в) Совета Казанской Духовной Академии, от 3 октября за 1342, с уведомлением о получении возвращенных Советом Академии рукописей под 412 (858) и 417 (682) (Кормчая сокращенная и Номоканон, называемый Зонара). г) Духовного Собора Свято-Троицкие Сергиевы Лавры, от 22 сентября за 1745, с уведомлением о получении возвращенных Советом Академии рукописей лаврской библиотеки под 214, 365, 11, 233 и 247 и препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий профессора С. И. —550— Смирнова, рукописей той же библиотеки под 22, 399, 401 и 403. д) Г. Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев, от 3 октября за 1048, с препровождением на трехмесячный срок рукописи «Статир» за 411. е) Совета С.-Петербургской Духовной Академии, от 29 сентября за 1369, с препровождением, для научных занятий И.Д. доцента Н.Л. Туницкого, журнала Theologische Revue за 1905 год. ж) Г. Непременного Секретаря Императорской Академии Наук, от 15 октября за 3526, с препровождением на трехмесячный срок, для научных занятий профессора С.И. Смирнова , следующих рукописей Библиотеки Академии Наук: 1) Сборник богослужебный XVI и XVII в.в. 7. 16 (Сев. 730); 2) Требник XVII в. 1. 2. 23 (Нов. 257) 3) Требник XVI в. 16. 15. 1 (Осн. 1238) и 4) Сборник XVII в. (Ждановский) 1. 4. 1. Справка: Означенные в п. п. г, д, е и ж рукописи и журнал, немедленно по получении, сданы были, для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. Определили: Принять к сведению. XVIII. Представление библиотечной комиссии, от 19 октября за 981: «На основании § 215 Академического Устава Библиотечная Комиссия имеет честь просить Совет Академии о разрешении выписать для академической библиотеки издания, значащиеся в прилагаемых при сем заявлениях академических преподавателей за 44 (Преосвященного Ректора Епископа Феодора), 1111 (Проф. А.Д. Беляева ), 312 (Проф. М.Д. Муретова ), 39 и 327 (Проф. А.И. Введенского ), 34, 38, 310, 322 и 328 (Проф. С.С. Глаголева ), 1085 (Проф. М.М. Тареева ), 324 (Проф. П.П. Соколова), 316 и 326 (Проф. Д.И. Введенского ), 307, 309 и 323 (Проф. А.П. Орлова), 32, 33, 37, 318 и 991 (И.Д. доцента Н.Л. Туницкого), 308, 311, 313, 314 и 315 (И.Д. доцента Ф.М. Россейкина), 40, 41, 306, 317, 320 и 329 (И.Д. доцента священника Д. В. Рождественского ),

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При В.Соколове «Богословский вестник» не получал субсидий от московского митрополита. Весьма существенную поддержку оказывала только продажа отеческих творений, печатавшихся и ранее напечатанных (до 3 тыс. рублей —26— ежегодно), а также проценты с Филаретовского капитала (в 12000 руб.), пожертвованного в 1865 году. В1916 году редакцией журнала был опубликован краткий обзор деятельности редакции и жизни самого журнала за 25 лет его существования 316 . Из него следует, что средства, на которые существовал журнал и издавались творения св. отцов, слагались из следующих основных статей: 1) проценты с неприкосновенного капитала в 12000 рублей, пожертвованных академии в 1865 году Высокопреосвященным митрополитом Московским Филаретом на издание библейского словаря; 2) подписки на «Богословский вестник» и платы за печатающиеся в нем журналы Совета Академии; 3) сумм, получаемых от продаж «Творений святых отцов»; 4) субсидий со стороны, в основном, московской кафедры в размере от 3000 рублей до 10000 рублей в 1900–1907 годах и 2500 рублей в 1911–1916 годах, которые составили за 25 лет соответственно: по статье 1 – 19500 рублей (или 5,3% от общей суммы), по статье 2 – 240200 рублей (65,5%), по статье 3 – 81100 рублей (22,1%), и по статье 4 – 26000 рублей (7,1%). Последняя субсидия в 2000 рублей на вторую половину 1918 года была предоставлена от ВЦУ указом последнего от 7 сентября 1918 года 1039) 317 . Издательство, таким образом, все время работало в весьма стесненных материальных условиях. Это явствует и из докладной записки редактора журнала Н.Заозерского , предоставленной им на Совет, в которой он просит субсидировать как новое издание с улучшенной редакцией творений преп. Исаака Сирина , так и «повышение авторского гонорара, составляющего на 1910 г. 16 рублей за печатный лист, настолько ничтожный, что его стыдно и предлагать заслуживающим уважения посторонним сотрудникам» (Ж., 1910, с. 37). Тяжелое экономическое положение страны в I-ю Мировую войну отозвалось и на состоянии дел «Богословского вестника». Сократилось число подписчиков, вздорожала не менее чем вдвое бумага (ранее цена составляла 5 рублей за стопку в 40 фунтов и расходовалось в год не менее 550 стоп).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

