Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного Феодосий II или Младший, внук Феодосия Великого, Византийский император, царствовал с 408–450 г. Рождение преп. Саввы Освященного относится к 439 году. Каппадокия — восточная область Малой Азии. Кесария — главный город Каппадокии. Муталаска — ныне Таласи — селение в 8 верстах от Кесарии. Александрия — приморский город в Африке на северном берегу Египта, ведший обширную торговлю и бывший оплотом языческой учёности, а затем средоточием христианского богословия. Селение Сканда отстояло от Муталаски на три стадии, т е. немногим более 1/2 версты (римская стадия равнялась 86 3/4 саженям) Ныне монастырь св. Иоанна Предтечи, в деревне Зиндзедере, на краю скалы. Псаломское выражение. См. псалом 83, ст. 11. Маркиан — Византийский император, царствовал с 450–457 г. Св. Ювеналий — патриарх Иерусалимский с 420–458 г. Удаление преп. Саввы Освященного в монастырь аввы Пассариона последовало в 456 г. Преп. Пассарион — основатель одной из иерусалимских обителей, епископ и наставник преп. Евфимия Великого, подвизался в первой половине 5-го века. Память его совершается 11-го августа и в субботу Сырной седмицы. Память преп. Евфимия Великого, скончавшегося в 473 году, празднуется 20-го января. Им основаны две обители в пределах иерихонских: первая, которую Евфимий передал в управление друга своего и сподвижника преп. Феоктиста, находилась в 14 верстах от Иерусалима, на северо-востоке; вторая была основана преп. Евфимием в 4 верстах от первой и состояла под его собственным управлением. Память преп. Феоктиста, спостника преп. Евфимия Великого, празднуется 3-го сентября; преп. Феоктист преставился в 467 году. Память преп. Дометиана Палестинского совершается в субботу сырную. Пустыня Рува находилась у северо-западных берегов Мертвого моря, между сим последними, нынешнею Иерусалимскою дорогою и Лаврою преп. Саввы Освященного. В 473 г. Анастасий I — патриарх Иерусалимский с 468–478 г. Память преп. Герасима, иже на Иордане, совершается 4-го марта. Скончался он в 475 году.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Его святыми молитвами и нас да сохранит от всех зол Преблагой Единый в Троице Бог, Отец, Сын и Святой Дух, Ему же слава во веки, аминь 8170 . Кондак, глас 8: Яко от младенства Богу жертва непорочная принеслся еси добродетелию, Савво блаженне, садоделатель быв благочестия: темже был еси преподобных удобрение, гражданин же пустынный достохвален. Темже зовем ти: радуйся Савво пребогате. 8072 Феодосий II или Младший, внук Феодосия Великого, Византийский император, царствовал с 408–450 г. Рождение преп. Саввы Освященного относится к 439 году. 8073 Каппадокия – восточная область Малой Азии. Кесария – главный город Каппадокии. Муталаска – ныне Таласи – селение в 8 верстах от Кесарии. 8074 Александрия – приморский город в Африке на северном берегу Египта, ведший обширную торговлю и бывший оплотом языческой учёности, а затем средоточием христианского богословия. 8075 Селение Сканда отстояло от Муталаски на три стадии, т е. немногим более 12 версты (римская стадия равнялась 86 саженям) 8078 Маркиан – Византийский император, царствовал с 450–467 г. Св. Ювеналий с 420–458 г. Удаление преп. Саввы Освященного в монастырь аввы Пассариона последовало в 456 г. Преп. Пассарион – основатель одной из иерусалимских обителей, епископ и наставник преп. Евфимия Великого совершается 11 августа и в субботу Сырной седмицы. 8079 Память преп. Евфимия Великого, скончавшегося в 473 году, празднуется 20 января в пределах иерихонских: первая, которую Евфимий передал в управление друга своего и сподвижника преп. Феоктиста, находилась в 14 верстах от Иерусалима, на северо-востоке; вторая была основана преп. Евфимием в 4 верстах от первой и состояла под его собственным управлением. 