ТаНаК Тора «Закон» Брейшит «В начале...» Шмот «Имена…» Ваикра «И воззвал...» Бемидбар «В пустыне...» Второзаконие Дварим «Слова…» Небиим «Пророки» Иисус Навин Разделение «ранние (старшие) пророки» (Ис. Нав. – 4 Цар.) 1 Самуила и «поздние (младшие) пророки» 2 Самуила (Ис. – Мал.) 1 Царств засвидетельствовано с VIII в. 2 Царств Три «больших» пророка (аналогия: Иеремия патриархи Израиля – Авраам, Исаак, Иезекииль Иаков); последовательность в традиции варьируется. Аввакум Софония Захария Малахия Кетубим «Писания» Псалмы Также существует последовательность Иов, Притчи, Псалмы; в Вавилонском Притчи Талмуде Книга Руфь находится непосредственно перед псалмами (родословная псалмопевца Давида). 5 книг – «праздничные свитки» – Песнь Песней приурочены с VI в. н.э. к следующим Екклесиаст праздникам: Руфь – завершение недели, Песнь – Песах, Екк. – Суккот, Плач – Есфирь день разрушения Храма, Есф. – Пурим; иная последовательность – согласно праздничному циклу. Даниил Согласно другой традиции XI в. н.э., Книги Хроник (Паралипоменон) Неемия находятся в начале «Писаний», чтобы эта 1 Паралипоменон часть Танаха начиналась с Адама, как и 2 Паралипоменон Христианского читателя Библии озадачит тот факт, что книги Ис. Нав. – 4 Цар. Танах причисляет к «Пророкам». К этому разделу они отнесены уже в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, где в «восхвалении отцов рода» ( Сир.44–1 ) Иисус Навин и Самуил прямо характеризуются как пророки (ср. Сир.46:1, 13, 16 ). Пророк Нафан упомянут в этой книге до Давида (ср. Сир.47:1 ), а Илия и Елисей, великие пророки Северного Царства, прославляются как главные деятели в истории Северного Царства (ср. Сир.48:1–16 ). Восприятие обеих Книг Царей (3–4 Цар.) как глубоко «пророческих книг» оправдано и по другой причине: в этих книгах пророки (Нафан: 3Цар.1 ; Ахия Силомлянин: 3Цар.11:29–39, 14:12, 18, 15:29 ; человек Божий из Иудеи: 3Цар.13 ; Михей, сын Иемвлая: 3Цар.22 ; Илия и Елисей [pass.]; Исаия: 4Цар.19–20 ; пророчица Олдама: 4Цар.22:14–20 ) – настоящие «двигатели» истории. Основой, мерилом и главным критерием своей деятельности они считают волю Божию, явленную в Торе; это роднит их с «пророком Моисеем» (ср. Втор.18:18, 34:10 ), через которого Бог даровал Тору людям, и еще раз объясняет нам, почему книги Ис. Нав. – 4 Цар., в которых эти пророки – главные действующие лица, воспринимаются иудейской традицией как «книги пророков».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

I. Как принимать священническое благословение? Прежде всего о нем самом. «Благословение есть преподаяние освящения», – говорит правило 26 VI Вселенского собора и правило 27 св. Василия Великого 561 Отсюда следует, что не может преподавать его тот, кто не имеет сам сего освящения 562 например: диакон, запрещенный иерей, еретик (хотя бы носил и папскую тиару). «Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения», – предписывает верным правило 32 Лаодикийского поместного собора 563 Благословение бывает двух родов: в первом случае благословляющий низводит на человека благодать чрез простое призывание имени Божьего 564 или хотя бы и чрез крестное знамение, но на расстоянии; во втором случае мы получаем освящение посредством наложения на нас рук, чрез прикосновение перстов благословляющей руки, чрез благословленный хлеб (ср. «сухарики» преп. Серафима Саровского ), воду из благодатных источников, чрез вату и масло от чудотворных икон и святых мощей. И малой, ничтожной вещицей, полученной или присланной в благословение от благодатных людей, надо дорожить, и она есть «благословение». Так как человек двояк, состоит из тела и души, то нельзя отрицать необходимости и благословения посредством наложения рук – оно необходимо, чтобы освящалась не только душа, но и наше тело. Так благословлял и Сам Господь, подавая нам пример, а также Его пророки и апостолы ( Мф. 19, 13, 15 и Лк. 24, 50 ; Мф. 8, 3 и Лк. 17, 12, 14 ; 4Цар. 5, 10–11 и 4Цар. 4, 34–35 ; Деян. 9, 40; 20, 10 ) 565 Церковь на пространстве своей истории сохранила обе формы благословения, но в старое время, на Святой Руси, у нас особенно любили вторую. Павел Алеппский, архидиакон, сын Антиохийского патриарха Макария, прибывший с ним в Россию в половине XVII века, говорит про наших предков: «...