304 Искусство стать и быть человеком. Т. 2, с. 65. 305 Искусство стать и быть человеком. Т. 2, с. 101. 306 См. об этом в главе «Игры с Люцифером». 307 см. Искусство стать и быть человеком. Т. 2, с. 9. 308 Бесконечная история Юнивер по единой исследовательской программе «Юнивер».//Искусство стать и быть человеком. Т. 1, сс. 25-26. 309 Искусство стать и быть человеком. Учебник живой духовности. Ступень 1Е. – М., 1993, с. 6. 310 Искусство стать и быть человеком. Учебник живой духовности. Ступень 1А – 1В. – М., 1993, с. 103. 311 Воннегут К. Таинственная мадам Блаватская.//Соловьев Вс. С. Современная жрица Изиды. – М., 1994, с. 327. 312 см. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. – М., 1994, с. 82. Г. Померанц излагает этот эпизод так: «Обладая известными парапсихологическими способностями, Ледбитер занимался тренировкой подходящих мальчиков, воспитывая из них будущих оккультистов. Джидду (Кришнамурти) стал его лучшим учеником… Ледбитер, обвиненный в применении безнравственных педагогических методов, вынужден был уехать из Индии». – Померанц Г. Выход из транса. – М., 1995, с. 496. 313 Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. с. 202. 314 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3, с. 467. 315 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 3, с. 472. 316 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 583. 317 Письма Махатм. с. 30 318 Искусство стать и быть человеком. Т. 2, с. 49. 319 Интервью радио «Надежда». 320 Белинская С. Ч. Непростые поиски современных учителей.//Дельфис. Независимый рериховский журнал. N. 1(6) 1996. с. 100. 321 Честертон Г. К. Умеренный убийца.//Избранные произведения. Т. 4. – М., 1994, с. 287. 322 преп. Феодор Студит. Наставления монахам, 315.//Добротолюбие. Т. 4. – Jordanville, 1965, с. 422. 323 см. Николаев Ю. В поисках Божества. Очерки из истории гностицизма. – Киев, 1995, с. 217. 324 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2 – М., 1994, с. 367. 325 Сушков Б. Когда мы реабилитируем Льва Толстого?//Евангелие Толстого. Избранные религиозно-философские произведения Л. Н. Толстого. – М., 1992, с. 4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

314 Дополнения. «...и вещьными образовании сокровенное». В старопечатном издании: «и вещьными образовании сиречь телесными удесы нашими, нудитися изобразити сокровенное» (д. 128). 316 Дополнения. «...и в коей вышеестественней силе». В старопечатном издании: «и в коей бы естественной силе» (л. 129). 317 Дополнения. Против слов: «...богоратником. Рцы глаголет» в старопечатном издании на поле листа 129 об. находится цитата: «Кирил(лова книга), лист 393». 318 Дополнения. Против слов: «Паки солнца помыслих, и лучю света, но и зде боязнь есть, первое» в старообрядческом издании (л. 130) – цитата: «Кирил(лова книга), лист 407». 319 Дополнения. «...есть солнце, но солнечная». В старообрядческом издании: «есть солнце, ни солнечная» (л. 130). 321 Дополнения. «...сие до конца соблюдающа, шествовати». В старообрядческом издании: «сие до конца соблюдающа аки истинное, содружение и сообщение века сего пресекающа, шествовати» (л. 130 об.). 323 Дополнения. «...к нам благодатне от Отца светов, по Иякову» ( Иак. 1:17 ). Подле этих слов в старопечатном издании – цитата: «лист 395» (т. е. книги Кирилловой?). После слов. «Отца светом» – там же: «сиречь Христа» (л. 131 об.). 324 Дополнения. После слов: «от наученых божественною благодатию» в старообрядческом издании: «Божия таинства» и т. д. (л. 131 об.). 325 Дополнения. «...и по них священных богословцев и учителей» В старообрядческом издании: «и по них богодухновеных отец и учителей» (л. 131 об.). 327 Дополнения. После слов: «Исплюй ми рвения... в неподобную мудрость» в старообрядческом издании. «И исплюй множае неже паучинныя нити муху убо удержавающыя. шершни же растерзаема, и не глаголю перстми, ниже инем неким тяжчайшим телес» (л. 132). 328 Дополнения. «...еже не разрушати веру». В старообрядческом издании: «еже не разрешати веру» (л. 132). 