9 Так я буду петь имени Твоему во веки, воздавать молитвы мои ежедневно. Псалом 61 1 В конец. Чрез Идифума. Псалом Давила. 2 Не Богу ли будет повиноваться душа моя? Ибо от Него спасение моё. 3 Ибо Он – Бог мой и Спаситель мой, защитник мой, не поколеблюсь я более. 4 Доколе вы будете налегать на человека? Все вы убиваете, подобно наклоненной стене и упавшей изгороди. 5 Хотя они честь мою замыслили низринуть, жадно спешили: устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали, 6 но только Богу повинуйся, душа моя, ибо от Него – терпение моё. 7 Ибо Он – Бог мой и Спаситель мой, защитник мой, не подвигнусь. 8 В Боге спасение моё и слава моя, Бог – помощь моя и надежда моя – на Бога. 9 Надейтесь на Него, весь сонм народный, изливайте пред Ним сердца ваши, ибо Бог – помощник наш. 10 Подлинно, суетны сыны человеческие, лживы сыны человеческие в неправильных весах, они из-за суеты вместе. 11 Не надейтесь на неправду и похищенного не желайте: если богатство притекает, не прилагайте сердца. 12 Однажды Господь сказал, и эти две я слышал: что сила – у Бога, 13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздашь каждому по делам его. Псалом 62 1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской. 2 Боже, Боже мой! К Тебе утренюю, возжаждала Тебя душа моя и сколь сильно плоть моя к Тебе в земле пустой, и непроходимой, и безводной! 3 Так бы и явился к Тебе во святилище, чтобы видеть силу Твою и славу Твою! 4 Ибо милость Твоя дороже жизней. Уста мои восхвалят Тебя. 5 Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое воздену руки мои. 6 Как туком и елеем, душа моя насытится, и губы радости восхвалят Тебя, уста мои. 7 Вспоминал я о Тебе на постели моей, в утренние часы размышлял о Тебе; 8 ибо Ты был помощником моим и под кровом крыльев Твоих я возрадуюсь. 9 Прильнула душа моя к Тебе, и десница Твоя восприяла меня. 10 А они напрасно искали души моей, сойдут в преисподнюю земли, 11 преданы будут мечу, будут добычею лисицам. 12 Царь же возвеселится о Боге, прославится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

И ясно ему, что в преисподнюю сойдут, ищущие его души, враги его, а царь – только возвеселится о Господе. I. 2. БОЖЕ, БОЖЕ мой! к Тебе утреннюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе – плоть моя, в земли пусте, и непроходне и безводне… 2. Боже. Боже мой! К Тебе с утра обращаюсь я: возжаждала Тебя душа моя! и во сколько раз больше (устремилась к) Тебе плоть моя, в земле пустой и непроходимой, и безводной. 3. Тако во святем явихся, Тебе – видети силу Твою и славу Твою. 3. Так (бы) во святилище явиться мне к Тебе – узреть силу Твою и славу Твою. 4. Яко лучше милость Твоя паче живот. Устне мои похвалите Тя. 4. Ибо милость Твоя – дороже жизни. Уста мои – восхвалят Тебя. 5. Тако благословлю Тя в животе моем: о имени Твоем воздежу руце мои! 5. Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое – воздену руки мои! 6. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. 6. Пусть, как туком и елеем, наполнится душа моя, и языком радости восхвалят Тебя уста мои. II. 7. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. 7. Вспоминал ли я Тебя на постели моей – в (часы) утренние в помышлениях своих устремлялся к Тебе. 8. Яко был-еси Помощник мой, и – в крове крилу Твоею возрадуюся. 8. Ибо был Ты Помощником мне, и под кровом крыл Твоих (я) буду радоваться. 9. Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя! 9. Прильнула душа моя к Тебе, меня же восприняла десница Твоя! 10. Тии-же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли, – 10. Те-же напрасно искали душу (жизнь) мою: внидут они в преисподнюю земли, – 11. Предадятся в руки орудия, части лисовом будут. 11. Будут преданы в руки меча, достанутся на съедение лисицам. 12. Царь-же возвеселится о БОЗЕ: похвалится всяк кленыйся Им! Яко заградишася уста глаголющих неправедная! 12. Царь-же возвеселится о Боге: хвалим будет всякий, клянущийся Им! Ибо заградились уста говорящих неправедное. Примечания к Псалму LXII-мy Надписание: Пространнейшее описание этого пребывания в пустыне зри в первой книге Царств, в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Глава 3 1–10. Проклятие Иовом дня и ночи своего рождения. 11–26. Сожаление, зачем ему дана жизнь, и мотивы этого. Иов.3:1 .  