СТРАХ БОЖИЙ (см. БЕССТРАШИЕ ) Страх Божий – дар свыше Страх Божий и ЛЮБОВЬ великия суть дарования, и от Бога происходят: сего ради надобно о том усердно молиться (1:207). Понеже истинный «страх Божий есть дар от Господа», якоже Сирах глаголет ( Сир. 1, 13 ): того ради должно его нам усердною молитвою у Бога просить, чтобы сердце наше и вся чувства страхом Своим оградил (2:257). Страх Божий есть свет душевный, а отсутствие страха – тьма (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Страх Божий и духовная РАДОСТЬ есть признак живой ВЕРЫ Вера имеет страх Божий и духовную радость и веселие. И сия в верной душе по переменам действуют; то есть, то страх и трепет она чувствует, то радость и веселие ощущает. Иногда бо сокрывается вера, и тогда боится и трепещет душа; иногда является, и тогда душа утешается, радуется, веселится и восклицает духом (5:286). Страх Господень есть начало премудрости (2:17, см. ПРЕМУДРОСТЬ , 762). Живущий в страхе Божием грубый поселянин мудрее в деле христианском, чем мудрец века сего без страха Божия (2:18, см. МУДРОСТЬ , 571). Боящийся Бога любит Его, отвращается мирской суеты (2:18, см. МУДРОСТЬ, 569). Христианин должен ходить пред Богом со страхом (4:17, см. ХРИСТИАНИН , 1105) (4:9, см. ВНИМАНИЕ , 169). Человек должен почитать Бога страхом (5:80, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 106). Почитание Бога требует, чтобы к Нему относились со страхом Должность сия требует, чтобы мы Бога боялись и Его почитали самым высочайшим почтением, то есть ходили бы везде пред Ним, яко вездесущим и нам везде присутствующим, со страхом и всяким благоговением, по примеру тому, как предстоя земному монарху оказываем себе; что требует от нас, чтобы мы ничего противнаго воли Его не делали, ничего, не токмо худаго, но и празднаго не говорили, и в уме ничего бы богопротивнаго не помышляли, ибо Бог и ум наш проницает, «и сердца и утробы наша испытует»; – имя бы Его со всяким почтением, и то в самонужнейших случаях поминали (1:57), Без страха Божия не бывает богопочитания (5:311, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 108).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

БЛАГОГОВЕНИЕ Благоговение есть плод любви «Любы не безчинствует»: знает бо, где и что говорить, или делать, разсуждает место и время, бережется подать и принять соблазн; потому все с разсуждением и говорит, и делает, везде себе чинно и благоговейно ведет. Убо всякое БЕЗЧИНИЕ не есть плод любве (1:89). Необходимо с благоговением приступать к Святым Тайнам (5:281–282, см. СВ. ТАЙНЫ , 830). Иметь великое благоговение во время молитвы (2:39, см. МОЛИТВА , 548). Молитва без благоговения бесполезна (4:40, см. МОЛИТВА, 554). От веры, что слово Божие есть истинное Его слово, рождается благоговение (5:280, см. СЛОВО БОЖИЕ , 891). Благоговение должно быть при чтении или слушании слова Божия, т. к. оно дражайший дар Божий (2:11, см. СЛОВО БОЖИЕ, 916). Благоговение происходит от познания ВЕЗДЕСУЩИЯ Божия «Познанию вездесущия Божия» последует благоговеинство к Богу; яко когда Бог везде есть, то и со мною и тобою и со всяким есть, и пред Ним ходим; и что ни делаем, говорим и мыслим, пред Ним делаем, говорим и мыслим. Тако удержится человек от безчиния, но будет пред лицом Его яко Создателя, Царя и Господа своего, благоговеинство показывать. Аще бо пред лицем земнаго царя нашего и человека стыдимся и опасаемся всякое и малейшее безчиние показывать; кольми паче пред лицем Бога, Царя небесе и земли, «Иже Царь царствующих и Господь господствующих!» ( 1Тим. 6, 15 )... Везде и на всяком месте можем Его призывать и молитися Ему, яко везде с нами есть. Никуды от суда Его убежать не можем, яко везде постигает и предваряет нас Своим присутствием ( Иер. 23, 24 ). Но тем самым