242 Разумное начало: разум, ум, дух. См.: Régis Bernard, L’image de Dieu d’après saint Athanase, Paris 1952. 253 “Наша природа по существу добра”, – говорит святой Антоний в житии, написанном святым Афанасием. Сотворенная по образу Божиему, природа может быть лишь доброй. Искупление возвращает природу не к сверхприроде, а к ее первоначальному состоянию, к ее “природной” истине. См.: V. Resch, La nature ascétique des premiers maîtres égyptiens, p. 9. 263 Всякий предел содержит в своей сущности запредельный мир, свою собственную трансцендентность, и вот почему душа может успокоиться только в бесконечном (См.: Святой Григорий Нисский , О жизни Моисея, P.G. 44, 401 В). 272 Главное действие таинства миропомазания состоит в восстановлении подобия, в то время как крещение восстанавливает образ. 280 Тварная София соответствует natura naturans, которая обусловливает natura naturata; эти выражения появляются в XII в. в латинских переводах Аверроэса. Они стали известны благодаря Спинозе (Этика, I29). Natura naturans – это жизненный принцип каждого действия; natura naturata – это совокупность существ и законов. См. также у святого Фомы Аквинского, Сумма богословия, I–II, 85; De divin. nomin. (О божественных именах), IV, 21. 281 Софиологи различают ясный и темный, дневной и ночной, лики Софии, соответствующие “вечернему знанию” и “утреннему знанию” у блаженного Августина . Ср. Мейстер Экхарт. О благородном человеке (Maitre Eckart, De l’homme noble. trad. Aubier Molitor, Paris 1942, p. 109 el 110). 292 Святой Максим, Недоуменные вопросы к Фалассию о Святом Писании (Qu. а. Т.), 60; P.G. 90, 612 Редакция «Азбуки Веры» 293 P. de Bachelet (Dictionnaire de Théologie Catholique, t. 2, col. 688) отмечает, что мысль святых отцов “почти не задерживается на индивидуумах, но останавливается на человечестве, пришедшем к цели своего земного домостроительства”. Ориген в своей Беседе на книгу Левит показывает Христа неспособным наслаждаться совершенным блаженством, пока хотя бы один член Его Тела остается погрязшим во зле (Levit., hom. 7 n. 2) – “так как только единое тело ожидает своего искупления”. Святой Ипполит пишет: “Желая спасения всех. Бог призывает всех нас образовать единого совершенного человека” (О Христе и Антихристе, гл. 3 и 4). Климент Александрийский : “Всецелый Христос не разделяется... Он есть новый Человек, целиком преображенный Духом” (Протрептик, гл. 11). Святой Максим: “Облечь нового человека всего целиком, того кто сотворен Святым Духом по образу Божиему» (Сотницы глав богословских и домостроительных, Сотница 2, гл. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

II: 254–5); искупление у Ап. Павла (I: LIV,510. 280–1. 380 сл.) по соотношению с иуд. (I: 280. II: 1263) и Филоном (II: 372,1056)· Исси бен-Иегуда рав. 42 II: 853,142. Истязание души по смерти I: 801,377. Исход из Египта I: 467,56. 854,530. Исход книга IV, 20 (I: 401). IX, 16 (II: 732). XII, 12 (II: 443,47). XIV, 10. 11 (II: 39,56). XVI, 18 (II: 395). XVII, 6 (I: 192). XIX, 1 (II: 855). XIX, 11 сл. (I: 708). XXI, 5 (I: 204,75). XXII, 16 (I: 342. III: 15). XXII, 28 (I: 155). XXIII, 3, 7 (I: 342). XXIII, 14 (I: 154). XXIII, 21 (I: 639,143). XXIII, 28 (II: 366). XXIV, 12 (I: 821,421). XXXII, 7. 8 (I: 767,297). XXXIII, 19 (II: 732). XXXIV, 23 (I: 154). XXXIV, 27 (I: 821,421). Ишмаэдь (Измаил) бен-Элиша 43 I. 237,19, 291 44 . 294,63 II: 42,64 830. Иегова– I: 667,82. 725,215. I: 304. 305,113 (лишь с 13-го года). 345. 45 I: 304. 305. 306,115. 317. 320. 343. 344. 345–6. 378 и пр. 290. 472,65. 621,494 795. 796,363. II: 316. 764,1053 1000,117. 1124. 1125. 1155. Иаир I: 27. Иаков Апостол (I: 115. 148. 841,490 II: 255,649) и его послание (II: 823,103. 1001,117) I, 8 (II: 1153). I, 17 (II: 215, 527). I, 27 (II: 493). II, 14 сл. (I: 430). II, 20 сл. (I: XXVI). Иаков патр. I: 269. 830,454. Ианний и Амврий I: L,383. 190. Иафетова красота вселится в кущах Симовых II: 872. 945,103. διτης–τ λγ II: 958 сл. 961–3. 1157,1403. 