сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Русская философия, XVIII–XIX вв. 3070. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Воскресение чаемое или восхищаемое?: (О религиозных воззрениях Н. Ф. Федорова)//БТ. 1983. Сб. 24. С. 242–259. 3071. Благова Т. И. О судьбах славянофильских идей//ППр. 1995. 4. С. 146–164. Гл. из кн.: Родоначальники славянофильства: А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. М., 1994. 3072. Ванеян С., диак. А. Н. Попов : славянофильство между самодержавием и народностью//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 158–203. Александр Николаевич Попов (1821–1877) – историк, законовед, один из авторов славянофильских экклезиологических проектов. 3073. Дунаев М. М. Западнические заблуждения П. Я. Чаадаева//ДМ. 1997. Вып. 4. С. 91–112. 3074. Комаровская А. В. Молодые годы Юрия Самарина//БСб. 1999. 3. С. 284–311. 3075. Лойко О. Т. Архимандрит Гавриил – первый историк русской философии//ХЧ. 1995. 10. С. 61–69. К 200-летию со дня рождения архим. Гавриила (Воскресенского) . 3076. Мустафин В., прот. Религиозно-философская мысль в России кон. XIX – нач. XX в. и Православие: Актовая речь в ЛДА 9 октября 1990 г.//ВестнЛДА. 1990. 3. С. 171–176. 3077. Попов А. , свящ. Историко-гносеологические исследования М. И. Каринского //ХЧ. 1994. 9. С. 73–88. 3078. Рашковский Е. Б. Владимир Соловьев: Метафизика человеческого достоинства//Страницы. 1996. 1. С. 53–62. 3079. Титаренко Е. М. Литургическое понимание культуры в религиозно-философских воззрениях Н. Ф. Федорова//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 30–31. 3080. Томюк А. Г. В. Н. Карпов и русская духовно-академическая философия XIX в.//ХЧ. 1993. 8. С. 55–68. 3081. Хагемайстер М. Русский космизм в 20-е гг. и сегодня/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 2. С. 182–198. Оценка философского направления, заложенного К. Э. Циолковским, В. И. Вернадским, А. Л. Чижевским и др. 3082. Хоружий С. С. Владимир Соловьев и мистико-аскетическая традиция Православия//БТ. 1997. Сб. 33. С. 233–245. 3083. Шохин В. К. Святитель Филарет [Дроздов] в истории русской философии//АиО. 1996. 4(11). С. 211–230. 3084. Яковенко С. Г. Идея христианского единства как фактор объединения Европы в трудах русских мыслителей XIX в.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 273–281. См. также 947, 955, 1731, 1751, 2916, 3194. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1871 год Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV-XVII вв. Сводные тексты оных, с объяснительными примечаниями, основанными на местных исследованиях. ЧОИДР, кн. I, материалы отечественные, с. 1–122. Отд. М., 1871. Описание славяно-русских рукописей библиотеки Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки. Там же, кн. I, материалы литературные, с. 1–71. Отд. М., 1871. Объяснение к областной карте трех Автокефальных Славянских Церквей на Балканском полуострове. Записки Императорского Русского Географического общества по отделению этнографии, т. IV. Отд. СПб., 1871, 11 с. Воспоминание о трех русских православных священниках. (Из пережитого, но незабытого прошлого.) Душеполезное Чтение (далее: ДЧ), 1, «Известия и заметки», с. 1–12; 2, тот же раздел, с. 39–48. Из истории юго-славянского монашества XIV столетия. ДЧ, 4, с. 351–368; 5, с. 16–33. Письмо с Афона. Об освящении в старом нагорном Руссике возобновленного храма во имя святого Саввы Сербского , и закладка соборного храма святого Пантелеймона на древнем основании. ДЧ, 8, с. 142–145. (В приложении: «Слово в день освящения церкви святого Саввы, в Старом Руссике», с. 145–147.) Историческое известие о причинах устроения в Новом Иерусалиме придела во имя мученицы Татианы. ДЧ, кн. 9, с.11О-115. Послание Иерусалимского монаха (болгарина) Афанасия о древе познания добра и зла к некоему болгарскому книжнику