Глава 31 (1) Увы, сходящие в Египет за помощью! Они полагаются на коней, И надеются на колесницы, потому что их много, И на всадников, потому что они очень храбрятся, А не обращаются к Святому Израиля, И не ищут Иеговы... (2) Но и Он премудр... Наведёт бедствие, – И от слов своих не отступится, – Восстанет против дома нечестивых И против помощи делающих беззаконие. (3) И египтянин человек, а не Бог, И кони их плоть, а не дух. Иегова прострёт руку свою, И попятится назад защитник, И повалится защищаемый, Все вместе погибнут. (4) Вот что сказал мне Иегова: Как лев, или львёнок, когда ревёт над добычею своею, Хотя бы толпа пастухов собралась на него, Не дрогнет от их крика, Не уступит их множеству; Так Иегова воинств сойдёт, Чтобы сразиться за гору Сион И за холм его. (5) Как птицы птенцов, Так Иегова воинств защитит Иерусалим, Защитит и спасёт, Пощадит и избавит. (6) Возвратитесь же к Тому, от кого вы отступили далеко, Сыны Израиля! (7) Ибо в тот день каждый возненавидит идолов своего серебра И идолов своего золота, Которых вылили вам руки ваши на грех. (8) И будет поражён Ассур не мечем мужа, Меч не человека истребит его, Он обратится в бегство не видев меча 176 , Его юноши 177 обомлеют. (9) В страхе он убежит от укрепления своего, Его военачальники придут в ужас перед знамением 178 . Вот что говорит Иегова – Тот, у которого огонь на Сионе И очаг в Иерусалиме. XXV 179 176 Предсказывается поражение ассирийского войска под стенами Иерусалима ангелом, истребившим в одну ночь 185000 чел. ( 4Цар. 19, 35 ). Вместо - (себе) читаем: - (не) ; первое чтение, хотя и общепринятое, заключает не обычный плеоназм и не представляет соответствия смыслу предшествующих предложений; последнее чтение было в кодексе, с которого переводили LXX, его же держался бл. Иероним в своём переводе; оно сохранилось также в двух древних кодексах. 177 Т. е. лучшая часть войска, те, которые считались по преимуществу свежими, сильными и храбрыми. 179 Это, можно догадываться, отрывок из речи, относящейся к вступлению на престол Езекии. С вступлением на престол благочестивого и справедливого Езекии после нечестивого отца своего Ахаза, пророк соединяет представление о Месии, с воцарением которого водворится справедливость и под защитою которого не будет места притеснению и насилию. Читать далее Источник: Книга пророка Исаии (Ешаия). (Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. А.А. Олесницкого (с масоретского текста))//Труды Киевской Духовной Академии. 1865. Т. 3. С. I-VI, 1-288 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Деревами виноградным и смоковничным, произрастившими для чад духовного Сиона плоды в правду, он называет прежние законодательства, которые стали приносить плоды по вочеловечении Слова, когда воцарилось над нами девство, между тем как прежде, по причине греха и великого заблуждения, они были безсильны и не произращали отраслей. Ибо истинная виноградная лоза и истинная смоковница не могли доставлять нам пищу, способствующую к жизни, пока процветала смоковница не истинная и разнообразно украшенная для обольщения; когда же Господь изсушил ложные и подражавшие истинным дерева, сказавши горько-плодной смоковнице: да не будет впредь от тебя плода во век ( Mф. XXI, 19 ), тогда истинно плодоносные расцвели и произрастили пищу в правду. Случается и многократно, что виноградная лоза прилагается к самому Господу ( Uoah. XV, 1 ), а смоковница к Духу Святому, так как Господь веселит, а Дух врачует сердца людей. Посему и Езекии повелено было сначала приложить себе пласт смокв ( 4Цар. ХХ, 70 . Uc. XXXVIII, 21 ), чтобы исцелиться, что означает плод Духа, т. е. любовь, по словам Апостола, который говорит: плод же Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание ( Гaлam. V, 22–23 ), которые, по причине сладости их, пророк назвал смоквами. И Михей говорит: каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их ( Mux. IV, 4 ). Очевидно, что прибегшие и успокоившиеся под покровом Духа и Слова не будут страшиться и бояться возмутителя сердец. Глава VI. Тайна видения пророка Захарии. Что маслина означает законодательство, данное при Моисее, это объясняет пр. Захария, говоря так: и возвратился тот Ангел, который говорил со мною и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его, и сказал он мне: что ты видишь? и отвечал я: вижу, вот светильник, весь из золота, и чашечка для елея на верху его, и две маслины, – одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ея ( Зax. IV, 1–3 ). И спустя немного: когда пророк спросил, что значит две маслины с правой и с левой стороны светильника и две масличные ветви близ двух трубочек, то Ангел сказал в ответ: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли ( Зax. IV, 4 ), называя так две первородные силы, предстоящие Богу 92 , которые в этом доме (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

и: праведных души в руце Божии ( Прем.3:1 ). Ибо поверившие Богу, хотя бы и почили, не мертвы, как Спаситель говорит Саддукеям: a о воскресении мертвых не читали ли вы написаннаго: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых: ибо у Него все живы ( Мф.22:31, 32 ; Лк.20:38 ). Поэтому и останки тех, которые живы у Бога, не лишены чести. Так, прор. Елисей по смерти своей возбудил мертвого, убитого Сирийскими разбойниками; ибо когда тело его прикоснулось к костям Елисея, он, встав, ожил ( 4Цар.13:21 ), а этого не случилось бы, если бы тело Елисея не было свято. И целомудренный Иосиф обнимал Иакова, по смерти лежавшего на одре. И Моисей и И. Навин вынесли останки Иосифовы, не почитая этого осквернением. Поэтому и вы, епископы и прочие, прикасайтесь к почившим без наблюдения ( Чис.19 ) и не думайте, что оскверняетесь этим и останками их не гнушайтесь. Оставьте эти глупые наблюдения и украшайте себя святостию и целомудрием... Постанов. Апост. кн. VI, гл. 30. О почивших же во Христе диакон, по возглашении содержащегося в первой молитве, чтобы опять не сказал вам того же, пусть присовокупляет и сие: о почивших во Христе братиях наших помолимся, яко да человеколюбец Бог, приемый душу его (усопшего), прости ему всякое согрешение, вольное и невольное и милостив и милостив быв, приведет его в страну благочестивых, покоющихся в недре Авраама и Исаака и Иакова, со всеми иже от века благоугодившими Ему и сотворшими волю Его, отонуже отбеже болезнь и печаль и воздыхание... И епископ пусть говорит: ...Сам и ныне призри на раба твоего сего, его же избрал еси и приял еси в ин удел, и прости ему, аще что вольно или невольно согрешил и ангелы милостивы пристави ему и вчини его в недре патриархов и пророков и апостолов и всех, иже от века тебе благоугодивших. Постанов. Апост. кн. VIII, гл. 41. Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях н молитвах, ради Воскресшаго в третий день, и девятины, в воспоминание сущих здесь почивших и сорочины – по древнему образцу, ибо так народ Израильский оплакивал Моисея 109 годины о памяти почившего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Исаия пророк Исаия пророк (спасение Иеговы) ( 4Цар. ХХ, 1 ) – один из величайших ветхозаветных пророков, сын Амосов и родной брат ц. Амасии, как гласит иудейское предание. Из Свящ. Писания о нем известно, что он жил в Иерусалиме, имел двух сыновей и пророчествовал во времена царей иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии ( Uc. VII:3, VIII:3, 18 ). К пророческому служению Исаия был призван особенным чудесным образом, именно: он видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном; края риз его наполняли весь храм. Вокруг его летали сера­фимы и взывали друг к другу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его. При виде сего величия славы Божией, Исаия воскликнул: Горе мне! погиб я!.. Ибо я человек с нечистыми устами... и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда один из летавших серафимов коснулся горя­щим углем, взятым клещами с жертвенни­ка, уст Исаии и сказал: вот это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищены. И сказал ему Гос­подь: Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? Исаия отвечал: Вот я, пошли меня! ( Uc. VI ). Вступление в пророческое служение Исаии последовало в последний год царство­вания Озии (VI, 1) , за 759 лет до Р. X., и продолжалось более 60 лет. Из II кн. Пар. ( II Nap.XXXII, 32 ) можно видеть, что он жил еще по смерти Езекии и по древнему преданию, принятому многими отцами Церкви, по повелению ц. Манассии был перепилен деревянной пилой между кедровыми досками за обличение царя и вельмож в нечестии. По свидетельству Иеронима, слова ап. Павла: «были перепиливаемы» ( Ebp. XI, 37 ) относятся именно к пр. Исаии. Пророчества пр. Исаии отмечаются удивительной ясностью и точностью. Из множества оных достаточно указать, напр., на его пророчества о рождении Спасителя от Девы ( Uc.VII, 14 ) и страданиях Спасителя ( Uc. LIII ). По удивительной ясности пророчеств Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Он так ясно описывает будущее, говорит блаженный Иероним , что кажется, не столько предсказывает будущее, сколько излагает историю времен минувших. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

По 2Езд.4Зоровавель просит Дария послать «все сосуды, взятые из Иерусалима, которые отобрал Кир,» а по 1Езд.1:7—11 Кир не только не «отобрал» эти сосуды, но напротив отдал их, и они тогда же принесены были Шешбацаром в Иерусалим. По каноническим писаниям их отобрал Навуходоносор (ср. Дан.5:2; 4Цар.25:13—16; 1Езд.1:7). По 2Езд.4все иудеи освобождаются Дарием от податей, а по книге Неемии (5:4; 9:36—37) такой свободы не было дано.    Все указанные «недоумения» дают основания признавать вставки против канонических повествований, в 2Езд.3—5:6, не имеющими канонического авторитета, не согласными с историей и противоречащими всем другим повествованиям книги. Но все вставки имеют благочестивый назидательный характер, способный поучительно подействовать и на правителей разъяснением полномочий, прав и обязанностей их и ответственности пред народом (2Езд.4:1—12), и на всякого читателя разъяснением пагубы, производимой вином (2Езд.3:18—24) и распутством (4:24—31). Но для всех великих и малых, богатых и бедных, ученых и неученых, чрезвычайно поучительно рассуждение об истине и ее величии и господстве в мире по воле Бога истины: «вся земля взывает к истине и небо благословляет ее, и все дела трясутся и трепегцут пред нею и нет в ней неправды, все неправедные погибнут, а истина пребывает и остается сильною во век, и живет и владычествует в век века. И нет у ней лицеприятия и различения, но делает одно справедливое… И нет в суде ее ничего неправого, она есть сила, и царство и власть, и величие всех веков: благословен Бог истины!» (2Езд.4:35—40). Кто и из современных читателей неспособен тронуться этим возвышенным гимном истине, раздавшимся в эпоху междоусобиц, кровопролитий, насилий сильных над слабыми?.. Кто, при чтении этих возвышенных слов, не в состоянии забыть и отнестись безразлично к точному определению, при ком они произнесены: при Кире или Дарие, или после них, лишь бы были произнесены. Таково и вообще значение всей рассматриваемой книги — не хронологически-историческое, а моральное, коим она и занимает место в Библии. На этот отдел преимущественно обращали внимание отцы Церкви и его прославляли: Киприан (Ер. 74, 9), Августин (De civit. Dei. 18, 36), Ориген (Нот. IX in Iosuam. Сот. in Iohan. t. VI, 1). Августин видел здесь даже пророчество о Христе, названном «истиною» (De civit. Dei 18, 36).    