1166–7. 1233,2006a. Иегошуа бен-Ханина или Ханания рав. 46 I: 394,337. 401,369. II: 1274. И(ег)уда р. (I: 290,47) тоже, что Uyдa I (см. ниже на стр. 40). Иезекииля пр. книга XVI, 7 (II: 494). XX, 25 (I: 198). XXXVIII, 11 (II: 285,764). XLIV, 22 (I: XLV,341). Иеремиин апокриф I: 836. 837. Иеремии пр. книга III, 1 (II: 788). IV, 14. V, 13 (II: 286,764). XVIII, 4. 6 (XIX, 11) (II: 747). XXIII, 6 (I: 406). XXV (XLVI), 23 (II: 538). XXXI, 34 (I: 51). (XLVIII, 38) (II: 747). Иеремии Nлaч II, 1 (I: 767,297). III, 5 (I: 188). III, 51 (II: 834). IV, 14 (I: 768,298). V, 17–18 (I: 823,423). Иероним блаж. I: 50. II: 873, сл. Иерусалим (I: 406,395): его раэрушение и римское порабощение (I: 237. 292. 300–301. 397. 563,267. 823,428.431. II: 585,522. 860. 861,214. 997,116. 1098. 1099,939); по поводу его разрушения проектировалось запрещение мяса и вина (II: 838); Иерусалим вышний в иуд. (I: 607. II: 81–82); Иерусалим нынешний и будущий по гаматрии (II: 76–79); некогда «вся Палестина станет тем же, что Иерусалим, а все земли уподобятся Палестине» (II: 13. 1097).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

18.1 Шератский хребет 18.2 Развалины Аммана и Джараша 18.3 Минеральные произведения 18.4 Иерусалим 18.5 Река Лита 18.6 Иордан. Мертвое море 18.7 Источник в Суре 18.8 Ал-Хейт 18.9 Ярмук. Аз-Зерка 18.10 Рыбы источник Сул. 18.11 Источники около Сафеда 18.12 Источники при Табарии 18.13 Ключи долины ат-Туджжан 18.14 Мертвое море 18.15 Дамасский округ 18.16 Владения Сафеда 18.17 Царство Керакское 18.18 Царство Газзское 19. Ибн-ал-Вардий (+ 1349) 19.1 Ибн-ал-Вардий 20. Шемс-ад-динь ас-Суютий (писал в 1470 г.) 20.1 Взятие Иерусалима 20.2 Абу-Убейда пишет в Иерусалим 20.3 Письмо Абу-Убейды Омару 20.4 Прибытие Омара в Сирию 20.5 Договор Омара с жителями Иерусалима 20.6 Справедливость Омара 20.7 Договор Омара с христианами 20.8 О постройке Абд-ал-Меликом купола ас-Сахры 21. Муджир-ад-дин ( писал в 1496 г.) 21.1 Муджир-ад-дин 21.2 О пещере в Хевроне – Могила Исава 21.3 Размеры Соломоновой стены 21.4 Могила Иосифа 21.5 Могила Лота 21.6 Могилы Иова и Шу’айба 21.7 Могила Моисея 21.8 Могила Лукмана 21.9 Могила Давида 21.10 Храм Иерусалимский и скала 21.11 Соломонов трон 21.12 Соломонова цепь 21.13 Другие диковинки храма Иерусалимского 21.14 Баня царицы Савской 21.15 Могила Соломона 21.16 Могила Ионы 21.17 Могила Марии 21.18 Постройки Елены 21.19 Преимущества Иерусалима. Черная плита 21.20 Землетрясение в Рамадане 130 года 21.21 Сподвижники пророка 21.22 Табии, ученые и подвижники, бывшие в Иерусалиме 21.23 Иерусалим при ал-Хакиме 21.24 Землетрясения 21.25 Атсиз и Ортокиды 21.26 Михраб Давидов 21.27 Описание Месджид ал-Аксы 21.28 Михрабы Давида и Му’авии 21.29 Размеры Месджид-ал-Аксы 21.30 Отдельные помещения в Мечети 21.31 Двери мечети 21.32 Колодезь Листа 21.33 Михраб Давидов 21.34 Рынок Знания 21.35 Колыбель Иисуса 21.36 Джамия Магребинцев 21.37 Благородная ас-Сахра 21.38 Благородная ступня 21.39 Пещера 21.40 Крыша купола Скалы 21.41 Двери купола Скалы 21.42 Купол Цепи 21.43 Платформа ас-Сахры 21.44 Куббет-ал-Ми’радж 21.45 Макам-ан-Небий 21.46 Макам-ал-Хидр 21.47 Соломонов купол 21.48 Моисеев купол. Портики мечети. Колодцы. Размеры мечети

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

И поэтому пал весь мир целиком, не только какие-то его части. Не внебрачные половые отношения, скажем, в противоположность брачным, не коньяк в противоположность томатному соку – пал весь мир целиком. Наш брак – падший. И томатный сок тоже падший, а не только виски. Самая прекрасная религия – главное из всего самого падшего в мире! Ибо религия подменяет радость о Боге вычислениями: сколько свечек, сколько долларов на пожертвования, сколько заповедей, сколько отцов Церкви, сколько Таинств?.. «Вычислительное богословие»! Итак, все пало, все погрузилось во тьму. И тут православный христианин немедленно скажет: «Да, мир болен, изувечен, глубочайшим образом изувечен грехом. И все же он воспевает славу