Де-факто такое же положение существовало и в Карфагене. Епископ Милана - города, где находилась имперская резиденция, - также пользовался особыми правами. Мы уже говорили об истории создания подобных провинций вокруг Константинополя и Иерусалима. Свой митрополичий округ существовал в Салониках, где архиепископ был викарием Папы римского (к нему относился весь Иллирик). А Юстиниан (527-565) возвысил поселение в Македонии, где он родился, назвал его Юстиниана Прима и дал ему архиепископскую юрисдикцию над всей Дакией. Итак, на Востоке к VI в. сложились следующие центры: - Константинополь - с юрисдикцией над тремя префектурами: Фракия, Понт, Асия; - Александрия - с жестко централизованной властью над одной префектурой, Египтом (включавшей Ливию); - Антиохия - с довольно неопределенно сформулированной юрисдикцией над всем Востоком, за исключением ампутированных Кипра (III Собор) и Палестины (IV Собор); - Иерусалим - с юрисдикцией над тремя митрополичьими округами в Палестине; - Фессалоники, присоединенные в 437 г. к Восточной империи, но возглавляемые папским викарием, - с юрисдикцией над префектурой Иллирик (т.е. современными Македонией, Болгарией и Грецией); - Юстиниана Прима, возглавлявшая диоцез Дакию (современная Сербия, Албания и часть Румынии), выделенную из Иллирика; - Кипр, единственная кафедра из древней системы, которой удалось выжить: в ней митрополит независимо председательствовал над епископами одной-единственной провинции. На Западе Римский епископ председательствовал на рукоположении епископов Центральной и Южной Италии и островов Сицилии и Корсики. На всем остальном Западе его авторитет и престиж носил более нравственный, чем юридический характер, и митрополиты действовали независимо, хотя постепенно и развивалась традиция посылать апелляции в Рим. Но Карфаген и такие церковные центры, как Равенна, Арль, Милан и Аквилея, не принимали этой тенденции и яростно противились ее развитию. Титул «патриарх» стал употребляться в Риме во время папства св. Льва (440-461), а в Константинополе - поколением позже.

http://sedmitza.ru/lib/text/434751/

К изучению легенды о К. впервые обратился иезуит Гаэтано, который опирался на канон Сергия и на лат. чтения. Исследователь пришел к выводу, что К. происходил с Востока, а причиной его переселения на Сицилию было т. н. великое гонение, начатое в 303 г. императорами Диоклетианом и Максимианом. Предположение Гаэтано было отвергнуто Папебруком, к-рый считал, что в каноне Сергия и в лат. чтениях речь идет о разных святых. Поскольку имя Калогер (греч. Καλγερος) означает «старец» или «монах», болландист предположил, что жившие на Сицилии греки могли называть так разных подвижников, чьи настоящие имена были забыты (ActaSS. Iun. T. 3. P. 589). По мнению Папебрука, К., которому посвящен канон Сергия, был основателем или настоятелем мон-ря Фрагала. Болландист предположил, что в рукописи канона указание на место рождения святого содержало ошибку (τς Καλχδονος χραν вместо Καρχδονος), в действительности К. происходил из Карфагена. Т. о., К., Григорий и Димитрий были африканцами, бежавшими или сосланными на Сицилию в V в., во время преследований правосл. духовенства вандалами. Впосл. еп. Григорий и диак. Димитрий приняли мученическую смерть, К. избежал гибели и стал монахом. Др. К., о к-ром рассказывается в лат. чтениях, по версии Папебрука, был выходцем с Востока. Чтения основаны на достоверном сказании, восходящем к несохранившемуся греч. Житию, к-рое было искажено при переработке. Поэтому болландист «отредактировал» изданный им текст, исключив «недостоверные» подробности, напр. упоминания об имп. Нероне и об ап. Петре. Для датировки жизни святого Папебрук воспользовался данными раннего Жития св. Филиппа из Аджиры, в к-ром утверждается, что Филипп род. в пров. Фракия при имп. Аркадии (395-408) (Vita di S. Filippo d " Agira. 1981. P. 120-121). Исходя из этих сведений, болландист пришел к выводу о том, что Римским папой, к-рый направил К. на Сицилию, был св. Лев I Великий (440-461) и что К. скончался ок. 485 г. Такая датировка позволила исследователям предположить, что бегство К. с Востока было связано с борьбой между православными и монофизитами в эпоху Халкидонского Собора (451).