316 (Ст. 6–16). Мы в ст. 8 встречаем название Кадес-Варни, вместо Кадеса о котором мы говорили в прим. 9, на XIII 27. Придаточное название Варни, или как пишут западные Барнеа, не совершенно ясно. В гл. XXXIV, 4 (говорить Еспин) LXX переводчиков пишут «Кадес ту Варне», как бы давая разуметь, что придаточное название происходит от имени человека. Везде однако в других местах у LXX Кадес Варни. Другие видят в слове Варни слово составное, в котором различают первый слог ( Бар) означающей страну и второй ( ни или неа) означающий потрясение землетрясение, и полагают, что имя это есть память какого-то геологического переворота, бывшего в этой местности (Еспин). О словах Моисея воспоминающих события, сравни гл. XIII, XIV. Он грозит молодому поколению, боясь видеть в нем тот же дух упорства и неверия, который был причиною несчастия отцов их; но к счастью Израиля молодое поколение было нравственно развитее умерших в пустыне, от которых, никого не осталось кроме Иисуса Навина и Халева Кенезеянина (ст. 8 и 12) 317 (Ст. 16–24). Моисей более всего старается удержать единство Израиля, боясь и зная, что если бы колена и семьи стали жить отдельною жизнью, то они будут поглощены другими народами. Притом постепенное ослабление войска, отделением от него воинов тех колен, которые бы избрали себе земли, конечно не могло бы не отразиться вредно на будущем всего народа, который не мог бы никогда овладеть при этих условиях Палестиной. Предложение сынов Рувима и Гада и доказывает, что они сами и весь Израиль понимали его, и потому поспешили заявить, что они считают себя обязанными участвовать в общей жизни народа, хотя отказываясь от удела за Иорданом 318 (Ст. 25–30). Моисей (28) дает право остальным 10 коленам употребить против Рувенитов и Гадитов силу, если они не исполнят обещанное, не пойдут на священную войну «пред Господом» (ст. 27). Колена Рувима и Гада свято исполнили свое обещание (Ср. Иис. Наивна XXII 2–4) 319 (Ст. 31 – 33). Моисей предварительно, под условием исполнения обещания, отдает сынам Рувима и Гада всю землю, взятую от Сигона Аморейского (ср. пр. 16-е, 17-е и 20-е главы XXI), и от Ога Вассанского (ср. прим. 21-е главы XXI), т. е. другими словами Галаад, и всю страну от гор Ермона и Дамаска до Арнона, которая называлась, общим именем царств Сигона и Ога но северная часть которой особенно называлась Вассан, а южная Иазер от города, который был, кажется главным в этой части страны (ср. ст. 32 и прим. 20-е главы XXI).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

(4) Все это меня, хотя и профана, заставило купить эту статую. Купил же я не затем, чтобы иметь ее у себя дома (до сих пор у меня дома вовсе нет коринфской бронзы), а чтобы поставить в родном городе в месте посещаемом, лучше всего в храме Юпитера 312 : дар этот, кажется, достоин храма, достоин бога. Ты, как это обычно со всем, что я тебе поручаю, возьми на себя и эти хлопоты, закажи уже сейчас базис из любого мрамора, чтобы поместить на нем мое имя и мои титулы, если сочтешь нужным их добавить. (6) Статую я пришлю тебе, как только найду человека, которого она не затруднит, или – этого тебе больше хочется – привезу ее с собой. Я намерен, если должность позволит, вырваться к вам 313 . (7) Ты радуешься, что обещаю приехать, и нахмуришься от добавки: «только на несколько дней». Остаться подольше мне не позволяют те же причины, которые задерживают здесь. Будь здоров. 