Потом кондаки составляли - Сергий, патриарх Константинопольский (610—638 г.), референдарий и диакон в Святой Софии.    Первым творцом канонов, по-видимому, был св. Софроний, патриарх Иерусалимский († 637 г.), родом из Дамаска. Он составил трипеснцы на все дни 40-цы покаянного характера и на воскресение Христово, ныне не употребляемые. Св. Андрей из Лавры св. Саввы, впоследствии - архиепископ Критский († 712 г.) должно быть первый стал писать полные каноны, но начал он с трипеснцев страстной седмицы. Еще должны быть упомянуты - св. Герман, патриарх Константинопольский, лишенный кафедры в 730 г. императором иконоборцем Льboм III, св. Косма, епископ Маюмский, старший воспитанник и подвижник по обители св. Саввы, св. Иоанна Дамаскина, - написал каноны, трипеснцы или четверопеснцы на все дни Страстной седмицы и на двунадесятые праздники - Рождества Христова, Крещения, Пятидесятницы, Успения и других. Святой Иоанн Дамаскин († 780 г.), сначала министр Дамасского калифа, потом инок обители св. Саввы и исповедник за иконы, написал воскресные каноны октоиха на 8 гласов и каноны на двунадесятые праздники.    Во все время развитие церковной гимнологии шло параллельно нарастанию праздников. Деятельность церковных песнописцев направлялась на обогащение октоиха, триоди и минеи. Так было с IV-ro века, так продолжалось в IX, Х и последующих веках.    Во главе песнопевцев этого периода должен быть поставлен Феодор Студит († 826 г.). В октоихе ему принадлежат степенны, в троиоди - трипеснцы на все рядовые дни (понедельник - пятница) 40-десятницы и четверопеснцы на все рядовые дни (понедельник - пятница) 40-десятницы и четверопеснцы на обыкновенные субботы 40-цы, - всего 39 канонов.    Брату его преподобному Иосифу Студиту, соисповеднику за иконы, архиепископу Солунскому, в триоди принадлежат первые трипеснцы, стихири на «Господи воззвах» и седальны на те же дни 40-цы. Феофан Начертанный († 843 г.), из Лавры св. Саввы, исповедник за иконы, епископ Никейский, написал для октоиха каноны 8-ми гласов ангелам, апостолам, усопшим и многим другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

и автор приходи к выводу, что пост соблюдался еще до имп. Льва Мудрого (886—911 г.). Наконец, около того же времени вопрос об Успенском, как и Рождественском посте, вновь рассматривается на Константинопольском соборе – при патриархе Луке и императоре Еммануиле Комнине (XII в.). По рассказу Вальсамона, некоторые на этом соборе говорили, что в постановлении предыдущего (вышеупомянутого) собора при патриархе Николае было упомянуто о перенесении Успенского поста на другое время, и потому пост в первую половину августа не (с. 457) может иметь места; но так как тот собор не указал, на какое время пост перенесен, между тем как из упоминания собора ясно, что пост соблюдался издревле в августе, то этот собор утвердил соблюдение поста в этом месяце. В свое патриаршество Вальсамон писал окружные и частные послания с увещание соблюдать этот пост. Никон Черногорец (XI в.) говорит об Успенском посте, что те, которые не соблюдают его, не имеют для себя основания в древности, однако и соблюдающие его утверждаются не на апостольском предании, а на обычае последующих времен, впрочем, весьма древнем. Песнописцы    Как и в VI-VIII в параллельно с развитием церковного года шла деятельность церковных песнописцев. Она имела три стороны, направляясь на обогащение а) Октоиха, б) Триоди и в) Минеи. Во главе песнописцев этого периода должен быть поставлен по значению и даровитости пр. Феодор Студит († 826 г.). В Октоихе ему принадлежат степенны; в Триоди – трипеснцы на все рядовые дни (понед. – пятн.) 40-цы и четверопеснцы на обыкновенные (2—5-ю) субботы 40-цы всего 39 канонов, занимающих ныне второе место на службах (первое – трипеснцы его брата Иосифа), затем по одной стихире на Господи воззвах и под одному седальну на все рядовые дни 40-цы, — тоже занимающих ныне второе место в службе после Иосифовых стихир и седальнов; каноны в неделю мясопустную, субботу сырную и неделю крестопоклонную; в Минеи – д.