Тут же в автографе обнаруживается еще одно тому подтверждение. На лл. 446–446 об. (с. 885, 886) появляются стихи, начинающиеся буквой аз, в которых выдержан даже внутренний алфавит: «Аарон», «Авель», «Авесалом», «Агнец», «Аггел», «Адам», «Александр». Это первый случай, когда Симеон написал специально на букву азбуки. В «Реестре» уже имелись стихи под такими же названиями, но рядом с ними не проставлены страницы, на которых находятся перечисленные стихотворения (с. 885 и 886). Минуя указатель, они сразу попали в список В на соответствующие места (исключение составляет лишь короткое стихотворение «Агнец», пропущенное в основном алфавите списка В и внесенное в дополнения – л. 567). Очевидно, что названные стихи появились в авторской рукописи уже после того, как «Реестр» был составлен, и началась работа над писцовым списком В. Эти стихи были использованы Симеоном как пример в разъяснениях, которые давались переписчикам относительно правил перенесения стихов из автографа в писцовую рукопись. Не оправдывается и существовавшее ранее мнение о том, что писание стихов на буквы алфавита было основным методом работы Симеона при создании «Вертограда». Такое мнение укрепляли алфавитная композиция списков В и С. а также высказывание самого Симеона в предисловии к ’’Псалтири рифмотворной»: «(...) написах (...) Верт многоцветный, сей убо рифмически, по чину алфавита славенскаго диалекта. И внегда ми достигнути писмене ψ, впаде во ум псалмы покаянныя преложити стихотворне» 55 . Фраза эта давала повод исследователям реконструировать метод работы Симеона следующим образом. И.Татарский, например, писал, что «составляя Вертоград многоцветный по чину алфавита славенскаго диалекта, он (Симеон – Л.С.) подошел последовательно к букве ψ и написал несколько мелких стихотворений под названием Псалом. При этом ему пришло на ум переложить стихотворным размером покаянные псалмы’’ 56 . В результате изучения творческой истории «Вертограда» и первоначального варианта в авторской рукописи приведенное высказывание Симеона приобретает совершенно иной смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Поэтому нужно вести себя очень осторожно. Что касается как первой, так и второй категории священников, то лучше поступить по пословице «не зная броду, не лезь в воду». Необходимо обратиться в Синодальный отдел по социальному служению, там есть Координационный центр по противодействию наркомании, и спросить совета. При КЦ действует экспертная группа, которая поможет священнику разобраться, вовлекают ли его в секту, либо люди действительно занимаются реабилитацией. Глебу же Грозовскому желаю искреннего раскаяния и скорейшего освобождения. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 87. Ответ на 85., М.Яблоков: Вы свои психопатологии мне не приписывайте, богослов-самоучка ) Миша Яблоков, ты сам-то закончил семинарию, умник? Ты, похоже, как и Осипов, берешь только то, что тебе подходит по духу твоему. Уймись, гоьубчик.:) 86. Ответ на 84., Василий В.В.: Вы свои психопатологии мне не приписывайте, богослов-самоучка ) 85. Ответ на 83., М.Яблоков: Святитель Григорий Нисский пишет: «Как преемством принадлежащего каждому роду продолжается естество живых существ, так что по закону природы рожденное есть то же с родившим: так от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешный» (Творения святых отцев. 2. Москва, 1865. С. 446).Однозначно греховные страсти - язвы души - передаются по естеству. Тут даже и говорить не о чем. М.Яблоков, я Вас уже не раз ловил на мухлеже с цитатами Святых Отцов. Что ж Вы никак не успокоитесь? 84. Ответ на 75., Галина Старикова: Святитель Григорий Нисский пишет: «Как преемством принадлежащего каждому роду продолжается естество живых существ, так что по закону природы рожденное есть то же с родившим: так от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешный» (Творения святых отцев. 2. Москва, 1865. С. 446). Однозначно греховные страсти - язвы души - передаются по естеству. Тут даже и говорить не о чем. 83. Ответ на 81., Галина Старикова:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/18/et...

