Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 67. О ТОМ, ПРОДОЛЖАЮТ ЛИ [СУЩЕСТВОВАТЬ] ДОБРОДЕТЕЛИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭТОЙ ЖИЗНИ Теперь нам предстоит рассмотреть [вопрос о том], продолжают ли [существовать] добродетели по окончании этой жизни, под каковым заглавием будет исследовано шесть пунктов: 1) сохраняются ли нравственные добродетели после этой жизни; 2) сохраняются ли умственные добродетели; 3) сохраняется ли вера; 4) сохраняется ли надежда; 5) остается ли что-нибудь от веры или надежды; 6) сохраняется ли любовь. Раздел 1. СОХРАНЯЮТСЯ ЛИ НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ ПОСЛЕ ЭТОЙ ЖИЗНИ? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что нравственные добродетели не сохраняются после этой жизни. В самом деле, согласно сказанному [в Писании], в грядущем состоянии славы люди будут подобны ангелам ( Мф. 22, 30 ). Но, как читаем в десятой [книге] «Этики», нелепо приписывать ангелам нравственные добродетели 315 . Следовательно, и в человеке по окончании этой жизни нравственные добродетели не сохраняются. Возражение 2. Далее, нравственные добродетели совершенствуют человека в деятельной жизни. Но по окончании этой жизни деятельной жизни не будет. Так, Григорий говорит, что «дела жизни деятельной исходят от телесного» 316 . Следовательно, по окончании этой жизни нравственные добродетели не сохраняются. Возражение 3. Далее, как говорит Философ, мужество и благоразумие – это добродетели не обладающих суждением частей души 317 . Но не обладающие суждением части души, будучи актами телесных органов, разрушаются вместе с телом. Следовательно, похоже на то, что по окончании этой жизни нравственные добродетели не сохраняются. Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что «праведность – бессмертна» ( Прем. 1, 15 ). Отвечаю: как свидетельствует Августин 318 , Цицерон был убежден в том, что главные добродетели не сохраняются по окончании этой жизни, и так это потому, что «в другой жизни люди будут блаженны одним познанием и знанием природы», «лучше и любимей которой», прибавляет Августин, «нет ничего, ибо это та природа, что сотворила и установила все остальные» 319 . Ниже он приходит к выводу, что эти четыре добродетели сохранятся и в будущей жизни, но при этом претерпят некоторые изменения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Когда мы знаем, что определяющим фактором в том, будет ли наш небесный Отец доволен нами или нет, является не то, выполняем ли мы «закон», набор каких–либо правил, или нет, а то, живем ли мы по любви, это оказывает на нас очищающее воздействие, укрепляет наше сердце. Сын Бога, наш Глава и Господин, подаривший нам эту свободу – свободу от того, чтобы жить по букве закона (и от того, чтобы подчиняться людям, навязывающим нам свои распоряжения) был для нас примером этой любви. Поэтому нам не нужно сосредоточивать свое внимание на сложном комплексе правил и решений организации и стараться запомнить все эти правила. Нам даже не нужно думать на языке законов. Напротив, мы направляем свое внимание на Сына Бога и на то, чему мы научились о нем из Слова Бога, а также верно стремимся отражать его жизнь в своей жизни. 313 Доктор Лоуэлл Диксон тем не менее поддерживает политику Общества Сторожевой башни в отношении крови. Он является автором или соавтором многочисленных статей в публикациях Общества на эту тему. 314 Представительство Красного Креста в Атланте (США) в ответ на запрос (22 января 1990 года) сообщило, например, что лишь около 6 процентов всей донорской крови поступает в больницы в качестве цельной крови. Остальные 94 процента сдаваемой крови разделяют на компоненты. 315 Энциклопедия Британника, том 3 (1969), с. 795, Encyclopedia Americana, международное издание, том 4, 1989, с. 91 316 Интересно, что вода, составляющая большую часть плазмы, свободно проникает через стенки кровеносных сосудов и становится частью клеток тела или тканевой жидкости. Поэтому вода, по сути, никогда не является постоянным компонентом крови. (The New Encyclopжdia Britannica , Macropedia том 15 1987, с 129, 131). 317 В Encyclopжdia Britannica , Macropжdia том 15 (1987), с. 135, отмечается, что «Основная часть лейкоцитов не циркулирует в крови, а те, что находятся в кровяном русле, просто транспортируются из одного места в другое». Считать лейкоциты «основным элементом крови» похоже на то, что мы назовем пассажиров, едущих в поезде, основной составляющей персонала системы железных дорог. Др. К. Гайтон (C. Gyuton) в своем учебнике по физиологии (The Textbook of Medical Physiology, 7–е изд, Saunders Company, Филадельфия), с. 52, объясняет, что основная причина того, почему лейкоциты находятся в крови, состоит в том, чтобы «перенести их из костного мозга или лимфоидной ткани к тем частям тела, которые испытывают в них потребность».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-poiska...

