Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 12-13; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 88-89; Дива печер лаврсьских. К., 1997. С. 57, 125-127, 131. Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. о внешнем облике И. сказано: «Сед, брада Сергиева, на главе клобук черной, риза преподобническая, испод лазорь» (БАН. Строг. 66. Л. 311 об.; «правая страна», 23-й). Единоличное поясное изображение И. помещено над его ракой в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (40-е гг. XIX в. с поновлениями нач. XXI в., работа иером. Иринарха с учениками из мастерской лавры). Преподобный представлен вполоборота вправо, в схиме, на голове куколь, погружен в чтение книги, к-рую держит в правой руке, левой опирается на посох. И.- старец с седой, слегка вьющейся и раздвоенной на конце бородой; на нимбе надпись: «С. Прп(д)бный Iwahhъ постникъ». Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Иоанн, Киево-Печерский, постник. Икона. 40-е гг. XIX в. Мастерская Киево-Печерской лавры (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Преподобные Иоанн постник и Нестор летописец Киево-Печерские. Фрагмент литографии. 1893 г. (ГЛМ) Преподобные Иоанн постник и Нестор летописец Киево-Печерские. Фрагмент литографии. 1893 г. (ГЛМ) И. изображается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних пещерах. Обычно он представлен в 8-м ряду 3-м слева, между юным мч. Иоанном и прп. Пименом постником, старцем в клобуке или в куколе, с седой бородой средней величины. Т. о. И. показан, напр., на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский. М., 2006. С. 142, 143, 387. Кат. 87), на иконе сер. XIX в. в серебряном окладе (частное собрание), на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии), на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) и др. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем «Ioahhъ» изображен дважды (3-е изображение мч. Иоанна, варяга) - среди преподобных Ближних и Дальних пещер.

http://pravenc.ru/text/469005.html

монастыря в Александрове) в правой руке святого жезл (у др. архиереев его нет), на груди поверх омофора панагия; на иконе 1-й пол. XIX (ЦМиАР) правая рука М. в молении (жест орации). Образ М. узнаваем и при отсутствии надписи, в. т. ч. благодаря сохранению жеста правой руки (лежит на груди), напр., на небольших эмалевых иконах XIX в., заказываемых Киево-Печерской лаврой в качестве паломнических образков в мастерских Ростова (эмалевая иконка 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В составе избранных святых М. представлен на иконе-мощевике (ставротеке) 30-х - 40-х гг. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), выполненной, по мнению И. В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица для хранения св. мощей. Изображение св. епископа представлено в нижнем левом медальоне (всего 4), врезанном в основание доски с мощевиком в центре. Парным М. является образ сщмч. Автонома , еп. Вифинского. Можно полагать, что художник был знаком с иконографией епископа, поскольку М. изображен в традиционном для него облачении (мантии), однако без омофора и в белом клобуке; правой рукой он благословляет, опущенная левая отведена в сторону. В монументальной живописи изображение М. встречается в группе святых XIII в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): старец с клиновидной средней длины бородой, вьющимися волосами, в саккосе и омофоре, в митре с меховой опушкой; в руках держит крест. Образ М. был включен в программу декора 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя в Москве: поясное изображение, написанное худож. Д. Н. Мартыновым, находилось на пилястре юж. части зап. крыла собора (первоначальные материалы не сохр., выполнено по новому эскизу А. В. Чарина, А. Л. Иванова и А. В. Чувина, 90-е гг. XX в.). Предположительно М.- один из 5 святителей, изображенных при входе в лавру в композиции «Собор чудотворцев, почивающих в Ближних пещерах» в стенописи 1900-1902 гг.

