Соч.: Об обрядовой стороне таинства Елеосвящения: [Пробная лекция]//ПрТСО. 1888. Ч. 42. С. 113-130; О греческом иконописном подлиннике: [Пробная лекция]//Там же. С. 131-151; К вопросу об авторе, времени написания, цели и составе «Изложения на лютеры»: [Рукоп. соч. XVII в.]//Там же. С. 152-176; Вступление в патриаршество и поучение к пастве Иосифа, патр. Московского//Там же. С. 327-381; Из истории изображений креста//Там же. 1889. Ч. 43. С. 236-299; О перемене темных облачений на светлые на литургии в Вел. субботу//Радость христианина. 1893. Кн. 4. С. 32-39; О путешествиях др. христиан и наших старинных паломников в Св. Землю, Рим и Царьград//БВ. 1894. Т. 1. 3. С. 446-462; Т. 2. 4. С. 63-88; Смысл припева: «Ангел вопияше Благодатней…»//Радость христианина. 1894. Кн. 5. С. 40-46; Церк.-археол. музей при МДА//БВ. 1895. Т. 2. 4. С. 120-140; Молитвенные храмы и открытые христианские храмы первых трех веков//Там же. 1896. Т. 1. 3. С. 351-369; О древнейших изображениях Божьей Матери//БВ. 1897. Т. 1. 1. С. 25-48; Происхождение, назначение и устройство рим. катакомб//Там же. Т. 2. 4. С. 68-91; Из истории древнерусской иконописи//ДЧ. 1897. Т. 3. С. 8-24; Об особенностях архиерейского служения с т. зр. древнецерк. обряда//БВ. 1903. Т. 1. 3. С. 499-515; О мере среди церкви в связи с вопросом о происхождении орлеца//Там же. Т. 2. 5. С. 46-64; О начале, первых деятелях (1744-1759 гг.) и направлении иконописной школы Троице-Сергиевой лавры//Там же. 6. С. 237-258; К вопросу о старых академических тезисах и их значении для археологии//Там же. 7/8. С. 414-430; Об отношении христиан II-III ст. к искусству//Там же. Т. 3. 10. С. 173-196; О выходах на воскресных вечерне и утрене в Др. Руси и их происхождении//Там же. 1905. Т. 2. 5. С. 1-26; О предносной архиерейской лампаде//Там же. 7/8. С. 560-569; О старом архиерейском месте в храме//Там же. С. 570-583; О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайным//Там же. Т. 3. 9. С. 69-75; О наружном виде и изображениях Иисуса Христа//ПБЭ. Т. 6. Стб. 665-676; О происхождении, символическом значении и устройстве архиерейского посоха//БВ. 1909. Т. 2. 6. С. 260-279; Мат-лы для истории древнерус. иконописи: (Опись церквей Иосифово-Волоколамского мон-ря 1545 г.)//Там же. 1910. Т. 2. 5. С. 182-195; Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери//Там же. 1911. Т. 3. 10. С. 364-371; Сб. статей по литургике и церк. археологии. Серг. П., 1911; Из чтений по церковной археологии и литургике: В 2 ч. Серг. П., 1918. (репр.: Ч. 1: Археология. СПб., 1995; Ч. 2: Литургика. М., 1996). |
Войвода, село 533 Воден, г. 165 Волисс, г. 219, 221 Вондица, г. 184, 494, 519 Ворзе, стратигида 369, 603 Вранья 253 Врбицкий проход, см. Сидира Вуколеон 117, 118, 475, 531 Гавал, Зевел, г. 317, 370, 578, 586 Гадира, г. 345, 599 Гадос, 222 Гаита 405 Галата, р-н Константинополя 473, 518 Галис, р. 310, 572, 582, 616 Гебр, см. Марица, р. Гебраика, см. Ираклия, г. Геллеспонт, пролив 62, 380, 387, 446 Гем, см. Балканский хребет Генуя, г. 320, 380 Георгия Кира городок (крепость) 196, 296, 297, 400—402 св. Георгия монастырь 124, 480 св. Георгия Сикеота поле 113 Георгия Великомученика храм (у Месампел) 295 св. Георгия церковь (в Кастории) 177, 514 Геракловы столбы см. Гибралтар Гераний г. 340, 597 Геркинийские леса 395, 613 Германикия 369 Германия 581 Герме, Гермийские холмы, см. Карме Гермон, р. 370 Гибралтар, Геракловы столбы пролив 195, 275, 524 