А. также известен как мелод, т. е. сочинитель текстов и мелоса, многих ирмосов , самогласных тропарей и самогласных стихир , сохранившихся в рукописных и печатных Ирмологиях, Минеях, Триодях, Стихирарях, Феотокариях (см. Богородичник ). Н. Томадакис связывает имя А. с созданием жанра 9-песенного канона , вытеснившего собой в литургической практике кондак . Самый известный канон А., шедевр визант. духовной поэзии,- покаянный Великий канон, состоящий из 250 тропарей и 11 ирмосов, повествующий о сюжетах грехопадения и покаяния в ВЗ и НЗ (преступление заповеди Адамом, убийство Авеля Каином, покаяние царя Давида и мытаря и др.). Язык Великого канона изобилует цитатами из библейских текстов, аллюзиями на гимны свт. Григория Богослова, прп. Романа Сладкопевца. После 1204 г. Акакием Савваитом был составлен комментарий на Великий канон, упоминающий победу имп. Василия II над болгарами, основание Мосинополя и содержащий сведения о завоевании К-поля латинянами ( Richard M.//ΕΕΒΣ. 1965. T. 34. Σ. 304-311). Также существует анонимный комментарий в рукописи ГИМ. Син. греч. 2/II (Влад. 312). А. писал каноны как на свои собственные ирмосы, так и на ирмосы свт. Германа, прп. Иоанна Дамаскина, прп. Космы Маиумского. Кроме Великого канона А. принадлежат каноны на главные визант. церковные праздники, большинство из них включено в состав совр. богослужебных книг: каноны Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Благовещение, Неделю ваий, Пасху, Преображение, Рождество Богородицы, Зачатие св. Анны, Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи, на дни памяти святых Маккавеев, поклонения веригам ап. Петра, святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста и на день обретения его мощей, вмч. Георгия, мч. Кодрата, свт. Игнатия Богоносца, св. Феклы, свт. Николая, св. Патапия, а также каноны, трипеснцы, четверопеснец и самогласные стихиры на многие дни цикла Постной и Цветной Триодей (напр., трипеснцы и четверопеснец Страстной седмицы, канон Пасхи, ныне не печатающийся в богослужебных книгах, и др.). Канон Успения Пресв. Богородицы, по Евергетидскому уставу (XII в.) положенный на предпразднство Успения, сохранился только в слав. списках (ГИМ. Хлуд. 156, кон. XIII - нач. XIV в., Хлуд. 160, нач. XIV в.). Известно ок. 70 канонов, приписываемых А. ( Τωμαδκης. Σ. 206-209; там же список инципитов канонов, самогласных тропарей и стихир А.). Отличительные черты канонов А.: отсутствие акростиха , наличие 2-й песни, число тропарей песни обычно превышает 4, песнь может иметь 2 ирмоса.

http://pravenc.ru/text/115200.html

е. в 3 неделю, разуметь нельзя, пот. что в неделю приходится праздник Благовещения, а в понедельник – Собор архистратига Гавриила; но 25 марта, в праздник Благовещения, в Минее нет никакого канона в честь святаго, а 26 марта канон архистратига поется в свое время, т. е. в понедельник на утрени. 5) Если праздник Благовещения случится в субботу 3 седм., то утренний четверопеснец субботы переносится на повечерие в четверток сей седмицы (Тип., л. 205). В каком отношении этот четверопеснец должен быть к поемому в четверток канону пр. Богородицы, Типикон этого не разъясняет, а потому мы можем ограничиться одной лишь ссылкой на аналогичные случаи: а) во дни предпразднств и попразднств Рождества Христова и Богоявления Господня положенные в это время на повечериях трипеснцы (иногда и поемые каноны) совершенно заменяют собою канон Богородицы (Тип., гл. 48, л. 125 и ниже); между тем б) во дни пения Цв. Триоди трипеснцы совмещаются с каноном Богородицы, причем из последнего выпускаются те песни, которые находятся в трипеснце (посл. в нед. Антип. вечера, л. 360). Вопрос об очередном каноне святаго, прилучившегося в период времени от Лазаревой субботы до недели Антипасхи, должен быть разрешаем вышеизложенным соображением. 