И в беге побеждает не тот, кто прибежал первым, а кто развил наибольшую скорость в своих ростах в секунду. Валерий Борзов – олимпийский чемпион мчится со скоростью 5,48 р/сек, у него самый высокий “скоростной индекс” (СИ), а наш Ваня в полтора года бегал со скоростью 1,7 р/сек, а в 4 года уже 3,5 р/сек, а к восьми добрался до 4,6 р/сек. Аня и Юлия в 8–9летнем возрасте удивляли нас, развивая скорость 5,2–5,4 р/сек – почти как олимпийцы! Но долгие часы сидения за партой в школе ежегодно “съедали” эти показатели на 0,1–0,2 р/сек, к концу школы у них осталось только 4,2–4,4 р/сек. Самый быстрый в семье сейчас 13-летний Ваня, у него “скоростной индекс” 4,5 р/сек. Система индексов оказалась применима и для метаний, Только папе пришлось выточить гранаты весом 150, 200, 250, 300, 400, 500, 600 г, чтобы все брали одинаковые гранаты – в одну сотую своего веса (0,01 В), а дальность броска измерялась опять-таки в собственных ростах. “Метательный индекс” (МИ) растет от до 10–15 р и у чемпиона по метанию будет еще выше. Но самым главным, самым важным показателем физического развития мы все-таки считаем “силовой индекс” (СИ). “Силовой индекс” показывает, сколько собственных весов может оторвать человек от земли или сколько килимов груза отрывает он на один килограмм своего веса. При измерении его включаются в работу самые крупные группы мышц (ног, корпуса, плечевого пояса, рук), что дает ощущение напряженности всего тела. Техника выполнения настолько проста, что измерения можно делать даже у малышей с полутора-двухлетнего возраста. Индекс у ребенка очень стабилен по величине (при нескольких попытках разброс ничтожен: 3–5%), но чутко реагирует на состояние здоровья, слабость, усталость. Величина “силового индекса” ребенка растет непрерывно от нуля до 2–3 единиц, а у наших детей даже до 4–5 единиц (Ваня, Аня). Рекордный результат, видимо, покажут штангисты А.Воронин или К.Осмоналиев, т.е. самые сильные люди небольшого веса. Короче, “силовой индекс” – показатель качества мышц всего организма и, видимо, ведущая характеристика физического развития.

http://azbyka.ru/deti/rezervy-zdorovya-n...

О том, за что придется отвечать на пятом мытарстве, зачем всегда помнить о «сейчас» и «теперь», какие грехи вопиют к Богу и как связана леность с гордостью и иными грехами, рассказывает протоиерей Олег Стеняев . «Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемого мытарством лености , на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности . Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть », – свидетельствует блаженная Феодора. Грехи этого мытарства: 1. Леность; 2. Жить от чужого труда (тунеядство); 3. Брать плату за невыполненную работу; 4. Лениться ходить в храм; 5. Лениться читать слово Божие. Отказ, небрежение о собственном спасении и спасении других людей. Самый страшный бес – бес-хронофаг, пожирающий наше время Самый страшный бес – это бес-хронофаг, пожирающий наше время . Мы можем часами сидеть у телевизора и переключать с канала на канал. Можно сидеть у компьютера и скачивать фильмы, которые так и не посмотрим, или скачивать книги, которые не будем читать. Все это делает бес, пожирающий время. Проходят секунды, минуты, часы и дни, месяцы и годы, но безделье, бездельные дни не покидают нас. Леность – это и означает, что бес, пожирающий время, завладел нами. Ведь мы существуем во времени, и он хочет, чтобы его у нас не осталось для чтения Библии, посещения храма, покаяния, молитвы и спасения. Сказано: «Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены» (Иер. 8, 20). Мы ищем для себя удобного времени, даже для спасения, не понимая, что « время уже коротко » (1 Кор. 7, 29) и, возможно, его у нас не осталось. Нельзя откладывать время своего спасения на завтра или послезавтра, «ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2). То есть благоприятное время – это « теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения » , ибо завтра может и не наступить. Сын Божий учит нас: «довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Подумай о себе сегодня и сейчас, не поленись. Может, сейчас для этого тебе надо прервать это чтение и обратиться с молитвой к Богу.