благословение человека архиереем издали им неизвестно; он должен их стукнуть пальцами...» 566 На это есть, конечно, свои основания. Припомним, что у первых христиан, в подражание Самому Христу, благословение заключалось в прикосновении и наложении рук ( Мк. 10, 13, 16 ). Конечно, в сопровождении молитвенной формулы 567 Теперь эта форма благословения сохранилась при хиротонии и хиротесии 568 у священников осталась она в практике при исповеди. Сила благодати, действующей чрез соприкосновение ее сосуда с тем, кто к нему приближается, несказанно велика. Это особенно видно на бесноватых. Ибо иное дело – просто благословить или перекрестить их, иное – положить с молитвою руку им на голову, иное – возложить на них св. крест, Евангелие, св. мощи. Древние святые, будучи великими чудотворцами, зная силу этих действий, всегда прибегали к ним. Из бесчисленных примеров довольно привести один. Св. Григорий Нисский рассказывает про знаменитого Григория Неокесарийского , по прозванию Чудотворца – ибо он имел от Бога великую благодать чудотворения, следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Первое указание этого пророчества есть грядущее запустение Палестины, и особенно богатой виноградниками Иудеи, как то можно заключить об винограде долины Есхола близь Хеврона 501 , упомянутого в Чис. 13:24 и винограде Енгедди в Песн. 1:13 502 . Но в читаемом нами пророчестве Исаии мы видим и символизм, относящийся к народу Израильскому. Мы видели в Ис. 5:6 , что Израиль уподобляется винограднику, который будет оставлен в запустении Господом; в Песн. 8говорится о младшей сестре невесты Возлюбленного, неготовой еще для любви, которая (см. т. IV Св. Летописи стр. 334 первой части) есть ветхозаветная церковь со сторожами и приставниками, долженствовавшими отдавать своему господину по тысяче серебренников. Соединяя эти пророческие образы, мы можем думать, что читаемое нами пророчество 23 стиха VII гл. Исаии имеет в виду не только ближайшее будущее запустение Палестины, но еще запустение всего нравственного и духовного виноградника, который, насажденный Господом, не принес ожидаемых плодов ( Ис. 5:4 ). Терн и колючка появились на месте бывшего виноградника, который должен был давать тысячу серебренников Господину своему, тогда как виноградари притчи Господней ( Мф. 21:33 ) не только убивали пророков, посылаемых к ним для увещания, но еще убили и Сына Господина своего, надеясь, что виноградник сделается их достоянием 503 . 24 . Со стрелами и луками будут ходить туда, ибо вся земля будет терновником и колючим кустарником. 25 . И ни на одну из гор, которые расчищались бороздниками, не пойдешь, боясь терновника и колючого кустарника: туда будут выгонять волов и мелкий скот будет топтать их. Пророк, видя запустение земли в своем пророческом видении, говорит: и о первом пленении десяти колен Израилевых во времена Ассирийских царей, что ясно обозначено появлением опасных зверей, (о которых говорит 4Цар. 17:25 ), почему и нельзя будет ходить по земле без луков и стрел; но он говорит и о втором плене и обезлюдении земли после Вавилонского нашествия. ( 4Цар. 25:11,26 ). Стих 25 пророчества Исаии, повидимому, настаивает на совершенном прекращении земледелия, как пророк выше указывал на уничтожение виноградников. Хлеб и вино отняты у народа обетованной, некогда богатой, земли, данной ему в удел. Христианин сделает сближение с VI главой Иоанна, где Господь говорит о хлебе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