http://pravenc.ru/text/2563006.html

Прп. Евфросиния Суздальская. Фрагмент иконы «Собор всех святых в Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Прп. Евфросиния Суздальская. Фрагмент иконы «Собор всех святых в Российских великих князей, княгинь и княжон рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Образ Е. встречается в росписях храмов XVII-XIX вв., напр. ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле 1640 г.- в галерее придела Благовещения Пресв. Богородицы вместе с прп. Евфимием Суздальским. Изображения Е. входят в состав росписи Преображенского собора Евфимиева мон-ря в Суздале, выполненной в 1689 г. под рук. Гурия Никитина : в юж. галерее рядом с фигурами преподобных Евфимия и Софии Суздальских, на сев. стене жертвенника в композиции «Что Тя наречем, Благодатная…», в числе молящихся Пресв. Богородице Суздальских чудотворцев. На юж. и зап. папертях собора Ризоположенского мон-ря в 40-х гг. XIX в. в 4-угольных клеймах были написаны сюжеты Жития Е., в клейме на зап. стене обозначена дата обретения ее мощей. Образ Е. в медальоне был помещен среди рус. святых в росписи 70-х гг. XIX в. худож. М. Н. Васильева в приделе кн. блгв. Александра Невского в храме Христа Спасителя ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 78), а также в группе подвижников XIII в. в стенописи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В мозаичном убранстве интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1883-1907) на сев. стене в верхнем ярусе - ростовое фронтальное изображение Е. в монашеском одеянии (худож. Ф. С. Журавлёв). Скульптурный образ Е. в ряду рус. святых находится в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге, на юж. бронзовых дверях 1846-1850 гг. работы И. П. Витали. Прп. Евфросиния Суздальская. Фрагмент иконы «Собор Русских святых». Нач. XIX в. (НКПИКЗ)

http://pravenc.ru/text/187882.html

во имя И. и прп. Амфилохия Почаевского в Почаевской ДС, ок. 2006), разработаны новые иконографии. Так, на совр. живописной иконе почаевские святыни и Почаевские чудотворцы представлены на фоне вида лавры, прп. Амфилохий и И. поддерживают Почаевскую икону Божией Матери (Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 3). Образ И. включен в композицию «Явление Божией Матери и преподобного Иова Почаевского во время осады Почаевской обители турками в 1675 году». Наиболее ранние образцы - гравюра на меди нач. XVIII в. (по указанию Д. А. Ровинского, 1704) Никодима Зубрицкого (Зубржицкого) ( Турченко. 1964. С. 291; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 722; Он же. Словарь граверов. Стб. 267. 69; гравировальная доска хранилась в Киево-Печерской типографии), эстамп А. Гочемского. Большое живописное полотно на этот сюжет было создано еп. Анатолием (Мартыновским) в нач. 40-х гг. XIX в. (при входе на лестницу в пещерную церковь хранится копия «с ветхаго оригинала, писаннаго преосвящ. епис. Анатолием»; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2009. С. 5). Очевидно, эта картина была использована худож. В. В. Васильевым в росписи сев. стены Успенского собора лавры (1874, поновления посл. треть XX в.; см.: Свято-Успенская Почаевская лавра. 2007. С. 68), а в 80-х гг. XIX в. почаевским иером. Паисием - в стенописи над входом в пещерный грот со св. мощами И. Святой представлен в схиме, стоящим в облаках одесную Пресв. Богородицы, простирающей омофор над Почаевской обителью. Сюжет «Осада турками Почаева» встречается также в одном из клейм, иллюстрирующих чудеса, на живописных и гравированных повторениях Почаевской иконы Божией Матери. К ним относятся, напр., редкая гравюра на шелке кон. XVII - нач. XVIII в. ( Бочковська В. Piдkicha гравюра на шовку//Сакральне мистецтво Boлuhi: Наук. зб. Луцьк, 2008. С. 152-154); ксилографическая доска XVIII в., поступившая из Почаевской лавры в ЦАМ КДА (НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток. 2002. С. 66. 512); волынская икона 2-й пол. XVIII в. мастерской Почаевской лавры (возобновлена в 1913 старанием церковного старосты А. Н. Орленко и его супруги, НКПИКЗ; см.: Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 124-125); гравюра кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА; см. также экземпляры 2-й пол. XVIII в., 1830 г. и др.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 518-519); икона 1-й пол. XIX в. в окладе из рус. ц. Покрова Пресв. Богородицы в Хельсинки. Здесь И., как правило, представлен в земном поклоне, с разведенными в стороны руками, его голова не покрыта.