Это дело теоретиков-богословов. Им и книги в руки... И они делают это дело по мере сил и уменья. (Окончание следует). Л. Лебедев Заозерский Н.А. Странный ревнитель святыни семейного очага. [Рец. на:] Розанов B.B. В мире неясного и нерешённого. Бесцензурное изд. СПб., 1901.//Богословский вестник 1901. Т. 3. 11. С. 446–469 (2-я пагин.) —446— (В. В. Розанов : В мире неясного и не решённого. СПб. 1901. Ц. 1 р. 50 к. Бесцензурное издание). Прежде всего почитаем долгом предупредить читателя, что настоящая статья – не для семейного чтения, хотя заглавие её, по-видимому, на это именно и претендует. Тот, кому дорога святыня семейного очага, из самого содержания статьи увидит, как ему воспользоваться ею в интересах семьи, а до прочтения пусть приищет для неё какое-нибудь сокровенное место. Не с радостным настроением мы принимаемся за настоящий труд. Напротив, нами овладевает желание начать его таким заявлением: о если бы никогда не появлялось книг, подобных настоящей книге В. В. Розанова и нам не приходилось писать таких рецензий, как настоящая!.. Единственное светлое и отрадное, что одушевляет нас в этом тяжёлом (морально) труде, это – луч надежды, что, быть может, наша рецензия предупредит появление книг подобных настоящей и – главное – быть может самого В. В. Розанова на столько тронет, что он в себе пришед навсегда откажется составлять подобные книги. Эта скромная и исключительно гуманная цель позволяет нам в то же время надеяться, что и почтенная редакция Богословского Вестника дозволит нам занести на его страницы некоторые мнения и изречения г. Розанова – весьма —447— неудобопечатаемые, перепечатание которых в рецензии необходимо. Названная книга не представляет собой какого-либо нового произведения пера г. Розанова , а есть – в первой её половине перепечатка статей, появлявшихся отдельно в разных газетах 1898–99 гг., а во второй – сборник статей и писем разных лиц, положительно и отрицательно относившихся к мнениям г. Розанова . Наша рецензия будет иметь в виду почти исключительно собственные статьи г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

441 Письмо бл. Иеронима ad Damn, el Rogat., t. XXIX, col. 401–402, которое служит предисловием к Паралипоменон, показывает, с какою заботою он занимался исправлением и сличением манускриптов. 442 „Священное Писание, говорит бл. Иероним, становится яснее для того, кто собственными глазами видел Иудею и узнал достопримечательности древнейших городов и мест, те же ли названия их сохранились, или изменены... Посему нашею заботою было принять на себя труд, вместе с образованнейшими иудеями, обойти страну, которую славят все церкви Христовы“. Praef. in lib. Paral. ad Domn. et Rogat., t. XXIX, col. 401. 443 Praef. in lib. Paral. ad Domn. et Rogat., ibid. См. цитат прим. 441, и Praef. in Job, цитированное в прим. 437. 444 „Иногда, говорит он в прологе своего комментария на Екклезиаст (t. XXIII, col. 1011), я вспоминал и об Акиле, Симмахе и Феодотионе“. Он часто цитует этих трех переводчиков в своем комментарии на Исаию. 445 „Уже давно я сличаю, писал он Марцелле, перевод Акилы с еврейскими кодексами: не изменила ли, пожалуй, чего синагога по ненависти ко Христу; и признаюсь тебе, как другу моей мысли, что нахожу еще больше к утверждению нашей веры“ (Jampridem cum voluminibus Невгаеогит editionem Aquilae· confero, ne quid forsitan propter odium Christi synagoga mutaverit, et, ut amicae menti fateor, quae ad nostram fidem pertineant roborandum plura reperio). Ep. XXXII ad Marc., t. XXII, col. 446. 446 W. Smith’s, Dictionary of the Bible, t. III, p. 1700. – „Vulgata, male aliis neglecta, cum sit versionum una omnium praestantissima“, говорит Михаэлис, Supplem. ad Lexic. Hebr., 1792, part. III, n° 893, p. 992. Вальтон говорит тоже: „(Agnoscamus Vulgatam) magni faciendam... propter intrepretis... doctrinam et fldelitatem, quem de Ecclesia bene meruisse gratis animis praedicant Protestantium doctissimi“. Bibi. Polyglot. Proleg. X, n° 11, 4, t. 1, 1657, p. 74. См. другие свидетельства y Brunati, Del nome, dell’autore, de’corretori e dell‘autorita della versione Volgata, в ero Dissertazioni bibliche, in-8°, Milano, 1838, diss. VIII, p. 69–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