6) Если в субботу 3 седм. случится не самый праздник Благовещения, а его предпразднство, то из субботнего четверопеснца на повечерие пятка переносятся 7 и 8 песни (Тип., л. 200 на об.) 816 . 7) Если в субботу 3 сед. случится отдание Благовещения, то „четверопеснца зде“, т. е. в субботу на утрени, „не поем, но поем напреди на повечерии“ (Тип., л. 217 на об.), т. е. на одном из ранее бывших повечерий. Вполне будет согласно с Типиконом пение его накануне дня предпразднства Благовещения, т. е. в данном случае в среду 23 марта подобно тому, как накануне предпразднства в четверток назначается пение субботнего четверопеснца в том случае, если в субботу 3 седм. будет Благовещение пр. Богородицы (Тип., л. 205. См. выше). 8) Если отдание Благовещения случится в 3 нед., то в сию неделю вместе с воскресными песнопениями поются песнопения кресту и праздника, а служба арханг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

К той же школе и к тому же времени следует отнести и св. Феофана «Начертанного» или «Грапта», исповедника и митр. Никейского († после 843 г.), названного так потому, что иконоборцы выжгли на его лице богохульные слова и ругательства в отместку за его стойкость в защите икон. Его перу принадлежит свыше 100 канонов, из коих наиболее известны: Канон на отпевание, на Преполовение Пятидесятницы, в честь Святого Духа на второй день Троицы, в неделю Православия и часть канона на Лазареву Субботу и многие другие каноны и стихиры в честь разных святых. Школа Итало-Греческая Это направление церковной поэзии развивалось в областях Великой Греции: на территории Южной Италии, Калабрии и Сицилии. Свою известность ее представители приобрели тоже уже в период иконоборчества. Но уже и раньше были известны некоторые имена. Так, Георгий , еп. Сиракузский, родившийся в Сицилии, почему он и именуется иногда Сикелиот († около 669 г.) написал стихиры св. Димитрию Солунскому, Иакову Персиянину и Порфирию Газскому. Можно причислить к той же группе и Арсения , еп. Керкирского, то есть Корфского, поэта IX века, известного как автора канона на елеосвящение, некоторых стихир в честь арх. Михаила, апостолов Петра и Павла и пророка Илии. Особенную известность приобрел св. Иосиф Песнописец или Гимнограф (†983). Гимнографом он называется, как и некоторые другие поэты, потому, что, в отличие от мелодов, он писал только слова церковных песнопений, тогда как «мелоды» составляли и церковную музыку к своим песнопениям. Гимнографы применялись к уже существующим мелодиям и под них писали свои гимны, приспособляя их к музыкальному напеву, что, конечно, свидетельствует об известном угасании творчества, подражании и т.п. Иосиф Песнописец может считаться одним из самых плодовитых, если не самым плодовитым церковным песнописателем. Им составлено огромное количество канонов, главным образом все каноны (т.е. 48) на седьмичные (будние) дни недели, которые находятся в Октоихе; затем, до 30 трипеснцов Постной Триоди; Тропари Пресвятой Богородице в пасхальном каноне; канон Вознесению, канон в неделю Самаряныни, ряд четверопеснцев Цветной Триоди (в субботние дни); ему же приписываются каноны Предпразднества Сретения, Рождества Христова, Рождества, Успения и Введения Пресв. Богородицы и Предпразднества Воздвижения. Всего этому церковному поэту приписывается 175 канонов, 30 трипеснцев, 6 четверопеснцев, всего-навсего 211 церковных песнопений. Трудами его и Феофана Начертанного дополнен Октоих и доведен до современного состояния. Иосиф Песнописец считается последним из лучших церковных поэтов, писавших каноны.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/l...