8080 Память преп. Феоктиста, спостника преп. Евфимия Великого, празднуется 3 сентября; преп. Феоктист преставился в 467 году. 8082 Пустыня Рува находилась у северо-западных берегов Мертвого моря, между сим последним и нынешнею Иерусалимскою дорогою и Лаврою преп. Саввы Освященного. 8085 Мелагрия – малоизвестное пустынное растение Палестины горьковатого вкуса. – Под тростником здесь следует разуметь так называемый тростник благовонный – растение, отличающее ароматическим и приятным, но горьким на вкус корнем. Оно употреблялось обыкновенно для составления благовоний фимиама, для богослужений, а также целебных ароматических масел и мазей; но пустынники свежие побеги и мягкую сердцевину этого растения употребляли и в пищу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Великим молитвенником и заступником тверитян был святитель Арсений во время своей земной жизни. Еще больше возросла слава Тверского епископа после его кончины – у гроба со святыми мощами епископа Арсения стали происходить многие чудеса. В 1483 году при епископе Тверском Вассиане мощи святителя Арсения были обретены нетленными, святителю было установлено местное празднование, тогда же инок Феодосий написал житие святого Арсения и составил ему службу. В 1547 году по инициативе епископа Тверского Акакия на Московском Соборе было подтверждено почитание святителя. В 1655 году Святейший Патриарх Никон по просьбе архиепископа Тверского Лаврентия прислал в Тверь деревянную гробницу святителя Московского Филиппа, в которую из каменного гроба были переложены мощи святителя Арсения. Литература: 1 . Платон, архимандрит. Историческое и статистическое описание Тверского Успенского Желтикова монастыря, с присовокутшением Жития святого основателя оного, святителя Арсения, епископа Тверского. Тверь, 1852. 2 . Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876. 3 . Виноградов И. Святитель Арсений, епископ Тверской. Тверь, 1909. 4 . Колосов В. И. Родина святителя Арсения, епископа Тверского. – Тверские епархиальные ведомости, 1909, 3–4. 5 . Святитель и чудотворец Арсений, епископ Тверской. 4-е изд. М., 1900. 6 . Тверской патерик. Казань, 1907. Святителя Ювеналия, Патриарха Иерусалимскаго Тропарь, глас 4: Брата Божия на престоле архиерейства преемниче,/святаго града Иерусалима иерарше достохвальне,/с богомудрыми отцы в Халкидоне изъяснил еси воплощение Сына Божия,/пришедшаго мир обновити и обожити вся человеки,/в Церкви Его с Ним сочетавшияся,/святителю отче Ювеналие,/предстоя ныне во Царствии Отца светов,/о почитающих тя любовию молися,/да мир и милость Спасова будет с нами. Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский , занимал престол Святого Града с 420 по 458 год. В это время мир озаряли великие светильники Церкви: преподобные Евфимий Великий (†473; память 20 января), Симеон Столпник (†459; память 1 сентября), Герасим Иорданский (†475; память 4 марта) и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

прп. Харитон Исповедник († 350-е гг.), никаких связей с Египтом не имевший. Он происходил из Иконии, был предстоятелем храма св. Феклы, пострадал во время гонения имп. Галерия, а по окончании гонений бежал от государственного христианства в Фаранскую пустыню. Здесь ок. 330 г. основал Фаранскую лавру при потоке Кутилейском, а затем (ок. 350 г.) Иерихонскую лавру на Сорокадневной горе (обе – между Иерусалимом и Иерихоном) и, наконец, – Суккийскую (или Ветхую) Лавру под Вифлеемом. Известно, что перед смертью он оставил ученикам какие-то «священные заповеди» Но был ли то прото-Устав? Во всяком случае Предание возводит к нему начало оригинальной палестинской традиции (свт. Симеон Солунский ). Вскоре на первое место выходит лавра прп. Евфимия Великого († 473). Сам Евфимий был выходцем из Армянской Мелитины, в Палестину прибыл в 406 г. и подвизался в Фаранской лавре прп. Харитона. И хотя мы наблюдаем у него некоторые египетские тенденции (например, он подражал в своем подвиге прп. Арсению Египетскому, проводил 40-цу в пустынном уединении и пр.), устав Пахомия был ему в целом чужд. Лавра, основанная им в 420-е гг. к востоку от Иерусалима, сразу после смерти прп. Евфимия была преобразована его преемником в киновию (со стеной и единой трапезной). Именно сюда в 458 г. пришел прп. Савва Освященный († 532). А до этого он проходил подвижническую школу в монастыре св. Флавианы (митрополита Кесарии Каппадокийской). Т.