Гидрунт, см. Отранто, г. Гиролимна, см. Серебряное озеро Главиница, г. 140, 156, 351, 352 Главиница придунайская, г. 181, 517 Гликис, Ахерон, р. 144, 145, 493, 495, 503, 519 Глосса, мыс 139, 338, 490 Гогенмользен, г. 460 Голландия 535 Голоя, крепость 204, 207, 212, 214, 268, 274, 531, 534 Голяма-Камчие, Вичина, р. 207, 532, 533 Гонат, башня 294—296 Граник, р. 610 Греция 520 Гурзуф, г. 545 Дакия, см. Венгрия Далмация, см. Сербия Дамалис, пролив см. Боспор Дамалис, п-в 107, 108, 111, 119, 138, 197, 292, 383, 386, 390, 400, 416, 470 Дамаск, г. 380, 579 Данувий, см. Дунай, р. Дафнутий 253, 549 Двух сестер башня (в Антиохии) 574 Девол, г.157, 348, 352, 357 Девол, р. 344, 499, 500, 600 Девра, г.339, 351 Декат, г.228, 538 Дельфина сады 166 Демирхисар, Валависта 328, 589 Джовинацо, г. 497 Диамболь, г. 204, 214, 268 Димилия, равнина 230 св. Димитрия церковь (в Константинополе) 331 св. Димитрия церковь (в Фессадонике) 107, 167, 471, 507 Дионисовы столбы 196, 524 |
Лжемихаил, см. Ректор Лисимах 214 Литаврин Г. 515, 517, 529, 613 Лонгивард 418, 620, 621 Лоран Ж. 498 Лукиан 454 Лундин А. 49 Луп Протоспафарий 488, 491, 493, 495, 498, 499, 518 Любарский Я. 578, 606 Люцифер 560 Мабилла 575 Мавр 372 Маврик 144, 493 Маврик (у Лупа Протоспафария) 493 Маврокатакалон, см. Мариан Маврокатакалон Маврокатакалон, см. Николай Маврокатакалон Магомет 201 Маистромилии 349, 599 Маккавеи 397, 613 Максим Исповедник, Максим 174, 513 Максимилиан, император 471 Малатерра 21, 455, 462, 491, 493, 495, 497—500, 502, 503, 517 Маналух, см. Монолик Манган, см. Георгий Манган Манефон 185, 520 Маниак, см. Георгий Маниак Мани 395, 514, 612 Маниак (Боняк?) 233, 541 Маний Курий Дентат 491 Манселли Р. 572 Мануил Василаки 73, 450 Мануил Вутумит, Вутумит 193, 247, 249, 280, 293, 294, 296— 299, 312, 313, 315, 377, 379, 584, 585 Мануил Вутумит (у Атталиата) 524 Мануил Комнин, брат Алексея I 57, 90, 98, 441, 463 Мануил Комнин, дед Алексея I 294, 439, 463, 570 Мануил I Комнин, император 28, 33—35, 479, 518, 521, 589, 611 Мануил Модин 362 Мануил Стравороман 467 Мануил Филокал 253 Марак 304, 575 Мариан Маврокатакалон, Маврокатакалон 270, 281—283, 355—358, 556 Марик А. 564 Марин 349, 359, 361, 372, 599 Мария, дочь Иоанна II Комнина 589 Мария, сестра Лазаря (библ.) 430, 626 Мария Аланская 10, 14, 27, 28, 43, 62, 80, 83, 95, 116—120, 123, 124, 254, 259, 445, 464, 476, 477, 480, 551 Мария Болгарская 102, 467, 468, 534, 535 Мария Комнина, дочь Алексея I 15, 17, 270, 430—432, 448, 522, 528, 545, 546, 556 Мария Комнина, сестра Алексея I 463, 479, 513, 554 Маркиз 318 Маскавел, см. Вильгельм Маскавел Масуд 413—415, 618 Масур 446, 449 Матильда 457 Маттафия Маккавей 613 Матфей Эдесский 445, 470, 523, 582 Матье М. 457, 459, 491, 505, 546 св. Мелетий Миупольский 487, 547 Мелик-Гази 573, 576 Мелик-Шах, Тапар (султан 1076—1092 гг.) 199, 443, 491, 522, 523, 525—527 |
Полог, Пологи, г. 165, 171, 253, 505 Понт, Понт Эвксинский, см. Черное море Пренет, г.192, 523 Преслав, Большая Преслава, г. 208, 533 Преслава, Мегапополь, г. 209, 533 Преспа, оз. 499 Примнес, г. 573, 617 Принкип, о-в 401, 615 Принцевы острова 516, 615 Прованс 564 Пропонтида 136, 190, 192, 243, 283, 287, 292, 480 Пруса 387 Псилл (Кипселлы?) 