После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. Высказывая в своей первой речи сожаление по поводу своего рождения и желание смерти, – мертвенного пребывания, покоя в шеоле, Иов начинает ее проклятием, – пожеланием зла ( 2Цар 16.7–8 ; Иер 20.14 ) дню и ночи своего рождения, послужившим источником, началом стольких бедствий. Иов.3:2 .  И начал Иов и сказал: «И сказал», буквально с еврейского – «ответил». Речь Иова, в которой он не признает себя виновным, действительно, является ответом на тайные мысли друзей, убежденных в греховности страдальца. Иов.3:3 .  погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! Иов.3:4 .  День тот да будет тьмою; да не взыщет его Бог свыше, и да не воссияет над ним свет! День состоит в присутствии света; исчезновение последнего ( «день тот да будет тьмою», – ст. 4) равносильно гибели дня («да погибнет день», – ст. 3). Смена тьмы светом, т. е. существование дня установлено самим Богом ( Быт 1.4 ); к Нему и обращается с просьбою Иов, чтобы Он не допустил этой смены в число его рождения и тем самым исполнил просьбу о погибели дня. Иов.3:5 .  Да омрачит его тьма и тень смертная, да обложит его туча, да страшатся его, как палящего зноя! Усиление мысли ст. 4. Пусть в часы, отведенные для света, царит густой могильный мрак ( Иов 10.21–22 ). Иов.3:6 .  Ночь та, – да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! Ночь рождения Иова не должна перейти в день; господствующий в продолжение ее мрак пусть не сменяется светом. И так как ночь составляет известное число в соединении с днем, то сама по себе, взятая отдельно от дня, в него не перешедшая, она не может войти ни в состав чисел года, ни месяца. Иов.3:7 .  О! ночь та – да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье! Несчастная для Иова, она не должна быть временем рождения («бесплодна») и кого-нибудь другого, он будет несчастен, подобно ему, Иову. Под условием исполнения данного желания в ночь его рождения не будет радости, которою сопровождается появление на свет человека ( Ин 16.21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    “Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф.6:14-15).    Из всего вышесказанного становится очевидно то, как необходимо для каждого человека проявление христианского милосердия и совершение милости и добрых дел.    Дела милости необходимо совершать потому: 1 что без них человек не сможет попасть в Царство Небесное, уготованное Богом для добрых людей. “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Матф. 25:34); 2 к совершающему милость, Бог проявляет помилование, а человека, не оказывающего милости ждет Божий “суд без милости не оказавшему милости” (Иак.2:13); 3 милость, которую мы оказываем нашим ближним, мы оказываем Самому Иисусу Христу. “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Матф.25:40); 4 по христианским воззрениям все люди братья, а христиане – члены Церкви Христовой. Поэтому, оказывая милость ближним нашим, мы оказываем её Господу нашему. А Сам Господь проявит к нам Свою милость, помилует нас, и окажет Свою заботу и помощь за наши добрые дела. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Матф.5:7). “И когда молишься, не будь как лицемеры...”...    Продолжая пояснять Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил: “И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.” (Матф.6:5). Как нужно понимать эти слова Спасителя?     Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать, что в древнееврейском государстве у книжников и фарисеев существовали определенные часы, строго отведенные для молитвы. И если во время этих часов книжники или фарисеи находились в многолюдном месте “в синагогах и на углах улиц”, на базарах или площадях, то они останавливались и среди суетящейся вокруг них толпы людей, чаще всего громко, начинали выкрикивать или выразительно, как актеры, читать заученные тексты своих молитв.    