Панько, – XIV века. МЕВ, 3, с. 28–29. Московский дом Синодальных певчих. (До 1684 г. – подворье Хиландарской Лавры). – Ред. МЕВ, 15, с. 140–141. Отд. М., 1871, 4 с. Редакционная статья. Москва, 2 мая. МЕВ, 1871, 18. (Содержание: На какое из славянских наречий переведены были книги Священного Писания . Мнение Константина философа Костенчского, извлеченное из его неизданного сочинения «Сказание о письменах (славянских)». Заимствовано из 1-й книги Старины, – журнала, издаваемого Юго-славянской Академией в Загребе.) Церковь Воскресения Христова, что в Панех (к материалам для описания московских церквей). МЕВ, 25, с. 244–246. Село Спирово. Бывший Спиридонов монастырь с Богорадным при нем домом (усыпальницею для убогих). МЕВ, 26, с. 252. Поучение Преосвященного Митрополита Антония Московского и всея Руси к попом и диаконом. МЕВ, 27, с. 259–260. Упраздненный Пятницкий Берендеев монастырь, ныне село Пятница Берендеева, и акты, относящиеся к нему. ЧОИДР, кн. IV, с. 1–35. Отд. М., 1871, 38 с. Заметка о Бессах славянах. Там же, кн. IV, с. 36–38. Известие о рождении и воспитании, и о жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, написанное клириком его Шушериным. С печатного издания 1817 г., сличенного с 3 древнейшими списками. М., 1871, ХП+119 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Агриппина Римляныня, мц. Описания иконы Агриппина Римляныня, мц. - житие Святая мученица Агриппина, родом римлянка, не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Во время гонения на христиан при императоре Валериане (253 - 259) святая предстала перед судом и мужественно исповедала свою веру во Христа, за что была предана на мучения. Святую деву били палками так, что кости ломались. Затем святую Агриппину заковали в цепи, но Ангел освободил ее от уз. От перенесенных мучений святая исповедница скончалась. Христианки Васса, Павла и Агафоника тайно взяли тело святой мученицы и увезли в Сицилию, где от ее гроба совершались многочисленные исцеления. Около XI века мощи святой мученицы Агриппины были перенесены в Константинополь. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Афон. XV.] Мц. Агрипина. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 3463.jpg:   Размер: 367x1200, 0.44 MPix, 76 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (158) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 23 июнь (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 3465.jpg:   Размер: 392x1200, 0.47 MPix, 94 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (151) , (0) . Описание: [Москва. 1970-е.] Мч. Агрипина. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1970-е годы. 28.6 х 20.6. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 3466.jpg:   Размер: 847x1200, 1.02 MPix, 174 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (171) , (2) . Описание: Святая Мученица Агрипина. XIX в. Афон (Благословение Св. Афонской Горы Русского Пантелеимонова Монастыря). Дерево, левкас, темпера. 27х22 см. Частное собрание. Файл 29784.jpg:   Размер: 706x898, 0.63 MPix, 175 Kb. Дата: 2017-09-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (118) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1059

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФУСА [греч. Ανθοσα] († ок. 280), прп. Селевкийская (пам. 22 авг.). Род. в г. Селевкии Исаврийской (совр. Силифке, Турция) в знатной языческой семье, но тайно придерживалась христ. учения. В правление имп. Валериана А. пришлось уйти от родителей, убеждавших ее отречься от веры. Они разыскивали ее, но не нашли. А. направилась в г. Тарс (совр. Тарсус, Турция) и приняла крещение от еп. Тарсийского, сщмч. Афанасия. Вместе с ней крестились двое ее слуг - Харисим и Неофит. Еп. Афанасий, Харисим, Неофит отказались принести жертвы идолам и были усечены мечом († ок. 259). А. удалилась в Киликийские горы, где, проведя