В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада Николина, на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки у сердца накрест» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны» 27-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры он изображен вполоборота вправо, читающим при свете свечи, в монашеском одеянии с куколем на голове, левая рука положена на раскрытую книгу, правая возле груди. Святой показан старцем с седоватой бородой средней величины, щеки впалые, взор опущен к страницам книги, в надписи назван постником. З. представлен в нек-рых произведениях в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (см., напр., лист 1505 - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 622). Его изображение с надписью: «п Зинон схимник» - помещено в 4-м ряду 2-м слева, за прп. Иосифом многоболезненным: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - в куколе, надпись на нимбе: «п. зинон[ъ] схимник»; на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) - с русой бородой; на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г., напечатанных в Киево-Печерской лавре (РГБ),- с окладистой бородой. На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альб.-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. средовек с именем Зинон помещен в левой группе святых (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 5-м ряду 2-м справа вполоборота к центру, голова покрыта куколем. На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской, находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, З. изображен во 2-м ряду в небольшом повороте вправо как средовек с округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в куколе, десница возле груди (пальцы сложены для крестного знамения?); на нимбе надпись: «Прп[д]: Зинонъ постник». Образ З. включен в группу подвижников Дальних (Феодосиевых) пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. изображен также в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на повторениях этой иконографии кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/199845.html

Над ракой со св. мощами О. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится единоличный образ святого, написанный в 40-х гг. XIX в. (с поновления кон. ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха . Преподобный представлен по пояс, в развороте вправо, на нем ряса и мантия, голова не покрыта, пряди слегка вьющихся каштановых волос лежат на плечах, в небольшой окладистой бороде видна проседь; левая рука приложена к груди, правой, на кисти к-рой четки, прижимает к себе закрытую книгу, с заложенным между страницами указательным пальцем. В монументальной живописи изображение О. помещено в группу святых XII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре. Изображение О. имеется в масштабной соборной композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) под рук. свт. Афанасия (Сахарова) в 30-50-х гг. XX в. (иконы из ТСЛ, СДМ; в т. ч. на иконах кон. XX - нач. XXI в., восходящих к этой композиции) - в группе чудотворцев Ближних пещер ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2578445.html

В определении топонимического эпитета Л. в подлинниках существуют варианты: «Волоколамский» и «Вологодский». В рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. (ПД). Перетц. 524. Л. 194), в к-рой в основном повторяется сказанное о внешнем облике Л. в др. подлинниках («Сед, брада Сергиевы подоле, власы не с ушей, схима, рукою благославляет, в левой руке свиток и лествица, ризы преподобническия»), святой назван Вологодским. В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) С. Т. Большакова под 17 июля преподобный ошибочно именуется Мокием Вологодским: «…отца нашего Мокия игумена, иже на Рузе реце, Вологодского новаго чудотворца». Поскольку преподобный с именем Мокий в рус. святцах не выявлен, напоминающее об исторических реалиях указание «иже на Рузе реце» наряду с днем памяти позволяет идентифицировать здесь Л. Известна икона Л., происходящая из ц. Успения Пресв. Богородицы в Левкиевой пуст. (храм закрыт в 30-х гг. XX в., разрушен в 1957). Святой представлен в рост, голова не покрыта, правая рука сложена в жесте благословления, в левой руке - лествица; вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Икону закрывает цельный металлический оклад (лик и руки Л. открыты) 40-50-х гг. XIX в. К тому же времени можно отнести поновления на иконе, созданной, вероятно, в кон. XVII в. В наст. время икона находится в Сретенской ц. дер. Пески Шаховского р-на Московской обл. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. Стб. 25; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 322; Большаков. Подлинник иконописный. С. 121; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 153. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2463333.html

Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 88-89; Дива печер лаврсьских. К., 1997. С. 57, 125-127, 131. Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике И. сказано: «Сед, брада Сергиева, на главе клобук черной, риза преподобническая, испод лазорь» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.; «правая страна», 23-й). Единоличное поясное изображение И. помещено над его ракой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (40-е гг. XIX в. с поновлениями нач. XXI в., работа иером. Иринарха с учениками из мастерской лавры). Преподобный представлен вполоборота вправо, в схиме, на голове куколь, погружен в чтение книги, к-рую держит в правой руке, левой опирается на посох. И.- старец с седой, слегка вьющейся и раздвоенной на конце бородой; на нимбе надпись: «С. Прп(д)бный Iwahhъ постникъ». Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Преподобные Иоанн постник и Нестор летописец Киево-Печерские. Фрагмент литографии. 1893 г. (ГЛМ) Преподобные Иоанн постник и Нестор летописец Киево-Печерские. Фрагмент литографии. 1893 г. (ГЛМ) И. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних пещерах. Обычно он представлен в 8-м ряду 3-м слева, между юным мч. Иоанном и прп. Пименом постником, старцем в клобуке или в куколе, с седой бородой средней величины. Т. о. И. показан, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142, 143, 387. Кат. 87), на иконе сер. XIX в. в серебряном окладе (частное собрание), на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) и др. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем «Ioahhъ» изображен дважды (3-е изображение мч. Иоанна, варяга) - среди преподобных Ближних и Дальних пещер.

http://pravenc.ru/text/469005.html

Икона с единоличным образом П. была создана в 40-х гг. XIX в. в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками; поновлена в нач. XXI в.) в ряду др. икон преподобных, размещенных при их мощах в Дальних и Ближних пещерах. П. представлен фронтально, по пояс, на темном фоне в своей пещерке, за его правым плечом в толще стены - небольшая ниша с лежащими в ней предметами; П.- старец с седой бородой до середины груди, сужающейся книзу, разделенной на 2 пряди; облачен в рясу, мантию, подпоясан ремнем, на голове - клобук округлой формы, воскрилия к-рого лежат на груди. На выполненной в традициях академической живописи иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, полуфигура П. помещена в верхнем ряду святых, в развороте влево. Он показан седым старцем с округлой бородой средней длины, взор карих (с сине-зелеными рефлексами) глаз направлен вниз, левая рука - в молитвенном жесте, у груди, на голове - клобук. В монументальной живописи изображение П. помещено в группе святых XIII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010) в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского: П. здесь - старец с белоснежной, длинной, разделенной надвое бородой, с клобуком на голове, в епитрахили поверх рясы и в мантии, ладонь левой опущенной руки сжата в кулак. На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 - в ризнице ТСЛ, СДМ; см.: Алдошииа Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239) образ П., опознаваемый по надписи в нимбе, представлен в правой группе Киево-Печерских чудотворцев (воспроизводится на списках этой композиции кон. XX - нач. XXI в.). Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2579806.html

С политической т. зр. власти использовали творчество К. для демонстрации «советских свобод» иностранцам, в их числе были художники Р. Кент, Р. Гуттузо и др., которых К. принимал по просьбе Фурцевой в своей мастерской. Весной того же года «за портреты современников» (М. С. Сарьяна (1956), Р. Н. Симонова (1956), художников Кукрыниксов, Гуттузо (1961)) К. была присуждена Ленинская премия. В 1965 г. состоялась весьма успешная выставка К. в США, принесшая ему мировое признание. На обратном пути из США К. смог снова посетить Италию, попрощаться с теми великими произведениями искусства, к-рыми он восторгался в молодости. Как реставратор К. консультировал закрепление и поновление росписей соборов Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавры и Владимирского собора в Киеве (кон. 40-х - нач. 50-х гг. XX в.). Через Мин-во культуры К. добился реставрации Ильинской и Крестовоздвиженской церквей в Палехе (50-е гг. XX в.). В 30-х гг. XX в. К. составлял списки московских храмов, наиболее ценных с архитектурной и исторической т. зр.; тем не менее многие из них были уничтожены. В 40-х гг. XX в., как член Комиссии по охране памятников искусств, он отстаивал ц. Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители с нестеровскими росписями, уделял внимание состоянию Преображенского собора Новоспасского мон-ря, Владимирской ц. Сретенского мон-ря, храмов Новодевичьего мон-ря. В 60-х гг. К. призывал сохранить ц. Воскресения Христова в Кадашах и ее ландшафтное окружение. В последние годы жизни он принимал активное участие в общественной жизни, выступал и по вопросам охраны памятников старины, и по политическим проблемам: К. подписал «Письмо 25 деятелей советской науки, литературы и искусства Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина» (1966). У К. вызывало тревогу продолжавшееся небрежение по отношению к духовному и художественному наследию, он первым в советское время заговорил о необходимости восстановить всенародное почитание и воссоздать надгробия в Старом Симоновом монастыре святых Александра Пересвета и Родиона Ослябяти, героев Куликовской битвы. Легендарная тема воинов-защитников своей земли нашла выражение в последнем незавершенном триптихе К. «Сполохи» (1966-1967), к-рым он продолжил тему триптиха «Александр Невский». В центральной части воины в глубокой скорби несут с поля брани тяжелораненого кн. Даниила Романовича Галицкого, в левой части - воин в кольчуге и шлеме, с обнаженным мечом сдерживает коня, прикрывая отступление своих товарищей; в правой части - отход рус. войск, несущих стяг с ликом Спасителя. Художник успел написать только центральную часть триптиха, правая и левая остались в графитной прорисовке.

