Продолжается пение канона. Начиная с 6-й песни, канон храма не поется, но к канону праздника Богородицы (Триоди) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) присоединяются два четверопеснца Триоди на 8 , на катавасию – ирмос второго четверопеснца (см. в Триоди). По 6-й песни и малой ектении поется кондак: «Взбранной Воеводе...». Читается 4-я часть Акафиста – с 10-го икоса по 13-й кондак, причем 13-й кондак: «О Всепетая Мати...» поется или читается трижды, после него снова читается 1-й икос: «Ангел предстатель...», и поется 1-й кондак: «Взбранной Воеводе...». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен праздника Богородицы из Триоди (дважды). «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника Богородицы (Триоди), глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника Богородицы (Триоди), глас тот же: «Языка, егоже не ведяше...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника Богородицы (Триоди), глас 8-й (единожды). Ектении и отпуст. На часах – тропарь и кондак праздника Богородицы (Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоуста. Блаженны от канона Акафиста, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8. По входе – тропарь праздника Богородицы (Триоди). «Слава, и ныне» – кондак праздника Богородицы (Триоди). Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы (ср. в Триоди). Апостол и Евангелие – субботы 5-й седмицы и Богородицы. Примечание. «На трапезе ядим два варения с елеем и пием вино, благодаряще Всесвятую Владычицу нашу Богородицу о бывшем от Нея чудеси» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). 1 «И собравшимся в церковь, благословившу иерею, начинаем утреню, якоже предписася [в четверток пятыя недели святых постов]» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). 2 «По шестопсалмии Бог Господь, во глас 8-й, и поем тропари косно...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 5-я седмицы постов»). 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 557.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-20/

Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3-ю или 4-ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику. Какие богослужебные особенности у вселенских родительских суббот? Вселенские родительские субботы – мясопустная и Троицкая – самые древние и важные заупокойные богослужения годичного круга. Эти два дня имеют сходные, почти идентичные богослужения: их можно назвать службами-«двойняшками». Поясним последнее слово: тексты заупокойных песнопений совпадают, кроме хвалитных стихир: стихиры на «Хвалите…» в Постной и Цветной Триодях различные. Службы совершаются по Октоиху и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6-го гласа, потому его песнопения уже включены в Триодь). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день. Перенос заупокойного богослужения вселенской родительской субботы возможен только на предыдущую субботу и в редких случаях: если на мясопустную субботу выпадет Сретение Господне или в любую из этих суббот случится престольный праздник (в этом случае заупокойная служба переносится только в данном храме). Основные богослужебные особенности мясопустной и Троицкой суббот следующие: Читать далее Цитаты о родительских субботах