б. только стихиры. Брату его пр. Иосифу Студиту, соисповеднику за иконы, архиеп. Солунскому († ранее Феодора), в Триоди принадлежат первые трипеснцы, стихиры на Госп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вторым из рассматриваемой группы песнописцев является иерусалимский патриарх Илия III (II † около 797), известный защитник иконопочитания. Судя по ирмологиям, это быль очень плодовитый песнописец: насчитывается около 20 его самогласных канонов на различные большие праздники – Пасху, Богоявление и др., и просто на воскресные дни. В печатной триоди из его произведений осталось очень мало. Ему принадлежат, во-первых, две стихиры недели Ваий: Страшно еже впасти в руце Бога жива и Сонмище лукавая и прелюбодейная: последняя представляет собою не более, как легкую переделку аналогичной, но вышедшей уже из употребления, стихиры Дамаскина. Затем, ему же принадлежите канон 4-й недели о впадшем в разбойники – Уподобихся, Христе в руце разбойником впадшему.Триоди синайск. 742 и 737. Рукописи содержат еще несколько песнопений Илии для 40-цы и страстной седмицы, уже вышедших из употребления. Так, у него есть канон о блудном, предназначавшийся, вероятно, для второй недели поста, в которую по древнему иерусалимскому уставу полагается, именно, это евангельское чтение. Канон имеете акростих: ανος ηλια εις τον ασωτον υιον и начинается словами – Αμμπτως νηστεοντες σπερ φησεν διδσκαλος. Во многих его тропарях говорится о нападениях арабов и содержится мольба о даровании на них победы «царю верных” 271 . Затем, Илия дополнял четверопеснец Космы на Лазареву субботу до объема полного канона. В синайской триоди 735 сохранились эти дополнительные песни Илии: πδ. Θαυμαστ τ ργα· Το φλου σου σθενουΚριε, ν Βηθανα: в противоположность Феофану Илия составил для своего дополнения ирмосы сам. Ирмологии содержат еще ирмосы канона Илии на великий четверток: δ. A­ ρμασι γαυρομενον τον αγπτιον τραννον. Наконец, в триоди И. П. Б. DXIX есть три подобна Илии о впадшем в разбойники на 4-ю неделю поста: πδ. Χαροις σκητ. " φος πουρανου ζωης. Βανων π δν το Θεο. λης της μοχθηρς ν στοργ. Среди патриархов иерусалимских были и другие лица с именем Илии, жившие позднее, например Илия IV (879–907). Но приписать им перечисленные выше песнопения нельзя потому, что, по-видимому, уже в IX-X веках они стали выходить из употребления, так что некоторых из них, например, канона на в. четверток, совсем нельзя найти даже в древнейших триодях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

В трипеснцах четвертка (IV, 3) и пятка (IX, 3) седмицы Ваий св. Феодор тоже вставляет тропари, приглашающие находящихся в пустынях и пещерах подвижников собраться для сретения Господа. — Таким образом, нужно предполагать, что песнопения для седмичных дней 40-цы, или, по крайней мере, трипеснцы, составлены были св. Феодором не позднее 815 и не раньше 794 года, когда он был избран в игумены Саккудинова монастыря: к какому периоду его игуменства относится это составление — к саккудиновскому-ли, или же к студийскому (с 798), сказать точно нельзя. — Каноны св. Феодора на недели мясопустную и крестопоклонную тоже не содержат никаких намеков на иконоборство: вероятно, они также составлены в одно время вместе с трипеснцами. 3.    