем. 576 Зенон Исавр, византийский император (474–491 гг.), Родом из знатной семьи в Исаврии (области в Малой Азии). В 468 г. женился на Ариадне, дочери императора Льва I, и изменил свое первоначальное имя Траскалиссайос на Зенон. Лев хотел противопоставить Зенона могущественному полководцу Аспару, и Зенон был назначен патрицием, начальником императорской гвардии и верховным военачальником малоазийского войска. Аспар составил заговор с целью убить Зенона во время фракийской кампании, но неудачно, и Зенон, вернувшись в Константинополь, обвинил Аспара в измене и велел убить вместе с сыном Ардабурием, которому раньше была обещана Ариадна. В 474 г. Лев I умер, назначив наследником сына Зенона и Ариадны, 4-летнего Льва. Зенону было поручено регентство, и, благодаря проискам его тещи Верины, на Зенона также была возложена корона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

439 Euch 2.216—218. 440 Hymn 55.144—148. 441 См. примечание 2 к настоящей главе. 442 Сар 3.65. 443 Сар 3.66. 444 Сар 3.67. 445 Сар 3.68. 446 Сар 3.69. 447 Hymn 27.18—27. 448 Hymn 27.49—56. См.: Часть V. Божественный эрос. Пр. 20. 449 Hymn 27.57—62. 450 Hymn 27.64—67. 451 Hymn 27.73—81. 452 Hymn 41.240—242. 453 Hymn 41.246—248 454 Hymn 41.249—256. 455 Hymn 41.267—272. 456 Eth 7.263—272. 457 Hymn 43.9—17 458 Cat 3.206—211 459 Cat 3.211—225 460 Cat 4.13—14. 461 См. Часть I. Неистовый ревнитель. 462 Cat 9.92—107. 463 Cat 9.107—116. 464 Cat 9.196—213. 465 Cat 9.120—127. 466 Cat 9.275—279. 467 Cat 2.107—120. 468 Cat 5.594—632. 469 Hymn 58.34—63. 470 Cat 2.324—334. 471 Euch 1.28—47. 472 Euch 1.66—69. 473 Cat 8.93—104. 474 Eth 3.193—195. 475 Eth 3.543. 476 Eth 4.607. 477 Eth 5.1—12. 478 Eth 5.61—73. 479 Eth 5.339—342. 480 Eth 5.505—507. 481 Eth 5.511. 482 Eth 7.353—355 483 Eth 7.453—458. 484 Eth 7.474—480. 485 Eth 9.364—375. 486 Eth 10.478—480. 487 Eth 10.501—513. 488 Eth 10.912—913. 489 Eth 10.918—922. 490 Сар 1.85. 491 Сар 1.85. 492 Theol 1.420—429. 493 Theol 1.434—444. 494 Eth 1.12.1—11. 495 Eth 12.1—8. 496 Eth 9.41—46. 497 Eth 5.431—435. 498 Eth 4.242—243. 499 Eth 7.427—432. 500 Eth 10.361—363. 501 Cat 24.7—14. 502 Cat 24.16—23. 503 Cat 24.41—51. 504 Cat 24.54—69. 505 Cat 24.79—84. 506 Cat 24.90—95. 507 Cat 24.102—108. 508 Cat 6.58—60. 509 Cat 6.62—65. 510 Cat 6.91—93. 511 Cat 6.93—95. 512 Eth 1.12.387—396. 513 Eth 1.10.76—82. 514 Eth 1.12.469—476. 515 Eth 4.925—932. 516 Сар 2.21. 517 Сар 3.100. 518 Cat 19.166—169. 519 Hymn 11.17—19. 520 Hymn 11.27—34. 521 Hymn 12.89—90. 522 Hymn 13.87—92. 523 Hymn 14.1—5. 524 Hymn 24.31—45. 525 Ер 4.415—420. 526 Eth 4.755—760. 527 Eth 9.10—14. 528 Eth 9.50—68. 529 Eth 9.27—31. 530 Eth 9.24—27. 531 Theol 1.1—13. 532 Theol 1.244—246. 533 Theol 1.194—216. 534 Theol 1.412—418. 535 Theol 2.33—45. 536 Theo! 2.57—63. 537 Eth 1.12.115—120. 538 Theol 2.179—181. 539 Theol 2.219—226. 540 Theol 2.257—260. Можно сказать, что это классическая доктрина каппадокийцев о познании Бога в их полемике против Евномия, которую пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