Люди, находящиеся рядом с книжниками и фарисеями, и видевшие усердное творение молитвы, относились к молящимся с благочестием и выказывали им свое почтение за их ревностное служение Богу. На самом деле очень часто книжники и фарисеи специально посещали многолюдные места и там творили свои молитвы, чтобы получить похвалу и одобрение от окружающих их людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Проводя время в тех же твердынях, где подвизались отцы, и имея возможность держать в руках их личные вещи, мы не скажем, что они покинули нас. Как это возможно, когда «праведники живут во веки; награда их — в Господе» (Прем. 5:15) так что их переход в иной мир — лишь «сон честный перед Господом» (Пс. 115:6)? Да, сон и успение отделяют их от нас, но лишь затем, чтобы мы могли будить их в часы разнообразных бурь и опасностей, как некогда апостолы Господа. «Его будят и говорят Ему: Учитель! Неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:38).    Их живой пример, отеческие советы, нежная забота и покровительство, чтобы у нас «ни в чем не было недостатка» (Тит. 3:13), свидетельствуют о их присутствии среди нас. Это наше подлинное наследие, которое дает нам дерзновение хвалиться тем, что мы, хотя и недостойные и ничтожные, остаемся наследниками завета отцов, переданного нам их любовью. Сколь часто их живые примеры воодушевляют нас среди наших разнообразных недоумений и слабостей! Память о том, что старец не делал того-то, не хотел того-то, а также столь многочисленные иные переданные нам старцем правила жизни служат для нас наставлением в благочинии.    В пространном Житии великого отца нашего Пахомия рассказывается, как его ученики пришли к Антонию Великому, который, однако, к тому времени уже скончался. Но ученики святого отца, сопровождая своих посетителей повсюду, где бывал их святейший наставник, рассказывали тем, что «такую-то вещь собственноручно изготовил наш отец, такое-то растение он сам посадил, в таком-то месте, бывало, отдыхал». Блаженные мужи хвалились всем тем, что получили в наследство от старца.    Мне представляется, что ощущение любви во Христе, присутствующей в лоне нашей Церкви, ни в чем не проявляется с такой ясностью, как в институте духовного отцовства. Это было известно толкователям Господнего обращения «дети» и сходных с ним речений апостола Павла: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19), а также: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1Кор. 4:15). «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11:29) — говорит апостол, и эти слова первоверховного отца во Христе являются выражением одной из характерных черт духовного отцовства.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В. Какая награда ожидает алчущих и жаждущих правды? О. Они насытятся. Господь поможет им и исполнит их искреннее желание быть праведными. Наставление Любите, дети, говорить и поступать по правде как голодный стремится за хлебом и жаждущий к воде. Сам Господь будет вам помогать и вы достигнете, чего так искренно и сильно желаете, и будете жить праведно и в этой жизни, а в будущей получите полное оправдание и помилование. Пятая заповедь блаженства «Блаженни милостивии яко тии помиловани будут». «Счастливы милостивые, потому что они будут помилованы». В. Кто такое «милостивии»? О. Милостивыми называются люди добрые, которые из любви к Богу и ближним делают добрые дела всякому человку, будет ли это родственник или чужой, одной с ними веры, или другой. (Притча о милосердном самарянине). В. Как Иисус Христос учит оказывать милостыню? О. Иисус Христос говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного». ( Мф. 6:1 ). Этими словами Господь не запрещает подавать милостыню и делать добрые дела при людях; можно и при людях делать добрые дела, только не надо нарочно выставлять себя пред людьми добродтельным для того, чтобы они хвалили нас за это. Добрые дела надо делать из любви к ближним и для спасения души, а не для того, чтобы нас хвалили люди. В. Какие бывают дела милосердия? О. Различные. Есть добрые дела для тела, и есть добрые дела для души. В. Какие добрые дела для тела? О. Следующие: 1) голодного накормить; 2) жаждущего напоить; 3) нуждающегося в одежде – одеть; 4) постить находящегося в темнице и в больнице; 5) приютить странника; В. Какие добрые дела для души? О. Следующие: 1) Отклонить или помочь ближнему отвыкнуть от какого-либо греха; 2) подать добрый совет ближнему, находящемуся в беде, предупредить его об опасности, которой он не замчает; 3) утешить его, когда он находится в скорби; 4) молиться за него; 5) не