http://pravenc.ru/text/578150.html

В определении топонимического эпитета Л. в подлинниках существуют варианты: «Волоколамский» и «Вологодский». В рукописи 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ. (ПД). Перетц. 524. Л. 194), в к-рой в основном повторяется сказанное о внешнем облике Л. в др. подлинниках («Сед, брада Сергиевы подоле, власы не с ушей, схима, рукою благославляет, в левой руке свиток и лествица, ризы преподобническия»), святой назван Вологодским. В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) С. Т. Большакова под 17 июля преподобный ошибочно именуется Мокием Вологодским: «…отца нашего Мокия игумена, иже на Рузе реце, Вологодского новаго чудотворца». Поскольку преподобный с именем Мокий в рус. святцах не выявлен, напоминающее об исторических реалиях указание «иже на Рузе реце» наряду с днем памяти позволяет идентифицировать здесь Л. Известна икона Л., происходящая из ц. Успения Пресв. Богородицы в Левкиевой пуст. (храм закрыт в 30-х гг. XX в., разрушен в 1957). Святой представлен в рост, голова не покрыта, правая рука сложена в жесте благословления, в левой руке - лествица; вверху - Нерукотворный образ Спасителя. Икону закрывает цельный металлический оклад (лик и руки Л. открыты) 40-50-х гг. XIX в. К тому же времени можно отнести поновления на иконе, созданной, вероятно, в кон. XVII в. В наст. время икона находится в Сретенской ц. дер. Пески Шаховского р-на Московской обл. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. Стб. 25; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 322; Большаков. Подлинник иконописный. С. 121; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 153. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2463333.html