Божию! Он все еще “способен к Богу!”» И, наконец, третье утверждение: этот мир искуплен. Но искуплен он не ради гарантии успеха, даже если это успех превосходной бюджетной политики господина Стокмана 62 . Мир искуплен не ради того, чтобы обеспечить нам «поющее завтра». Наше искупление происходит сейчас, сию минуту. Суть христианской эсхатологии в том и состоит, что это эсхатология не только будущего. Каждый день, несколько раз в день мы говорим: «Да приидет Царствие Твое». И оно приходит сейчас. Замечательная французская формула «метро, работа, баиньки» именно и есть то, что искупается. Искупление не означает замены всей этой неизбежной обыденности осмысленной работой. А кстати сказать, какая работа – осмысленная? Всякая работа, у которой на счету три понедельника, уже становится если не бессмысленной, то по крайней мере в какой-то степени гнетущей. Искупление означает как раз то, о чем апостол Иоанн пишет в своем послании: «О том, что было от начала, что мы слышали, что мы видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни... о вечной жизни, которая явилась нам» (перифраза 1Ин.1:1–2 ). И вот этот парадокс, эту антиномию, это сообщение христиане не сумели вынести, это было для них чересчур. Намного легче иметь небольшую религию прошлого, настоящего и будущего, религию заповедей и предписаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

857 282: во всем противницы Христу являвшеся. 401: во всем ему противник Христу ему являющуся. 345: во всем послушни являющеся. 150: во всем противные Христу ему являющуся. 858 401: горделивии, высоцы, богатии, славнии, Христовым рабом славнии (282: лютии) в страшливии (282: стравливи). 150, 282, 401: слова «полками» нет. 860 489: читается: «до того бы, отцы и братие, посмеяние, но в чувстве никакими не написали». Правильно читается: 150, 710, 282, 401. 875 401, 150: не бывает. Здесь эти списки кончаются. Но списку 282 здесь следует: Да аще вы, отцы святии и братия, пишете к нам, грешным, о том, еже нецыи у вас на Тюмени льют кресты новым переводом с голубками: и мы о том новом переводе впервые и слышим, не токмо видети. Аще бо кто паче святых отец притворяет во образе Божим или в Кресте животворящем надписание украшения ради, на таковых от святых отец положено проклятие. Аще и не исповедуют Духу Святому от Сына исходити; а таковому новому воображению последуют, еже быти на Кресте Духу во образе голубине превыше Лица Сыновня. Того мы доднесь не видали, ниже слыхали, и свидетельства святых отец нигде не положено о том, еже бы воображать голубя на Кресте превыше Лица Сыновня. 880 Здесь одна строка выскоблена, очертания первого из выскобленных слов, как будто, обличают слово священники или священноиноки. 896 По изданию 1700 года: «В 3-ю по Пасхе слово Кирилла епископа о снятии тела Христова со креста и о мироносицах от сказания евангельского и похвала Иосифу». См. л. об. 663. 897 Текст Соборника: «Како не иму веры? Яко Царь укоряем, и титла вопиет, тварь свидетельствует; яже чту написанная, знаю вещми, и глаголю: Господи помяни мя во царствии Твоем. О, разбойниче, Петру помошниче, иудеом обличителю» (М. 1700). 899 В Синодике поминается: «Павла, епископа Коломенского – в Новеграде сожжен в лето 7164, апреля 3 дня» (Ркп. библ. П. И. Щукина, 150: Яцимирский – Опись, вып. 1, стр. 239). 900 Известие диакона Феодора: VI, 256 – «Виноград» Денисова, гл. I. – «Церковная история» Павла Белокриницкого, ч. III, стр. 49, 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Отыскав источник последних канонов карфагенского собора, мы естественно должны возвратиться к началу нашего исследования, чтобы подвести итог сказанному и изложить общий его результат. Содержащиеся в книге правил «правила св. поместного карфагенского собора» если несправедливо называть канонами карфагенского собора, бывшего в 419 г. в царствование императоров Гонория и Феодосия из 217 епископов, то имеются все основания заключать, что названный собор дал им тот