Мы, люди, не осознаем, как нам повезло. Величайшее счастье, что истинный Господь добр и человеколюбив. Господь любит нас изобильно. Мы не можем измерить Его любовь к нам, ибо она превосходит наше понимание и даже воображение. Господь стремится к нам. Он хочет, чтобы мы познали, как ревностно Он нас любит. Мы в своем неведении отвращаемся от Него, но Он хочет, чтобы мы вернулись к Нему. Мы надрываем Ему сердце своей дерзостью и судим Его за все, что дурно в мире, хуже того, осуждаем Его, но Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45). С самого начала Он хотел, чтобы мы разделили с Ним вечную жизнь. Он хочет, чтобы мы соединились с Ним, чтобы Его благодатью обрели вечную жизнь, любовь, славу и Царствие, чтобы имели в себе радость совершенную (Ин. 17:13). Я был грешником сколько себя помню. Мне не надо об этом слышать или читать, это факт, который я знаю из собственного сердца — в нем до сих пор живет память о множестве моих дурных поступков. И все же Господь терпеливо меня ждал, тайно и кротко работая мне во благо. Всем, даже осознанием греховности я обязан Богу. Лучи Божьего света просияли во мне и явили мне мою греховность. Воистину счастлив тот, кто ощутил свою греховность, ибо Дух Божий уже начал свершать в нем Свой труд. Личное осознание греховности — первый и, возможно, самый большой шаг к спасению. Оно порождает в нас истину, если мы оплачем свою греховность и поймем, что нуждаемся в Божьей милости. Осознание собственной греховности порождает в нас тягу к Богу, ибо Он — источник чистоты. Оно пробуждает в нас благодатный страх Божий, когда мы поймем, что лишь Он, источник света, может вывести нас из смертной тьмы и отчаяния. Оно смиряет нас и делает щедрым к другим, когда мы осознаем, что дурны сами и должны быть милосердны к тем, кто творит зло. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2419...

Мысль о всеобщей греховности людей была присуща уже некоторым языческим мудрецам древности. Например, Софокл считал, что «все грешат – таков удел живущих» 901 , а Еврипид был убежден в том, что «безгрешных нет людей» 902 . Мысль о греховности всех, без исключения, людей совершенно определенно выражена в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета: Нет человека, который не грешил бы ( 3Цар.8:46 ); Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»? ( Притч.20:9 ); Все уклонились, сделались равно непотребными... ( Пс.13:3 ); Я сказал в опрометчивости моей: «всякий человек ложь» ( Пс.115:2 ); Бог верен, а всякий человек лжив... ( Рим.3:4 ) 903 ; Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя... ( 1Ин.1:8 ). Всеобщая греховность людей обусловлена единством человеческой природы. Библия в выражениях, не оставляющих никакого сомнения, утверждает родовой характер греха. После грехопадения люди рождают детей по подобию своему и по образу своему ( Быт.5:3 ) и каждый человек приходит в мир несвободным от греха: Кто родится чистым от нечистого? Ни один... Что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть праведным? ( Иов.14:4, 15:14 ). Царь Давид восклицает: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя ( Пс.50:7 ). Очевидно, что здесь нельзя иметь в виду ни личного греха царя-пророка, ни греха его родителей, поскольку родители Давида состояли в законном браке и принадлежали к числу ветхозаветных праведников. Поэтому под «беззаконием» и «грехом», в которых был зачат и рожден Давид, следует понимать наследственную греховность, которая, начиная с Адама, преемственно распространяется от родителей к детям. В ветхозаветные времена уже существовало представление о том, что грех прародителей, совершенный ими в раю, не остался лишь их частным делом, но некоторым образом распространился и на все их потомство и потому всем людям свойственна греховность, которая изначально дана в самой природе приходящего в мир человека и делает его повинным греху еще до начала сознательной жизни:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