7 Плиний Канинию Руфу 314 привет. Только что получил известие, что Силий Италик скончался в своем поместье под Неаполем: уморил себя голодом. (2) Причина смерти болезнь: у него давно появилась неизлечимая опухоль; замученный ею, он упрямо и решительно спешил навстречу смерти. Был он до последнего дня человеком счастливым; потерял, правда, из двух сыновей младшего, но старшего – и лучшего – оставил в полном благополучии и консуляром. (3) Он запятнал свое доброе имя при Нероне (считали, что он выступает добровольным обвинителем), но, будучи другом Вителия, вел себя умно и обходительно; из Азии, где был проконсулом, привез добрую славу и смыл пятно прежнего усердия, похвально устранившись от дел. (4) Он был из первых людей в государстве, жил, не ища власти и не навлекая ничьей ненависти; к нему приходили на поклон, за ним ухаживали. Он много времени проводил в постели; спальня его всегда была полна людей, приходивших не из корысти; если он не писал, то проводил дни в ученых беседах. (5) Сочинял он стихи, скорее тщательно отделанные, чем талантливые 315 ; иногда публично читал их, желая узнать, как о них судят. (6) Недавно по своему преклонному возрасту он оставил Рим и жил в Кампании, откуда не двинулся и по случаю прибытия нового принцепса. (7) Хвала цезарю, при котором тут не было принуждения, хвала и тому, кто осмелился так поступить 316 . Был он φιλκαλος [любитель красоты] до такой степени, что его можно было упрекнуть в страсти покупать. (8) В одних и тех же местах у него было по нескольку вилл; увлекшись новыми, он забрасывал старые. Повсюду множество книг, множество статуй, множество портретов. Для него это были не просто вещи: он чтил эти изображения, особенно Вергилия, чей день рождения праздновал с большим благоговением, чем собственный, особенно в Неаполе, где ходил на его могилу, как в храм 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Guillaume, t. IV, p. 115, говорит: „все понимают этот народный язык, который, разумеет под всею землею известный лишь тогда мир“. 1155 См. P. Nicolai et P. Pianciani, Cosmogonia naturale, в Civiltä cattolica июль 1862, стр. 316–317. 1156 Motais, Le déluge biblique, in-8°, Paris, 1885, Г. Шебель (Schoebel) делает Каина отцом негрской расы, Annales de dhilosophie chrétienne, décembre 1876, p. 422. Сл. того же автора De l " universalité du déluge Paris, 1856. 1157 D-r. Scholz, профессор университета в Вюрцбурге, Die Keilschrift-Urkunden und die Genesis, 1877, стр. 71. 1160 Касательно высказанного в разных местах этого отдела мнения об ограниченной всеобщности потопа – см. примечание 1145. 1161 Pfaff, Schöpfungsgeschichte, стр. 750. Сл. Les Livres Saints et la critique rationaliste, 4 ed., t. IV, p. 239–269. 1162 Многие исключали, однако, некоторых животных, как это делает, например, блаж. Августин, De Civ. Dei, 1., XV, с. XXVII, 4, t. XLI, col. 475. „In arcam, говорит также Корнелий Лапид, который допускал вместе с древними произвольное зарождение, non sunt inducta animalia, quae ex putrefactione, uti mures, vermes, apes, scorpiones... nascuntur“. In Gen. VI, 19 ; Migne, Cursus completus Scripturae sacrae, t. V, col. 275. 1165 Pirke рабби Элиезера, одна из древнейших известных книг, пытавшихся определить число животных видов, введенных Ноем в ковчег, считала 32 птицы и 365 других животных. – Heidegger ( De Hismoria sacra Patriarcharum, exercit. XVII,. 29, in-8 1 , Amsterdam, 1667, p. 518), в XVII веке, полагал, что он поступает очень смело, простирая до 300 число видов, сохраненных в ковчеге, и он без труда показал, что очень легко было поместить их здесь вместе с провиантом, необходимым для их содержания. Но расчет, который Гедеггру казался преувеличенным, далек от истины. Бюффон удвоил цифру видов. В нынешнем веке стали увеличивать ее несравненно более. Johnston, в первом издании своего Physical Atlas, в 1848 году, считает 1626 видов млекопитающих; он доводит их до 1658 во втором издании того же труда, в 1856 году; Лессон допускает 6266 видов птиц, и Карл Бонапарт – 652 вида пресмыкающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Тогда минует разруха нашей жизни, минует опасность для Отечества, и Сам Господь, как нашим предкам, изведет нам мужа мудра и добра. 