1992. Vol. 17. N 2. P. 127-137; idem. Constantine " s Conversion «Revisited»//The Ancient History Bull. Chicago, 1992. Vol. 6. P. 59-62; idem. Constantine and the «Arian Reaction after Nicaea»//JEcclH. 1992. Vol. 43. N 2. P. 169-194; idem. The Christianity of Constantine the Great. Scranton, 1996; R ö sch G. Ονομα βασιλεας: Studien zum offiziellen Gebrauch des Kaisertitel in spätantiker und frühbyzantinischer Zeit. W., 1978; Austin N. J. E. Constantine and Crispus, AD 326//AClass. 1980. Vol. 23. P. 133-138; Decker D., de, Dupuis-Masay G. L " «episcopat» de l " empereur Constantin//Byz. 1980. Vol. 50. P. 118-157; Ehrhardt C. T. H. R. Constantinian Documents in Gelasius of Cyzicus " Ecclesiastical History//JAC. 1980. Bd. 23. S. 48-57; Hanson J. Dreams and Visions in the Graeco-Roman World and Early Christianity//ANRW. 1980. Tl. 2. Bd. 23. Tbd. 2. P. 1395-1427; Rodgers B. S. Constantine " s Pagan Vision//Byz. 1980. Vol. 50. P. 259-278; eadem. The Metamorphosis of Constantine//CQ. N. S. 1989. Vol. 39. N 1. P. 233-246; Taylor S. M. Constantine the Great: Folk Hero of the IVth Crusade//Neophilologus. Dordrecht etc., 1980. Vol. 64. N 1. P. 32-37; Whittaker C. R. Inflation and the Economy in the IVth Century A. D.//Imperial Revenue: Expenditure and Monetary Policy in the IVth Cent. A. D. Oxf., 1980. P. 1-22; Chastagnol A. L " évolution politique, sociale et économique du monde l " empire romaine de Dioclétien à Julien: La mise en place du régime du Bas-Empire, 284-363. P., 1982; Esbroeck M., van. Legends about Constantine in Armenian//Classical Armenian Culture. Chico, 1982. P. 79-101; Hunt D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, AD 312-460. Oxf., 1982; idem. Constantine and Jerusalem//JEcclH. 1997. Vol. 48. N 3. P. 405-424; Cameron A. Constantinus Christianus//JRS. 1983. Vol. 73. P. 184-190; eadem. The Later Roman Empire: AD 284-430. L., 1993; eadem. The Reign of Constantine, A. D. 306-337//The Cambridge Ancient History. Camb., 20052. Vol. 12: The Crisis of Empire/Ed.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

399 Между прочим, аналогично восполняется конец первого, начинаются на с. 48 абзаца, 49-й нового издания «Столпа». (Потом мы конкретнее объясним этот бесконечный акт Жизни – курсив наш; цит. страницы 2-го изд. 401 Рихтер Р. Скептицизм в философии. Пер. с нем. В. Базарова и Б.. Столпнера. 1910. Т. I. Кн. I, гл. I, III. С. 6265. 402 Пиррон из Элиды (ок. 360 – ок. 270 до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник скептической школы, и апологет, развиваемого Флоренским принципа «эпоха». 403 Прилагательное от существительного, находим в том же месте книги о. Ф. Подобным же образом о. Ф. играет словами: «чудо» (с. 122), «целомудрие» (с. 180 и сл.), «таинство» (с. 457), литургия», называя (с. 460) родом литургии бракосочетание (sic!). 405 Шеллинг Фридрих Вильгельм (17751854) – представитель классического немецкого идеализма, оказавший заметное влияние на русскую Философию, в особенности на метафизику всеединства. Соч.: Философия искусства. М., 1986; Сочинения: Т. 12. М., 19871989, 426 Как случаен, добавим, их подбор у Фаррара («Жизнь и труды св. ап. Павла»), частичное (ср. примеч. 