В монументальной живописи изображения К. встречаются в группе святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре и в стенописи «Шествие русских святых к небесам» (1898, П. Тергин) на лестнице Преображенского собора Валаамского мон-ря. В росписи московского храма Христа Спасителя поясные образы прп. Нестора Летописца и К. были помещены в зап. части интерьера на юж. хорной арке (70-е гг. XIX в., худож. П. Ф. Плешанов; см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85). В соборе равноап. кн. Владимира в Киеве (1885-1896, худож. В. М. Васнецов) К. написан в полный рост, в схиме, голова покрыта куколем, в правой, поднятой вверх руке он держит крест, в левой - раскрытую книгу (Лк 13. 29). На заднем плане виднеются главы церкви и верхушки елей. Нек-рые иконы нач. и кон. XX - нач. XXI в. восходят к изображению К. из стенописи Владимирского собора в Киеве (напр., образ в окладе из ц. апостолов Петра и Павла в Мценске). Горельефный образ К. с крестом в руке (скульптор М. А. Чижов) сохранился среди рус. просветителей на нижнем фризе памятника 1000-летию России, возведенного в 1862 г. по проекту М. О. Микешина в Новгороде. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) К. с непокрытой головой написан в левой группе Киево-Печерских чудотворцев. Его образ воспроизводится и на списках этой композиции кон. XX - нач. XXI в. В совр. иконописи получили распространение поясные и ростовые иконы К. Как правило, он держит в руках крест и Евангелие, иногда наименован Брянским или просветителем вятичей. В 2013 г. к 900-летию крещения Орловщины из Киево-Печерской лавры в Орёл был доставлен большой ростовой образ К. с мощевиком. На московской иконе (ок. 2000) К. представлен вместе с прп. Никоном Киево-Печерским в рост, поверх мантии надета епитрахиль, в руках - крест и развернутый свиток с текстом о крещении вятичей. Иконы К. встречаются в храмах Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской епархий. Его изображение входит в композиции Соборов святых этих земель (напр., «Собор Брянских чудотворцев», ок. 2006, иконописец мон. Варнава (Карцева); «Собор Рязанских чудотворцев», ок. 2006, кафедральный собор в честь Рождества Христова в Рязани). В 2013 г. в память о подвиге К. в Мценске была изготовлена медаль.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

В храмовых росписях XVIII - нач. XX в. Ростова и Ростовского у. часто встречается образ И. (известно 19 храмов, в к-рых имеется его изображение - Алитова, Никитина. 2008. С. 575). В соборе Рождества Пресв. Богородицы ростовского Рождественского мон-ря, расписанном в 1715 г., образ И. находится в алтаре. В Вознесенской ц. Ростова в стенописи 60-х гг. XVIII в. И. в числе Ростовских святителей изображен на откосе дверного проема. В алтаре ростовской ц. свт. Николая на Всполье (1816, архиерейский живописец Н. Д. Гладков) - в рост, в архиерейском облачении и в белом клобуке, с посохом в правой руке, борода седая и окладистая. В ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Годеново (роспись - 1859, худож. А. Глебов, поновление - 1900-1903, В. Кузнецов и Н. Морокуев) И. представлен вместе со святителями Леонтием и Исаией на откосах царских врат, с седой бородой, в руках держит крест. В настенных росписях, выполненных в XVIII - нач. XX в. в живописной манере, И. в основном изображался с окладистой седой бородой, от древней традиции сохранился белый клобук. Образ И. был включен в роспись зап. части храма Христа Спасителя в Москве (поясное изображение на сев. арке, между свт. Мефодием Пешношским и прп. Авраамием Смоленским). В стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), И. представлен в группе подвижников XIII в. Святителя Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Икона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГМЗРК) Святителя Исаия, Леонтий и Игнатий Ростовские. Икона. Кон. XV - нач. XVI в. (ГМЗРК) Раннее изображение И. в лицевом шитье - поясной образ в медальоне на кайме плащаницы из мастерской Д. И. Годунова 1600 г. (ГМЗРК). И.- 3-й сверху на правой части каймы, десница перед грудью в 2-перстном благословении, Евангелие лежит на покровенной руке. Изображения И. встречаются в произведениях шитья, вышедших из строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в.: на вскрыльях клобука Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) (1665, ГМЗРК) - И. с седой бородой, в молении, рядом со свт. Иаковом. В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-е гг. XIX в., НИАМЗ), на к-рой святители представлены в рост, прямолично, в архиерейских облачениях, каждый с Евангелием в руке; И. выделяется темной бородой. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, расшитом в 60-е гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), И. представлен среди избранных святых на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Надгробный покров И., выполненный в мастерской А. П. Бутурлиной в кон. XVII - нач. XVIII в., находится в Анастасьевском храме г. Глухова (Украина).