—445— от того места, где совершается таинство, наблюдает за тем, что происходит с бесноватым. В момент крещения он приходит в неистовство, рвет веревки и кричит, что есть мочи: «выхожу, выхожу из него и не войду другой раз в него». Иногда больной разрывает веревки и убегает нагой к вящему ужасу зрителей. Удостоившиеся крещения бесноватые обыкновенно скоро выздоравливают. Чтение над ними молитв продолжается до полного и совершенного излечения. Важнейшие обители Абиссинии играют важную роль даже в политической жизни этой страны. В истории Абиссинии бывали нередко случаи, когда богатейшие эфиопские монастыри своими богатствами помогали императорам в критические моменты и тем спасали страну от погибели. Случается и теперь, что в затруднительных финансовых обстоятельствах владыки Эфиопии обращаются за помощью к монастырям. В заключение своей речи о монастырях Абиссинии мы желали бы привести хотя приблизительные статистические данные о количестве, например, монастырей в Абиссинии, о численности монахов, о процентном отношении их ко всему населению Абиссинии и т. п. К сожалению, таких данных найти совершенно невозможно. Сами абиссинцы не знают себе числа. Император не знает даже, сколько у него солдат… Еще не бывало случая, что бы кто-либо из правителей Абиссинии предпринимал исчисление народа или части его, исчисление церквей и монастырей, воинов, городов и проч. – Это потому, что перепись в глазах абиссинцев преступление. Основание для такого взгляда абиссинские христиане заимствуют из Св. Писания и именно из сказания о переписи Давида. Известно, что когда Давид повелел военачальнику Иоваву исчислить еврейский народ, то Бог разгневался за это и наслал на Евреев язву, истребившую 70,000 человек. ( 2Цар. 24 гл. и 1Пар. 21 гл.). Е. Долганев Сергий (Страгородский), архим. На Дальней Востоке: (Письма японского миссионера) [Письма: XXIII: Кеото, 18 января, XXIV: Кеото, 4 мая 1893 г.]//Богословский вестник 1896. Т. 4. 12. С. 446–474 (3-я пагин.). (Окончание.) 2361 —446— Письмо XXIII. 18 Января 1893 г. Кеото

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его труды печатались в разных периодических изданиях, главнейшие из них: Эсхатология Гр. Нисского, учение о церкви Вл. Соловьева и мн[огие] др[угие]. Помогает в разборе и описании архивных фондов Канцелярии обер-прокурора. Управляющий Отделением Здравомыслов. РГИА, ф. 6900, оп. 1, д. 446, л. 17–18 об. Машинописный подлинник. Подпись – автограф. Учрежденческий бланк воспроизведен машинописью. День месяца и делопроизводственный номер вписаны от руки. Штамп входящей корреспонденции Общей регистратуры Петроградского отделения Главархива (заполненный вручную) 775 от 21 апреля 1921 г.   4 26 апреля 1921 г. – Выписка из протокола заседания Тарифно-расценочной комиссии [при Петроградском отделении Главархива РСФСР?]   Выписка. Протокол заседания Тарифно-расценочной комиссии, состоявшегося 26 Апреля 1921 г. Слушали… III. Вопрос о служителях религиозных культов. Имея в виду, что постановление по этому вопросу Совета Народных Комиссаров, расп[ечатанное] в 14 «Известий подразделяет всех священнослужителей как бы на две категории, а именно на лиц, находящихся в материальной и служебной зависимости от организаций религиозного культа, и на лиц, в таковой зависимости не постановляя в отношении лиц первой категории требование о том, чтобы таковые лица не занимали должности в Советских учреждениях выше 16 разр[яда] и что к числу таких лиц, по удостоверению управляющих Отделениями, принадлежат: свящ[енник] Н. В. (в I Отд[елении] II секции), свящ[енник] Т. П. во 2 Отд[елении] III Секции) и священники Ф. Д. Филоненко, Д. Ф. Ярушевич и Н. Ф. Платонов (во 2 Отд[елении] IV Секции), занимающие должности выше 16 разр[яда], – Комиссия пришла к заключению о необходимости переместить перечисленных священников в XV разряд, а потому постановила сообщить о сем Петроградскому отделению для дальнейших распоряжений. Подлинный подписали Председатель и члены Комиссии. С подлинным верно. Секретарь [ подпись]. РГИА, ф. 6900, оп. 1, д. 446, л. 20–20 об. Копия, выполненная писарским почерком. К тексту выписки прилагалось сопроводительное письмо (от руки, на учрежденческом бланке, делопроизводственный 806 от 25 мая 1921 г.) за подлинными подписями председателя и секретаря комиссии (Там же, л.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