Правда и то, что Платон считал, по-видимому, возможным и осуществление начертанного им идеального, по его мнению, государственного устройства, – в том случае, если в городах будут или философы царствовать, или же нынешние цари и властители станут искренно и удовлетворительно философствовать, когда государственная власть и философия совпадут в одно (Rep. V, 473, D). При этом, Платон далее (Rep. V, 474, 489, D) довольно подробно развивает и ту мысль, почему именно только философы способны сообщить человеческому обществу совершенное устройство 469 , а также то, какими путями и средствами им это удастся достигнуть 470 . Но, во-первых, при отмеченном нами выше абстрактном понятии, какое Платон имел о сверхчувственном мире идей, откуда философы должны почерпать идеалы и нормы для своей общественно-реформаторской деятельности, – последним, по необходимости, придется столь же мало в своей деятельности обращаться к миру идей и, в частности, к идее блага, этой, яко бы, мере всех вещей, как мало к этому миру обращается и сам Платон, когда от своих теоретически-принципиальных рассуждений переходит, так сказать, к выработке реальной программы переустройства человеческого общества. Во-вторых, ведь воспитывать совершенных правителей-философов, с точки зрения самого Платона, приходится по необходимости в условиях уже существующих, несовершенных форм государственного устройства, а это не так-то легко и даже, по сознанию самого Платона, почти что невозможно. Прежде всего, для этого необходимо, чтобы человек от природы обладал известного рода врожденными душевными совершенствами, так как при плохих врожденных задатках, по Платону, не возможно быть истинным философом, – между тем как таких именно лиц, по своим врожденным качествам способных быть философами, по сознанию самого Платона, обыкновенно встречается весьма и весьма мало (Rep. VI, 489, D–491, В). Затем, как нам уже отчасти приходилось говорить об этом и выше, самое-то совершенство врожденных способностей человека, по взгляду Платона, нисколько не ручается за то, что из него непременно выработается впоследствии истинный философ. Напротив, эти совершенства, чем они выше, тем большую представляют для человека опасность превратиться в величайшие пороки. Чтобы этого печального извращения природы даровитых натур не произошло, они, по Платону, необходимо должны находиться в весьма благоприятных внешних условиях, должны быть нормальным образом воспитаны и обучены (Rep. VI, 491, В–492, А). Но каким образом эти, от природы даровитые натуры могут получить надлежащее образование и воспитание при том нравственно разлагающем влиянии, какое на них необходимо должны оказывать существующие человеческие общества, при несовершенных формах их устройства?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Предыдущий параграф заканчивается, а этот начинается буквальной выпиской из старинной статьи архим. Алексия – О лице Господа и Спасителя нашего И. Христа, напечатанной в 1847 году в 5-й части Прибавлений к изданию творений свв. отцов (стр. 399:400). Затем следует на семи стр. набор текстов Священного Писания, иногда близкий к догматике Макария (сн. к стр. 65 Макария т. 3, стр. 65), а со стр. 68 о. Малиновского начинает списывать статью архим. Алексия. На стр. 68 более половины списано буквально с этой статьи – Прибавления – V, 435–436, 466–467. Между двумя выдержками средний абзац состоит из цифровых цитат на Свящ. Писание. Цитаты списаны со стр. 440–452 5 ч. Прибавлений, где приведены полностью слова Писания, при том списаны наскоро, почему и получилась невозможная цитата « Кол. 15, 1 ». Оказывается на стр. 446 Прибавлений, вопреки обыкновению, стих поставлен впереди главы: «в 15 ст. 1 гл. Апостол» и т.