убеждаемся смиряться пред Ним, с умилением падать и просить прощения и помилования (3:74). Помни о вездеприсутствии Божием, и породится в тебе благоговеинство (5:280, см. ВНИМАНИЕ , 171). Христианин должен ходить пред Богом с благоговением (4:17, см. ХРИСТИАНИН , 1105) (4:9, см. ВНИМАНИЕ, 169). Помнить о вездеприсутствии Божием Веруй, и держи, и думай так, что Бог с тобою невидимо есть везде, и что ни делаешь и мыслишь, видит все, и что ни говоришь, слышит все. И тщися всегда верою Его смотрети пред собою; а отсюду последует страх Божий, благоговеинство и почтение к Нему, и опасение в словах, делах и мыслях,– так как пред отцем своим не смеешь говорить ничего, и делать пустаго. Горе бо тем, которые пред лицем Божиим безчинствуют, и величеству Его не дают почтения (1:106). Пред вездесущим Богом все должно делать со страхом Дети пред отцем своим поступают благоговейно, ничего не делают и не говорят непристойного, и всякое почтение ему показывают: тако христианам пред Богом вездесущим и все назирающим должно ходить со страхом и благоговением, ничего ни делать, ни говорить, ни мыслить непристойного (4:15). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

2241 «Горе будет, если пройдет проект Антония Волынского. Тогда за спокойствие Академии трудно будет поручиться . Все хорошее списано с проекта большинства, а специфически Антониево-Сергиево-Саблеровское представляет один парадокс», – писал Богдашевский Бердникову (НА РТ. Ф. 10. Оп. 5. 1105. Л. 32 об.–33. Письмо от 17 янв. 1910 г.). «Жизнь идет вперед и ломать ее но Антониеву шаблону невозможно, – замечал он же относительно намерения «давать по возможности больший кадр монахов» (Там же. Л. 33). 2243 РГИА. Ф. 797. Оп. 80. I отд. 2 ст. 54. Л. 4 об.–5. Дело о Новом уставе православных Духовных Академий. Начато 1 апреля 1910 г.–закончено 10 мая 1912 г. 2244 Профессор получал в год 2400 руб. + 300 руб. квартирных + 300 руб. столовых; экстраординарный профессор соответственно – 1600 + 200 + 200 руб.; доцент – 900 + 150 + 150 руб.; профессорский стипендиат – 750 рублей. 2253 Как писал Глубоковский, продвижение по службе «по тогдашним узаконенным порядкам могло совершиться только «по гробам» своих коллег» (Глубоковский H. H. Из автобиографических записок... С. 96). 2257 Там же. Л. 71 об. Письмо от 14 сент. 1898 г. О необходимости ограничения срока службы 30 годами см. также: Зетъ. Об академическом образовании//Церковно-общественный вестник. 1906. 20 янв. Стб. 177–178. Эту меру предлагали также профессора, участвовавшие в комиссии по выработке «Временных правил» (1905 г.). 2258 По данным, приводимым А. В. Журавским, Казанскую академию с лета 1910 по ноябрь 1911 г. вынуждены были покинуть 9 заслуженных профессоров и 2 экстраординарных. 11 вакансий были заняты преимущественно кандидатами богословия в звании и. д. доцента. «Это было сравнимо с разгромом науки в Казанской академии», – замечал он (Журавский А. В. Казанская духовная академия на переломе эпох (1884–1921): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1999. С. 16). 2259 Керенский В. А. Православные духовные Академии в прошлом и в настоящем. Харьков, 1911. С. 19–20. 2261 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 29. Л. 60 об. Глубоковскому, согласно его указанию в данной книжке, принадлежали первые 32 строки статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1867 г. 21. 241 стр.; И. М. Добротворский, «Люди божии... », 35, 158 стр. 1075 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1874 г. 3. 68 стр. И. М. Добротворский, «Люди божии...»,. 31. 