Это вызвало энергичный протест со стороны Рима. Папа Лев I Великий (440–461) громил «бесчестные происки» патриарха Константинопольского Анатолия, но безрезультатно. Отношения между Римом и Константинополем ухкдшились еще более при Акакии (471–498). Разрыв, который можно назвать первым разделением церквей, продолжался 35 лет, до 519 года, когда новая династия в лице Юстина Старшего (518–527) вынуждена была уступить Риму и подвергнуть унижению патриарха Uoahha II (518–520). Характерно, однако, что этого униженного патриарха первым стали титуловать «вселенским». Юстиниан Великий (527–565) вел западную политику, возвеличивал папу, но он же в своих новеллах величал патриархов «вселенскими». Титул этот, наконец, вызвал острый конфликт при папе Григории Великом (590–604) и патриархе Иоанне Постнике (582–595). Первый стал называть себя servus servorum Dei [раб рабов Божиих ]. Император Маврикий и патриарх на этот раз не пошли на уступки. В 7 в. появление арабов сильно влияет на положение столичного патриарха. В 637 г. пал Иерусалим, затем Антиохия, в 641 г. – Александрия, т.е. три патриарха из четырех на Востоке перестали быть заметными величинами. Иерарх цареградский в Византийской империи стал бесспорным единым главой всей Восточной Церкви. Так как весь организм империи приходит в содрогание под давлением внешней опасности, то патриархи этого времени проникаются государственными соображениями императоров, желавших укрепить связь окраин с центром, и не раз поддерживают монофелитское движение. Восьмой век, пора иконоборческих смут, приносит расширение пределов патриархата за счет власти папы. Император Лев Исавр (717–741) за противодействие Рима иконоборческому движению лишает папу доходов в Сицилии и Калабрии, отнимает у него диоцезы иллирийской префектуры и отдает их своему патриарху. Одновременно Лев родную Исаврию [на терр. совр. Турции] с двадцатью епископскими кафедрами и селевкийской митрополией отбирает у патриарха антиохийского, подвластного арабам, и присоединяет к константинопольскому патриаршему округу. С 9 в. патриархат насаждает христианство среди славян.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Петербургская (1720/25 (?)-1791/96 (?)), блж. (пам. 24 янв. и 24 мая и в Соборе Санкт-Петербургских святых) КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) «КУКУЗЕЛИССА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в Лавре св. Афанасия на Афоне (празд. 1 окт., по др. источникам - 21 нояб., в день Введения во храм Пресв. Богородицы) ЛАВРЕНТИЙ († 16 мая 1548),игумен, прп. (пам. 16 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛЕСНИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Леснянская) Икона Божией Матери (празд. 8, 14 сент. и в день Св. Троицы), чудотворный образ, обретенный в Холмской Руси, почитается православными и католиками

http://pravenc.ru/rubrics/123208_14.html

ЛАЗАРЬ ГАЛИСИЙСКИЙ (966/7-980/1 - 7.11.1053), прп.(пам. 7 нояб., 10 нояб., 17 июля (перенесение мощей)), столпник, подвизавшийся на горе Галисий ЛАЗСКИЕ МУЧЕНИКИ (Папатские, Дудикватские) (пам. 29 апр.), 300 чел., пострадавших в груз. исторической пров. Чанети (также Лазети, Лазистан ЛЕВ Евфимиевич Ершов (1867 (по др. данным, 1866) - 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе святых Пермской митрополии) ЛЕВ (Егоров Леонид Михайлович; 1889 - 1937), архим., прмч. (пам. 7 сент., в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕВКИЙ (I-III или IV-V вв.), еп. Врунтисиопольский (Брундизийский), исп. Александрийский (пам. 20 июня, пам. зап. 8, 11 янв.) ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД прп., Островский - см. Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, преподобные Островские ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД Платонович Бирюкович (1864 - 1937), прот., сщмч. (пам. 12 авг., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_56.html

ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (Невский Михаил Андреевич, при рождении Парвицкий; 1835 - 1926), , митр. Московский и Коломенский (1912-1917), митр. Алтайский (с 1920), выдающийся миссионер, просветитель народов Алтая,, свт. (пам. 16 февр., 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Алтайских святых и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАРКЕЛЛ († 1663), архиеп. Вологодский, свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), архиеп. Вологодский МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских

http://pravenc.ru/rubrics/123216_2.html

Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. 5. Fol. 333v) Прп. Григорий Декаполит. Миниатюра из Минология. XII в. (Ath. Doch. 5. Fol. 333v) Во 2-й пол. 30-х гг. IX в. Г. Д. вернулся в Фессалонику, в мон-рь мч. Мины. 3 года он провел в обители, но восстания слав. племен и неспокойная обстановка в регионе мешали ему предаваться аскетической жизни. В 837-839 гг. посетил гору Олимп в Вифинии, известную монашескими поселениями. В 841 г. он тяжело заболел и попросил отвезти его еще раз в К-поль. Г. Д. добрался до столицы в 842 г., уже после смерти имп. Феофила. Незадолго до кончины Г. Д. попросил, чтобы его перенесли на гору Олимп, где он и скончался. Среди чудес, совершенных Г. Д.,- изгнание змия, бесов, принимавших облик мух и скорпионов, многочисленные предсказания, избавления от телесных недугов. Проповеди Г. Д. заставили мн. грешников (блудница из Сиракуз, неблагочестивый мон. Захария) изменить образ жизни, чудеса происходили и от его мощей. Главным источником сведений о жизни Г. Д. является его Житие сер. IX в. (BHG, N 711), авторство к-рого большинством ученых приписывается агиографу Игнатию Диакону , составившему также жизнеописание патриархов К-польских Никифора I , Тарасия и др. Традиц. т. зр. заключается в том, что патриарх Игнатий, лично знавший Г. Д., написал Житие вскоре по его смерти, после 842 г. Такого мнения придерживаются издатель Жития Дворник, Манго и И. Шевченко (примеры лексических параллелей между Житием Г. Д. и др. произведениями Игнатия см.: Š ev enko. P. 123. N 71). Сомнения относительно авторства патриарха Игнатия были высказаны Вандой Вольской-Конюс, со многими из ее аргументов согласился А. П. Каждан. В частности, он отмечал более простой синтаксис по сравнению с Житием патриарха Никифора ( Каждан. С. 458), иное место действия (провинция, а не столица, как в др. Житиях Игнатия - Wolska-Conus. P. 440-442), большее внимание к чудесам, что совершенно нехарактерно для др. произведений Игнатия, иную методику композиционного построения текста ( Каждан. C. 459-461).