д. Выбирал цитаты и наскоро перелистывая старый журнал, о. Малиновский и открыл в послании к колоссянам 15-ую главу. Стр. 69 начинается также выборкой заглавий и цитат со стр. 468–471 Прибавлений, а затем следует размером в полстраницы буквальная выписка со стр. 474 и 477. Сюда же добавлено небольшое примечание, списанное у Сильвестра, т. 4, стр. 58. —625— С 70 стр. начинаются свидетельства древне-церковных писателей. Переход сделан словами статьи архим. Алексия (Прибавления, V, 477) и сами свидетельства заимствуются многие целиком из той же статьи. Так на 70 стр. с документальной точностью воспроизведены цитаты из Игнатия Богоносца , при чём удерживаются даже и курсивы (Прибавления, V, стр. 481–482), а на 71 стр. выдержка с вводными словами из Поликарпа Смирнского (Прибавления, V, 490–491). В примечании 2 буквально же сделаны выдержки из послания о мученичестве Поликарпа (Прибавления, V, 491) и из 2 посл. Климента (V, 479). Здесь же дважды сохранён цитат на Hefele. Что это за Hefele, – не объясняется. Это старинное издание – Patrum apostolicorum opera (Tubingae 1847), которое цитируется архим. Алексий, писавший в том же 1847 году, когда это издание лишь появилось. Цитировать же это издание в 1909 году, это – mauvais ton, не терпимый не только в докторской диссертации, но и в студенческом сочинении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Зенковски е един от най-активните деятели на руската емиграция, един от първите председатели на Руското студентско движение зад граница (виж ИМКА) и един от най-влиятелните руски икуменисти в Париж. Негови са еретичните, недопустими за православното съзнание думи «Ние трябва завинаги да забравим, да се откажем от горделивата мисъл, че Божият Дух е само при нас и с нас [православните – бел.ред.]... И когато бях... вън от Православието, аз въпреки това се чувствувах в Църквата. Видях, че рамките на Църквата са безкрайно по-широки и по-вместителни, отколкото ние си мислим. ...Църквата Христова е по-широка от нашето стеснено разбиране за нея; тя включва в себе си всички, които вярват в Бога и Го обичат, независимо от това как се проявява тяхната вяра и любов». Зенон (ок. 426–491) – византийски император, управлявал от 474–475 и от 476–491 г. По негово време империята неколкократко се разтърсвала от безпорядъци и войни; в Александрия се появила ерестта на акефалитите, а монофизитските смутове продължавали. За да възсъедини монофизитите с Църквата, той издал догматическия едикт (указ) Генотикон, който съдържал компромисна вероучителна формула, противоречаща на приетата от Халкидонския събор от 451 г. Указът породил т.н. Акакиева схизма – първият разрив между Източните църкви и Рим (484–519). Виж също ереси. Извън речника: Св. Анастасий Синаит , Св. преподобна Домника. Зикурат – храмова стъпаловидна кула. Зикурати се издигали по цяла Месопотамия в течение на продължителен период от хил. пр.Хр. до в. пр.Хр. В култовете на шумерите, акадците, вавилонците и асирийците зикуратите символизирали «вратата на боговете», зримия образ на свързването между небесните сфери и земята. Най-високият зикурат бил построен във Вавилон от Навуходоносор. Височината му била деветдесет метра. Зикуратите се правели от глинени тухли. Нито един от тях не се е запазил (на места са останали само купчини слепени овъглени тухли). В Стария Завет зикуратът, или «вавилонската кула» (Бит 11:1–9), символизира човешката гордост и намерението да се обединят хората «в един език и в един говор». Интересно е, че в терминологията на асирийските царе да се даде на народа един говор означава завоюване и поробване на страната. В съня на Яков (Бит 28:10–17) се изобразява високо здание, което свързва небето и земята (в синодалния превод «стълба», на евр. сулам – «стъпала»). Яков нарича това място «небесни врата». В църковната традиция «стълбата на Яков» е прообраз на Божата майка.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010