1042 Jorg. Geschichte d. Protestantismus in seinen neuesten Entwincklung В. I. S. 316. Выдержка взята из «Theol. Studien. und Kritiken» 1854, I, 462. 1044 Jorg., ibid., S. 317. Там же указано доказательство верности определения главной идеи внутренней миссии. 1045 Пересмотренное и изданное Джоном Весли под заглавием: «Christian Pattern» (Христианский образец); в Америке была сделана перепечатка. 1046 С распространением методистского просвещения, т. е. с развитием его специальных школ начали появляться сочинения с некоторою претензией на научный характер. Сюда следует отвести сочинения экзегетического, исторического в полемического характера, необходимые для преподавания в школах (учебники и пособия); издавались они и издаются на различных языках. Мы не имели у себя под руками хоть сколько-нибудь полного перечня произведений этого рода. Несколько подробнее с ними можно познакомиться у Jacoby, II, 161; у Преосв. Иоанна, «Из истории религиозных сект в Америке; см. II вып. 1047 О значительном распространения епископально-методистских изданий подробнее можно прочитать в сочинении Baird’a «La Religion aux États-Unis de l’Amérique» v I. pp. 467, 472–475. 1048 О значении воскресных школ и обществе для распространении воскресных школ смотр. Baird, ibid. рр. 415–418. 1050 Jorg. Ebend. В. II. SS. 458, 459 и отзыв Преосв. Иоанна о воспитании детей в Америке вып. I. («Из истории религиозных сект»). 1056 Кроме специально-богословских заведений в распоряжении методистов есть 77 академий, в которых дается общее образование молодым людям обоего поза. Устройство их не отступает от устройства подобных заведений, учрежденных правительством Штатов. 1057 Real-Encyklopädie von Herzog, B. XIV. S. 476, 477. – Кальвино-методисты были других воззрений. См. Lecky. S. 88. 1064 Конференция этого года выработала 5 определений касательно методистов рабовладельцев: 1) рабовладельцы методисты не допускаются к отправлению должностей в общинах; 2) проповедник-рабовладелец лишается своего звания; 3) рабовладельцы должны заботиться о религиозно-нравственном развитии своих рабов; 4) черные проповедники и члены методизма уравниваются в своих правах с другими; 5) точнее определяется предыдущее правило. Jacoby II, 127, 128.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

Актовый зал – исторический, с отреставрированными елизаветинскими изразцовыми каминами. В конце 1990-х гг. удалось его подновить благодаря активности тогдашнего генконсула Германии Дитера Бодена. Но портреты, когда-то украшавшие стены, давно в запасниках Русского музея. Музейщики готовы дать цифровые копии, но это нужно печатать. Утрачены деревянные скамьи, когда-то располагавшиеся по периметру всего зала, только две чудом уцелели. 316 Зато сохранились изысканные светильники, а недавно обнаружили... шахту лифта. Когда-то на нем директор поднимался из кабинета в свою квартиру на последнем этаже. 317 В Петришуле есть хорошая традиция – преемственность поколений. В 2010 году в ней трудились 12 учителей, которые сами когда-то сидели здесь за партами. А их однокашники с удовольствием приводят сюда своих детей. Помимо тех, кто живет в микрорайоне, в Петришуле ежегодно набирают и по городу, человек тридцать, – это дети бывших петришулевцев. В Петришуле, есть несколько классов с углубленным изучением немецкого языка, преподаватели которого стажировались в Германии. Предпочтение при приеме в немецкие массы отдается детям российских немцев. Школа давно и плодотворно сотрудничает с учебными заведениями Германии, а ее выпускники свободно говорят по-немецки. Так была возрождена Петришуле, – школа, в стенах которой все же не прекращался учебный процесс. Гораздо сложнее обстояло дело с возобновлением богослужений в стоящей рядом Петрикирхе. После вынужденного, под угрозой страшных репрессий прекращения существования лютеранских общин Ленинграда в 1938 г., лютеранских богослужений в городе не было 40 лет. Только в 1977 г. были разрешены лютеранские богослужения на финском языке в г. Пушкин (бывш. Царское Село) неподалеку от Ленинграда. 