305 ...благочестивый царь Иося... – Согласно Библии при царе Иосии были разрушены все жертвенники языческих богов, уничтожен прах людей, погребенных по языческому обряду, и истреблены жрецы ( 4Цар. 11:18 ). 306 ...царие в святителие еретики же и отступники в заточение посылаху и казнемъ лютымъ предаваху. – Примеры, приводимые в «Слове», должны были доказать, что цари и видные деятели греко-православной церкви участвовали в осуждении и наказании еретиков. В качестве примеров кроме уже названных перечислены императоры Юстин II и Тиверий II (VI в.), императрица Феодора-и сын ее Михаил (IX в.), иерархи: Александр, епископ константинопольский, участник Первого Вселенского собора (IV в.), Епифаний, епископ кипрский (IV – начало V в.), Евтихий, патриарх константинопольский (VI в.), Мефодий, патриарх константинопольский (IX в.). Среди еретиков названы Аэций, сторонник арианства (IV в.), епарх Адд (Аддус) и воевода Елевфирий Самчий, сторонники «нетленно-мнимой» ереси (VI в.), константинопольский патриарх Анний (имеется в виду Иоанн Грамматик, 837–843), упоминавшиеся и в других сочинениях Иосифа. 307 ...аще не подобаше инокомъ осужати ни еретика, ниже отступника, то како великий Анътоний осужаше ихъ? – Продолжая доказывать, что святители православной церкви не отличались терпимостью, автор называет следующие имена: Антоний Великий (Фивский), основоположник монашества (III–IV вв.), Пафнутий Исповедник (IV в.), Пахомий Великий (IV в.), Макарий Египетский (IV в.), Ефрем Сирин (IV в.), Исаакий Далматский (IV в.), Евфимий Великий (IV в.), Савва Освященный (конец IV – начало V в.), Феодосий Великий, основатель монашеского общежития ( в.), мученица Феодосия Цареградская (VIII в.), обличитель иконоборчества Феофан Исповедник (VIII–IX вв.) и др.; среди еретиков, которых они осуждали, упоминаются помимо уже названных также Мелетий (IV в.), Аполинарий (IV в.), император Валент (IV в.), Севир (конец V – начало VI в.). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 9: Конец XV-nepbaя половина XVI века. - 2006. - 566 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. священномуч. Фоки, еп. Синопийского. Пострадал от Африкана в царствование Траяна. Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 537. Act. SS. iulii. III. р. 629. Ruinart. III. 293). Март. Р. 14 июля. Мес. В. Имеет службу. Св. пророка Ионы. Пятый из меньших пророков, современник Амоса и Осии; жил при Ровоаме втором ( 4Цар. 14:25 ), за 825 лет до Р. Христ. Чет. Минея. (Act. SS. sept. VI. Р. 186). Март. Р. 21 сент. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Св. муч. Фоки вертоградаря. Усекнут в Синопе посланными за ним воинами (ок. 320 г.), которых он угостил в своем доме и умолил не лишать его венца мученического. «По морю плавающим обычно бе Фоку призывати на помошь». Чет. Минея. (Act. SS. sept. VI. р. 294). Март. Р. 5 марта. Св. Петра, иже прежде мытарь бе. В царствование Юстиниана (527–565); был главным сборщиком податей в Африке. Он не знал творить милостыню. Однажды неотступное прошение нищего исторгло у него подаяние, и видение вразумило его, что и сие, почти невольное, благотворение имеет великий вес пред очами Небесного Мздовоздаятеля. После сего, он стал так милосерд, что раздал имение нищим и придал себя самого для них же. Скончался в Константинополе. Чет. Минея из Жития св. Иоанна Милостивого. (Act SS. 20 ian. р. 328 и 506). У Греков и Коптов – 20 янв. Преп. Ионы пресвитера, отца Феофану, творцу канонов, и Феодору начертанному. Подвизался и скончался в обители св. Саввы (в 9 веке). Пролог 21 сент. (Act SS. sept. VI. р. 270). Имеет канон на повечерии. 23 Зачатие честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Лк.1:24 . Март. Р. 24 сент. Мес. В. См. 7 янв. о прочих праздниках Предтечи. В службе канон Иоанна Дамаскина . Свв. мучч. Андрея и Иоанна, и чад Иоанновых, Петра и Антонина. Пострадали в Африке от Агарянского князя Аврахима, коим были пленены в Сицилии, в 9 в. Пролог. (Act SS. sept. VI. р. 650). Март. Р. Св. мученицы Ираиды, девицы Александрийской. Вышед за водою, она увидела судно с христианами разного звания, которых отправляли на муки. Св. Ираида присоединилась к узникам, и первая обезглавлена была по прибытии в Антинополь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

