Мало было и того. Преподобный от болезни желудка едва передвигал ноги и однако сам впрягался в соху, чтобы пахать землю для посева хлеба. Он и при этом видимом самоунижении предостерегал душу свою от тщеславия и самоуслаждения. Когда кто из посторонних приходил в пустыню, пустынники немедленно оставляли свою смиренную работу. Тихон не любил разговаривать с мирскими людьми, в том убеждении, что они менее готовы принимать наставления, чем наносить вред неосторожному наставнику своею говорливостью. Так прожил он до глубокой старости, не испрашивая ни у кого подаяния. Он не принял и сана священства до самой кончины, которая последовала 15 июня 1503 г. Бедность старца и учеников его так была велика, что ученики не знали, в чем положить честное тело умершего подвижника: к утешению их, неожиданно суздальский епископ прислал для старца свитку и в ней похоронили св. тело. Вскоре после смерти преподобного на месте его подвигов устроилась обитель в честь свят. Николая. При игумене Константине, начали совершаться исцеления при гробе преподобного; мощи его оказались нетленными: но игумен, поставивший их поверх земли, поражен был слепотою и получил прозрение тогда, когда они опять сокрыты были в землю; с того времени (с 1566 г.) стали торжествовать память преподобного. 457 «Сие глаголет святой, истинный, имеющий ключ Давидов, который отворяет, и никто не затворить, затворяет и никто не отворит: ты не много имеешь силы и сохранил слово мое и не отрекся имени Моего. Держи, что имеешь, дабы кто не предвосхитил венца твоего» ( Апок.3,7.8 ). О, когда бы нам сохранить слово Агнца вечного, как сохранил пр. Тихон! Да будет с нами так, его молитвами! Память о преподобных братьях Алфановых: Никите, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исааке Сказание о праведных братьях, написанное в 1606 г., говорит, что родные по плоти Алфановы проводили праведную жизнь и основали сокольницкую обитель. 458 А по летописям, «на Сокольи горе поставиша церковь древяну святого Николу и монастырь (девичий) устроиша» в 1389 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

455. Откуда нам известно, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства? О том, что Господь Иисус Христос установил Святые Таинства, мы знаем относительно некоторых Таинств из Его собственных слов, приведенных в Священном Писании. Относительно же остальных нам известно потому, что они совершаются в Церкви, согласно Священному устному Преданию, с самого начала, а это не могло бы происходить, если бы Господь Иисус Христос их не установил. 456. Сколько Святых Таинств? Святых Таинств семь. 457. Как называются эти Таинства? 1) Крещение; 2) Миропомазание; 3) Причащение; 4) Покаяние; 5) Священство; 6) Брак; 7) Елеосвящение. 458. Кто может совершать Таинства? Таинства могут совершать только епископ и священник. 459. Какие Таинства может совершать только епископ? Святое Таинство Священства может совершать только епископ. 460. Как мы должны принимать Святые Таинства? Святые Таинства мы должны принимать в изобилии и достойно, а именно: 1) мы должны к их принятию приготовляться с благоговением; 2) мы должны к ним приступать с верою и истинным стремлением к Богу и к Его благодати. 461. Какие Таинства могут быть совершаемы только один раз в жизни человека? Только один раз в жизни человека могут быть совершаемы: Крещение, Миропомазание и Священство. Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых 462. Как читается одиннадцатый член Символа веры ? Одиннадцатый член Символа веры читается: «Чаю воскресения мертвых». 463. Что мы исповедуем одиннадцатым членом Символа веры ? Одиннадцатым членом Символа веры мы исповедуем, что Бог в последний день воскресит наше тело, хотя бы оно и было совсем распавшимся или уничтоженным, и что после воскресения оно будет прославлено и бессмертно ( Ин.5:28–29, 6:44 ; 1Кор.15:44, 53 ). Пояснения: I. Господь Иисус Христос сказал, что настанет время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», и что Он воскресит своих учеников в последний день ( Ин.5:28–29, 6:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор. 15:22 ). При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие 456 . Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28–29 ). 1.4. Изменение живых при воскресении умерших «У тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» 457 . «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся...» ( 1Кор. 15:51–52 ). 2. Кончина мира Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» 458 . Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» ( Пс. 101:27 ). »... небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет. 3:10 ). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление:«небо и земля прейдут» ( Мф. 24:35 ), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» ( Откр. 21:1–2 ). 3. Состояние душ умерших до дня всеобщего воскресения До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» 459 . Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» 460 . «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). Глава XIII. О двенадцатом члене Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