318 Долгие десятилетия «немецкая тема» в советской печати после войны была закрытой и никак не обсуждалась. И лишь с объявлением в конце 1980-х гг. «гласности» и горбачевской «перестройки» ее начали открыто освещать. Появились книги и исследования эту тему, передачи на радио и по телевидению, устраивались специальные выставки. В 1990 году был поставлен вопрос о восстановлении исторической справедливости. На страницах «Ленинградской правды» появилась большая статья журналиста В. Угрюмова, озаглавленная «Бассейн… имени святого Петра». (Приложение 4) . Изложив суть проблемы, автор с горькой иронией отмечал, что главный лютеранский храм России известен ныне как плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. Стараясь соблюсти объективность, журналист все же делал такой вывод: «НЕ ДОЛЖНО возникать дилеммы: храм или бассейн. Людям нужно и то, и другое. Но бассейн в храме – это вандализм» 319 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

314 О Филофее, чьи работы заслуживают больше внимания, чем они его получили см. Laurent V. Philothee Kokkinos//DTC 12.2, 1498–1509. 317 Ibid., 113ff; Arranz M. Les prières presbytérales des matines byzantines//OCP. 1972. 38. P. 79–80, 84. О венецианских изданиях см. Raes A. Les livres liturgiques grecs publiés à Venise//Mélanges E. Tisseront. III. ST. Vol. 233. Vatican City, 1964. P. 209–222; Tomadakis N. B. ν ταλα κδοσις λληνικν κκλησιαστικν βιβλων (κυρως λειτουργικν) γενομνη πιμελεα λλνων ρθοδξων κληρικν κατ τος ε-ζ ανας, π.τ.Βυζ. Σπ. 37 (1969–1970). Σ. 3–33, р, репринт: La Chiesa Greca in Italia dall» VIII al XVI secolo, Atti del Convegno Storico Interecclesiale, II (Bari, 30 aprile – 4 maggio 1969), Italia sacra. Studi e documenti di storia ecclesiastica. Vol. 21. Padua, 1972. P. 685–721. 322 Jacob A. La concélébration de l " anaphore à Byzance d " après le témoignage de Léon Toscan//OCP. 35. 1969. P. 249–256, особ. 252–253; Ср. Taft R.F. Great Entrance. P. xxxv, 124–27. 330 Laurent V. Proscomidie. P. 116–142. О чине протесиса наиболее свежим исследованием является Descoeudres G. Die Pastophorien im syrobyzantinischen Osten: Eine Untersuchung zu architektur- und liturgiegeschichtlichen Problemen//Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europa. Bd. 16. Wiesbaden, 1983. S. 79–126. 331 Чин протесиса занимает непропорционально большую часть диатаксиса, например, почти третью часть в кодексе Ethnike Bibl. 662 и творении Филофея: Trempelas. P. 1–5. В следующих из двадцати пяти известных мне диатаксисов содержится исключительно протесис: Barberini 316 (XII в.); Синод. 321 (428) (XIV в.), Муретов С. Д. К материалам. P. 17–24; Sinai gr. 986 (XV в.), 987 (XVI в.), Дмитриевский II, 602–606, 708–709; Panteleimon 5924 (XIX в.), Красносельцев Н.Ф. Материалы. С. 6–16; и диатаксис в послании XI в. патриарха Константинополя епископу Павлу Галлиполийскому/Cozza-Luzi. P. 167–171. Некоторый позднейшие рукописи просто помещают протесис из Диатаксиса Филофея перед началом литургии: Esphigmenou 162 (1545 г.), Сырку П. К истории. 1,2: Тексты, 149–154; Sinai gr. 986 (XV в.); Istanbul Metochion Panagiou Taphou 425 (XVI в.) и Esphigmenou 120 (1602 г.), Дмитриевский II, 602–606, 817–822, 954–958.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

