Церковь Фессалонийская с самого начала своего была следовательно орошаема кровью мучеников. Павел горел желанием снова видеть и укрепить возлюбленных чад своих, которых называет «своей надеждой, радостью и венцом похвалы»; но сатана, восставший на них, ему воспрепятствовал, а благоразумие не дозволяло ему подвергаться ярости и злобе врагов своих. 399 Тогда отправил он к ним Тимофея, который, по возвращении своем к Павлу в Коринф, принес ему добрые вести о вере и любви Фессалонийцев среди скорби их и гонений. 400 Павел о христианских добродетелях Павел в послании своем советует им придерживаться основных добродетелей христианских: чистоты, взаимной любви и трудолюбия. Добродетели эти имеют цель не земную, но небесную, и следует их соблюдать, чтобы воскреснуть в день тот во славе и жить вечно со Иисусом Христом в мире будущем. 401 Так объяснял основание учения евангельского, Сам Иисус Христос, запретивши даже смотреть на женщину с вожделением и давший новую заповедь о взаимной любви. Он собственным примером Своим и учением подтвердил; божественный и всеобщий закон о трудолюбии. Никакое бесплодное дерево не должно оставаться на ниве Отца рода человеческого; все члены рода этого, деятельностью своей, должны содействовать общему благу. Только под этим условием, воспользуемся мы жизнью вечной в будущем мире. Закон христианский придает возвышеннейшую цель, трудолюбию и добродетелям, он слишком высоко ценит человечество, чтобы считать его за машину, в которой каждая личность принималась бы за колесо, предназначенное действовать без сознания и работать без всякой иной надежды, кроме гроба. Закон христианский требует от души и от тела разумной деятельности, в продолжение всей земной жизни, но за то обещает душе блаженство, а телу славное воскресение. Апостол Павел в послании своем к Фессалонийцам служить только отголоском словес Господних. Возлюбленным чадам своим 402 излагает он, что последний день пришествия Иисуса Христа, Судии человечества, не будет страшен для верующих, непогрузившихся в порочный сон и которые, как чада света, искуплены Самим Иисусом Христом. «Увещевайте друг друга, говорит он, и назидайте один другого; вразумляйте безчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

2 . Обожение человеческой природы в Лице Христа Спасителя выразилось в обилии полученных ею духовных дарований, вследствие чего, искупленные, получив от Сына Божия Духа Святого, стали облагодатствованными людьми, что обнаруживается в их побеждении искушений, в их власти над демонами (2,13), во многих чудесных явлениях (1, 229–230). 3 . Человеческая природа Христа как безгрешного не подвержена тлению. Тела наши умирают, но силой Божией воскреснут в день всеобщего суда, когда «о Христе будем царствовать на небесах» (2,350). Поэтому у христиан нет страха смертного. Субъективно, в душе их, смерть побеждена уже здесь на земле. «Нетленный Божий Сын, как всем соприсущий по подобию с нами, справедливо облек всех в нетление обетованием воскресения. То самое тление, которое по человечеству вносится смертию, не имеет уже места в людях по причине Слова, Которое чрез единое тело вселилось и в них. Как по вшествии великого царя в какой-либо большой город и по вселении его в одном из домов градских, город сей удостаивается великой чести, и не тревожит его уже ни враг какой, ни хищник, но ради царя, вселившегося в одном из домов его, прилагается о нем всякое попечение: так разумей и о нашем Спасителе. До пришествии Его в страну нашу и по вселении Его в одном из подобных нашим тел прекращено уже всякое злоумышление на человека... По снисшествии Слова в тело, оно уже не подлежало истлению, что свойственно было естеству