Если исходить из второго толкования слов Апостола Павла – «потому что все согрешили» – то речь должна идти об ответственности каждого человека только за свои личные грехи, а не за преступление Адама. В этом случае Адам является лишь прообразом, «прототипом» всех будущих грешников, каждый из которых, повторяя грех Адама, несет одинаковое с ним наказание. «Когда мы поддаемся воздействию злых помыслов, будем обвинять себя, а не прародительский грех», – говорит святой Марк Подвижник (Φιλοκαλα, τ.A’, 117). Грех Адама, согласно этому толкованию, не является причиной нашей греховности, потому что в грехе Адама нет нашего участия; следовательно, и вина Адама не может быть вменена нам. Так понимает слова Апостола «φ’ πντες μαρτον» блаженный Феодорит , который считает, что каждый человек несет наказание только за свой грех, а не за грех праотца (PG 66, 160). На какой точке зрения стоит в данном вопросе преподобный Симеон Новый Богослов ? В его писаниях отсутствует подробное толкование приведенных слов Апостола Павла ( Рим.6:32 ), но можно полагать, что ему все-таки ближе их первое понимание, чем второе. Во всяком случае, он не однажды говорит о наследственной поврежденности человеческого естества, и учение о греховной «закваске» или о семени греха, укоренившемся в человеке, по-видимому, ему не чуждо. Святой Симеон говорит, что первый Адам из-за своего преступления стал причиной тления и смерти для всех людей (Hymn. 44, 284–286). Каждый человек осужден находиться «в месте изгнания, куда пали первые преступники, то есть Адам и Ева.., где глубокая тьма, где огромная яма.., где плач, горе и непрекращающееся рыдание, где всякая теснота, забота и печаль, смерть и тление всех... содержит» (Hymn. 22, 71–79). Место изгнания – это земля, которая прежде была нетленна и все произращала сама собой, а после преступления стала тленной и лишилась своей производительности (Eth. 1, 60–62). Таким, образом, человечество причастно грехопадению Адама хотя бы потому, что унаследовало от него внешние условия своего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин достаточно подробно говорит о поводах, служащих развитию страсти тщеславия: «Иного покушается оно ввергнуть в превозношение тем, что он более всех терпелив в деле и труде; другого тем, что он паче всех скор на послушание; иного тем, что он превосходит всех других смирением» 282 . Подобным же образом и преподобный авва Дорофей обращает внимание на то, что избираемые подвиги доброделания становятся порой поводами для возношения. Так бывает, «когда кто тщеславится, что он упражняется в бдении, в посте, что он благоговеен... Случается также, что иной и смиряется для славы» 283 . Говоря о духовном делании, преподобный Нил Сорский прямо указывает те причины, от которых развивается в человеке страсть гордости: «Из-за многих трудов и подвигов, которые стяжал человек, и страданий, которые претерпел он за добродетель, приражается ему помысл гордыни, по причине жития его благоговейного» 284 . Божия помощь Существует опасность, что основанием для гордости может послужить подаваемая Богом помощь. Чтобы не допустить этого, Господь часто медлит и как будто не отвечает на молитвы. Об этом говорит преподобный Иоанн Лествичник : «Все, просящие чего-нибудь у Бога, и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят; или потому что, просят не по достоинству, и по тщеславию; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы, или впали бы в нерадение» 285 . Преподобный Паисий Святогорец указывает на то, что в таком случае человек своей гордостью «прогоняет» Его помощь. Святой замечает: «Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой» 286 . Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал одному священнику: «Сколько сейчас людей получают спасительный толчок от Господа к возрождению души (это я вам из повседневного опыта духовника говорю). Толчок получили, а дальше должно быть осознание чуда Божией любви, преобразующей жизнь. Не гордостное самомнение о полученном даре, но осознание своей греховности» 287 . Похвала как фактор, способствующий гордости