http://pravenc.ru/text/2057286.html

Иконография Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 107 об.), где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 40-х гг. XIX в. (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской ц.- и строителей, и иконописцев. Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) В киево-печерской иконографии XVIII-XIX вв. получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только 4 мастера-зодчие, как на живописном образе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г., композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к 1-му изданию 1661 г. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах 1-й пол. XVIII в.). На гравюрах внизу имеется 2 небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, к-рые встречают их у входа в пещеру. Рядом со св. мощами 12 греч. мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 40-х гг. XIX в. и росписи XIX в. (поновлены в XX в.) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая 2-частная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская ц.

http://pravenc.ru/text/171474.html

монастыря в Александрове) в правой руке святого жезл (у др. архиереев его нет), на груди поверх омофора панагия; на иконе 1-й пол. XIX (ЦМиАР) правая рука М. в молении (жест орации). Образ М. узнаваем и при отсутствии надписи, в. т. ч. благодаря сохранению жеста правой руки (лежит на груди), напр., на небольших эмалевых иконах XIX в., заказываемых Киево-Печерской лаврой в качестве паломнических образков в мастерских Ростова (эмалевая иконка 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В составе избранных святых М. представлен на иконе-мощевике (ставротеке) 30-х - 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), выполненной, по мнению И. В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица для хранения св. мощей. Изображение св. епископа представлено в нижнем левом медальоне (всего 4), врезанном в основание доски с мощевиком в центре. Парным М. является образ сщмч. Автонома , еп. Вифинского. Можно полагать, что художник был знаком с иконографией епископа, поскольку М. изображен в традиционном для него облачении (мантии), однако без омофора и в белом клобуке; правой рукой он благословляет, опущенная левая отведена в сторону. В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): старец с клиновидной средней длины бородой, вьющимися волосами, в саккосе и омофоре, в митре с меховой опушкой; в руках держит крест. Образ М. был включен в программу декора 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве: поясное изображение, написанное худож. Д. Н. Мартыновым, находилось на пилястре юж. части зап. крыла собора (первоначальные материалы не сохр., выполнено по новому эскизу А. В. Чарина, А. Л. Иванова и А. В. Чувина, 90-е гг. XX в.). Предположительно М.- один из 5 святителей, изображенных при входе в лавру в композиции «Собор чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах» в стенописи 1900-1902 гг.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Воскресения Господня Воскресенского мон-ря в с. Ермолине. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Воскресения Господня Воскресенского мон-ря в с. Ермолине. Фотография. 2004 г. (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в с. Ермолине Фурмановского р-на Ивановской обл. Открыт решением Свящ. Синода РПЦ 9 апр. 1998 г. при приходской ц. Воскресения Словущего, построенной в сер. XVIII в. Основной объем храма с крупным восьмериком на четверике увенчан купольной кровлей и луковичной главкой на 2-ярусном основании. Стены четверика завершены треугольными фронтонами. К основному объему примыкают трапезная и колокольня. Клеевая живопись кон. XVIII в. на своде четверика и в алтаре поновлена во 2-й пол. XIX в. Сохранился 3-ярусный иконостас главного придела сер. XIX в., увенчанный скульптурным Распятием с предстоящими, а также одноярусный иконостас в трапезном приделе во имя свт. Николая Чудотворца. В нач. XIX в. территория храма была окружена кирпичной оградой с башенками по углам и воротами. После 1917 г. Воскресенский храм не закрывался, в годы Великой Отечественной войны служил кафедральным собором как ближайший к г. Иваново, где к тому времени все церкви были разорены. В 80-х гг. XX в. при настоятеле иером. Антонии (Логинове) сложилась монашеская община, официально зарегистрированная в 1994 г. как Ермолинская пуст. Ивановской епархии. Первые насельники жили в деревянных домах в с. Ермолине. В 1997 и 2000 гг. были построены братский корпус с домовой ц. во имя преподобных отцов Киево-Печерских, а также 3-этажный корпус, на 2-м и 3-м этажах к-рого располагаются кельи, трапезная, кухня, на 1-м имеются сыроваренное и маслобойное производство. Заведено обширное хозяйство: хлебопекарня, скотный двор, огороды, автопарк, имеются столярная и иконописная мастерские. К кон. 2004 г. в мон-ре проживали 40 чел. братии, настоятель - игум. Варлаам (Борин), духовник - игум. Антоний (Логинов). Насельники издают альманах «Обитель Слова», а также преподают догматическое богословие, философию и сектоведение в Ивановской ДС. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 194; Церкви Костромской епархии по данным архива имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 179; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри Земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 35-39; Обитель Слова. М., 2000. Вып. 1; 2003. Вып. 2; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. С. 338-342; Гылка О., Феоктистов А. Воскресенский муж. мон-рь с. Ермолино//Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2003. С. 252-257. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/155314.html