http://pravenc.ru/text/293397.html

В печатной графике, в частности на изданных Соловецким мон-рем гравюрах XVIII-XIX вв. с видами обители, Г. с непокрытой головой или в куколе введен в состав групп Соловецких святых, молящихся на облаках образу Преображения Господня, и в житийные клейма: на листе 1744 г. И. и А. Зубовых (ГМИИ) Г.- крайний справа, с окладистой раздвоенной бородой, на листе 1768 г. М. И. Махаева - с 8 клеймами чудес (ГМИИ, доска - СГИАПМЗ; композиция воспроизведена на иконе кон. XVIII в. в правом приделе нижней церкви Николо-Богоявленского (Морского) собора в С.-Петербурге), на листах 1772 г. Л. Зубкова, его же 1791 и 1802 гг.- с планом Соловецкого архипелага, 1827 г.- с 6 Соловецкими святыми, 1837 и 1852 гг.- фигуры святых крупным планом и др.; эстампы вновь отпечатаны со старых досок ок. 1884 г. (оттиски, напр.- ЦАК МДА). Гравюры небольшого размера находятся в сборнике житий Соловецких преподобных нач. XIX в. (РНБ. Ф. 487 (Н. М. Михайловский). 378 Q. Л. 9 об., 38 об.- раскрашенный вариант 1795). Подобные композиции с видом обители и 4 святыми воспроизводились и на эмалевых иконках XIX в. (Егорьевский ист.-худож. музей); на др. представлено 5 святых с Г. (ЦАК МДА). В Соловецком патерике (М., 1895) помещена хромолитография с изображением Г., изданная в с.-петербургской литографии Веферс, на к-рой святой представлен в рост, с куколем и окладистой бородой средней величины (эстамп 1903 - РГБ). В Соловецком мон-ре, где было свое литографское производство, в кон. XIX в. популярностью пользовался лист «Святые и преподобные отцы в Соловецкой обители» 1889 г. (СГИАПМЗ). Аналогичный эстамп, возможно с того же оригинала, был отпечатан в 1881 г. в литографской мастерской ТСЛ (РГБ), где в числе 6 Соловецких чудотворцев, стоящих на облаках над изображением мон-ря, Г. помещен крайним справа, в куколе, со скрещенными руками. В нач. ХХ в. мон-рь заказывал цветные литографии с изображением Г. также в литографии Е. И. Фесенко в Одессе. В составе Собора рус. святых погрудное изображение Г. имеется на прориси с иконы 1814 г. мастера П. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА (ГРМ),- в левой группе преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - в рост, в 1-м ряду правой группы преподобных; на иконе 1-й пол. XIX в. (НКПИКЗ); в числе подвижников XV в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Г. присутствует на иконе «Собор святых, в земле Карельской просиявших» кон. XIX - нач. XX в. из иконостаса храма во имя ап. Иоанна Богослова и преподобных отцов - просветителей Карельских семинарии в Куопио (ЖМП. 1974. 12. С. 20). В иконографии Всех святых, в земле Русской просиявших, разработанной мон. Иулианией (Соколовой) в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (2 иконы в ризнице ТСЛ), группа Соловецких святых с Г. представлена на острове, на фоне обители.