Кроме морального значения вторая книга Ездры (в отделах, соответствующих каноническим повествованиям) имеет историческое значение, как памятник древнего иудейского понимания канонических исторических писаний, параллельный переводу LXX. Климент Александрийский цитирует, как историческое, повествование 3 главы (Strom. 1, 21), а Иосиф Флавий всю книгу в этом смысле повторяет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Потому что он спешил идти в Иерусалим, пострадать там и пролить кровь; а приятие Его самарянами и учение этого народа, заняв Его, побудило бы Его отложить день страданий, принять которые Он шел. Почему Он и в другом месте говорит: Я пришел только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 15:24 ). И апостолам Он заповедал: в город Самарянский не входите ( Мф. 10:5 ): потому что хотел отнять у иудеев всякий предлог к преследованию Его, – чтобы не сказали они: распнем Его, ибо Он в связи с недругами и врагами нашими. Итак, Он имел вид путешествующего в Иерусалим. По толкованию другого рода, самаряне потому и не приняли Его, что Он спешил войти в Иерусалим. На то, чтобы не приняли Его, была воля Господа. Но апостолы, жившие в законе, знали из него только о таком правосудии, по которому требовалось око за око, зуб за зуб; они намереваются отмстить за оскорбление, последовать примеру Илии, по голосу которого огонь пожрал двух военных пятидесятников; и потому говорят Господу: хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал ( Лк. 9:54 )? Они хорошо говорят: хочешь ли, мы скажем; потому что и Илия говорил: если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба на вас ( 4Цар. 1:10 ). Итак, чтобы слова апостолов имели силу, на то должна быть воля Господа. Без повеления Его апостолы напрасно говорили бы, чтобы сошел на них огонь. Другими словами, апостолы как бы так говорили: если за оскорбление раба, Илии, сошел огонь с неба, и пламя пожрало не самарян, а даже иудеев: то не тем ли более пламя должно было устремиться на нечестивых самарян за презрение, оказанное Сыну Божию? Но Господь, пришедший не для того, чтобы судить, но чтобы спасти, и не со властью, а со смирением, не в славе Отчей, а в уничижении человеческом, напротив того упрекнул их, что они забыли учение Его и благость евангельскую, о которой Он говорил: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ( Мф. 5:39 ); и – любите врагов ваших ( Лк. 6:27 ). Глава VI Ты предложила мне еще другой вопрос из Евангелия Луки: кто этот строитель неправедный, который получил похвалу из уст Господа ( Лк. 16:1 и дал.)? Пожелав узнать причину вопроса и место, подавшее к нему повод, я раскрыл книгу евангельскую и между прочим нашел, что когда к Спасителю приближались мытари и грешники слушать Его, на это роптали фарисеи и книжники, говоря: зачем Он принимает грешников и ест с ними? ( Лк. 15:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По 4Цар. 17, 24 , первые переселенцы в Самарию были отправлены из городов Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваима. Под Вавилоном писатель, очевидно, разумеет город этого имени, а не страну. Кута ( ст. 24 и ст. 30, у LXX-mu Χουνθ и Χοθ; слав, „иже от Хуфы“), без сомнения, тождественна с упоминаемым в клинописных текстах городом Kutu или gudu. Это был город в средней Вавилонии, к северо-востоку от Вавилона, в местности Tell-Ibrahim, где Гормузд Рассам нашел значительные остатки зданий и клинописные дощечки с указанием на существование здесь храма Нергала 295 . Авва ( ст. 24, или в Цар. 18:34; 19:13; у LXX-mu в 4Цар. 17:24 и β в 4Цар. 18:34, 19:13 ; слав. „от Аиа“) город, местоположение, которого точно неизвестно, одни считают его сирийским городом 296 , другие вавилонским. Ролинсон отожествляет Авву с Jhih талмуда и с επολις; или ς; греческих авторов, указывая место его на правом берегу Евфрата 297 . Кнобель помещает в Финикии 298 , а Чейн 299 предлагает вместо читать и видит в