На иконе кон. XIX - нач. XX в. (Железноборовский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь, см.: Минея (МП). Янв. 1983. Цв. вкладка) И. представлен средовеком с темно-русыми волосами и короткой бородой, в длинной зеленой рубахе, с крестом в правой руке, на фоне реки и белых строений (стена, надвратная башня, церковь) - условный образ Зилантова мон-ря. Погрудное изображение И. в круглом медальоне сохранилось среди акварельных набросков В. М. Васнецова (1890, ГТГ), предназначавшихся для украшения арок главного купола Владимирского собора в Киеве. Святой молод, рус, с небольшой бородой, одет в кафтан, в деснице крест. Образ И. встречается в композиции «Собор Казанских святых», в частности на иконе нач. ХХ в. (Там же. Март. 1984. Цв. вкладка) - крайний справа в 1-м ряду, средовек, в темной рубахе со светлым отложным воротником, с препоясанием, в деснице крест. В составе Соборов рус. святых И. (юный, без бороды, в хитоне и плаще) представлен рядом с мч. Стефаном в произведениях выговской иконописи: напр., на иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. мастера П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ, см.: Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-143. Cat. 52). И. введен в группу подвижников XVI в. в росписи галереи русских святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Мученик изображен в группе Казанских святых на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) для свт. Афанасия (Сахарова) (ризница ТСЛ), на 2 авторских повторениях нач. и кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ, см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на творческих списках кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/469724.html

В Ближних пещерах рядом с окошком у места затвора М. находится икона с его поясным изображением. Ко 2-й пол. XIX - нач. XX в. относятся изображения М., выполненные в академической или близкой к ней манере. В росписи интерьера храма Христа Спасителя образы М. и прп. Иеремии Прозорливого представлены в ряду 34 Киево-Печерских святых на стене лестницы, ведущей из нижнего коридора на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 85-86). В росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010; художники - иеродиаконы Паисий и Анатолий), М. входит в группу святых XI в. В росписи Всехсвятской ц. Киево-Печерской лавры, выполненной в 1906 г. под рук. И. С. Ижакевича учеником лаврской иконописной школы Ф. З. Коновалюком, парные образы М. и Иеремии Прозорливого помещены на откосе одного из окон в зап. части храма. В композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) , на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (2 в ризнице ТСЛ, СДМ) и на списках иконописцев кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая в Клённиках и др.) образ М. показан в нижней части композиции в группе чудотворцев Ближних пещер. Киево-Печерский инок Афанасий Кальнофойский в «Тератургиме» (К., 1638. Л. 18) среди мощей святых, почивающих в Ближних пещерах, упоминает имя еще одного М.: также «…чудотворный монах, который имел дар пророчества». На последующих планах Ближних пещер имя этого святого не встречается; его церковное почитание неизвестно. Однако существование 2 преподобных с именем Матфей нашло отражение и утвердилось в иконографии Собора Киево-Печерских святых, известной как минимум c кон. XVII - нач. XVIII в. Каждый из преподобных занял свое неизменное для классической схемы этой иконографии место в соответствующем ряду «пятериц» святых. Немаловажным является то, что в иерархии изображений образу 2-го М. отведено более важное место, нежели первому. Он показан в 4-м снизу ряду, замыкающим «пятерицу» с преподобными Кукшей, Илией Муромцем, Марком Гробокопателем и Григорием Чудотворцем. Как правило, в нимбе указано только имя («    » - напр., на гравюре Белецкого, 1756, РГБ; на иконе 1-й трети XIX в., КБМЗ). Вариант извода - на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР): последним в ряду изображен прп. Лука, перед ним М., образ прп. Григория отсутствует, остальные без изменений. В кон. XIX в. встречаются примеры замены образа М. образом др. святого, напр., на литографии 1893 г. (ГЛМ) вместо М. представлен прп. Савва.

http://pravenc.ru/text/2562634.html

включался в композиции с изображением рус. князей. Так, на иконе «Образ всех святых Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского» 60-х гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) он представлен на крайнем правом клейме во 2-м регистре, прямолично, в шубе, с непокрытой головой, с характерными физиогномическими признаками. Изображения Д. и кнг. Марии были включены в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 80). Среди подвижников XIII в. Д. присутствует в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В составе Собора рус. чудотворцев поясные или погрудные изображения Д. (в шубе, с округлой бородой средней величины и волнистыми волосами, рядом с блгв. кн. Всеволодом Псковским) имеются в группе князей во 2-м ряду справа на старообрядческих поморских иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма Петра Тимофеева из собр. ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 459), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ; Icônes russes. 2000. P. 142-143. Cat. 52). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ, Данилов муж. мон-рь в Москве) и совр. повторениях образ Д. введен в группу Псковских святых. В XX в. сформировалась иконография Д. как воина, защитника Пскова. Так, на иконе из псковского Троицкого собора святой представлен как средовек, в доспехах, с опущенным мечом, в рост, на берегу р. Великой, на фоне псковского Крома. Изображение св. князя, созданное в 80-х гг. XX в. архим. Зиноном (Теодором) для деисусного чина иконостаса придела прп. Серафима Саровского Троицкого собора в Пскове (напротив образа блгв.