его, но ради вселившегося в нем Божия Слова стало вне тления. Тело удобостраждущее, хотя и пострадало, как сообразно это было с естеством тела, однако же от вселившегося в нем Слова прияло и свойство нетления» (4, 457). Явившись в последние дни на земле с плотию, Господь «отразил от нас тление» (4,190). Единение наше с Богом, разумеется, не тождественно единению Сына с Отцом. «Не обличаются ли ариане всеми, особливо Иоанном, – говорит Святитель, – что иначе Сын во Отце, иначе бываем в Нем мы? И мы никогда не будем такими, каков Он» (2,401). Слово имеет истинное, подлинное «тождество естества со Отцем» (2,397), а мы вступаем в единение с Богом не по существу, а по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение Христа), initium redemptionis (начало искупления), conceptio Christi (зачатие Христа), festum incarnationis (праздник Воплощения) ( Cabrol. Col. 2242). В истории Б. воспринимался и как Господский , и как Богородичный праздник . Феодор Продром (XII в.) в четверостишии называет 12 главных праздников, среди к-рых, за исключением Б., Богородичные отсутствуют. Гроттаферратский Типикон (XIII в.) упоминает Б. среди 14 Господских праздников ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 907). С XIV в., с включением в список двунадесятых праздников сначала Успения, а затем и проч. Богородичных праздников, Б. становится одним из них ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401). В отличие от правосл. Церкви, где Б. считается одним из важнейших праздников (полное название Εαγγελισμς τς Υπεραγας Δεσπονης μν Θεοτκου κα Αειπαρθνου Μαρας - Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии), в католич. это праздник второго класса (полное название Annuntiatio beatae Mariae Virginis - Благовещение блаженной Девы Марии) ( Хойнацкий. С. 1002). Событие Б. в святоотеческой традиции В греч. сборниках святоотеческих слов на разные праздники, предназначенных для богослужебного употребления (патристических Лекционариях) для Б. обычно приводятся 1 или 2 чтения: первое начинается словами «Πλιν χαρς εαγγλια» (Снова радость благовестия; известно под именами святителей Иоанна Златоуста и Григория , архиеп. Неокесарийского, у Миня (PG. 50. Col. 791-793ff.) помещено под именем свт. Иоанна Златоуста, но обозначено как spuria), и второе - слово свт. Андрея Критского (нач.: «Επστη σμερον πντων χαρ» (Есть сегодня радость всех) - PG. 97. Col. 881ff.), напр., в Hieros. Patr. 6. Fol. 8-17v, IX-X вв., Hieros. Sab. 259. Fol. 31-36, 1089-1090 гг. и 292. Fol. 144-170, 1611-1612 гг. Кроме того, встречаются рукописи, содержащие и др. святоотеческие чтения, напр., в Hieros. Patr. 132. Fol. 254-313, XIV в. и Hieros. Sab. 1. Fol. 1-24, Х в., кроме указанных чтений приводятся также начинающиеся со слов: «Τ μην τ κτ», «Αγαπητο, βασιλε τν», «Προαπστειλεν θες», «Σμερον γαπητο» (В месяц шестый; Возлюбленные, Царю; Послал Бог; Днесь, возлюбленные; приписаны свт.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Мысль о прямом участии истинных последователей Христа в славе последнего суда требует живого, деятельного их участия в акте этого суда; поэтому она совершенно исключает толкование «суда святых», упоминаемого Апостолом языков, в смысле пассивного суда, т. е., осуждения истинными христианами чрез свой добрый пример нравственной жизни и деятельности тех, кои, находясь в одинаковых с ними условиях и обстоятельствах проходили однако же путь жизни далеко не одинаково с ними, – оказали дурные плоды своей жизнедеятельности. Подобное толкование о пассивном суде приложимо только к угрозе Господа неверующим фарисеям, что их дети будут их судьями 399 , или же к угрозе, что Ниневитяне и царица Савская