имени название города завоеванного Тиглат Пилезером в 734 г. Емаф ( , у LXX-mu Αμθ в 4Цар. 14:25–28 ; μθ в 4Цар. 23:33 ; μαθ в 3Цар. 8,65 ; слав. „Емаф»), Hamati, Amattu и Amatti клинописных текстов – метрополия сирского царства, город, лежавший на Оронт, многократно упоминаемый в Библии и представляемый здесь идеальной границей Израильского царства 300 ( 3Цар. 8:65 ; 4Цар. 9:25 ). Сепарваим ( , в ст. 31 ; у LXX-mu Σεπφαραυα B и Σεπφαρεμ Лук., слав. „Сепфаруим») считается многими авторами (Венцингер, Киттель, Деллер) городом Сирии и отождествляется с упоминаемым в Иез. 47Сивраимом и sabarain клинописных текстов. Положение города, при этом, указывают к востоку от Хомского озера, на месте нынешней Сафраны (Шмальцль), или же в Hirbet es-Sanbarije при подошве Ермона (Кастерен). Основанием считать Сепарваим городом сирским служит то, что название его неоднократно употребляется рядом с сирским городом Хамат или Емаф ( 4Цар. 18:64 ; Ис. 36:19 ). Но, по-видимому, с большим правом можно видеть в имени Сепарваим гебраизованное название вавилонского города Sippar’a, тождественного с Σιπφρα Птоломея (V,18,7) и Sipparenum Плиния (VI,30). Форма двойств. числа для имени города образовалась или вследствие соединения слов Sippar – maim, Сиппар при реке, или в виду того, что город состоял из двух городов – Сиппара с культом Самаса и Сиппара с культом богини Анунит. Сиппар, упоминаемый еще в вавилонском сказании о потопе, лежал на правом берегу Евфрата и потому в клинописи называется иногда „городом Евфрата». Место города открыто (в 1880–81) Гормуздом Рассамом на холме Абу-хабба, в 15 нем. мил. к северу от Вавилона, несколько восточнее нынешнего русла Евфрата 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Но переворот привёл не к тем результатам, на которые надеялись пророческие вожди: придя к власти, Ииуй, как видно, вовсе не собирался доводить религиозную реформу до конца. Покончив с языческими святилищами (по крайней мере, на государственном уровне) ( 4Цар.10:18-28 ), он не стал переносить религиозную столицу из Бейт-Эля (Вефиля) в Иерусалим, очевидно, понимая, что это подорвёт независимость его собственного государства ( 4Цар.10:29-31 ). Преемники же Ииуя, по-видимому, свели на нет все его реформы, вернувшись к прежней религиозной политике ( 4Цар.13:1-2 ). Вся кровь, пролитая Ииуем, оказалась пролитой напрасно, к тому же немало скомпрометировав в глазах современников не только пророческое движение, но и сам яхвизм. Эта попытка установить в Северном Царстве теократическое правление оказалась первой и последней; она была предпринята около середины VIII века, и уже очень скоро Самарийское Царство прекратило своё существование под ударами ассирийской армии. Единственным хранителем яхвизма осталась Иудея. Иудея до ассирийских войн После смерти Соломона и распада возглавляемой им страны его сын и преемник Ровоам оказался правителем небольшого государства, занимавшего Иудейское нагорье и южную часть Самарии, а также некоторые области в пустыне Негев, включая оазис Беэр-Шева (Вирсавия). Это государство, просуществовавшее до начала VI века, историки называют обычно Южным Царством или Иудейским Царством, а иногда и просто Иудеей. В отличие от Северного Царства, Иудее удалось пережить ассирийские войны, по окончании которых она просуществовала ещё почти два столетия, и конец её истории положило нашествие вавилонян. Надо заметить, что Иудея как государство во всех отношениях уступала Северному Царству. Территориально она была меньше последнего почти вдвое; из двенадцати еврейских кланов в Иудее обитало лишь два. Крупных городов здесь не было, за исключением Иерусалима; население сохраняло в основном прежний, патриархальный образ жизни, занимаясь, как встарь, террасным земледелием и пастбищно-отгонным скотоводством горного типа.

http://azbyka.ru/istoriko-kulturnyj-kont...