более 20 лет в отшельничестве, скончалась в мире. Через неск. лет тело А. было обретено пустынножительницей Полихронией в пещере, чудесным образом указанной пантерой, и погребено мон. Авраамием. Близ пещеры был основан мон-рь. Сведения об А. содержатся в пространном житии (BHG, N 136), кратком житии (BHG, N 137), а также в житиях в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 137а), Синаксаря К-польской ц. X в. (BHG, N 137е) и Минология Василия II (PG. 117. Col. 595-596). На основе мученических актов написаны пространные жития еп. Афанасия (BHG, N 181-182), Харисима и Неофита (BHG, N 299). Согласно Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 915-916) и Типикону Великой ц. IX- XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380), служба этих святых совершалась 22 авг. в к-польском храме в Иппоихниях (ν Ιπποχνοις). В большинстве визант. календарей, а также в печатной Минее (Венеция, 1591) их память указывается 22 авг., но в ряде греч. рукописных Миней-Четьих она встречается под 23 или 24 авг. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255, 257). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития, включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РГАДА. Син. тип. 177. Л. 126, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432 (2-я паг.)). Ист.: BHG, N 136, 137, 137а, 137е,181-182, 299; ActaSS. Aug. T. 4. P. 499-504; Laty ev. Menol. T. 2. P. 312-315; ЖСв. Авг. С. 378. Лит.: AnBoll. 1893. T. 12. P. 5-42; Janin R. Anthuse (3)//DHGE. T. 3. Col. 538; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43-44. П. Б. Михайлов, О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)

http://pravenc.ru/text/75538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ [румын. Efrem] († 1626, мон-рь Молдовица), еп. Рэдэуцкий Румынской Православной Церкви. Почитается святым, однако офиц. канонизации не было. Род. в окрестностях Сучавы. Принял монашеский постриг во 2-й пол. XVI в. в монастыре Молдовица. Учился в монастырской школе. После рукоположения во иерея стал экклисиархом монастырского храма и духовником братии. В 1595-1607 гг. Е. был выбран игуменом, продолжая духовно окормлять иноков, число к-рых возросло до 60. В это время обитель прославилась мн. подвижниками, среди к-рых был Исаия Пустынник. Со 2-й пол. 1607 до кон. 1608 г. Е. был епископом Хушским. Дважды занимал епископскую кафедру в Рэдэуци (9 янв. 1609 - окт. 1613 и 1-я пол. 1616 - нач. 1623). Е. организовал в мон-ре Молдовица скрипторий, к-рый наряду со скрипторием митр. Анастасия (Кримки), хотя и в более скромных размерах, был одной из значительных слав. книгописных мастерских Молдовы в 1-й трети XVII в. ( Zugrav. 1963; Bogdan. 1978). Известны по крайней мере 4 рукописи, написанные характерным молдав. литургическим полууставом по правилам среднеболг. орфографии на средства и по заказу Е., хранящиеся в БАН Румынии в Бухаресте и в б-ке мон-ря Молдовица: Евангелие-тетр 1613 г., Псалтирь 1614 г., отрывок Октоиха на пергамене 1624 г. и Служебник 1626 г. ( Zugrav. 1963; Bogdan. 1978). Вероятно, Е. и сам был незаурядным писцом-профессионалом: его сложная (почти тайнописная) подпись-монограмма «Ефрем епископ», ориентированная на греч. образцы, на листе из пергаменного Октоиха 1624 г. (БАН Румынии. Слав. 41) представляет собой пример каллиграфического мастерства (см.: Калужняцкий Е. Кирилловское письмо у румын. Пг., 1915. С. 12. Рис. 2. (ЭСФ. Вып. 4.2)). Лит.: Zugrav I. Trei manuscrise liturgice de la episcopul Efrem al Rduilor//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. 1963. N 7/8. P. 456-460; Bogdan D. P. Paleografia româno-slav. Bucur., 1978. P. 86, 118-119, 249, 259, 271-272; P curariu. IBOR. Vol. 2. P. 116-117. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182111.html

