Блохин В. С. Раздел II. Православие на территории Закавказья Глава 7. Грузинская Православная Церковь 7.1. Возникновение грузинской Церкви. Христианство в Грузии I -V вв. Проблема автокефалии Первыми проповедниками христианства на территории Грузии (Иверии) были святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Поскольку Черноморское побережье часто служило местом ссылки многих неугодных лиц в Римской империи, то проповедь Евангелия осуществлялась здесь ссыльными представителями духовенства, в частности, одним из таких был свт. Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном. Свт. Климент проповедовал христианство в Херсонесе Таврическом. В последующее время христианство распространялось миссионерами, выходившими из пограничных христианских провинций (главным образом, малоазийских), а также через контакты через столкновения грузин с греками-христианами. Массовое крещение грузин произошло в 20-е гг. IV в. благодаря деятельности св. равноапостольной Нины (ум. 335), которая по праву считается просветительницей Грузии. Прибыв в Грузию, она прославила себя святой жизнью и многими чудесами. В 326 г. при царе Мириане христианство было провозглашено государственной религией страны. Мириан построил храм во имя Спаса в столице Иверии – Мцхете, и по совету св. Нины отправил послов к императору Константину Великому , прося прислать епископа и клир. Император Константин прислал в Грузию епископа Иоанна и греческие священники продолжили обращение грузин. Необходимо заметить, что вплоть до своей независимости Грузинская Церковь находилась в каноническом подчинении не Константинопольской, а Антиохийской Православной Церкви. Во второй половине IV в. с греческого языка на грузинский была переведена часть богослужебных книг. При иверском царе Вахтанге I Горгаслане (446499) Грузия достигла своего могущества. В 455 г. он перенес столицу государства из Мцхеты в Тифлис и в новой столице заложил основание знаменитого Сионского Собора. С древних пор и поныне Сионский Собор является кафедральным собором Грузинского Предстоятеля. Среди святынь Собора наибольшей известностью пользуется крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы и связанный волосами просветительницы Грузии. При Вахтанге в Грузии открылось 12 епископских кафедр, и были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости РПЦ продлила ограничение на посещение храмов Москвы и области до 28 апреля 21.04.2020 10:21 Кафедральный Храм Христа Спасителя в Москве. Фото с сайта travelto.moscow Москва, 21 апреля. Ограничения на посещение храмов и монастырей, введенные в связи с обращением главного государственного санитарного врача по городу Москве Елены Андреевой, продлены до 28 апреля. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на официальный сайт Русской Православной Церкви (РПЦ). «20 апреля 2020 года Управлением Московской Патриархии по городу Москве было получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е. Е. Андреевой о продлении режима ограничений посещения храмов По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в г. Москве и в Московской области в срок до 28 апреля 2020 года включительно благословляется совершать богослужения только при участии клира храма, а также необходимого количества сотрудников и волонтеров», –  отмечается на сайте. Действие предписания подлежит исполнению, согласно информации сайта, настоятелями приходов и подворий, а также наместниками и игумениями ставропигиальных монастырей. Ранее, согласно циркулярному письму управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая), опубликованному официальным сайтом РПЦ 11 апреля, церковные службы во время Страстной седмицы и Пасхи в Москве и Подмосковье с 13 апреля по 19 апреля прошли без прихожан в связи с требованием санитарных властей. В проповеди в храме Христа Спасителя в Вербное воскресенье Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих оставаться дома и смотреть богослужения по телевизору, исполняя введенные для борьбы с распространением коронавируса санитарные предписания. Из-за принятых против распространения инфекции мер прошло без прихожан и пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. С начала пандемии коронавирусом заразились более 2,3 млн человек, около 160 тыс. умерли. В России, по сведениям федерального оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, зарегистрирован 47 121 случай заражения, выздоровели 3 446 человек, умерли 405. Правительство РФ запустило ресурс стопкоронавирус.рф для информирования о ситуации в стране. