Перед читателем, таким образом, совершается некое мистическое действо: завершение одного и начало нового цикла в развитии запредельных основ мироздания, о которых человеку можно дать лишь намек - не более того. Таким " намеком " становится роман Булгакова. Источников для такого " намека " выявлено уже множество: здесь и масонские учения, и теософия, и гностицизм, и иудаистические мотивы... Мировоззрение автора " Мастера и Маргариты " оказалось весьма эклектичным. Но главное - антихристианская направленность его - вне сомнения. Недаром так заботливо маскировал Булгаков истинное содержание, глубинный смысл своего романа, развлекая внимание читателя побочными частностями. Темная мистика произведения помимо воли и сознания проникает в душу человека - и кто возьмется исчислить возможные разрушения, которые могут быть в ней тем произведены? ПРИМЕЧАНИЯ Михаил Булгаков. Романы./1., 1978. С. 438. Там же. С. 439. там же. С.435. Там же. С. 446. Там же. С. 448. Там же. С. 441. Там же. С. 447. В.Г.Белинский. Собрание сочинений: В 3 т. Т.З. М., 1948. С. 709. Московский церковный вестник. 1991. N 1. С. 14. Булгаков. Цит. соч. С. 776. В. Лакшин. Пути журнальные. М. 1990. С. 242. Там же. С. 223. 13) Вопросы литературы. 1968. N 6. С. 68. Там же. Н.К.Гаврюшин. Литостротон, или Мастер без Маргариты//Символ. 1990. N 23. http://www.russned.ru/stats.php?ID=573 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Вот новый способ поддержать переписку с тобой: это мое письмо отнюдь не для того, чтобы соединить твою дружбу с его подателем, но чтобы ты мог поблагодарить меня [письмом же] за этого мужа, который принесет немалую пользу и тебе, и твоему любимцу великому Диогену 434 . Не обижайся за то, что мне кажется и я говорю: что [податель сего письма] Феотим 435 извлечет меньше пользы от общения с вами, нежели вы из общения с ним. Это было бы уместно, если бы сей муж – вдохновеннейший поэт дня сегодняшнего – нуждался во власти. Но если и есть власть, в которой кто-нибудь мог бы нуждаться, то это власть поэзии: не остаться бесславным в будущем и не быть безвестным в местах отдаленных. Ведь великие деяния, не имевшие глашатаями речей, ускользают из памяти и погружаются в забвение сразу же после своего совершения: они цветут лишь для глаз свидетелей 436 . Вам должно почтить этот дар Гермеса 437 , принять его, отложив все в сторону, безо всякой мысли о своих выгодах, со всевозможным рвением, ибо почитание Муз оправдывает почести, оказываемые их жрецам 438 , не опуская их до уровня низких придворных льстецов. Примите во внимание и третью причину: воздать почести этому мужу – Синезий восхищался им, находя в нем все то, за что восхваляют и ублажают мужей. «В силе проводи жизнь» 439 , за всё чтимый мною [Олимпий]! Все обитающие со мной под одной крышей приветствуют твое святое расположение, а более всех твой Исион 440 . И мы приветствуем также всех тех, кто с тобой, более же всех моего Авраамия 441 . Дать написанное мною комиту 442 или нет – рассуди сам. 40 (47). Аврелиану 443 Еще не заботится о римлянах Промысл, но некогда позаботится: и мужи, способные спасти общество 444 , перестанут вести всецело домашний образ жизни. Но и той власти, которой ты обладаешь 445 , достаточно, чтобы дать требующееся моему другу детства 446 , этому вот ритору. Пусть же он вкусит ныне один то, чем потом сможет насладиться вместе со всеми [населяющими Царство] народами. 41 (35). Аврелиану 447 Твоя божественная душа, я думаю, снизошла к нам, чтобы быть благом для всех людей и являть благодарность тем, кто ходатайствует о нуждающихся в справедливости, поскольку они доставляют ей случай следовать своей природе. Не мое родство с Геродом 448 , но его нужда в справедливости – причина того, что я рекомендую тебе этого молодого человека. Он унаследовал от своих предков титул светлейшего и земли, принадлежащие сенату и подлежащие налогообложению в пользу сената. Поскольку же он стал игемоном 449 , его сочли нужным обложить налогами как сенаторов в первом поколении (νεβουλοοι), а также вменили ему двойную литургию – и за [родовое] имущество, и за имперскую должность. 42 (135). Брату 450