243 к с. 164) использование коего о. Ф. сводилось к дополнению 5 антиномиями, причем из них 4 1/2 не ап. Павла, быть может по цитируемой же нашим автором книги Бовона (Theologie du Nouveau Testament. Т. 1. Lausanne, 1893). 429 Климент Александрийский (Тит Флавий, 150215?) – учитель Церкви, второй (после Пантена) наставник Александрийской христианской «Дидаскалии». Библиографическое указание прот. И. Мейендорфа : «Русского их переводов Климента Александрийского нет» (Введение в святоотеческое богословие. 2-е изд. М., 1992. С. 355) не точно. В Ярославле в переводе Корсунского вышли тексты: «Кто из богатых спасется?»; «Увещание к язычникам» (1888); «Педагог» (Ярославские епархиальные ведомости. 18881889, «Строматы» (1892). 434 Со сказанным во всем этом абзаце ср. примеч. 626 (к с. 353), 636 (к с. 357), 803 (к с. 443). Филарет (в миру – Гумилевский, еп. Черниговский; 18051866) св. преосв., историк Церкви, автор учебника по патрологии (1859). Характеристику его церковной деятельности см.: Флоровский Г. М. Пути... (по указ.). Соч.: Обзор русской духовной литературы. 3-е изд. СПб., 1884. Вып. 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Августин также критически рассматривает предание о том, что И. Б. был погребен живым и доныне спит под землей, и распространявшиеся рассказы о том, что земля на могиле поднимается и опускается от дыхания спящего апостола (Ibid. 2//PL. 35. Col. 1970-1971). Цитаты у блж. Августина свидетельствуют о его знакомстве с одной из версий апокрифических «Деяний Иоанна», лат. перевод к-рых появился не позднее кон. IV в. На Западе об этом произведении впервые упоминает св. Филастрий , еп. г. Бриксия (ныне Брешиа, Италия), среди др. апокрифов, принимавшихся манихеями и др. еретиками ( Philastrius. Liber de haeresibus. 88//PL. 12. Col. 1200). Блж. Августин в соч. «Против Фавста» подтверждает использование манихеями апокрифов, в т. ч. «Деяний Иоанна» ( Aug. Contr. Faust. XXX 4//PL. 42. Col. 493; cp.: Idem. Contr. advers. I 20//PL. Col. 626). Св. Турибий († 460), еп. г. Астурика (ныне Асторга, Испания), в письме епископам Идацию и Цепонию упоминал о «Деяниях Иоанна» среди др. апокрифов, распространенных у манихеев и присциллиан в Испании, и приписывал их авторство некоему Левкию ( Turibius Asturicensis. Ep. de non recipiendis apocryphis scripturis. 5//PL. 54. Col. 694). Вероятно, на латынь были переведены не все «Деяния Иоанна», но лишь отдельные части произведения. Популярность апокрифов у еретиков обусловила негативное отношение к ним со стороны зап. церковных иерархов ( Sch ä ferdiek. 1992. P. 154-155). Римский папа Иннокентий I в послании к Толозскому (Тулузскому) еп. Эксуперию от 20 февр. 405 г. называл среди не признанных Церковью книг «Деяния Петра и Иоанна», написанные Левкием ( Innocent. I, Papa. Ep. VI 7//PL. 20. Col. 502). В т. н. декрете папы Геласия (нач. VI в.) «Деяния Иоанна» не названы, однако, вероятно, входили в категорию, обозначенную как «все книги, которые написал Левкий, ученик диавола» (Decret. Gelas. 5). В житийной литературе В Martyrium prius ап. Андрея (гл. 2; BHG, N 96) И. Б. и Иакову по жребию отводится для проповеди весь Восток. В связи с епископством ап.