http://pravenc.ru/text/166830.html

В V столетии доминирующими стали две основные литургические традиции: римская, широко воспринятая также в Италии и Африке, и галликанская- с ответвлениями в Испании и кельтских странах. Если галликанская традиция-возможно, как реакция на готское арианство-переняла от Востока многие тринитарные элементы, то Римская церковь склонялась к гораздо более выраженному подчеркиванию посредничества Христа, что и объясняет отсутствие эпиклезы в римском евхаристическом каноне (хотя она существовала во времена Ипполита в Швеке). Развитие римского богослужения в интересующий нас период известно сравнительно хорошо. Сакраментарии, носящие имена Льва, Геласия и Григория, являются сборниками молитв, приписываемых соответственно папам Льву I (440–461), Геласию (492–496) и Григорию I (590–604). Будучи фактически более позднего происхождения, григорианский сакраментарий, хотя и несомненно связанный с богослужебной деятельностью Григория I, отражает более поздние и жесткие формы, зафиксированные во время папы Григория II (715–731). На Западе они сохранялись на практике вплоть до реформ Второго Ватиканского собора. Кроме того, так называемые Ordines Romani, восходящие к VIIb., подробно описывают ритуалы, богослужебные указания, крестные ходы и другие чинопоследования, совершавшиеся в Риме. Практика Римской церкви впоследствии была воспринята на всем Западе. Эта богослужебная централизация началась со свободного и органического процесса, во всем подобного влиянию константинопольского богослужения на Востоке. До VIII столетия не известно ни одной попытки римских пап навязать литургическое единообразие или хотя бы дать советы в области богослужения, кроме как по просьбе других западных епископов. В сознании христиан Vbeka Евхаристия осталась несомненным центральным таинством и критерием принадлежности к Церкви. Общей нормой было причащение мирян за каждым ее совершением-за исключением формально отлученных, как это описывает и поощряет святой Василий 192 . Но практика изменялась, и уже святой Иоанн Златоуст вынужден критиковать тех, кто уклоняется от причащения под предлогом «недостоинства» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Гольдберг А.Л. 10, 461 Гомбрих Э., историк искусства 347, 380, 386, 462 Гонзага Винченцо (ум. 1627), герцог Мантуанский 139 Гончарова Наталия Сергеевна (1881–1962), художница 438, 440, 442, 443, 444 Городцев П. 462 Грабар Андрей Николаевич, французский историк искусства, византинист 286. 361, 367, 369, 462 Грабарь Игорь Эммануилович (1871–1960), художник, историк искусства 179, 291, 363, 410, 462 Грамматин Н. 44, 462 Грещакова М.Ф. 459 Григорий (ум. ок. 1120), инок печерский, иконописец, преподобный 130 Григорий II, папа (751–731), святой 41 Григорий Богослов (329–389), отец церкви 168, 179, 220, 221, 222, 268, 313 Григорий Чудотворец (ок: 21З-ок. 270). святой 105 Григоров Дмитрий Александрович. историк и археолог 395, 462 Григорьев Иван, протоиерей 56 Григорьев Семен (упом. 1742), иконописец из Мстеры 182 Григорьева Е. Г. 93, 459, 462 Грищенко Алексей Васильевич (1883-?), художник, историк искусства 444 Грэй К. 462 Грязнов Ф. (упом. 1915), иконописец из Холуя 277 Гуревич А.Я. 74, 1 13. 217, 462 Гурий (ум. 299–306), св. мученик 74 Гурьянов Василий Павлович (1866–1920), иконописец и реставратор из Мстеры, Владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Величества 169, 185, 186, 187, 191, 192, 195, 243, 267, 270, 332 Гусева Э.К. 163, 462 Гюйе Р. 219, 304, 462 Д Даль Владимир Иванович (1801–1872), писатель, лексикограф, этнограф, создатель Толкового словаря живого великорусскаго языка (1863–1866) 206, 462 Дамаскинос М. (XVI в.), греческий иконописец с о. Крит 305 Даниил Викулин (1653–1733), основатель Выго-Лексинского старообрядческого общежительская 368 Данилевский Николай Яковлевич (1822–1885), писатель, социолог, автор сочинения «Россия и Европа» (1869) 238 Данкевич В. 380, 462 Данку Д. 220, 448, 458 Данку Ю. 220, 448, 458 Дворжак Макс (1874–1921), австрийский историк искусства 297, 326, 327, 462 Денисов Л. И. 330, 462 Державина О.А. 122, 138, 462 Джотто (1267–1337), итальянский художник 313 Дзери Ф., итальянский историк искусства 304, 462

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Едва ли можно признать верным утверждение, будто Восточная церковь всегда призывала католиков отвергнуть свои новации, тем более Filioque, на которое, якобы, первым обратил внимание лишь святитель Фотий, Константинопольский патриарх в 858-867 и 877-886 годах, а затем уже и патриарх Михаил Керуларий (1043-1059), правда, внесший Filioque всего лишь на 13 позицию (!) в перечне обвинений против латинян. Ссылка на то, что Filioque впервые появилось в официальных католических документах лишь в IX столетии, также должна быть всецело отнесена к числу явных недоразумений, поскольку уже давно установлено, что эта редакция Символа Веры не просто была торжественно провозглашена на Толедских соборах VI века, но и хорошо известна в Риме, где нисколько не сомневались в допустимости такого изложения христианского Вероучения . Одним из первых об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына учил еще св. Иларий Пиктавийский (315-367), и многие исследователи полагают, что уже к концу IV века на Западе сложился догматический консенсус относительно Filioque: «Символы, Соборы и папы авторитетно учили, что Святой Дух исходит от Отца и Сына» . Об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына довольно явственно писали также такие великие Отцы и Учители Церкви, как святитель Амвросий Медиоланский (340-397), Августин Блаженный, епископ Иппонский (354-430), Римские папы – святитель Лев Великий (440-461), святитель Григорий Великий (590-604) и другие . Не говоря уже о том, что политическая подоплека этих богословских обвинений совершенно очевидна, нельзя не отметить, если речь идёт по существу, что, по авторитетному мнению В.В. Болотова (1853-1900), вывод св. Фотия, ставший первопричиной антилатинских движений, «не имеет принудительной диалектической силы, т.к. Filioque встречается у таких отцов и писателей, которые Вселенские Соборы принимают, следовательно, не считают это воззрение противоречащим их определениям» . Это убеждение разделяет и современный, не менее авторитетный и обстоятельный богослов (впрочем, не он один): «Формула Фотия (только «от Отца». – А.В.) – вовсе не итог святоотеческого богословия; это альтернативная формула, изобретённая специально для целей антилатинской полемики, и православный богослов может с чистой совестью считать фотианство для себя необязательным, не имеющим статуса догмата, каковой ему может придать только Вселенский Собор» .