http://pravoslavie.ru/96744.html

Во 2-й толедской традиции, отраженной в рукописях литургической традиции B, выявлено 4 псалмовых тона, менее приспособленных к тексту, чем в североиспан. традициях. На один из этих 4 тонов распето более половины респонсориев. Ни один из этих тонов не имеет сходства с тонами др. традиций. Мелодии самих респонсориев в обеих североиспанских традициях и в 1-й толедской традиции в основном совпадают, хотя могут быть отнесены в разных традициях к разным тонам. Различие в псалмовых тонах объясняется, очевидно, тем, что они были записаны намного позже, чем мелодии самих респонсориев, когда устные североиспанская и толедская традиции во многом разошлись. Существование разных систем нотации при совпадении мелодий респонсориев в североиспанских и толедских традициях объясняется тем, что эти системы сформировались на обособленных территориях уже после арабского завоевания 711 г. Benedictiones, антифоны на утрене, поющиеся с библейской песнью вавилонских отроков (Дан 3), и антифоны De cantico имеют те же муз. особенности, что и антифоны псалмов. Matutinaria - антифоны, в текстах к-рых звучит тема утренних часов, в рукописях обычно сопровождаются инципитом псалмового стиха без нотации. Laudes - песнопения утрени, часов и мессы. Как правило, в состав laudes входит пение «аллилуия», за исключением периода Великого поста. 3, 6 и 9-й часы в кафедральном типе богослужения были заимствованы из монастырской традиции для периодов покаяния и поста. Часы кафедрального богослужения различаются в традициях A и B. Песнопения на этих часах (антифоны, alleluiatici, респонсории, preces, гимны) в целом не отличаются от тех же жанров на вечерне и утрене. Песнопения монастырского богослужения в целом мелодически проще песнопения кафедральных служб. Антифоны, benedictiones и респонсории имеют те же формы, что и в составе кафедральной утрени. В laudes в качестве рефрена всегда используется «аллилуия». Clamores (букв.- восклицания) в составе монастырских часов состоят из кратких библейских стихов, распетых на простые мелодии, в отличие от одноименных песнопений мессы, являющихся дополнениями к psallendum или респонсорию. Miserationes - это preces в форме литании, содержащие ответ на прошения - «Deus miserere» (Боже, помилуй), повторяющийся в начале miserationes 3, 4 или 7 раз. Подобная форма молитвы для иерусалимского богослужения описана в посл. четв. IV в. в «Паломничестве ко святым местам», автором к-рой считается уроженка Испании Эгерия ( Eger. Itiner. 24. 5). В монашеском «Уставе общины» (Regula communis; вскоре после 656), к-рый иногда приписывают Фруктуозу из Браги, содержатся правила для смешанного мон-ря, в т. ч. положение о том, что монахи и монахини должны быть в разных хорах и эти хоры должны петь поочередно. Песнопения Liber ordinum

http://pravenc.ru/text/674999.html

Мало того, относительно омовения рук было даже определено, в каких сосудах оно должно совершаться, кто должен вливать и выливать воду, в каких случаях руку следовало погружать, держать вверх или вниз, мыть ли всю кисть руки, или только одни оконечности пальцев и т. д. Но особенно были внимательны иудейские книжники к трем знакам, которые беспрестанно должны были напоминать израильтянину об его религиозных обязанностях: это – кисточки на четырех углах покрывала, служившего верхней одеждой, – Zizith ( Втор.22:12 ; Мф.23:5 ); затем – так называемые мезуза, или косяки, приделанные к дверным столбам с пергаментным свитком, на котором было написано в 22-х строках Второзаконие 6:4–9 и 11:13–21; и, наконец, ремень молитвы с написанными на нем местами из Св. Писания, или Tenllin ( Исх.13:9, 16 ; Втор.6:8 ), который был навязываем на лоб, или руку ( Мф.23:5 ). При этом весьма важным считалось точно определить, из скольких именно