http://pravenc.ru/text/469832.html

СПб., 1912, с.236–237, 405–407). В 1912–1913 учебном году: С. Багрянский «Профессор Н.И. Субботин как редактор журнала “Братское Слово”»; Н. Ладыгин «Споры в расколе в третьей четверти XVIII века»; А. Нарбеков «Расколоучитель диакон Феодор и его деятельность в пользу раскола»; К. Струменский «Литература по расколу в первой половине 60-х (1860–1864) годов XIX столетия» (См.: ЖЗС СПбДА за 1912–1913 учебный год. СПб., 1913, с.289–291; 364–367; 391–393; 460–463). В 1913–1914 учебном году: В. Гойтанников «Расколоучитель инок Авраамий и его значение в истории раскола»; П. Сергиевский «Споры в расколе в первой четверти XIX века»; А. Троицкий «Литература по расколу во второй половине 60-х (1865–69) годов XIX столетия»; П. Царевский «Споры в расколе в последней четверти XVIII века» (См.: ЖЗС СПбДА за 1913–1914 учебный год. СПб., 1916, с.435–437; 553–556; 570–573; 583–585). П.С. Смирнов выступал также в роли второго рецензента у следующих студентов: Е. Гулевич «Церковно-школьное образование в западно-русской униатской церкви (до Замойского собора)» (См.: ЖЗС СПбДА за 1909–1910 учебный год. СПб., 1910, с.454–457); С. Некрасов «Предки царя Михаила Феодоровича (в церковно-историческом отношении по преимуществу)» (См.: ЖЗС СПбДА за 1910–1911 учебный год. СПб., 1911, с.450–451); В. Данков «Учение Рудольфа Эйкена о религии»; священник А. Кабардин «1812-й год в его последствиях для Православной Церкви и православного духовенства»; Т. Холопов «Основание и первоначальное состояние Александро-Невской Лавры (в связи с общим положением церковных дел в Санкт-Петербурге)»; В. Шиповский «Народно-государственные заслуги православного духовенства в междуцарствие 1610–1613 годов и в царствование Михаила Феодоровича» (См.: ЖЗС СПбДА за 1911–1912 учебный год. СПб., 1912, с.260–262; 278–279; 387–388; 401); П. Вознесенский «Московские церковные Соборы XVII века» (См.: ЖЗС СПбДА за 1912–1913 учебный год. СПб., 1913, с.314–315). 38 Согласно уставу и штатам 1869 года ординарным профессорам выплачивалось 3000 рублей в год (2400 рублей жалования, 300 рублей квартирных и 300 рублей столовых); экстраординарным профессорам – 2000 рублей (1600 рублей жалования, 200 рублей квартирных и 200 рублей столовых); доцентам – 1200 рублей (900 рублей жалования, 150 рублей квартирных и 150 рублей столовых); лекторам – 600 рублей (480 рублей жалования и 120 рублей столовых).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   Войвода, село 533    Воден, г. 165    Волисс, г. 219, 221    Вондица, г. 184, 494, 519    Ворзе, стратигида 369, 603    Вранья 253    Врбицкий проход, см. Сидира    Вуколеон 117, 118, 475, 531    Гавал, Зевел, г. 317, 370, 578, 586    Гадира, г. 345, 599    Гадос, 222    Гаита 405    Галата, р-н Константинополя 473, 518    Галис, р. 310, 572, 582, 616    Гебр, см. Марица, р.    Гебраика, см. Ираклия, г.    Геллеспонт, пролив 62, 380, 387, 446    Гем, см. Балканский хребет    Генуя, г. 320, 380    Георгия Кира городок (крепость) 196, 296, 297, 400—402    св. Георгия монастырь 124, 480    св. Георгия Сикеота поле 113    Георгия Великомученика храм (у Месампел) 295    св. Георгия церковь (в Кастории) 177, 514    Геракловы столбы см. Гибралтар    Гераний г. 340, 597    Геркинийские леса 395, 613    Германикия 369    Германия 581    Герме, Гермийские холмы, см. Карме    Гермон, р. 370    Гибралтар, Геракловы столбы пролив 195, 275, 524    Гидрунт, см. Отранто, г.    Гиролимна, см. Серебряное озеро    Главиница, г. 140, 156, 351, 352    Главиница придунайская, г. 181, 517    Гликис, Ахерон, р. 144, 145, 493, 495, 503, 519    Глосса, мыс 139, 338, 490    Гогенмользен, г. 460    Голландия 535    Голоя, крепость 204, 207, 212, 214, 268, 274, 531, 534    Голяма-Камчие, Вичина, р. 207, 532, 533    Гонат, башня 294—296    Граник, р. 610    Греция 520    Гурзуф, г. 545    Дакия, см. Венгрия    Далмация, см. Сербия    Дамалис, пролив см. Боспор    Дамалис, п-в 107, 108, 111, 119, 138, 197, 292, 383, 386, 390, 400, 416, 470    Дамаск, г. 380, 579    Данувий, см. Дунай, р.    Дафнутий 253, 549    Двух сестер башня (в Антиохии) 574    Девол, г.157, 348, 352, 357    Девол, р. 344, 499, 500, 600    Девра, г.339, 351    Декат, г.228, 538    Дельфина сады 166    Демирхисар, Валависта 328, 589    Джовинацо, г. 497    Диамболь, г. 204, 214, 268    Димилия, равнина 230    св. Димитрия церковь (в Константинополе) 331    св. Димитрия церковь (в Фессадонике) 107, 167, 471, 507    Дионисовы столбы 196, 524

