Догнавши я караван, ехал с оным, проежая долинами промиш высоких гор, неболшими кустарниками, один за другим по уской дароги, каменистой. Потом поднялись на высокий горы, проежая масличныя сады и прочаго родов дерева неизвесных нам. Спустись под гору, проежая селение, в левой руке от дороги стоящаго, каменная постройка. По дороги находятся скалы, высеченныя из камней, ямы – род кладезей, которые наполняются дожевою водою (нарочито поделаны для проходящих с караванами); берут воду и пьют, и напаяют верьблют, лошадей и лошаков. На дорогу выбегали арапския разбоники с ружьями и саблями для отнятия денег у поклоник. Остановя нас, требовали денег, но мы, не дав им не одной пары, проехав их мимо, ане не стали противится нам, ибо нас превосходнее число было вдвое. Потом приближились к селению Еманусу, 1102 арабскому, где арапов сидело на дароги множество, и чиновник их, остановя караван, требовал от нас подорожной. Мы, имев у себя данную подорожную, 26 человек российских, от Яфскаго консуля, подав ему, чиновнику, которой прочитав и пропусти нас щетом, а прочих греков и армян, остановя их, с каждаго человека взяв пошлину по 40 пар, то есть по 80 копеек. Проежая каменный мост небольшей, проежали долины, нам навстречу, по дароги, шли арапки из Ерусалима. Поднялись на высокия горы, где в левой руке в долине видать было арабское селение с прекрасными садами. Еще проехав небольшее селение по правую руку, близ дароги, на горе. В правой же старане, в лощине, видать Крестной манастырь, греческой, с высокими стенами. 1103 По приближении ко Иерусалиму, 1104 а версты за 2, открылись зрению нашему окружающия его высокия с зубцами стены. Поклонники, удостоившися узреть святый Божий град и Обетованную Землю по благополучном совершении своего из отдаленных стран путешествия, слезли с лошадей. Остановясь, вослали сердечное благодарение небесному владыке Господу и Владычице Пресвятой Богородицы. В радости неизреченной испольнившися, поседали на лошадей и на лошаков в сей поехали под город. От Давыдовых ворот 1105 по обе стороны стояло народу, состоящаго из иерусалимских жителей и прежде прибывших разных христианских религий поклонников, а особенно российских. От иноземцов увидав, господин калледский советник Георгий Яковлевич Пимонов возопияв к нам: «Проздравляем вас щасливым прибытием!» Убогия арапы растилали свои шерстяные полосатые плащи и кричали: «Хаджи христиане, хаты масары, флус бакшиш!», – то есть «дай денег». Путешествующие бросали им на плащи турецкий пары. Неподалеку ворот стояли женщины турецки, молодыя, покрывши белыми покрывалом, держали в руках трупки, курили табак. В воротах Давыдовых стояли караульныя янычары турецкыя, за поясами пистольли и ножами сребром оправленные, а на головах чалмы белые обернув. Одеты в спенцари разнаго цвета сукна и под исподом белаго полотна бумажные балахоны, зборами пониже колена, на ногах башмаки и щеблеты малиновые, повышеты золотом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

он принимал участие в перенесении мощей свв. Бориса и Глеба в новый храм. Доподлинно известно о рукоположении Никифором следующих епископов: Лазаря (1105 г.) и Сильвестра (1118 г.) Переяславских, Амфилохия Владимиро-Волынского (1105 г.), Мины Полоцкого (1105 г.), Феоктиста Черниговского (1113 г.), Даниила Юрьевского (1114 г.), Никиты Белгородского (1114 г.), Кирилла Туровского (1117 г.) (не путать с известным писателем). 12 . Михаил I был, по обычаю, назначен и рукоположен в Константинополе и прибыл в Киев летом ИЗО г. Уже в ноябре-декабре того же года он хиротонисал новгородского епископа Нифонта, а в 1134–1136 гг. участвовал в учреждении епископии в Смоленске. Лишь с большим трудом Михаилу удалось покончить с неурядицами вокруг вакантной переяславской кафедры (1134–1141 гг.), которые возникли вследствие протестов против выделения Смоленской земли из состава Переяславской епархии; очередного переяславского епископа Евфимия Михаил смог рукоположить только в 1141 г. В период постоянных междоусобиц при киевских кязьях Прополке Владимировиче (1132–1139) и Всеволоде Ольговиче (1139–1146) Михаил предпринимал небезуспешные попытки посредничества между соперничавшими князьями, хотя при этом и не смог избежать упреков в пристрастности. На рубеже 1134–1135 гг. он даже оказался на короткое время в заточении: таким путем пытались воспрепятствовать его посреднической деятельности. Авторитет митрополита подрывался его усилиями в поддержку провизантийской политики одной из коалиций русских князей (в первую очередь, галицких и суздальских). В 1145/1146 г. Михаил оказался вовлечен и в борьбу вокруг киевского стола – это последнее, что нам известно о его политической деятельности. По крайней мере, во время интронизации Изяслава Мстиславича 13 августа 1146 г. его уже не было в Киеве. Предположение, будто Михаил был смещен Изяславом, враждебно настроенным по отношению к нему, не находит подтверждения, так как спор о замещении митрополичьей кафедры в июле 1147 г. предполагал ее вакантность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Антоний Римлянин: русский итальянец Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, оторвала от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. 16 августа, 2011 Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, оторвала от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии. В юности преподобный Антоний изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим, т.к. римские папы всячески старались обратить православных в латинство. Ему было тогда 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую, вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский подвиг и прожил там двадцать лет. Гонения на православных со стороны латинян вынудили братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Прибывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу. Камень чудесным образом понесло по водам. Переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ri...

Никитари. Церковь Пресвятой Богородицы Форвиотиссы. Церковь Богородицы Асину /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1105 и 1106. Адрес: Кипр, Никосия, Никитари Координаты: 35.046269, 32.973355 Проезд:в 5-ти км на юг от Никитари Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Богородицы Асину (Панагии Форвиотиссы) в Никитари под охраной ЮНЕСКО с 1985 года. Эта церковь — единственная сохранившаяся часть Форвийского монастыря, основанного в 1099 году Никифором Исхирием. Сведения о монастыре содержатся в надписях на храмовых фресках. Монастырь Богородицы Асину действовал еще в XV - XVI веках. В период турецкого владычества обитель беднела, уменьшалось число монахов, но подворье в Никитари продолжало существовать. В конце XVI -начале XVII веков монастырь пришел в упадок, монахи постепенно оставили его, сооружения превратились в развалины, а затем и вовсе исчезли, Церковь Асину осталась единственным напоминанием о Форвиотийском монастыре. Уникальность храма — в сочетании сводчатого и кровельного перекрытия, что можно увидеть и в церкви Святого Николая около деревни Какопетрия. К тому же, храм привлекает богатством и разнообразием росписей, собрав на своих стенах, помимо канонических евангельских сюжетов, обширнейший свод образов христианских святых из самых разных уголков земли. Церковь Богородицы Асину относится к типу бесстолпных храмов, в интерьерах которых лопатки часто заменяются арочными нишами. Так и здесь, северная и южная стены имеют по три слепые арки, причем средняя шире и выше боковых. Три входа в храм расположены при¬мерно посредине северной, южной и западной стен. Бесстолпные храмы обычно имели немного окон, в церкви Асину есть по одному стрельчатому над западной дверью и в алтарной апсиде, а над северной и южной дверью полукруглые люнеты. Фрески храма можно считать не только энциклопедией образов, но и энциклопедией стилей и влияний в кипрской религиозной живописи. Ранние росписи датированы 1105/6 годами, они изображают святых Константина и Елену, современные им образы можно найти на западной и восточных стенах, на участках южной и северной стен. Остальные фрески этого периода или покрыты поздними слоями или прописаны заново.