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Оно основывало свои наставления не на случайных мнениях людей, оспариваемых другими, не человеческой пользы искало, но неизменной и благой воли Господа. От имени Господа возвещалось, что человек грешен. Человек всегда чувствовал горькую и глубокую правду этого положения. И язычники сознавали греховность, но не находили средства избавления от нее. Христосблаговествовал измученному грехом человечеству, что спасение возможно, и для этого понес крестную смерть воплотившийся Единородный Сын Божий. Человеку необходимо возродиться, и ему даны и указаны средства возрождения. Все возвещаемое Господом нужно принять верою и ввести в свой внутренний опыт, в себе ощутить спасительную истинность христианства. Во время постепенного духовного восхождения человек ощущает усиливающееся блаженство от искоренения в себе греха и единения с источником святости — Господом. Первенствующие христиане направляют свои усилия, чтобы и дети усвоили веру в спасение и в близость Бога и склонились к спасительной жизни. Средствами воспитания являлись: наставления отца и матери дома, наставления епископов и пресвитеров в собраниях верующих, совершение Святых Таинств как всемогущих проявлений Святого Духа, упражнение детей в делах благочестия и в молитве. Кто из родителей пренебрегал этим священным и высоким делом, тому грозил суд Божий, близкий и грозный. Эта мысль выражена во многих местах творений апостольских мужей. (5. 283–284) “Учение двенадцати апостолов”, или Дидахэ “Учение двенадцати апостолов”, которое именуется также Дидахэ (учение) по первому слову греческого текста, занимает особое место в христианской письменности, по своему содержанию оно ближе всего стоит к книгам новозаветного канона. Это первохристианское творение впервые было опубликовано в Константинополе в 1883 году митрополитом Филофеем Вриеннием. Он обнаружил в 1873 году в библиотеке Иерусалимского ( Свято-Гробского) подворья в Константинополе греческую рукопись, написанную в 1056 году и содержащую послание мужей апостольских и Дидахэ, датируемое концом или началом II века.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Епископ Игнатий, 15 ноября 1860 585 (741, 283). Забота о больных О дамах, вышедших замуж за границей, сожалею. Век такой! Вкус такой! Залоги такие! О бывшей К. Е. очень сожалею. Так люблю все их семейство, что приятности их и неприятности живо трогают меня. 14 декабря 1860 586 (284). Пожелание о. Михаилу принять ангельский образ, а себе окончить жизнь в уединении Усердно желаю тебе принять святой ангельский образ во спасение души твоей и окончательное отрешение от мира. Относительно себя скажу тебе прямо, что я никакого видного места для себя не желаю, да и не в силах, по болезненности и по истощению от болезненности, понести служения на видных местах, а искренно желаю где-либо в уединении и неизвестности окончить дни свои во внимании себе и покаянии. 27 декабря 1860 587 (743, 285). О собственной греховности; об обманчивости земного благополучия и о других предметах Спаси, Господи, за все и за свидетельство о мне, что я от продолжительной болезни истощился. Это совершенная правда. Грешную мою жизнь всю перезабыл; пиши, что знаешь и хочешь, а я только то знаю и помню, что жизнь моя была и есть цепь грехов. Справедливо святые отцы называют земную жизнь обманчивой, а счастье, которое не остается собственностью человека на вечность, самообольщением. Сколько примеров земного довольства и величия, рушившихся пред нашими глазами! А теперь живой пример К. О. – И богат, и славен, да по рассудку в детском состоянии, а потому и слава, и богатство составляют лишенную почти всякого значения обстановку, которую смерть вполне отымет. Велика к нам милость Божия, приведшая нас в монастырь. Это благо выше всех земных благ. О мне ходят здесь основательные слухи, что переведут. Что ж? Вся земля принадлежит одинаково Богу, и я предаю себя всецело Его воле и водительству. Бог нередко устраивает для тех, которые вручили себя Ему, душеполезное положение обстоятельствами противными. Тихона Воронежского обвиняли в излишней горячности; по причине такого обвинения он должен был удалиться в монастырь, где сподобился особенной милости Божией. В предсмертном завещании своем святитель именно приносит Богу особенную благодарность за то, что даровано ему было приготовиться к переходу в вечность тщательным покаянием. Вот что сочтено духовным мужем за благодеяние Божие: изгнание с кафедры и смиренное пребывание в монастыре. Самое правильное суждение!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