315 А теперь в мире и спокойствии, в труде и полном послушании власти ведите себя и, подготовляясь к Учредительному собранию, выжидайте гласа Божьего, чтобы принять в свое время мужа избранного, как Божию нам милость, дабы всем нам едиными устами и единым сердцем восхвалять и прославлять Господа Бога во веки веков. Аминь. 316 ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 96. Л. 37об. Машинопись. Подлинник; 2-й экземпляр. 156. Письмо архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (Стадницкому) епископа Пермского и Старорусского Андроника (Никольского) 21 марта 1917 г. ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО Милостивый Архипастырь. Мне сделалось известным, что Пермский Исполнительный Комитет общественной безопасности отправил господину] Обер-Прокурору Святейшего Синода телеграмму с требованием об увольнении меня на покой, как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве сорганизоваться. Если это действительно так, и если г[осподин] Обер-Прокурор поставил вопрос о моем увольнении на покой, то долгом своим почитаю довести До Вашего сведения следующее. – Моя опасная для общественной безопасности деятельность, очевидно, заключается, во 1, в прилагаемом моем «Архипастырском призыве» от 4-го се го марта; во 2, в произнесенной мною 5-го сего марта в кафедральном соборе и произведшей несомненно сильное положительное впечатление проповеди, копия записи которой по записи записчика [стенографиста] и по моей собственной памяти при сем прилагается/подлинник за 87 от 8 марта был препровожден господину] Управляющему губернией Комиссару Временного правительства для опровержения кривотолков о ней через припечатание в «Вестнике Пермского края»-органе Пермского Исполнительного Комитета общественной безопасности, но проповедь и не возвращена, и не припечатана1/; в 3, в предложенной мною всему духовенству епархии стройной системе собирания и объединения всего православного народа через церковно-приходские попечительства, возглавляемые и объединяемые Епархиальным Стефановским братством; при сем прилагается копия с этого моего предложения, 317 успешное исполнение которого конечно могло бы уничтожить всякую уже и теперь открытую агитацию исключительно за демократическую республику; в 4, в том, что лично присутствуя на мною же открытых собраниях градо-Пермского и Мотовилихинского духовенства 318 и давая всем возможность высказаться, однако считаю нужным обнаруживать задор и неосновательность некоторых ораторов, очевидно и поспешивших пожаловаться о том [Пермскому Исполнительному] Комитету [общественной безопасности], а вероятнее всего и самому [Пермскому] Совету рабочих и солдатских депутатов, всем заправляющему по указке немецких и еврейских провокаторов, как и по всей России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все эти обстоятельства, а равно и то, что эти далеко разбросанные члены действительно соединялись в одном организме, представляют из себя единичный в своем роде факт в истории. Правдивого выяснения его следует искать только в высшем, божественном внушении. Звеньями, связывавшими их воедино, служили: общая вера, общая жизнь, общий центр и общее упование. Где бы ни странствовал иудей и как бы ни отличался он от своих братьев, единобожие, божественное посланничество Моисея и авторитет Ветхого Завета одинаково для всех иудеев были неоспоримыми членами веры. Очень возможно, что эллинский иудей, живя в среде враждебного, любопытного и грубого населения, не заботился выставлять над своим домом и дверными косяками, по правую сторону от входа, Mezuzah, 311 который, состоя из согнутого пергамента, имел на себе на двадцати двух строках слова Втор.4:4–9 и 11:13–21, или не старался привлекать внимание расширением Tephillin, 312 или хранилищ на левой руке и лбу, или выставлять напоказ Tsitsith, 313 или тесьму на воскрылиях своих риз. 314 Очень вероятно, что все эти обряды в то время не считались даже обязательными для каждого иудея. 