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

«Заполярный мед» 528 «Зеленая дверь» (ненапис.) 286 «Зеркало человека» 465 «Золотой рог» 355, 357, 362, 527 «Иван-Осляничек» 133 «Искусство как образ поведения» 528 «Календарь природы» 243, 388 «Картофель в полевой и огородной культуре» 103, 525 «Кащеева цепь» («Курымушка», «Детство», «Голубые бобры») 9, 12, 13–14, 16–17, 20–22, 26–34, 37–38, 46–50, 52, 55–61, 64–67, 78–79, 83, 96, 128, 134, 174, 178, 184, 204, 224, 234, 253–257, 264–265, 271, 274–279, 288, 302, 306, 314, 322, 334–335, 354, 391, 428, 456, 465, 479, 491, 527—528 «Кладовая солнца» 26, 129, 449–450, 452, 456, 464, 480, 528 «Корабельная чаща» («Слово правды») 6, 129, 459, 465, 472, 480–483, 487–489, 492, 528 «Круглый корабль» 125, 135—136 «Крутоярский зверь» 103, 526 «Ленин на охоте» 226 «Лесная капель» 434–435, 528 «Лисичкин хлеб» 528 «Любовь Ярика» 243 «Медведь» 311—312 «Мирская чаша» («Раб обезьяний») 181, 211–213, 224–226, 232, 248, 258, 466, 527 «Михаил Пришвин рапортует XVII съезду» 329, 335 «Мой очерк» 46, 101, 333, 527 «Мы с тобой» (Дневник любви) 290, 399–435, 438, 443–444, 495–496, 503, 518—519 «Начало века» (ненапис.) 78, 112, 126, 134, 137 «Невидимый класс» («Радий») 183 «Незабудки» 26 «Неодетая весна» 387–390, 398, 404, 407, 528 «Нижнее чутье» 310–311, 527 «Никон Староколенный» 116, 210, 297, 526 «Осударева дорога» («Царь», «Царь природы», «Канал», «Новый свет») 6, 22, 26, 129, 175, 250, 344, 381, 390, 392, 442–443, 447, 452–453, 455–468, 479–481, 484, 487–488, 528 «Отец Спиридон» 44 «Отцы и дети» («Онего-Беломорский край») 335–343, 527 «Охота за счастьем» 91, 96, 105, 226, 232, 234, 245, 252, 257, 355, 389, 527 «Падун» («Аврал») 391, 397–398, 419 «Повесть нашего времени» («Мирская чаша») 142, 441–447, 452, 466, 528 «Полярный роман» 325 «Птичье кладбище» 103, 526 «Рассказы о ленинградских детях» («Рассказы о Прекрасной Маме») 448–449, 528 «Родники Берендея» 243–244, 252, 355, 436, 527 «Саморок» 105, 133 «Сашок» 525 «Семибратский курган» 133 «Серая Сова» 390, 528 «Славны бубны» 526 «Смертный пробег» 462

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

155 В Неапольском списке: пресвитерю, – и это чтение больше оправдывается содержанием письма. По предположению † проф. В.В. Болотова (в «Христ. Чтении» 1892 г., стр. 92) это был пресвитер Басянский, которого вероломно захваченный (персами) местный епископ Татик не успел уполномочить на управление епархиею, почему Евсевий и обратился (чрез епископа Евлалия) по данному поводу в Антиохию за разрешением своего недоумения, на что отвечает блаж. Феодорит (вероятно) от имени предстоятеля Антиохийского. 156 Некоторые разъяснения к этому и 77-му письмам см. у † проф. В.В. Болотова (в «Христ. Чтении» 1892 г., стр. 83–84, 89–92 и ср. к письму 77-му (на стр. 69,1). 158 Из этих примеров видно, что Евсевий по необходимости (за вынужденным устранением епископа) – вступил в управление всею епархией, – и блаж. Феодорит убеждает адресата без смущения нести этот подвиг, ибо, приняв его при таких исключительных условиях, он – не самозванец, а только исполняет свой пастырский долг. 161 πτησα ν ατ без γ и с помещением впереди σν τκ – все это особенности чтения блаж. Феодорита. 164 Этот термин как титул (vir devotissium), появляется со второй половине IV-ro века, см. Prof Otto Huschfeld в «Sit/ungsberichte der Akademie der Wibsenschaften zu Berlin» XXVI (1901), S 607–608; Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel (Iena 1903), S 78–81. 