ниток должен состоять цицит или как должны быть написаны отрывки мезузы и как длинны должны быть ремни тефиллина. Молитва к Богу у иудейских книжников также была заключена в самые строгие и точно определенные внешние формы, так что с этой стороны она едва ли и могла быть названа свободным возношением ума и сердца к Богу. Молитва веры (так называемая схема), ( Втор.6:4–9 и 11:13–21) и присоединяемые к ней благодарения у иудеев были самыми главными молитвами. При этом было определенно установлено, в какой именно час и как часто каждому иудею следует произносить эти молитвы; известно, что истинными богоугодными временами для молитвы у иудеев считались часы третий ( Деян.2:15 ), шестой ( Деян.10:9 ) и девятый ( Деян.3:1; 10:30 ). Немало любили рассуждать иудейские книжники и о том, как и при каких обстоятельствах, следует класть поклоны, посыпать пеплом голову, поднимать руки, опускать глаза и т. п. Ревностнейшие из иудеев молились, как только наступало указанное время, везде – и посреди улиц, и на их углах, и на кровлях домов, хотя, к сожалению, нужно сказать, что все это иудейские книжники делали часто лишь для того, чтобы их видели молящимися люди и считали благочестивыми ( Мф.6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ст. 1. ...в часы покоя моего и в делах моих – букв. «когда я сидел и когда я вставал»; этими словами охвачена вся жизнь человека. Ст. 2. ...с высоты – букв. «издалека». Ст. 5. ...возложил на меня руку Твою – жест благословения (ср.: Быт. 48:14–20 ; Исх. 33:22 ). Ст. 8. Если взойду на небо – у пророка Исаии небо названо престолом Божиим (см.: Ис. 66:1 ); ...если сойду во ад – эти слова св. отцы толкуют как пророчество о сошествии Господа нашего Иисуса Христа во ад. Ст. 11–12. После восторженного изумления перед тем, что Бог знает о человеке все (ст. 1–6) и наполняет Собою весь мир (ст. 7–10), Псалмопевец постигает еще одно дивное свойство Бога – Его власть над природой, когда Он заставляет стихии менять свои свойства на противоположные, когда Он тьму превращает в свет. Святые отцы прочитывают в этих стихах иносказание, понимая под тьмою скорби и беды, которые теряют свою губительную силу, если этого хочет Бог. Ст. 11. ...покроет – букв. «растопчет». Ст. 13. ...Ты создал меня – букв. «Ты создал мои почки».   Псалом 139 В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 2. ...вооружались на битву – букв. «готовились к войнам». Ст. 3. Ср.: Пс. 57:5 . Ст. 5–6. Ср.: Пс. 63:6 ; Иер. 18:22 . Ст. 8. Осенил... – поместил в тень. Ст. 11. Наказание огнем нередко упоминается в Библии (см.: Чис. 16:35 ; Пс. 10:6 ). Ст. 13. Одним из строжайших требований библейской морали было соблюдение справедливости в суде по отношению к бедному и убогому (ср.: Ис. 11:4 ); ...благое воздаяние – букв. «справедливость, правда».   Псалом 140 Ст. 2. ...как фимиам – фимиамом назывался особо приготовленный курительный состав из душистых смол, который возжигался при богослужении (см.: Исх. 30:7–8, 34–38 ); ...жертва вечерняя – Закон Моисеев предписывал совершать ежедневное жертвоприношение на жертвеннике: одно – утром, другое – вечером (см.: Исх. 29:38–41 ). Ст. 3. Даруй – букв. «положи». Псалмопевец просит Бога сделать его молчаливым. О том, какие беды может принести развязный язык, подробно говорит Сирах (см.: Сир. 28:15–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Августа 1 дня 1886 года. Правила для образцовых начальных школ при Духовных Семинариях (по определению Святейшего Синода от 23/30 июля 1886 года 1570). § 1. В силу примечания к § 120 Семинарского Устава, для практических занятий воспитанников V и VI классов, слушающих дидактику, учреждается при каждой Духовной Семинарии образцовая начальная школа, одноклассная или двухклассная. § 2. Во внимание к тому, что в Духовных Семинариях, как