http://sobory.ru/article/?object=23636

Великий Новгород. Церковь Илии Пророка на Славне. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Ильи Пророка на Славне. построена в 1455г. Сооружена на основании постройки 1198-1202 г.г. в формах, повторяющих архитектуру 12 века. Повреждена в годы Великой Отечественной Войны. Ремонтно-строительные работы проведены в 1952 году. Помещения храма использовались под хозяйственные нужды и жильё (долгое время в храме и на территории около него базировалась геодезическая партия). До сих пор там заканчивают свой век, забытые всеми властями, новгородцы. Состояние храма-жилья видно по фото. Не сохранилось ни куполов, ни крестов, никаких других элеменетов, на окнах висят занавески - в бывшей церкви живут люди. А между тем это один из самых древних новгородских храмов, построенный в 1198-1202 гг. по заказу некоего Евреши. В 1455 г. храм был полностью перестроен, стал больше и наряднее, однако до нашего времени сохранились только его стены. Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. Москва, 2002 Основание церкви Ильи Пророка на Славне относится к началу христианства в Новгороде, точная дата неизвестна. По предположению В.Л. Янина, Ильинская церковь была сооружена на Славенском холме, на месте, выбранном в 980 г. Добрыней для главного языческого бога Перуна. С этой церковью было связано старинное предание: во время проливных дождей в этой церкви совершалось молебствование о хорошей погоде " ведре " отчего в народе ее называли Илья сухой. Мало кто знает, что у церкви изначально была колокольня, а впервые в летописях она упомянута под 1105 году в связи с пожаром: " ...погореша хороми от ручия, мимо Славьно, до святого Илие... " . Храм тогда, очевидно, был деревянным. Церковь Илии Пророка на Славне (или на Холме) была построена на месте древнего капища Перуна. Летопись впервые упоминает ее под 1105 годом, когда она еще была деревянной. Каменную церковь построили в 1198–1202 годах. В 1455–1456 гг. храм был перестроен с использованием нижних частей древней постройки. В 1952 году храм подвергся реконструкции: фасады были отреставрированы, но со здания сняли поврежденный во время войны купол, и оно было приспособлено под жилье и складские помещения. Храм был разделен внутри на два этажа, в нем было устроено общежитие. До недавнего времени здание оставалось многоквартирным жилым домом. Как свидетельствуют очевидцы, последние квартиры были расселены в 2011 году, но в храме с разрешения церковной общины продолжали жить художники, бывшие арендаторы помещений под мастерские. Храм передан Русской Православной старообрядческой Церкви в 2014 году. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00333

отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Исайя подвизался в неутомимых трудах в Печерской обители. Подвигом труда и безмолвия он угодил Господу. Мощи его почивают в Ближней Антониевой пещере. Святитель Мина, епископ Полоцкий (+ 1116) Память его празднуется 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых, во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Мина долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 г. он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу киево-печерским святым отцам. Упоминание о нем есть в Киево-Печерском Патерике, Известен святитель как один из первых русских архипастырей, продолжавших благодатное распространение веры Христовой после крещения земли Русской. Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский (+ 1122) Память его празднуется 10 окт. вместе с Собором Волынских святых, 28 авг. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Святитель Амфилохий был иноком Киево-Печерского монастыря. В 1105 г. он был поставлен  епископом Владимиро-Волынским.  Паства его была уже просвещена святым Крещением, но вера еще не укоренилась в сердцах новых христиан, и труды святителя были просветительные. Ему много пришлось бороться с суеверием и обычаями языческими. В 1122 г., после семнадцати лет управления владимиро-волынской паствой, святитель Амфилохий удалился на покой в Киево-Печерский монастырь и в том же году скончался. •  Епархия во Владимире на Волыни была учреждена еще при равноапостольном князе Владимире (ныне город в Волынской обл. на Украине). Преподобные священномученик Кукша и Пимен Постник, Печерские (+ между 1114 и 1123) Память их празднуется 21 авг. в день мученической кончины прп. Кукши и преставления прп. Пимена, 28 сент вместе с Собором прпп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Ослабляя и искореняя