444 Есть данные полагать, что Евгений знал, в кого целит Татищев. Немного погодя мы увидим, что он ссылается на Бера и, стало быть, читал его. А Бер прямо пишет, что Борису встали поперег дороги монахи и попы, сказав, что их государство обширно и велико, но единоверно и единоправно, что если в нем будут говорить не одним русским языком, а разными (для изучения коих, между прочим, царь предполагал завести школы), то согласие и мир исчезнут» (См. выдержку из Бера в «Истор. госуд. российского» Карамзина, т. IX; пр. 126-е, стр. 29 по изд. Эйнерлинга). 446 Говоря о содержании духовных школ, Евгений отмечает и такие факты, когда недостаток содержания был причиною закрытия училища (стр. 425–426). Точно также он указывает и на те случаи, когда школа прекращала свое существование за «недостатком учителей» (стр. 424, 428 и 429). Встречаются, наконец, такие места, где автор не указывает причины закрытия школы (стр. 428, 444 и 446). 447 Последние (руководства и учебники) указаны Евгением в «Словарь духовных писателей» и «Словаре светских писателей», – там, где речь идет о составителях или переводчиках их (см. напр., о Н. Н. Б.-Каменском в «Сл. свет. писат.» т. I, стр. 17–18). А в настоящем «Обозрении» только раз (на стр. 451) передает содержание указа 1785 г. о введении в семинариях «методы обучения народных училищ» и рассылке туда «классических оных книг». – От списания «порядка» и объема преподавания в духовно-учебных заведениях преосв. Евгении почему то нарочно уклоняется, ограничиваясь одним лишь упоминанием, что были-де постановления относительно этого самого порядка (стр. 454, 455 и 456). Равно, говоря о «классах» в семинариях, он нигде не указывает, что, собственно, преподавалось в этих классах – риторическом, ниитическом и пр... 448 См. о вятских – «школе» (1723 г. и 1735 г.), семинарии (стр. 426 и 435), о духовно-учебных заведениях – холмогорских (стр. 426–7 и 432), псковских (стр. 430 и 434), вологодских (стр. 428, 431 и 443) и проч. 449 О «жалованье», ассигновавшемся вместе с семинариями и на училища, Евгений говорит всего только один раз, когда у него идет речь о тверской семинарии (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Божественная неизменность имеет своим прямым следствием вечность Бога. Если неизменность соотносится с сущностью Божией, то вечность есть свойство Божественного существования, или Божественной жизни ( Minges. 1930. T. 2. P. 83-84). И. Д. С. принимает определение вечности, предложенное Боэцием : «Вечность есть целостное и совершенное обладание непрекращающейся жизнью» ( Boetius. Consol. V 6; Ioan. D. Scot. Quaest. quodlib. 6. 14). Поскольку Бог обладает вечностью, к Божественной жизни неверно применять высказывания в прошедшем и будущем времени, т. е. не следует говорить, что Бог был или будет, но надлежит говорить, что Он есть ( Minges. 1930. T. 2. P. 84-85). 3. Всемогущество. В соответствии с рассуждением И. Д. С., о всемогуществе Бога можно говорить в философском и в богословском смыслах (см.: Prentice. 1965. P. 415-417). Всемогущество в философском смысле может быть рационально обосновано, поскольку оно является следствием учения о Боге как высшей действующей Причине. Термин «всемогущество» в философском смысле обозначает «активную потенцию первого Действующего (т. е. Бога.- Д. С.), в соответствии с к-рой Он относится ко всякому результату как близкая или отдаленная Причина» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 42. 1//EdVat. Vol. 6. P. 342). По мысли И. Д. С., всякий результат может быть возведен через иерархию причинности к Богу как первой Причине, поэтому Бог может совершать все, что вообще может совершаться (ср.: Iammarrone L. 2003. P. 446). В теологическом смысле «всемогущество» означает способность Бога непосредственно (immediate) причинять любой результат, т. е. причинять его «без всякого содействия любой другой действующей причины» ( Ioan. D. Scot. Ordinatio. I 42. 1//EdVat. Vol. 6. P. 343). Всемогущество в этом смысле есть предмет веры, а не доказательства, поскольку действия Бога при таком проявлении всемогущества не включены в обычную иерархию причинности, но преодолевают ее ( Prentice. 1965. P. 416; Iammarrone L. 2003. P. 446-447). Хотя всемогущество Бога ничем не ограничено извне, оно, согласно И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Почти вся 434 и половина 435 страницы выписаны из книги Стукова, стр. 90–92, причем в 7 сверху строчке 435 стр. о. Малиновский вздумал скобку перенести на одно слово налево, от чего получилась, конечно, безсмыслица. Под строкой к выпискам из Стукова подбавлены два примечания, взятые у архиеп. Сергия (См. стр. 34 прим. 1., стр. 34 прим. 3, стр. 35 прим.). Рассуждения, наполняющие первую половину 436 стр., буквально без всякой цитаты списаны у архиеп. Сергия со стр. 35. Чрез три строки следует сравнительно небольшая выписка из книги Стукова, стр. 1. 