297 Синодальный Перевод: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (κα κριος βρεξεν π Σοδομα κα Γομορρα θεον κα πρ παρ κυρου κ το ορανο...) ( Быт. 19:24 ). 305 Правила Святых Апостолов: Правило 63 «Аще кто епископ, или пресвитер, или дьякон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его. Или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен ( Деян. 15:29 ). Цит. по Никодим Милаш . Епископ. Правила Православной Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. Т. 1. С. 139. Правила VI Вселенского Собора: Правило 67 «Божественное Писание заповедало нам воздержатися от крове и удавленины и блуда ( Деян.15:29 ). Посему, ради лакомствующаго чрева, кровь какого бы то ни было животного, каким либо искусством приуготовляющих в снедь, и тако оную ядущих, благорассмотрительно епитимии подвергаем. Аще убо кто отныне ясти будет кровь животного каким либо образом: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен. Цит. по Никодим Милаш . Указ. соч. С. 556. 320 Геена – полное название Енномова долина евр. Гехинном ( Неем. 11:30 ), называемая также «долиною сынов Енномовых» ( Нав. 15:8 ; 4Цар. 23:10 ),– плодоносная долина к югу от Иерусалима, на границе колен Иудина и Вениаминова ( Нав. 18:16 ; Неем. 11:30 ). Долина начинается к западу от города Иерусалима, на юг от дороги в Яффу, тянется к югу, поворачивает у западного угла Сиона на восток и сливается с Кедронской долиной. В юго-восточной части этой покрытой садами и рощами долине, близ Силоамского пруда, находилось, по словам Иеронима, место, называемое Тофет (т.е. плевок или гарь), где идолопоклонники евреи сжигали в честь Молоха своих детей ( Иер. 7:31 и дал.; 19:6, 14; 32:35; 3Цар. 11:7 , и где безбожный Манассия приносил в жертву своих детей ( 2Пар. 33:6 ). Иосия уничтожил эти мерзости и осквернил это место ( 4Цар.23:10 ), так что на него в последствии смотрели с отвращением ( Иер. 19:11 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Вся 66 стр. списана у Алмазова, стр. 283, 284, 285, 287. Примечание тоже взято из текста Алмазова на стр. 285 и 292. От себя о. Малиновский добавил лишь несколько опечаток, между прочим искажение латинских слов, особ. вм. Lucifer–Incifer. Вся 67 стр., за исключением разве маленького 3-го прим., взята из книги Алмазова, хотя не всегда дословно. См. стр. 287, 286, 287, 288, 289. Прим. 1-ое со стр. 288, при чем за свои выданы не только слова Алмазова, но и Бинтерима, тщательно отмеченные кавычками у Алмазова. Прим. 2-ое у Алмазова же со стр. 286. Как у Алмазова пропущена цитата к библейским словам о Неемане ( 4Цар. 5:14 ), так нет ее и у о. Малиновского. Кроме того, безграмотно написаны латинские глаголы immegro, submegro. Сам о. Малиновский в 1-м прим. на след. стр. пишет – виноват! – списывает: mergitamur. Почти вся 68 стр. списана с книги Алмазова; только сокращаются выдержки из свв. отцев. См. стр. 289, 290, 289, 290, 291. Цитаты в примечаниях тоже взяты. Срвн. 1-ое – стр. 281 прим. 1; 2-ое – стр. 290 прим. 1, 2, 3:3-ье – 289 прим. 4 (сделана ошибка!); 4-ое – стр. 291 прим. 1. – В конце стр. 68 зачем то к худшему меняется перевод Алмазова из Климента Александрийского : βαπτιζμενοι=будучи погружены; у Алмазова верно: будучи погружаемы. Стр. 69-ая тоже вся в точности списана с Алмазова, стр. 292, 294, 295, 294, 295, 296, вместе с цитатами в примечаниях. Срвн. 1-ое – стр. 292 прим. 4–5, стр. 293 прим. 1 и 3; 2-ое – стр. 294 прим. 1; 3-ье – стр. 294 прим. 4; 4-ое – стр. 295 прим. 1; 5-ое – стр. 295 прим. 2:6-ое – стр. 295 прим. 4 и стр. 294 прим. 3. Стр. 70 вся пересказ и отчасти выписка из Алмазова, стр. 296, 300, 302 прим. 5. 