некогда будут судить неверующий род 400 . Более живое и обстоятельное изображены в Новозаветном Писании участия св. Апостолов в деле всемирного суда легко объясняется достоинством Апостолов: они непосредственные споспешники дела и учения Христова. Так как это дело и учение есть всемирное, то и упоминание Евангелия о «двенадцати коленах Израилевых», которых судьями будут Апостолы, разумеют в переносном смысле, – в смысле обозначения всего рода человеческого, искупленного Христом, всех вообще христиан, подлежащих суду всеобщему, как подобное упоминание и нужно понимать в послание Апостола Иакова 401 . Впрочем, существует и буквальное понимание свидетельства Евангелия о суде Апостолов над «двенадцатью коленами Израиля»; такого понимания держится именно в Бозе почивающий Высокопреосвященный Филарет. Сопоставляя суд Апостолов над 12-ю коленами народа избрания с судом сватых над всем остальным родом человеческим, Высокопреосвященный говорит: «Апостолы сядут на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома»: но как за сим остаётся ещё множество народов и племён, которые предстанут всемирному суду, то можно из сего заключить, что кроме сих дванадесяте судей и ещё многие судьи должны будут явиться. Сие догадочное заключение оказывается ясною и утверждённою истиною в изречении Апостола, который говорит, что ни одни Апостолы, но вообще святые мирови имут судити 402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

380 Лествица, степень 6. 381 Патерик Печерский. Память преподобного Афанасия совершается 2 декабря. 382 Евр. 10, 27–31. 383 Деян. 7, 55–56. 384 Патерик Скитский. 385 Патерик Скитский. 386 Патерик Скитский. 387 Житие Паисия Нямецкого, параграф 14. 388 Патерик Скитский. 389 Жена подверглась диавольскому искушению за то, что провела целые шесть недель без приобщения Святых Христовых Тайн. При обильном действии Божественной благодати в первенствующей Церкви и такие погрешности, которые ныне кажутся малозначительными, влекли за собой наказание Божие (Деян., гл. 5). Патерик Скитский. 390 Пс. 141, 8. 391 Пс. 75, 3. 392 2 Пет. 1, 19. 393 Апок. 12, 7–8. 394 Иез. 28, 16. 395 Иов. 1, 7. 396 Еф. 6, 12. 397 Еф. 2, 2. 398 Cassiani collatio 8. Это очевидно из писаний и многих других святых Отцов. 399 1 Пет. 5, 8. 400 Быт. 1, 28. 401 Быт. 2, 15. 402 Слово 4, гл. 3. Что власть сатаны над падшими ангелами и человеками, над миром и веком, не есть собственность его, но приобретена от тех, которые произвольно предали ее ему, он сам засвидетельствовал пред Спасителем, когда показал Ему вся царствия вселенныя в часе временне, и сказал о них: Тебе дам власть сию всю и славу их: яко мне предана есть, и, емуже аще хощу, дам. (Лк. 4, 5–6). 403 Быт. 3, 24. 404 Прп. Кассиан полагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов (Col. 7 cap. 8). И другие святые отцы согласны, что он из числа высших Ангелов. 405 «Ужаснулась смерть, узрев, что снисшел во ад новый Некто, недержимый тамошними узами. Почему же, увидев Его, убоялисьвы, вратницы адовы (Иов. 38, 17)? Какой необычайный страх овладел вами? Бежала смерть, и бегство обличило боязнь. Стеклись святые пророки, и законодатель Моисей, и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Давид, и Самуил, и Исаия, и Креститель Иоанн, который вещает и свидетельствует: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф. 9, 3)? Искуплены все праведные, которых поглотила смерть: потому что проповеданному Царю надлежало соделаться Искупителем добрых проповедников. И после сего каждый из сих праведников сказал: где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа (1 Кор. 15, 55)? Нас искупил Победодавец». Святого Кирилла Иерусалимского 14 