http://azbyka.ru/roditelskie-subboty

808 Не безусловно во всех: в пяток 5 седм. повечерие поется малое, а покойный канон в сей пяток назначено петь отдельно от повечерия в усыпальнице (Тип., л. 329 на об.). 810 Не всех, впрочем, святых каноны поются в повечериях: служба великом. Георгия, как Великого святаго (23 апр.), отправляется в свое время; а если память его случится в пяток или субботу Страстной седмицы и в первый день Пасхи, то переносится на понед. Светлой седм. 811 От Лазаревой субботы до недели Антипасхи 16 дней. Каноны святых этих дней для краткости мы будем обозначать цифрами, из коих 1 будет обозначать канон святаго, прилучившегося в Лазареву субботу, 2 – в нед. Ваий, 3 – в понед. Страстн. седмиц. и т. д. по порядку. 812 5-й, но не настоящей субботы потому, что каноны святых 2, 3 и 4 суббот поются в свое время, т.-е. на утрени. 813 Время для пения канона недел. святаго мы указываем в пяток, руководствуясь вышеприведенными указаниями Типик., л. 190, 197 и 296. 814 Так сказано в Типиконе, в послед. Сырной недели вечера, л. 306 на об., где прибавлено: „Им же образом указася служба вечерни и повечерия сея неделя, сице да бывает и в прочия недели св. Четыредесятницы“. 815 Отношение этого четверопеснца к покойному канону и канону святаго должно быть такое же, какое на предыдущей седмице. 816 И здесь отношение четверопеснца к покойному канону должно быть такое же, какое на предыдущей седмице. Что же касается канона недельного святаго, для пения которого выше указывалось время, между прочим, в пяток пред покойным каноном, то в это время такого канона не может быть, потому что в неделю приходится праздник Благовещения, а на этот праздник в Минее нет канона святаго. Не может быть канона и субботнего святаго, потому что и 24 марта в Минее также нет канона в честь святаго. Но не невозможен очередной. 817 В среду и пяток 4 седм. служба святаго отменяется; на утрени поется канон кресту, и канон святаго на повечерии. 818 Типикон оставляет на произволение в 4 нед. Великого поста вместе с воскресными песнопениями и песнопениями Триоди петь песнопения или рядового святаго, или Иоанна Лествичника (Тип., посл. 4 нед. постов, л. 327). Поэтому, под недельным святым, в отличие от предыдущих недель, здесь можно разуметь не рядового только святаго, а еще Иоанна Лествичника . Если в неделю 4-ю предположено петь песнопения рядового святаго, то повечерие субботы может быть избрано для пения канона Иоанна Лествичника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Гавриила определено петь на одном из повечерий 6 седм. 2). Если в субботу 2 седмицы случится Обретение главы Предтечи или 40 мучеников, то в пяток на повечерии, по указанию Типикона (л. 193 и 197 на об.), надобно петь субботний четверопеснец утрени. В каком отношении этот четверопеснец должен быть к канонам, при других условиях поемым в пяток на повечерии, этого Типикон не разъясняет. Если принять во внимание содержание четверопеснца, то нельзя не признать, что он может заменять собою покойный канон в тех песнях, какие в нем есть, потому что в нем, кроме тропарей в честь мучеников, есть заупокойные. Поэтому достаточно петь только те песни покойного канона, которых нет в четверопеснце, подобно тому, как поются трипеснцы и канон Богородицы во дни пения Цветной Триоди (см. послед. нед. Антипасхи вечера, л. 360). Что же касается другого канона пятка, а именно – в одних храмах 5 или другого, а в других недельного святаго, то вопрос о нем как в настоящем случае, так и в других подобных, правильное разрешение получит под тем условием, если принято будет во внимание, достаточно ли будущих повечерий для того, чтобы пропеть все каноны от Лазаревой субботы до Фоминой недели. Надобно только помнить, что если канон недельного святаго останется непропетым ни в пяток, ни в субботу, то для пения его следует избрать повечерие недели, – как того требует вышеизложенный устав Тр. Постной о каноне святаго 1 нед. Вел. поста. 3) Если Обретение главы Предтечи или 40 мучеников случится в неделю 2 седм., то служба их в эту неделю и правится, а потому и каноны поются в свое время, т. е. на утрени; но она может быть и перенесена на субботу 2 седм. (мр. гл. 24 февр., Тип., л. 193; мр. гл. 9 март., л. 197 на об.). В сем последнем случае на повечерии пятка вместе с субботним четверопеснцем и покойным каноном надобно петь канон субботнего святаго. Во дни 3 седм. при обыкновенных условиях, т. е. если бы не случилось ни выше, ни ниже указанных обстоятельств, могущих повлиять на изменение в распределении канонов; в тех храмах, в которых накануне недели отправляется вечерня с повечерием, могли бы быть пропеты каноны: в понедельник – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Наша настоящая Триодь уже дошла до нас в весьма поздней редакции, но первоначальная редакция ее принадлежала братьям-студитам Феодору († 826) и Иосифу († 825), впоследствии архиепископу Солунскому. Никифор Каллист Ксанфопул († 1327), считая между песнописцами Иосифа Студита и Иосифа Песнописца, говорит, что Иосиф Студит и брат его Феодор после Космы Маюмского, сочинившего трипеснец на Страстную неделю, писали трипеснцы и на другие дни Великого поста; собрали, что до них пето было во время Великого поста, привели в порядок и, присовокупив свои стихиры и тропари, составили Триодь. Это несомненно и по рукописным Триодям. В ватиканской библиотеке, как видно у Монфокона, есть рукопись такого содержания: «Триодь, творение Иосифа и Феодора, братьев-студитов». Кардинал Квирин свидетельствует, что в древних греческих списках Триоди имя Иосифа стоит над теми из двух дневных трипеснцев Триоди, которые занимают первое место; вторые же надписываются именем Феодора; из этого числа исключает он только трипеснцы Страстной седмицы, которые составлены действительно прежде Иосифа и Феодора. Кроме первых трипеснцев на 6 недель Великого поста, в Триоди принадлежат св. Иосифу: 1) канон на Неделю блудного сына, исполненный глубокого сокрушения; вероятно, этот канон имеет в виду п[атриарх] Никифор, когда, говоря в своих правилах о принятии возвращающегося к иноческому сану, пишет: «Петь умилительный канон το πλαγου χου», 2) четверопеснцы на субботы поста – всего четыре, 3) стихиры и трипеснцы на пять дней сырной недели. Преподобный, приготовляя