Содержание песнопений св. Феодора для седмичных дней 40-цы принаровлено к кругу седмичных воспоминаний: песнопения среды и пятницы у него посвящены кресту и страстям Христовым, в песнопениях четвертка воспеваются апостолы, четверопеснцы субботы говорят об усопших и мучениках, песнопения понедельника и вторника имеют покаянное содержание. Затем, в песнопения всех дней у св. Феодора входит сильный элемент наставления, увещания и ободрения братии, касающихся великопостного подвига. В песнопениях понедельника и вторника большею частию указывается день или седмица, для которых они предназначаются: так в седальне вторника первой седмицы читаем: Господи, спасительное воздержание двоеденствующе вопием Ти, в подобне понедельника 2-ой седмицы стоит: Постов ныне двое — седмичие начнем и т. д. Обычное построение песни в великопостных трипеснцах у св. Феодора таково: 3 тропаря, троичен и богородичен. Но в некоторых случаях, преимущественно в первых песнях понедельников и вторников, число тропарей увеличивается до 4, 5 и даже до 6. В печатных триодях они большею частию оказываются опущенными: общее число их простирается до 24. Некоторые из них встречаются лишь в единичных рукописях и, быть может, представляют собою интерполяции более позднего времени. Окончание каждой песни троичным составляет характерную черту большей части канонов св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таже другий лик поет, Твой есмь аз: Припев: спасе, спаси мя. По конце же кафисмы, поем тропари покойны, глас 5: святых лик: и прочая. По скончании же тропарей ектениа о усопших. и молитва, Боже духов: иерей поминает всех преждеусопших отец и братий наших. мы же глаголем: Господи помилуй, 40. Таже седален, глас 5: Покой спасе наш: Слава, и ныне, от девы возсиявый миру: и чтение от шестодневника златоустаго первыя книги. псалом 50. Поем канон минеи, со ирмосом на 6: и храма святаго на 4. Глаголется бо ирмос и тропарь без стихов, и держим стихи, от Тогда потщашася владыки: Не стихословим бо песней от начала до 6-я песни, во всех субботах святыя 40-цы, до акафиста. Аще ли храм христов, или Богородицы, поем канон храма со ирмосом на 6, и минеи на 4. По 3-й песни, ектениа обычная, а не за упокой. Кондак и икос святаго, таже седален. Слава, и ныне, богородичен. От 6-я же песни начинается четверопеснец триоди: тогда оставляется канон храма. Песни же 6-я, яже во псалтири не глаголем, но поем ю всю в запевех. Предваряет же канон минеи святаго со ирмосом на 6: и триоди поем 4 тропари иосифа, и 6 тропарей феодора студита. Слава, троичен: И ныне, богородичен. таже оба лика поют и оба стиха, мученичен и мертвенный, с припевы их: таже ирмос триоди. Потом ектениа за упокой, и кондак: Со святыми упокой: И икос. и чтем пролог. И стихословим 6-ю песнь во псалтири: благословен еси Господи Боже отец наших: и поем ирмос 6-я песни, минеи: таже триоди подобне 8-ю и 9-ю песнь, по чину их. Светилен гласа. На хвалитех, стихиры на 4, мученичны октоиха, Слава, самогласен мертвен: И ныне, богородичен. На стиховне мертвены стихиры Господина феофана, прилучившагося гласа: Слава, и ныне, богородичен. По благо есть, и по трисвятом тропарь: Апостоли, мученцы и пророцы: Слава, Помяни Господи: И ныне, мати святая: ектениа, и час 1-й, и отпуст. На Литургии блаженна гласа на 6. По входе тропарь: Апостоли, мученцы и пророцы: Другий, Помяни Господи: Слава, кондак, Со святыми упокой: И ныне, богородичен: Тебе и стену: Прокимен: Веселитеся о господе: Стих: блажени, ихже оставишася беззакония: Другий за упокой: Души их во благих водворятся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   К числу наиболее древних подражателей св. Феодора следует отнести, прежде всего, св. Климента. Об этом песнописце не сохранилось никаких исторических свидетельств кроме эпитета в синаксарях — ποιητς τν καννων. Преосв. Сергий видит в нем 3-го (на самом деле, 10-го) игумена