е. жил он по уставу свт. Василия Великого . Египетские влияния прп. Евфимия на него обычно преувеличивают. Скорее повлиял прп. Герасим Иорданский. Это выразилось прежде всего в том, что прп. Савва по примеру прп. Пахомия не благословлял монахов принимать священнический сан. Но мне кажется, это было общим правилом всего раннего монашества, которое, в сущности, было мирянским движением. Ведь монашество нарождалось как антитеза мирянам огосударствленной Церкви. Т.е. это было движение изначально харизматическое. В пустыню уходили за дарами Духа, которые стяживались с помощью суровой аскетической техники. Монашество, таким образом, восполняло утраченное «царственное священство» и потому не стремилась к священству иерархическому. Более того: смотрело с недоверием даже на епископат. Не забудем, что в эпоху Саввы Освященного именно монахи свергали подозрительных епископов (а египетское монашество до конца «своим» признавало только Великого Афанасия.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. 468. 47 Иувеналий, патриарх Иерусалимский – святой, годы патриаршества 420458. Память 2 июля. С. 468. 48 Влахерны – район северо-западной части Константинополя и его пригородов на южном берегу бухты Золотой Рог. Это одно из мест особого почитания Пресвятой Богородицы, центр паломничества; в византийскую эпоху пользовался неизменным покровительством императора. С. 469. 49 Косма, епископ Маиумский († ок. 787) – творец канонов. Родом из Иерусалима. Рано лишился родителей и воспитывался родителями Иоанна Дамаскина . Оба юноши получили прекрасное образование. Связанные глубокой любовью, преподобные Иоанн и Косма вместе удалились в монастырь Саввы Освященного и оба прославились как борцы с иконоборческой ересью и творцы замечательных канонов. В 743 г. преподобный Косма был хиротонисая во епископа Маиумского. Он преставился в глубокой старости. Среди его большого гимнографического наследия каноны на: Успение Богородицы, Рождество Христово, Воздвижение Креста, Пятидесятницу, Сретение, Крещение, Преображение Господне, Неделю Ваий и многие другие. Память 12 октября. С. 469. 50 Киприан Фасций Цецилий, епископ Карфагенский (III в.) – святой отец, писатель-богослов. Под влиянием Тертуллиана крестился около 246 г. и вскоре был избран епископом Карфагенским и Северо-Африканским. Во время тяжелых гонений на христиан при императоре Декии писал послания к народу, убеждая его стойко переносить испытания. Из его произведений известны трактаты. 31 августа 258 г., при императоре Валериане, был обезглавлен. В VIII в. мощи его перевезены Карлом Великим и покоятся в монастыре святого Корнилия в г. Компьене. Память 31 августа в православной Церкви и 14 сентября – в католической. С. 472. Преподобный Феодор Илиотский славился даром вразумления. Подвизался в лавре Фаран, «милях в шести от святого града», в VI веке. 51 Максим Философ Исповедник (582 – 662) происходил из знатной семьи, получил прекрасное образование, один из самых искушенных и утонченных мыслителей святоотеческого периода. Состоял секретарем у императора Ираклия, и, судя по началу, ему предстояло блестящее будущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме. Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IX веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов. Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В XI-XII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике. Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года). Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.