мощи преподобной Евфросинии... 20 апреля 1910 года сии св. мощи по неоднократным, усиленным просьбам полочан... перенесены в благословенный град Полоцк в Спасо-Евфросиниев монастырь... здесь, где покоились мощи, поставлена сия святая икона преподобной с частицею св. мощей ее»). Это изображение, созданное ок. 1910 г. лаврским иконописцем В. Сониным, представляет святую, лежащую во гробе, в схиме, с куколем на голове, со сложенными крестообразно на груди руками, глаза закрыты (см., напр., воспроизв. раки Е. с гравюры кон. XIX в. в кн.: 1992. Вкл.). Над ракой находится икона 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры: Е. представлена возле стола или аналоя, правая рука лежит на раскрытой книге с текстом: «Блажени вси боящиися Г[оспо]да, ходящии в путех его…» (Пс 127. 1), левая возле груди повернута ладонью вовне; надпись: «С. Прп(д)ная Ефросиния Игумения Полоцкая». Эта иконография часто воспроизводилась в традиц. иконописи (икона 10-х гг. XX в., ЦАК МДА), в живописи и печатной графике, как на хромолитографии 1910 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (ГМИР). Такая икона Е. с частицей мощей имеется в Успенском храме Святогорского мон-ря в пос. Пушкинские Горы; хромолитография этого извода находится в Преображенском храме полоцкого Евфросиниева мон-ря в изголовье ложа возле кельи Е. ( Лykaшэbiч. 2004. С. 86). Подобная икона хранится и в Богоявленском соборе Полоцка (Мон-рь у ц. Спаса. 2000. С. 5). Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Ок. 1910 г. (ГМИР) Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Ок. 1910 г. (ГМИР) В пещерных храмах Киево-Печерской лавры имеются росписи с образом Е., выполненные в реалистической манере в сер. XX в. (поновлены в нач. XXI в.), очевидно, на основе более ранней стенописи, уже существовавшей в сер. XIX в. В ц. во имя прп. Феодосия в Дальних пещерах на своде написан ростовой образ Е., на стене в подземной ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы- фронтальная фигура Е. в монашеской одежде, в левой руке - книга, правая прижата к груди.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Воскресения Господня Воскресенского мон-ря в с. Ермолине. Фотография. 2004 г. Церковь в честь Воскресения Господня Воскресенского мон-ря в с. Ермолине. Фотография. 2004 г. (Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии), в с. Ермолине Фурмановского р-на Ивановской обл. Открыт решением Свящ. Синода РПЦ 9 апр. 1998 г. при приходской ц. Воскресения Словущего, построенной в сер. XVIII в. Основной объем храма с крупным восьмериком на четверике увенчан купольной кровлей и луковичной главкой на 2-ярусном основании. Стены четверика завершены треугольными фронтонами. К основному объему примыкают трапезная и колокольня. Клеевая живопись кон. XVIII в. на своде четверика и в алтаре поновлена во 2-й пол. XIX в. Сохранился 3-ярусный иконостас главного придела сер. XIX в., увенчанный скульптурным Распятием с предстоящими, а также одноярусный иконостас в трапезном приделе во имя свт. Николая Чудотворца. В нач. XIX в. территория храма была окружена кирпичной оградой с башенками по углам и воротами. После 1917 г. Воскресенский храм не закрывался, в годы Великой Отечественной войны служил кафедральным собором как ближайший к г. Иваново, где к тому времени все церкви были разорены. В 80-х гг. XX в. при настоятеле иером. Антонии (Логинове) сложилась монашеская община, официально зарегистрированная в 1994 г. как Ермолинская пуст. Ивановской епархии. Первые насельники жили в деревянных домах в с. Ермолине. В 1997 и 2000 гг. были построены братский корпус с домовой ц. во имя преподобных отцов Киево-Печерских, а также 3-этажный корпус, на 2-м и 3-м этажах к-рого располагаются кельи, трапезная, кухня, на 1-м имеются сыроваренное и маслобойное производство. Заведено обширное хозяйство: хлебопекарня, скотный двор, огороды, автопарк, имеются столярная и иконописная мастерские. К кон. 2004 г. в мон-ре проживали 40 чел. братии, настоятель - игум. Варлаам (Борин), духовник - игум. Антоний (Логинов). Насельники издают альманах «Обитель Слова», а также преподают догматическое богословие, философию и сектоведение в Ивановской ДС. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 194; Церкви Костромской епархии по данным архива имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 179; Зосима (Шевчук), архим. Мон-ри Земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 35-39; Обитель Слова. М., 2000. Вып. 1; 2003. Вып. 2; СПАМИР: Ивановская обл. М., 2000. С. 338-342; Гылка О., Феоктистов А. Воскресенский муж. мон-рь с. Ермолино//Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2003. С. 252-257. Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/155314.html

В дореволюционных изданиях помещен снимок иконы в ризе (см.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 574; Сенаторский. 1913. Фотография на 1-й вставке). Она сплошная, закрывает все изображение, отверстия сделаны по контурам рук и ликов святых; была украшена жемчугом, розетками и драгоценными камнями, на венце Богоматери укреплена корона с 2 крупными камнями (жемчужинами?). Средник с изображением Богоматери закрыт сплошным гладким низанием жемчуга, на раме на изображениях пророков - орнамент в виде крупных завитков, напоминающих лозу. Согласно описи собора, риза была выполнена в 1665 г., при архим. Александре ( Танков. 1891. 35. С. 720-722). В 20-х гг. XX в. Н. М. Беляев с разрешения архиеп. Курского и Обоянского Феофана (Гаврилова) осматривал икону, хранящуюся в рус. Троицкой ц. в Белграде. Он отметил, что икона состоит из средника (17×14,5 см) и большой доски (41×34 см), в к-рую вставлен средник. Обе доски с ковчегами. Большая доска составлена из 2 частей, скрепленных 2 шпонками. Увидеть тыльную сторону средника было невозможно. Лицевая сторона средника имеет неровную поверхность, что свидетельствует о реставрационных вставках грунта и позднейших прописях. Небольшие реставрационные пробы показали, что средник и поля написаны на золотом фоне, но относятся к разному времени. Живопись в среднике соответствует XV в., на полях - кон. XVI в. ( Беляев. 1929. С. 287-299). Раскрытие иконы, произведенное в Женеве во 2-й пол. 40-х гг. XX в. иконописцем и реставратором иером. Киприаном (Пыжовым) из Братства прп. Иова Почаевского (впосл. архимандрит Свято-Троицкого мон-ря в Джорданвилле, США), показало, что фон в среднике темно-оливковый, по сторонам Богоматери - крупные буквы Ее монограммы. Богомладенец изображен на лоне Матери в круглой славе, руки опущены и скрыты под одеждой. Фигуры пророков - на золотом фоне, широкие поля c надписями имен пророков - зеленого цвета. Образ Богоматери в среднике, видимо, был поновлен в XVII-XVIII вв. (на это указывают палеография надписей и начертание монограммы Иисуса Христа - UIC ХС ( Серафим (Иванов). 1963. С. 67, на с. 77 - фотография иконы после раскрытия). На раме и в среднике видны позднейшие реставрационные тонировки. Особенности иконографии