152 стр. 1080 Мы говорим здесь о домах, специально. назначенных для богослужебных собраний, так как хлысты и скопцы нередко собираются для своих богомолений и в обыкновенные жилые помещения, которые, очевидно, не могут иметь внешних отличий, хотя могут иметь внутренние, по крайней мере, во время совершения богослужения. – О собраниях скопцов в обыкновенных домах см. „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 2. 93–94 стр. 1087 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 2. 92 и 94 стр.; 1873 г. 1. 53 стр. и «Русский Вестник». 1878 г. 8. 600 стр. 2 прим. 1093 Так он был найден, напр., у кронштадтских скопцов. – „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 2, 100 стр., в доме Милютина – Там же, 1873 г. 1, 62 стр., в доме Плотицыных. – «Нижегородские Епархиальные Ведомости». 1869 г. 4. 154 стр. и пр. 1102 «Православное Обозрение». 1873 г. 2. 325 стр.; „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. 1. 138 стр.; «Русский Вестник». 1878 г. 8, 600 стр. 2 прим. 1103 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. I. 137–138 стр.; «Русский Вестник». 1878 г. 8, 600 стр. 2 прим. 1104 «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 162 стр. и «Русский Вестник». 1878 г. 8. 600 стр. 2 прим. 1105 «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 162 стр. и «Пензенские Епархиальные Ведомости». 1877 г. 1. 13 стр. 1110 И. М. Добротворский, «Люди божии... », 17 135 стр.; 25, 145 стр. и „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. 1. Песня 48, 116 стр. 1117 «Тульские Епархиальные Ведомости». 1867 г. 22. 274 стр.; „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. 1. 47 стр. 1119 «Русский Вестник». 1869 г. 3. 360 стр. И. М. Добротворский, «Люди божии... », 60 стр.; «Тульские Епархиальные Ведомости». 1867 г. 6, 203–205 стр.; «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 138 стр. 1121 «Духовные стихи (роспевцы) секты людей божиих». Барсова, 98. 148–149 стр.; „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. 1. Песни 44, 111–112 стр. См. также «Тульские Епархиальные Ведомости». 1867 г. 20. 212 стр. 1131 Исключение из этого общего правила составляет петербургский корабль Селиванова, где, по свидетельству Андреянова, собирались на богомоление и днем с 7-го часа утра до 1 по–полудни („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 3. 313 стр.), а, по словам Васильева, с 9 часов до 1 часу („Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 2. 100 стр.). 1144 Добротворский, 17, 134 стр.; «Духовные стихи (роспевцы) секты людей Божиих» Барсова, 94, 144 стр. 1147 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 3. 295 стр.; «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 140 стр. 1149 „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1873 г. 1. 132 стр. 1872 г. 4. 84–85 стр.; «Сборник... » В. И. Кельсиева. III. 140 стр.; «Христианское Чтение». 1869 г. 9. 453 стр. 1151 Добротворский, 45 стр.; о чулках см. у архиманд. Досифея. „Чтен. в общ. ист. и древн. Росс.“. 1872 г. 1. 161 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

10(23)11.1960 24.07(06.08)1961 01(14)11.1961 Киприан Зернов 01(14)01.1962 09(22)12.1964 Леонтий Гудимов 23.01(05.02)1965 06(19)11.1966 Владимир Котляров 12(25)12.1966 11(24)06.1971 Гермоген Орехов 20.01(02.02)1972 20.02(04.03)1972 21.02(05.03)1972 26.03(08.04)1975 17(30)11.1979 06(19)04.1985 17(30)06.1985 в/у Владимир II Иким 17(30)06.1985 07(20)07.1990 07(20)07.1990 06(19)07.1999 04(17)07.2002 24.04(07.05)2003 Иларион Алфеев Подольская. обн. Основана в 1922 г. Именование – по г. Подольск (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1923 г. (?) 