Слава: Молитвами Лазаря, Марфы же и Марии,/нас сподоби зрителей быти Креста и страстей Твоих Господи,/и светоносицы дней и царицы Воскресения Твоего Человеколюбче. Слава: Мольбами Лазаря, Марфы и Марии/удостой нас зрителями стать/Креста и страдания Твоего, Господи,/и светоносного и царственного дня/Воскресения Твоего, Человеколюбец. И ныне, Богородичен: Матернее дерзновение к Сыну Твоему имущи Пречистая,/сроднаго промышления о нас не презри, молимся,/яко Тя едину христиане ко Владыце/умилостивление благоприятное предлагаем. И ныне, Богородичен: Материнское дерзновение/имея к Сыну Своему, Всечистая,/родственным попечением не обойди нас, молим;/ибо мы, христиане, Тебя и одну Тебя,/в умилостивление благоприятное к Владыке направляем. Катавасия: Вскую мя отринул еси/от лица Твоего, Свете Незаходимый,/и покрыла мя есть чуждая тьма, окаянного,/но обрати мя и к свету заповедей Твоих/пути моя направи, молюся. Катавасия: Для чего Ты отверг меня/от лица Твоего, Свет неугасимый,/и покрыла чуждая тьма меня, несчастного?/Но обрати меня и к свету заповедей Твоих/пути мои направь, молю. Отселе начинается четверопеснец господина Космы. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Отсюда начинается четверопеснец преподобного Космы. Ирмосы дважды, тропари на 12. Песнь 6. Ирмос: Иону в ките, Господи,/единаго вселил еси,/мене же, связаннаго мрежами вражиями,/яко от тли онаго, спаси. Песнь 6 Ирмос: Иону внутрь кита/Ты, Господи, одного вселил;/меня же, связанного сетями врага,/как его от гибели спаси. Любовь Тебе в Вифанию Господи отведе к Лазарю,/и сего уже смердяща воскресил еси яко Бог,/и от уз адовых спасл еси. Любовь Тебя, Господи,/привела в Вифанию к Лазарю,/и его, уже смердящего, Ты воскресил, как Бог/и спас из уз ада. Марфа убо отчаяшеся Лазаря, яко виде четверодневна,/Христос же истлевшаго воскреси яко Бог,/и к жизни престави глаголом. Марфа отчаялась о Лазаре,/как уже мертвом четыре дня,/Христос же тронутого тлением/воскресил, как Бог/и к жизни пренес Своим словом. Иный, Иоанна монаха. Глас тойже.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

некоторые богородичные. Иосиф Песнописец † 883 г., сицилиец, много потерпевший в течение долгой жизни за иконы, пополнил Октоих до настоящего его вида (после Иоанна Д., Феодфана и Митрофана) покаянными канонами в понедельник и вторник, канонами Предтече, Кресту, свт. Николаю и всем святым, пополнил и Триодь до нынешнего вида каноном Самаряныне и д.б. другими и трипеснцами на все дни 50-цы; то же сделал и для Минеи, составляя каноны гл. о. на дни, опущенные Феофаном, около 180 канонов в том числе на большинство предпразднеств. Менее плодовитые, но б.ч. стольже талантливые песнописцы: Феостерикт нач. IX в., Вифинский инок, ученик преп. Никиты Мидикийского, автор Богородичного канона: «многими содержим напастьми». Сергий, иерусалим. инок, называемый посему Агиополитом или Святоградцем, исповедник за иконы при имп. Феофиле, (829—824 г.), историк, автор стихир на 8 с., 21 н. Кассия или Икасия, еда не ставшая женою того же императора, основательница К-польского мон., пополнившая четверопеснец Космы на вел субботу, автор и других канонов ныне не употребляющихся, и стихир на Р.Х., 25 ин., 15 н., 13 дек., м.