студийского монастыря, преемника св. Николая († 868), ученика св. Феодора. Августинец С. Петридес издал древнюю службу этому святому; из нее открывается, что св. Климента был исповедником за св. иконы и окончил свою жизнь в ссылке. Следовательно, его кончину нужно полагать не позднее смерти последнего императора иконоборца Феофила (842). Петридес на основании службы считает св. Климента монахом и находит возможным сближать его с неким игуменом Климентом, о котором упоминает в одном из своих писем св. Феодор Студит. Но мнение Петридеса о монашестве св. Климента едва ли основательно: в службе об этом ясно не говорится. Правда, она упоминает, что св. Климент подражал житию воспетых им святых (1 стих.), и несколько раз повторяет, что он презрел все земное (канон, V, 1, VII, 3, VIII, 1). Но последняя фраза обясняется другими выражениями службы, в коих говорится, что он за иконопочитание подвергся лишению имущества: едва ли обладание имуществом приложимо к монаху и едва ли лишение его может быть поставлено ему в добродетель. Любопытно, что тропарь св. Клименту служба ставит святительский — Правило веры, хотя в ней и не говорится, чтобы он был епископом. Неизвестный автор канона называет в его акростихе св. Климента μελουργς, а в самом каноне говорите, что тоть воспел всех святых (V, 2). Петридес сообщает в своей статье список 19 канонов св. Климента, из коих более половины, действительно, воспевают святых, а другая часть составлена для разных треб. Песнопения св. Климента для 40-цы сохранились всего лишь в 3 триодях: всего полнее в синайской 734—735, Затем, в ватиканской 771 и гроттаферратской Δ. β. И. Они представляют собою полную триодь от понедельника первой седмицы до Лазаревой субботы. Отличие ее от триоди св. Феодора состоит в том, что у Климента нет четверопеснцев для суббот, а также — седальнов, Но зато подобное у него положено ежедневно по 2. Почему св. Климент оставил без канонов субботы и ограничился одними лишь подобнами, неизвестно. Вот полный список песнопений, входящих в состав его триоди.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо типику Великия церкве последовавше известно, и синаксарий видевше честныя обители Студийския и прочих, не точию же, но и иерусалимския типики прошедше, сия вчинихом. И никтоже убо дивится пременению бываему, стихирам же и канонам, и чтениям, прокименом же и Апостолом, аллилуиям, и Евангелиям, и причастнам, еже тако пременити повелено есть; но день да сматряет, егда навечерие Благовещения бывает, такожде, и день праздника есть, и обрящеши, яко егда в постен день навечерие случится, чести ради святыя 40-цы, поем стихиры дне, и потом Благовещения, и Литургия преждесвященных. Оттудуже приимет начало праздника, вся предваряют Благовещения. Подобает ведати, яко аще случится праздник сей в кийлибо день великия недели, или в субботу Лазареву, или в неделю Цветоносную. Прежде вчинихом Благовещения службу, понеже прежде страсти Христовы быти сему празднику, за еже не быти посту в нем. Паки же в великия дни седмицы разсудихом, аще случится в них Благовещение. На вечерни предваряют стихиры дне, и потом Благовещения поста ради, якоже прежде рехом, и за преславное дне. Быти же в Великий Пяток и проскомидии вчинихом, аще случится Благовещение; аще бо и правила инако повелевают, но обретохом в соборней Велицей церкви, в молебных храмех Богородицы бывати с просфорами службе совершенней. Темже сия сице, и в Великий Пяток Литургию Златоустову вчинихом. Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы. Подобает ведати, аще случится Благовещение в Пяток 3-я или 4-я недели постов. Поем всю службу праздника с Триодию по уставу, якоже прежде указася в ряду. На утрени в субботу 3-ю отдание поем праздника. На Бог Господь: тропарь праздника, дважды. Слава, Архангела. И ныне, праздника. По кафизмах седальны праздника и чтение праздника. Канон праздника, со ирмосом на 8 и Архангела на 6. Катавасия праздника. Четверопеснца же зде не поем, но поем напреди на повечерии. По 3-й песни кондак Архангела и седален, дважды. Слава, и ныне, праздника, и чтения. По 6-й песни кондак праздника, и икос. На 9-й песни, Честнейшую: не поем, но поем припев праздника, таже ирмос, и на кийждо тропарь праздника, поем припев тойже и последи ирмос. Светилен праздника. Слава, Архангела. И ныне, праздника. На хвалитех стихиры на 6: праздника 3, и Архангела 3. Слава, и ныне, праздника. Славословие великое. По трисвятом тропарь Архангела. Слава, и ныне, праздника. Ектении, и отпуст, и час 1-й.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иосифа была мысль дать богослужебный сборник для всех подвижных дней, состоящий исключительно из его произведений. Нельзя не заметить, что воскресные свои каноны он писал, главным образом, для тех недель, для которых не имелось канонов от более древних песнописцев. На песнопения близких и современных ему авторов св. Иосиф особенного внимания не обращает: так, он пишет новые каноны на недели мясопустную и крестопоклонную, несмотря на то, что для них существовали каноны св. Феодора, но оставляет неделю 4-ую, на которую составлен быле канон патриархом иерусалимским Илией. Точно также он не трогает недель Фомы и Мироносиц, потому что они имели уже каноны Андрея критского и Дамаскина, а составляет каноны для недель разслабленного, самаряныни и слепого, из коих лишь для второй существовал канон св. Космы маюмского.    Время составления св. Иосифом вышеперечисленных песнопений точно не известно. Его можно определить с некоторым приближением лишь для первой их группы. За трипеснцами св. Иосифа для 50-цы в рукописях и в печатных изданиях следует ряд трипеснцев для седмицы пред неделей всех святых. Некоторые рукописи, например, пентикостария лавры св. Афанасия Δ—22 X в., приписывают эти трипеснцы св. Феофану Начертанному, что вполне вероятно. Названные трипеснцы открываются каноном первого гласа на Духов день — Πκρας δουλεας· То θεον Πνεμα τ αγιον. τ πασιν διαιροντα χαρσματα. Этот канон и в рукописях, и в печатных изданиях, называется творением Феофана. Стоящие за ним трипеснцы расположены в последовательном порядке гласов: 2 (вторник), 3 (среда) и т. д., кончая четверопеснцем субботы 6 гласа. Несомненно, что все эти каноны принадлежат одному песнописцу. У св. Иосифа трипеснцы на предшествующую 50-це седмицу также расположены в восходящем порядке гласов. Кроме того — есть некоторое основание подозревать, что Феофан писал еще трипеснцы для сырной седмицы. По крайней мере, богородичны второго печатного трипеснца четвертка сырной седмицы сильно напоминают собою богородичны канонов св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

воззв. и седальны на те же дни 40-цы, трипеснцы на сырную неделю и канон в неделю Блудного. Писали песни и другие иноки Студийского монастыря, часто скрывая свои имена (отсюда надписание «Студитово»); по акростихам известны из них два непосредственных преемника св. Феодора по игуменству пр. Николай - каноном св. Феодору Стратилату 8 ф., и Климент Студит – канонами прор. Моисею 4 сент., архан. 8 н., неделе пред. Р.Х. и муч. Ефесским 4 авг. (замечательно, что его каноны акростихованы Κμεντος, с пропуском λ — признак позднейшего удаления из канонов 2-й песни); современник Климента Киприан Студит написал только несколько стихир – на 8 н., 17 и 27 дек., предпр. Р.