а) Приглашение Соломона к торжеству освящения храма старейшин и начальников колен Израилевых (ст. 1–3). б) Перенесение священниками ковчега завета с Сиона в Иерусалимский храм, в предшествии царя и при бесчисленных жертвах (ст. 4–5). в) Поставление ковчега под крылья херувимов, и замечание о том, что содержалось в ковчеге (одни скрижали Моисеевы) (ст. 6–9). г) Облако славы Господней, наполнившее храм (ст. 10–13). д) Речь Соломона к народу (ст. 14–21). е) Торжественная молитва Соломонова перед жертвенником Господним (ст. 22–53). ж) Молитвенное благословение Соломона, громогласно произнесенное им на собрании Израильтян (ст. 54–61). з) Число жертв, принесенных царем по случаю освящения храма (ст. 62–64). и) Двухнедельный праздник народный (ст. 65–66). Ст. 1. Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых,... в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова... Это было через год по окончании всех работ по постройке храма. Храм был окончен в одиннадцатое лето царствования Соломонова, в восьмом месяце 457 . Освящение же храма произошло в седьмом месяце следующего года, который приходился, к тому же, юбилейным годом. Эго был девятый юбилей от занятия Евреями земли Ханаанской и шестьдесят третий субботний год 458 . Таким образом, понятной становится цель, с какой замедлил Соломон освящение храма на целый год. Оп хотел, чтобы двойной покой субботнего и юбилейного года наиболее способствовал народному торжеству. Ст. 2. ...И собрались к царю Соломону на праздник все Израильтяне в месяце Афаниме, который есть седьмой месяц… Это был месяц Тисри, – седьмой в священном году, и первый в гражданском. Первая половина этого месяца проходила в священных торжествах праздников Труб, Очищения и величайшего праздника Кущей 459 , к которому обязан был и без того являться, по закону Моисееву, весь мужеский пол. Таким образом, торжество освящения храма, по намерению Соломона, должно было получить наибольший блеск от стечения великих годовых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Все исполнятся радости, „ибо исполнилось число правды, и молитва праведных услышана“. Месия „будет жезлом для праведных и святых; и он будет светом народов и чаянием тех, которые опечалены в своем сердце. Пред Ним упадут и поклонятся все, живущие на земле и будут хвалить и прославлять, и петь хвалу имени Господа духов“ (Ен. XLVII, 4; XLVIII, 4–5) и др. В этом будущем царстве Мессии примут участие не только рассеянные иудеи (и живущие язычники), но и все умершие израильтяне воскреснут, чтобы всем вместе насладиться благами Мсссианского царства (Енох. LI). – В двух позднейших иудейских апокалипсисах (Варуха и 3 Ездр,) господство Мессия не считается последним и высшим, но имеет временное продолжение, а не вечное пребывание. Варух пишет: „будет, после того, как Он (Мессия) покорит все в мире, и сядет навеки на престоле царства“, своего то-то и то-то 457 ..., а в конце XL главы говорит: „И он (Мессия) будет начальником над ним (над народом) навеки, пока не окончится мир порочный, и пока не исполнятся предсказанные времена“ 458 . У Ездры читаем: „Он (Помазанник) по милосердию избавит остаток народа Моего – тех, которые сохранились в пределах Моих и обрадует их, доколе не придет конец, – день суда“ 459 . ( 3Ездр. 12:32 ). А в VII главе указывается, как долго продлится это „образование их“: „отроется Сын Мой Иисус теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын Мой Христос“ (ст. 28–29) 460 . Продолжительность Мессианского царства определяется, по Ездре, как видим, в 400 лет. Это очевидно не без отношения ко времени пребывания евреев в Египте (Ср. Быт. 15и Пс. 89:15 ). (А по другому счислению Мессианское царство должно продолжаться 10 Ο лет – апок. Иоанна 20:4–6 ). Когда кончатся годы Мессианского блаженства, произойдет новое, но уже, по-видимому, универсальное обновление мира, а за ним последует всеобщее воскресение, суд и вечная жизнь. Сказавши о смерти Мессии, по истечении 400 лет, Ездра продолжает,: „И обратится век в древнее молчание на семь дней...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Столь частое использование слова «небо» в Новом Завете является продолжением ветхозаветной традиции. В Ветхом Завете термин «небо» («небеса») встречается в общей сложности 458 раз и обладает очень широким смысловым спектром. Оно присутствует в первом же стихе Библии , включающем всего три существительных: Бог, небо, земля ( Быт.1:1 ). Небом Бог называет твердь, которая отделяет воду от воды ( Быт.1:7–8 ). Далее слово «небо» встречается в связи с различными метеорологическими феноменами (дождь, снег, мороз, роса, ветер, облака), светилами (звезды, небо, луна), птицами. Несколько раз встречаются выражения «небеса небес» ( Пс.148:4 ) и «небо и небеса небес» ( Втор.10:14 ; 3Цар.8:27 ; 2Пар.2:6; 6:18 ; Неем.9:6 ). Небо в Ветхом Завете воспринимается как место, где обитает Бог . Это представление является общим для всех монотеистических