б. и на вел. среду и др. Игнатий сначала иеродиак. и скевофилакс св. Софии, затем митр. Никейский, IX в., автор канона Одигитрии (ныне 22 окт., 8 и 28 ил.), 42 муч. 6 мр., муч. Татиане 12 янв., муч. Ксении 24 янв., пр. Никифору 12 мр. Арсений, архиеп. Корфу, современник Фотия, (с. 459) который вел с ним переписку, автор канона на елеосвящение и нескольких стихир на 6 с., 8 н., 29 ин., 20 ил. Ефрем, еп. Карийский, тоже современник Фотия и втор нескольких стихир на 3, 9, 20 с., 1, 8 н., 20 ин., 8 авг. Анатолий еп. Солунский IX в., автор стихир вмч. Димитрию Солунскому, д.б. многих дванадесятых праздников, их предпразднеств и важнейшим святых разных ликов. Марк, инок лавры св. Саввы. пото эконом св. Софии и еп. Отрантский (­ Идруитский) в Калабрии, подвижник и прозорливец, IX-X в., дополнил четверопеснец Космы на вел субботу (в нынешнем каноне остались его тропари до 6 песни, и ирмосы, думают, Кассии), написал м.б молитву св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Св. Стефан Савваит (VIII в.) написал каноны на: Обрезание Господне, преп. Кириака Отшельника, преп. отцов, избиенных в обители св. Саввы.     Сергий Агиополит, современник царя Феофила (829—842), хотя и не является «савваитом» в настоящем смысле этого слова, но по времени и по своему палестинскому происхождению может быть причислен к той же группе. Он написал:    Стихиры на Рождество и на Введение Пресвятой Богородицы. Школа Студитов    Основанный в V в. римским патрицием Студием монастырь в Константинополе, ставший центром духовной жизни и особливо прославившийся во время иконоборческих смут, дал целую школу церковных поэтов и мелодов. Наибольшую известность приобрел игумен этого монастыря преп. Феодор (†826)    Предание приписывает ему составление Постной Триоди, что может быть принято только с известными оговорками. Во всяком случае, его участие в составлении этой богослужебной книги бесспорно. Ему принадлежит ряд канонов и трипеснцев в Триоди. Так, например, каноны в субботу мясопустную и сырную, заключающие в себе даже и вторые песни, канон на неделю мясопустную.    Кроме того, ему принадлежат четверопеснцы на 2, 3, 4 и 5 субботы Вел. Поста и 35 трипеснцов из Постной Триоди.    Наряду с этим в богослужебных книгах значатся под его именем многие стихиры.    Характерным отличием студийского направления являются Богородичны» во многих канонах, которые этих заключительных песнопений не имели, и особливо «крестобогородичны», поемые на службах среды и пятницы в течение всего года.     Иосиф Студит, брат Феодора, Исповедник и Архиепископ Солунский (†830). Он принял вместе с братом участие в составлении и дополнении песнопений из Постной Триоди. В частности ему приписан канон Недели блудного сына, четверопеснцы на недели Великого Поста и трипеснцы Сыропустной седмицы.    Среди Студитов менее известных надо упомянуть следующих:    Св. Николай, Исповедник и игумен Студийский после преп. Феодора, написавший стихиры первой седмицы Великого Поста и канон св. Феодору Стратилату. Климент Студит, наследник предыдущего в настоятельстве монастыря: ему принадлежат каноны Ефесским Отрокам, пророку Моисею, арх. Михаилу и на Неделю перед Рождеством Христовым. Киприан Студит, писавший главным образом стихиры, а именно на Воздвижение, Предпразднество Рождества Христова, в честь ев Симеона Столпника, арх. Михаила, Ефрема Сирина, 40 мучеников, св. Прокопия и многих других. Феострикт монах составил известный «канон молебный Пр. Богородице» «Многими содержим напастьми». Канон этот читается перед причащением Св. Тайн и на многие праздники полиелейные, когда положен канон Богородице и не имеется ничего нарочитого. Он известен под именем «параклисиса».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3501...