29.05(11.06)1922 Подольская (см. Каменец-Подольская) Покровская Основана в 1931 г. Местопребывание – в г. Покровск (Республика Немцев Поволжья, ныне – Саратовская обл.). Саратовское викариатство. Упразднена в 1940 г. 20.04(03.05).1931 21.08(03.09)1931 Серафим Зборовский 21.08(03.09)1931 01(14)10.1940 Полесская Основана 04.1918 (образована из частей смежных епархий, отошедших в пределы нового суверенного Польского государства). С 1922 г. – в составе самочинной Польской «автокефалии». С 04.1940 – в юрисдикции Московского Патриархата. С 15(28)10.1940 – по указу Патриаршего Местоблюстителя об образовании Западного экзархата вошла в его состав наряду с Волынско-Луцкой, Тернопольско-Галицкой, Гродненско-Виленской епархиями. 04.1918 04.1940 20.05(02.06)1941 Полесская (см. Брестская, Пинская) Полонская Основана ок. 1923 г. Именование – по г. Полонск 3594 (Минская область БССР, ныне – Брестская область). Житомирское (Волынское) викариатство. 1923 – (02.1929) – Максим Руберовский 3595 Полоцкая Основана в 1104/1105 г. (выделена из епархии Переяславской). Местопребывание – в г. Полоцк (ныне – Витебская область, Беларусь). Сведения о первом епископе помещены в летописях под 1105 г. «В лт . 6613/1105] Постави митрополитъ Мину Полотьску декаб въ 13 днь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). Но, по предположению митрополита Макария (Булгакова) , епархии были учреждены во всех городах, выделенных в удел сыновьям Св. Владимира. Полоцк получил в удел Изяслав ( Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 2. M., 1995. С. 31). Частично предположение владыки Макария подтверждается данными об основании кафедрального собора Св. Софии Премудрости Божией, которое относят к середине XI в. (Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982. С. 94) Но или имена ранних епископов полоцких не сохранились, или должно признать основание епархии более поздним – с 1105 г. (выделенной из Переяславской епархии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1153 Владимирские епископы: Стефан II (1091–1094), Амфилохий (1105–1122), Симеон (1123–1136), Феодор (с 1137 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 90, 96,119,128,133; 2. 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 403 (67). 1154 Известен по имени только один епископ Тмутараканской епархии Николай, упоминается в послании Симона к Поликарпу и в житии преподобного Никиты, затворника Печерского. См. нашей Истор. Т. 1. Прим. 74. 1155 Переяславские епископы; Николай (упомин. в послании Симона к Поликарпу), Петр (упомин. в 1072 г.), Ефрем (упомин. в 1091 г.), Лазарь (1105–1118), Сильвестр (1118–1123), Иоанн (1123–1125), Марк или Маркелл (1126–1134), Евфимий (с 1141). П. собр. р. лет. 1. 78, 90, 119, 128, 130, 132; 2. 6. 8, 9. 12, 17, 338 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 385 (67). 1156 Юрьевские епископы: Михаил (упомин. в 1072 г.), Антоний (упомин. в 1089), Марин (упомин. в 1091 г., сконч. 1095), Даниил (1114–1122). Полн. собр. р. лет. 1. 78, 89, 90, 97,128; 2. 4, 6, 9 (228); Истор. росс. иерарх. 1. 409 (67). 1157 Известны Полоцкие епископы: Мина (1105–1116), Илия (ок. 1128), Косьма (с 1143г.). П. собр. р. лет. 1. 119, 128; 2. 19 (228). Истор. росс. иерарх. 1. 415 (67); Житие преп. Евфросинии Полоцкой – в Степ. кн. 1. 273 (156). В этом житии говорится, что во дни полоцкого князя Бориса, родного дяди Евфросинии, который, как известно (П. собр. р. лет. 3. 5 (228)), скончался в 1128 г., епископ Полоцкий Илия уступил ей для монастыря местечко Сельце, принадлежавшее архиерейскому дому, и, уступая, сказал: «Есть там церкви Всемилостиваго Спаса, идеже братия наша лежать, прелсе нас бывший епископи». Отсюда заключаем не только о времени жизни Полоцкого епископа Илии, но и о том, что у него был не один только предшественник Мина (1105–1116), но было их несколько. И потому основание Полоцкой епархии можно относить не к началу XII в., а к более древнему времени. 1158 Известны Туровские епископы: Кирилл (рукоп. 1114 г.) и Иоаким I (рук. в 1144 г.). Полн. собр. р. лет. 1. 