http://pravenc.ru/text/178701.html

встречаются в композиции «Собор Новгородских святых». Так, Н. представлен на иконе кон. XIX - нач. XX в. из новгородской ц. ап. Филиппа на Нутной ул. Он написан крайним слева в 7-м ряду вполоборота вправо, в красно-коричневой мантии, коричневом подряснике и темно-синей схиме, на голове островерхий куколь с оранжевыми крестами; у него русая борода средней величины (возможно, пропись или тонировка посл. трети XX в.). Взгляд Н. устремлен к иконе Спасителя (расположена вверху в центре), правая рука с жестом молитвы. Надпись в нимбе: «пр. Ни[ка]ндръ Грод.». Подобным образом святой представлен на близкой по композиции и деталям рисунка хромолитографии Фесенко в Одессе (1902, частное собрание). На др. иконах, где уточняющей подписи нет, скорее всего изображен прп. Никандр Псковский, почитание к-рого возникло гораздо раньше (до 1776 Порховский у., место подвигов этого святого, относился к Новгородской губ.). Святой (подпись в нимбе «Св. Никандр Городноез. 1603») изображен в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновления - 70-е гг. XX в., ок. 2010), в числе подвижников XVII в.: худощавый монах в черном клобуке со скрещенными на груди руками, широкая окладистая борода с проседью раздваивается. Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Прп. Никандр Городноезерский в молении Спасителю. Икона. 90-е гг. XX в. Иконописец свящ. Михаил Ганешин (Успенская ц. в с. Внуто) Образ Н. присутствует также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г., 50-х гг. XX в. работы иконописца мон. Иулиании (Соколовой) (Троицкий собор и ризница ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) и на их списках кон. XX - нач. XXI в. Святой включен в группу Новгородских чудотворцев, между преподобными Ефремом Перекомским и Варлаамом Хутынским. Он изображен с непокрытой головой в мантии болотного цвета; у него короткие волосы с проседью и округлая небольшая борода.

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Картины на сюжеты жития Г., написанные в 1861 г. вологодскими живописцами К. М. Козловым, А. И. и И. А. Скрипицыными, хранились в часовне Свято-Духова мон-ря, устроенной над колодцем напротив алтаря Знаменской ц. (в наст. время - в собрании ВГИАХМЗ). 4 изображения, повествующие о пророчествах Г. накануне разорения Вологды поляками в 1612 г., включают следующие сюжеты: святой покидает келью с намерением предупредить город о нашествии поляков-литовцев; убеждает в земской избе именитых граждан города возвести храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» «яко необоримой стены града» и получает отказ; ответное пророчество Г.; святой предсказывает судьбу Вологды на площади перед деревянным храмом прп. Димитрия Прилуцкого. На всех картинах, к-рые сопровождаются большими выписками из жития, составленного Слободским, Г. представлен в монашеских одеждах (коричневый подрясник, черная мантия и куколь, на груди - крест, в левой руке - четки), седая борода более короткая, чем в произведениях иконописи. В составе Собора Русских святых образ Г. включен в композицию с группой подвижников XVII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовой образ Г. помещен на созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского, мон. Иулианией (Соколовой) иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. (келейный образ свт. Афанасия) и нач. 50-х гг. XX в. (обе - в ризнице ТСЛ), кон. 50-х гг. XX в. (Данилов муж. мон-рь в Москве) одним из первых в группе Вологодских святых; также на ее же рисунке из лицевых святцев Русских святых, созданных в нач. 60-х гг. XX в. (частное собр.),- под 24 сент. вместе с прп. Никандром Псковским; на прориси кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в. работы прот. Вячеслава (Савиных) и Н. Шелягиной. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 455. 227; Т. 2. С. 80. 109; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89, 92-97, 105-106. 31, 37-39, 41-42, 54, 56.