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/16/...

Значение L. P. как источника сведений об истории Папского престола в I-VI вв. трудно определить. Пытаясь следовать единой схеме в жизнеописании каждого понтифика, авторы биографий додумывали недостающие сведения, поэтому в тексте содержится большое количество ошибок и вымышленных подробностей. Начиная с жизнеописания Льва I Великого (440-461) авторы не прибегали к явным вымыслам, но по-прежнему допускали неточности, напр. в рассказе о Халкидонском Соборе. Повествование в L. P. становится достоверным только начиная с биографии Анастасия II (496-498), поэтому к сведениям, изложенным в более ранних жизнеописаниях, следует относиться с осторожностью: они достоверны лишь в той мере, в какой авторы опирались на доступные им источники (LP. T. 1. P. XXXV-XXXVI; Vogel. 1975. P. 103-104). Составители L. P. использовали документы из папского архива, из к-рых они почерпнули сведения о папском эвергетизме: финансировании строительства церквей, дарениях недвижимости и предметов убранства, благотворительной деятельности. Значительную часть биографии папы Сильвестра I (314-335) занимает информация о благодеяниях имп. Константина I Великого, по указанию к-рого были построены Латеранская базилика и баптистерий (в L. P. подробно говорится об убранстве и о земельных владениях храма), придворная Сессорианская базилика (Санта-Кроче-ин-Джерузалемме), базилики на пригородных кладбищах Рима, а также в Остии, Альбане (ныне Альбано-Лациале), Капуе (ныне Санта-Мария-Капуа-Ветере) и Неаполе. Эти сведения являются уникальными и существенно повышают значение L. P. как исторического источника, хотя, по-видимому, они неполны (так, в L. P. не упом. о строительстве крупной базилики св. Павла на рубеже IV и V вв.). Продолжения L. P. регулярно составлялись в VII-IX вв. Согласно Дюшену, основной текст завершался биографией Сильверия (536-537) и долгое время не дополнялся новыми жизнеописаниями. В биографиях более поздних понтификов (начиная с Вигилия (537-555)) есть ошибки и неточности; жизнеописания Пелагия II (579-590) и его преемников достоверны, но содержат мало подробностей.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Иконописный подлинник. С. 238. 42). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) отметил следующее: «…типа греческого. О подобии его не сказано, но лучше его писать средних лет и со средней величины бородой, с проседью, в фелони и омофоре» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 136). Один из самых ранних образов Л. был представлен в росписи базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (440-461, утрачена во время пожара в 1823); погрудное изображение было помещено в медальоне на сев. стене центрального нефа, известно по рисунку в рукописи из Ватиканской б-ки (Vat. Barber. lat. 4407. Fol. 1). В росписи кон. XI в. Нижней церкви рим. базилики Сан-Клементе в центральном нефе на зап. стороне вост. опоры сохранилась нижняя часть сцены с изображением сщмч. Климента и его предшественников на Римской кафедре («Поставление сщмч. Климента в папы»). Слева от центральной фигуры сщмч. Климента, за ап. Петром, изображен в 3/4-ном развороте вправо Л. (идентификация возможна благодаря именам на полосе разгранки сцен), справа - папа Анаклет I. На Л.- белая туника, насыщенного синего цвета казула с узкой красной оторочкой, палий. В составе минейного цикла наиболее ранний дошедший до наст. времени пример изображения Л.- миниатюра в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 160; 1-я четв. XI в.). Святой представлен в рост, в одеждах, типичных для изображений апостолов,- в хитоне, гиматии, с омофором на плечах, в руке держит свиток (с ним - апостолы от 70 Филолог, Ерма, Патров и Гаий). Стоящим первым вместе с апостолами Филологом и Ермой Л. изображен в греко-груз. рукописи кон. XV в. (в т. н. Афонской книге образцов) (РНБ. O.I.58. Л. 86 об., под 5 нояб.; фигуры празднуемых в том же Соборе апостолов Патрова и Гаия перенесены на следующий лист). Л.- молодой муж с округлой, сужающейся книзу бородой; его фигура развернута вправо к 2 др. апостолам, обеими руками он держит закрытый свиток. Изображения Л. в минейных циклах в росписях храмов и на иконах не встречаются. В XIV в.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010