Огласительное Слово, пар. 19, по переводу Московской Духовной Академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Девятый век 815 г. – Возобновление иконоборчества (при Льве Армянине) и начало нового исповедничества. Достаточно упомянуть только имена св. Михаила, епископа Синадского (бывший посол императора Никифора у Гаруна аль-Рашида) 395 преп. Феофилакта Никомидийского 396 преп. Никиты Мидикийского 397 и славнейшего в отцах преп. Феодора Студита 398 842 г. – «Торжество православия», свершившееся в этом году в первую неделю Великого Поста, и доныне отмечается, являясь и торжеством монашества, вынесшего, можно сказать, на своих плечах всю тяжесть иконоборческого гонения. Св. Собор (VII Вселенский), проходивший под председательством св. Мефодия 399 анафематствовал еретиков и подтвердил иконопочитание. На утрени в этот день пелся канон преп. Феофана Начертанного (впоследствии митрополита Никейского), в котором живо изображается торжество Церкви 400 Чем дальше, тем монашество все более и более ширилось и делалось славнее. При македонской императорской династии, по словам историков, «монахов и счесть было бы невозможно» 401 «В Константинополе и его предместьях, – говорит лучший знаток этой поры византийской истории Шлемберже 402 (и оттого, что говорит инославный, свидетельство вдвойне ценно), – монастыри высились целыми сотнями; у каждой церкви, даже у каждой часовни был свой монастырь; в некоторых кварталах здания их и всевозможных связанных с ними благотворительных учреждений тянулись друг за другом на необозримое пространство. Не было императора, князя, провинциального архонта, богатого сенатора или купца или же знатной женщины, которые не основали бы или не обогащали бы, при жизни или на смертном одре, какого-либо монастыря, то для снискания милости Божией, то для искупления тяжкой вины». Почти каждый зажиточный человек мечтал о своем собственном монастыре 403 а небогатые, даже крестьяне, строили их в складчину 404 Влечение в кельи стало всеобщим: представители обоего пола, всех званий и положений, от высших до низших, соревновались в желании покинуть мир. Некоторые обрекали своих детей на монашество в раннем возрасте, а иногда даже еще до рождения 405 Многие из оставшихся в миру старались и в нем жить по-монашески, а краем желаний даже для религиозно равнодушных людей было умереть постриженным или, по крайней мере, быть похороненным в священной ограде монастыря!» 406 /

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

398 «…Ибо Евхаристия… в особливости постановлена для того, чтобы чрез воспоминание сего веления Спасителя нашего, при вкушении Тела Его обращали мы на себя осязательно и внутренно подъятые Им для искупления нашего страдания и смерть и дабы чрез сей таинственный, учрежденный самим Им процесс, божественная искра сопрягала союз нераздельный с истинным Его духовным телом повсюду беспредельно существующим, но в учрежденной им Евхаристии в особенности благодатно действующим… ибо существующие в аналогии только состояния могут иметь взаимное между собой притяжение или удобно являть друг ко другу силы привлекательные» (СВ. 1806. Ч. 1. С. 331–332). 