169 Консулом Ном был в 445 году, когда префектом был Евтрехий (F.H. Clinton, Fasti romani I, Oxford 1845, p. 630. Tillemont: Memoires XV, p. 267. 268. 276. 438. 449.643: Histoire des Empereurs VI, 102. Mansi, VI, 563. 566. Дeяh. III стр. 586. 587 издания l-ro). Так, как настоящее письмо появилось в 448 году, то в надписании его, вероятно, ошибка πατ (консулу) вм. πατικ – консулярию (см. Baronii Annales VIII, p. 62: ad an. 450 not. XLIII; cnf. ibid not. XII Pagii ad an. 450 in annotationibus: p. 60–63: ad an. 423 not. X: Annales VII, p. 231. F.H. Clinton, Fasti romani II, Oxford 1850, p. 473), хотя cp. к письму 139-му. 172 Οκ ξστιν μν … ο σι… νθρωπον без τιν… πρν ν… σχοη – особенности чтения блаж. Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

434 Ростовцева Надежда Александровна – паломница, оставшаяся в Иерусалиме и назначенная о. Антонином смотрительницей странноприимного дома в Иерихоне. 438 Долгорукова Екатерина Михайловна (1847–1922), княжна. С 1866 г. возлюбленная, с 6 июля 1880 г. – морганатическая супруга императора Александра II, от которого имела четверых детей. С 5 декабря 1880 г. – светлейшая княгиня Юрьевская. После гибели Александра II вместе с детьми навсегда покинула Россию. 448 Речь идет о дне рождения германского императора Вильгельма I (10/22 марта 1797 – 25 февраля/9 марта 1888), дяди императора Александра II. 450 Речь идет об украшении Иерусалима для торжественной встречи австрийского кронпринца Рудольфа (1858–1889), сына императора Франца-Иосифа. См. также иронические обозначения кронпринца в записях дневника от 15 марта: «Гогайт Острияцкий» (от нем. Seine Hoheit ‘Его Высочество’) и от 22 марта: «Родольф Францышкович». См. подробнее: Rudolf von Österreich, Kronprinz. Zu Tempeln und Pyramiden – Meine Orientreise 1881. Darmstadt, 2005. 317 s. Ill.; Eliav M. Österreich und das Heilige Land. Ausgewählte Konsulatsdocumente aus Jerusalem, 1849–1917. Wien, 2000. 451 Абд-уль-Азиз – турецкий султан (1861–1876), активно продолжавший политику «танзимата» – политических и социально-экономических реформ по модернизации страны, начатых его старшим братом, султаном Абд-уль-Меджидом. В области внешней политики во многом ориентировался на Россию, что и стало причиной его гибели. В ночь на 18 (31) мая 1876 г. Абд-уль-Азиз был свергнут с престола, а пять дней спустя, 23 мая (5 июня), найден мертвым с перерезанными ножницами венами. На состоявшемся в 1881 г. судебном процессе было доказано, что это политическое убийство. Многие считали, что султан устранен происками английской и французской дипломатии как сторонник мирных отношений с Россией. Обострение отношений с Петербургом после его гибели менее чем через год привело к Русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Подробнее: Теплов В. А. Смутное время и дворцовый переворот в Константинополе. (Записки очевидца). СПб., 1897.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

В заключение всего, мы можем сказать с Визингером, что послания апостола Павла к Тимофею и Титу в исторической достоверности не уступают ни одному из посланий св. Апостола 431 . А вместе с Гэрике скажем, „что отрицание их еретиками, по своему внутреннему характеру и своему одинокому положению, слишком слабо для того, чтобы могло быть с успехом противопоставлено единогласному древнему церковному свидетельству о них“ 432 . Язык пастырских посланий После доказательств подлинности пастырских посланий, мы считаем необходимым, в виду возражений со стороны отрицательной критики 433 , сделать некоторые заметки относительно языка и изложения их. Сравнительный обзор разбираемых нами посланий показывает, что они имеют весьма близкое сходство между собой по языку и изложению. Сходство это выражается: а) в словах и выражениях. В каждом послании можно встретить не малое количество слововыражений, которые