– О приближении конца света речь идет еще с апостольских времен. И сравнительно недавно на воскресной проповеди (10.02.2019) Святейший Патриарх-Католикос Илия II упомянул, что, согласно свидетельствам отцов, сейчас не то что «последние времена», а даже последние дни. Как вы можете это прокомментировать? – После вочеловечения Господа человечество находится в периоде последних времен. Субъективно переживание конца света периодически усиливается – так было, например, в житии святителя Иоанна Златоустого. Вообще же истинная христианская жизнь эсхатологична, что хорошо видно в словах святого апостола Павла о том, что, несмотря на загруженность духовной и церковной жизнью тут, на земле, главный акцент делается всё же на будущей встрече со Христом: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 11–13). И это состояние, то есть ожидание встречи с Господом, у нас должно быть всегда. Ожидание встречи с Господом у нас должно быть всегда То есть мы всегда должны смотреть вперед и с радостью готовиться к будущей славной встрече со Христом: «Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22: 20). – Какой совет, какое напутствие вы могли бы дать православному человеку, живущему в наши дни? – Пусть всегда дышат наши легкие, сердце бьется, кровь движется, мысль формируется, чувства живут, язык говорит, воля закаляется, личность реализуется вместе с Иисусом Христом, аминь! Рейтинг: 9.9 Голосов: 959 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Иерофей (Влахос),  митрополит. Святитель Григорий Палама как святогорец. СТСЛ, 2011. С. 377. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталья 10 июля 2019, 18:35 Допустимо ли заменять часть богослужения (часы) введением Иисусовой молитвы? Владислав 10 июля 2019, 15:06 В эти непростые времена очень кстати статья о хороших верующих людях в Грузии, для контраста, чтоб не отчаиваться и не навешивать ярлыки на народы. Дай Бог, Грузия переживет эти времена, а те, кто заблуждаются, образумятся.

http://pravoslavie.ru/122301.html

По молитвам священников наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй меня, грешного, аминь. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВЕЧЕРНЕГО СВЕТА Придя домой, зажигая свечу (по возможности), читаем: Респонсорий из Пс 148: Славьте Господа небес, славьте Его на высотах Его. Славьте Его все ангелы Его, славьте Его все воинства Его. Славьте Его солнце и луна, славьте Его все звёзды и Свет. Славьте Его высочайшие небеса, и воды небесные да славят Имя Его. Молитва на благословение огня [ ] Господи Боже Вседержитель, Свет Бесконечный, создавший и оформляющий [ ] весь созданный тобою свет! Истинный Свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Благослови и освяти огонь [свет] сей, даруй нам свет и животворящим огнём твоей любви согрей сердца наши, да озаряя светом твоим и тела, и души наши, избежим и телесной нужды, и греховного мрака, и Твоим содействием войдём в жизнь вечную, во веки веков, аминь. Вместо свечи можно благословить настольную лампу ИНЫЕ МОЛИТВЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ПРОЧЕСТЬ В КОНЦЕ ЧАСОВ ДНЯ Молитва Златоуста 12-ти часов дня и 12-ти часов ночи [ ] , которую можно прочесть всю сразу, а можно разделить на 12 самостоятельных частей и прочитывать в каждый час дня по одному стиху. Или же разделить ее на две части и прочесть в начале дня одну, а в конце — другую. Дневные часы 1. Господи, не лиши меня небесных Твоих вечных благ. 2. Господи, избавь меня от вечных мук. 3. Господи, если в слове, если в деле, если в уме и в мыслях согрешил, прости меня. 4. Господи, избавь меня от всякого насилия, и неведения, и забвения, и беспечности, и каменного бесчувствия. 5. Господи, избавь меня от всякого искушения и оцепенения [ ] . 6. Господи, просвети моё сердце, и затми лукавые вожделения. 7. Господи, я, как человек согрешил, Ты же — как Щедрый Бог, помилуй меня. 8. Господи, воззри на немощь души моей и пошли благодать Твою в помощь мне, да и во мне прославится имя Твоё святое. 9. Господи, Иисусе Христе, впиши имя раба Твоего в книге Жизни и одари меня доброй кончиной. 10. Господи, хотя я и сделал ничего хорошего, но дай мне мужество хотя бы начать.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