платить злом за зло, которое нам сделали другие; 6) от всего сердца прощать обиды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Дан. 12 :3. И разумные будут сиять светом 473 тверди и многие праведные-как звезды 474 , во веки навсегда 475 . Дан. 12 :4. А ты, Даниил, сокрой 476 слова и запечатай книгу 477 до последнего времени 478 , пока многие научатся и умножится ведение“. Дан. 12 :5. И видел я, Даниил, и вот стоят двое других: один по эту сторону устья 479 реки, а другой – по ту сторону устья реки 480 . Дан. 12 :6. И (один) 481 сказал мужу, одетому в льняную одежду 482 , который стоял над водами реки: „когда (будет) конец чудес, о котором ты сказалъ“? Дан. 12 :7. И услышал я от мужа, одетого в льняную одежду, который стоял над водами реки, и поднял он правую и левую руку свою к небу и клялся Живущим во веки, что (будет это): „во время и во времена, и в полувремя 483 , когда окончится разсеяние силы 484 народа освященного, (тогда) и узнают все это“. Дан. 12 :8. И я услышал, но не понял и сказал: „господин! чтоже после сего будет? Дан. 12 :9. И он сказал: „иди 485 , Даниил, ибо сокрыты слова и даже запечатаны до конца времени. Дан. 12 :10. Будут избранные, и убелятся, и как бы 486 огнем испытаны будут 487 , и освятятся многие, а беззаконники будут совершать беззаконие, и все нечестивые не уразумеют 488 , а разумные поймут. Дан. 12 :11. И от времени прекращения всегдашней жертвы 489 и поставления мерзости запустения (пройдет) 490 тысяча двести девяносто дней. Дан. 12 :12. Блажен, кто претерпит и достигнет тысячи трех сот тридцати пяти дней. Дан. 12 :13. А ты иди и почивай, ибо еще (пройдут) дни и часы до полного конца, и успокоишься 491 и возстанешь для (получения) жребия твоего в конце 492 дней“ 493 . Глава 13 494 Дан. 13 :1. В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким. Дан. 13 :2. И взял он жену, по имени Сосанну 495 , она была дочь Хелкия, очень красива и богобоязненна. Дан. 13 :3. Родители ея были праведные и научили дочь свою закону Моисееву. Дан. 13 :4. Иоаким был очень богат, и был у него сад близ двора 496 его, и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех. Дан. 13 :5. И были избраны два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал 497 , что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Триста – три раза по сто. Число сто – полное и совершенное во всем, в нем заключается тайна всего разумного творения, как мы читаем в Писании, где сказано: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью» ( Лк.15:4–5 ; ср. Мф.18:12–13 ). Таким образом, сто – число полноты разумного творения, так как оно существует не само по себе, но происходит от Троицы и обретает продолжительность Ее жизни, то есть благодать вечности, от Отца через Сына и Святого Духа. Поэтому и сказано, что оно утроено в той мере, в которой является тем, что возводится в совершенство благодатью Троицы и тем, что знанием Ее может восстановить до трехсот по неведению отпавшего из сотни. Ширина ковчега равна пятидесяти, освещенному как число прощения и освобождения 2 . Ибо по закону каждые пятьдесят лет приходило долгожданное освобождение; иными словами, если чье-либо имущество было распродано, он мог получить его обратно; если свободный человек попал в рабство, он снова мог обрести свободу; должник мог быть избавлен от уплаты долга; изгнанный мог вернуться на свою родину. Поэтому Христос – духовный Ной – в Своем ковчеге, в котором Он избавляет человечество от гибели, то есть в Своей Церкви, устанавливает в качестве его ширины число пятьдесят – число прощения. Ибо если бы Он не даровал верным прощение грехов, Церковь своей широтой не объяла бы весь мир. А в числе тридцать, обозначающем высоту ковчега, содержится та же тайна, что и в числе триста. Ибо что есть сто, умноженное на три там, то же есть десять, умноженное на три здесь. Но все эти цифры сводятся к одному – числу всеобщего начала, ибо «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь» ( 1Кор.8:6 ) и «одна вера, одно крещение, одно тело и один дух» ( Еф.4:5, 4 ), и все устремлено к одной цели, к совершенству Бога. И еще, если слышанные тобою слова в часы досуга направят твои мысли к Священному Писанию , то ты откроешь, что многие великие события содержат в себе число тридцать или пятьдесят.