«Надобно, – говорит Н. А. Астафьев , – стараться мыслию переноситься в то время, в ту местность, где происходило описываемое Евангелием событие, и быть притом не простым лишь зрителем, но участником его, к себе применяя читаемое так, как бы оно ко мне именно относилось. «Что вам говорю, говорю всем», – сказал Господь ученикам Своим при одном случае ( Мк.13:37 ). Тогда-то именно, и только тогда, когда мы к себе применяем читаемое, испытываем на себе ту чудную возрождающую силу, которая таится в Слове Божием, как в семени». Читая о прокаженных, расслабленных, слепых, хромых, беснующихся, которых исцелил Господь, помышляй, что душа твоя, носящая многоразличные язвы греха, находящаяся в плену у демонов, подобна этим больным. Научайся из Евангелия вере, что Господь, исцеливший их, исцелит и тебя, если ты будешь прилежно умолять Его об исцелении твоем. Стяжи такое расположение души, чтобы тебе быть способным к получению исцеления. Способны получить его сознающиеся в своей греховности, решившиеся оставить ее. Горделивому праведнику, т. е. грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель. Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенной дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие. Нужно читать с верою Св. Писание, написанное по внушению Духа Божия, и понято может быть лишь при содействии Св. Духа, а чтобы удостоиться этой благодати, надо иметь младенчески доверчивое сердце. Вспомним слова Спасителя: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие (тайны царствия Божия) от мудрых и разумных, и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ), и с детским доверием будем читать Слово Божие, как послание Небесного Отца нашего к нам. Великая разница: умом своим понимать буквальный смысл Слова Божия и признавать его за истину, или устами веры вкушать его, принимать его в сердце свое. Как пища, вкушаемая приятна для вкуса и питательна для тела, поддерживая в нем жизнь, так и Слово Божие, вкушаемое верою, веселит сердце и питает жизнь души. «Вкусите и увидите, как благ Господь!» – восклицает Псалмопевец ( Пс.33:9 ). Для него «суды Господни» были «слаще меда и капель сота» ( Пс.18:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Не имея ничего сказать в свое оправдание, человек только трепещет Бога и готов скорее бросить всякую мысль о своем спасении и отдаться безбожию. Сам собою любви Божией он не поймет и к ней не обратится. " Как призывать Того, в Кого не уверовали " ? (Рим.10,14). Как обратиться с мольбою о помощи и прощении к Тому, о любви Кого не знают? " Преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаиваем в них: как же можем мы жить? " (Иез.33,10). Грешник может просить у Бога помилования только тогда, когда знает, что Господь относится к человеку " по великой милости Своей и по множеству щедрот Своих " , только в этом случае человек может просить об отмене праведного приговора Божия за грехи (Пс.50,3,6). Закон правды предносится сознанию человека во всей своей неумолимой ясности: " Беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе Единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими соделал " . Этого сознания изгладить нельзя. Где же спасение? Вера во Христа, как средство к познанию любви Божией " Бога никтоже виде нигдеже " ; познать, следовательно, что Он есть любовь, никто сам собою не может. Его явил человечеству " Единородный Сын, сый в лоне Отчи " (Ин.1,18). " Любовь (Божию) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою " (Ин.3,16). Таким образом, познать любовь Божию может только тот, кто верует, что Иисус, пострадавший и распятый, есть, действительно, Сын Божий. А раз кто верует, что Христос, действительно, пострадал ради нас, в том может ли остаться какой-нибудь след страха пред Богом и отчуждения от Него? " Если Бог за нас, - говорит верующий, - кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? " (Рим.8,31-32). Человек сознает себя бесконечно виновным пред Богом, но если Бог дал Своего Сына, чтобы " привлечь всех к Себе " (Ин.12,32; Кол.1,20-22), если для одной погибшей овцы Он оставил Своих девяносто девять непогибших, - следовательно, эта овца, при всей своей греховности, при всей своей отчужденности от Бога, продолжает быть дорога Ему, - при всей ее греховности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1128...

