Том. II СПб. 1830г. Augusli. «Denkwürdigkeilen aus der christlichen Archäologie». Band. IV ed. 1821г. VII (ed. 1825г.), XII (ed 1831г.) Binterim. «Denkwürdigkeiten aus der christlichen katolischen Kirche». Band. I, Th. I (ed 1825г.). Band VII, Th. I (ed. 1833 r ). Mainz. Смирнов Ф. «Богослужение христианское со времени Апостолов до IV века». Киев. 1876г. (См. также Труды Киев; Дух. Акад. 1875г. т. 2–4 и 1876г. т. 1–2). ‘ Ευχολγιον sive rituale graecorum, complectens rilus et ordines liturgiae el caetera». Opera Iacobi Goar Fol. 1730г, Lutetiae Parisior. H. Одинцов: «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в.» СПб. 1881 г. (Тоже в, Душеполез. Чтении 1877г. ч. I-III и 1878г. ч. I.) А. Дмитриевский : «Богослужение в Русской церкви в XVI в.» ч. I Казань. 1883 г. Филарет (иером.) «Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью патриархами». M. 1875 г, To же в «Братск. Слов» 1875 г. кн. I, стр. 64 – 96). А. Дмитриевский : «Богослужение в Русской церкви за первые пять веков» крит. ст. в Правосл. Соб. 1883 г. ч. II, Горский и Невоструев: «Описание славянских рукописей московской синодальной библиотеки». Отд. III, ч. I, Москв. 1869г. Греческие рукописные евхологии из московской синодальной библиотеки 279 (XIV в). 280 (XV и.) и 343 (XVI в ), – и из Румянцевского музея (рукоп. собрания Севастьянова; (по описанию А. Викторова М. 1881г. стр.7) 474 (X-XI в.), 473 (XV-XVI в.) и 472 (XIV-XV в.). Требники рукопис. Соловецкой библиотеки (при Казанской Духовной Академии) 1085, 1086, 1107 (XV в.) 1090, 1105, 1091, 1092, 1099 (XVI в.) 1109, 1098, 1112, 1115, 1100 (XVII в) Старопечатные требники: 1623г., 1635г, и др.; старопечатные служебники; 1622г., 1635г., и др. Требник Петра Могилы , над. 1646 г. Греческие печатные евхологии изд. 1839 г. (Benet.) и 1754 г. (Romae). «Чинопоследование соединяемым, из иноверных, к православно-кафолической церкви». M. 1829г. «Древние сказания иностранцев, о религии и религиозных, обрядах московских и всех русских людей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

II: 611,621) I, 5 (I: 628,504) II, 7 (I: 606). II, 14 (II: 809,1259). XII (I: 863,538). XIII, 18 (II: 1189,1687) XXI, 14 (II: 590,538). XXII, 13 (II:276,744). Апокалиптика в иудействе (II: 431,3. 810,1260); отношение к ней Ап. Павла (I: 553). Апокатастасис I: 588,357. 596,375. 773. 777,324. 778. 788,337. II: 592. 609. 610,621. 611. 1002,117. Апокрифы и апокалиптические писания иудейские: их обзор (I: 816,406), значение, происхождение и характер (I: 815 сл. 824 сл. 828. 829,454. 832 сл. 851,526–7. 858,532. 880 и прим. 567. II: 429,1. 1100) по отношению к христианству и Ап. Павлу (I: 827 сл. 847 сл. II: 256,664. 429,1, 1278), цитаты у последнего и у других новоз. писателей (I: XX. 838 сл. 847,514. 516. II: 429,1. 811,1260. 955,882). Аполлинарий I: 245,57. III: 14. Аполлос по отношению к Ап. Павлу I: 610,469 II: 30. 32–34. 462. 465. 591. 616. 807,1255. Апостольство иудейское против христианства II: 847,109. 919,658. Апостолы – дети своего времени I: 184. 233,1. 278,204. κοθανατισμς II: 1175. ποθεωσις Π; 1175. Апофеозы фараонов, Птолемеев, цезарей и Селевкидов II: 772. 774. 799,1223. Аравия (I: XXI,115. 139,254. II: 74,164. 875,305) и пребывание в ней: Ап. Павла (I: 84–85. 137–141. 881). Аравия Петрейская II: 74,160. Арамейский язык II: 834. 855. Арат из Сол II: 932–3. 1239,2038. Арефа кесар. I: 677,115. Арефа царь 19 I: 139,253. II: 913,600. Аристион пресв. I: 50,104. Аристид апологет I: 728,218. Аристовул II-й II: 834. Аристон нелльский I: 50. Аристотель I: 130,232. II: 865. 937,779. 1077. 1085. 1104. 1136–9.. Арианство II: 309,827. (II: 204 и III: 15). ρπαγμς II: 282,758. 284,754. 287,770. 291,777. ’Ασλγεια I: 75. Асидей (σιδαοι) (II: 8101260.), то же, что хасидеи 20 (см. ниже). Аскетизм хр. II: 1103. 1105,1106. τελεα II: 885,385. A-thid labho I: 595,374. Аттиса культ II: 1186,1659. Афродиты статуя I: 166. II: 868,264. Ахер 21 II: 831. 832,26 См. «Элиша бен-Абуйя». Ахия Силомлянин I: 291,51. Афинодор Тарсиец II: 879. 892. 1054. 1150,1328. 1239,2038. Афины II: 878.