Митрофан (Невский Матвей Павлович), еп. Смоленский и Дорогобужский Сын священника Орловской епархии. Среднее образование получил в Воронежской духовной семинарии. В 1861 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и 19 сент. назначен преподавателем учительской Воронежской духовной семинарии. 24 февр. 1863 года возведен в сан иерея. 16 окт. 1665 года – законоучитель Воронежской гимназии. II дек.1868 года – ректор Курской духовной семинарии. 19 янв.1869 года возведен в сан протоиерея. 7 янв.1888 года пострижен в монашество, а 8 янв. возведен в сан архимандрита. 14 февр.1888 года хиротонисан во епископа Ладожского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония состоялась в С.-Петербурге. С 12 июля 1890 года – епископ Пензенский и Саранский. С 13 нояб.1893 года – епископ Астраханский и Енотаевский. С 10 авг.1896 года – епископ Орловский и Севский. С 2 янв. 1899 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. Скончался 23 мая 1899 года. Труды: Речь при наречении его во епископа Ладожского. «Приб. к «ЦВ» 1888, 8, стр.197. «Поучение во вторую неделю Святыя Четыредесятницы«· «Приб. к «ЦВ» 1890, II, стр.357. «Речь после молебна пред возобновлением духовно-нравственных бесед в церковно-приходском доме в Галерной Гавани». «Приб. к «ЦВ» 1888, 42, стр.1172. Литература: «Церк. Вед.» 1888, 4, стр.23. -»- 1890, 31, стр.351. -«- 1893, 47, стр.353. -»- 1896, 33, стр.319. -«- 1899, 3, стр.17. «Приб. к «ЦВ» 1888 , 8, стр.197. -»- 1891, 41, стр.1433. -«- 1899, 24, стр.907–908 (957–958). «Русск. Паломн” 1886, 9, стр.10. «Прав. Собес.» 1897, октяб., стр.560. -»- 1908, май, стр.613. «Труды К.Д.А.» 1888, сент.-дек., стр.8, 86–90, «Церк. Вестн.» 1895, I, стр.23. -«- 1891, 27, стр.427. -»- 1891, 38, стр.604. Булгаков, стр.1395, 1408, 1413. БЭС т.1, стб.258–259. БЭС m.II, стб.1708, 1709, 1790–1791, 2081–2082. БЭЛ m.II, стб.10. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1899 год», стр.68–69. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 506, стр.76. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Оржевка. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Церковь деревянная, холодная, построена в 1728 г., в том же году открыт приход. Престол в честь Животворящей Троицы. Дворов 259, д.м.п. 759, ж.п. 814, великороссы, земледельцы, имеют по 5 саж. земли на душу. В приходе небольшое имение Д.К. Нарышкина в 1/2 вер. от церкви. Небольшая река Оржевка. Школа одна, земская, смешанная, законоучителю 70 руб. в год. Есть ссудо-сберегательная касса. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1906 г. Церковная библиотека в 70 том. Штат: священник и псаломщик. У причта земли усадебной 4 дес., полевой 33 дес., хорошего качества, в трех участках, по 11 дес. в каждом, в 3 вер. от церкви. Земля дает годового дохода 300 руб. Братский годовой доход 500 руб. Причтового капитала 610 руб. Церковного капитала 150 руб. Приход от ст. и города Кирсанова в 14 вер., больничного покоя в 1 вер, базар и волость в самом приходе, благочинного покоя в 1 вер., базар и волость в самом приходе, благочинного в 4 вер., г. Тамбова в 104 вер. Ближайшая церковь с. Верхней Оржевки. Адрес: Оржевское волостное правление. Земский начальник 5 уч., пристав 1 стана Кирсановского уезда. А.Е. Андреевский. «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии», Тамбов, 1911 В далеком прошлом в селе Оржевка находились имения помещиков Нарышкиных и Голициных, которые всячески помогали в строительстве храмов и монастырей. Деревянная Троицкая церковь сооружена в 1728 году в имении Д.К. Нарышкина. В смутное время храм был закрыт, но в 1945 году Богослужения в храме были возобновлены, а спустя некоторое время храм вновь закрыли. До 1992 года в нем размещался склад зерна. В Свято-Троицком храме сохранился уникальный иконостас с царских времен, сюда же перенесены многие старинные иконы, которые благодаря верующим спасались от уничтожения в монастырях и ныне разрушенных храмах. Своеобразным символом мирной жизни и памяти о воинах " положивших жизни за други своя " являются остатки не взорвавшихся авиационных бомб времен Великой Отечественной войны, которые служат колоколами действующего Троицкого храма. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22041