http://zavet.ru/k/uspenie/002.htm

Дух, или словесная сила, есть высшая способность души человеческой, которой она отличается от души животных, называемых... бессловесными ( 112, 361 ). Умирает дух человеческий.., когда отступит от него Дух Божий ( 112, 420 ). Горе мне, если дух, при разлучении с телом окажется умерщвленным вечной смертью ( 112, 458 ). Продолжительность молитв угодников Божиих не от многоглаголания, но от обильных духовных ощущений... ( 108, 152 ). (Необходимая) предосторожность... заключается в том, чтобы до времени очищения и обновления Духом не признавать никакого сердечного ощущения правильным, кроме ощущения покаяния, спасительной печали о грехах, растворенной надеждой на помилование ( 108, 214 ). Сердце, осененное Божественной благодатью, воскресает в духовную жизнь, стяжает духовное ощущение, не известное ему в состоянии падения, в котором словесные ощущения человеческого сердца умерщвлены смешением с ощущениями скотоподобными ( 110, 62 ). Изменяется душа, когда откроется в ней духовное ощущение, при посредстве которого ощущается присутствие Божие и Невидимый становится видимым ( 111, 255 ). Единение (в молитве) превыше земных ощущений; тут что-то небесное; тут предвкушение будущей жизни, в которой людей будет соединять дух ( 111, 438 ). Тот только может узреть плод Духа на древе души своей, кто возлелеет этот плод – святой, нежный, многим и мужественным терпением ( 109, 9 ). Переносится Священное Писание из Книги в душу; начертывается невидимым перстом на ее скрижалях – на уме и сердце – Слово Бога и Воля Бога, Слово и Дух ( 109, 10 ). Состарившись и измучившись в неплодстве, потом – родив, сверх чаяния, духовный плод (душа) говорит, подобно Сарре: «Смех сделал мне Бог» ( Быт. 21, 6 ), то есть даровал неожиданную, неотъемлемую радость – обручение вечной радости (112. 446). Изменение чувств, при котором человек входит в чувственное общение с существами невидимого мира, называется в Священном Писании отверзением чувств ( 110, 13 ). Непозволительно человеку устранять смотрение Божие и собственными средствами, по попущению Божию, а не по воле Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами ( 110, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Праздник Успения Пресвятой Богородицы считают установлением Апостольским. Сказания о чудесном восшествии Богоматери с плотью на небо восходят к IV веку; о нём упоминают блаженный Августин и Иероним. Ювеналий, патриарх Иерусалимский (420–458), утверждал пред императором Маркианом достоверность этих сказаний. Император Маврикий (592–602) установил день празднования Успения 15 Августа. Блаженную кончину Богоматери прославили канонами святой Козьма Маиумский и святой Иоанн Дамаскин . Празднику Успения с древних времён предшествует пост, который соединяет в себе два древних поста: некогда христиане постились – иные пред праздником Преображения Господня, а другие – пред праздником Успения Богоматери; но в XII в, на Константинопольском соборе, при патриархе Луке, положено для всех христиан – соблюдать Успенский пост с 1 по 15 Августа. Праздник продолжается девять дней: отдание его совершается 23 Августа. В Иерусалиме, у гроба Божьей Матери, на Афоне – в Русике, в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, празднование Успения совершается с особой торжественностью; отпевание над гробом Богоматери совершается такое, как над гробом Спасителя в Великую Субботу, и самый праздник считается Второй Пасхой 69 Праздник Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения и Успения принадлежат к великим, так называемым двунадесятным праздникам и считаются наравне с Господними. 26 Декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы, т. е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей. В Церкви нашей издавна установлено – на другой день великих праздников чтить память тех лиц, которые главным образом послужили празднуемому событию; таким образом 26 Декабря празднуем Божьей Матери, как послужившей рождеству во плоти Господа нашего Иисуса Христа; 7 Января – Иоанну Предтече, крестившему Господа; 26 Марта архангелу Гавриилу, благовестившему Пресвятой Деве; на другой день Троицына дня – Святому Духу, сошедшему в праздник Пресвятой Троицы; 9 Сентября – праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