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

396. Посещение Валаама свт. Игнатием (Брянчаниновым): [«Посещение Валаамского монастыря»]: (в сокр.)//Валаам Христовой Руси/Свято-Троиц. Сергиева Лавра. — [Сергиев Посад], 2000. — С. 11–44. 397. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Всесвятая: Православ. догмат. учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. — М., 2001. — С. 77–128. 398. О последовании Господу нашему Иисусу Христу; О покаянии; Видение Христа; О любви к ближнему; О любви к Богу; Пост; О молитве: ст. 1–2; О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям; Чин внимания себе для живущего посреди мира; Зрение греха своего//Жития и творения русских святых: Жития и духов. творения вел. подвижников христиан, благочестия, учащие основам православ. веры и наставляющие на путь спасения по учению Господа нашего Иисуса Христа/Трифонов Печенг. монастырь. — М., 2001. — С. 492–556. 399. [Отрывки из «Отечника»]//Таинственный мир молитвы: Путеводитель духов. подвига/Пер. с новогреч. А. Маркова; Православ. приход храма Казан. иконы Божией Матери в Ясенево. — Калуга, 2001. — С. 9–10, 84–88, 109–110, 139–140. 400. [Отрывки из творений]//Святые Отцы о молитве. — М., 2001. — С. 39–46, 136–138, 145–152, 182–183, 220, 250, 274–278, 293–297. 401. Слово об ангелах//Книга ангелов: Антол./Сост., вступ. ст. и примеч. Д. Ю. Дорофеева. — СПб., 2001. — С. 460–476. Письма 402. Два письма священноинока к мирянину: Письмо первое; Письмо второе//Домаш. беседа. — 1862. — Вып. 47. — С. 421–428; Вып. 48. — С. 445–450. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г. Без указания имени автора и адресата. 403. Письмо к мирянину: О силе покаяния//Домаш. беседа. — 1863. — Вып. 41. — С. 281–283. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. Без указания имени автора и адресата. 404. [Письмо А. Н. Голицыну от 1835 г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. — 1865. — Вып. 28. — С. 843–844. 405. [Письмо А. Н. Голицыну от 1835г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. — 1867. — Вып. 25. — С. 681–682.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Александрова Татьяна Львовна В статье доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института мировой литературы РАН Татьяны Львовны Александровой рассматривается роль императрицы Евдокии в утверждении культа Богородицы. В качестве вспомогательного материала привлекаются посвященные Богоматери фрагменты 1-й редакции Гомеровского центона, с большой вероятностью атрибутируемой Евдокии: сцены Благовещения, Рождества, оплакивания Христа иблаговествования в Гефсиманском саду. Созданный из гомеровскихстрок «Плач Богоматери» — один из наиболее ранних образцов этогожанра. Сцена встречи Богоматери с ангелом Гефсиманском саду,возможно, косвенно подкрепляет имеющиеся сведения о существовании в это время Гефсиманской церкви Богородицы. Данная работа посвящена сложной, малоизученной и недооце­ненной эпохе: периоду правления императора Феодосия II (401-450), самому продолжительному в истории Византии. В это время империя переживала противоречивые процессы: упадку и нестабильности на Западе соответствуют подъем и расцвет на Востоке, в котором историки парадоксальным образом долгое время не видели никакой заслуги царствующего императора. В работе предпринимается попытка взглянуть на итоги его правления по-новому, с учетом современных исследований. Супруга Феодосия II, императрица Афинаида-Евдокия (ок. 405-460) -дочь афинского профессора, язычница, ставшая христианкой, прави­тельница, поэтесса и подвижница - является одной из символических фигур этой эпохи. Ее имя окружено легендами, далеко не все из которых достоверны, однако возникновение их само по себе знаменательно и имеет свои причины, разобраться в которых стремится автор.

