Ст. 10–12. …И благоугодно было Господу прошение Соломоново. И сказал ему Бог: за то, что ты просил... себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так, что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе... И действительно, Соломон получил от Господа столько премудрости, что на все времена его имя – сделалось ее именем, по справедливому замечанию нашего ученейшего богослова 444 . Опыты сей мудрости и пределы ее изъясняет нам само слово Божие, а) Соломоново любомудрие в области естествознания было так обширно и глубоко, что он говорил о деревах от кедра, что в Ливане (наикрупнейший вид растений), до иссопа, вырастающего из стены (мельчайшая порода мхов); говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах 445 ; б) философским плодом Соломонова любомудрия было то, что он «изрек три тысячи притчей» (сжатых и остроумных изречений); в) поэтическим же плодом его религиозного чувста были «тысяча и пять песней» 446 ; г) сравнивая Соломона с современными ему мудрецами, Писание замечает, что он был мудрее «всех сынов востока», т. е. Халдеев и Сирийцев, славившихся своими астрономическими познаниями, и всех «Египтян», известнейших математиков и химиков, и всех мудрецов израильских, напр., Ефана Езрахитянина и Емана (знаменитых псалмопевцев и священных поэтов при Давиде, имена которых стоят в надписании некоторых псалмов – именно, 87 и 88), и Халкола и Дарды 447 , (вероятно, из этой же среды); д) слава о мудрости Соломоновой была так велика, что приходили послушать ее от всех царей земных, которые только слышали о ней 448 . Примечание. При всем том, выражение Писания, что, «как прежде Соломона не было подобного ему, так и после него не восстанет подобный ему по мудрости» – приводит в затруднение некоторых толковников, которым кажется, что и прежде, и после Соломона были люди, равнявшиеся ему, и даже превосходившие его не только в знании вещей божественных (напр. Моисей, пророки и апостолы), но и естественных, и человеческих (последующие философы и естествоведы). Но это затруднение происходит – с одной стороны, от смешения откровенных и сверхъестественных знаний с любомудрием естественным, – каковое, собственно, и даровано от Господа Соломону в превосходнейшей степени; с другой же стороны – от смешения двух различных понятий, – именно, природного глубокомыслия и разумности (что и было, собственно, чрезвычайным даром Соломоновым) с научной образованностью и ученостью, которая, конечно, накопляется с течением веков, и в безраздельной целости своей не может принадлежать ни одному отдельному человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Чтобы разрушить старое и новое создать, нужен “переворот”, “революция”.— “Если не обратитесь , не перевернетесь , не опрокинетесь ,— не войдете в царство Небесное” (Мт. 18, 3). Это мы уже слышали на горе Блаженств; это надо помнить и здесь, на горе Страстей, чтобы понять, что произошло в Очищении храма. Для этого “переворота”— “перевёртывания”, “опрокидывания”— единственного пути в царство Божие,— страшно не подходит наше, слишком человеческое, “демоническое”, хотя бы в древнем смысле “полубожеское”, слово “революция”. Но у нас другого слова нет и, кажется, долго ещё не будет. В том-то и беда наша, что лишь в этом тёмном и почти всегда обратном, опрокидывающем, но не всегда искажающем, иногда и страшно точно отражающем, демоническом зеркале— Революции— мы можем увидеть самые нужные нам, близкие, братские, человеческие и неизвестные черты в лице Христа Неизвестного— Освободителя. Всех, доныне единственно возможных во всемирной истории, человеческих— “демонических” революций конец,— начало последней сверхисторической Революции Божественной,— вот что такое Очищение— Разрушение храма» (1,446-448). Цель же этой Революции, главное дело Христа Освободителя— “царство Божие на земле, как на небе” (1,461). Всё к тому же. Заметим, без комментария, поскольку он и не нужен (так всё очевидно), что ссылаясь на слова Христа, обосновывая ими идею Божественной Революции, Мережковский искажает их. Подлинные же слова: « Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном»      (Мф. 18, 3-4) . Мережковский поистине «перевернул» и «опрокинул» смысл слов Спасителя. Лучше бы задуматься над продолжением тех слов: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но апостол Павел сказал не только то, что «всякое творение Божие хорошо» ( 1Тим. 4, 4 ), но и такие слова: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек!» ( Рим. 7, 22–24 ). «Есть в нас некая