Спиридон, архиепископ Новгородский и Псковский До посвящения в святительский сан служил иеродиаконом в Юрьевом монастыре под Новгородом. В 1229 году, в связи с тяжёлой болезнью Новгородского архиепископа Антония (Добрыня Ядрейкович; † 1232, память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), Спиридон по жребию был избран на Новгородскую кафедру. Новгородцы часто избирали себе владык из простых иноков, даже из белого духовенства, в отличие от прочих епархий, где во епископы избирались почти исключительно настоятели обителей. В том же году 17 декабря Спиридон отправился в Киев для хиротонии. 4 марта 1230 года митрополитом Киевским Кириллом (1233) был рукоположен во иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа и в том же году 19 мая возвратился в Новгород. Время его святительства совпало с тяжёлыми бедствиями, постигшими новгородцев. Землетрясение, неурожай, голод, пожары косили людей, как косой. Все были в страхе. Святитель Спиридон, как истинный отец своей паствы, всеми силами старался помогать бедствующим и материальной поддержкой, и молитвой. Во время войны со шведами святитель Спиридон ревностно содействовал благоверному великому князю Александру Невскому († 1263, память 23 ноября/6 декабря, 30 августа/12 сентября) в отражении посягательств враждебных соседей. В 1240 году он благословил князя выступить против неприятеля с дружиною гораздо меньше неприятельской и затем торжественно встречал его в Новгороде с победой. Двадцать лет Спиридон управлял паствою, не вмешиваясь в дела шумного Новгородского веча, стараясь ладить с приходившими в Новгород татарами, и тем самым сохранил в Новгородском крае мир, тишину и безопасность. Скончался в 1249 году. Погребён в Мартириевой паперти Софийского собора. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. Новгород, 1891, Т. 1, стр. 125–130. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897, стр. 16. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853–1858) (рукопись архива Святейшего Синода 1771). Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 3, стр. 155,156, прим. 328, 331, 369; т. 4, стр. 17, прим. 38. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев. 1913, стр. 1406. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 18. Русский биографический словарь; в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 258–259. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 322, 399. 498. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1847 год Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при сей Скита святого Иоанна Предтечи. Составил Лев Кавелин. (Издано в пользу Св. Обители.) Часть I. Описание Обители. С приложением вида ее. Часть II. Описание Скита, с приложением вида его. СПб. 8°, 229+26 с. Этого же сочинения «издание второе, исправленное и дополненное оной же Пустыни И. Л. (Иеромонахом Леонидом), СПб., 1862, ч. I, 385 с; ч. II, 259 с.; изд., 3-е, дополненное: М., 1876 (с. IV, 244, 169); изд. 4-е: М., 1885, 240 с. 1848–1856 годы. За эти годы ни в одном из известных библиографических списков не значится каких-либо работ Л.А. Кавелина. 1852–1856 гг. – время послушнического искуса Льва Кавелина (с 1854 – монаха Леонида) под руководством старца Макария. В связи с этим некоторые исследователи (в том числе и И.Н. Корсунский в «Перечне», составленном для журнала «Библиографические записки») включают в каталог трудов о. Леонида все переводы, изданные за этот период Оптиной Пустынью. Сам о. Леонид в своем рукописном «Перечне», на который все время ссылается И.