341 Птолемаида, см. Аке, г. Пуатье, г. 587 Пуца, крепость 271, 272, 556 Пьяченца, г. 558 Равеник, г. 167 Рамла, г. 307, 308, 578 Рашка 23, 30, 538, 551 Ревеник 167 Регий, см. Кючук-Чекмедже, г. Редесто, г. 186, 531, 539, 556 Ресий, см. Вафис-Риак, г. Рим, г. 80, 82, 84, 161, 162, 172, 205, 235, 279, 318, 336, 458, 459, 587 Риндак, р. 528, 610 Родопы, горы 394, 395 Родос, о-в 302, 314, 538, 575, 596 Ромаины, г. 371 св. Романа ворота 566 св. Романа церковь 285, 566 Россия 545, 554 Румский султанат 8, 22, 489 Румыния 539 Русий 221, 223, 224, 542, 568, 571 Сагудаи, село 402, 615 Сагут 615 Сазлийка, р. 530 Саламврия, Пеней, р. 169, 170, 508 Салерно, г. 80—83, 85, 161, 162, 181, 457, 459 Салернский принципат 457 Самос, о-в 248, 313, 538 Сангар, р. 274, 557, 571, 572, 616, 617 Сантаварис 406, 617 Сапанджа, оз. 557 Сарван, крепость 371, 604 Сарды, г. 304 Сарос, р. 62, 322, 446, 588 Сарсап, г. 371 Сасенс, см. Асон, о-в Священное озеро (Атанасовское озеро?) 267 Сген, укрепление 371 Севастия, г. 582, 593 Северное Причерноморье 448, 462 Северный Кавказ 462 Севтлос, о-в 314 Сезер, см. Ларисса (в долине Оронта) Селевкия, г. 315, 316, 379, 585 Сербия, Далмация 23, 90, 147, 220, 240, 241, 251—253, 263, 340, 384, 463, 496, 497, 519, 543, 548, 549, 569 Сервия, г. 165 Сердика, см. София Серебряное озеро, Гиролимна 284, 566 Серры 254, 257, 589 Сидира, Железные ворота, горный проход, Чалыкавский, Врбицский проход 203, 207, 274, 530 Сидира см. Железные ворота (в Константино-поле) |
Новости РПЦ продлила ограничение на посещение храмов Москвы и области до 28 апреля 21.04.2020 10:21 Кафедральный Храм Христа Спасителя в Москве. Фото с сайта travelto.moscow Москва, 21 апреля. Ограничения на посещение храмов и монастырей, введенные в связи с обращением главного государственного санитарного врача по городу Москве Елены Андреевой, продлены до 28 апреля. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на официальный сайт Русской Православной Церкви (РПЦ). «20 апреля 2020 года Управлением Московской Патриархии по городу Москве было получено предписание главного государственного санитарного врача по городу Москве Е. Е. Андреевой о продлении режима ограничений посещения храмов По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в г. Москве и в Московской области в срок до 28 апреля 2020 года включительно благословляется совершать богослужения только при участии клира храма, а также необходимого количества сотрудников и волонтеров», – отмечается на сайте. Действие предписания подлежит исполнению, согласно информации сайта, настоятелями приходов и подворий, а также наместниками и игумениями ставропигиальных монастырей. Ранее, согласно циркулярному письму управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия (Порубая), опубликованному официальным сайтом РПЦ 11 апреля, церковные службы во время Страстной седмицы и Пасхи в Москве и Подмосковье с 13 апреля по 19 апреля прошли без прихожан в связи с требованием санитарных властей. В проповеди в храме Христа Спасителя в Вербное воскресенье Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал верующих оставаться дома и смотреть богослужения по телевизору, исполняя введенные для борьбы с распространением коронавируса санитарные предписания. Из-за принятых против распространения инфекции мер прошло без прихожан и пасхальное богослужение в храме Христа Спасителя. С начала пандемии коронавирусом заразились более 2,3 млн человек, около 160 тыс. умерли. В России, по сведениям федерального оперативного штаба по борьбе с коронавирусом, зарегистрирован 47 121 случай заражения, выздоровели 3 446 человек, умерли 405. Правительство РФ запустило ресурс стопкоронавирус.рф для информирования о ситуации в стране. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading |
Говоря об армянах, входивших в состав общины великой лавры, биограф св. Саввы ни в одном из составленных им житий не упоминает о грузинах (иберийцах), а между тем не подлежит никакому сомнению, что последние дали палестинскому монашеству не мало подвижников. Выше было сказано, что грузины были среди палестинских подвижников IV в., и нет никаких оснований предположить, чтобы приток грузин-паломников в Палестину прекратился в следующем веке. Напротив, исторические данные говорят в пользу того, что общение между христианами-грузинами и Иерусалимской церковью в этом веке было еще оживленнее и теснее, чем раньше. «До 614 г. – во время владычества Византии в Палестине, грузины, как православные и союзники византийских императоров, пользовались на православном востоке всеми правами и преимуществами, которыми пользовались и греки“ 241 . Как паломники, являются они в Палестину, устраивают монастыри и поселяются в них. В числе грузинских паломников бывали нередко и грузинские цари. Вахтанг I Горгасал (446–499 г.) посетил Св. места Палестины вместе с матерью и сестрой, устроил монастырь на месте, приобретенном в IV в. грузинским царем Мирианом и для охраны грузинских монастырей оставил военную стражу из грузин. Из этих монастырей наиболее известны: Крестный в 20 стадиях от Иерусалима и Св. Иоанна Богослова в самом Иерусалиме. Как в этих монастырях, так и в лавре Св. Саввы сохранилось много рукописей, свидетельствующих о весьма ранних попытках грузинских подвижников сделать известным грузинскому народу богатое наследие греческой христианской литературы. Со второй половины VI в. грузины составляют и в лавре Св. Саввы преобладающий элемент, занимают предоставленную Саввой Освященным армянам пещерную, Богом созданную, церковь , и сама великая лавра делается как бы грузинским монастырем. Наконец, в числе правил, врученных Саввою Освященным преемнику своему Мелиту, есть одно, гласящее так: «не иметь права ни грузинам (μτε τος βηρας), ни сирийцам совершать полную литургию в их церквах». |
Грузия достигла своего могущества в V веке при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет (446—499). Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для своей Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V века Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора . При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты — вдовы царя Арчила I (413 — 434) — около 440 года впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета . В середине VI века в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская кафедра . Несколько сложным из–за отсутствия необходимых документов является вопрос о времени получения Грузинской Православной Церковью автокефалии. Известный греческий канонист XII столетия Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон, комментируя 2 правило Второго Вселенского Собора, говорит: «Архиепископа Иверского почтило независимостью определение Антиохийского Собора. Говорят, что во дни господина Петра, Святейшего Патриарха Феополя, т. е. Великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы Церковь Иверская, подчиненная тогда Патриарху Антиохийскому, была свободной и независимой (автокефальной)» . Эта неопределенная фраза Вальсамона понимается по–разному. Одни склонны думать, что определение было при