традиций: из него, в частности, проистекает обычай поднимать глаза к небу во время молитвы. Ветхозаветные авторы знали о том, что Бог присутствует не только на небе; мысль о Его вездеприсутствии достаточно ясно выражена во многих текстах, в том числе в словах псалма: «Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» ( Пс.138:8 ). И тем не менее голос Божий никогда не слышен людям из-под земли, из преисподней: для общения с людьми Бог использует небо. Оттуда Он говорит с сынами Израилевыми ( Исх.20:22 ), оттуда звучит Его голос ( Быт.21:17 ; Втор.4:36 ), оттуда Он смотрит на людей ( Пс.14:2 ), там водружен Его престол ( Пс.10:4;102:19 ; Ис.66:1 ). Бог «превыше небес», и тем не менее «облака – завеса Его» и Он «ходит по небесному кругу» ( Иов.22:12–14 ). Представление о небе как жилище Бога с особой силой раскрывается в словах молитвы, которую царь Соломон произнес перед освящением новопостроенного Иерусалимского храма: Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его... Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сначала он опередил, влекомый любовью Христовой; а потом уступил, движимый почтением к первому. И тем самым он соблюл и смирение, и веру, смирение перед таким же, как и сам, слугой, а веру перед Христом. 5 . И тот же святой Иоанн написал Евангелие, и нет никого, кто бы не знал, сколь оно блистательно и славно. Евангелие от Иоанна больше всех полезно против разных ересей, ибо в нем ясным образом открывается божество Христово и показывается, что Он – Бог . И поскольку сегодня день рождения для вечной жизни этого великого апостола, то будем праздновать его память с достойными почестями, чтобы его молитвами мы могли достичь той вечной славы, которая приготовлена для святых божиих. Слово 23. О Каине и Авеле (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 104–106) 1 . В нынешнем чтении божественное Писание сообщает о Каине и Авеле, как слышала ваша любовь, что Авель был пастухом овец, а Каин – земледельцем. " И было так, – сказано, – что принесли оба они свои дары Господу. И Авель принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел, – сказано, – Господь на дары Авеля, а на дары Каина не призрел. И сильно опечалился Каин, и поникло лицо его» 457 . Что нам сказать? Неужели Бог стал лицеприятным, и по этой причине дары Авеля принимает, а дары Каина не принимает? Да не подумает так кто-нибудь! Все это происходит потому, что ничего не могло скрыться от Бога, Который видит умы и сердца каждого, ведь Он – Судья совести. Бог призрел на дары Авеля, так как тот приносил их Господу в простоте сердца и в чистоте ума. А тому, кто задумывал убийство брата, было сказано Господом: «Если ты хорошо принес, но не хорошо разделил, то ты согрешил, умолкни " 458 . Господь упрекает Каина, чтобы он не совершил на деле того, что замышлял в сердце. Но его разум был настолько ослеплен в ненависти к брату, что он не думал ни о братской любви, ни о близком суде Божием. Его не могли отвратить от задуманного преступления ни жалость к брату, ни сама братская любовь, ни божественное наставление. Так что не без причины сказано Господом в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что имеешь что-нибудь против брата твоего, оставь дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

457// что рожден от Бога (1 Ин 3, 9), и еще: мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему (1 Ин 5, 18). Это, впрочем, нужно понимать не о всяком роде грехов, а только о грехах смертных. Кто не хочет удерживать и очищать себя от них, о том и молиться не следует, как говорит апостол же Иоанн: если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился (1 Ин 5, 16). А от тех грехов, которые называются грехами не к смерти, не могут быть свободны и самые верные рабы Христовы, с каким бы вниманием ни охраняли себя от них. Ибо говорится: если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя (1 Ин 1, 8), и еще: если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас (1 Ин 1, 10). Поистине, невозможно и самым святым не впасть в те малые прегрешения, которые бывают в слове, в мысли, в желании, по неведению, по забвению, по какой–нибудь крайности, по нечаянному случаю. Хотя они отличны от того греха, который называется грехом к смерти, однако не могут быть безвинны и безукоризненны; итак, если кто, как мы выше сказали, приобретет любовь к добру и сделается подражателем Богу, тот, облекшись в милосердие и долготерпение Господне (Кол 3, 12), будет молиться и за своих гонителей, взывая подобно своему Господу: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк 23, 34). Очевидный же признак души, не очищенной еще от скверн пороков, состоит в том, когда не имеющий чувства сожаления к чужим проступкам произносит на них строгий суд. Ибо как может обладать совершенством сердца такой человек, который не имеет того, что, по словам апостола, составляет исполнение закона? Носите бремена друг друга, говорит он, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6, 2). Он не имеет и той добродетели любви, которая не превозносится, не раздражается, не 458// мыслит зла, которая все покрывает, все переносит, всему верит (1 Кор 13, 4, 5, 7). Ибо праведник печется и о жизни скота своего; сердце же нечестивых жестоко (Притч 12, 10). Следовательно, если монах с беспощадной, бесчеловечной строгостью осуждает другого, то это верный знак, что он сам предан тем же порокам. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан (Притч21, 13) глава 11 Вопрос: почему страх и надежда называются несовершенными?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Воскресение умерших будет иметь всеобщий характер: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22). При этом воскресение совершится одновременно. Православная Церковь осудила так называемый хилиазм, учение о тысячелетнем царстве Христовом на земле. Согласно этому лжеучению, сначала воскреснут праведники, а через 1000 лет все прочие [ 456 ]. Однако Сам Господь говорил, что «все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). 1.4. Изменение живых при воскресении умерших «…у тех, которые до времени общего Воскресения останутся в живых, нынешние грубые тела мгновенно изменятся в духовные и бессмертные» [ 457 ]. «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся…»  (1 Кор. 15, 51-52). 2. КОНЧИНА МИРА Воскресение произойдет «при конце сего видимого мира» [ 458 ]. Мир, существующий во времени и пространстве, движется к определенной цели и будет иметь конец. Небо и земля «погибнут» (Пс. 101, 27). «…небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пт. 3, 10). Однако этот конец будет означать не исчезновение мира, а его преобразование, обновление: «небо и земля прейдут» (Мф. 24, 35), то есть изменятся по образу своего бытия. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали…» (Откр. 21, 1, 2). 3. СОСТОЯНИЕ ДУШ УМЕРШИХ ДО ДНЯ ВСЕОБЩЕГО ВОСКРЕСЕНИЯ До дня всеобщего воскресения души умерших находятся в различном состоянии: «Души праведных во свете, покое и предначатии вечного блаженства; а души грешных в противоположном сему состоянии» [ 459 ]. Тотчас по смерти душам усопших не приписывается ни полноты блаженства, ни полноты мучений, «потому что полное воздаяние по делам предопределено получить полному человеку, по воскресении тела и последнем суде Божием» [ 460 ]. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

Но как скоро коснется ее луч всеоживляющей благодати, душа приходить в ужас, припоминает что ею сделано, и возвращается с опасной стези, от злых дел своих … с великой скорбью воздыхает она, жалобно сетует, проливая потоки слез, и умоляет, чтобы можно было ей добрыми делами возвратиться в прежнее достояние свое… Льются слезы из очей ее об утраченной красоте; многочисленны гнойные струпы ее, и, поскольку видит она великую гнусность свою, то бежит от нее и ищет защиты у всещедрой благодати» 456 . Таким образом, обращение к благодати предполагает целый сложный путь пробуждения от греховной жизни, возненавидения ее, попытки, или по крайней мере, желания возвратиться к жизни добродетельной. „Никто не может придти ко мне, говорит Господь, аще не Отец пославый Мя привлечет его (Иоан. YI, 44). Как же происходит это привлечение? „Пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слыхали, ни лица Его не видели, и не имеете слова его пребывающего в вас, потому что (как это видно из того, что) вы не веруете Тому, Которого Он послал». Почему слово Божие оказывается бездейственным по отношению к этим людям? „Вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Не хотят же они потому, что эта жизнь Христова противна им. „Знаю вас, вы не имеете в себе любви к Богу». Все внимание человека устремлено на здешнюю жизнь, в частности, на свое личное благополучие и славу, имеет ли для себя утешение в сознании своей верности этому закону? „Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной прийдет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете»? (Иоан. У, 37 – 44). Таким образом, уверовать во Христа – дело весьма сложное, обнимающее собою всю душевную жизнь человека, требующее не только внимательности к проповеди , но и отречения от себя, или по крайней мере, отвлечения внимания от себя. Несомненно, что и благодать Божия содействует этому привлечению человека. „Веровать во Христа, говорит св. Тихон Задонский , не иное что есть, как из закона узнавши и сердечно признавши свою бедность и окаянство, которое от греха и греху последующего праведного гнева Божия бывает, из Евангелия же познавши благодать Божью, всем открытую, к Нему Единому под защищение прибегнуть, – Его единого за Избавителя и Спасителя от того бедствия признать и иметь, на Него единого всю спасения вечного, такожде в подвиге противу дьявола, плоти, мира и греха, во время живота, при смерти и по смерти надежду неуклонно и неотступно утверждать, яко на несомненное и непоколебимое спасения основание» 457 . „Истинно уверовать, следовательно, свойственно душе мужественной 458 , „искренно расположенной к Богу» 459 , и Его святому закону и царству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010