http://pravenc.ru/text/161479.html

Вологодские святые. С. 303-305; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 1910. Т. 1. Вып. 2; 2006. Т. 2; Семенченко Г. В. Церковно-полит. борьба на Белоозере в 60-х гг. XV в.//ДГСССР. 1987. М., 1989. С. 122-128; Макарий. История РЦ. Кн. 4 (по указат.); Кистерёв С. Н. Круг знакомств Ефросина Белозерского//Очерки феод. России. М., 1998. Вып. 2. С. 61-87; Концевич И. М. Стяжание Духа Святого в путях Др. Руси. М., 2002. С. 109-110; Новикова О. Л. Летописные заметки в Кирилло-Белозерской ркп. 60-х гг. XVI в. и Сказание о Спасо-Каменном мон-ре//Очерки феод. России. М.; СПб., 2008. Вып. 12. С. 38-90; Семячко С. А. Устав прп. Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 450-559. С. А. Семячко, Б. Н. Флоря Иконография Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий Прп. Кассиан, игум. Кириллова Белозерского мон-ря, и прав. Георгий Шенкурский. Фрагмент росписи галереи в Почаевской Успенской лавре. Кон. 60–70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. Иконописцы иеродиаконы Паисий и Анатолий К. упомянут под 29 февр. в тексте подлинника 20-х гг. XIX в. (РНБ ОР. Погод. 1931. Л. 116 об.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140). Согласно надписи на серебряном венце, К. изображен на иконе «Господь Вседержитель, с предстоящими и припадающими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ; см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Икона, украшенная серебряным окладом, упоминается в Описях имущества мон-ря 1675 и 1688 гг. с правой стороны от царских врат (ВГИАХМЗ ОПИ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. 1. Л. 2 об.; Ед. 3. Л. 4-5; см.: Переписные книги вологодских монастырей XVI-XVIII вв.: Исслед.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Прп. Герасим Болдинский и свт. Питирим Тамбовский. Икона. 2004 г. (вяземский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи) Прп. Герасим Болдинский и свт. Питирим Тамбовский. Икона. 2004 г. (вяземский мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи) На иконе кон. XVIII - 1-й трети XIX в. из собрания П. Д. Барановского (ГНИМА), исполненной в технике масляной живописи, фигура Г. в монашеском одеянии и в куколе помещена слева, на фоне Герасимова Болдинского мон-ря с зап. стороны, в поднятой к груди правой руке - четки, в левой - развернутый свиток с текстом: «Внемлите себе братие...» К этому же изводу принадлежит образ кон. XVIII - нач. XIX в. на холсте (известен по фотографии из собр. Барановского - ГНИМА), находившийся в нач. XX в. в юж. приделе Троицкого собора мон-ря,- Г. был написан с разведенными в молении руками перед главным храмовым ансамблем обители. Широко тиражировались литографии, на к-рых преподобный изображен справа, с видом Болдинского мон-ря с юж. стороны из-за верхнего пруда (как на эстампе 1864 Р. А. Скино (РГБ, ГНИМА, ГИМ - раскрашенный вариант)),- руки святого сложены на груди в молитвенном жесте, в правой - четки. Др. иконографический извод встречается, напр., на иконе 2-й пол. XIX в., происходящей из Болдинского мон-ря (в наст. время в монастырской ц. Введения Богородицы во храм),- святой в мантии и епитрахили, с непокрытой головой поддерживает вместе со свт. Николаем Чудотворцем Казанскую икону Божией Матери. На раскрашенной литографии 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Г. изображен в центре, с четками в левой руке, в молении пред висящей на дубе Казанской иконой Божией Матери. В числе рус. преподобных, подвизавшихся в разных землях, образ Г. (назван Дорогобужским) был включен в роспись 70-х гг. XIX в. на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). В группе святых XVI в. почти профильное изображение. Г. присутствует в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия. В росписи посл. четв. XIX в. (поновлена в XX в.) Успенского собора Смоленска образ святого помещен в составе Собора Смоленских святых.

http://pravenc.ru/text/164547.html

80-х гг. XIX в. палехской мастерской Н. М. Сафонова . 6 исторических композиций с изображением блгв. князя в разном возрасте, как правило в горностаевой мантии и доспехах, представлены в литографиях П. Иванова, Х. Рябцова и И. Щедровского, напечатанных по рисункам Б. А. Чорикова ок. 1836 г.: «Вел. кн. Всеволод назначает наследником блгв. кн. Георгия Всеволодовича, 1212 г.»; «Бегство блгв. кн. Георгия Всеволодовича после Липецкой битвы, 1216 г.»; «Добросердечие вел. кн. Константина, 1217 г.»; «Болгары дарами склоняют блгв. кн. Георгия Всеволодовича к миру, 1219 г.»; «Искренность Ярослава с блгв. кн. Георгием Всеволодовичем, 1229 г.»; «Тело убитого блгв. кн. Георгия Всеволодовича найдено еп. Кириллом, 1238 г.» (Живописный Карамзин. Ил. 52-55, 57, 60). В композициях Собора русских святых образ Г. В. помещен на прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. П. Тимофеева, хранившейся в музее СПбДА (в наст. время в ГРМ - Маркелов. Т. 1. С. 459), в ряду князей крайним справа; на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР); в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в почаевской Успенской лавре кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия - в составе святых XIII в., средовек с опущенной долу, непокрытой головой; на иконах Собора святых, в земле Русской просиявших, письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. и нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) - в группе Владимирских чудотворцев, между блгв. князьями Андреем Боголюбским и Александром Невским, также на совр. повторениях этой композиции (храм Христа Спасителя, ц. свт. Николая Чудотворца в Клённиках). На иконе «Собор святых града Владимира и области его» кон. 50-х гг. XX в. (вклад еп. Афанасия (Сахарова) в Успенский собор во Владимире к 800-летию его возведения) Г. В. - 2-й от центра в 1-м ряду левой группы святых, со склоненной головой. Образ Г. В. активно разрабатывался в XX - нач. XXI в. художниками разных специализаций (иконописцами, скульпторами, мастерами декоративно-прикладного искусства), гл.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