I. Тайна спасения мира крестною жертвою Сына Божия вызывала и вызывает не мало недоуменных вопросов, однако требующих ответа, – в пределах, конечно, возможного уразумения этой тайны. Так, издавна ставят вопрос: зачем понадобилась такая великая жертва за грех, как воплощение и смерть Сына Божия? Разве Бог не мог даровать спасения людям другими средствами, которые открыли бы Его благость, напр., просто через прощение греха, просвещение совести, или чего-либо подобного? Нет сомнения, что неистощимая премудрость Божия могла измыслить и иные, неведомые нам способы спасения. Но «праведно, – говорит св. Лев В., – милосердие Господа: ибо тогда как для искупления рода человеческого были у Него неизреченно многие средства, Он избрал преимущественно это средство», т. е. воплощение и смерть Сына Божия 282 ). Так думали об избранном Богом средстве искупления и другие отцы церкви: они признавали необходимость воплощения и страданий Сына для спасения падшего человечества не безусловную, а условную, – домостроительственную. «По какой причине, спрашивает св. Григорий Б., кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял Исаака, приносимого отцем, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна?» – и отвечает: «Отец приемлет (кровавую жертву Сына) не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, н возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он покорствующим во всем» 283 ). По словам блаж. Августина, «были и другие способы (т. е. спасти человечество) для Бога, власти Которого все подчинено, а только не было и не могло быть другого способа, более пригодного (convenientiorem) для уврачевания нашей немощи» 284 ). И действительно, средство, избранное Богом, совершеннейшим образом соответствует своей цели, ибо оно явилось таким средством, которым принесено совершеннейшее удовлетворение правде Божией и истреблена человеческая греховность, совершено воссоздание человека без нарушения его свободы и воссоединение его с Богом, побеждена смерть и уничтожены все следствия греха. Какой иной способ искупления мог бытъ столь же целесообразным, это нам не открыто, а те пути и средства, какие представляются возможными уму человеческому, конечно, не могут быть наилучшими, чем избранное премудростью Божиею средство. У древних учителей церкви, особенно у Афанасия В., можно находить и подробное обсуждение вопроса, почему Богу не угодно было совершить спасение каким-либо другим способом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Воспринимая раскол церковного единства одним из тяжелейших грехов, Православная Церковь категорически отрицает возможность обретения вечного спасения в схизматическом сообществе. На этом основании действует принцип акривии, предполагающий распространение на раскольников всей строгости церковных канонов и отказывающий им в признании действительности таинств и священнодействий. Однако соображения икономии позволяют при определенных обстоятельствах смягчать действие канонических предписаний. Согласно мнению целого ряда крупных православных богословов, возможность применения снисхождения объясняется тем, что несомненная духовная ущербность схизматических сообществ подчас может сочетаться с крайне ослабленной их причастностью к церковной природе. В этой связи протоиерей Сергий (Булгаков) полагал уместным признать существование «церковной периферии», не всегда совпадающей с границами канонической Церкви 282 , а Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) усматривал глубокую мудрость соборного разума Церкви в исповедании принципа церковного единства наряду с признанием единства крещения, совершенного даже в раскольническом сообществе 283 . Таким образом, подвергая раскол безусловному осуждению, подчеркивая греховность и неспасительность пребывания в схизме, Православная Церковь в отдельных случаях может допустить признание раскольнических таинств. Но это признание распространяется только на того, кто с покаянием возвращается в кафолическую Церковь и навсегда порывает с раскольническим сообществом. По мысли протопресвитера Георгия Флоровского , признание действительности крещения у раскольников можно уподобить признанию действительности причащения для грешника, недостойно приступающего к Таинству Евхаристии и вкушающему Святые Дары себе во осуждение 284 . Допуская воссоединение схизматиков без перекрещивания, Православная Церковь в ряде случаев отказывается от повторения над ними крещальной формулы, возвращая полученному в расколе таинству спасительную значимость.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskolov...