127; 2. 19 (228); Никон. 2. 44 (241); Истор. росс. иерарх. 1. 421 (67). Снес.: нашей Истор. Т. 1. Прим. 76.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1255 Вероятно, имеется в виду Августион (R. Janin, Constantinople byzantine, pp. 65–67). 1256 Актеры ( ο σκηνικο). Б. Лейб переводит: «Les organisateurs du spectacle». Присутствие актеров, видимо, объясняется шутовским характером этой процессии (ср. Koukoulès, Vie et ciuilisation..., III, pp. 201–202). 1257 ραβδοχοι (иначе «манглавиты) – своего рода жандармы (Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., стр. 173). 1258 Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом отмечает лакуну. 1259 Подобного рода унизительные наказания нередко применялись византийскими императорами (Koukoulès, Vie et civilisation..., III, р. 199 sq.). 1260 По-видимому, Анна с сестрами, чтобы взглянуть на процессию, поднялась на верхние этажи той части дворца, которая выходит к Августиону, а Алексей и Ирина находились где-то во внутренних покоях Большого дворца или во всяком случае в нижнем его этаже. Поэтому Анна и говорит, что она «спустилась», а Ирина «поднялась наверх». 1261 Так называемых «рук» – τν λεγομνων χειρν (см. Ducange, In Alex., pp. 643–645). Эти «руки» были установлены на тетрапилоне, на улице, которая соединяла площадь Тавра с Филадельфием. Осужденных вели к Филадельфию, а затем к месту казни – Амастрианской площади (Mordtmann, Esquisse topographique..., p. 71). 1262 Сообщение об этом заговоре содержится также у Зонары (Zon., XVIII, 23), по словам которого в заговоре участвовало большое число военной знати. Заговорщики еще не успели приступить к осуществлению своих замыслов, как их разоблачили, обрезали им волосы и бороды, а Михаила Анемада приговорили к ослеплению. Так же как и Анна, Зонара рассказывает, что во время процессии прибыло распоряжение Алексея отменить казнь. Заговорщиков лишили имущества и сослали кого куда (ср. Glycas, IV, р. 622). Точная датировка этого заговора гипотетична, ибо основывается только на весьма противоречивом рассказе Анны (сообщение Зонары лишено каких бы то ни было хронологических указаний), Ф. Дэльгер (Dölger, Regesten..., 1233) весьма неопределенно относит его к 1106–1107 гг. Согласно «Алексиаде» (XII, 5, стр. 330), заговор был составлен в то время, когда Боэмунд готовился напасть на Византию, т. е. между январем 1105 г. (см. прим. 1205) и октябрем 1107 г. (дату начала похода Боэмунда см. в прим. 1284). Однако время раскрытия заговора следует, по-видимому, ограничить периодом пребывания Алексея в столице (судя по рассказу Анны, наказание заговорщиков в Константинополе происходило в присутствии императора). Нам известно, что Алексей явился в Фессалонику в сентябре 1105 г., пробыл в Слопиме год и два месяца и ранней весной 1107 г. вернулся в Константинополь (см. прим. 1240). В ноябре этого же года император вновь выступает из Константинополя (Ал., XIII, 1, стр. 340). Таким образом, из указанного нами трехгодичного периода Алексей находился в столице лишь с января до августа 1105 г. и с апреля до ноября 1107 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3585 Архимандрит; референт ОВЦС. С даты назначения – представитель РПЦ при Антиохийском Патриархате. 3586 Освобожден от обязанностей Представителя РПЦ при Антиохийском Патриархате с 23.07(05.08)1974. 3587 Определением Св. Синода от 03(16)11.1979 предписано по хиротонии выдать отпускные грамоты для служения в Чехословацкой Православной Церкви по просьбе митрополита Пражского Дорофея (ЖМП. 1980. 3. С. 6) (С титулом епископ Подольский?) Далее см. Михайловская. 3589 Председатель Хозяйственного управления Московского Патриархата. Вторая дата – определение на покой. 