смерть и погибель падения, которую мы всегда с собою и в себе носим» 443 как последствие уже вторичного для человеческой природы факта – падения Адамова в первородный грех, который с тех пор живет в человеке, толкая его на «злоупотребление» чувств и других его естественных сил. «Тлением и смертию мое естество ято бывшее, Дево, моли Господа и Сына Твоего врагов злодействия мя избавити» 444 . Это «семя тли» 445 и «врагов злодействие», это «противоестественное» требует от нас борьбы за очищение и восстановление нашего естества, требует от нас духовного труда или подвига. «Подвизайся добрым подвигом веры» ( 1Тим. 6, 12 ), – пишет апостол. «Многие из людей хотят сподобиться Царства без трудов, без подвига, без пролития пота, но сие невозможно» 446 . «Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах» 447 . Бог спасает нас не насильно, но только видя нашу веру, нашу волю, наше свободное к Нему устремление. Спасает Он Своею благодатью, но благодать не принуждает волю, свобода человека ею не нарушается. «Приходящая к нему благодать, – пишет Макарий Великий , – нимало не связывает его воли и не делает его неизменным в добре, хотя бы он хотел или не хотел того. Напротив того, и присущая в человеке Божия сила дает место свободе, чтобы обнаружилась воля человека» 448 . Эта воля к спасению, то есть к принятию Духа Святого, эта вера и любовь человека обнаруживаются в его труде, в его подвиге, в этом его усилии спастись. Так сочетаются в одной душе и во всем христианстве подвиг и благодать, Голгофа и Воскресение. Подвиг сам по себе не спасает, но он обнаруживает устремление воли и привлекает этим спасающую благодать. «Да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы» 449 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

Выставляя Свои чудеса в свете Своего исключительного значения для откровения царства Божия, Христос тем самым связывал их с тем самоотречением, которого Он требовал во имя Своё. В этой связи прежде всего выражалась та мысль, что пользование Его чудесами обязывает к самоотречению во имя Его. Этим дело откровения царства Божия, с одной стороны, ставилось на субъективную почву силы Христа, но, с другой стороны, в лице Его было дано основание для универсальной духовности, чуждой материальной ограниченности. Иудеи должны были во всём этом видеть продолжение того отвержения их национальных мессианских чаяний, которое было начато Христом раньше, причём теперь деятельностью Христа выразительно указывался иудеям их судья в Его лице. Но в той же самой деятельности Его было много поучительного для Его апостолов, которым главным образом и было посвящено Его внимание за это время. В отличие от народа, ученики могли видеть в медлительности Его чудотворений не только особое значение Его лица для открывшегося царства Божия, но также Его уничижение. Это уничижение они сами испытали, когда не могли исцелить лунатика под горою преображения. В опыте этой собственной немощи для них и вообще медлительность чудотворений Христа могла представляться в качестве свидетельства как бы ослабевших обнаружений Его чудотворной силы 446 . По крайней мере, когда они говорили Христу о хананеянке: «отпусти ее, потому что кричит за нами», – в их словах слышится как бы замешательство. Впрочем, позднейшие из упомянутых чудес Христа в своей торжественности, с которою были совершены, были несомненными явлениями славы Христа Иисуса. Оставленный многими учениками в Галилее и оставив иерусалимских иудеев в крайнем озлоблении, Христос, ища уединения с Своими ближайшими учениками, отправился с ними в пределы Тира и Сидона, где исцелил дочь хананеянки, затем, вероятно, по северной границе Галилеи перешёл в пределы десятиградия, где исцелил глухого косноязычного; потом, по кратковременном пребывании на западном берегу озера, Он пошёл в селения Кесарии Филипповой, исцелив по пути в Вифсаиде (Юлииной) слепого. Не доходя до Кесарии, Христос имел беседу с Своими учениками. Легко понять, что всё время уединения Христа с учениками было приготовлением к этой беседе. Христос спросил Своих учеников: «за кого люди почитают Меня, Сына человеческого»? Они сказали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Он снова спросил их: «а вы за кого почитаете Меня»? Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Вы знаете, – пишет он к солунянам, – как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли ( 1Сол.2:11–12 . – Здесь и далее выделено авт.); подобно тому как доилица греет свое чадо, так и мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы сделались для нас возлюбленными ( 1Сол.2:7–8 ). И подобных выражений пастырской любви немало и в других посланиях (см.: 2Кор.6:11–12; 12:14–15 ; Гал.4:19 ; Флп.1:8; 4:1 , 1Сол.2:19 и пр.), и всякий истинный пастырь всецело живет любовью к пастве. Например, св. Иоанн Златоуст в таких ярких словах описывает свои чувства к пастве перед первым изгнанием из Константинополя и после возвращения его: «Где я, там и вы; где вы, там и я: мы – одно тело; тело от головы, и голова от тела не отделяются»; хотя бы разделяло нас друг от друга пространство, «но соединены любовию, и самая смерть не может разлучить» меня с вами; пусть умрет мое тело, душа моя жива и помнит о вас, «вы мне сограждане, вы мне братья, вы мне дети, вы мне члены, вы мне тело, вы мне свет» (III, 446); «Вы мне отцы, вы мне мать, вы мне жизнь, вы мне друзья; если вы преуспеваете, я буду радоваться. Вы мой венец и мое богатство; вы мое сокровище. Тысячу раз готов я принести себя в жертву за вас... Моя любовь к вам, (то есть) именно, что я все делаю для вашего преуспяния... Вот в чем причина моих бедствий, и этого достаточно мне для получения венца» (III, 451–452). «Я не могу быть отцом и не плакать; я – нежно любящий отец... Если бы можно было видеть жар внутри души моей, то ты увидел бы, что я сгораю от него более всякой жены или девы, подвергшейся преждевременному сиротству. Не столько жена плачет о своем муже, или мать о сыне, сколько я о всех вас вообще» (XII, 195). «Я желал бы, если возможно, самым взором высказать ту любовь, какую питаю к вам... Для меня нет ничего дороже вас, – не дороже даже и этот свет. Тысячи раз я желал бы сам лишиться зрения; если бы через это можно было обратить ваши души, – так спасение ваше приятнее для меня самого света.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Вихорь» крутится сам, «солома» разлетается «пред лицом ветра» (руах). Ни «мякина», ни «солома», никакие отходы обмолота, тем более пылевой «вихрь» – не несут в себе семени (см. Пс.1:4 ). Главное горе нечестивых – развеяние. Сравнение с соломой – тоже страшное (она быстро загорается): «Ты послал гнев Свой, и он поел их, как солому» ( Ис.5:11 ). Сжигание соломы – евангельский образ вечных мук: Христос «очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Пс.82:15,16             Как огонь палит лес,                         и так пламень пожигает горы 446 ,                   так погони 447 их бурей Твоей                         и ураганом Твоим приведи их в смятение. Пожар в лесу на горах при самом сильном ветре – зримый образ гнева Божьего. Из этого пожарища – только два пути: признать свой позор и взыскать имя Божие (ст.17), либо погибнуть окончательно (ст.18): Пс.82:17             Исполни лица их позором,                         и взыщут имя Твое, Господи. «Порождения ехидны! кто указал вам бежать от будущего гнева? и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам " » ( Мф.3:7,9 ). Имя, которое нужно «искать» и найти прогневавшим Бога – Иисус Мессия (Иисус Христос). Пс.82:18             Да постыдятся и смятутся навсегда-навсегда,                         и посрамятся и погибнут. «Змии, порождения ехидны! как убежите вы от суда геены?» ( Мф.23:33 ), «дополняйте же меру отцов ваших» ( Мф.23:32 ). Пс.82:19             Да познают, что Ты – Которого одного имя Господь,                         Всевышний над всею землей. «Да познают» – на Страшном Суде (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.83:11             Лучше 448 день во дворах Твоих, чем тысяча;                         я избрал стать при пороге 449 в доме Бога моего,                         чем вращаться 450 в шатрах нечестия. «Я избрал» – ср.: «блажен, кого Ты избрал и приблизил, он обитает при дворах Твоих» ( Пс.65 /64:5). Найден еще один аспект взаимности (стремления навстречу Бога и человека) – избрание:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