329 Дополнения. «..но зло есть отщетитися Божества». В старообрядческом издании: «но зло есть отщетитися Божества, всем бо не надежа есть» (л. 132). 330 Дополнения. «Что прочее теми устроится, да узрим со истинною». В старообрядческом издании: «Что прочее тем устроится да узрит со истинною» (л. 132 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Понятно, что, желая угождать языческой партии, он необходимо должен был восстановить против себя кафоликов, которые стали избегать всякого общения с ним. Едва только Амвросий узнал, что Евгений из Галлии спешит в императорскую резиденцию Медиолана, он, не желая встретиться с ним, немедленно оставил Медиолан и отправился в Бононию, а потом во Флоренцию 314 . Из места своей добровольной ссылки он отправил новому императору письмо, в котором, порицая его за уступку язычникам, напоминал, что если власть императора велика, то власть и достоинство Бога ещё выше 315 . В Медиолан Амвросий возвратился только по удалению Евгения. Так же держали себя по отношению к последнему и остальные кафолические епископы: дары Евгения, запятнавшего себя нечестием, не принимались Церковью ; ему отказывали даже в общении в церковной молитве 316 . Феодосий, узнав о совершившемся перевороте, сейчас же стал готовиться к войне. Напрасно Евгений спешил расположить его к себе особым посольством 317 . Феодосий уже выступил против него и не позже 394 г. разбил Евгения с его армией; в этой борьбе Евгений был убит, а отчаявшийся Арбогаст сам наложил на себя руки 318 . Феодосий намеревался жестоко наказать всех сочувствовавших Евгению; но его гнев был смягчён ходатайством Амвросия, который просил пощадить по крайней мере тех, вина которых была не особенно велика 319 . XVII С 394 г. Феодосий стал управлять всей империей без помощников и соправителей. Его ревностная религиозная политика, направленная к утверждению в империи никейского исповедания и к борьбе со всевозможного рода ересями, должна была сблизить его с одинаково настроенным с ним Амвросием. Оба они высоко ценили друг друга и их взаимные отношения в большинстве случаев не оставляли желать ничего лучшего. Только изредка эти отношения омрачались вспыльчивостью и наклонностью императора к излишней жестокости. В первый раз это случилось по поводу восстания в Антиохии. Дело представляется в таком виде. Продолжительные оборонительные войны против варваров истощили казну Феодосия, который для этой цели был вынужден повысить размер подати с населения 320 . Это распоряжение вызвало недовольство во многих местах империи. В сирийской Антиохии не позже 387 г. 321 дело дошло до оскорбления особы императора и его семьи. Раздражённая толпа в знак неудовольствия опрокинула стоявшие на городской площади статуи императора Феодосия и его супруги Плакиллы и с неистовыми криками поволокла их по городу. Ещё прежде чем слух об этом дошёл до Феодосия, местные администраторы успели казнить некоторых виновников 322 . Затем и император, разгневавшись, лишил город его привилегий и, очевидно, угрожал ещё большими наказаниями, так что испуганные антиохийцы особой депутацией стали просить его о милости. К счастью, гнев императора скоро утих, и император отменил свои изданные распоряжения относительно провинившегося города 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

303. Он был первым из императоров, поверившим в Христа./исправлено: Он был первым из императоров, ставший христианином. 304. Кроме того, говорится, что в первый год его правления исполнилось тысяча лет городу Риму. 5449 305 . Деций правил один год./исправлено: 5448 (249–251 гг.) /добавлено: Он подавил разгоравшуюся гражданскую войну в Галлации. 306. Рассказывают, что монах Святой Антоний стал известен в Египте/.исправлено: Говорят, что монах Антоний стал известен в Египте. Своим основанием первые монастыри обязаны ему. 5451 307 . Галл и его сын Волузиан правили два года./5450 307 . Галл правил два года совместно с сыном Волузианом. /добавлено: Они не сотворили ничего достойного упоминания. (251–253 гг.) 308. Новата, пресвитер епископа Киприана, отправившись в Рим, породил там новацианскую ересь. 