Ночь у евреев в ветхозаветное время делилась на три стражи (ашмурот): первая стража, называемая начальной стражею (рош ашморет, ср. Плч. 2:19 ) обнимала первые три или четыре часа после захода солнца (7-й, 8-й, 9-й и 10-й часы ночи); вторая стража, называемая среднею стражей (ашморет гаттикона, ср. Суд. 8:19 ) – следующие – три или четыре часа ночи (11-й, 12, 1-й и 2-й часы ночи) и третья стража, называемая утреннею стражей (ашморет габбокер, Исх. 14:24 ) – остальные часы ночи до рассвета (3-й, 4-й, 5-й и 6-й часы утра). В новозаветное время, во время земной жизни Христа Спасителя, у евреев было римское деление ночи на четыре стражи. Первая стража ( ψ α, ср. Мк. 15:42 ) обнимала первые три часа после захода солнца (7-й, 8– и 9-й часы ночи); вторая ( μεσονκτιον, полунощная) – следующие три часа ночи (10-й, 11-й и 12-й часы); третья ( λεκτροφωνα, ср. Мк. 14:72 ) – часы после полуночи (1-й, 2-й и 3-й) и наконец четвертая ( πρω ср. Мк. 15:1 ) – остальное время до рассвета (4-й, 5-й и 6-й часы). День у евреев делился на три главных части: вечер, утро и полдень (ср. Пс. 55:18 ); наряду с этим делением было деление дня на более мелкие шесть частей, а именно: заря (шахар, πρω, ср. Мк. 16:2 ; Ин. 20:1 ), разделяющаяся в талмуде на четыре части, из которых первая называлась «ранней зарей» (аййелет гашшахар, λαν πρω, ср. Мк. 16:2 ); утро (бокер, ср. Быт. 1:5 ; Исх. 10:13; 12:10 ); жар солнечный (хом гашшемеш, Неем, 7:3), – время до полудня; полдень (цогораим, Быт. 43:16 ); ветер дня (руах гайом, Быт. 3:8 ), – время от полудня до начала вечера, когда замечается движение легкого ветерка, и вечер (эреб), в котором различали вечер первый (ранний) и вечер второй (поздний); промежуток времени между этими вечерами, обнимающий время около трех часов, называется «междувечерием» (бен-гаарбаим, ср. Лев. 23:5 ). Самаряне полагали междувечерие (бен-гаарбаим) на время от захода солнца до наступления полного ночного мрака, а иудеи, согласно пониманию фарисеев, полагали на время, когда солнце в своем движении к линии горизонта уже значительно отступит от точки зенита и приблизится к горизонту, таким образом между 3-м и 5-м часами пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Разделение дня и ночи на часы и таинственные служения в эти часы разных тварей составляют самые интересные места в сохранившихся отрывках из Завета Адама. Вот в каком порядке перечисляются часы ночи и служения в них тварей. «1-й час ночи: это час поклонения демонов; в это время они перестают делать зло и вредить человеку, потому что сила Творца вселенной удерживает их. 2-й час: это час поклонения рыб и всего, живущего в море. 3-й час: поклонение глубин, или бездн преисподних. 4-й час: трисвятое Серафимов. Прежде моего падения, сын мой, я слышал в этот час в раю шум их крыльев; ибо Серафимы, обыкновенно, ударяли крыльями, производя гармонический звук в храме, назначенном для их служения; но с того времени, как я согрешил и преступил заповедь Божию, я перестал видеть их и слышать шум их. 5-й час: служение вод превыше небес... 6-й час: собрание облаков (туч) и великий священный ужас, который знаменует средину ночи. 7-й час: покой сил и всех природ, когда воды покоятся, и если в этот час взять воды, которую священник Божий соединяет со святым елеем, и помазать этим елеем тех, которые страдают и не спят, то они выздоравливают. 8-й час: благодарения Богу за произведение трав и семян в то время, когда роса небесная нисходит на них. 9-й час: служение ангелов, которые стоят пред престолом величия. 10-й час: поклонение людей: врата небесные отверзаются, чтобы дать возможность войти туда молитвам всего живущего; они повергаются и потом выходят. В этот час Бог благоволит ко всему, чего человек ни просит у Бога, в ту минуту, когда Серафимы ударяют крыльями и когда поет петух. 11-й час: великая радость во всей земле, в минуту, когда солнце восходит от рая Божия и поднимается над вселенною. 12-й час: чаяние и глубокое молчание между всеми чинами светов и духов до того времени, когда иереи поставят фимиам пред Богом, и потом все чины и силы небесные разделяются (расходятся)». 358 Мы указали выше, что Кедрин, говоря о покаянии Адама, также перечисляет молитвенные часы, назначенные для разных тварей, и хотя он перечисляет часы дня, и его перечисление не совсем согласно с приведенным перечислением, но все таки в нем нельзя не видеть намека на это перечисление; в том и другом выражается одна и та же идея о таинственном служении Богу в разные часы разных тварей. 359