Никогда не следует забывать, что блудный сын сначала жил в отцовском доме и потом его покинул, а его старший брат, хотя и не покидал отцовского дома, однако, одержимый завистью, самомнением и эгоизмом, по духу был ближе скорее к свиньям, от общества которых освободился впоследствии младший брат, чем к своему любящему и великодушному отцу ( Лк.15 гл.). «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ), – пишет апостол Иоанн, а апостол Павел, всегда сознававший свою близость к Богу, через Христа ( 2Кор.12:2–4 ; Гал.2:20 ), свидетельствовал: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:22–23 ; ср. 2Кор.12:7–10 ). Однако между греховностью христианина, находящегося в благотворном состоянии любви к Богу и ближним, и греховностью человека, принадлежащего к «миру» в отрицательном аспекте, который придает этому понятию евангелист Иоанн ( 1Ин.2:15–17 , Ин.15:18–19 ), есть существенное различие. В первом случае грех органически чужд просветленной природе новой твари ( 2Кор.5:17 ), рожденной от воды и Духа ( Ин.3:5 ). Поддаваясь искушению и впадая в грех , христианин переживает то же, что инфицируемый здоровый организм. Все его силы поднимаются на борьбу с греховной инфекцией, он мучительно переживает свое заболевание, иначе говоря, осуждает себя, раскаивается в грехе и борется с ним. Грех неизбежно влечет за собой страдание, самоосуждение и покаяние. В результате происходит: в онтологически-нравственном аспекте – очищение, а в правовом – прощение. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды... сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом – Иисуса Христа, Праведника» ( 1Ин.1:9, 2:1 ). «Если ходим во свете, подобно как Он во свете, то... Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ) Нет сомнения, что под хождением во свете Евангелист понимает здесь то самое состояние пребывания в Боге и с Богом, о котором он сам говорит в дальнейшем ( 1Ин.4:16 ) и которое мы назвали состоянием святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Но взгляните на Марию Египетскую. О ее страшной греховности, о ее безудержном, даже, можно сказать, противоестественном разврате, начавшемся с детских лет, знает весь мир. Вся вселенная знает о том, что эта женщина была развращенной в чрезвычайной степени, о ее греховности проповедуется в Церкви. Но что за чудо: покаяние превратило самое страшное бесславие, самый низкий позор в славу! И по-настоящему понять святость преподобной Марии можно, лишь сравнив приобретенную ею чистоту с прежней ее порочностью. На все времена, для всех народов, исповедующих Православие, Мария Египетская стала образцом покаяния, образцом надежды на Бога. Она показала, что даже самый падший и низкий человек имеет надежду не только на прощение грехов, но и на то, чтобы стать особенно близким к Богу, соделаться как бы любимцем Божиим, стать даже равноангельным. И если мы не достигаем подобного состояния, не освящаемся в такой степени, как преподобная Мария, то в этом наша вина. Может быть, мы не способны поститься или подвизаться в пустыне так, как она. Но покаяние заключено не столько во внешних подвигах, сколько в нашем внутреннем состоянии. Лишь потому, что мы не имеем такой ревности, какую имела эта великая подвижница, мы не приобретаем и такой благодати. В честь преподобной Марии Египетской на Литургии читается евангельское зачало, в котором также говорится о кающейся грешнице. Грешнице, кающейся у ног Спасителя. Некто из фарисеев просил Господа, чтобы Он вошел вкусить с ним. И, войдя в дом фарисея, Он возлег ( Лк.7:36 ). 7  В то время вкушали пищу лежа головой к столу: левой рукой и левым боком опирались на подушку, а правой рукой брали еду. И вот женщина, которая была известна в городе как грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алебастровый сосуд с миром и, став сзади у ног Его, начала, плача, обливать ноги Его слезами и волосами головы своей отирала и целовала ноги Его и мазала миром ( Лк.7:37–38 ). Здесь не говорится определенно, в чем состояли ее грехи, но представления людей того времени были таковы, что на гневливость человека или склонность его к осуждению, я думаю, не обращали особенного внимания и под словом «грешник» подразумевали