в них душу к наступающему посту, живо изображает спасительные плоды пощения. В ркп. Имп[ераторской] венской библ[иотеки] находится канон св. Иосифа Сгудита на Второе Пришествие с таким началом: Χαρει χορς τν σν γων, Κριε. В нынешних церковных службах нет этого канона. Феодору Студиту в Постной Триоди принадлежат: 1) канон в субботу мясопустную, с акростихом в троичных и богородичных: το ναξου Θεοδρου, 2) канон в Неделю мясопустную, 3) полный канон (со второй песнью) и стихирами в субботу сырную и 4) канон в третью неделю Великого поста. Ему принадлежат трипеснцы, о которых упоминает Михаил. Кардинал Квирин, имевший в руках множество древних списков Триоди, говорит, что имя Феодора надписано над трипеснцами всех тех дней Великого поста (исключая Страстную седмицу), на которые положены два трипеснца: первый из таковых трипеснцев, говорит он, обыкновенно надписывается именем Иосифа, а второй именем Феодора. Таким образом, всех трипеснцев св. Феодора 35. Феодору Студиту , кроме всего этого, принадлежат четверопеснцы на субботы 2, 3, 4 и 5 седмицы Великого поста и стихиры при каждом каноне этого автора. С течением довольно продолжительного времени мало-помалу к названным сейчас произведениям братьев-студитов Феодора и Иосифа были присоединены и творения тех авторов, которых мы перечислили несколько выше, что в общей сложности и составило нашу настоящую Постную Триодь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» по субботам Четыредесятницы не глаголется. Канон Минеи с ирмосом на 6 и храма святого – на 4. Если храм Христов или Богородицы, поем канон храма с ирмосом на 6 и Минеи – на 4. Особенность в исполнении канона на утрени субботы 2-й седмицы и последующих до субботы Акафиста состоит в том, что до 6-й песни оставляется стихословие библейских песней и поются обычные припевы. Катавасия по 3-й песни – ирмос второго канона. По 3-й песни ектения обычная. Кондак и икос святого. От 6-й песни начинается четверопеснец Триоди. Канон храма прекращается. Канон Минеи поется на 6, 1-й четверопеснец на 4 и 2-й на 6. Порядок 6-й песни, из Минеи ирмос, затем стихи Псалтири к тропарям Минеи и Триоди. К двум последним тропарям Триоди особые припевы. Затем ирмос 6-й песни 2-го трипеснца Триоди на катавасию. Малая заупокойная ектения. Кондак: «Со святыми упокой...» и икос: «Сам Един еси...» При пении кондака каждение малое: тетрапода, Царских врат, местных икон, священнослужителей, певцов и предстоящих. Подобно 6-й песни поются 7-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни поем «Честнейшую». На катавасию после 7-й, 8-й и 9-й песней – ирмос второго четверопеснца. Светилен Октоиха. Хвалитные стихиры – на 4, мученичный гласа Октоиха 28 . После стихир чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...» На стиховне стихиры гласа Октоиха. По «Благо есть...» и по Трисвятом – тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...» «И ныне» – «Мати Святая...» Ектения. «Премудрость». «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» 1-й час. Отпуст. На всех часах тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...» Кондак: «Со святыми упокой...» На литургии Блаженны Октоиха на 6. По входе тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...» и «Помяни, Господи...», «Слава» – кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен: «Тебе и стену...» Прокимен, глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Авторами оригинальных груз. воскресных песнопений, чье имя указано в рукописи Микаела, являются Иоанн Минчхи, Иоанн Мтбевари, Микаел Модрекили и Курдана. В рукописи также содержится группа анонимных песнопений с указанием: «Грузинские». Песнопения отличаются многообразием форм. Здесь представлены ямбические каноны, акростишные стихиры и каноны, порой акростих охватывает все песнопения последования, с вечерни (со стихир на «Господи, воззвах») и до литургии (до тропаря Св. Даров). Нек-рые списки Нового И. также содержат осмогласный комплект субботних песнопений. Это рукописи Sinait. iber. 1 (Fol. 356-358; нек-рые фрагменты новой синайской коллекции заполняют имеющиеся здесь лакуны), 26 (Fol. 261v - 287) и 34 (Fol. 204-210), фрагмент Цвирмского И. (Кекел. Fr. 149) и сборник Микаела Модрекили. Изначально - как можно судить по древнейшему из этих списков, Sinait. iber. 34 (и отдельным листам из этой ркп., хранящимся в Лейпциге и С.-Петербурге),- комплект включал 8 четверопеснцев. Составитель рукописи Иоанн-Зосим выписал начальные песни этих четверопеснцев, пополнив их осмогласным комплектом субботних стихир на «Господи, воззвах». В Sinait. iber. 26, переписанной тем же Иоанном-Зосимом, субботние каноны даны уже в полном виде, однако рукопись не содержит субботних стихир. В наиболее полном виде комплект субботних песнопений представлен в сборнике Микаела Модрекили. Песнопения, несомненно, переведены с греческого, но греч. оригиналы до сих пор не выявлены. В отличие от воскресений и суббот др. дни недели в Новом И. не сопровождаются особой гимнографией. Но в составленных Иоанном-Зосимом рукописях Sinait. iber. 34 и 26 содержится группа «песнопений каждодневных новых, кипрских» (Fol. 34-46v и 186-222 соответственно). Впосл., при создании в 1-й пол. XI в. груз. Параклитика (Октоиха), как воскресная и субботняя гимнография Нового И., так и «кипрские песнопения» Sinait. iber. 34 и 26 вошли в него. С XI в. когда Грузинская Церковь перешла на к-польскую традицию, И. как литургическая книга вышла из употребления; тем не менее значительная часть собранных в Новом И. песнопений перешла в состав сборников нового типа - Минею, Постную и Цветную Триоди, Октоих (где песнопения различных богослужебных кругов - годового неподвижного, годового подвижного и седмичного соответственно - разделены) - и в них продолжила свое существование. Так, формирование груз. Минеи началось с того, что материал Нового И. был расставлен согласно к-польскому (а не иерусалимскому) календарю; аналогично начали свое развитие и Триоди. Но уже прп. Евфимием Мтацминдели был осуществлен перевод значительного по объему материала из Минеи и Постной Триоди, пополнившего и отчасти вытеснившего материал И. ( Tarchnischvili. 1955. S. 150); с течением времени материал И., не имеющий соответствия в к-польских книгах, в основном вышел из практики.