„Риза христиан, покрывающая безобразие нашего греха, есть вера во Христа», говорит св. Василий Великий 444 . Раз человек верует во Христа, он, следовательно, верует в любовь Божию, и отнюдь не боится, ради своих прежних грехов приступать к Богу с мольбою о прощении и помощи, зная, что любовь Божия только и ждет его обращения. Раз явилась такая вера в человеке, тогда сразу же меняются отношения между ним и Богом. Доселе любовь Божия не находила себе соответствия в человеке. Боясь праведного суда Божия, человек отдалился от Бога и вместо любви относился к Нему со враждой. Теперь же его сознание проясняется: он видит что Бог – не Грозный Владыка, а Отец, что Он не пожалел Своего Сына, чтобы только примирить с Собою человека. Естественно, что – и вражда против Бога, отчуждение от Него в человеке пропадает. Вместо отчуждения, он начинает стремиться к Богу; отвечать на Его любовь любовью же. Бог для Него уже не чужой, он называет Его своим „Господь мой и Бог мой», говорит уверовавший Фома. „Свойство сердечное веры говорит св. Тихон Задонский Бога своим Богом от сердца называть; тако Давид глаголет: Господи Боже мой, хотя и всех верных есть Бог» 446 . „Христос глаголет расслабленному: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои. Тако милосердием Божиим ободряет и всякого верного вера, в сердце его живущая; дерзай, яко Бог милостив есть, и потому помилует тя; истинен есть, и потому исполнит свое обещание, услышит тя призывающего; всесилен есть, и потому может избавити Тебе. Отсюду бывает, что верный с горячим любви дерзновением Бога своим Богом называет: Боже, Боже мой, к тебе утреннюю ( Nc. IXII ,). Боже мой, милость моя ( Nc. LVIII, 18 ); называет своею крепостью, утверждением, прибежищем и пр.: возлюблю Тя Господи, крепосте моя! Господь утверждение мое и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него; защитник мой, и рог спасения моего (Пс. XYII 2 – 3). Таковое веры дерзновение изображается и во Псалме ХС-м: живый в помощи вышнего, и пр. Тако Дамаскин, духом радуяся и играя, поет в своих к Богу песнях: Ты моя крепость, Господи! Ты моя и сила! Ты мой Бог ! Ты мое радование» 447 , и причину этого радостного присвоения себя Богу Дамаскин указывает именно в том, что он узнал любовь Божью, явленную в пришествии в мир Сына Божия: „не оставль недра Отча и нашу нищету посетив». „Кто отлучит нас от любви Божьей; скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или меч? Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе Нашем (Римл. IX, 35. 38 – 39). Вместо отчуждения, человек всею своею душою отвечает на любовь Божию, устремляется на Ее зов. Между Богом и человеком установляется самый тесный нравственный союз, единение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Они еще помнили, что так недавно, тут же, во время стоянки на Синае, их драгоценности служили на слитие золотого тельца. Не считали ли они теперешние приношения на служение истинному Богу искуплением их вины?.. Библия не говорит нам этом прямо, но это могло быть так. Патриархи на неопределенных местах воздвигали жертвенники в честь Адонаи Господа и воздавали Ему поклонение во всякое время. И теперь Еврей и Евреянка подзаконного периода внутреннее духовное поклонение Господу могли и должны были воздавать всегда и во всякое время; но, с учреждением центрального святилища, Иегова установил определенные времена, когда дети Израиля, соединенные одною и тою же верою, дожны были собираться для одного и того же Богослужения. Десятословие освящает только один обрядовый богослужебный закон: это соблюдение Субботы 446 . Будучи символом окончания творения, суббота представляла покой Господа, когда сотворенная по Его слову вселенная вышла из своего хаотического состояния: суббота, таким образом, напоминала Евреям, окруженным языческими народами, догмат Верховного Существа, отличного от Его творения. Хранение субботы имело еще другую цель, нравственную: облегчение работника, раба и даже домашнего скота, которые покоем в этот день могли восстановить свои силы после убийственного истощения их целонедельным непрерывным трудом. «Помни день субботный, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела свои: а день седьмой суббота Иеговы, Бога твоего: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни скот твой, ни пришлец твой, который в жилищах твоих». Эти слова слышал весь народ Еврейский из уст Самого Господа, когда трепещущий стоил при Синае. В последующих беседах Моисея с Богом существенная идея субботы выражается полнее. «В седмой день покойся…» 447 . В субботу «не делай никакого дела», повторяет Законодатель Синая во Второзаконии, «…чтоб отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской» 448 . Облегчение утесненного было главным служением, которого требовал от освобожденного народа Бог освободитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