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Грузия достигла своего могущества в V веке при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет (446—499). Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для своей Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V века Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты — вдовы царя Арчила I (413 — 434) —около 440 года впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового В середине VI века в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская Несколько сложным из-за отсутствия необходимых документов является вопрос о времени получения Грузинской Православной Церковью автокефалии. Известный греческий канонист XII столетия Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон, комментируя 2 правило Второго Вселенского Собора, говорит: «Архиепископа Иверского почтило независимостью определение Антиохийского Собора. Говорят, что во дни господина Петра, Святейшего Патриарха Феополя, т.е. Великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы Церковь Иверская, подчиненная тогда Патриарху Антиохийскому, была свободной и независимой Эта неопределенная фраза Вальсамона понимается по-разному. Одни склонны думать, что определение было при Патриархе Антиохийском Петре II (V в.), другие — при Патриархе Петре III (1052 —1056). Отсюда и объявление автокефалии относят к различным периодам. Например, Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в своем послании от 10 августа 1970 года на имя Патриарха Афинагора (переписка по случаю дарования автокефалии Православной Церкви в Америке) писал, что самостоятельность Церкви Иверии «была установлена ее Матерью — Церковью Антиохийской — в 467 году (см. об этом толкование Вальсамона на 2 правило Второго Вселенского Бывший Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Иероним по вопросу о времени провозглашения автокефалии Грузинской Православной Церкви склонен думать, что в 556 году решение этого вопроса Антиохийским Синодом было еще неокончательным, а в 604 году это решение было признано прочими Патриархами. «Тот факт, — писал он, — что автокефальный статус Церкви Иверии не был признан всеми остальными Святыми Церквами вплоть до 604 года, является очевидным свидетельством, что решение Антиохийского Синода было не чем иным, как предложением по данному вопросу и временным одобрением, без которого, однако, отделение какой-либо части юрисдикции Патриаршего престола никогда бы и не было объектом попыток. Во всяком случае, мы согласны с мнением, что решение Синода в Антиохии и признание остальными Церквами автокефального статуса Церкви Иверии, неоправданно запоздалое по неизвестным причинам, представляются исторически совершенно

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

14, 19. 253. 6, 29. 473. LXI. 1. 9, 39. 464. 1, 14. в. 148. 7, 41. a. 203. VIII. 8. 5, 18. 330. LXIII. 1. 14, 2–3. 176. 19, 7. 187. 29, 26–27. 276. 5, 37–38. 398. 7, 11. 119. 14, 31. 314. 14, 11. б. 213. 17, 1. 31. 1, 1. в. 28. LXV. 1. 7, 11. 117. 8, 28. д. 297. 6, 48–50. 33. 7, 13. 122. 18, 20. 150. 7, 25. 173. 7, 24. a. 145. 10, 11–13. 486. 14, 15. 241. 19, 5–6. 182. LVI. 1. 1, 1. а. 19. 15, 2. 333. 4, 20–21. 283. XI. 15. 8, 32. 318. 15, 5–6. 345. XII. 6. 7, 3–5. 107. 7, 37. 210. 6, 2–4. 419. 8, 21. a. 260. 6, 15. 442. Иеремия 7, 1–2. 102. 3, 34. a. 257. 18, 40. 177. 10, 8. 475. 10–11. 2, 14. a. 212. II. 10–11. 19, 15. б. 197. 7, 13. 120. 12–13. 1, 32–33. 187. XIV. 14. 7, 28. б. 182. 19, 15. б. 197. 10, 8. 475. 1, 3. a. 64. 6, 66. 80. 17, 3. 39. 15, 20. 380. III. 3. 19, 15. б. 197. 21, 1–6. 289. 7, 9–10. 115. 9, 28. 446. 8, 24. б. 275. 8, 13. 243. 6, 37. a. 499. XVII. 7–10. 6, 42. 23. 7, 24. б. 154. 21–22. 7, 24. a. 150. 18, 28. 163. 5, 10. 323. 6, 38–39. 10. XIX. 5. 4, 34. 306. 8, 13. 242. XXII. 10. 1, 2. 59. 1, 32–33. 186. 28–30. 6, 37. б. 500. 5, 10. 323. XXIII. 16. т. I, стр. 12. 6, 34. 489. 1, 2. 45. 8, 18. 253. 1, 9–10. 118. 8, 52. a. 379. 4, 22. 289. VI. 11. 9, 2–3. 408. 8, 37. 329. 1, 22–23. 169. 8, 42. 344. 10, 10. 479. XV. 2–4. 15, 2. 331. 7, 28. б. 182. XVI. 35. 7, 9–10. 114. 8, 42. 344 44–45. 7, 40–41. 223. 10, 8. 475. 4, 6. a. 272. 5, 19. 338. 18, 29. 164. 8, 18. 253. XVIII. 1–4. 9, 2–3. 407. 10, 34–37. 20. 9, 2–3. 399. 10. 8. 475. 8, 37. 329–330. XXVII. 18. 10, 8. 475. 1, 20. 51. XXVIII. 2. 8, 42. 345. 20–24. 9, 2–5. 407. 13, 10–11. 122. XXIX. 23. 11, 26. 44. XXII. 26. 1, 2. 54. 4. 22. 289. XXVIII. 12. 6, 27. б. 465. 8, 37. 329. 12–13. 8, 44–45. 352. 10, 11. 482. XXXIII. 11. 13, 10–11. 122. 31–32. 10, 11, 482. XXXIV. 2–6. 10, 14. 488. 8, 37. 329. 6, 56. 58. XXXI. 12. 4, 10–11. 277. 23–27. 10, 14. 488. XXXII. 2–3. 10, 11. 482. 