303. Списанное первое примеча- —686— ние отмечено цитатой, а цитата в прим. 3 создает видимость, что у Алмазова, взято только находящееся в тексте известие Герберштейна. Прим. 4-ое выписано из текста книги Алмазова, стр. 303–304, и находящияся у Алмазова под строкой цитаты вписаны в текст примечания. В конце неудачное сокращение Алмазова. Сказано о крещении мучеников Акиндина, Игнатия, Феодула, Филимона и стоит цитата (из Алмазова) на Четьи Минеи кн. VI, ч. II. Конечно, здесь говорится о крещении не всех перечисленных мучеников. У Алмазова еще цитаты: кн. XI л. 8 об., кн. XI л. 105 об.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От века и до века Ты – Бог, благословен Ты, Боже, – Царь, прославляемый гимнами!» А молитва: «Душа всего живого» помещена в нашем «Древне еврейские молитвы с именем апостола Петра». См. Pesachim Babyl. 118. а у Gold. 2, 734 сл. Во избежание опьянения запрещается пить вино между 3 и 4 чашами, между тем как между 2 и 3 пьют сколько угодно. Мишна Песах. X. 7 у Переф. 2, 258 ср. Иер. Гем. р. 153. 80 Употребляется по желанию еще и пятая чаша с пением псалмов 120 (119)–137 (136). Но в талмудическом трактате о пасхе нет указаний на эту чашу. Притом заключительный псалом 137-й: «на реках Вавилонских» не гармонирует с общим радостным и мирным настроением празднества. Во всяком случае во время Христа и для иудеев Палестины он был бы неуместен. Не говорим уже о том, что псалом совсем не соответствует духу Христова учения. Поэтому Сам Господь и Его ученики не могли бы воспевать такого псалма, если бы даже он и в то время полагался пасхальным обрядом. 82 διδσκαλος κα κριος соответственно обычным у евреев величаниям раввинов: рав или равви, мор – мори, алуф – алуфи=учитель или учитель мой, господин или господин мой, – обычно в сочетании: равви умори или равви ваалуфи – учитель мой и господин мой, – также ави – отец мои. В Сир. пер. рабан у моран – учитель наш и Господь наш. Ср. Авот VI, 3 Surenh. IV, 486 Переф. Киньян Тора 3, – IV. 501 Царь Давид, наученный Ахитофелом, называет его «учителем своим (равво), господином своим (алуфо) и ближним – другом своим». Ученики у евреев не называли своих учителей по имени, но всегда величали этими почетными названиями. Ср. Babyl. Taanith 20. b Gold. III, 477 (удвоено: равви – равви, мори – мори), – Sanhedrin 98. a Gold. 7, 427, lin. 18 – обращение к Мессии; равви умори, – ibid. 100. a Gold. 437. lin. 19 sq: осуждается называние своего учителя по имени, за что и был наказан Гиезий ( 4Цар. 8:5 ), – Makkoth 24. a Gold, 7, 607, lin 3 sq: «Иосафат при виде ученого – толмида – вставал с трона, обнимал его, целовал и называл: ави – ави, равви – равви, мори – мори: отец мой – отец мой, учитель мой – учитель мой, господин мой – господин мой». Эти и др. параллели см. у Wünsche, Neue Beiträge zur Erläuterung der Evangelien aus Talmud und Midrasch к эт. м. и Schöttgen, Horae Lebraicae к эт. м. 83 Так лучше переводить выразительно поставленное φελετε, вместо «должны», как более отвлеченного и общего, употребляющегося в переводе и там, где нет отдельного глагола для этого понятия, напр. будущее долженствуемости или отглагольное прилаг. (герундий) и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Глава 6 1–33. Новые чудеса пророка Елисея: всплытие топора, открытие пророком сирийских военных планов, явление пророку небесного воинства, поражение сирийцев слепотой, предвидение опасности со стороны Иорама. 4Цар.6:1 .  И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; 4Цар.6:2 .  пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. 4Цар.6:3 .  И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. 4Цар.6:4 .  И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. 4Цар.6:5 .  И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! 4Цар.6:6 .  И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. 4Цар.6:7 .  