находятся в других пастырских посланиях. Для примера мы приведем несколько выражений, свойственных всем трем посланиям или двум из них. Так 1) выражения: благочестие, благочестно, благочестну быти ( υσβεια, – ω, – ς) 434 , обозначающие сущность христианской жизни; целомудренно, – ный – ну быти, целомудрие ( σωφρνως, σφρωр ν, – νω, – νζειν, νισμς) 435 , указывающие на целость и неповрежденность мыслей и чувств; здравое учение ( γιανо σα διδασκαλα) 436 , здравые слова ( λγοι γιανо ντες) 437 , означающие чистое евангельское учение без примеси еретических заблуждений; верно слово ( πιστς λγος) 438 , истинно, беспрекословно, аминь; μθοι – мифы 439 , басни; μοραι ζητσεις – буи стязания 440 . т. е. глупые споры и проч. встречаются во всех трех посланиях. 2) выражения: чистота ( σεμντης) 441 – честность; учение еже по благочестию ( κατ εσβειαν διδασκαλα) 442 , т. е. ведущее к благочестивой жизни; генеалогии ( γενεαλογαι) 443 – родословия; образ ( τπος) 444 в смысле нравственного образца и проч. свойственны двум посланиям. В каждом послании встречаются еще слова особенные, употребленные всего только однажды и составляющие исключительную принадлежность одного из них. Эти слова и выражения носят название: παξ λεγμενα – „однажды сказанные“. Таковы, например: двуязычный ( δλογος) 445 , явстенне ( ρης) 446 , бабий ( γραδης) 447 , незлобивый ( νεξκακος) 448 , чешеми ( κνηθμενοι) 449 , себе угождающий ( αθδης) 450 , незазорный ( κατγνωστος) 451 , самоосужден ( ατοκατκριτος) 452  и проч. По исчислению Беккгауза, их находится в первом послании к Тимофею 81, во втором 63 и в послании к Титу 44 453 : а по иследованию Бертольда 454 , они наполовину находятся в свящ. Писании Ветхого Завета и у греческих писателей, а наполовину образованы Апостолом вновь для выражения новых понятий и явлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

7. И римляне признали вещие сны. Марк Туллий 435 узнал из сновидения уже как Августа и умиротворителя гражданских смут ему неизвестного будущего преобразователя Империи, тогда еще ребенка и, конечно, не занимавшего никакой должности, тогда еще только Юлия Октавия. Об этом сне сообщается в «Вителлиевских записках». 8. Но существуют сновидения, предсказывающие не только высшую власть, но опасности и гибель: например, когда Цезарь 436 в сражении со своими противниками Брутом и Кассием под Филиппами 437 , предупрежденный сновидением Артория 438 , спасается, оставив шатер (хотя был болен 439 и ожидал для себя в другом месте большую опасность со стороны врагов); или когда дочь предвидит крест Поликрату Самосскому, исходя из увиденных ею во сне умащений Солнца и омовений Юпитера 440 . 9. В снах открываются почести и дарования, обнаруживаются целебные средства, раскрываются кражи, находятся сокровища. Так, достоинство Цицерона, еще ребенка, разглядела во сне его няня. Лебедь с груди Сократа услаждающий людей оказывается его учеником Платоном 441 . Кулачного борца Леонима в сновидениях лечит Ахилл. Когда пропал золотой венок из афинского кремля, Софокл-трагик находит его в сновидении 442 . Трагический актер Неоптолем у мыса Ретей, что близ Трои, наученный во сне Аяксом, спасает от разрушения его гробницу и, убрав ветхие камни, возвращается оттуда с большим количеством золота. 10. А сколько толкователей и поручителей в этом деле?! Артемон 443 , Антифон 444 , Стратон, Филохор 445 , Эпихарм, Серапион, Кратипп 446 , Дионисий Родосский, Гермипп 447 , вся литература язычников. Я посмеюсь, пожалуй, лишь над тем из них, кто вообразил, что он докажет, что первым из всех видел сны Сатурн, разве что Сатурн и жил раньше всех. Аристотель, извини смеющегося! 