человека развращенного, живущего в блуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Нужно учить людей догматическому и нравственному преданиям Церкви. Нужно учить первым правильным проявлениям покаяния в человеке – страху Божию, сокрушению сердца, плачу о своих греховности и погибели, нищете духа. Нужно учить людей заповедям Евангелия, по которым все мы будем судимы на Страшном Суде и их правильному исполнению. Нужно учить людей правильному отношению к Таинствам, особенно к Исповеди и Причастию. Нужно учить людей правильной молитве и правильному отношению к посту. И многим другим необходимым элементам покаяния пастырям необходимо постоянно учить своих прихожан. А пока даже те мизерные остатки крещёных людей, которые еще посещают храмы, остаются ненаученными покаянию и погибают в своём неведении и греховности. О Вере и покаянии каждый думает по-своему, каждая овца бредёт в свою сторону и никто ее не останавливает, никто о ней не заботится. «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов » (Мф. 24:45-51). Остались ли еще такие пастыри, которые во время дают вверенным им овцам Христовым пищу для их ПОКАЯНИЯ? Остались ли еще такие пастыри, которые, понимая, что до сих пор не делали того, что должны делать, захотели бы, подобно неверному управителю (Лк. 16:1-9), получить прощение от Господа и даже быть Им похваленными? Если остались, то совершенно понятно и очевидно, что сразу они ничего сделать не смогут. Духовное состояние паствы чрезвычайно запущено. И то, о чём я писал выше – это могло бы быть лишь идеалом того, что нужно делать для обучения прихожан.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/28/o_...

Оба они пришли в дом Отца Небесного, чтобы излить перед Ним свою душу, и начали молиться. При виде столь нежеланного соседства дух фарисея смутился; но в то же время это соседство дало ему благодарный материал для молитвы: как кстати подошел этот презренный мытарь, который верхом своей греховности давал яркую картину противоположности с воплощенной праведностью! И видя в этом как бы действие Промысла Божьего, фарисей начал громко молиться: « Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди — грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь .» Можно представить себе, каким презрительным взглядом при этих последних словах фарисей сверкнул в сторону несчастного мытаря! Он пришел молиться, но при виде этой воплощенной греховности ему уже не о чем молиться: в сравнении с ним он воплощенное совершенство, сама праведность, облачившаяся в широкие воскрилия, и потому ему остается только благодарить Бога, что он не таков, как прочие люди. По своему благочестию он стоит неизмеримо выше всех других людей, не говоря уже об этом жалком, презренном у людей и отвергнутом у Бога мытаре, который от стыда не смеет поднять даже глаз и от угрызений совести ударяет себя в нечестивую грудь. И довольный собою, фарисей начал по пальцам перечислять дела своего благочестия, как бы желая этим осязательно доказать самому Богу свое неотъемлемое право на оправдание, как залог вступления на лоно Авраамово. « Пощусь два раза в неделю », перечислял он; « даю десятую часть из всего, что приобретаю », и конечно, упомянул при этом, что десятину дает даже с мяты, аниса и тмина (Матф. 23:23). Этим самохвальственным кощунством и кончилась вся его молитва. Ни единого искреннего вздоха не вырвалось у него из груди, ни единого слова покаяния не проронили его гордые уста, и еще раз презрительно сверкнув в сторону мытаря, той же высокомерной поступью вышел из храма, звучно опустив, конечно, при этом и свой золотой или серебряный сикль в сокровищницу храма, — в посрамление все тому же мытарю, как сборщику этих сиклей с народа Божьего для сокровищницы нечестивых язычников.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Обручение Девы Марии со св. Иосифом. Рафаэль. 1504 г. Поклонение волхвов. Мозаика. XII в. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою ( Мф. 2:1–12 ). Оба евангелиста согласны в том, что Иисус родился от Девы без участия мужа, и в обоих случаях упоминается Святой Дух. Как понимать действие Святого Духа в рождении Иисуса и в чем смысл рождения Иисуса от Девы без участия мужа? Поклонение волхвов. Леонардо да Винчи. 