Н. Корсунский , писал: «В Оптиной Пустыни, проживая в братстве состоящего при сей благоустроенной обители скита святого Иоанна Предтечи Господня, я занимался, под руководством известного своею духовной опытностью старца иеросхимонаха Макария, в числе трех других сотоварищей, приготовлением к изданию в свет славянских переводов старца Паисия Величковского и перевел с славянского на русский язык, с товарищем о. Ювеналием Половцевым книги: «Вопросы и ответы старцев Варсануфия и Иоанна» и «Книгу поучений аввы Дорофея »». По другим сведениям, отцу Леониду может быть усвояема лишь одна из переводных книг, изданных Оптиной Пустынью, а именно: 28а. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми Старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856, XIV + 283 + 43 с. Читать далее Источник: Анатолий Просвирнин, свящ. Труды архимандрита Леонида (Кавелина)//Богословские труды. 1972. 9. С. 226-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

1 См. Прот. Владимир Родзянко. Как разрешить проблему «Филиокве»?//Messager. No. 24 (1955). С. 259—291. Далее Лосский цитирует эту статью, указывая только номера страниц. — Ред. 2 Этот μεταβασις ες αλλο γνος [переход в другую область] кажется возможным для о. Владимира, поскольку у него отсутствует ясное различение между сущностью и ипостасью, что с наглядностью явствует из некоторых проскакивающих у него выражений, например: «разница ипостасной природы (?) Сына и Духа» (с. 272). 3 Свт. Афанасий Великий. Epistula l ad Serapionen, 20, PG 26, 577—580. 4 Ibid., PG 26, 577. См. также текст о «единстве благодати из Отца чрез Сына, завершаемой в Духе Святом» и там же типичную для доникейского богословия «теокосмическую» формулу о Боге «над всем» (Отец), «через всё» (Сын) и «во всём» (Дух Святый) (Ibid., 14, PG 26, 565). Ср. у сщмч. Ипполита: Сщмч. Ипполит Римский. Contra haeresin Noeti, 14, PG 10, 821; здесь находим ту же формулу. 5 Кстати сказать, от природного святящего действия Божия происходит и самое имя, которое Писание дает Третьей Ипостаси: Дух Святой. В отличие от имен Отца и Сына, имя Святого Духа не выражает ипостасного отношения к Другому. Не нужно «западного влияния» (с. 266), чтобы установить этот очевидный факт. [Упрек в «западном влиянии» о. В. Родзянко адресует Лосскому: «Проф. В. Н. Лосский под влиянием западного воззрения, что «личное свойство Св. Духа» — «не имеет собственного имени»...» (с. 266, курсив автора). — Ред.] 6 Примером «сверхлогического» мышления может служить проект «примирительной формулы», которая сделала бы восьмой член Символа веры непонятным и не приемлемым ни для кого, кроме самого о. В. Родзянко. [Предлагаемый в статье о. Владимира вариант примирительной (для православных и католиков) формулы Символа веры звучит так: «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, иже от Отца Себе «свободно выявляющаго» (выходящаго), яко от Слова Отчаго воссиявающаго — Дух бо есть Единороднаго, рождением Сына вся от Отца ипостасно обретаяй, в Сыне во веки почиваяй, Отца и Сына единяяй, от Отца единаго, яко единыя вины (причины) образ образа являяй — иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (с. 277). — Ред.] 7 См. об этом: Свт. Василий Великий. De Spiritu Sancto, 18, PG, 32, 149. 8 Свт. Григорий Палама. Capita physica, theologica, moralia et practica, 121, PG 150, 1205. См.: О. Василий Кривошеин. Аскетическое и богословское учение свт. Григория Паламы//Seminarium Kondakovianum. Т. 8. Прага, 1936. С. 118, прим. 83. 9 По техническим соображениям мы не можем привести здесь эти длинные и богословски сложные тексты, которые потребовали бы особого анализа, тем увеличив нашу и без того разросшуюся критическую статью. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4111...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010