315 Во всяком случае, о них не упоминают языческие писатели. Подобно сему, они легко могли совершать тайно или вовсе не совершать вследствие неудобства и предписанных очищений. Но, как гласит вполне достоверное свидетельство, в местах, где обитало, по крайней мере, десять Batlanim, домохозяев мужеского пола, которые могли посвящать свой досуг на регулярное служение, от родов древних 316 всегда имелось по одной синагоге, а иногда даже по нескольку синагог. 317 Где не было синагоги, там было, по крайней мере, Proseuche, 318 или сборное под открытым небом место, устроенное наподобие театра и обыкновенно находившееся вне города, при реке или море для совершения очищений. Места эти, как узнаем из классических писателей, хорошо были известны язычникам и часто посещались ими. Соблюдение ими субботы, их пост по четвергам, их день умилостивления, их законы относительно пищи и их паломничество в Иерусалим – все это вызывало сочувствие среди иудействующих язычников, 319 которые не отходили даже ко сну, чтобы видеть, как зажигалась субботняя лампада, и начиналось чтение торжественных молитв, говоривших о наступлении субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

I. Theil: Tendenz und Ursprung. Zugleich ein Beitrag zur Religionsgeschichte. Stuhlweissenburg [Ungarn] 1898), но критика (справедливо) считает этот тезис нелепым: см. E. Schürer в «Theologische Literaturzeitung» 1899, 6, Sp. 170–171, а равно ср. G. Н. Dalman в «Literarisches Centralblatt» 1899, I, Sp. 2–3 и в Die Worte Jesu I, S. 243, 1 и F. Bohn в «Studien und Kritiken» 1900, 2, S. 180, 2 . Что касается догадки о противохристианской тенденции последнего апокрифа вообще (напр., у H. Rönsch, Das Buch der Jubiläen, S. 519, частью Rev. A. C. Headlam, Art. «Book of Jubilees» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings II, p. 791 а–в), то ее устранял уже А. Dillmann в «Jahrbücher der Biblischen Wissenschaft» (Göttingen 1851), S. 88 и ср. F. Bohn в «Studien und Kritiken» 1900, 2, S. 168; O. Zöckler в «Kurzgefasster Kommentar» zum A. T. IX, S. 422. 2861 Cp. G. H. Dalman, Christentum und Judentum, S. 29: «Die Geburtsstunde des Christentums als einer selbstständigen Religion war der Moment, in welchem die jüdische Obrigkeit über Jesus das Todesurteil aussprach», поскольку и тогда и доселе иудейство отвергало, чтобы кто-нибудь мог усвоятъ себе божеское достоинство (Der Gottesname Adonaj und seine Geschichte, S. 47; см. и выше), усвояя народу Божию роль примирителя для всего человечества (Prof. А. Schlatter, Jochanan Ben Zakkai в «Beiträge zur Forderung christlicher Theologies III, 4, S. 35). 2862 R. H. Charles, The Book of Enoch translated, p. 316–317 и в «The Expository Times» VII, 4 (April, 1893), p. 303 а–в. 2867 E. Grünebaum, Die Sittenlehre des Judenthums, S. 239 u. Anm. 5. H. Graetz, Geschichte der Juden III, S. 260. В последнее время данную мысль снова и с решительностью высказал маститый историк греческой философии Ed. Zeller, близкий друг Баура и давний сторонник его критических начал. Предполагая прямые позаимствования из ессейства по многим пунктам (напр., в запрещении клятвы, рекомендации безбрачия и добровольной нищеты, осуждении богатства и вытекающем отсюда этическом дуализме), Ed.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Этот печальный факт разложения внутренней жизни палестинских иудеев и послужил главным поводом прихода из Вавилона в Иерусалим священника и книжника Ездры, сведущего в законе Моисеевом ( 1Ездр. 7:6 ), с целью «обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога» ( 1Ездр. 7:14 ), т. е. чтобы напомнить уклонившимся с пути иудеям об этом древнем, данном через Моисея законе Бога и содействовать проведению этого закона во внутреннюю жизнь народа. Приход Ездры в Иерусалим падает на 5-й месяц 7-го года правления Артаксеркса ( 1Ездр. 7:8 ). По обычному традиционному взгляду, принятому в библейской науке, этот Артаксеркс, в царствование которого Ездра пришел в Палестину, был Артаксерксом 1-м Лонгиманом, так что прибытие Ездры в Иерусалим нужно относить к 5-му месяцу 458 года. С этой датой прихода Ездры в Иерусалим согласны Розенцвейг, Берто, Велльгаузен, Штаде, Куенен, Никель, Гольцей и др. 572 . 316 О влиянии вавилонского плена на культуру иудеев см. у Nikel’я Die Wiederherstellung. S. 24–27, а также у Сменда, Die Listen. S. 5. 