1480-е гг. Для евангелистов, пишущих об этом, смысл очевиден: Иисус родился сверхъестественным образом потому, что Он был не только Сыном Давида и Сыном Авраама, не только Сыном Человеческим, но и Сыном Божиим. Как Сын Человеческий Он рождается от Марии – представительницы человеческого рода. Но как Сын Божий Он рождается от Самого Бога по действию Святого Духа. При этом Иисус никогда и нигде в Новом Завете не называется Сыном Святого Духа: Он Сын Бога Отца; Святой Дух лишь принимает участие в Его рождении, сходя на Марию, но не является Его родителем. Максим Исповедник ссылается на мнение «некоторых мужей», согласно которым от Святого Духа, «словно от семени мужа», Иисус получил душу, «плоть же была образована из девственных кровей». Современные толкователи толкуют рождение от Девы более обобщенно: «Не следует понимать девственное рождение как высказывание о биологическом процессе зачатия: оно указывает на существо личности Иисуса в Его уникальном отношении к Богу как Сына Божьего». В последующей церковной традиции сложилось устойчивое представление о том, что Иисус родился от Девы без участия мужа потому, что сам акт зачатия сопряжен с грехом, тогда как Сын Божий был свободен от греха. Из евангельского повествования это не явствует: здесь говорится о том, что Сын Девы спасет людей Своих от грехов их, но не говорится о греховности самого акта зачатия ребенка от мужчины и женщины. Между тем представление о том, что акт зачатия сопряжен с грехом, присутствует уже в Ветхом Завете; оно выражено, в частности, в известных словах псалма: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя ( Пс. 50:7 ). Речь идет не о греховности полового общения между мужчиной и женщиной: подобная идея скорее противоречит Библии, чем вытекает из нее. Речь идет о той греховной наследственности, которая передается через акт зачатия от одного человека к другому, от отца к сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он прольет на тебя свою богатую милость. Если ты имеешь какую-либо обязанность при храме, то исполняй ее с величайшим благоговением и осторожностью, как служащий Богу, а не человекам. Вместе с упомянутым мытарем, повествует Евангелие, взошел в церковь для молитвы фарисей. Как лицо со значением, фарисей встал на видном месте. Вероятно, у него была мысль – она обычна всем фарисеям – принести назидание присутствующему народу своим благоприличным стоянием и молением. Тщеславие он вменял не опасным для себя, как преуспевший в добродетели, а некоторое лицемерие извинительным в видах общей пользы. В чем же заключалась молитва фарисея? Он, во-первых, прославил Бога. Начало хорошее. Но вслед за тем принялся исчислять не благодеяния Божии, а свои заслуги и доблести, так что по такому исчислению следовало бы и началу быть иному. Фарисей правильнее бы начал, если бы начал прямо с прославления себя, а не Бога. Бог прославлен только проформой, для некоторого прикрытия гордости. Гордость эта проявилась в осуждении и уничижении ближнего, совесть которого неизвестна была фарисею, сознание которого в грехах привлекло милость Божию. Фарисей, лицемерно прославив Бога, говорил: «я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк. 18, 11 ). Здесь очевидны: несознание своей греховности, сознание своего достоинства, истекающая из них гордость, высказывающаяся осуждением и уничижением ближнего. Молитва фарисея не была принята Господом, Который в заключение сей притчи сказал: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится »( Лк. 14, 11 ). Из этого видно, что каждый желающий, чтобы молитва его была принята Богом, должен приносить ее из сознания своей греховности и крайней недостаточности по отношению к добродетели, должен приносить ее, отвергнув сознание своих достоинств, точно ничтожных перед необъемлемым достоинством Бога, должен приносить ее из сердца, смирившегося перед всеми ближними, из сердца, полюбившего всех ближних, из сердца, простившего ближним все оскорбления и обиды. «Я,» – говорит молитвенно Богу пророк, – «по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе пред Тобою» ( Пс. 5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010