Op. cit. S.60. 18 Это обстоятельство особенно выставляет Keil. Op. cit. S.147–148. To же самое см.: М. Вержболович. Цит. соч. С.248. 19 Такое непрерывное существование пророческих школ решительно доказывает Майбаум. Op. cit. S.46–47. 20 Так можно думать на основании 4Цар.6:21 и 4Цар.13:14. Ср.: 4Цар.2:12. 21 " Similitude, inquam, mihi in hac locutione videtur desumpta abeo, quod ilia aetate cultores literarum edita urbium aut agrorum loca elegerint, iu quibus scholos suas aperuerunt " . Vitringa. Op. cit. P.352. 22 Подробно об этом см.: М. Вержболович. Цит. соч. С.284–286. Oehler пишет: " In dem spдmer nicht vorkommenden ‘ben nabi’ dieser Stelle liegt die letzte Spur der Prophetenschulen " . Herzog. RE2. Bd. 12. S.278. 23 По хронологической таблице Евальда этот период обнимает 111 лет. 24 См.: Проф. С.С. Глаголев. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. С.105. 25 См.: Проф. С.С. Глаголев. Сверхъестественное откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. С.105. 26 Contra haer. I,9,4. PG. T.7. Col.544A–B. Сочинения. С.48. 27 Ibid. Col.521,524. Там же. С.41. 28  Ibid. Col.521A–B. Там же. С.41. 29 " Так поступил один, описывая Гомеровыми стихами Геракла, отправленного Еврисфеем за адским псом, ибо ничто не препятствует для примера привести их, потому что приемы (dpice…rhseij) у тех и других одинаковы.  Это сказал и стенящего жалобно выслал из дому (Од.Х,76)  Мужа Геракла, свершителя подвигов чудных (Oд.XXI,26),  Муж Еврисфей, Персеида Сфенела потомок (Uл.XIX,123),  Пса увести из Эреба от страшного бога Аида (Uл.IV,368).  Вышел он в путь, будто житель нагорный - лев, силою гордый (Oд.VI,130),  Быстро чрез город; его провожали все близкие сердцу (Uл.XXIV,327),  Девы младые, и юноши, многострадальные старцы (Oд.XI,38),  Плача по нем неутешно, как будто на смерть отходящем (Uл.XXIV,328).  Подали ж помощь и Эрмий, и светлая взором Афина (Oд.XI,625),  Зная любезного брата, и как он в душе озабочен (Uл.II,409).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

По словам блаженного Феодорита , «каждый пророк имел обычай описывать события, в это время совершавшиеся, ему современные. Другие же, совокупив это воедино, составили книги Царств» («Толкование на книги Царств», предисловие, см. вопр. 4 на 2 Царств и 49 на 4 Царств). Боговдохновенное достоинств книг Царств этим само собою предполагается. Время написания 3-й и 4-й книг Царств может быть с вероятностью определено – из упоминания об освобождении Иехонии (562 г.) и отсутствия в книгах указания о конце плена и указе Кира (536 г.), второй половиной вавилонского плена, около половины VI столетия до Р. X. Писатель книг неизвестен: определенных указаний на автора в книгах нет. Талмудическое предание (Baba batra 15 f. 5) считает писателем 3-й и 4-й книг Царств пророка Иеремию. Но если в пользу этого предположения могло бы говорить сходство некоторых мест из книг Царств с книгами пророка Иеремии (ср. 4Цар.2 с Иер.52 ), то прямо против него говорит: а) время и б) место написания 3-й и 4-й книг Царств, поскольку это время и место могут быть определены с вероятностью. Мы видели, что 3-я и 4-я книг Царств могли быть написаны не ранее второй половины плена вавилонского; в таком случае пророк Иеремия был бы тогда уже столетним старцем; но известно, что пророк Иеремия в первые же годы пленения уведен был иудеями в Египет ( Иер.43:6 ), где вскоре принял мученическую смерть от соплеменников (ср. Четьи-Минеи, под 1 мая). Невероятно также, чтобы Египет был местом написания 3-й и 4-й книг Царств: не для малой группы египетских беглецов из иудеев требовалось составление такого произведения, а для основной части народа Божия, т. е. плененной в Вавилоне. Последний и является вероятным местом происхождения обеих книг (указание на это видели, между прочим, в 4Цар.24 ), и если указаний на жизнь Египта в наших книгах почти нет, то вавилонская жизнь и события из истории Ново-Халдейского царства многоразлично отразились в этих книгах. Но если пророк Иеремия не был писателем 3-й и 4-й книг Царств, то он все же влиял своей книгой на священного писателя 3-й и 4-й книг Царств (ср. Иер.52 и 4Цар.25 ). Принятие книг в канон (в раздел «nebim rischonim» – «пророки первые, раннейшие») во всяком случае говорит о высоком достоинстве и авторитете их в иудейской церкви. Цель книг нравоучительная – показать, что «пока Израиль умел пользоваться Божественным промышлением, он жил в мире и тишине, и все ему были покорны; но когда он терял помощь Божию, он подвергался неприятным нападениям» (блаженный Феодорит, толк. на 4 книгу Царств, вопр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010