http://pravenc.ru/text/164711.html

На ростовой иконе 2-й пол. XIX в. (частное собр.) с надписью: «С. Дионисий архимандр[ит] Тр[ои]це-Сергиев[ой] лавр[ы]» - он облачен в синюю фелонь и белый клобук с крестом, глаза наполнены слезами, десница простерта вверх, в левой руке посох и развернутый свиток. В монашеских одеждах Д. представлен в группе рус. подвижников XVII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). По рисунку В. М. Васнецова 1911 г. выполнена литография «Прп. Дионисий диктует грамоту, призывающую православный народ на спасение Отечества» (СПГИАХМЗ) - Д. с развернутым свитком и четками в руках сидит во главе стола, иноки записывают его слова. В 1911-1914 гг. МАО объявило конкурс на проект скульптурного памятника сщмч. патриарху Ермогену и Д., к-рый предполагалось установить на Красной пл. в Москве (проекты скульптора Н. А. Андреева, ГТГ). Неск. изображений Д. в традиц. иконописной стилистике было создано в 3-й четв. XX в. мон. Иулианией (Соколовой) - поясной прямоличный образ (ризница ТСЛ), икона «Радонежские чудотворцы» (фотография с иконы - Алдошина. 2001. С. 227), образ Д. (в числе Радонежских святых) введен в роспись 1955 г. старой братской трапезной лавры, в композицию «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) и ее повторения. На гробницу Д. положено его иконописное изображение (50-60-е гг. XX в.) в рост, со скрещенными на груди руками и Евангелием, глаза закрыты. Икона посл. четв. XX в. из ризницы ТСЛ (Игумен земли русской: Прп. Сергий Радонежский. Серг. П., 2005. С. 313) повторяет образ из иконостаса Никоновской ц. В росписи 70-х гг. XX в. в кельях Варваринского корпуса лавры Д. держит в руках большой развернутый свиток с обращением к правосл. христианам. На иконе нач. XXI в. письма иером. Филадельфа (Захарова) (ризница ТСЛ) Д. представлен в рост, с разведенными в стороны руками, вместе с др. архимандритом лавры - прп. Антонием (Медведевым).

http://pravenc.ru/text/178331.html

В ряду монументальных изображений Радонежских святых образ И. (с нимбом) исполнен в живописной манере в стенописи храмов ТСЛ. Так, его фигура в мантии, омофоре и клобуке, с панагией и жезлом помещена на оконном откосе в алтарной части ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842(?), поновления - 1871, 1947). Также И. (с седой бородой) написан в алтаре юж. придела во имя прп. Серафима Саровского трапезной части ц. прп. Сергия Радонежского (1883, поновления XX в.). Возможно, И. был представлен в росписи зап. части храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 84; назван Иосифом). Примером изображения святого в тиражной графике являются литографии «Святые и преподобные отцы, почивающие в Свято-Троицкой Сергиевой лавре» 1845 г. (экземпляр в СПГИАХМЗ; И. в левой части композиции за прп. Сергием Радонежским), «Вид Троице-Сергиевой лавры» (сер.- 3-я четв. XIX в., издание ТСЛ; лист с раскраской - РГБ). В иконописи XX в. изображения И. встречаются в произведениях мон. Иулиании (Соколовой) : на прямоличной ростовой иконе нач. 50-х гг. XX в. на столбике сени над ракой мощей прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора ТСЛ (И. в крещатом саккосе и белом клобуке, борода на конце раздваивается; правой рукой благословляет, в левой держит Евангелие; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 139); на иконе «Радонежские чудотворцы» (фотография иконы - Там же. С. 227); с крестом и жезлом в руках - в одном из картушей в стенописи 1955 г. старой братской трапезной лавры; в группе Радонежских чудотворцев - на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ - Там же. С. 236-237). На раке И. (ок. 1949, Серг. Посад) в Серапионовой палатке Троицкого собора помещен ростовой прямоличный образ святителя в зеленом саккосе и клобуке, руки сложены крестообразно (левой придерживает Евангелие), борода острая на конце, глаза закрыты. Кроме того, образ И. имеется в росписи алтаря ц. Покрова Богородицы МДА (1987-1988), на иконе Радонежских чудотворцев кон. XX в. из ризницы ТСЛ (во 2-м ряду слева рядом с прп. Михеем).