108 См. его «Диарий» при исследовании проф. И. А. Шляпкина «Святитель Димитрий и его время». СПб., 1891, прил. 1-е, с. 5. 112 В 1678-м году, когда свят. Димитрий жил в Слуцке, его учитель, игумен Михайловского монастыря Мелетий Дзик прислал ему часть мощей св. Великомученицы, как самый дорогой и ценный подарок; в 1685 г., 10 августа, Святитель видит сон и, записывая его, называет св. Варвару своим «патроном», своею «благодетельницею»; в 1691 г., как бы исполняя виденное во сне, он торжественно переносит часть мощей св. Великомученицы в церковь Батуринского монастыря, где был тогда игуменом, и устанавливает пение ей акафиста по вторникам; в Киевском Михайловском монастыре, при гробнице св. Варвары долго хранилось составленное Святителем и им же переписанное житие Великомученицы; как знак его постоянной благоговейной любви к ней. 116 Издана в 1635 г., отрывки из нее у митроп. Макария в «Истории русской Церкви», т. XI, с. 490–492, и в его же «Истории Академии», с. 76. 125 Так думают авторы книги «Святитель Димитрий, митрополит Ростовский», с. 4; И. А. Шляпкин, цит. соч., с. 6; свящ. М. С. Попов, считающий причиной прекращения занятий в школе нашествие Выговского, с. 12; и митроп. Макарий (Булгаков) , цит. соч., с. 47. 138 Об этом говорит и составитель жития свят. Димитрия, сообщающий, что он согласился писать Четии-Минеи «по долгом отрицании». См. сочинения Святителя, ч. I, с. 5. 140 «Диарий» при исследовании И. А. Шляпкина, прил. I, с. 8, и рукопись б. Московской Патриаршей библиотеки, 146, с. 143. 149 Письмо патриарха Иоакима к Варлааму Ясинскому. Архив юго-западной России, т. 5, ч. I, с. 281. 154 См. рукопись б. Московской Типографской библиотеки, 420, лл. 454 и далее. Здесь, напр., на л. 458 Святитель отмечает: «св. Марины, сестры св. Василия великого в Четье л. УДД " ; на л. 459 «преп. Дий, в Четье св. пророка Илии – в Четье л. УНА; «преп. Симеон юродивый и Иоанн, друг его, Четья л. єі и т. д. Необходимо добавить, что архимандрит Иосиф, который составил указатель к Макарьевским Четиим-Минеям, сделал в них свои отметки листов – цифрами, которые с Евфимиевым счетом, а, следовательно, и с указаниями свят. Димитрия, не сходятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И уж совсем не вникая в жизнь Церкви, появляются и либеральные деятели, не сомневающиеся утверждать: «Новая свободная Россия не может принять в своё лоно старых иерархов с доверием. Пусть прежде отрясут прах старого режима и докажут свою честность. Нет, они не могут понять и примириться, что церковь перестала быть государственным ведомством православного вероисповедания, а становится независимым юридическим институтом» (8,419). Независимым юридическим институтом... Эти люди не умели мыслить в иных категориях. Но трагизм не в том, о чём писала какая-то «свободная газета», а в том, что иерархия не смогла сразу отстоять независимость церковной жизни от власти, коли эта власть намерилась отторгнуть Церковь от государства. Оголтелой кампании против Церкви не было дано отпора. Вот незначащая на сторонний взгляд подробность: «Мусульмане из Государственной Думы имели смелость отбрить: что законодательные учреждения не знакомы с основами мусульманской жизни— и не вмешивайтесь предлагать и преобразовывать. А православные на Руси не смели так отвечать— да и где бы им ответить?— они были окружены насмешливым обществом» (8,458). Всё соединилось: внешнее недоброжелательство и внутреннее безволие... Или: смирение?.. А воззрения на Церковь вырабатывались вполне определённые: «Юридическое положение православной церкви будет решено безо всякого участия церковной иерархии— и лишь исходя из предпосылок правового государства. Ни одна государственная копейка не должна тратиться на церковь. Никакая церковь не должна иметь права преподавать своё учение в школе. Ни одна школа не должна находиться в ведении какого-либо духовенства. И брак, и похороны станут гражданскими. Венчание не должно добавлять никаких прав к гражданской регистрации. И наших покойников мы будем хоронить без участия духовенства» (8,420). Не большевики начали— омерзительная деятельность поставленного Временным правительством обер-прокурора Святейшего Синода Вл.Львова по «обузданию» Церкви (Узел III, гл. 590) достаточно красноречиво свидетельствует, откуда уши растут. Конечно, до жестоких репрессий было далеко, но и великие реки начинаются с малых ручейков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010