Утешение Чтобы утешение воспринять, необходимо почувствовать скорбь, печаль и страх Суда. Утешение от ЕВАНГЕЛИЯ, но прежде необходимо ПОКАЯНИЕ. Утешение христианское в духовной радости. Утешение всегда подается после искушения (8, с.1060–1061). За что человек получает утешение от Бога Несите немощи друг друга без ропота, ожидая себе за это награду и утешение от Бога (3, с.19). Обращение к Творцу приносит утешение в скорбях Более всего скорбная душа в трудные моменты находит утешение и подкрепление в непосредственном обращении к своему Творцу и Создателю Богу. Человек даже тогда получает некоторое облегчение и утешение, когда сообщит свою скорбь близкому другу, и тем более умиротворяется его дух при молитвенном обращении к Богу, Который слышит каждое слово. И если это будет угодно Его святой воле и полезно делу нашего спасения, то Он как милосердный Отец пошлет Свою помощь и избавит от скорбных обстоятельств (7, с.283–284). Утешение в молитве и чтении слова Божия Господь так утешительно воздействует на дух молящегося, что последний часто вместо скорби испытывает чувство благодарности, преданности Ему и радости (3.115). Подобное же действие оказывает на душу христианина в его скорбях и чтение слова Божия (7, с.284). Живое и действенное утешение дает душе глубокое сознание своей греховности Только глубокое сознание греховности приводит человека к истинной вере, подающей душе живое и действенное утешение (3.134) (7, с.226). Все свое упование и утешение христианин, ревностно исполняющий волю Божию, полагает в едином Боге, и все блага мира для него станут подобны сору (7, с.230). Читать далее Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова/Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

1126 Наиболее тесная связь в этом пункте христианского мировоззрения преп. Кассиана заметна у него с Григорием Нисским , сочинение которого «Об устроении человека» и посвещено исключительно антропологии. Состав человека и его способности указываются преп. Кассианом те же, что и у Григ. Нисск. См. Григ. Нисск. «О жизни Моисея» ч. 1 стр. 230–300. «О молитве» стр. 433 и особенно соч. «Об устроении человека». Взгляд на «ум» как на «владычественный» в природе человека, на стремление его к Богу, как закон его природы, и на необходимость подченять направление всей жизни этому закону богоподобного ума, как закону истинной жизни человека, ясно раскрыт восточными о. о. раньше преп. Кассиана: Григ. Нисск. в указанных сочинениях; Антон В. см. Доброт. т. 1, 66, 88, 71; «Наставления о добр. жизни в 170 гл. Доброт. т. 1 стр. 80–86. У Антония В. очень ясно выступает вделение ума в душе, как особого Божьего дара. Ум богоподобен и стремится к Богу. Доброт. т. 1, стр. 81–82. Прямо говорится, что душа госпожа тела; Доброт. т. 1, стр. 82 (§ 101) и 85 (§ 117). Тоже самое рассуждение об «уме» и у Макар В. Доброт. т. 1Ю стр. 155–168 ср. 243–244, 190. Срав. Вас. В т. V стр 10; 390–392 И. Злат. т. 1, стр. 21–25. Нил. Син. т. 1, стр. 282, т. 2, стр. 209. 1131 Зло по взгляду восточ. отцов есть воля человека, в ее отпадении от Бога и уклонение от исполнения воли Божией. Ант. вел. Доброт. т. 1, стр. 68. Срав. Макар в. Доброт. т. 1, стр. 219. Осщбенно же у Григ. Нисск. «о молитве» стр. 433, т. 1, ср. 394. Срав. «о жизни Мосея» стр. 284–287. 1133 Авва Исаия . Добрт. т. 1, стр. 284–285. Срав. Макар. в. Добр. т. 1, стр. 164.Все почти сочинения Ефрема Сирина проникнуты чувством скорби и плачем от сознания греховности человека и бессилия в делах добра. Тоже и у Григор. Богосл. твор. т. 5, стр. 10, («плач и моление ко Христу»); т. 4, стр. 305, («плач о страдание души своей»). 1137 Соб. IV, 12. Срав. Макар. В. Доброт. т. 1, стр. 195, (§§ 111–112) Вас. Вел., т. 5, стр. 93, (правила простр. излож.). 1141 Сравни с этими словам суждения: Григ. Нисск. т. VII, 265 («о цели жизни по Боге»), Марка Подв. 257–258 стр. («о рае и законе»), Ефрема Сир. «Слово к отрек. От мира». Т. 5 стр. 18, 28 и «Наставл. Монахам» т. 5 стр. 33–35. Изд. Моск. 1850 г. Иоанн. Златоуста Гомилия 12 на посл. к. Евр. (3). Mign. t. 63 p. 99 изд. 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