http://pravenc.ru/text/578036.html

письма свящ. Георгия Алексеева (ГТГ), на прориси с иконы XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 398-399), на эмалевой иконе 1866 г. (СПГИАХМЗ - Шитова Л. А. Рус. иконы в драгоценных окладах: кон. XVII - нач. XX в. Серг. П., 2005. С. 178, 253), на 2 иконах XIX в. (с поновлениями XX в.) и на пяднице кон. XIX в. из ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде. На иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. (ГЭ, см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54) изображены 3 юных святых (прав. братья справа и блж. Иаков Боровичский слева?), видимо с поздними ошибочными подписями имен на нимбах. «Старинный» образ такого извода с изображением Софии Премудрости Божией и с Новгородскими святыми (И. и Иоанн в верхнем ряду) находился «в ризнице Черниговской кафедры» ( Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 96-97). В иконописи XX в. изображения братьев встречаются, напр., в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) (иконы 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239),- святые обращены друг к другу; на иконе «Собор Новгородских чудотворцев» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде; между братьями - св. Иаков Боровичский). Ист.: Сказание о святых отроках Иоанне и Иакове, Менюшских чудотворцах, почивающих в ц. во имя св. Живоначальной Троицы в с. Менюши, Новгородской губ. и уезда/Ред.: И. Токмаков. М., 18952; Моисеев С. В. Архиерейская служба в Менюше//София. Новгород, 1996. 3(13). С. 3; Традиционный фольклор Новгородской обл.: Сказки, легенды, предания, былички, заговоры (по записям 1963-1999 г.)/Изд. подгот.: М. Н. Власова, В. И. Жекулина; [публ. подгот.: А. А. Панченко, С. А. Штырков]. СПб., 2001. С. 160. 160 («Иван и Яков»; коммент.: Там же. С. 427-428). Лит.: Краснянский Г. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 101-106; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 238; Никольский Ф. Из с. Менюш, Новгородского уезда//Новгородские ЕВ. 1895. 21. С. 1214-1224; Зверинский. Т. 2. С. 372-373; Голубинский. Канонизация святых. С. 151; Levin E. Dvoeverie and Popular Religion//Seeking God: The Recovery of Religious Identity in Orthodox Russia, Ukraine, and Georgia/Ed. S. K. Batalden. DeKalb (Ill.), 1993. P. 41-42; Панченко А. А. Иван и Яков - странные святые из болотного края (религ. практики совр. новгородской деревни)//Религ. практика совр. России. М., 2006. P. 211-235; Святые Новгородской земли, или История святости Сев. Руси в лицах, X-XVIII вв. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1160-1165, 1315; Терешкина Д. Б. Новгородская житийная лит-ра: Учеб. пособие. Вел. Новгород, 2006. С. 49-50. Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 351. А. А. Романова, Ю. Б. Комарова

http://pravenc.ru/text/200323.html

Под 26 июня Д. представлен на некоторых минейных иконах и гравюрах XVIII в.- на иконе-таблетке 1701 г. (ГТГ), на листе гравированных святцев И. К. Любецкого 1730 г. (РГБ), на иконе 2-й четв. XVIII в. (собр. Галереи Академии во Флоренции), на иконе 1758 г. письма И. Ф. Липина из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы (КГОИАМЗ). Вместе с тем изображения святителя отсутствуют в распространенной в поздней иконописи композиции «Собор Киево-Печерских святых». В иконографии «Собор русских святых» образ Д. встречается редко, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР). Св. Алексий, митр. Московский, поставляет архим. Дионисия в епископы. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. Св. Алексий, митр. Московский, поставляет архим. Дионисия в епископы. Роспись Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде. 2003 г. В монументальной живописи образ Д. присутствует в росписи алтаря придела блгв. вел. кн. Александра Невского (70-е гг. XIX в., худож. В. Д. Фартусов по эскизам акад. Н. А. Лаврова) - в алтарной арке над иконостасом с южной стороны вместе со свт. Иаковом Ростовским ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Д. включен в группу подвижников XIV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Д. изображен на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и совр. повторениях; в разработанных ею же в сер. XX в. композициях «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (в группе Суздальских чудотворцев, в митре) и «Святые первосвятители всея Руси» (митрополичьи палаты ТСЛ) - в группе Киевских святителей на фоне собора Св. Софии в Киеве, в архиерейской мантии и белом клобуке, с раскрытыми ладонями.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Евфимием Суздальским в правой группе преподобных на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70), 1-й четв. XIX в. из собрания Г. В. Лепса ( Юхименко, Горшкова. Иконы: собр. Г. Лепса. 2012. С. 128-131. Кат. 34), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saints/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52) и др. В островерхом куколе со свитком в руке (надпись: «п козма юрье(в)») К. представлен прямолично на одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). Изображения К. в редких случаях вводились в программы церковной стенописи: напр., он был написан среди рус. святых в сев.-зап. части храма Христа Спасителя в среднем ряду на стене лестницы, ведущей на хоры, назван Владимирским (70-е гг. XIX в.- Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). Образ К. включен в одну из групп подвижников XV в. в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (роспись в академической манере иеродиаконов Паисия и Анатолия, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В иконописи XX в. образ К. встречается в группе Владимирских чудотворцев на иконах письма мон. Иулиании (Соколовой) в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова): на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ; см.: Иконописец мон. Иулиания/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85, 100), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. Под 14 окт. он изображен с непокрытой головой на подготовительном эскизе (с пометой «рус») кон.