состав, в котором они дошли до нас с именем правил карфагенского собора. В издании этих правил принимали ближайшее участие вообще соборы, бывшие во времена Аврелия, архиепископа карфагенского, и под его председательством, и в особенности соборы иппонийский 393 г., карфагенский 28 августа 397 г., карфагенский 16 или 17 июня 401 г., карфагенский 13 сентября 401 г., мелевитский 27 августа 402 г., карфагенский 25 августа 403 г., карфагенский в июне 404 г., карфагенский 23 августа 405 г., кареагенский 13 июля 407 г., 14 июля 409 и 410 г., карфагенский 1 мая 418 г. и карфагенский 419 г. К этим соборам времен Аврелия следует причислить два собора, бывших при его предшественниках Грате 345–348 г. и в особенности Генефлие 390 г. карфагенских епископах. Распределяя по этим источникам каждое в отдельности из правил карфагенского собора, мы, в виду добытых нами результатов, должны изобразить это таким образом: правило 1 принадлежит карфагенскому собору 419 г. первому его заседанию 25 мая; прав. 2–4 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; прав. 5 карфаг. собору при Грате 345–348 г.; прав. 6–13 карфаг. собору при Генефлие 390 г.; при чем в правилах этого собора имена присутствовавших на нем епископов заменены именами бывших на соборе 419 г.; прав. 14–33 иппонийскому собору 393 г.; прав. 34–36 карфаг. собору 13 сентября 401 г.; прав. 37 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 39 – 42 карфаг. 419 г. 1 его засед. 25 мая; прав. 43 карфаг. 28 августа 397 г.; прав. 44–57 иппонскому собору 393 г.; прав. 58–67 кареаг. 28 августа 397 г.; прав. 68–76 карфаг. 16 или 17 июля 401 г.; прав. 77–96 карфаг. 13 сентября 401 г.; прав. 97–101 мелевитскому 27 августа 402 г.; прав. 102–103 карфаг. 25 августа 403 г.; прав. 104 карфаг. в июне 404 г.; прав. 105 карфаг. 23 августа 405 г.; прав. 106–120 карфаг. 13 июня 407 г.; прав. 121 – карфагенск. 14 июля 409 г.; прав. 122 – карфаг. июня 410 г.; прав. 123–141 карфаг. 1 мая 418 г.; прав. 142–147 карфаг. 419 г. 2 его заседанию 30 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Блажен, кто чист и неукоризненно жительствует в сем достоинстве» (2,398). Но иное постигает вступающего в него недостойно – он сам себе собирает «огнь и смерть» (2,401), готовит «кромешнюю тьму и суд без милости» (2, 400). «Чистый Бог не благоволит к приявшим рукоположение по высокомерию» (2,400). Преподобный призывает почтить имеющих сан священства как друзей «благого Бога», как ходатаев «за нас и мир» (2,399–400). Если нам и неизвестно, достоин ли иерей носимого сана, не подобает, по заповеди Спасителя, презирать его. «Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его был и недостоин» (2,400). Обращает Преподобный своё слово и прямо к священнослужителю: «Сподобился ты, брат, сана священства? Приложи старание благоугождать Воеводе чистотой, и праведностью, и Божественной мудростью, и светлым девством. Будь пламенным ревнителем, как целомудренный Иосиф, чистым, как Иисус, странноприимным, как Авраам, нищелюбивым, как Иов, любвеобильным, как Давид, кротким, как Моисей. Заблудшегося возврати на путь, хромого подкрепи, падшего восставь, немощных защити и делай все тому подобное» (2,401). «Слава Единородному! Слава Единому Благому, Который сообщает священство ученикам Своим чрез новый святой завет Свой, чтоб и они показали пример в возложении рук своих на достойных!» (2, 399).                     21. «О том, как монаху быть совершенным» (2,401–424). Служит ответом на просьбы иноков «сделать что-нибудь полезное для монастырей» (2, 401–402). «Если призван на совет, – учит святой Ефрем, – будь благосклонен, как отец. Подавая совет, не произноси решительно приговора, потому что не знаешь тайн Божиих... Учи, чтоб самому научиться, и доставишь пользу слушателям. Под сомненьем рассуждай о том, чего не знаешь; если и ошибешься, не потерпишь вреда. Соглашайся лучше умереть, нежели поддаться зависти...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010