317 Факт смешанных браков иудеев с другими народами, имевший место в жизни общины перед приходом Ездры, против которого боролся Ездра, помимо упадка религиозно-нравственного состояния общи­ны как коренной причины этого явления, не объясняется ли совместною близостью иудеев с чужими народами, а не их только пограничным смежным соседством? 319 О мотивах просьбы самарян участвовать в постройке храма с иудеями и отрицательном ответе на эту просьбу иудеев подробнее скажем в следующей главе – в речи о построении храма. 323 Meyer, ibid. S. 125, 124. С Мейером в данном пункте согласен и Селлин; «хронист», – пишет Селлин, – «проводит в 1Ездр. 1:1–4 очень энер­гично, что самаряне были решительно отклонены иудеями от постройки храма. Едва ли мы могли бы найти для этого внутреннее основание; возвратив­шиеся иудеи прямо желали иметь прозелитов; если они видели в Кире помазанника Иеговы, то не могли они отклонить рук близких по крови, простиравшихся к общей работе для служения Иегове» (Serubb. 1898 г. S. 88). Позднее Селлин более сдержанно относится к свидетельству 1Ездр. 4:1–4 , находя возможным предположить для него древний письменный источник, бывший у хронографа, каковой хронограф, по мнению Селлина, осветил все-таки под своим углом зрения, желая оправдать иудеев в замедлении ими построения храма (Studien. II. S. 155. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Златоуст. Беседы о Лазаре. С. 193—195 (Беседы к антиохийскому народу. Т. I. Изд. С.-Петерб. Духовн. академии). 312 Св. Киприан Карфагенский. О зрелищах. С. 346. 313 Hefele. Conciliengeschichte. Bd. I. S. 184. Zweite Auflage. 314 Ibid. S. 207. 315 Правила св. Апостолов, св. соборов с толкованиями. С. 617. Изд. Общ. Люб. Дух. Просвещ. Т. I. 316 Св. Киприан Карфагенский. Письма. С. 21—22 (Твор. св. Киприана. Изд. 1-ое Киев. Духовн. академии. Т. I). 317 Св. Иоанн Златоуст. Слово против зрелищ. С. 346—347. 318 Правила св. Апостолов, св. соборов и пр. с толкованиями. С. 522—525, 617—618. 319 Chastel. Histoire de la destruction du paganisme dans l " empire d " orient. P. 211—212. 320 Евсевий. Жизнь Константина Великого. Кн. 4, гл. 25. 321 Феодорит. Церков. история. Кн. 5, гл. 26. 322 Chastel. Histoire... P. 283, 285. 323 В качестве источников и пособий для нашей статьи будет следующее: 1) Harnack. Tractat De aleatoribus — die alteste lateinische christliche Schrift. Лейпциг, 1888. 2) Свидетельства древних христианских писателей и правила соборов (цитирование будет сделано в тексте статьи). 3) Pauly " " s Real-Encyklo-padie der classischen Alterthumswissenschaft. Bd. I, Artikel: Alea. Stuttgart, 1854. 4) Любкера — Реальный словарь классической древности. Перевод Модестова. Выпуск 5-й, статья: Игры. Петерб., 1887. 324 Впрочем, нужно сказать, что и всякая игра на деньги (например, игра в карты), хотя бы и она не считалась законами азартной, на деле может становиться азартной. Потому что игроки могут играть, что называется, «по большой» (на крупные суммы), вследствие чего даже дозволенная игра может принимать характер азартной игры; притом же почти никогда игра на деньги не обходится без ссоры и часто крупных неприятностей между игроками. Следовательно, каждый человек, играющий на деньги, нуждается в предостережениях и уроках благоразумия. 325 Дальнейшая наша речь будет идти о древних христианах, т.е. о христианах от II до IX в. 326 Большая часть свидетельств, приводимых нами при рассказе о распространении игр между христианами, не цитируются здесь, ибо будут процитированы ниже. 327 Вот некоторые из таких надписей: Victus (это слово употреблено здесь в значении счастливого игрока) leva te, ludere nescis, da lisori iocum (дай место игроку); Domine, frater hilaris semper ludere tabula (брат пусть всегда весело играет на игорной доске). Полный перевод делать неудобно. 328 Ср. Апостольские правила 42-е и 43-е. 329 Предание это, вероятно, возникло по той причине, что различные «ходы» в игре носили имена лиц исторических или мифологических, что является признаком учености. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010