Патриархе Антиохийском Петре II (V в.), другие — при Патриархе Петре III (1052—1056). Отсюда и объявление автокефалии относят к различным периодам. Например, Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в своем послании от 10 августа 1970 года на имя Патриарха Афинагора (переписка по случаю дарования автокефалии Православной Церкви в Америке) писал, что самостоятельность Церкви Иверии «была установлена ее Матерью — Церковью Антиохийской — в 467 году (см. об этом толкование Вальсамона на 2 правило Второго Вселенского Собора)» . |
—42— 15 . О путешествиях древних христиан и наших старинных паломников в св. землю, Рим и Царьград. – «Богосл. Вестн.» 1894, 3, 446–462; 4, 63–88. 16 . Смысл припева: «Ангел вопияше Благодатней»... – «Радость христ.» 1894, кн. V, 40–46. 17 . Молитва к Святой Троице от преп. отца Сергия, Радонежского чудотворца. – «Радость христ.» 1894, кн. VI, 135–139. 18 . Церковно-археологический музей при Московской Духовной Академии. – «Богосл. Вестн.» 1895, 4, 120–140, и 297–317. Отдельно: Сергиев Посад, 1895, стр. 41. Ц. 50 к. 19 . О молитвенных храминах и открытых христианских храмах первых трех веков. – «Богосл. Вестн.» 1896, 3, 351–369. 20 . Древне-христианская символика Воскресения. – «Радость христ.» 1896, кн. V, 25–36. 21 . О древнейших изображениях Божией Матери. – «Богосл. Вестн.» 1897, 1, 25–48. 22 . «Флорищева пустынь. Историко-археологическое описание». В. Георгиевского . – «Богосл. Вестн.» 1897, 362–367. (Библиограф. заметка). 23 . Происхождение, назначение и устройство римских катакомб. – «Богосл. Вестн.» 1897, 4, 68–91. 19 и 23 соединены и изданы отдельной брошюрой под заглавием: «Места молитвенных собраний христиан I–III вв.» Серг. Пос. 1898, стр. 43. 24 . Из истории древне-русской иконописи. – «Душеполезн. Чт». 1897, 5, 4–13; 552–570; 9, 8–24; 175–181: 360–374. Отдельно: Москва, 1897, стр. 56. Ц. 50 к. 25 . Из истории празднования нового года. – «Душепол. Чт.» 1898, 165–174. 26 . Чиновник Новгородского Софийского собора, с предисловием, примечаниями и указателем. – «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс.» 1899, кн. II. Отдельно: Москва, 1899, ХХ+270. Ц. 1 р. 75 к. 27 . Надписание гробное преп. отцу нашему Сергию, Радонежскому чудотворцу. – «Душепол. Чт.» 1901, 9, стр. 3. 28 . Чиновники Холмогорского Преображенского собора, с предисловием и указателем. – «Чтен. в Общ. Ист. и Др. Росс.» 190З, кн. IV. Отдельно: Москва. 1903, XLII+286. Ц. 2 р. 25 к. 29 . Об особенностях архиерейского служения литургии с точки зрения древне-церковного обряда. – «Богосл. Вестн.» 1903, 499–515. (Речь, произнес, на акте М. Д. Акад. 1 окт. 1899 г. |
910 Напр., так называемый Scriptor Incertus, повествующий о событиях 814 г., вторичном удалении Христа Халкитиса со своего места Львом Армянином (Auzépy, р. 449). 913 M.-F. Auzépy отстаивает мнение об однократном разрушении иконы при Льве V (813–820) и последующем восстановлении ее при Феодоре. Для нас же само по себе уничтожение иконы, единственное или двукратное, не столь важно, поскольку целью настоящей работы является изложение фактов исторической памяти византийцев, обусловившей формирование культа образа в послеиконоборческую эпоху. 914 В Patria Constantinoupoleos (ок. 995), воспроизводящей соответствующий пассаж из Parastaseis (741–775), Халкитис уже упоминается в легендарном контексте (Auzépy, op. cit., р. 446). 