401 «Сия духовная телесность есть столь высокое преимущество Нового Завета, что мы и говорить о нем не смеем. Оно представлено под образом крещения водою и духом. Первая есть только преуготовление к последнему. Крещение водою в покаяние, не доставляющее еще жизни, предоставлено было Иоанну, а крещение Духом, подающим различные дарования, принадлежало самому Господу Иисусу. Потому-то если кто получал сие последнее крещение прежде, как Корнилий Сотник, то первого возбранить ему уже никто не мог. Крещение водою известно было еще прежде не только иудеям, но и язычникам, у коих оно соблюдалось, как тайна в их Мистериях. Потому-то, когда Иоанн Креститель стал проповедовать крещение, проповедь его не представила народу никакой особливой странности…» (СВ. 1817. Ч. 5. С. 24–25). И в другой статье из того же номера: «Обращение есть двоякое: первое от греха к благодати… второе следующее за сим есть обращение от внешнего к внутреннему… Первое обращение ознаменовывается собственно крещением водою, последнее крещением духом и огнем. Первое служит началом, второе ведет нас на свершение. Первое одно не может привести к совершенству, а оное приобретается уже чрез крещение Духом. Первое отверзает грешникам преддверия храма Господня: последнее же провождает их во Святая и Святая Святых» (Там же. С. 113). 404 В подтверждение высказанного предположения об эволюции взглядов Лабзина можно указать, что здесь просматривается путь в известной мере сходный с путем князя А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

авторам (ср.: CPG, N 1925). Относительно «Слова 7-го на Святую Пасху» (In sanctum Pascha sermo 7; CPG, N 4612; Homélies pascales. P., 1957. T. 3. P. 111-173. (SC; 48); рус. перевод: Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1902. Т. 8. Кн. 2. C. 957-971) исследователи предполагали, что оно возникло в окружении свт. Григория Нисского, однако не принадлежит ему (см.: Homélies pascales. P., 1957. T. 3. P. 84-105); по др. гипотезе, это вообще не гомилия, а запись диспута о времени празднования П., датируемого 387 г. (см.: Vany ó . 1975). Свт. Кириллу, архиеп. Александрийскому, принадлежит корпус 29 «Пасхальных посланий», или «Пасхальных гомилий» (Epistulae paschales/Homiliae paschales; CPG, N 5240; PG. 77. Col. 401-981; изложение содержания и фрагментарный рус. перевод посланий см.: Миролюбов А. Проповеди св. Кирилла Александрийского. К., 1889. С. 108-231), к-рые представляют собой ежегодные окружные послания с указанием даты начала Великого поста и празднования П. Эти послания обычно составлялись осенью предыдущего года. Послания строятся по общему плану: свт. Кирилл сообщает о приближающемся времени поста и П.; побуждает воспользоваться этим временем для покаяния и упражнения в добродетели, чтобы действительно стать причастниками совершенного Христом искупления; кратко излагает учение о домостроительстве спасения; наконец, указывает даты начала поста, П. и Пятидесятницы. В каждом послании тема пасхального торжества является отправной точкой для широких экскурсов в область библейской истории, материал к-рой используется для пространных нравственно-аскетических наставлений. Кроме того, содержание посланий нередко служит полемическим целям; свт. Кирилл ведет полемику с еретиками, прежде всего с несторианами, а также с иудеями и язычниками, параллельно предлагая догматические поучения о Боговоплощении и искуплении. Под именем свт. Епифания Кипрского сохранились 2 гомилии: «Слово на Воскресение Христово» (Homilia in sanctam Christi resurrectionem; CPG, N 3773; текст см.: PG. 43. Col. 505-508; рус. пер.: ВЧ. 1849. 1. С. 1-2), принадлежность которого свт. Епифанию спорна (см.: Nautin. 1953. P. 151-153), т. к. его текст близок к «Слову 3-му на Вознесение Господне» (In ascensionem sermo 3; CPG, N 4533), сохранившемуся под именем свт. Иоанна Златоуста, а также еще одно «Слово на Воскресение Христово» (Homilia in sanctam Christi resurrectionem; CPG, N 3769; текст см.: PG. 43. Col. 465-477). К рубежу V и VI вв. относится также сохранившаяся под именем Евсевия , архиеп. Александрийского, однако не принадлежащая ему гомилия «О Воскресении» (De domini resurrectione; CPG, N 5527; текст см.: PG. 61. Col. 733-738).