5466 309. Валериан правил совместно с Галлиеном пятнадцать лет./исправлено: 5465 (253–268 гг.) 310. Киприан, бывши первым учителем риторики, а затем епископом, обретает мученический венец. 311. Готы опустошают Грецию, Македонию, Азию и Понт. 312. Валериан 42 , развязавший преследования христиан, был пленен персами и состарился там, причем жизнь его была полна позора и бесчестия. 5468 313. Клавдий правил два года./исправлено: 5467 (268–270 гг.) 314. Он побеждает готов, которые разоряли Иллирию и Македонию. 315. Появляется еретик Павел Самосатский. 5473 316 . Аврелиан 43 правил пять лет./исправлено: 5472 /добавлено: Сражаясь, он почти вернул Римскую империю в ее прежние границы. (270–275 гг.) 317. Проводя задуманные преследования христиан, он был поражен молнией и мгновенно скончался. 5474 318. Тацит правил один год/исправлено 5473 (275–276 гг.) 319. Краткость его жизни не предлагает никаких замечательных деяний. /исправлено: Краткость его жизни не предлагает достойных истории никаких деяний. 5480 320. Проб правил шесть лет./исправлено: 5479 /добавлено: Он был храбр на войне и блестящ в мире, он отвоевал все Галии у вторгшихся варваров. (276–282 гг.) 321. Зарождается манихейская ересь.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

3 . Умоляю Тебя, Боже, пошли помощь с высочайших Твоих небес и удали от сердца моего всякое злое действие и всякое плотское желание. Не лиши меня, Господи, защиты Твоей, чтобы не обрел меня враг мой и не попрал, как ему бы хотелось, и не сокрушил меня всецело. 314 Ибо Ты – Тот, Кто дает покаяние и сердце плачущее 315 грешнику кающемуся, так что благодаря утешению от плача и от дара слез, освобождаешь 316 Ты сердце его от лежащего на нем бремени греха. 4 . В дверь сострадания Твоего стучусь я, Господи; пошли помощь разрозненным порывам, отравленным множеством страстей и мощью тьмы. Возбуди во мне страдание от видения ран моих, хотя бы оно и не соответствовало мощи грехов моих, ибо если осознание степени моих грехов получу я, Господи, не вынесет душа моя горькой боли от них. Помоги слабым порывам моим к истинному покаянию, и да обрету я облегчение от бремени грехов через это страдание, которое – от Твоего дара; ибо без силы благодати Твоей совершенно не способен я даже войти внутрь себя и познать грехи 317 мои, чтобы при виде их я мог утихнуть от обилия рассеянности. 318 5 . О имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь, дабы мне войти в сокровищницу Твою и хвалою от всего сердца восхвалить Тебя за милости Твои, которые были на мне в конце времен; ибо Ты пришел и обновил меня знанием нового века. 6 . Восхваляю я, Господи, святое естество Твое, ибо Ты сделал мое естество святилищем сокровенности Твоей и ковчегом таинств Твоих, местом обитания Твоего и святым храмом Божества Твоего – Того, Кто держит скипетр Царствия Твоего, Кто управляет всем существующим, Кто есть Ковчег вечной славы Твоей, 319 Обновление для служащих Тебе огненных чинов, 320 Путь к познанию Твоему, 321 Дверь к дому видений Твоих, совокупность силы Твоей и великой мудрости – Иисуса Христа, Единородного из чрева Твоего и «остаток», 322 собранный из творения Твоего, как видимого, так и умопостигаемого. 323 7 . О Тайна, возвышенная за пределы слова и молчания, вочеловечившаяся, чтобы обновить нас посредством добровольного соединения 324 с плотью, открой мне путь, по которому я был бы возведен к твоим тайнам, идя по ясной тропе безмолвия от помышлений мира сего. Собери ум мой в молчание молитвы и да умолкнут во мне блуждающие помыслы благодаря этой просветленной беседе моления и изумления, исполненного тайн.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