5 марта. Суббота. Утром в Университете на лекции. Перед лекцией беседа с проф. Ив. Ив. Ивановым о внутренних наших делах. Вечер на очень оживленном заседании Исторического общества с докладом А. Н. Филиппова о переселении прибалтийских крестьян во внутренние губернии. Было членов человек 25–28, присутствовала и моя оставленная молодежь 316 . Прения были очень оживленные. Я их открыл несколькими вопросами к докладчику, и дело загорелось. Выступали потом Ясинский, Матвей Кузьмич [Любавский], Линдеман, Егоров и Готье. Я думаю, что вечер должен был понравиться нашим, впервые бывшим в обществе, молодым людям. У Вердена немцы, видимо, принуждены прекратить свою попытку. У всех отлегло от сердца, хотя все же, может быть, еще надо ждать новых ударов. А наши государственные кухарки в Думе продолжают свою бесконечную перебранку по поводу сметы министерства внутренних дел, не говоря при этом ни слова о самой смете, но выливая друг на друга целые ведра самых грязных помоев. Это есть борьба за власть, ведомая политиканами «блока». Существующая власть оплевывается, называется не иначе, как преступной, смешивается с грязью. И это во время войны, когда нужно поддерживать ту власть, какая есть, лишь бы она была сильна и деятельна. Грустно за политический смысл наших представителей. А уже, в особенности, пошлы все эти слова «об обновлении», тысячу тысяч раз повторяемые без всякого реального содержания. 6 марта. Воскресенье. Читал книгу А. И. Покровского , отзыв о которой будет слушаться в Совете Академии завтра. Некоторые ее главы написаны очень живо и интересно, так что чтение доставляло мне большое удовольствие. По обыкновению, впрочем, большинства академических писателей объем этого сочинения тоже довольно раздут; можно бы излагать и покороче. После завтрака заходил к Савину за двумя томами приложений к книге Зайончковского 317 , взятыми им из университетской библиотеки. Беседовали о диспуте Егорова и о военных наших делах. Жена его 318 жаловалась на нелепые придирки цензуры. Ее музыкальная школа должна давать публичный концерт в зале консерватории; но цензура не позволяет в программе называть Шумана, Моцарта и т. д. Дико. Их музыка интернациональна; это – сокровище всего человечества. Впрочем, она же рассказывала, что и у немцев запрещают называть Чайковского, а надо было его переименовывать в Теемана 319 . Вечером у нас были В. А. Михайловск ий, Сергей Константинович [Богоявленский] и Холи. Нам удалось достать 4 бутылки Хамовнического пива, для того гости и были позваны. Мы выпили эти бутылки с величайшим наслаждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

313. Гр. νεφρος — почки, слав. истесы. 314. Слав. низложиша мя труп на труп, по гр. κατβαλον με πτμα π πτματι — низвергли меня всецелым низвержением, πτμα можно перевести: удар, поражение; это значение здесь уместнее слав. труп. 315. Пользуясь могуществом Господа, все бедствия и болезни одновременно поразили меня. 316. „А умоляй Бога о помиловании меня и возвещай о невинности моих страданий, как об Авеле возвещала его кровь“ (Быт. 4:10). Олимп. и Полихр. 317. Гр. συνστωρ — свидетель со стороны защиты, в синод. защитник; слав. свидетель. 318. „Бога призывает во свидетеля своей невинности“. Олимпиодор и Полихроний. 319. Гр. λεγχος — откровенная и правдивая защита дела. По сопоставлению с 22 ст., это – суд загробный и посмертный; ср. 14, 13 – 15. 320. Т. е. умру; ср. 7, 21. 321. Гр. φερμενος — носимь; „поражаемый бедствиями и невозможностью доказать свою правоту, Иов испытывает страшное душевное волнение“. Олимпиодор. 322. Καμνων — до утомления, с крайним усилием; слав. болезнуя. Т. е. прошу смерти, „но далек от самоубийства“. Олимпиодор. 323. Гр. λλτριοι — в богослуж. книгах сл. λλτριος значит: злой дух, диавол. Не намек ли и здесь на козни злаго духа? И у Гомера это слово означаетъ врага (Passow 1, 53 s.). 324. Все достояние, здоровье и нравственную чистоту. 325. Кто виновник всех моих бедствий? 326. И будет приведен на суд Божий (Полихроний). Т. е. злой дух да будет унижен Господом, какъ яснее Иов говорит в 26, 12 – 13. 327. Друзей и собеседников. 328. Во многих минуск. спп., близких к алекс. код., и у Ф. доб. μο — в слав. нет. 329. В 3 – 5 стт. Иов говорит о своихъ страданиях: их никто не понимает и он передать может о них лишь небольшому количеству единомышленников, а глаза его истаяли в плаче о сыновьях своих. 330. Божия (ср. 3, 23). 331. Πεπολιρκημαι — повоеванъ бых, завоеван, как город, осаждаемый врагами. 332. Слав. чудо. 333. Да будет превознесен и одержит победу. Олимпиодор. 334. Пусть не смущаются исходом моих страданий праведные люди и не уклоняются с своего праведнаго пути, как и я не уклонялся и не уклонюсь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