http://pravenc.ru/text/1320137.html

Когда в результате Миланского эдикта императора Константина 313 года христианство , после трех веков гонений, стало дозволенной религией и христиане вышли из катакомб, новое учение с невероятной быстротой стало распространяться по территории Римской империи, постепенно вытесняя все другие культы и становясь господствующей религией. В 325 году Никейский собор сформулировал общеобязательные основы христианского учения; церковь стала называться апостольской, католической (вселенской) и православной (единственно правильной). Пора было, в особенности в связи с появлением разного рода толкований догматов, заняться упорядочением церкви как организации. Сложилась четкая градация церковных должностей во главе с архиепископами и епископами, ведавшими целыми церковными провинциями. Епископы Рима, Александрии, Константинополя, Иерусалима и Антиохии приняли титулы патриархов; двое из них – римский и александрийский – сверх того стали называться «папами»; позднее этот титул удержался лишь за римским первосвященником. Институт папства как главный центр управления западной христианской церковью складывался и развивался по мере разложения и распада Римской империи, причем укреплению его содействовали сами императоры. Подлинным основателем папства считается Лев I Великий (440–461), вынудивший императора Валентиниана III издать эдикт, провозгласивший «первенство апостольского престола» и право его судить епископов, что сразу же поставило римского первосвященника над прочими церковными функционерами. Падение Западной Римской империи (476) заставило пап искать помощи и поддержки у восточноримских императоров, но Константинополь был далеко и помощь его оказалась эфемерной. И вот папа Григорий I, также прозванный «Великим» (590–604), делает следующий важный шаг, чреватый большими успехами в будущем: он меняет ориентиры и с Востока переносит свой взор на Запад, первым разглядев растущее и набиравшее силу Франкское государство. Результат не заставил себя ждать. Когда один из преемников Григория, Стефан III, обратился за помощью против теснивших его лангобардов к Пипину, ставшему с его благословения первым королем франков из династии Каролингов, Пипин не замедлил эту помощь оказать: дважды разбив лангобардов, он передал захваченные у них земли Стефану, чем было положено начало светскому государству пап (756).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Святитель Лев I Великий, папа Римский (440 - 461) получил от императора титул Верховного понтифика, pontifex maximus, который постулирует носителя этого титула в качестве высшего авторитета в вопросах веры. «Власть римского епископа как наместника св. Петра уже утвердилась ранее предшественниками Льва, в особенности такими, как Дамас и Сириций. Но Лев - папа, чья безупречная нравственность и преданность Церкви создали ему непоколебимый авторитет во всем мире, - придал этой идее куда больше торжественности, внешнего блеска и последовательности. Более того, он внес в эту самооценку Римской Церкви два новых аспекта. Один из них - параллелизм двух организаций, имперской и церковной. Римское понятие имперского тела (corpus) идентифицируется в его мысли с Телом Христа (Corpus Christi), которое понималось не только как духовное, сакраментальное тело, но и как конкретная земная организация. Конечно, Сам Христос - Глава тела, но так как Он сделал Петра «князем всей Церкви» - главенство над земной организацией принадлежит Петру и его наследникам. Иными словами, Петру и его наследникам принадлежит в Церкви то место, которое в Империи принадлежит императору». Власть папства, утверждал святой папа Лев, - это власть самого святого Петра; устами пап глаголет сам святой Петр. При всем уважении к папе Льву лично на Востоке стали понимать, что «римское папское самосознание» нужно как-то ограничивать. И поэтому на IV Вселенском соборе было принято 28 правило, уточнявшее 3-е правило Второго Вселенского Собора: «Ибо и престолу Древнего Рима отцы, как и подобает, дали преимущества, потому что он был царствующим городом... Такие же преимущества подобают и святейшему престолу Нового Рима... Город, получивший честь быть городом императора и сената и имеющий равные преимущества с древним императорским Римом, был бы... подобно ему возвеличен и в церковных делах и стал бы вторым после него». Здесь утверждаются две неприятные для Рима идеи: во-первых, что верховенство Первого Рима, так же как и Второго, было утверждено отцами, а вовсе не святым Петром, а во-вторых, что преимущества римского епископа вытекают из того, что Рим был царствующим городом, то есть столицей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/15/...