309    Мифическая страна гипербореев, по понятиям древних, располагалась где-то на Севере, «за Бореем». 310    Форминга — лира, арфа. 311    Жители Италии были еще при Августе освобождены от военной службы, вследствие чего так называемая cohors italica (италийская когорта), обычно стоявшая в Азии, состояла из добровольцев. Также в преторианских войсках служили либо иноземцы, либо добровольцы. (Примеч. автора.) 312    Отлично! (лат.) 313    Идумея (область на юге Палестины) славилась своими конями. 314    Этот эпизод произошел в 46 г. до н.э., когда Цезарь отмечал свой галльский триумф; обычай ритуального осмеяния удачливых полководцев был весьма распространен как в армии, так и в народе. 315    Алкмеон — в греческой мифологии герой, убивший свою мать Эрифилу за то, что она некогда предала его отца Амфиарая. 316    Белокурая! (лат.) 317    Лициниан Пизон Гай Кальпурний — знатный патриций, ревнитель строгих нравов; был усыновлен императором Гальбой и погиб вместе с ним в 69 г. 318    Во время императоров численность легионов составляла около 6000 человек. (Примеч. автора.) 319    Нарва Марк Кокцей (р. 32) — римский император (96—98). Анней Юний Галлион — брат Сенеки, способный оратор; покончил с собой в 65 г. Квинциан Афраний — сенатор, казнен за участие в заговоре Пизона. 320    Велабр — торговый квартал между Капитолием и Палатином. 321    Лаурент — город в Лации между Остией и Анцием. 322    суженая моя! (лат.) 323    Овидий Назон Публий (43 до н.э. — 18 н.э.) — выдающийся римский поэт. 324    Эсхил (525—456 до н.э.) — великий греческий драматург, основоположник классической греческой драматургии. 325    Прокуратор — в эпоху империи должностное лицо, управляющее провинцией. 326    Ареопаг — собрание старейшин, городской совет. 327    По сообщениям античных авторов, Демокрит (греческий философ-атомист, 460—371 до н.э.) не мог без смеха смотреть на людские страсти и заботы. 328    Аммон, египетский бог солнца, в эпоху империи часто отождествлялся с Юпитером и почитался вместе с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Bd. 1. S. 321-337), содержавших обоснование учения об индульгенциях и опровержение критических замечаний Л.; автором тезисов был преподававший в ун-те авторитетный католич. теолог и гуманист К. Вимпина (ок. 1460-1531). В тезисах, по форме и содержанию являющихся прямыми ответами на большую часть 95 тезисов Л., излагается обычное для того времени католич. учение об индульгенциях: индульгенции связываются с 3-м этапом покаяния, т. е. с принесением Богу удовлетворения за грехи; признаётся право папы выпускать индульгенции как для живых, так и для умерших; подчеркивается, что индульгенции, вопреки критическому замечанию Л., не считаются в католич. учении отпускающими грехи, но служат лишь заменой необходимого наказания за грехи; некоторые др. обвинения Л. также признаются не соответствующими действительности и клеветническими. Когда в сер. марта 1518 г. книготорговец привез экземпляры тезисов Тетцеля в Виттенберг, студенты ун-та отобрали их у него и сожгли на городской площади; Л. осудил этот грубый акт в одной из проповедей и неодобрительно высказывался о нем в письмах друзьям, однако полагал, что содержание тезисов заслуживает подобного обращения с ними (см.: Ibid. S. 314). Ответ Тетцелю Л. дал в нем. трактате «Проповедь об индульгенции и благодати» (Eynn Sermon von dem Ablasz unnd gnade; текст см.: Luther M. WA. Bd. 1. S. 239-246); в действительности это не проповедь, а подборка из 20 тезисов, в которых кратко и доступно излагается учение о покаянии и подвергаются критике индульгенции. Л. отмечает, что схоластическое деление покаяния на 3 части не имеет основания в Свящ. Писании и потому принятие его не является чем-то обязательным для христианина. Вместе с тем Л. считает допустимым рассуждать о 2 первых этапах, сокрушении и исповедании грехов, однако касательно 3-го этапа замечает, что справедливость Бога не требует от грешника никакого удовлетворения, кроме его искреннего раскаяния и обращения к Богу, соединенного с намерением впредь «нести крест Христов» и совершать полагающиеся добрые дела.