кн. Владимира в С.-Петербурге), где он изображен в клейме со свт. Стефаном, архиеп. Сурожским, и со свт. Симеоном, архиеп. Новгородским. Облачен в охристые фелонь и омофор, расшитую камнями шапку; у него пышные, русые, слегка вьющиеся волосы и борода до середины груди, едва тронутая сединой. Перстом правой руки он указывает на раскрытую книгу в левой. Изображение К. сохранилось в группе рус. подвижников XII в. в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновление 70-х гг. XX в. и ок. 2010). Редкий извод с образами 3 святых, прославившихся на белорусских землях, представлен на иконе «Свт. Кирилл Туровский, мч. Гавриил Белостокский, свт. Лаврентий Туровский» нач. XX в. письма В. П. Гурьянова (собрание И. В. Возякова). Серебряный оклад исполнен московским ювелиром К. И. Коновым. Др. икона такой иконографии (кон. XIX - нач. XX в. (?)) находится в минском соборе апостолов Петра и Павла. Она возвращена в 90-х гг. XX в. прихожанами после возобновления богослужений в соборе (возможно, была написана для освященного в 1878 придела во имя К. этого храма). На созданных по благословению свт. Афанасия (Сахарова), еп. Ковровского, иконах «Собор святых, в земле Российской просиявших» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г. и 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) К. представлен в группе западнорус. чудотворцев. Образ К., как одного из самых почитаемых белорус. святых, широко распространен в совр. белорус. церковном искусстве. После того как в 1984 г. по инициативе митр. Минского Филарета (Вахромеева) было установлено празднование Собору Белорусских святых, возник соответствующий иконографический извод, в к-рый обязательно включался образ К. Напр., он изображен слева в 1-м ряду на иконе кон. XX в., где белорус. святые представлены на фоне минского кафедрального собора в честь Сошествия Св. Духа (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 359; Яpaшэbiч А.

http://pravenc.ru/text/1840435.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЕВ ГАЛИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в. Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в. (Костромской епархии Костромской митрополии), находится в г. Галич Костромской обл. Основан в посл. четв. XIV в., что подтверждается результатами археологических раскопок 90-х гг. XX в. ( Авдеев. 2009. С. 213). Основателем П. Г. м., возможно, был боярин Иван Овин, создавший в своей вотчине ктиторский особножительный мон-рь на горе Краснице над Галичским оз., в 2 верстах от г. Галича. До нач. XX в. сохранялся ряд топонимов, связанных с именем Овина: между мон-рем и Галичем находилась небольшая Овинова слобода (позднее - ул. Овинова Слобода, с 1925 г.- ул. Железнодорожная), в источниках XV-XVII вв. упоминается Овинов луг на берегу Галичского оз. Первоначально мужской, особножительный мон-рь был посвящен свт. Николаю Чудотворцу. После обретения Овиным чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (кон. XIV - нач. XV в.) П. Г. м. был посвящен Успению Пресв. Богородицы. Наиболее ранним источником сведений об обретении иконы является «Сказание о чудотворном образе Богоматери Овиновския иже явися во граде Галиче», включенное в рукописный сборник сер.- 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 98. Ед. 1491; изд.: Авдеев. 2009. С. 354-358). С 30-х гг. XV в. история П. Г. м. и Овиновской иконы связана с деятельностью его настоятеля - прп. Паисия Галичского. Согласно «Сказанию...», в 1434 г. (в Житии преподобного ошибочно датировано 1429 г.), во время войны между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и галичским кн. Георгием (Юрием) Димитриевичем , монастырь был захвачен войсками вел. князя, а чудотворная икона увезена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля, но в ту же ночь чудесным образом перенеслась в П. Г. м., где иноки нашли ее в храме на прежнем месте. По др. версии, образ был возвращен в Галич настоятелем мон-ря прп. Паисием, прибывшим в Москву с посольством. Вел. князь передал преподобному икону вместе с вкладом на восстановление разрушенной им же обители. Возвращение иконы, которую встречали все жители города, пришлось на день престольного праздника обители - Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010