1, 9–10. 128. Даниил 5, 19. 338. II. 20. 8. 28. д. 297. 4, 34. 306. 2, 24–25. 221. XXXIX. 18. 1, 9–10. 126. III. VI. 1, 9–10. 126.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских 593-613 366-368 368-370 370-389 389-399 399-402 403-414 414-417 417-424 КЕМПИНСКИЙ Аарон (1939-1994), израильский археолог, один из ведущих специалистов в области библейской археологии и археологии Ближ. Востока КЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Костомукшской и Кемской епархии Карельской митрополии), находится в г. Кемь Республики Карелии 425-426 426-427 613-618 427-431 431-445 КЕННЕШРЕ [Кеннешрэ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр 445-446 КЕНОСИС обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира 446-453 453-468 КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия) 468-475 475-477 477-480 КЕРАМЕВС Даниил (1-я пол. XVIII в.- 6.04.1801), мон., дидаскал и ученый из школы ап. Иоанна Богослова при Патмосском монастыре (Патмиада) (1769-1801) 480-481 КЕРАМИКА изделия из обожженной глины (в т. ч. в смеси с др. веществами) прикладного или декоративного назначения; одно из древнейших умений, распространенное в связи с доступностью материала и технологий обработки 481-485 485-486 487-489 КЕРЖЕНЕЦ (Керженские скиты), один из главных центров старообрядчества в кон. XVII - сер. XIX в., находившийся в лесных труднодоступных районах нижегородского Заволжья 489-494 КЕРИГМА в либеральной теологии ХХ в. раннехрист. устная проповедь об Иисусе Христе как о Мессии и Спасителе, предшествовавшая созданию первых письменных текстов, вошедших в канон НЗ 494-499 499-505 506-507 507-516 516-519 КЕСАРИАНИ мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богорородицы, недействующий, принадлежит Элладской Православной Церкви 519-522 КЕСАРИЙ (469 или 470 - 542 или 543), еп. Арелатский, проповедник и аскетический писатель, свт. (пам. зап. 27 авг.)

http://pravenc.ru/vol/xxxii.html

Являлись по временам в Грузии добрые государи, которые, заботясь о благосостоянии вверенного им царства, ревностно также заботились и о своей отечественной Церкви. Таков был сын и преемник Мириана Бакур, в царствование которого (342–364) едва ли не в первый раз соединились под одну власть жители Иверии, Колхиды, Абхазии и даже Кавказа. Первою мыслию Бакура было распространить святую веру между всеми этими своими подданными и огласить ею особенно те места, в которые прежде она не успела проникнуть. Вслед за тем повсюду, где только оказывалась наибольшая потребность в храмах, по мановению его возникли многочисленные домы Божии, которые с мудрою целию устрояемы были преимущественно на местах древних языческих капищ. В то же время для скорейшего благоустроения отечественной Церкви и для удобнейшего надзора за успехами в вере и благочестии новообращенных христиан Бакур счел нужным открыть в ней несколько епископских кафедр. А для того, чтобы приготовить ей достойных пастырей и вообще для просвещения своего народа и большего утверждения его в новой вере, старался завести училища, в которые вызывал образованных наставников из Греции и Ассирии. Таковы же были потом государи: Миридат, сын Бакура, окончательно утвердивший христианство между жителями Кларжета и Джавахета; Арчил (413–446), который употреблял всевозможные меры к искоренению остатков язычества в своем царстве и к очищению Церкви Грузинской от вкравшихся в нее некоторых языческих и еретических обыкновений и обрядов; Вахтанг (446–499), много действовавший на своих подданных в пользу христианской веры одним примером своей благочестивой жизни и усердием к храмам Божиим , но более всего заведением училищ при каждой епископской кафедре. Достойно замечания, что в царствование Бакура в новооткрытых им школах положено было начало переводу богослужебных книг с греческого языка на грузинский (причем переводчики пользовались, вероятно, литерами греческими, так как грузинские, если верить Моисею Хоренскому , изобретены уже в пятом веке армянским ученым Месропом — тем самым, который изобрел азбуку и для своих соотечественников); а в царствование Арчила по благочестивому желанию его супруги Сандухты переведен был в первый раз на грузинский язык Новый Завет. Из трудившихся в сем святом деле местные летописи сохранили имена Давида и Стефана (V в.), которые, впрочем, перелагали книги Священного Писания не с подлинника, а с сирийского перевода и переложили лишь некоторые, без сомнения нужнейшие при богослужении, коими Церковь Грузинская и пользовалась до десятого века, пока не появился в ней новый, лучший перевод всех священных и богослужебных книг с языка греческого.