Х., 28 янв., 1 ф., 9 мр. Меньше в настоящую эпоху, что и естественно, (с. 458) сделала для гимнографии лавра св. Саввы. Она дала одного лишь плодовитого песнописца пр. Феофана Начертанного † 843 г., исповедника за иконы, умершего еп. Никейским. Он написал для Октоиха каноны 8 гласов ангелам, апостолам и усопшим, д.б. некоторые богородичные каноны на повечериях; для Триоди каноны на 1-ю нед. поста – пророкам (ныне на повечерии, прежде д.б. на утрени) и православию, на среду Средокрестную, на субботу Ваий, пополнив четверопесницы Космы и Дамаскина, первые тропари пасхального богородичного канона (вторые тропари Иосифа песнописца), каноны Преполовения и Духу Св. на повечерии 50-цы; для Минеи – канон Благовещению, Иоанну Предтече 7 янв., брату своему Феодору Начертанному 27 дек и на большую часть дней года более 180 канонов, из которых не все употребляются ныне вместе и Иосифом Песнописцем (см. ниже) это самый плодовитый творец канонов. Георгий, сначала хартофилакс. св. Софии, потом митр. Никомидийкий, друг патр. Фотия, проповедник IX в., написал для Триоди канон на неделю Мытаря, для минеи каноны Введению, Зачатию, предпразднеству Сретения и Благовещения, Положению пояса Богоматери 31 авг., Кресту 31 ил. и нескольким святым. Митрофан, еп. Смирнский, сторонник патр. Игнатия в его споре с Фотием, написал для Октоиха Троичные каноны и д.б.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О. I., 1 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 7 п.; 2 гл. Нед. Полун. III., 2 тр. 1 п.; 3 гл. 1 и 2 тр. 3 п.; Триодь Цветная, " Нед. 50-цы утра, 2 Канон, 3 тр. 4 п. 25 Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п.; О. II., 6 гл. Нед. Полун. III., 3 тр. 1 п. 26 Триодь Цветная, Нед. 50-цы утра, Богород. 1 п. Канона, Богород. Седальная по 3 песни Канона, ср. " Служба и Акафист Св. Троице " , изд. 2., СПб.; 1887 г., стр. 10. 27 " Служба и Акафист Пресв. Троице " , изд. 2., СПб., 1887 7., стр. 63-74: " Молитвы Богу Отцу, Сыну Божию и Св. Духу " . 28 О. I., 4 гл. Нед. Полун. III., 3 антифон, 2 стих. 29 Триодь Постная, Среда Ваий утра, 2 Трипеснец, Троичен 8 п.; Триодь Цветная, Среда 4 Нед. по Пасхе утра, 2 Канон, Троичны 3 и 5 п.; Субб. 7 Нед. по Пасхе вечера, 7 стихира на " Господи воззвах " . 30 Триодь Цветная, Нед. 50-цы вечера, 2 стиховная стихира. 31 Триодь Цветная, Нед. 50-цы, Канон Св. Троицы, 1 тр. 4 п. 32 Триодь Постная, 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, Троичен 9 п.; Понед. Страсти. Седм., Повечерие, 2 Трипеснец, 7 тр. 2 п. 33 Триодь Постная, Троичен 1-го гласа на утрени пред кафизмами; О. II., 7 гл. Нед. Полун. III., 1 тр. 9 песни. 34 Триодь Постная, Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Критского, Троичен 9 п. 35 Триодь Постная, Пяток утра 3 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, Троичен 5 п.; Субб. утра 3 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, Троичен 9 п. 36 Триодь Постная, Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Крит., Троичен 1 п. 37 Триодь Постная, Нед. Мясопустная утра. Канон, Троичен 3 п., 9 п.; Понед. Сырный утра, Трипеснец, Троичен 8 п.; Вторник Сырн. Седм. утра, Седален по 2 стихосл,; Понед. 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Крит., Троичен 3 и 8 песней; Вторник Сырн. Седм. утра, Седален по 2 стихослов. 38 Триодь Постная, Субб. Мясоп. утра, Тропарь жертвен, на " слава " по 17 кафизме; Четверг 1 Седм. Вел. Поста, Повечерие, Канон св. Андрея Крит., Троичен 2 п.; Пяток утра 1 Седм. Вел. Поста, Трипеснец, Троичен 5 п.; Понед. 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, Троичен 1 п.; Субб. утра 4 Седм. Вел. Поста, 2 Четверопеснец, Троичен 9 п.; Понед. утра 5 Седм. Вел. Поста, Повечерие, 2 Трипеснец, Троичен 8 п.; Понед. Страстн. Седм., Повечерие, 2 Трипеснец св. Андрея Крит., 8 тр. 9 п. 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010