страсти при содействии Божественной благодати, человек постепенно очищает душу и возвращает ее в естественный чин, и таким образом в нем происходит одухотворение души и тела. Кто мужественно борется со страстями, строго исполняя заповеди Господа, и по мере усердия очищает свое сердце, тот все более сближается с Господом. Окончательное очищение всего нашего естества совершается Самим Господом. «Один из законов Божеского о нас Промысла, – учит преосвященный Феофан, – есть так устроять жизнь каждого и течение случайностей в ней, чтобы он, пользуясь ими разумно, мог наискорейшим и наиудобнейшим образом очистить себя от страстей» с. 226]. Когда естество человека очистится от терний страстей, душа его расцветает всякими добродетелями и всякого рода красотами духовными, которые привлекают взоры и небесных и земных. Начинается постепенное одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, «пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, – и человек, одухотворившись, обожится» с. 70]. Когда туман страстей изгоняется из человеческого естества, христианин становится храмом Бога, по слову Спасителя [ Ин. 14,13 ]. В душе праведника «воссияет Христос Господь, Солнце полное и чистое» с. 1105], тогда дает ему ощутить Свое присутствие. По словам святителя Феофана, «сознательное приятие в себя Христа или ощущение приемлемого и приятого Христа есть высшее дарование в порядке жизни христианской, когда христианин, подобно святому Павлу, исповедать может: «Живу не к тому аз, но живет во мне Христос» ( Гал. 2,20 ) с. 217]. Последователь Христа, достигая совершенства, «вступает в богоподобие и причащается всесовершенств Божеских или вкушает Божеских доброт, называется вступающим в свет Божий, облекающимся в него; и самым делом он тогда становится светом» с. 385]. Христианин с чистым сердцем становится достойным вместилищем премудрости Божией и настоящим врачом душ человеческих. Человек, очистившийся от страстей, по учению епископа Феофана, «есть сокровище духовного врачевания: приходи к нему, с какою хочешь немощью душевною, – он все расскажет, как в каком случае поступить и как укрепиться и одолеть себя. Он все изведал и знает опытно целительность своих средств и их пригодность в разных случаях» с. 321]. Такой христианин становится достойным наследником Царствия Небесного. Виды страстей. Самолюбие и самоугодие

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Но на первом месте у Златоуста всегда стояла конкретная личность. Она для него – «совершенно отдельный атом», и ее нравственное развитие «не зависит от влияний, исходящих от общества как целого» 1105 . Эта своеобразная монадология, или, по определению И. В. Попова , «известного рода индивидуализм», предполагает обновление общества исключительно через отдельную личность, а не путем какого-либо схемостроительства. И если Златоуст и сравнивает иногда Церковь с организмом, «в котором каждый член имеет свое назначение и необходим для целого», эта аналогия в его сознании «не связана с той полнотой содержания, которая характеризует современные учения об обществе» 1106 . Иными словами, конкретная личность для Златоуста, как и для И. В. Попова , как и для Ф. М. Достоевского, больше так называемого целого, ибо последнее есть понятие отвлеченное. Именно здесь истоки и суть христианского персонализма… Впрочем, еще более рельефно эту позицию выразил М. М. Тареев . В самой краткой формуле значение константинопольского святителя состоит в том, что «он посвятил все свои силы и помыслы религиозно-нравственному обновлению христианского общества. Он был совестью мира, в котором жил и действовал» 1107 . Религия как творчество: «Идея обожения в Восточной Церкви» Одну из своих главных задач И. В. Попов видел в том, чтобы дать конкретно-историческое истолкование столь важного для всей Церкви термина обожения, приобретавшего с течением времени новые оттенки и толкования. Поэтому в первую очередь он уточняет, что «на языке древних народов слово Бог не имело того безусловного значения, с которым оно употребляется нами» 1108 . Так, Св. Писание называет Моисея богом по отношению к фараону, Григорий Богослов – благотворителя по отношению к нищему… Для того времени стать богом «не значило вырасти до величия Абсолютного и вознестись до беспредельности Его совершенств. В понятии бога необходимо мыслились только бессмертие, блаженство и сверхчеловеческая полнота и интенсивность жизни» 1109 . Об этом И. В. Попов пишет и в работе о св. Афанасии 1110 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rus...