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1017 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 12 октября 2023, 14:45 Благо, конечно, часы послушать, но не надо упрекать опаздывающих, прежде всего потому, что люди могут не приходить на часы из-за того, что прибавляется полчаса времени стояния на ногах в то время, как и Литургию многим тяжело отстоять. Знаю, о чем говорю, т.к. сама валюсь с ног к концу Литургии и потом без сил весь день. Очень мне прискорбно, что в храмах негде присесть хоть на 1 минуту дать ногам отдохнуть после 2х часов стояния.. Это раньше люди были крепки и телом и духом, а сейчас мы всё больше немощны, сжальтесь над нами. Анна 15 февраля 2020, 22:39 Спаси Господи , Вас Батюшка! Очень подробно разъяснили что такое «Часы». Акинфиева Манефа Сергеевна 19 ноября 2016, 15:56 Слава Богу, я узнала столько полезного для души и сердца, спасибо Батюшке за разъяснения и вразумление нас грешных, прости Господи, душа тянется, а мы как котята слепые так мало знаем, что страшно становится.... 15 ноября 2016, 23:05 Очень познавательная статья !!!Спаси Вас Господи !!! natalja 12 ноября 2016, 21:24 Опаздывают и не слушают часы, свечки, записки вообщем болтают и в свечной лавке всю службу. Плохо когда свечная лавка в самой церкви, лучше когда в стороне где-нибудь. Прихожане не интересуются, что происходит во время службы о чем читают, что вообще такое Божественная Литургия. Очень печально смотреть на это каждый раз. Помоги ГОСПОДИ прозреть невежам! Алевтина 12 ноября 2016, 20:58 Очень доходчиво статья отражает существенные стороны богослужения. Отличный материал для воскресной школы. Легко адаптировать для младших детей и интересно с исторической стороны для более старших. Ольга К 12 ноября 2016, 19:30 Статья понравилась. Очень доступно Батюшка разьяснил значение богослужебных часов. Всегда стремлюсь приходить на службу заранее и без суеты, а после прочтения статьи тем более. Спасибо