«Но в последние дня гора дома Иеговы будет поставлена во главу гор, и она возвысится над холмами, и потекут на нее народы. И пойдут народы великие, и скажут: «Пойдем, взойдем на гору Иеговы, и к дому Бога Иаковлева» и проч. 445 . Хотя плуг и проходил по святой земле как знамение вечного запрещения, однако, Сион будет искуплен правосудием, а с ним и обратившиеся сыны его правдой 446 . Господь ревнует к Сиону: и возвратится в него. «Есть грядущая година возмездия, по делу сионскому» 447 . «Ты, о Господи, воскрес ущедрити Сиона: яко время ущедрити его, яко придет время. Яко благоволивши рабы твоя камение его, и персть его ущедрят. И убоятся языцы имени Господня, и все цари земные славы твоей: яко созиждет Господь Сион, и явится во славе своей. Призре на молитву смиренных, и не уничижи молении их. Да напишется сие в род ин, и люди зиждемии восхвалят Господа». Пс. 101:13 и проч. Место святилища Господа будет снова украшено. Иерусалим, а не Рим будет вечный город. Ибо так писано. «И придут к тебе на поклонение дети угнетавших тебя, и падут к ногам твоим все презиравшие тебя, и назовут тебя градом Иеговы, Сионом Святого Израилева. За то, что ты был оставлен и презрен, и никто не ходил к тебе; тогда сделаю тебя красой вечности, радостью всех родов. Я, Иегова, поспешу исполнить сие во время свое». Ис. 60:14 . Пророчества не ограничиваются землей иудейской. Они равномерно беспредельны по своему объему, как относительно пространства, так и относительно времени. Теперь, по истечении многих веков, страны вокруг Иудеи делаются, наконец, известными. И каждый путешественник, сообщая новые открытия относительно их, постепенно развивает то самое описание, какое дано нам пророками об их бедности и запустении, во время их благоденствия и изобилия. Страны аммонитян, моавитян, или обитателей Идумеи, и филистимлян, все граничили с Иудеей, и каждая из них была предметом пророчеств. Относительное положения всех их явственно определено в св. Писании и ясно обозначено. И области древних неприятелей иудеев, долго опустошаемые врагами христианства, представляют много доказательств вдохновения иудейского Св. Писании и истины христианской религии. 127 Фока, византийский император. Пользуясь народным восстанием, Фока принял титул императора, вступил в Константинополь в 603 г, умертвил Маврикия и так злодействовал, что зять его Криг в 610г. возбудил африканского экзарха Гераклия, освободить государство от этого чудовища. Фока скрылся в подземелье дворца, но был схвачен и привезен к Гераклию, который приказал отрубить ему голову. Примечание переводчика.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Жизнь Иисуса Христа на этой земле еще не завершена. Христос продолжает жить в жизни своих последователей. Теперь следует говорить не о нашей христианской жизни, но о действительной жизни Иисуса Христа в нас «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Воплотившийся, Распятый, Преображенный вошел в меня и живет моей жизнью. («Для меня жизнь – Христос» ( Фил.1:21 ). Со Христом живет также во мне Отец, живут во мне Отец и Сын через Святого Духа. Сама Святая Троица, жительствуя в христианине, исполняет его и претворяет в Свой образ 446 . Воплотившийся, распятый и преображенный Христос творит Свой образ в каждом человеке, поскольку он является частью Его Тела – Церкви. Церковь несет в себе образы воплощенного, умершего и воскресшего Иисуса Христа. Прежде всего она является Его образом ( Еф.4:24 447 ; Кол.3:10 448 ), и благодаря ей все становятся ее членами. В Теле Христовом мы стали такими же «как Христос». Теперь становится понятно, почему Новый Завет постоянно говорит о том, что мы должны быть «как Христос» (καθς Χριστς). Поскольку мы преобразованы в образ Христов, мы должны быть как Христос. Только потому, что мы уже несем в себе образ Христов, Христос может быть для нас тем «образцом» 449 , которому мы следуем. Поскольку Он Сам действительно живет в нас, и мы можем «поступать так, как Он поступал» ( 1Ин.2:6 ), «делать то, что Он делал» ( Ин.13:15 ), «любить так, как и Он возлюбил нас» ( Еф.5:2 ; Ин.13:34; 15:12 ), «прощать так, как Он простил» ( Кол.3:13 ), «иметь такие же чувствования, какие были в Нем» ( Фил.2:5 ), потому мы можем следовать тому примеру, который Он оставил нам ( 1Пет.2:21 ), нашу душу полагать за наших братьев, как и Он положил ее за нас ( 1Ин.3:6 ). Только благодаря тому мы можем стать такими, каким Он был, что Он был таким же, как мы. Только потому мы можем быть «как Христос», поскольку мы являемся подобными Ему. Претворенные в образ Христов мы можем теперь жить по Его примеру. Теперь действительно совершаются деяния, в простоте последования протекает жизнь, равная Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010