теоретическое, так и практическое изучение воспитанниками школьного дела должно быть строго согласовано с предстоящею им но выходе из Семинарии деятельностью в звании законоучителей и учителей в церковно-приходских школах, и образцовые начальные школы при Духовных Семинариях должны быть устраиваемы непременно по типу церковно-приходских школ и служить для них образцами в каждой епархии. В постановке и объёме преподавания школы эти руководствуются утверждёнными Святейшим Синодом программами для церковно-приходских школ. § 3. Образцовые начальные школы при Духовных Семинариях состоят под ближайшим руководством учителя дидактики и наблюдением Ректора. (Примеч. к § 120 Уст. Духовн. Семин.). § 4. Для практических уроков в образцовых начальных при Семинариях школах особые часы из классного времени назначаются воспитанникам Правлением Семинарии (Примеч. к § 123 Сем. Уст.). В послеобеденные-же часы занятия семинарских воспитанников в школе устанавливаются Ректором и преподавателем дидактики и происходят под наблюдением сих последних, а равно и законоучителя и учителя начальной школы. § 5. Законоучитель и учитель для образцовой начальной школы при Семинарии назначаются епархиальным Архиереем по представлению Ректора Семинарии. § 6. Постоянное ежегодное содержание законоучителю образцовой начальной семинарской школы в триста рублей, учителю пятьсот рублей и двести рублей на расходы по хозяйственной части отпускаются на счёт кредита, ассигнуемого на этот предмет по смете Святейшего Синода из сумм Государственного Казначейства. § 7. Епархиальные Преосвященные могут, кроме того, в необходимых случаях, ходатайствовать пред Святейшим Синодом о единовременном пособии, как на устройство и приспособление помещений образцовых начальных при Семинариях школ, так и на другие их нужды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том же свидетельствует упоминание в Ипатьевской летописи под 6652 г. «дневного часа» в значении его длительности: «Быс знамение. за Днпромъ в Киевьскои волости. летщю по нбси до земл. ко кригоу гненоу и стас по слдоу его знамение въ браз змь великаго и сто по небоу съ час дневныи. и разидес» 289 . Здесь нет даты знамения, однако «час дневныи» используется как определение времени, в течение которого наблюдалось явление. Возможно, запись была осуществлена спустя какое-то время, но длительность явления осталась в памяти писавшего. Собственно, встречаются случаи, когда летописец указывает час суток отдельно от указания дня и месяца события. Так, под 6615 г. в Лаврентьевской летописи рассказывается о том, как русские полки выступили против половцев и в 4-й час дня переправились через Сулу, застав половцев врасплох. Дата же приводится только в конце повествования о преследовании половцев и захвате их «товара»: 12 августа 1107 г. Это следует объяснить тем, что рассказ был записан со слов участника событий, которому запомнилось время переправы. Итоговую же фразу, отмечающую день окончательной победы над половцами, внес сам летописец. Ночной час указан при припоминании знамения под 6711 г. в Лаврентьевской, Ипатьевской летописях и Летописце Переяславля Суздальского без указания даты вовсе. Летописец говорит, что в эту зиму были многие знамения, он же скажет об одном: «быс во едину нощь въ .е. час нощи. потече нбо все. и быс черно...». 290 До сегодняшнего дня сохранились солнечные часы на башне (так называемый Красный терем) Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Эти часы имеют в своей конструкции и знаки Зодиака, то есть работают с поправкой на месяц года. 291 Но наши предки не могли ограничиваться только солнечными часами, ибо определялось время и ночью. В летописях встречаются указания не только на первый ночной час или предрассветный, которые легко можно определить как время, непосредственно следующее за заходом солнца либо наступавшее незадолго до рассвета. Например, под 6665 г. в НПЛ читаем: «На то же осень зло страшьно бысть: громъ и мълния, градъ же яко яблъковъ боле, мсяця ноября въ 7 день, въ час 5 нощи». 