Синаксарь в неделю о мытаре и фарисее Стихи на трипеснцы: Создатель неба и земли! Как Трисвятую песнь от Ангелов, Трипеснец от людей прими. На мытаря и фарисея: По-фарисейски кто живет, тот удаляется от Церкви; Христос же вами обретается, смиренные, внутри. Мытарь и фарисей В настоящий день с Богом начинаем Триодь, которую многие из наших святых и богоносных отцов-поэтов, движимые Святым Духом, прекрасно и подобающим образом составили, наполнив песнями. Первым придумал трипеснец — полагаю, что во образ Святой и Живоначальной Троицы, — великий стихотворец Косьма для Великой седмицы святых Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, сочинив песни с кратким названием каждого дня в акростихе. После него и иные отцы, особенно Феодор и Иосиф Студиты , следуя его примеру, составили богослужебные последования для других недель Великого поста, — вначале для своей Студийской обители; прежде всего они написали трипеснцы, а затем, руководствуясь указаниями отцов, составили и выверили и другие богослужебные книги. Поскольку неделю завершает главный из дней, воскресенье, являясь и первым, и восьмым, последним, днем, то первую песнь они приурочили ко второму дню, то есть понедельнику. Соответственно к третьему дню, то есть вторнику, — вторую песнь; к четвертому, среде, — третью; к пятому, четвергу,четвертую; к шестому, пятнице, — пятую; к субботе же — шестую и седьмую; восьмая же и девятая песнь поются каждый день. Ибо таким образом устроил божественный Косьма, написав для Великой Субботы четверопеснец, хотя впоследствии по повелению царя Льва Мудрого он был расширен до полного канона монахом Марком, епископом Отрантским. Книга эта справедливо именуется Триодью , хотя и не всегда содержит трипеснцы, — ибо она содержит и полные каноны, — но, полагаю, она получила свое название от того, что трипеснцы преобладают в ней, или от трипеснцев Великой недели, которые, как написано выше, появились первыми. Идея наших святых отцов заключается в том, чтобы целой книгой Триоди вкратце напомнить все благодеяния Божии к нам от создания мира: как мы были Им сотворены; как были изгнаны из рая сладости, отвергнув заповедь, данную нам для совершенствования; как были отвержены по зависти первого в злобе змия и врага, низложенного за гордость; как пребывали отлученными от благодати и водимыми диаволом; как Сын и Слово Божие по милосердию Своему принял страдания, приклонив небеса, сойдя и вселившись во утробу Девы, став ради нас Человеком и показав Своей жизнью путь на Небеса — в первую очередь, смирением, постом, отвержением зла и другими делами; как Он принял страдания и воскрес, и снова взошел на Небеса, и ниспослал Духа Святого Своим ученикам и апостолам; и как они начали проповедовать Сына Божия, Бога совершенного; и как божественные апостолы, содействием благодатиПресвятого Духа, своей проповедью собрав всех святых от земли, снова наполнили горний мир — в соответствии с изначальным замыслом Создателя.

http://pravoslavie.ru/2096.html

прот. Владимир Рыбаков I. Введение Богослужение Православной Церкви представляет самое широкое поле для всевозможных исследований. И много уже сделано в этом отношении. Но и после многих трудов в этой области весьма компетентных исследователей – и наших, и заграничных, все-таки остается много такого, о чем нет почти никакой литературы. Можно указать на вопрос о самом плодовитом Греческом песнотворце Иосифе Сицилийце, так много давшем для богослужебных книг Православной Церкви. При первом даже беглом знакомстве с Славянскими богослужебными книгами нельзя не остановить своего внимания на том, что очень многие каноны трипеснцы и четверопеснцы имеют в надписании имя – Иосиф, Иосифа, Иосифово, господина Иосифа. Даже беглый подсчет подобных произведений поразит огромной цифрой. К этому следует прибавить, во-первых, очень много канонов, находящихся в Печатных Славянских Минеях, не подписанных именем Иосифа, но несомненно принадлежащих ему; во-вторых, также много канонов, особенных от славянских печатных богослужебных книг, находящихся в Греческих печатных богослужебных книгах. А какое множество подобных канонов св. Иосифа, теперь забытых, сохраняется в рукописях разных библиотек России, Востока и Запада! Получается впечатление прямо подавляющей колоссальной песнотворческой деятельности св. Иосифа. Недаром у некоторых западных исследователей Греческой церковной гимнографии, как, например, у кардинала Pitra, возникало прямо смущение, приписать ли всю эту громаду одному лицу? Недаром Православные Греки, современники св. Песнописца, в объяснение многоплодовитой деятельности св. Иосифа Гимнографа, как и подобной же деятельности своего другого песнописца св. Романа Сладкопевца , создали сказание о божественном даровании св. Иосифу песнотворческого дара. Ученый француз Леклерк (Leclercq) в большой своей работе, посвященной Греческой гимнографии, приписывает св. Иосифу Сицилийцу более 1000 канонов, обнимающих 8–9 тысяч песен. 