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Иконография Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 107 об.), где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 40-х гг. XIX в. (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской ц.- и строителей, и иконописцев. Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) Божия Матерь благославляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ) В киево-печерской иконографии XVIII-XIX вв. получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только 4 мастера-зодчие, как на живописном образе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 г., композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к 1-му изданию 1661 г. (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах 1-й пол. XVIII в.). На гравюрах внизу имеется 2 небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, к-рые встречают их у входа в пещеру. Рядом со св. мощами 12 греч. мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 40-х гг. XIX в. и росписи XIX в. (поновлены в XX в.) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая 2-частная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская ц.

http://pravenc.ru/text/171474.html

вмч. Пантелеимона и гробницы Н. отсутствуют. Из описи Новгорода 1617 г., составленной после оккупации города шведами, следует, что «церковь камена великомученика Пантелемона и Христа ради уродивый Николы Кочанова» была «разорена» и, судя по упоминанию «13 свеч деисусных», лишилась верхних рядов иконостаса. Тем не менее в ней «осталось 15 образов местных без окладов» (Опись Новгорода 1617 г./Ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 1. С. 80). Среди этих произведений, очевидно, были и иконы Н., исполненные ок. 1554 г., но какие-то изображения святого могли быть написаны по старым образцам в ходе восстановления храма в 1617 (7125) г. (по др. сведениям - после 1626) «Софийскою казною и от иных людей» ( Игнатьев. 1852. 40. С. 224. Примеч. 7). В описаниях Пантелеимоновской (Николо-Кочановской) ц., относящихся к сер. XIX в. (Там же. С. 231; Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 109), упоминается древний образ святого во весь рост, «в боярском платье… из пунцовой шубы с златым гасом и круглым лежачим воротником в виде малого капюшона… под одеждою хитон голубого цвета, в левой руке свернутый свиток, на ногах обувь». По сообщению Р. Г. Игнатьева, на устроенной в 1815 г. деревянной раке Н. находилась аналогичная икона. На 3-й иконе Н. был представлен в голубом хитоне, босым, но «лице, волосы и брада такового же вида, как на первых двух» ( Игнатьев. 1852. 41. С. 231). Если последняя икона, судя по заменившей шубу рубахе-хитону, относилась к сравнительно позднему времени, то первое из этих произведений можно отождествить с иконой, находившейся в храме в 20-х гг. XX в. ( Силин и др. 2009. С. 111; икона датирована XVI в., запись - XIX в.), и с сохранившейся иконой Н. из собрания НГОМЗ (поновлена, вероятно, создана в кон. XVII - нач. XVIII в., может повторять икону XVI в.), на к-рой святой в накинутой на плечи шубе с длинными пустыми рукавами, десница поднята к груди, в опущенной левой руке - свиток; представлен фронтально, под изображением Спаса Нерукотворного ( Комарова. 2005. С. 675. Ил. 4; Преображенский.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010