915 Рус. изд.: Продолжатель Феофана. СПб., 1992, с. 155. Этот сюжет проиллюстрирован в известном манускрипте Хроники Иоанна Скилицы из Мадрида: там представлен Лев VI Мудрый поблизости от крупного образа Богоматери Умиления (!) (Grabar A., Manoussacas М. L’illustration du manuscrit de Skylitzes de la Bibliotheque nationale de Madrid, Bibliotheque de l’Institut hclleniquc d’ctudes byzantine et post-byzantine de Venice 10. Venice, 1979, fol. 114 R; fig. 142). 916 Janin R. La geographie ecclesiastique de 1’Empire byzantine. T. III. Paris, 1953, p. 544–545. 918 Совершенно особую версию начальной истории Христа Халкского сообщает Patria Constantinoupoleos: бронзовая статуя (не живописная икона!) Христа, воздвигнутая императором Константином (!), исцелила кровоточивую жену и прославилась многими чудесами задолго до ее разрушения иконоборцами в нач. VIII в. (Mango, р. 108–109). 920 Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984, p. 147. 923 Janin, op. cit., p. 499–500. В Константинополе было несколько церквей такого посвящения. Под описание Ксанфопула более подходит храм Сорока Мучеников «что на Месе», стоявший неподалеку от Халки. Паломники о нем не сообщают. 924 Mango, op. cit., р. 132–135; A. Weyl Carr. Court Culture and Cult Icons in Middle Byzantine Constantinople//Byzantine Court culture from 829 to 1204/Ed. H. Maguire. Washington, 1997, p. 83, n. 17. |
Грузия достигла своего могущества в V веке при царе Вахтанге I Горгаслане, управлявшем страной на протяжении пятидесяти трех лет (446—499). Успешно отстаивая независимость родины, он немало сделал и для своей Церкви. При нем был перестроен обрушившийся в начале V века Мцхетский храм, посвященный Двенадцати Апостолам. С перенесением столицы Грузии из Мцхета в Тифлис Вахтанг I заложил в новой столице основание знаменитого, существующего до сегодняшнего дня, Сионского собора. При царе Вахтанге I, по утверждению грузинских историков, было открыто 12 епископских кафедр. Заботами его матери Сандухты — вдовы царя Арчила I (413 — 434) -около 440 года впервые были переведены на грузинский язык книги Священного Писания Нового Завета. В середине VI века в Грузии был построен ряд церквей и в Пицунде учреждена архиепископская кафедра. Несколько сложным из-за отсутствия необходимых документов является вопрос о времени получения Грузинской Православной Церковью автокефалии. Известный греческий канонист XII столетия Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон, комментируя 2 правило Второго Вселенского Собора, говорит: «Архиепископа Иверского почтило независимостью определение Антиохийского Собора. Говорят, что во дни господина Петра, Святейшего Патриарха Феополя, т. е. Великой Антиохии, было соборное распоряжение о том, чтобы Церковь Иверская, подчиненная тогда Патриарху Антиохийскому, была свободной и независимой (автокефальной)». Эта неопределенная фраза Вальсамона понимается по-разному. Одни склонны думать, что определение было при Патриархе Антиохийском Петре II (V в.), другие — при Патриархе Петре III (1052 —1056). Отсюда и объявление автокефалии относят к различным периодам. Например, Местоблюститель Московского Патриаршего престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в своем послании от 10 августа 1970 года на имя Патриарха Афинагора (переписка по случаю дарования автокефалии Православной Церкви в Америке) писал, что самостоятельность Церкви Иверии «была установлена ее Матерью — Церковью Антиохийской — в 467 году (см. |
| |