292 В 1094 (6602) г., согласно Повести временных лет, владимирский епископ Стефан преставился 27 апреля в 6-м часу ночи. Ночью и в пасмурный день время могли определять по водяным часам. Прямое упоминание таких часов отмечено М.Ф. Мурьяновым. Это приведенный в Словаре И.И. Срезневского текст из Студийского Устава (ГИМ. Син. 330. Кон. XII в.). 293 М.Ф. Мурьянов воспроизвел его целиком: О сти велици недл. вдти ко по пршьствии трети стража нощи, рекше чс водьныхъ чсвъ. по семь възбужи и обиходтить възбуж братю. съ свщею вща снъмъ гласмь. Хсъ въскрьсе (Л. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

Из «чина действия, каким образом совершалось» коронование, оказывается, что государь утреню «слушать изволил с вечера», а к обедне благовест начался в половине 8 часа. В 1795 году был напечатан «чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе». В конце его помещено расписание: «В какие часы котораго дня чрез весь год к вечерням, утреням, всенощным, литургиям и часам благовест производится». По этому расписанию в день Св. Пасхи положено совершать благовест «к утрени в час пополунощи, к литургии в шесть часов пополунощи». В начале текущего столетия 17 этот чин с тем же расписанием был повторен изданием. Преосвященный Августин в 1815 году, 8 апреля, только подтвердил прежние указы не начинать в Москве благовеста раньше соборного. Приснопамятный Филарет, митрополит московский, навсегда узаконил полуночный благовест к пасхальной заутрене. В марте 1849 года он предписал московским церквам следующие пункты: «1) Вообще не начинать благовеста к церковным служениям ранее благовеста Успенскаго собора. «2) Пред утренею в день Святыя Пасхи на колокольнях должны быть причетники надежные и осмотрительные; и не излишне им иметь при себе часы для предосторожности против преждевременнаго погрешительнаго благовеста. «3) Если будут в Кремле пред утренею Пасхи пушечные выстрелы (которых должно быть три в продолжение часа), то также по предосторожности, не руководствоваться ими для благовеста. «4) Для начатия благовеста к утрене Пасхи слушать успенскаго колокола и первый удар в него прослушать в молчании, а по второму начинать благовест. «5) Колокольням, отдаленным от Кремля, которыя могут не услышать кремлевскаго колокола, начинать благовест по благовесту тех церквей, которыя ближе их к Кремлю, а не обращать внимания на те, которыя далее их. «6) Благочинные должны наблюдать за точным исполнением сего распоряжения и о нарушителе донести немедленно». Распоряжение это через консисторию представлено было всем московским соборам, монастырям и церквам. В следующем же 1850 году было отпечатано и разослано по всем церквам Москвы и подробное расписание часов благовеста всего года, под названием: «Указание времен церковнаго Богослужения, по уставу Московскаго Большого Успенскаго собора».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Слово день (dies) обозначало у древних римлян как естественный («световой») день – время от восхода до заката солнца, – так и день гражданский (сутки), т. е. время от полуночи до полуночи. Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было. Разделение суток на часы (horae temporales) началось только с введением солнечных и водяных часов (III-II вв. до н. э.). С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на двенадцать равных отрезков («часов»), и на столько же частей делили время от заката до восхода солнца. Ясно, что римские ночные часы были длиннее дневных зимой и короче их летом. Сравняться между, собой – и соответствовать нашему фиксированному часу (60 минутам) – они могли только в период равноденствия (см.: Санчурский, с. 199–200). Конечно, это сезонное различие более заметно на Севере, нежели в странах Средиземноморья. Для военной караульной службы римляне делили ночь (от заката до восхода солнца) на четыре «стражи» (лат.: vigiliae, custodiae; греч.: φυλακαι), вошедшие в гражданское употребление и позднее даже ставшие временной рамкой христианского суточного цикла. По рассказам Полибия, Тита Ливия, Тацита и других авторов, в начале каждой стражи раздавался громкий звук воинских труб, слышимый на большом расстоянии 5 . Этот факт не мог не влиять на жизнь (и сон) окрестного населения, то есть практически всех граждан империи, по которой были капиллярно распределены римские легионы и многочисленные сторожевые караулы. Первая ночная стража продолжалась с начала «ночи» (с 18 часов) до 21 часа по нашему исчислению, вторая – с 21 часа – до полуночи. Римский историк Плиний Старший (погиб в 79 г. н. э.) определяет начало третьей стражи в полночь, а начало четвертой – к пению петухов (Естественная история. X, 21). Ритор Фриних Аравийский (II в. н. э.) дополняет данные Плиния, говоря, что т. н. «получи» (μσαι νκτες. – sic!) продолжались с 3-го или 4-го часа ночи (по нашему – с 20-ти или 21 часа) до пения петухов, или «утра» (ρθρος), т. е. до 3 часов утра 6 . Обратим внимание, что в данном случае «полночь» (букв. средняя часть ночи) не момент смены суток (0 часов, как мы привыкли), а довольно продолжительный период времени, включающий в себя вторую и частично третью военные стражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наконец, когда и после всего этого противозаконные действия раскольников Преображенского кладбища не прекращались, Государь Император 21 декабря 1853 года Высочайше повелеть соизволил: 1) «Преображенский богаделенный дом подчинить ведению Совета Императорского Человеколюбивого Общества и ограничить значением благотворительного и притом временного учреждения, до смерти, выбытия или перемещения, призреваемых в нем, в правительственные богоугодные заведения; 2) призреваемых, живущих в отдельных деревянных домах, называемых кельями, внутри кладбищенских оград, перевести в здание богаделенного дома, а самые кельи снести; 3) по мере уменьшения числа призреваемых, сосредоточивать их по удобству и постепенно, с тем, чтобы, по очищении корпусов, закрыть их, или дать им другое назначение; 4) призреваемым довольствоваться моленными, находящимися в домах, в коих они жительствуют; 5) запретить содержать наемных псаломщиков и псаломщиц, дозволяя впрочем церковное пение приходящим; малолетних клирошан – до 16 летнего возраста – возвратить в семейства, а буде таковых нет, то принять меры к призрению их; взрослых из числа иногородних возвратить на родину, а московским уроженцам воспретить жительство в слободке близ кладбища; 6) принадлежащим к беспоповщинской секте дозволить приходить на молитву, для погребения и для панихид в упомянутые выше моленные, но как для посещения моленных посторонними, так и для отлучек призреваемых назначить часы с строгим наблюдением, чтобы в другие часы никого из посторонних там не было, а призреваемые находились бы на лице; 7) на содержание призреваемым назначить: а) проценты с капитала, принадлежащего кладбищу; б) добровольные пожертвования за погребение, за панихиды и т. п. – с тем, чтобы подаяния ограничивались произволом каждого, но отнюдь не производились бы от какого-либо общества, или товарищества: при недостатке средств, размещать призреваемых в заведения, зависящие от Совета Императорского человеколюбивого общества, или в другие, по сношению с министром внутренних дел; продажу и всякую раздачу на кладбище икон, книг, свечей и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010