316 В свете этого не удивительно, почему в одной надписи Юлий Цезарь назван «явлением бога от Марса и Афродиты и всеобщим спасителем человеческой жизни», Август в надписях и папирусах называется «богом» и «сыном божиим», Тиберий – не только как «сын божий», но и как «сын Зевса освободителя», а Нерон – как «сын величайшего из богов» и «владыка всего мира» 317 . Рассмотренная царская титулатура позволила некоторым западным библеистам XX века выдвинуть идею о заимствовании христианами терминологии и идей греко-римского политического лексикона. В начале XX века Вильгельм Боссе (Wilhelm Bousset) поставил вопрос, действительно мысль о Божественности Христа зародилась в иудейской среде, а не в вероучении эллинистических христианских общин 318 , и почти одновременно с ним Адольф Дайссман (Adolf Deissmann) уже усматривал «связь имперского культа и хорошо известной формулы» divi filius («сын божественного»). 319 Несколькими десятилетиями позже небезызвестный Рудольф Бультман (Rudolf Bultmann) утверждал, что исповедание в древней Церкви Христа как «Сына Божия», рожденного «силой Всевышнего», возникло за пределами Палестины в эллинистических церквах диаспоры 320 . Фердинанд Хан (Ferdinand Hahn) считал, что несмотря на ветхозаветное библейское происхождение имени «Всевышний», исповедание Христа как «Сына Всевышнего Бога» в Евангелии от Марка 5:7 (также Лк. 8:28 ) отражает взгляды не палестинского, а эллинистического иудео-христианства 321 . Дискуссии о связи титулатуры римского императорского культа с евангельским учением продолжаются до сих пор. 322 Находка в 1958 году приведённого выше текста 4Q246 на арамейском языке во-первых, показала, что выражение «Сын Божий» было известно и употреблялось в палестинской межзаветной литературе. Во-вторых, тщательное рассмотрение данной рукописи позволяет сделать вывод, что оно мыслилось в отношении грядущего Мессии. 4.5. Возможные варианты интерпретации личности «Сына Божия» в рукописи 4Q246 Кто именно назван Сыном Божиим в кумранской рукописи на арамейском языке 4Q246? Этот вопрос завладел умами исследователей сразу после того, как некоторые строки текста были представлены широкой публике Дж.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В контексте следующих слов ( , сокровища нечестия) можно предположить, что общий смысл Мих.6 :10а таков: в доме нечестивца – сокровища нечестия. Из содержания Мих.6 :10b–11 ясно, почему эти сокровища нечестивы. …сокровища нечестия и уменьшенная мера, отвратительная! Нечестивец скопил свои сокровища, сколотил себе состояние путём обмана, используя во время торговых операций уменьшенную меру ( ). (эйфа) – мера объёма сыпучих тел – использовалась, в частности, при купле-продаже зерна и муки. Нечестные торговцы уменьшали эту меру, эту измерительную ёмкость, чтобы продать за бóльшую цену меньшее количество продукта 315 . Тем самым они обманывали, обжуливали покупателей, и с помощью этого мошенничества богатели. Для YHWH уменьшенная мера – отвратительна (), как отвратителен всякий обман. До Михи нечестную торговлю сурово обличал Амос, ср. Ам.8:4–8 316 . Его инвектива в адрес коммерсантов содержит, в частности, упрёк в том, что они стремятся уменьшить меру ( , Ам.8:5 ), чтобы обмануть и обобрать и без того бедных покупателей. Буду ли я чист с неверными весами, с фальшивыми гирями в суме? Другой инструмент обмана покупателей – весы (). С помощью неверных, фальшивых гирь ( ), которые весят меньше, чем заявлено, и меньше, чем думает покупатель, продавцы обвешивали своих клиентов 317 . Весы, для которых используются такие неточные гири, пророк называет , весами нечестия (переводим через неверные весы). Весы неверны, гири фальшивы, потому и сокровища, накопленные с их помощью – сокровища нечестия ( , Мих.6:10 ). Нечестиво у торгашей всё – меры, весы и гири, орудия их труда, и богатства, нажитые обманным путём, и дома, в которых они хранят добро, накопленное с помощью мошенничества. Глагол означает «быть чистым». YHWH задаёт риторический вопрос: буду ли Я чист () с такими нечестивцами, какими являются торговцы, обманывающие своих покупателей? Я вижу, как вы обвешиваете и обсчитываете своих клиентов, богатеете за их счёт. Я не могу быть на вашей стороне и благотворить вам. Буду чистым можно здесь понять как оправдаю (Вульгата: iustificabo) 318 . Праведный Господь не может оправдать неверные весы и фальшивые гири: «Неверные весы – мерзость пред YHWH, а точная гиря угодна Ему» ( Притч.11:1 ; ср. Притч.16:11, 20:10, 23 ). «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, бóльшие и меньшие; в доме твоём не должна быть двоякая мера, бóльшая и меньшая. Гиря у тебя должна быть точная и правильная, и мера у тебя должна быть точная и правильная» ( Втор.25:13–15 . Ср. Лев.19:35–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

313. Именно этим словом Плетнев характеризует Пушкина в вышеупомянутой статье-письме 1825 г. Ср. также полемику в том же году между кн. П. А. Вяземским, в «Московском Телеграфе», и автором «Писем на Кавказ», в «Сыне Отечества», о чувствительности Жуковского и Пушкина. Ср. Б. Л. Модзалевский в примечании к письму в его собрании «Писем» Пушкина (СПб., 1926 г., т. 1, стр. 436). 314. Глabы II–V составили содержание речи, произнесенной на торжественном собрании в Русском Доме имени Императора Hukoлaя II в Белграде 10 февраля 1937 года, организованном Югославянским Отделом Зарубежного Пушкинского Комитета. С неизъяснимой отрадой, соединенной с глубокой скорбью, я вспоминаю, что внимательным слушателем этой речи был почивший Св. Патриарх Варнава. 315. Ludwig Klages. Der Geist als Widersacher des Lebens. Leipzig, 1929 (S. А. Barth, 2 тома в 830 страниц). 316. «Και ολον τον Κοσμοσ πνευμα Και ννρ Цит. по изданию: Diels. Die Fragmente der Vorsokratiker. Vierte Auflage. Berlin, 1922. S. 26. 317. Этот человечески естественный и в то же время религиозно столь значительный факт дал повод В. В. Вересаеву утверждать, что Пушкин жил в «двух планах». Ср. его статью «В двух планах. (О творчестве Пушкина)» в журнале «Красная Новь», кн. 2-я за 1929 год, с. 200–221. Но разве пушкинская «двухпланность» не есть по существу нечто неизбывное и характерное для человека вообще? Вересаев подметил факт, но по своей религиозной слепоте не мог его истолковать. 318. Надлежит отметить, что на слово и понятие «Дух» в русском и вообще славянских языках обратил внимание в своих замечательных французских лекциях о русской литературе Адам Мицкевич. С точки зрения исторической и сравнительно-лексической его замечания, конечно, не выдерживают критики, но все-таки в основе их лежит глубокое понимание проблемы духа в христианском смысле. Любопытно и неслучайно, что именно глубоко религиозный Мицкевич делает эти замечания, и притом по поводу произведений Державина, самого духовного и христианского из великих русских поэтов: «Duch signifie… non pas l’esprit (mens) tel qu’il est compris par la plupart des philosophes, non pas l’esprit suivant l’acception vulgaire du mot, mais l’homme spirituel, l’homme intime, que anime le corps, le spiritus dans le sens biblique… Nulle part on ne trouve cette idée profondement slave aussi bien exprimée que dans ces strophes de («Бессмертие души», 1797; ср. критическое издание Я. К. Грота, у которого цитированы замечательные рассуждения Мицкевича. СПб., 1865. Т. II. С. 2–4).

http://predanie.ru/book/219484-pushkin-v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010