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Весь суд отдан Сыну (Ин. 5, 22) и по другой причине: «чтобы восставший человек не протестовал по своей богоборной греховности» и не сказал, что Бог, «не живший в человеческой плоти, не претерпевший человеческих страстей, не прошедший через земное логово ехидны, не имеет права судить людей». Так что и это действие Божие, как, впрочем, и другие Его деяния, — действие справедливое [ 1088 ]. Итак, все часы, все дни, все годы стремительно и неуклонно ведут нас к тому «последнему дню» (Ин. 6, 39), «великому дню» (Деян. 2, 20), «Дню Суда» (Мф. 10, 15), «Дню гнева и откровения Праведного Суда от Бога» (Рим. 2, 5), тому многозначительному дню и многоскорбному часу пред очи неумолимого Судии!.. Соберутся все народы Господь нам открыл, что когда Он придет во славе Своей, сопровождаемый святыми Ангелами Своими, и сядет на престоле славы Своей, то соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32). И во время Его славного Вознесения два Ангела сказали ученикам, взгляды которых были прикованы к Господу, возносящемуся на небо: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 10–11), то есть Он придет в теле, сидя на облаке, в славе и сиянии. Новый Завет просто усеян выражениями «День Господень», «Пришествие Господне»… Последний стих последней книги Нового Завета — Откровения Иоанна — гласит: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Этот стих — доказательство горячего желания и необоримого стремления Апостола любви, Иоанна, а также всей Церкви ко дню Второго Пришествия Господня. Поэтому и благословенные христиане ранней Церкви жили упованием на Пришествие Господне и говорили: «Господь близко» (Флп. 4, 5). Скоро придет Господь и воздаст каждому, что ему положено. «Учение Двенадцати Апостолов», написанное в начале II века по Рождестве Христовом, заключает благодарственную молитву любви крепким упованием: «Да приидет благодать и да прейдет мир сей. Осанна Богу Давидову […]. Маран–афа. Аминь» [ 1089 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Настоящий очерк предназначается для лиц, имеющих духовный сан или готовящихся к его принятию, и их жен. Им необходимо постоянно осознавать: 1) что священство — не должность, но сан, дарованный благодатию Божией; 2) что священником может быть лишь муж зрелый, «хорошо управляющий домом своим» (1 Тим 3:4); 3) что на семью священника пытаются пристально смотреть его прихожане, как бы он ни старался жить замкнуто. 1. Священник является священником не только в храме во время богослужения или при исполнении треб на приходе, но во все дни и часы своей жизни с момента хиротонии. Это налагает на него огромную ответственность за все слова и дела. Блажен, кто никогда или почти никогда не забывает о своем сане, — он стяжал страх Божий, память смертную и умиление. Полученное иерейство нельзя оставлять за вратами храма, как гражданскую или военную должность — за дверями предприятия, учреждения или за забором воинской части. Священник остается священником и в своей семье, в своем доме. Супруга должна видеть в нем не только своего мужа и отца своих детей, но и иерея. Плохо, когда в доме жена и дети не подходят к нему под благословение, считая, что для них он — не священник, как директор предприятия не является директором для своих домашних. Ощущать в муже и отце священника очень важно для построения семьи и домашней церкви у духовенства. 2. Священником, согласно апостольским указаниям, может быть муж зрелый, «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией» (1 Тим 3:4–5). Семья священника должна быть примером христианской воцерковленной семьи. К ней присматриваются и прихожане храма, и соседи, и школа, где учатся дети. Священнику и его семье «надлежит также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание» (1 Тим 3:7). В послании к Титу (1:6) ап. Павел пишет, что в пресвитеры можно полагать лишь тех, «кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности». Да не хулится в мире христианская вера делами священника и его домашних! Ненормальность в брачных или семейных отношениях, согласно канонам Православной Церкви, может являться причиной извержения из духовного сана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010