Устав Б. с. н. в греч. приходском Типиконе отличается от рус. тем, что здесь на «Господи, воззвах» стихиры Октоиха поются на 7, а Триоди - на 3; на хвалитех - Октоиха на 5 и Триоди на 3 ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 317-319); почти то же (на «Господи, воззвах» 6 и 4, на хвалитех - 5 и 3 стихир Октоиха и Триоди) - и в первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (Л. 1-5об.). При совпадении с Б. с. н. больших праздников неподвижного круга Типикон предписывает соединять их службы. В месяцесловной части Типикона есть 5 Марковых глав , посвященных соединениям подготовительных недель Великого поста со службами Трех святителей (30 янв.), предпразднства и самого праздника Сретения Господня (2 февр.), а также его попразднства и отдания (Т. 1. С. 438-440, 448-449, 458-461, 467-469, 484-485). Среди храмовых глав присутствует гл. 25, посвященная службе престольного праздника в храме святого в предпостовые недели, отсылающая к Марковой главе Сретения (Типикон. Т. 2. С. 1110-1111). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. кроме марковых есть общая глава о великом или храмовом святом в предпостовые недели, где (в отличие от 25-й храмовой главы совр. Типикона) соединение служб расписано подробно (гл. 49: Л. 75-77). В нек-рых совр. невизант. лекционариях (копт., католич. и англикан.) притча о блудном сыне также находится среди великопостных чтений - в 3-е и 4-е воскресенья поста соответственно (эл. ресурс: http://www.bombaxo.com/lectionaries.html ). Гимнография Б. с. н. тематически посвящена осмыслению евангельской притчи о блудном сыне; ее основной мотив - раскаяние молящегося, представляющего себя блудным сыном, удалившимся от Небесного Отца в страну греха. Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.), автор синаксаря Б. с. н., подробно раскрывая смысл притчи, писал, что она читается накануне поста для того, чтобы побудить верующих к раскаянию и предохранить их от отчаяния (Триодь Постная. Л. 12-13). Канон Иосифа 2-го гласа (ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Ιησο Θες μετανοντα δξαι (        )) с именем песнописца в акростихе 9-й песни указывается как студийскими, так и иерусалимскими Типиконами и уже в Триоди X в. (Sinait. gr. 734) выписан 1-м; 2-м здесь выписан др. канон 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа (ирмос: Γν φ ν οκ λαμψεν (          ), нач.: Πντες νν βοσωμεν (Все ныне воскликнем)), с акростихом «Πτρου κανονρχου κα διακνου θρνος» (Петра канонарха и диакона плач), имеющий 2-ю песнь ( Quinlan. T. 2. P. 5, 8-17), он же присутствует и в слав. Орбельской Триоди (РНБ. F. п. I 102, XIII в.- Карабинов. С. 186). В ркп. Vat. Barber. 484, 1120 г. сохранился также фрагмент (7-9-я песни) анонимного канона 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа на Б. с. н., с фрагментом акростиха «[λ-?]ησων μς. μν» ([Пом]илуй нас. Аминь - Карабинов. С. 249). Еще 5 канонов о блудном сыне указаны в рукописях для 2-й недели поста.

http://pravenc.ru/text/блудного сына ...