275 В греч. глаголы «воздвизаема», «возносим», «вознесеннаго» все тожественны — ψω и разнятся лишь залогами, которые перебраны здесь все общий, действительный, страдательный: ανυψομενου , ψομεκ , ψωθντα . 276 См. прим 70. 277 т. е. преп. Иоанна Дамаскина († ок. 780); иногда его песнопения надписываются «Иоанна Дамаскина» (каноны — «Кир (господина) Иоанна»; но нередко такое надписание, как и здесь; оно звучит так, как было бы поставлено смиренной рукой самого автора.) 278 Греч «на себе», т е положением тела своего (с простертыми руками) 279 Исх 17:11. 280 διεταξατο — глагол означает, располагать, распределять, постановлять; др.-слав: «завеща». 281 Пс. 98 282 μελωδς — певец искусный, в отличие от профессионального — ψαλτης , так же обыкновенно назывались лирические поэты 283 При виде креста естественно чувство греховности 284 καταξισαντα — удостоившего. 285 Наиболее навеваемая крестом молитва. 286 λαν — см прим 123 287 κληρονομιαν — наследство; вообще — участие в чем-нибудь. 288 Все выражение взято из Пс 27 289 Вместо «благочестивейшему императору нашему (имя)» в греч. и др -слав.: «царям» (без имени); титул «царя» ( βασιλες ) в византийской империи подле императора иногда носили и другие особы царствующего дома (обычно — наследник) 290 греч. κατα βαρβαρων и др -слав «на варвары», так («варварами») греки называли все народы, кроме себя и римлян, особенно персов 291 πολτευμα — гражданство, управление государством, государство, др -слав «люди» 292 θεμλιον — основание; существительное позднейшее, главным образом в Н.З., образованное от классического прилагательного θεμλιος основной ( θεμλιος — основной камень, фундамент, обыкн. во мн ч.). 293 Поэтическая антитеза редкой красоты: вкапывается в землю крест для казни — и дрожат основы смерти; чисто физическое по-видимому действие так отражается в духовном мире, вызывая там совершенно противоположные результаты. 294 Обращение и в главном предложении («Господи»), и в придаточном («Христе») от полноты чувства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

275. В греч. глаголы «воздвизаема», «возносим», «вознесеннаго» все тожественны – ψω и разнятся лишь залогами, которые перебраны здесь все общий, действительный, страдательный: νυψομενου, ψομεκ, ψωθντα. 276. См. прим 70. 277. т. е. преп. Иоанна Дамаскина († ок. 780); иногда его песнопения надписываются «Иоанна Дамаскина» (каноны – «Кир (господина) Иоанна»; но нередко такое надписание, как и здесь; оно звучит так, как было бы поставлено смиренной рукой самого автора.) 278. Греч «на себе», т е положением тела своего (с простертыми руками) 279. Исх 17:11. 280. διετξατο – глагол означает, располагать, распределять, постановлять; др.-слав: «завеща». 281. Пс. 98 282. μελωδς – певец искусный, в отличие от профессионального – ψλτης, так же обыкновенно назывались лирические поэты 283. При виде креста естественно чувство греховности 284. καταξισαντα – удостоившего. 285. Наиболее навеваемая крестом молитва. 286. λαν – см прим 123 287. κληρονομιν – наследство; вообще – участие в чем-нибудь. 288. Все выражение взято из Пс 27 289. Вместо «благочестивейшему императору нашему (имя)» в греч. и др -слав.: «царям» (без имени); титул «царя» (βασιλες) в византийской империи подле императора иногда носили и другие особы царствующего дома (обычно – наследник) 290. греч. κατ βαρβρων и др -слав «на варвары», так («варварами») греки называли все народы, кроме себя и римлян, особенно персов 291. πολτευμα – гражданство, управление государством, государство, др -слав «люди» 292. θεμλιον – основание; существительное позднейшее, главным образом в Н.З., образованное от классического прилагательного θεμλιος основной ( θεμλιος – основной камень, фундамент, обыкн. во мн ч.). 293. Поэтическая антитеза редкой красоты: вкапывается в землю крест для казни – и дрожат основы смерти; чисто физическое по-видимому действие так отражается в духовном мире, вызывая там совершенно противоположные результаты. 294. Обращение и в главном предложении («Господи»), и в придаточном («Христе») от полноты чувства.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010