http://sedmitza.ru/lib/text/435777/

Вечером гуляли по закутанному в дождевые пелены Тбилиси. При ближайшем рассмотрении улицы и постройки на них казались замшелыми, огромные здания стояли пустыми, во дворах грязь и развешенное для просушки белье. А рядом — величественные христианские соборы и звучат из глубины веков древние песнопения. Сегодня суббота. На всенощное отправились в кафедрал, где служит Католикос-Патриарх Илия II (этот титул он носит с 1010 г.), Сионский собор во имя Успения Богоматери, или " Сиони " . Основание храма было заложено еще в V в., при царе Вахтанге I Горгасале (446-499), но строительство окончено в первой половине VII в. Фрески и иконостас поздние, выполнены русским художником XIX в. Г. Гагариным. Главная святыня храма — Крест святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии. Он имеет причудливую форму – ветви креста наклонены вниз и перевязаны девичьими косами. Такие кресты в Грузии после того, как Божия Матерь явилась св. Нине во сне и дала ей этот крест из виноградной лозы, повелев с ним идти на проповедь. Проснувшись, св. Нина перевязала лозу своими волосами и отправилась в Иверию. За полчаса до службы храм забит — мужчины, женщины, дети. С удивлением узнала, что в Грузии поддерживается традиция всенощных бдений – всю ночь служат не только на Пасху, но на многие праздники, и люди, дети выстаивают. Пение здесь на три клироса – два поют древние грузинские распевы, а один что-то похожее на наш обиход, ставший известным в Грузии, по всей видимости, во времена Русского Экзархата, когда в храмах служили русские клирики на русском языке. Первыми распространяли христианство на территории Иверии св. ап. Андрей и Симон Кананит. Одно из преданий рассказывает, как после Вознесения апостолы и Богоматерь, собравшись в Сионской горнице в ожидании сошествия Св. Духа, стали бросать жребий, кому куда идти на проповедь. Богоматери досталась Иверия, но по велению Господа туда отправился ап. Андрей с нерукотворным образом Матери Божией Иверской. Массовое крещение совершилось в Грузии в IV в. благодаря св. Нине.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Грузия достигла своего могущества в V веке при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет (446–499). Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для своей Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V века Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора 56 . При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты – вдовы царя Арчила I (413 – 434) -около 440 года впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета 57 . В середине VI века в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская кафедра 58 . Несколько сложным из-за отсутствия необходимых документов является вопрос о времени получения Грузинской Православной Церковью автокефалии. Известный греческий канонист XII столетия Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон, комментируя 2 правило Второго Вселенского Собора, говорит: «Архиепископа Иверского почтило независимостью определение Антиохийского Собора. Говорят, что во дни господина Петра, Святейшего Патриарха Феополя, т. е. Великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы Церковь Иверская, подчиненная тогда Патриарху Антиохийскому, была свободной и независимой (автокефальной)» 59 . Эта неопределенная фраза Вальсамона понимается по-разному. Одни склонны думать, что определение было при Патриархе Антиохийском Петре II (V в.), другие – при Патриархе Петре III (1052 –1056). Отсюда и объявление автокефалии относят к различным периодам. Например, Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в своем послании от 10 августа 1970 года на имя Патриарха Афинагора (переписка по случаю дарования автокефалии Православной Церкви в Америке) писал, что самостоятельность Церкви Иверии «была установлена ее Матерью – Церковью Антиохийской – в 467 году (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Историки Грузии, занимавшиеся и занимающиеся этим вопросом, склонны думать, что грузинская церковь получила автокефалию еще в пятом веке. Естественно, поэтому, полагать, что авторитетное свидетельство в пользу названного предположения можно найти в правилах Вселенских Соборов, занимавшихся, между прочим, и подобными, каноническими вопросами. Однако, ничего подобного мы не находим в самих правилах Вселенских Соборов. Только в толковании на второе правило второго Вселенского Собора Феодор Вальсамон замечает следующее: «Если находишь и другие независимые (автокефальные) церкви, как-то Болгарскую, Кипрскую и Иверскую, не удивляйся этому... Архиепископа Иверского почтило независимостью определение антиохийского собора. Говорят, что во дни господина Петра, святейшего патриарха Феополя, т.е. великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы церковь Иверская, подчиненная тогда патриарху Антиохийскому, была свободною и независимою (автокефальною)» 3 . Но из этих слов Вальсамона ясно только то, что грузинский архиепископ сначала был зависим от патриарха Антиохийского, а потом, на основании определения частного антиохийского собора, во дни патриарха Петра, освободился от его зависимости, но когда именно имело место это обстоятельство, он не указывает, ибо упоминание о «господине Петре» не содержат в себе ничего определенного. Антиохийский престол до времени Феодора Вальсамона занимали несколько «патриархов» с именем Петра. Нет, поэтому, ничего удивительного в том, что академик Броссе (а за ним и все остальные историки Грузии), основываясь на указанном толковании Вальсамона с одной стороны, и на сказании грузинской летописи об учреждении католикосата в Грузии при Вахтанге Горгаслане (446–499) с другой, – делает предположение о тождестве «господина Петра» с знаменитым еретиком – патриархом Антиохии Петром Фулоном, (занимавшим святительский престол в 471, 476–478 и 485–488 гг.), а отсюда и освобождение грузинской церкви от зависимости антиохийского патриарха приписывают этому самому Патриарху Петру 4 . Но стоить только сопоставить означенное сказание грузинской летописи об учреждении католикосата при Вахтанге 5 со сказанием той же летописи об освобождении иверской церкви от Антиохийской значительно позже Вахтанга, при Адарнасэ 6 – и ошибка наших историков станет как нельзя больше ясною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибыв в Грузию, св. Нина вскоре обратила на себя внимание народа своей святой жизнью, а также многими чудесами, в частности исцелением царицы от болезни. Царь Мириан (342) принял христианство и сам стал проповедником учения Христова среди своего народа, а в 326 г. христианство было провозглашено государственной религией. Царь Мириан построил храм во имя Спаса в столице государства – Мцхете, и по совету св. Нины отправил послов к св. Константину Великому , прося прислать епископа и клир. Присланный императором епископ Иоанн и греческие священники продолжили обращение грузин. При преемнике Мириана царе Бакаре (342–364) были переведены на грузинский язык некоторые богослужебные книги и основана Цилканская епархия. Известно, что в конце IV – начале V в. в Абхазии находился в ссылке святитель Иоанн Златоуст . Грузия достигла своего высшего расцвета в политическом и церковном отношении в V в. при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении 446–499 г.г. При нем был перестроен обрушившийся в начале V в. Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого Сионского собора. При нем было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты около 440 г. впервые были переведены на грузинский язык книги Св. Писания Нового Завета. В середине VI в. в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская кафедра. Относительно вопроса о времени получении автокефалии Грузинской Церковью сейчас не существует единого мнения. В разных источниках оно датируется V–XI в.в.: 1) самостоятельность Церкви Иверии была установлена ее Матерью – Церковью Антиохийской – в 467 г., 2) в 556 г. решение этого вопроса Антиохийским Синодом было еще неокончательным, а в 604 г. это решение было признано прочими Патриархами; 3) автокефалию Грузинской Церкви провозгласил VI Вселенский собор (681 г.), а с 1010 г. глава Грузинской Церкви носит титул Католикоса-Патриарха. Первым Католикосом был Патриарх Мелхиседек;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010