http://pravenc.ru/text/2561088.html

310 Втор 17.6; Втор 19.15—21. 311 Втор 21.1—9. 312 И эта фраза, по всей вероятности, написана в угоду греческим читателям. 313 В древности на Востоке было в обычае пускать волов в поле, на котором был убран урожай, для обмолота срезанных снопов копытами. 314 Этот обряд освобождения деверя от брака практикуется еще и поныне и известен под именем халицы. (Перев.) 315 Исх 22.1—4. 316 Исх 21.2—6; Втор 15.12—18. 317 Втор 22.1—3. 318 Как было уже упомянуто, такого сочинения Иосифа Флавия не сохранилось. 319 Ср. ниже, V, 1, 19; XIV, 6, 2. Эта гора Гевал к северу от г. Сихема (совр. Наблус). Ныне гора называется Джебель Сулемие. (Перев.) 320 См. прим. 47 и 48 к книге третьей. 321 Ср.: Втор 34.1; здесь гора Нево в Моаве, близ Иерихона. 322 В Библии этот город называется Ай, или Айя (Айят), а у Евсевия — Haggai. Дословно — «груды камней», чему соответствует современное Телль-эль-Хадшар — «каменистый холм». (Перев.) 323 Гаваониты занимали город Гаваон, расположенный, по «Иуд. древностям» (VII, 11, 7), на расстоянии 40, а по «Иуд. войне» (II, 19, 1),— ста стадий от Иерусалима. Теперь это маленькая деревущка Эль-Дшиб к северо-западу от Иерусалима. Вблизи ее находился город Кафире (совр. Котире), а у западной границы области, которую впоследствии заняло колено Вениаминово, был расположен Кариафиарим, лесной город, где помещался ковчег завета. (Перев.) 324 В Книге Иисуса Навина (Нав 10.13) сказано: «И остановилось солнце» и т.д. На этот счет в предании сохранилось: Иисус Навин и евреи сражались однажды в пятницу с язычниками; Иисус боялся, что наступление субботы лишит евреев возможности продолжать бой, тем более что он видел, как языческие кудесники каким-то образом воздействовали на планеты во вред евреям. Тогда он простер руку свою по направлению к солнцу, луне и звездам, причем произнес священное имя Господне. Планеты остановились в своем течении и пребывали в неподвижности 36 часов, в продолжение которых Иисусу удалось окончательно победить врагов. 325 Вирофа — город на северной границе Палестины, принадлежавший во времена Давида сирийцам и расположенный недалеко от Дамаска. Во всяком случае он не идентичен с упомянутым здесь, который, судя по упоминанию Кедеса, лежал вблизи Меромского озера и положение которого еще точно не установлено. Несколько ниже (п. 24) Кедес помещается в пределах колена Неффалимова, а местоположение упомянутого в кн. XIII, 5, 7 Кедеса приходится между Тиром и Галилеею. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Анна (1665—1714), английская королева с 1702 г . Выражение «умерла королева Анна» означает давно устаревшую новость. 311 Король-Рыцарь — Ричард Львиное Сердце; Честертон говорит о пяти ранах распятого Христа. 312 «Истина сделала нас свободными» — Ин. VIII, 32. 313 Измена в небесах — восстание ангелов, отпавших от Бога, под предводительством Сатаны — См.: Ис. XII, 11—15. 314 Последним бродячим софистом Честертон называет Аполлония Тианского. 315 В «Илиаде» Гомера Ахилл убил Гектора, чтобы отомстить за своего друга Патрокла, павшего от его руки. Не удовлетворившись смертью Гектора, Ахилл несколько дней подряд глумился над его телом. Наконец, отец Гектора, троянский царь Приам, решился прийти к Ахиллу с выкупом за тело Гектора. Он боялся, что Ахилл убьет и его самого, но тот, растрогавшись при виде беспомощного старика, вспомнил своего отца, которому тоже не суждено больше увидеть сына, и не только вернул Приаму тело Гектора, но и плакал вместе с ним. 316 В христианской трагедии с Орфеем сравнивается Христос, который, по преданию, после казни сошел в ад и вызволил оттуда библейских патриархов. 