Впрочем, и сам Сириций понимал, что он издает противоканоническое распоряжение, видно из того, что в этом распоряжении не ссылается ни на какое из существующих канонических предписаний о браке священнослужителей и не старается, как этого требует порядок, хоть сколько-нибудь согласовать эти предписания со своим распоряжением, а только выдвигает власть апостольского престола (apostolicae sedis auctoritatem), и на основании этой власти заповедует то, что ему хочется. Строгие требования папы Сириция о целибате духовенства не нашли у ближайших преемников его той защиты, какую хотели бы представить в своих сочинениях в защиту целибата западные канонисты. Они называют четырех пап: Иннокентия I (402–417), Льва Великого (440–461), Пелагия II (578–590) и Григория Великого (590–604). Однако папы Иннокентий I и Лев Великий требуют лишь, чтобы брак священнослужителей был духовным, а не плотским; в частности же Лев Великий не требует, чтобы священнослужители удаляли от себя своих жен, а хочет только, чтобы они смотрели на них, как будто бы не имеют их (et quasi non habeant uxores, sic habere) 1097 . В этом смысле говорит Пелагий II, требуя то же самое от иподиаконов 1098 . А папа Григорий Великий категорически заявляет, что закон о целибате кажется ему строгим и трудно осуществимым (durum atque incompetens mihi videtur); однако и он энергично рекомендует священнослужителям соблюдать воздержание, не требуя, впрочем, от них, чтобы удаляли от себя жен своих 1099 . И все-таки строгое направление Сириция относительно целибата все больше и больше завоевывало почву, особенно же после Григория Великого , а именно, при папах Феодоре I (642–649) и Мартине I (649–658), известных своею ревностью о распространении примата римского епископа над всей церковью и стремлением к централизации всей духовной власти в своих руках. Между тем Испания и Галлия, выдвинувшие впервые на своих соборах в начале IV века мысль о целибате, продолжали действовать в том же направлении и в следующие три века 1100 , чем содействовали распространению и утверждению на западе этой идеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Гайденко П.П. Понимание бытия в античной и средневековой философии//Античность как тип культуры. – М.: Наука, 1988. Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М.: Наука, 1989. С.189–196. Гараджа В.И. Католицизм о научном познании//Наука и религия – М., 1972. – 7. Гараджа В.И. Проблемы веры и знания в томизме//Вопросы философии. – М.,  1963. – 9. Гарнак А. История догматов//Раннее христианство. – М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001.  Т. 1. С.440–461. Гарнцев М.А. Некоторые аспекты проблемы человека в средневековой западной философии//Логос. – М., 1992. – Вып. 1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – Кн. 3//Гегель Г.В.Ф. Сочинения . – М.; Л., 1935. С.136–137. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского//Вопросы философии. – М.,  1994. – 1.  Гилберт К., Кун Г. История эстетики/  Пер. с англ. – М.: Иностранная литература, 1960. С.158–164. Гиндулис Н.Л. Человек в европейском средневековом хзнании//Филоосфские науки. – М., 2003. – 2, 4, 5. Грацианский П.С. Фома Аквинский//Политические учения. История и современность: Домарксистская политическая мысль. – М.: Наука, 1979. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.   Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. С.250–259. Деги Э.А., Уколова В.И. Некоторые аспекты мировоззрения Фомы Аквинского//Бахрушинские чтения. – Новосибирск, 1971. – Вып. 3. Дзикевич Е.А. Философско–эстетические взгляды Фомы Аквинского: Автореферат дисс. канд. фил. наук. – М., 1997. Дзикевич Е.А. Ценностная ориентация теории познания Фомы Аквинского//Духовные ценности как предмет философского анализа. – М., 1985. Доброхотов А.Л. Трактат Фомы Аквинского «О сущем и сущности»//Историко–философский ежегодник’88. – М.: Наука, 1988. Драгун Б., Стяжкин Н. Фома Аквинский//Философская энциклопедия/Гл. ред. Ф.В.Константинов. – М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. – Т. 5.  Душин О.Э. Исповедь и совесть в западноевропейской культуре XIII – XVI  вв. СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 91 – 123.