1 Естественно спросить: кто же этот столь плодовитый автор? Кто же этот св. Иосиф? Какова его песнотворческая деятельность? Каков состав и строй его произведений? Каковы законы церковной гимнографии, которыми он руководствовался? Каково его значение как церковного песнописца? Подобные вопросы есть дело не только научного любопытства, научного интереса, а скорее интереса практического, выдвигаемого требованием сознательного отношения к нашим богослужебным книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 апреля 2024 года 6. Пятница 5-й седмицы. Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского. Свт. Мефодия, архиеп. Моравского. Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – без канонов . Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта; особенности его см. 9 марта. На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 7 марта. На вечерне – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 10: самогласен, глас 6-й: «Яко от Иерусалима…» (дважды), мученичен, глас тот же: «Мученицы Твои, Господи…» (единожды), и Богородицы (Похвалы), глас тот же – 7 (первая стихира – трижды, вторая и третья – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы (Похвалы), глас 2-й: «Еже от века таинство…» (догматик гласа не поется). Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Примечание. В храме Похвалы Богородицы после паримий Триоди – три паримии Богородицы, помещенные на праздник Успения (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). Примечание. «На трапезе пием вино, труда ради бденнаго, хотящаго быти» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»). 1 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава). Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

И сияние света тьмой покрылось, И глас разбойника услышан был: «Помяни мя, Господи, Егда приидеши во Царствии Твоем». В сей час померкло солнце, И потряслась земля, И все творение со скорбью Творца всего узрело, На древе повешенного: И глас разбойника услышан был: «Помяни мя, Господи, Егда приидеши во Царствии Твоем». Благословен еси, (Господи Боже отцев наших). Когда на древо, Христе, Креста Твоего Ты вознесся, Тогда Ты избавил от рабства Род человеческий. Благословен еси, Господи, Боже отцев наших. Ты во гроб положенный Волею, милостиве, И державу лукавого, И силу его истребивший, Благословен еси, Господи, Боже отцев наших. Заповедь преступив Адам, Изошел из рая. Но повешенный на древе крестном Разбойник вошел в рай. Всесильне Господи, Благословен еси. Когда Ты пригвоздился, Спасе, к древу, Исполнилось речение пророческое: «Узрите жизнь вашу, На древе повешенную. И кто постигнет сие»? Но мы славословим жизнь Сию. Всесильне Господи, благословен еси. Пророк Твой, Господи, Научал образу Креста И воздвизанием рук Победил Амалика, И землю научил тому, Что Ты даровал с небес. Всесильне Господи, Благословен еси. Когда распростер Ты руки на Кресте, Увидело творение и убоялось. Как человек Ты преклонил главу, И вышла сила Божества Твоего. Ты сошел сокрушить ад. Тело же Твое положено было Во гробе новом. Всесильне Господи, Благословен еси. Благословите (вся дела Господня, Господа). Крест воздрузился на земле, И Христос вознесся на него, И во святой гроб положен был, И от века умерших воскресил, Священники, благословите, Люди, превозносите Его во веки. Волею за нас Ты пострадал, Погребен и узы ада растерзал. Священники, благословите, Люди, превозносите Его во веки. Ко кресту Ты пригвоздился, Христе Боже, И рукописание наше разодрал. И от века спящим свет явил. Священники, благословите, Люди, превозносите Его во веки. Иные (тропари). Днесь насаждено древо жизни, Соделавшее жизнь на земле. Им же разбойник вошел в рай. В аду пребывающие возрадовались. Ибо Христос пострадал волею ради нас.

http://pravoslavie.ru/145833.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010