И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его. Связь начала гл. VI с концом предыдущей блаж. Феодорит устанавливает так: «Гиезий, сей любитель стяжаний, сделался прокаженным, а сонм пророков возлюбил крайнюю нищету. Они не имели даже дома, жили же в шалашах. Почему и просили великого пророка идти с ними нарубить дерев для построения оных. И такова была их нищета, что не на что было приобрести собственный топор» (вопр. 19). По обстановке и содержанию данный раздел (ст. 1–7) прямо примыкает к рассказу 4Цар.4:38–44 . Чудо всплытия топора, по блаж. Феодориту, «прообразовало домостроительство нашего Спасителя. Ибо как легкое древо потонуло, а тяжелое железо всплыло, так нисхождением Божия естества совершено восхождение человеческого естества». 4Цар.6:8 .  Царь Сирийский пошел войною на Израильтян, и советовался со слугами своими, говоря: в таком-то и в таком-то месте я расположу свой стан. 4Цар.6:9 .  И посылал человек Божий к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли. 4Цар.6:10 .  И посылал царь Израильский на то место, о котором говорил ему человек Божий и предостерегал его; и сберег себя там не раз и не два.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.8:16 .  В пятый год Иорама, сына Ахавова, царя Израильского, за Иосафатом, царем Иудейским, воцарился Иорам, сын Иосафатов, царь Иудейский. 4Цар.8:17 .  Тридцати двух лет был он, когда воцарился, и восемь лет царствовал в Иерусалиме, 4Цар.8:18 .  и ходил путем царей Израильских, как поступал дом Ахавов, потому что дочь Ахава была женою его, и делал неугодное в очах Господних. 4Цар.8:19 .  Однако ж не хотел Господь погубить Иуду, ради Давида, раба Своего, так как Он обещал дать ему светильник в детях его на все времена. 4Цар.8:20 .  Во дни его выступил Едом из-под руки Иуды, и поставили они над собою царя. 4Цар.8:21 .  И пошел Иорам в Цаир, и все колесницы с ним; и встал он ночью, и поразил Идумеян, окружавших его, и начальников над колесницами, но народ убежал в шатры свои. 4Цар.8:22 .  И выступил Едом из-под руки Иуды до сего дня. В то же время выступила и Ливна. 4Цар.8:23 .  Прочее об Иораме и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.8:24 .  И почил Иорам с отцами своими, и погребен с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Охозия, сын его, вместо него. О царствовании Иорама, 5-го царя иудейского, параллельное повествование ( 2Пар.21:1 ) содержит, кроме указанного в данном разделе ( 4Цар.8:16–24 ), 3 новые подробности: a) обличительное письмо пророка Илии к Иораму ( 4Цар.8:12–15 ); б) нашествие на Иудею при Иораме филистимлян и аравитян, захвативших в плен имущество и детей Иорама (стихи 16–17) и в) тяжкая болезнь Иорама в течение двух лет, и погребение вне царских гробниц (ст. 18–21). О годе воцарения Иорама (ст. 16–17) ср. комментарий к ( 4Цар.1:17 ). Нечестие его (ст. 18) было делом влияния родственного ему Израильского царствующего дома: он был зятем Ахава и Иезавели ( 2Пар.18:1 ), был женат на дочери их Гофолии. Только верность Иеговы завету своему с Давидом ( 2Цар.7:12 ; ср. 3Цар.11:36 ) хранила этот недостойный отпрыск его рода. Из внешних дел сообщается здесь о неудачном походе Иорама в Идумею (ст. 20–22; 2Пар.21:8–10 ), где при нем явился царь, видимо, самодеятельный, а не наместник иудейского царя, как было прежде ( 3Цар.22:48 ; 4Цар.3:9 и след. ); по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:5,1, «идумеяне убили прежнего царя, который был вассалом отца Иорама, и выбрали себе царя по своему усмотрению»; предпринятое Иорамом нападение на Цаир – вероятно на идумейский город (у LXX-mu и слав. Сиор, ср. Onomast. 625, 626) и поражение идумеян не принесло пользы, вместе с отложением Едома (ср. Пс.3:7 ), отложился и город Ливна – древнехананейский город ( Нав.10:22,12:15 ), доставшийся Иудину колену ( Нав.15:42 ) после настоящего нападения еще раз возвратившийся к Иудейскому царству ( 4Цар.19:8 ; Ис.37:8 ; ср. Onomast. 634). В отложении Едома от Иудеи блаж. Феодорит усматривает (вопр. 25) исполнение пророчества Иакова Исаву: будет же время, егда ... отрешиши ярем от выи твоея ( Быт 27.40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010