4. Хвалы Богоматери в день Успения Ее переплетаются у церковных песнопевцев с прошениями к Ней от лица верующих. Основным содержанием прошений является – мольба о благодатном просвещении и душевном спасении. Примерными обращениями к Божией Матери могут быть названы хотя бы такие: «Благословенная Владычица! Просвети нас-светом Сына Твоего» 1137 . «Не переставай на нас призревать» 1138 . «Владычица! Не забудь родного Тебе человечества» 1139 . «Спаси от всякого бедственного обстояния нас, исповедающих Тебя Богородицею» 1140 , возвысь силу христиан. Мы с Апостолами поклоняемся Тебе, Молящейся о наших душах 1141 . «Пречистая Богородица! Ты всегда..., день и ночь не переставай молиться о сохранении новых Твоих людей невредимыми от всего греховного и о спасении душ наших» 1142 . Окидывая одним мысленным взглядом все способы влияния Церкви на верующих в праздник Успения, мы имеем право вообще сравнивать Церковь с материнским чревом. Во чреве матери за период чревоношения развивается всякий младенец. Подобно этому в Церкви тайнодействиями, богослужебным влиянием и благодатию молитв Пресв. Богородицы созревает всякая верующая душа до способности жить в обстановке ближайшего загробного единения с Богом. 1094 Служба Успен., Акафист, 5 конд.; Мал. веч., 4 стихира на Господи воззвах, на «и ныне»; Велик, вечерня, 4 стихира на Господи воззвах на «и ныне» 1 стихира на Литии; Служба утра, 1 Канон, 1 тр. 5 п. 1101 Служба Успению, Мал. вечерня, 2 стиховная стихира, Акафист Успен., 1 икос, 8 кондак; Похвалы, статья 1, стихи 36 и 37. 1103 Похвалы, статья 1, стихи,36 и 37, Акафист Успению, 2 икос, 3 стихира на Литии; Утреня, 1 Канон, 3 тр. 4 п.; 2 тр. 8 п.; 1 тр. 9 п.; 2 Канон, 2 тр. 8 п. 1105 Служба Успению, Утреня, 1 тр. 3 п.; Седален по 2 стихословии; Похвалы, статья 1, стихи 13 и 45. 1108 Похвалы или Иерусалимское последование на св. Преставление Б.М., Вел. вечер,, 8 стихира на Господи воззвах. 1115 Служба Успению, Мал. вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Вел. вечерня, 3 стихира на Господи воззвах, 4 стиховная стихира на «и ныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ДАВИД IV СТРОИТЕЛЬ Строитель [Багратиони; Возобновитель, Агмашенебели], блгв., св. царь Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. 26 янв.) ДАВИДА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Давида Старца мон-рь], муж., действующий, принадлежит Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана ДАДИШО ИЗ БЕТ-АРАМАЕ Дадишо из Бет-Арамае (ок. 529-604), мон.-несторианин, настоятель «Великого монастыря» на горе Изла (близ г. Нисибин, ныне Нусайбин, Турция) ДАДИШО КАТРАЯ (2-я пол. VII в.), восточносир. мон. и аскетический писатель из региона Бет-Катрае (зап. побережье Персидского зал., совр. Катар), автор неск. сочинений аскетико-мистического содержания ДАИБЕРТ († июнь 1106), участник 1-го крестового похода, 1-й лат. патриарх Иерусалимский (1099 - 1102, 1105 - 1106) ДАЛЬБЕРГ Карл Теодор Антон Мария фон (1744 - 1817), нем. католич. архиепископ, теолог, философ, гос. деятель ДАМАСК один из древнейших городов Ближ. Востока и мира, в наст. время столица Сирийской Арабской Республики, совр. резиденция правосл. Патриарха Антиохийского ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_86.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010