http://bogoslov.ru/person/3201157

V. «Корень всякого доброго дела есть надежда воскресения, – говорит св. Кирилл Иерусалимский , – ибо ожидание награды укрепляет душу в доброй деятельности» («Огл. поуч.» XVIII, п. 1, стр. 405). VI. «Братия, – пишет блаженный Августин , – усиливайте упование ваше на Бога, пламенейте желанием к вечному, ожидайте вечного. Братия! Мы христиане. Христос не для земных радостей принял на Себя плоть человеческую. Блага земные требуют от нас более терпимости, нежели любви. Всё, нас угнетающее, тленно; всё, нас привлекающее, носит на себе печать ласкательства. Не полагайся на море даже и тогда, когда оно тихо. Не без намерения сказано нам: «горе имеем сердца» – возносите сердца ваши к небесным вещам. Для чего же мы приковываем сердце наше к земле, имеющей разрушиться?» (См. в «Христ. чт.» 1824 г. к. 9. стр. 314) VII. Подобным образом св. Иоанн Златоуст , предостерегая верующих от излишних забот и внушая во всем уповать на Промысл Божий, учит: «Если Бог есть Отец, и притом Отец Всеведущий и Попечительный, то не может презреть сынов, находящихся в бедах, когда даже и человеки, будучи отцами, не делают сего... Какой отец не захочет доставить необходимого своим детям? Так и поэтому уже Бог непременно подаст нужное. Но Он Сам и Творец природы... Кто сотворил и так устроил ее, Тот знает и нужды ее лучше тебя, имеющего нужду в пище и одежде; ибо Ему же угодно было даровать природе твоей такую потребность. Он не будет противоречить Себе, лишая наше естество нужного и необходимого, тогда как Сам устроил оное с такими потребностями... Но для вас должно быть не это важно, а другое; ибо мы не для того сотворены, чтобы есть, пить и одеваться, но чтобы угодить Богу и получить будущие блага... посему Спаситель и сказал: «ищите Царствия Божья, и сия вся приложатся вам». Итак, ищи благ будущих, и получишь настоящие; не ищи видимых, и непременно получишь оные... Тот, Кто подает большее, тем паче даст меньшее» (Злат., на Мф. в русск. пер. т. 1 Бес. 22, стр. 467–460). VIII. «Участь наша вращается, подобно колесу, – говорит св. Григорий Богослов , – в различные времена, и часто в один день, а иногда и в один час подвергаясь различным переменам, так что скорее можно положиться на постоянство ветров, никогда не останавливающихся, или следов плывущего по морю корабля, или на обманчивые ночные сновидения, или на твердость тех начертаний, какие дети, играя, делают на песке, нежели на благоденствие человеческое... Для нас здесь одно оружие, одна стена, одна защита – надежда на Бога» (Григ. Бог . в русск перев. т. 1 стр.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

279 Пергаменный Патерик Сергиевой Лавры под 26 день нояб. Сличая сей древний список сказаний с поздними, видим в поздних поправки. В древнем: «и сътвори настолование повъставимым псалмом». В поздних (то же и в печер. Прол.): «и сотвори в ней столование новоставимым епископом». Софийский храм кафедральный, где посвящаемы были Епископы Митрополитом, давно был освящен (Нестор выше пр. 144). Настолование, соответствуя греческому δνθρονιχσιτ, δνθρονιχσμοτ, означает поставление новой трапезы, освящение храма. Вальсамон в замеч. на 7 прав. 7 Всел. Собора: «освящение бывает по совершении храма, когда совершаются обновление, отверстие и поставление трапезы ( ενθρονιχσμος) и все устроение сего при возлиянии мира и принятии мученических останков». Сл. пр. 175. Празднование освящения храма Георгиева в 20 д. ноября в Еванг. XIII в. у Востокова стр. 172. 280 По Новгород. 3 стр. 213 и сокр. Киевской (Супраслькой) перенесение мощей свят. Николая было в 1088 г. Слово на перенесение мощей и другое о чудесах у Румянцева (Опис. Муз. 697). Празднование 9 мая в Еванг. XIII в. (стр. 174, 175) и в Обиходе того же в. (стр. 405). Калабрия и Лиулия средние века были в ведении Константиноп. Патриарха и населены были Греками (списки епархий Имп. Льва 880 и 997 и Андроника 1282 и 1320 г. у Тафеля: Constantinus porphyr. de provinc. р. 50. 