1-ое прим. со всеми цитатами списано у Сергия (со стр. 35 прим. 3), а 2-ое у Стукова (стр. 1 прим.1). Около половины 437 стр. занято пересказом и заимствованием из диссертации Мышцына со стр. 111. 113.112. Ilpuмeчahue тоже взято, впрочем с цитатой, у Мышцына. Интересно здесь поцитован известный библейско-богословский словарь Кремера: из «Cremer. bibl.-theol. Wrterbuch " -Мышцына у о. Малиновского получилось: «С. Kremer. Bibli- theol. Worterb». Вся 438 стр. буквально списана у Мышцына, стр. 113–115. 439 стр. тоже дословно списана у него же, стр. 116–118. Списав у Мышцына более двух страниц, о. Малиновский в 1 прим. на 440 стр. ставит цитату: «Мышцына. Уч.ап. Павла о законе дел 111 стр. и след. См. также у проф. Глубоковского. Н.Н. Благовестие ап. Павла I т.432–433 стр. » Дает ли эта цитата достаточно ясное указаниие, что, как и сколько списано у Мышцына? Но и после этой цитаты выписки из Мышцына не прекращаются: ими заполняется не менее половины стр. 440 и первый отдел на стр. 441 (Срвн. стр. 119. 120. 122 Мышцына), а во 2-м прим. на 440–441 стр. как бы дается понять, что из Мышцына только лишь это примечание размером в четыре строчки. В конце 443 стр. взято две фразы со стр. 34 и 32 книги архиеп. Сергия. На стр. 444 есть заимствования у Мышцына, со стр. 210 и 215, а также у Стукова, стр. 144, у которого взяты с 75 стр. сведения и для первого примечания. Стр. 445–446 за небольшими исключениями представляют буквальные выписки из книги Мышцына, стр. 215–219. Отступления попадаются, напр.,такого рода: 1)Мышцын (стр. 215–216) приводит длинный ряд цитат Свящ. Писания, где встречается τ γθ εργ-о. Малиновскому (стр. 445) скоро надоедает списывать цифры; он бросает, ставя: «и др.» 2) У Мышцына: «совершая дела, человек лишь реализует свою веру» (стр. 219), о. Малиновский «поправляет» стиль: «совершая дела, человек лишь обнаруживает свою веру» (стр. 446); с этой поправкой, кажется, несколько «поправляется» и мысль, при том едва ли к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Что же еще можно добавить, что еще полезного можно извлечь для себя из предлагаемых песнопений? “Рукописание наше на Кресте растерзал еси, Господи, и вменився в мертвых, тамошняго мучителя связал еси, избавль всех от уз смертных воскресением Твоим, имже просветихомся, Человеколюбче Господи, и вопием Тебе: помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем” (ТП. Л. 442). Седьмое и восьмое Страстные Евангелия повторяют события распятия Спасителя, дополняя их некоторыми подробностями. После восьмого Евангелия читается трипеснец Косьмы Маиумского, в котором, в частности, снова говорится об учениках Христовых. В восьмой песни этого трипеснца содержится важная мысль о том, что тому, кто более крепок, посылается и более сильное искушение: “От веждей учеником ныне сон, рекл еси Христе, отрясите, в молитве же бдите, да не в напасть внидете, и наипаче Симоне: крепчайшему бо болий искус. Разумей мя Петре: Егоже вся тварь благословит, славящи во веки” (ТП. Л. 445). Далее нам напоминается о том, что никогда нельзя надеяться на себя, так как только при помощи Божией мы можем сделать что-либо доброе: “Глубину премудрости Божественныя и разума, не всю испытал еси, бездну же Моих судеб не постигл еси человече, Господь рече. Плоть убо сый не хвалися, трижды бо отвержешися Мене, Егоже вся тварь благословит, славящи во веки” (ТП. Л. 446). Причем Петр испугался не воинов, но служанки: “Отрицаешися Симоне Петре, еже сотвориши скоро, якоже речеся, и к Тебе Отроковица едина пришедши устрашит Тя, Господь рече. Горце прослезив, обрящеши Мя обаче милостива: Егоже вся тварь благословит, славящи во веки” (ТП. Л. 446). Эксапостиларий трипеснца, поемый перед самым чтением девятого Евангелия, изображает благоразумного разбойника, пришедшего в познание Истины во единонадесятый час. Этим подается урок того, что покаяться и прийти ко Христу-Спа­си­телю не поздно никогда: “Разбойника благоразумнаго, во едином часе раеви сподобил еси Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя” (ТП. Л. 448). Иисус приемлет всех, давая тот же динарий и тем делателям, которые пришли около одиннадцатого часа. Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи (Лк 23:43).

http://pravmir.ru/nravstvennaya-tematika...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010