448 11. Между прочим, первенство среди разных видов прорицаний сновидениям присудили Эпихарм с Филохором Афинским. Ведь мир полон подобными оракулами, например, прорицалище Амфиарая у Оропа 449 , Амфилоха у Малла 450 , Сарпедона в Троаде, Трофония в Беотии, Мопса в Киликии, Гермионы в Македонии, Пасифаи в Лаконике. О прочих оракулах, об их основании, обрядах и людях, описывавших оракулы, обо всей истории сновидений ты узнаешь более чем достаточно в пяти томах Гермиппа Беритского. Но и стоики склоняются к утверждению, что Бог, будучи весьма заботливым по отношению к человечеству, среди прочих средств, нужных для искусства и науки прорицаний 451 , дал также сновидения как особое утешение при естественном предсказании.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

434 Isidori De eccl. off. praef. II: Quoniam origines et causas officiorum quae in communi ab Ecclesia celebrantur ex parte aliqua explicuimus, deinceps exordia eorum qui divino cultui ministeria religionis impendunt ordine prosequamur. 435 Ildefonsi DVI. 9: Scripsit opera et eximia, et non parva, id est, librum de Genere officio- rum... 438 Isidori De eccl. off. II.16.9: ...et sicut ait de ipsis Hieronymus...; Ibid. 11.19.11: Solum (ut ait Hieronymus) adulterium est, quod uxoris vincat affectum... etc. 439 Isidori De eccl. off. 1.5.2: Sic namque et beatissimus Augustinus, in libro Confessionum suarum, consuetudinem canendi approbat in Ecclesia...; Ibid. off. 1.12.7. 442 Isidori De eccl. off. 1.7.1: Apud Latinos autem primus idem beatissimus Ambrosius an- tiphonas constituit, Graecorum exemplum imitatus (Исидор. О церковных службах 1.7.1: У латинян же первым антифоны ввел блаженный Амвросий, подражая греческому образцу); Ibid. 1.6.2. 444 ESB. 2: Quaternionem regularum per Maurentionem primiclerium direximus (Письма Браулиона. 2: Мы послали тебе тетрадку с «Уставом» через примиклерия Маурециона). 445 San Leandro. San Isidoro. San Fructuoso. Reglas monásticas de la España visigoda.//Ed. por J. Campos Ruiz. Madrid, 1981. P. 80–81. 446 Ildefonsi DVI. 4: Donatus et professione, et opere monachus, cujusdam eremitae fertur in Africa exstitisse discipulus. Hic violentias barbararum gentium imminere conspiciens, ferme cum Septuaginta monachis copiosisque librorum Codicibus navali vehículo in Hispa- niam commeavit. Sirvitanum monasterium visus est construxisse. Iste prior in Hispa- niam monasticae observantiae usum et regulam dicitur adduxisse... 448 Conc. de Lérida (546). can. 3 De monachis ut clerici ordinentur cum volúntate abbatis, et quae monasterio offeruntur non auferantur, et de baselicis quas laid fecerint. 451 Isidori DVI. 44: Qui postea condidit monasterium quod nomine Biclaro dicitur, ubi congregate monachorum societate, scripsit regulam ipsi monasterio profuturam, sed et cunctis Deum timentibus satis necessariam.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Появление греческой литературы связано в первую очередь с письменной фиксацией гомеровских поэм в середине VI в. до н. э., а также так называемых Гомеровых гимнов в честь богов. Но первыми по-настоящему авторскими литературными произведениями стали сочинения Гесиода (ок. 730 – ок. 650 гг. до н. э.). К архаическому периоду относится, в частности, творчество таких греческих поэтов-лириков, как Архилох (ок. 680 – ок. 640 гг. до н. э.), Алкей (ок. 620/626 – ок. 580 гг. до н. э.), Сапфо (ок. 630 – ок. 570 гг. до н. э.), Анакреонт (ок. 570/559 – ок. 485/478 гг. до н. э.), Пиндар (ок. 522/518 – ок. 448/438 гг. до н. э.) и многих других. В это же время начинает творить Эсхил (525–456 гг. до н. э.) – знаменитый греческий драматург, стоявший у истоков формирования трагедии как литературного жанра. Рождение греческой философии связывают с именами Фалеса (ок. 640/624 – ок. 548/545 гг. до н. э.), Анаксимандра (ок. 610 – ок. 547/540 гг. до н. э.), Анаксимена (ок. 585 – ок. 525 гг. до н. э.), Гераклита (ок. 544 – ок. 683 гг. до н. э.) и Пифагора (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.). Концепции