52. Tubing. 1847). Впрочем известен и особый церковный устав Калабрийский (см. Алляция). Посему не удивительно, что перенесение мощей радостное для Апулии, праздновалось Греками в Апулии и не праздновалось в Константинополе. 281 Похвальное слово просветителю русской земли говорил еще М. Иларион (в 1051 г.) и называл его святым и равноапостольным. Нестор желал, чтобы молили Господа о прославлении мощей Владимира. Служба В. К. Владимиру написана была до нашествия Монголов: в ней говорится, да молятся Богу князем нашим подати победу на поганыи враги, (Москвитянин 1845 г. Тоже древняя служба в Минее июля 15 д.). Не писана ли она Георгием творцом канонов? Жизнеописатель св. князя Александра Невского, его современник, говорит, что он в 1241 г. отправился против Шведов «на память святого и великого Князя Владимира, крестившего русскую землю» (Соф. Врем. 1,252). В Сербском Прологе XIII века: мая 2-го пренесение мощей сына святого Владимира Князя Русского, великого, второго Константина, крестившего всю русскую землю (Ж. Мин. Пр. 1836 г. Ч. II. стр. 530). В 1311 г. в Новгороде построен был храм во имя св. Владимира. Память его 15 июля в Прологе (Востокова Муз. 192, 455, 460 и 461). О св. Олеге Нестор писал: си первое вниде в царство небесное от Руси: сию бо хвалят русстии сынове яко начальницю; по смерти моляше Бога и Русь». Память ее II июля в сербском Прологе XIII в. (Востокова Муз. 452, 455. См. собр. Лет. т. 4, стр. 174).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Impleta sunt quae concinit Исполнилось все, о чем говорил Давид David fideli carmine В древней истинно пророческой песне. Dicens: in nationibus Он говорил: среди народов Regnauit a ligno Deus. Бог воцарился и одержал победу на древе. Arbor decora et fulgida древо красоты! Древо света! Ornat a regis purpura. древо, окрашенное в царский пурпур! Electa dig no stipite Избери среди верующих Tam sancta membra tangere. Тех, чьи святые члены найдут покой. Beata cuius brachiis На чьих дорогих руках, широко раскинутых, Pretium pependit saeculi, Покоилась вся тяжесть выкупа за мир, Statera facta saeculi Чтобы искупить человечество И лишить грабителя награбленной добычи! Гораздо менее значимо поэтическое творчество Григория I (590 – 604), последнего из отцов церкви и первого из средневековых пап. Ему приписывалось много гимнов, происхождение которых точно не выяснено и которые включены в бревиарий. Лучший из них – воскресный гимн Primo dierum omnium 1281 . Гимны – самые прекрасные цветы поэзии древней церкви. Но, помимо них, возникало много эпических и дидактических поэм, особенно в Галлии и Испании, где шла борьба с вторжениями варваров и население пыталось сохранить связь с древней культурой. Ювенк , испанский пресвитер времен Константина, сочинил первый христианский эпос, евангельскую историю в четырех книгах (3226 строк), подражая Вергилию, но поэтические достоинства этого труда в лучшем случае средние. Намного превосходит его по таланту Пруденций (ум. в 405); помимо уже упомянутых гимнов, он написал несколько дидактических, эпических и полемических поэм. Святой Понтий Павлин, епископ Нолы (ум. в 431), посвященный в тайны муз поэтом Авзонием 1282 , друг Августина и Иеронима, написал около тридцати поэм, проникнутых духом благочестия; лучшая из них посвящена празднику святого Феликса, его покровителя. Проспер Аквитанский (ум. в 460), мирянин и друг Августина, создал дидактическую поэту против пелагиан и несколько эпиграмм; Авит , епископ Вьенны (ум. в 523), – эпос о сотворении мира и происхождении зла; Аратор , придворный Юстиниана, а потом иподиакон Римской церкви (около 544), – переложение Книги Деяний героическим стихом, в двух книгах, около 1800 строк. Заслуги Клавдиана Мамерта 1283 , Бенедикта Павлина , Элпидия , Оронтия и Драконтия менее важны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010