http://pravenc.ru/text/2458773.html

XX в. имеются во мн. храмах и часовнях лавры и Свято-Духова скита. В нач. XX в. появился ряд изображений И., выполненных в стиле древнерус. иконописи XVI в., в частности в Троицком соборе Почаевской лавры. На ростовой иконе в басменном окладе из местного ряда иконостаса (ок. 1911, мастерская О. С. Чирикова) И. представлен прямолично, в островерхом куколе, с окладистой и острой на конце бородой с проседью, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит свиток. Небольшие отличия в деталях иконографии - на хоругви с образом И. в басме, созданной одновременно с убранством храма в нач. 10-х гг. XX в. (вклад архим. Тимолая; И. изображен по пояс с немного волнистой седоватой бородой средней длины). Полуфигура И. в медальоне написана на стене лестницы, ведущей на хоры собора (живопись нач. 10-х гг. XX в. по эскизам худож. В. С. Щербакова, поновления - кон. 70-х гг. XX в.), большой ростовой образ - на вост. грани сев.-вост. столпа (кон. 70-х гг. XX в., бригада мастеров под рук. реставратора В. В. Филатова). Др. извод представляет И. в молении перед Почаевской иконой Божией Матери. Не исключено, что нек-рые иконописные изображения этого типа восходили к гравюре на дереве почаевской работы (И. представлен в рост; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 620. 1504), к книжным иллюстрациям (Псалтирь с восследованием. Почаев, 1872 - АОКМ; на л. 1 об. гравюра Л. Серякова, см.: Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской обл.: Кат./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 139-140. Кат. 245), а в кон. XIX - нач. XX в.- к хромолитографии этого времени (один из экземпляров - в ц. свт. Иоанна Милостивого Загаецкого мон-ря): левая рука стоящего святого поднята к груди, правой он перелистывает книгу. На нек-рых иконах коленопреклоненная фигура И. с разведенными в стороны руками расположена слева, а образ Божией Матери - справа над аналоем в церковном интерьере. Сравнительно ранний живописный образ на холсте (ок. сер. XIX в.; на левой руке святого четки, перед ним - раскрытая книга) хранится возле св.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Живопись со сценами из Жития И. и Жития свт. Димитрия сохранилась на сев. и юж. сторонах сводов ризницы, расположенной над Иаковлевским храмом. В композиции «Оправдание грешницы свт. Иаковом» действие происходит на ступенях новопостроенного Иаковлевского храма, на фоне др. зданий монастыря ( Алитова, Никитина. 2008. С. 69). Образ И. вводился в минейные циклы - напр., в Минее на нояб. 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 350-351) - редкое изображение И. в белом клобуке. Расширенный вариант Собора Ростовских святых, включающий местночтимых, представляют иконы 1838 г. и кон. XIX - нач. XX в. из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове (фигура И. в 1-м ряду). В составе Собора русских святых ростовые изображения И. имеются на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52) - И. в архиерейской шапке между святителями Исаией и Игнатием. Он написан также на иконе рус. чудотворцев нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XIV в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись в акад. манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.), имеется необычное изображение И. в архиерейской мантии. В иконописи XX в. образ И. встречается на иконах мон. Иулиании (Соколовой) : «Собор святителей, в земли Российстей просиявших» сер. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ - И. первый в ряду 6 Ростовских святителей в правой части ряда) и «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - И. слева в 1-м ряду группы Ростовских чудотворцев), а также на совр. списках этой композиции. Святой представлен с Евангелием на покровенных руках под 27 нояб. на лицевых святцах рус. святых, созданных мон. Иулианией после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. S. 43). Существует рис. для Миней МП работы прот. Вячеслава Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 71).

http://pravenc.ru/text/200159.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010