3591 Числился номинально. В управление не вступил. Пять лет отбывал ссылку в Зырянском крае (Республика Коми), с 1936 г. проживал у дочери в Казани, где скончался (вторая дата) и погребен в ограде кладбищенской церкви. 3593 С титулом: Полесский и Пинский. Один из глав Украинской автокефальной ПЦ. Архиепископ с 1941 г. Свое «заявление о юрисдикционном признании Московской Патриархии» написал под «сильнейшем давлением архиепископа Сергия (Воскресенского)», приехавшего в апреле 1940 года на Западную Украину и в Белоруссию склонять к возвращению в Русскую Церковь епископов самочинной Польской автокефалии. Вторая дата – дата указа Московской Патриархии об определении за штат в силу отказа от приглашений прибыть в Москву для встречи с Местоблюстителем (См. Вишиванюк A. В. Православная Церковь на Украине в период Второй мировой войны и первые послевоенные годы. Дипломная работа ПСТГУ. M., 2006. С. 31–33). Вновь уклонился в автокефалистский раскол. С 1944 г. – в эмиграции, скончался в 1948 г. 3595 По ММЛ РПИ, с 1931 г. епархией не управлял. Вторая дата – вероятное начало 3-летней ссылки в Тобольскую губернию (?), но, возможно, занял Житомирскую кафедру в 1930 г. (См.). В марте 1930 г. еще именовался Полонским. 3596 Лаврентьевская лет.: «В лто 1105 томъ же лт постави Мину Полотьск месяца декабр въ 13 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281). (В год 1105. В этот же год поставлен Мина в Полоцк в декабре в 13 день.) В Никоновской лет. дата указана другая – 10.12.1105 (ПСРЛ. Т. 9. С. 140). Дата преставления – 20.06.1116 (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 291). Память – 20.06.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Николай Чудотворец с припадающими Стефаном Урошем III и Марией Палеолог. Икона. 1321–1323 гг. (крипта базилики свт. Николая в Бари) Свт. Николай Чудотворец с припадающими Стефаном Урошем III и Марией Палеолог. Икона. 1321–1323 гг. (крипта базилики свт. Николая в Бари) Базилика Н. в Бари была в основном возведена скорее всего между 1087 и 1105 г., хотя строительные работы продолжались на протяжении всего XII в. Вероятно, это было связано с политической нестабильностью, вызванной стремлением горожан к автономии и повлекшей разорение Бари в 1156 г. (ср.: Martin. 1993. P. 744-746). Так, в 30-х гг. XII в. был изготовлен алтарный киворий, немного позднее - мраморная епископская кафедра; примерно к тому же времени относится резной декор главного портала. Храм был освящен лишь в 1197 г. Конрадом фон Кверфуртом, еп. Хильдесхайма и имп. канцлером. К тому времени вокруг базилики сложился комплекс зданий, включавший жилища клириков, приют для паломников, портики и т. д. До 1105 г. храмом управлял аббат Илия, к-рый с 1089 г. занимал также архиепископскую кафедру; до того он именовался «аббатом и управляющим базилики» (напр., в дарственной грамоте проэдра Маурелиана (февр. 1089); см.: Codice diplomatico barese. 1897-1971. Vol. 5. P. 23). Илия обладал большим политическим влиянием (в 1095 горожане поклялись выполнять все его распоряжения «ради общего блага»; см.: Muratori L. A. Rerum Italicarum Scriptores. Mediolani, 1724. T. 5. P. 154); он был похоронен у входа в крипту базилики. Преемником Илии стал аббат Евстасий († 1123), основатель бенедиктинского мон-ря Оньиссанти-ди-Кути в Валенцано; он также совмещал должности монастырского аббата и управляющего базиликой (см.: Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1962. Vol. 9. P. 332-333). В документе 1105 г. Евстасий именуется «аббат, управляющий и хранитель церкви св. Николая, где почивает его священное тело, в городе Бари» (abbatem et rectorem atque custodem ecclesie sancti Nycolai ubi sacrum corpus eius iacet de civitate Bari - Codice diplomatico barese.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010