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Умилено бо видти и жалостно зрти таковых русскых събраниа и учрежениа ихъ, вси бо равнодушьни, единъ за единого, другъ за друга хощеть умрети, и вси единогласно глаголюще: «Боже, с высоты призри на ны и даруй православному князю нашему, яко Констяньтину побду, 400 покори под ноз его врагы Амалика, 401 якоже иногда кроткому Давиду». 402 Сему же удивишася литовьскии князи, рекуще в себ: «Нсть было преже нас, ни при насъ, ни по насъ будеть таково въинство уряжено. Подобно есть Александра царя макидоньскаго въиньству, мужеством бысть Гедеоновы снузници, 403 Господь бо своею силою въоружилъ их!» Князь же великий, видвъ плъци свои достойно уряжены, и сшед с коня своего и паде на колни свои прямо великому плъку чернаго знамениа, на немъ же въображенъ образ Владыкы Господа нашего Исуса Христа, из глубины душа нача звати велегласно: «О Владыко Вседръжителю! Виждь смотреливым оком на люди сия, иже твоею десницею сътворени суть и твоею кровию искуплени работы вражиа. Внуши, Господи, гласъ молитвъ нашихъ, обрати лице свое на нечестивых, иже творять злаа рабом твоим. И нын, Господи Исусе Христе, молю и покланяюся образу твоему святому и пречистй твоей Матери и всм святым, угодившим теб, и твръдому и необоримому заступьнику нашему и молебнику иже о насъ, к теб, русскому святителю, новому чюдотворцу Петру, на его же милость надемся, дръзаем призывати и славити святое и великолпое имя твое, Отца и Сына и святого Духа, нын и присно и въ вкы вкомъ! Аминь». Скончавъ молитву и всд на конь свой и нача по плъком здити съ князи и въеводами. Коемуждо полку рече: «Братиа моа милаа, сынове русскыа, от мала и до велика! Уже, братие, нощь присп, и день грозный приближися – в сию нощь бдите и молитеся, мужайтеся и крпитеся, Господь с нами, силенъ въ бранех. Зд пребудите, братие, на мстех своих, немятущеся. Койждо вас нын учредитеся, утр бо неудобь мощно тако учредитися: уже бо гости наши приближаются, стоять на рец Непрядв, у поля Куликова оплъчишася, утр бо нам с ними пити общую чашу, межу събою поведеную, еяже, друзи мои, еще на Руси въжделша. Нын, братьа, уповайте на Бога жыва, миръ вам буди о Христ. Аще утр ускорять на нас приити погании сыроядьци».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д Падение диавола , 139. Влияние диавола на происхождение греха, 232. Что есть диакон ? 573. Дни поминовения , 643. Добрые дела , как условие вечного спасения, 3, 4, 6, 7. Догматы веры, 1, примеч. Примеры, разъясняющие догмат о Пресвятой Троице, 124. Чему учит догмат о сотворении мира? 157. Догмат о почитании Пресвятой Богородицы, 252. Изъяснение догмата об искуплении по житиям святых, 295. Различие между обрядом и догматом , 1, примеч. Различие между догматом и заповедью, 1, примеч. Догматическое послание св. Льва, папы римского , 266, прим. Догматические выводы из учения о пресуществлении Святых Даров, 526. Доказательства бытия Божия, 88, 719. Достоинство человека, 180. Древо познания добра и зла, примеч., 237. Три друга (притча), 628. Божество Св. Духа , 388, 389. Изречения св. отцов об исхождении Св. Духа от Отца, 390, 392. Опровержение учения католиков об исхождении Св. Духа и от Сына (Filioque), 392, прим. Излияние Св. Духа на верующих, 393. Дары Духа Святого , 396. Плоды Духа Святого , 398. Что значат слова: «печать дара Духа Святого ?» 500, примеч. О разнообразных явлениях в мире Духа Святого , 400. Воздействие Св. Духа на пророков, 401, 402. Действия Св. Духа в мире, 403, 407. Сошествие Св. Духа на апостолов, 403. Обитает ли Св. Дух в сердцах наших? 405. Пребывание Св. Духа в церкви Христовой, 422. Библейские тексты о Св. Духе, 408. Опровержение мнения раскольников относительно учения о Св. Духе , 410, примеч. Факты, доказываюшие существование души в человеке, 163, 172, примеч. Исход души праведной, 637, – покаявшегося грешника, 640. О бессмертии души , 658, 663. Разбор возражений неверующих в бессмертие души , 663, примеч. Что такое смерть души ? 701. Учение св. отцов о душе, 169. Библейские тексты о душе ? 170. Девство , 608. Изречения св. отцов о девстве , 613. Примеры девственников , 614. Награда девственникам , 617.   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010