http://pravenc.ru/text/200125.html

В песнопениях Л. с. по преимуществу пересказывается евангельское повествование о воскрешении Лазаря (Ин 11. 1-46). Однако также звучит мысль об окончании Четыредесятницы и о приближении Страстной седмицы:      (из стихиры на «И ныне:» и на «Господи, воззвах» в пяток вечера). Гимнографы особенно подчеркивают, что в событиях воскрешения Лазаря раскрывается догмат о двух природах во Христе: Христос как человек скорбит и плачет о смерти Лазаря, но как Бог воскрешает его -                    (4-й тропарь 4-й песни канона Андрея Критского на повечерии),                        (2-й тропарь 6-й песни четверопеснца Иоанна Дамаскина на утрене). Также песнописцы обращают внимание на то, что воскрешение Лазаря, уже 4 дня пролежавшего во гробе, является беспрецедентным событием:                                          (6-й тропарь 4-й песни канона Андрея Критского на повечерии). Воскрешение Лазаря прообразует собой всеобщее воскресение мертвых -          (из стихиры на «Господи, воззвах» в пяток вечера),                          (отпустительный тропарь), а также предвозвещает скорое воскресение Спасителя после Его страданий и крестной смерти:                          (2-й тропарь 9-й песни четверопеснца Космы на утрене). Лит.: Карабинов И. А. Постная Триодь. СПб., 1910; Talley T. J. The Origins of the Liturgical Year. Collegeville, 19912. P. 176-183, 203-214; Allen P. Reconstructing Pre-Paschal Liturgies in Constantinople: Some Sixth-Century Homiletic Evidence//Philohistor: Miscellanea in honorem C. Laga septuagenarii/Ed. A. Schoors, P. van Deun. Louvain, 1994. P. 217-228; Chourga ï a G. La tradizione liturgica del sabato di Lazzaro e della domenica delle palme nei manoscritti bizant. dei sec. XI-XII: Diss. R., 1996. P. 72-89; Taft R. F. Holy Week in the Byzantine Tradition//Between Memory and Hope: Readings on the Liturgical Year/Ed. M. E. Johnson. Collegeville, 2000. P. 155-181. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице

http://pravenc.ru/text/Лазаревой ...