317 …трубный глас свободы разнесся над страною живых — Честертон перефразирует библейский текст (См.: Пс. XXVI, 13). 318 Суеверие Константина — христианство. 319 Друиды — языческие жрецы кельтов, древних обитателей Британских островов и Франции. 320 Стоунхендж — огромная культовая постройка II тыс. до н. э.; остатки ее найдены в Англии; где камень упадет, там и ляжет — Честертон перефразирует библейский текст (Екл. XI, 3). 321 Солсбери-плейн — одна из главных площадей Лондона, место проведения парадов. 322 Схоластика — христианская философия Высокого Средневековья (XI—XIV вв.). Одним из величайших схоластов был Фома Аквинский (Аквинат). 323 Тайное мусульманство было одним из обвинений против UoahhaI Безземельного, короля Англии (1199—1216), во время его ссоры с папой (1205). 324 Стагирит — прозвание Аристотеля по месту его рождения — городу Стагира. 325 Аверроэс — Ибн Рушд (1126—1198) — иранский философ, один из главных представителей мусульманского аристотелизма. 326

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Духовный праздник в противоположность мирскому Ирмос Безстуднéй ярости же и огню божéственное жéлание сопротивляяся, огнь ýбо орошаше, ярости же смеяшеся, богодохновéнною словéсною преподóбных тривещанною цевницею, противовещая мусикийским органом посредé пламене: препрославленный отцéв и наш Бóже, благословéн еси. Божественное желание 307 , сопротивляясь 308 бесстыдной 309 ярости и огню, орошало огонь, а над яростью смеялось 310 , противозвуча 311 боговдохновенною 312 словесною 313 трехструнною 314 лирою 315 преподобных музыкальным орудиям среди пламени: препрославленный 316 Боже отцов и наш, благословен Ты. Тропари Богодéланныя скрижали Моисéй, писанныя Божéственным Дýхом, яростию сокруши, но сегó Владыка Рóждшую невреждéнну в небéсныя сохрань домы, ныне внутрь всели. С Нéю играюще вопиéм Христý: препрославлéнный отцéв и наш Бóже, благословéн еси. Моисей во гневе сокрушил богоделанные 317 скрижали, писанные Божественным Духом, но Владыка, сохранив невредимою 318 Родившую Его, поселил 319 Ее ныне в небесных обителях; торжествуя с Нею, будем восклицать Христу: препрославленный Боже отцов и наш, благословен Ты. В кимвалех усты чистыми, мусикийски же сéрдцем свéтлым, доброгласною трубóю, высóкою мыслию, Дéвы и Чистыя в нарочитый избранный день преставлéния, дéтельными плéщуще руками, вопиéм: препрославленный отцéв и наш Бóже, благословéн еси. На кимвалах чистых уст, музыкою светлого 320 сердца, благозвучной 321 трубою возвышенного размышления в знаменательный избранный день преставления Девы и 322 Чистой, рукоплеща деятельными 323 руками, будем восклицать: благословен Ты, препрославленный Боже отцов и наш. Богомýдрии соберитеся людие: Бóжия бо славы Селéние от Сиóна преставляется к небеснóму жилищу, идéже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, и в весéлии вопиющих Христý: препрославленный отцéв и наш Бóже, благословéн еси. Соберитесь, богомудрые люди, ибо жилище славы Божией преставляется от Сиона в небесное жилище, где чистый голос празднующих, голос несказанной радости, и в веселии восклицающих Христу: препрославленный Боже отцов и наш, благословен Ты. Песнь 7-я 2-го канона

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010