http://pravoslavie.ru/98568.html

Из этих часов одни вседневные – обычные 517 , другие великопостные, третьи царские 518 . Βο-2-х, бывают часы без псалмов, а состоят из одних церковных песнопений. Таковы часы пасхальные. Особенность великопостных часов, в сравнении со вседневными, состоит в том, что: 1) великопостные часы: 3-й, 6-и и 9-й совершаются вместе; 2) что на часах бывает чтение кафизм: 3) чтение паремии на 6-м часе; 4) пение тропарей и кондаков, применяемых к воспоминаниям каждого часа (а не дневных святому или празднику); 5) поклоны великие. Особенность царских часов составляет то, что 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются почти всегда 519 вместе, что на них бывает на каждом часе: 1) чтение паремии, 2) – Апостола, 3) – Евангелия, 4) пение особых трех тропарей, по дважды на каждом часе. Ч А С Ы Первый час Третий час Шестой час Девятый час Благословен Бог Благословен Бог Царю небесный. Царю небесный. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Господи, помилуй, Господи, помилуй, 12-ть раз. 12-ть раз. Слава и ныне Слава и ныне Приидите, Приидите, Приидите, Приидите, поклонимся, поклонимся, поклонимся, поклонимся, трижды 520 трижды 520 трижды 520 моя внуши, Господи, правду имя Твое спаси возлюбленна мою 521 . мя... 521 . селения Твоя, Господи 521 . прибежище был еси Господи, воздвигох Боже, молитву мою. еси, Господи, землю душу мою. и суд воспою Тебе, мя, Боже. в помощи Вышняго. Господи, ухо Твое. Господи. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, трижды. трижды. трижды. трижды. (На великопостных (На великопостных (На великопостных (На великопостных часах – часах – часах – часах – Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Если положена Если положена Если положена Если положена кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Екатерина Соловьева 30.07.2014 18.04.2023 ( 36  голосов:  3.5 из  5) Многих молодых мамочек интересует, сколько же должен спать их ребенок. Да и не только новоиспеченные родители озадачены этим вопросом. Ведь расстройства сна могут быть признаком какой-либо проблемы у любимого чада. Сон является неотъемлемой частью нашей жизни. В это время отдыхает мозг, восстанавливая работоспособность нейронов, отдыхают все органы и системы организма. За день человек, а особенно ребенок, тратит огромное количество энергии. Во время сна, если он был полноценным, эта энергия восстанавливается, усваивается информация, полученная извне, регулируется нормальная работа органов. Именно поэтому сон так важен для растущего организма. Все детки разные. Кто-то более подвижный и активный. Кто-то больше мыслитель. Поэтому и спят они по-разному. Но есть некоторые нормативы возрастной суточной потребности во сне. Мы приведем данные, представленные доктором Е.О. Комаровским: Повторимся, что это суточная потребность. То есть в данное количество часов входят как дневной, так и ночной сон. С момента поступления ребенка в школу дневной сон из режима исчезает. Что касается дошколят, то здесь существуют нормативы не только продолжительности дневного сна, но и количества его периодов. Обратимся к доктору Комаровскому: Возраст Количество периодов дневного сна Длительность каждого периода, часы Ночной сон, часы Всего за сутки, часы От 5–6 до 9–10 месяцев 1,5 — 2 14,5 — 15 От 9 месяцев до 1 года 13,5 – 14 От 1года до 1,5 лет 1,5 – 2,5 13 – 13,5 От 1,5 до 2 лет 2,5 — 3 13 – 13,5 От 2 до 3 лет 10 — 11 12 – 12,5 От 3 до 4 лет 1,5 — 2 10 – 10,5 11,5 — 12 От 4 до 5 лет 1,5 — 2 10,5 — 11 От 5 до 6 лет 8,5 — 9 9,5 — 10 Что влияет на продолжительность сна Данные, приведенные выше, являются среднестатистическими. Поэтому не стоит ждать, что Ваш ребенок будет спать именно столько и ни минутой меньше или больше. На продолжительность сна влияет множество факторов. Прежде всего, это состояние здоровья. Если у Вас что-то болит, мешает расслабиться и создает постоянный дискомфорт, то о каком сне может идти речь?! Так же и у детишек. Но если ребенок испытывает общую слабость, недомогание, то продолжительность сна, напротив, будет больше. Постоянная сонливость, вялость ребенка – повод обратиться к врачу.

http://azbyka.ru/zdorovie/skolko-dolzhen...

" . Об остановленных часах, сделанных знаменитыми мастерами, вспомнили в середине 1960-х годов. Тогда в поселковый совет вызвали местного умельца Юрия Чудова, который работал электриком на лежневской фабрике. Чудов и его приятель Валерий Решетников взялись за работу. Большой, тяжёлый механизм был запущен - часы пошли! Так Чудов, оставаясь электриком, стал ещё и смотрителем часов. Огромные часы с четырьмя циферблатами, на все четыре стороны света, заводили вручную, 5-6 дней. " Механизм тяжеленный, нагрузка равна примерно 180 килограммам, - вспоминал Юрий Чудов. - На то, чтобы завести часы, уходило минут 25 " . Со временем появился специальный электромотор, с помощью которого часы заводят и поныне. Правда, в последние несколько лет это делает сын Чудова - Михаил, преодолевая 232 ступени, что ведут к часовому механизму. Все ремонтные работы, которые проводились на колокольне при советской власти, носили в основном поддерживающий характер. С 2011 года Ивановский регион пытался включить колокольню для получения федерального финансирования в федеральную целевую программу " Культура России " . Ремонтно-реставрационные работы на колокольне Троицко-Знаменской церкви начались в 2017 году. За 2 года на реставрационные работы было потрачено 40,4 миллиона рублей. Строители сначала укрепили фундамент и заменили внутренние перекрытия, затем занялись фасадом. Реставраторы столкнулись с трудностями во время работ. Старый слой, нанесённый ещё в 1980-е годы, был приготовлен по другой технологии и за прошедшие десятилетия намертво сцепился с кирпичом. " В то время было распространено применение штукатурок на основании цемента, и сейчас, когда приходится снимать этот слой, мы увидели, что штукатурка отслаивалась вместе с кирпичом " , - рассказал главный инженер подрядной организации Арсений Лотоцкий. Отреставрировали не только стены. Восстановили историческую лепнину, полностью обновили купол. Вместо меди его покрыли листами нержавеющей стали со слоем нитрида титана. На вид - как сусальное золото, но гораздо дешевле и прочнее.

http://sobory.ru/article/?object=06083

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010