XIX в. (с частицей св. мощей),- седобородый Е. держит игуменский жезл, вид Борисоглебского собора точно воспроизводит здание 1785-1796 гг., икона в серебряном окладе посл. трети XIX в. (обе из ц. во имя арх. Михаила в Торжке) - Е. поднял к груди руку с четками, образ ок. 1883 г. (ЦМиАР). Иногда вверху помещался образ Божией Матери (икона-пядница 1-й пол. XIX в. из иконостаса ц. во имя арх. Михаила в Торжке). К небольшим паломническим реликвиям относятся иконы Е. и прп. Аркадия с условным видом монастырского собора и образом Спаса Нерукотворного вверху, писавшиеся нередко на золотом или серебряном фоне, иногда Е. указывает на церковь, держит в руке развернутый свиток (кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР, ТКГ, ц. во имя арх. Михаила, частные собрания). На обороте одной из икон (ок. 1890, собор Св. Троицы («Белая Троица») в Твери) имеется надпись - благословение архим. Макария М. И. Масленникову «за живое участие при издании книжки о Новоторжском Борисоглебском монастыре» 28 дек. 1890 г. В соборе Св. Троицы («Белая Троица») в Твери в юж. приделе во имя Е. и прп. Аркадия находится храмовый образ, прописанный в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. Изображения преподобных включены в роспись главного алтаря (40-е гг. XX в., поновление в кон. XX в.), в стенопись свода летней части церкви (сер. XIX в., поновление в кон. XX в.), юж. придела над ракой прп. Макария Калязинского (50-60-е гг. XX в., поновление в 2007), написаны в древнерус. стилистике на внешней стене собора со стороны апсиды придела. Иконы Е. и прп. Аркадия имеются в ц. прор. Илии в Старице, в кладбищенском храме Спаса Нерукотворного в Бежецке (с частицей мощей) и др. Существует акварельный рисунок 1865 г. П. Вавулина (ТКГ) с видом Новоторжской обители и образами 2 ее св. покровителей. Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. арх. Михаила в Торжке) Кроме того, был разработан извод с изображением 4 местных Новоторжских святых: Е., прп.

http://pravenc.ru/text/182089.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010