http://bogoslov.ru/person/3176926

Так, впервые в формате Вселенского Собора мы имеем свидетельство того, что Римская Церковь заявила свое притязание на первенство в Церкви. Отметим как факт, что право на это первенство Римская Церковь основывала на фальсифицированном тексте одного из основополагающих канонов . Доподлинно неизвестно, при каких обстоятельствах и когда на Западе возник латинский перевод 6-го Никейского правила со вставкой Ecclesia Romana semper habuit primatum , и почему греческий термин πρεσβεα был переведен не через обычное латинское соответствие privilegia, а через слово primatus (первенство). Помимо чисто текстуального искажения канона при переводе на латинский язык, в Риме применили к нему и весьма неожиданную интерпретацию: согласно принятому там вплоть до середины XX в. толкованию, канон вводил иерархию упомянутых в нем кафедр, по которой первое место занимала Римская, второе — Александрийская, а третье — Антиохийская. Святитель Лев I Великий, папа Римский То, что претензии Рима, заявленные в искаженном каноне Никейского Собора, были не только теоретическими, но и имели отношение к римской церковно-политической практике того времени, подтверждается многочисленными свидетельствами церковной истории. Весьма ярко политика Рима в отношении прочих Поместных Церквей проявилась уже в понтификаты Льва Великого (440–461) — Папы Халкидонского Собора — и его ближайших преемников . Лев Великий неоднократно заявлял, что его власть, как и власть прочих престолов, основывается на «канонах святых отцов», закрепленных решениями Никейского Собора . При этом гарантом этих решений выступает сам Папа. Лев пишет: «[право] распоряжаться принадлежит мне, и мне вменится в вину, если будут нарушены правила отеческих постановлений, которые, по наставлению Духа Божия, были заложены на Никейском Соборе для управления всею Церковью» . По мнению Папы, основанному на искаженной версии Никейского шестого канона, в Церкви присутствовала иерархия трех престолов: Римского, Александрийского и Антиохийского, причем место каждого престола соответствовало его рангу, связанному с объемом власти и полномочий в отношении других Поместных Церквей. Рим, на основании вставки в Никейский канон, обладал первым местом. Опротестовывая 28-е халкидонское правило, Папа Лев говорил:

http://pravoslavie.ru/119735.html

Символы евангелистов. Христос и апостолы. Мозаика конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме. Ок. 400 г. Символы евангелистов. Христос и апостолы. Мозаика конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме. Ок. 400 г. Изображения крылатых животных - символов Е.- помещались в композициях триумфального характера, прославляющих величие Бога или поклонение Ему небесных сил: мозаики конхи апсиды ц. Санта-Пуденциана в Риме (ок. 400) - над изображением Небесного Иерусалима человек (ангел) впервые представлен с крыльями; арка апсиды Санта-Мария Маджоре (432-440) в Риме; свод крещальни св. Иоанна Крестителя в Неаполе (IV в.); паруса свода мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ок. 440) - в центре звездного неба представлена композиция «Триумф Креста». В тот же период появились изображения символов Е. с книгами: апсида ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме (V в.); свод Архиепископской капеллы в Равенне (494-519); триумфальная арка Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (ок. 549) и др. Тема видения прор. Иезекииля получила развитие в композиции «Maestas Domini», где символы расположены по диагоналям вокруг медальона с изображением стоящего или сидящего на радуге Спасителя. Самый ранний пример - рельеф врат ц. Санта-Сабина (ок. 430). В этой же композиции символы Е. в виде тетраморфа под мандорлой возносящегося Иисуса Христа представлены на миниатюре из Евангелия Раввулы (Fol. 13v) и на мозаике в апсиде ц. Осиос Давид в Фессалонике (посл. четв. V в.). Расположение символов (человек вверху слева, лев внизу слева, орел вверху справа, телец внизу справа) соответствует описанию видения пророка и стало в дальнейшем традиционным. В качестве темы алтарных росписей эта композиция получила распространение в искусстве христ. Востока: капелла мон-ря Бауит и мон-рь св. Иеремии в Саккаре, Египет (VI в.); икона VII в. «Христос - Ветхий денми» (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). В V-VI вв. появились изображения самих Е. с их символами. Один из первых примеров - мозаика капеллы ц. Сан-Джованни ин Латерано (461-468): символы изображены в облаках рядом со стоящими Е. На мозаиках вимы ц. Сан-Витале в Равенне (546-548) Е. представлены без книг и с бескрылыми животными: Матфей с человеком, Лука с тельцом, Марк со львом, Иоанн с орлом; на миниатюре из Евангелия св. Августина Кентерберийского, кон. VI в. (б-ка Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. Ms. 286. Fol. 129v), Лука изображен с крылатым тельцом. Византийское искусство