О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари Рождество Христово. Страница из Гелатского Евангелия, XII век. Архаические двупеснцы сохранились в древнегрузинском сборнике Иадгари, первая редакция которого (820) отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков. В этих двупеснцах можно найти образы, связанные с творениями раннехристианских отцов Церкви. Так, тема света в связи с крещением находит свое достаточно необычное выражение в двупеснце шестого дня по Богоявлении: во время крещения Христос принимает свет во Иордане. О рождественских и богоявленских двупеснцах в грузинском тропологии Иадгари Канон как литургический жанр претерпел в своем развитии ряд стадий. Первая – припевы на Песни трех отроков (однопеснец), вторая – тропари на Песни отроков и Богородицы (двупеснец), следующая – четверопеснец (например четверопеснец в составе канона Великой субботы) и наконец полный девятипесенный канон . Архаические двупеснцы сохранились как в греческом оригинале, так и в древнегрузинском переводе – в архаическом сборнике Иадгари , первая редакция которого, возникшая не позднее 820 года, отражает иерусалимское богослужение V–VIII веков . Двупеснцы присутствуют в памятях некоторых святых (святых Давида и Иакова, апостола Иакова, святого Стефана, святого Або – последний явно грузинского происхождения) и в неделю по Рождеству и по Богоявлении (первые семь дней октавы идут двупеснцы, в восьмой – полный канон). Единственное исключение – 28 декабря, память апостолов Петра и Павла, когда стихословился общий канон святым (в память мученика Афиногена) и трипеснец. Каждая песнь насчитывает от трех до пяти тропарей (чаще три). Трудно говорить о наличии определенно выраженных ирмосов, поскольку почти невозможно установить метрическое соответствие между первым тропарем и последующими за ним; содержание большинства первых тропарей относится к празднику, а не к библейским песням, хотя встречаются начальные тропари, основанные на библейских песнях, например на «Благословите» во второй день по Богоявлении:

http://pravoslavie.ru/51126.html

С 6-й песни поются два четверопеснца Триоди (на ряду): 1-й (творение прп. Космы), глас 8-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (творение прп. Иоанна), глас тот же, на 6. Катавасия – ирмосы 2-го четверопеснца Триоди, глас 8-й. По 6-й песни – кондак Триоди, глас 2-й: «Всех Радость – Христос…». Икос, глас тот же: «Учеником Создатель всех предвеща…». На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем. Примечание. От этого дня и до Недели Антипасхи включительно на 9-й песни канона «Честнейшую» не поем (см.: Типикон, гл. 49, «В субботу святаго и праведнаго Лазаря», 1-е «зри»). Каждение храма на 9-й песни совершается. По 9-й песни, на 1-й глас – «Свят Господь Бог наш» (с обычными стихами; трижды). («Достойно есть» не поется.) Светилен Триоди: «Словом Твоим…» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен Триоди: «Лазарем тя Христос…». «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: Триоди, глас 1-й и глас 4-й – 6; также припев: «Воскресни, Господи Боже мой…», и стихира Триоди, глас 8-й: «Лазаря умерша в Вифании…»; ин припев: «Исповемся Тебе, Господи…», и стихира Триоди, глас тот же: «Якоже рекл еси, Господи…». «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Велие и преславное чудо…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Примечание. Первые шесть стихир поются со стихами хвалитных псалмов, а последние две – с дополнительными воскресными стихами: 1-й – «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/не забуди убогих Твоих до конца»; 2-й – «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим,/повем вся чудеса Твоя». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Триоди, глас 1-й: «Общее воскресение…» (единожды). Ектении и отпуст. Примечание. Отпуст утрени и Литургии: «Христос, Истинный Бог наш…» с упоминанием имени св. прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского. На часах – тропарь и кондак Триоди. Литургия свт. Иоанна Златоуста . Блаженны от канона праздника, песни 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8. На входе – «…во святых Дивен сый…» . По входе – тропарь Триоди, глас 1-й: «Общее воскресение…». «Слава, и ныне» – кондак Триоди, глас 2-й: «Всех Радость – Христос…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010