раннегреческих философов стали первыми известными попытками рационалистического объяснения окружающего мира. Римская Греция и греческая Эллада Названия «Греция» и «греки» вошли в употребление благодаря древним римлянам. Дело в том, что первоначально данный этноним ( γραικς ) применялся исключительно к одному из племён, живших в западной, обращённой к Италии, части Балканского полуострова – Иллирии, называемой также Эпиром. Впоследствии римляне перенесли наименование «Греция» на всю территорию Пелопоннеса. Сами же греки именовали себя «эллинами» ( λληνες ), а свою страну, соответственно, называли «Эллада» ( λλς ). Можно сказать, что классическая греческая цивилизация начала складываться на заре так называемого «архаического периода», была создана практически заново 488 . Это было поистине настоящее «греческое чудо». Преодолев хаос «тёмных веков», Эллада стояла на пороге «золотого века» своей культуры – эпохи, которая войдёт в историю как классический период древнегреческой цивилизации. В это время с необычайной силой и во всей красе раскрывается мощный духовный и культурный потенциал греческой нации, породившей гениальных философов, поэтов, писателей, архитекторов, учёных мужей и государственных деятелей. Достижения классической эллинской культуры не только заложили основы для становления и развития последующей цивилизации Древнего Рима, но и стали мощным импульсом для формирования будущей европейской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

424 Quidam (calogeri) mari vicini, aut insulas inhabimanmes, mercenaria naues навепт, quibus victum quaerunm. Там же, p. 487. 432 Там же, р. 293. Обыкновенно посылались экзархи – два на острова, два в Македонию и Пелопонез, два в Понт Эвксинский (р. 502). 438 Навет (patriarcha) ет senalum, seu collegium duodecim nobilium virorum ет erudimorum sibi adjunctum, cum quo communicatis senmenmiis ac consiliis ecclesias suae dioecesi subiecmas рег archiepiscopos ет alios inferioris ordiris episcopos gubernam. Chytr. ρ. 2. См. также, Schweig. b. 2. S. 221–222. Elssn c. 3. s. 54–55. 445 См. в рукопис. соборн. постановлений (в Имп. публ. библиот.) ст. 2; Деяние константинопольского собора (л. 10–18), перевод Епифания Славеницкого. 447 Состояние духовного просвещения в константинопольской церкви под игом ее порабощения туркам заслуживает особенного внимания. В 16 столетии между тогдашними западными писателями было общее мнение, усиленное неверными отзывами путешественников по Востоку, что просвещение между греками по падении Константинополя находится на самой низшей степени, что у них нет никаких школ, что даже желание учиться и учить детей у них погасло (Rauwolfii, Iminerarium in orienmales provincias, pag. 411, Turcogr. p. 495). Мнение это существовало и в последующие времена, и даже повторяется ныне. Поэтому мы намерены с особенной подробностью исследовать состояние просвещения между греками после взятия Константинополя турками, сколько позволяют источники. Главным источником для этого исследования служит известный труд М. Крузия: Turcograecia. К числу пособий, довольно важных, должно отнести статью одесского о. протоиерея Серафимова, напечатанную в Христ. Чт. за 1851 г. (в Февр. и Апр. книж.): «Писатели греческой церкви по падении Константинополя.» 448 Dav. Chimraeus. Oratio de statu Ecclesiarum hoc тетроге in Austria, Grecia, Aegypmo, pag. 14. 449 Status praesens Eccl. Graecae ab Alexandra Helladio 1714 p. 3–4. Учредители школ только обманом могли вымолить у правительства позволение устроить их: под унизительным названием исправительных домов они скрывали истинное назначение этих заведений. Если же случалось какому-нибудь начальнику разоблачить эту невинную ложь, то молчание его покупалось золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010