http://pravenc.ru/text/180937.html

Ивата Яков – 62, 92, 123, 163, 173, 192, 225, 243, 380, 545, 574, 607, 730, 742, 745, 802, 815, 841 Игнатий, свящ. – 80 Игнатий Богоносец , священномученик – 10 Игуци Иоанн (Иван) – 33, 55, 460, 821, 822 Игуци Иосиф – см. Игуци Иоанн Идзуми Иоанн – 625 Иениш Николай Христианович – 240 Извольская Елена – 751 Извольская Маргарита Карловна – 357, 751, 790 Извольский Александр Петрович – 172, 267, 268, 270, 272, 273, 275, 287, 317, 325, 342, 357, 362, 386, 390, 393, 440, 444, 445, 459, 486, 487, 488, 518, 526, 527, 546, 590, 607, 616, 672, 706, 710, 731, 740, 747, 758, 790 Извольский Гриша – 440, 751 Издебский Антон Михайлович – 710 Иеремия, христианин из Батоо – 55 Иеясу, царская династия – 295 Иисус Христос – 72, 89, 124, 133, 149, 184, 185, 206, 242, 246, 276, 315, 349, 367, 392, 394, 436, 452, 453, 461, 484, 485, 503, 505, 519, 535, 547, 579, 583, 593, 607, 612, 629, 630, 632, 634, 636, 723, 758, 759, 777, 779, 781, 788, 830, 865, 873, 874, 905 Илия, пророк – 634, 821 Имада Андрей – 114, 115, 214, 345 Имада Екатерина – 214 Имамура Алексей – 551, 730 Имамура Варнава – 256, 290 Имамура Екатерина – 823 Имамура Любовь – 256, 290 Имбри, миссионер – 525 Инаба Иоанн – 555, 561, 580 Инагаки – 338 Иннокентий, архимандрит – 66, 117, 119, 144, 267, 278, 304, 339, 343, 390, 394, 406, 408, 416, 574, 612, 702, 709, 751, 784, 843, 880, 903 Иноуе Петр – 496 Иоанн, евангелист – 242, 418, 711 Иоанн Златоуст – 216, 389, 429, 507, 533, 583, 717, 743, 771, 793, 826 Иоанн Креститель – 316, 634, 705, 860 Иоанн Кронштадтский – 172, 279, 284, 285, 389, 395, 502, 503, 540, 557, 575 Иоанн Предтеча – см. Иоанн Креститель Иозефович Елисавета Алексеевна – 863 Иозефович Яков Варфоломеевич – 760, 761, 863 Иона, пророк – 102 Иона, регент Троице-Сергиевой Лавры – 180 Иосида И. – 673, 685, 689, 694, 703, 713 Иосида Павел – см. Павел Иосими, христианин из Коодзимаци – 717, 718 Иосиф, библейский персонаж – 648 Иосиф, святой – 759 Иосиф, иеромонах – 159, 165, 182 Иосиф Прекрасный – 913 Иосия, иеромонах – см. Иосиф, иеромонах

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010