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Нас Л., см. Nass К. Нелсон Дж., см. Nelson J. Нерознак В. П. 79 Нестор, древнерусский агиограф (ум. в нач. XII в.) 57, 69 Никифор II Фока, имп. византийский (963–969) VIII, 37, 164 Никифор III Вотаниат, имп. византийский (1078–1081, ум. после 1081 г.) VIII Никифор Докиан, византийский катепан Италии (ум. в 1040 г.) 94 Никифор, посол византийского имп. Мануила I Комнина 246, 246 Николай, св., еп. Мир Ликийских (ум. в 342/7 г.) 342 Николай, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368 Николай, палатйн краковский (ум. в 1202 г.) 312, 312, 314–315, 314–315, 317, 320, 320 Нил Новый, св. (ум. в 1105 г.) 55 Нильс (Николай), кор. датский (1103–1134) VII, 235 «Нинбургские анналы», реконструируемый памятник (1130-е гг.) 225, 276 «Новгородская первая летопись» 27, 72, 80, 236, 259, 263 Новосельцев А. П. 19, 29, 33 Ной, библ. праотец 275, 353 «Обзор саг о норвежских королях» (ок. 1190 г.) 132 Овидий Назон Публий, римский поэт (ум. ок. 18 г. н. э.) 266, 315 Оглоблин Н. 57 Ода, вторая ж. польского кн. Мешка I, д. мгр. Саксонской северной марки Дитриха (ум. в 1023 г.) IV, 51, 51 Ода, ж. польского кн. Болеслава I, д. майсенского мгр. Эккехарда (ум. после 1018 г.) IV, 78, 82 Ода, ж. кверфуртского гр. Христиана, д. мгр. Саксонской северной марки Бернхарда 328 Ода, м. мгр. Саксонской северной марки Удона II 232–233 Ода, вторая ж. киевского кн. Святослава Ярославича (ум. не ранее 1077 г.) II, III, IXa, 120, 338–339, 339, 341 Ода, ж. майсенского мгр. Экберта II 321 Одальрик, настоятель кафедрального собора в Реймсе (1051–1075) 100, 102,102–103 Одоакр, кор. Рима и Италии (476–493) 33, 223 Одон, кор. западнофранкский (888–898) II, 238, 238, 374 Одон, кн. познанский и калишский (ум. в 1194 г.) IV, IXa, 309–310, 309 Одон II, гр. блуаский (ум. в 1037 г.) 97–98, 98 Одона, ж. мгр. Саксонской северной марки Удона II 342, 342 Олаф I, кор. датский (1086–1095) VII Олаф I Святой, кор. норвежский (1014–1028, уб. в 1030 г.) VII, 132, 135, 135–136, 273 Олаф III Тихий, кор. норвежский (1067–1093) VII, 140, 140 Олаф I Шётконунг, кор. шведский (ок. 995–1021/2) VII, IXa, 58, 62, 131, 131–133

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XIV. 1092 Irenaeus. Adv. haereses. L. IV, c. 6, 2. Cp. Евсевий. Цер. Истор. IV, 18. Harnack. Zur Quellen Kritik der Geschichte der Gnosticismus. s. 56. Anm. Ho Hilgenfeld предполагает (Die Ketzergeschichte. s. 4–5, Anm. 7), что синтагма против Маркиона написана не только после синтагмы против всех ересей, но и после его апологии. 1093 См. напр. Zahn. Geschichte d. neutest. Kanons. В. I. s. 600. Harnack. Zur Quellenkritik. s. 56, Anm. Hilgenfeld. Die Ketzergeschichte. s. 4–5, Anm. 7. 1095 I, 26: «ς κατ πν γνος νθρπων δι τς τν δαιμνων συλλψεως πολλος πεποηκε βλασφημας λγειν κα ρνεσθαι τν ποιητν το δ το παντς θεν, λλον δ τινα ς ντα μεζονα, τ μεζονα παρ τοτον μολογεν πεποιηκναι“... 1096 Церк. ист. Евсевия, IV, 23. Послание его относится к 170–171 г. (Hilgenfeld. Die Ketzergeschichte. s. 318. Bardenhewer. Geschichte d. altkirch. Litteratur. В. I, s. 532. Harnack. Die Chronologie I, s. 313). 1098 Евсевий. Церк. ист. IV, 24 и 25. О Феофиле: «оκ γεννς κατ Μαρκωνος πεπονημνος λγος“. О Филиппе: «πνυγε σπουδαιτατον πεποηται κα ατς κατ Μαρκωνος λγος“. Но особенно восхваляется Модест: «ς κα διαφερντως παρ τος λλους τν το νδρου ες κδηλον τος πσιν κατεφροσε πλνην“. Сочинение Феофила относится к началу царствования Коммода, т.е. к 180-м годам. Ср. Harnack. Die Chronologie I, s. 319; Bardenhewer. Geschichte, В. I. 281. Филипп Горт. писал при Марке Ав. или Коммоде (Harnack. Geschichte d. altchr. Litteratur. В. I. s. 237); Модест – во времена Марка Авр. (Harnack. Geschichte. Erst. Theil 2 Hälfe. s. 759). 1101 Евсевий. Цер. ист. V, 13. Деятельность Родона относится ко времени Коммода. Ср. Harnack. Die Chronologie I. 313. 1105 Есть Διλογος δαμντιος περ τς ες θεν ρθς πστεως или Disputatio Origenis cum Megethio Manichaeo. Мы имеем под руками издание Прусской Академии наук в обработке Bakhuyzen’a. Der Dialog des Adamantius. Leipzig. 1901. Именно Zahn говорит об основательном использовании со стороны неизвестного автора сочинения Феофила (Zeitschrift für Kirchengeschichte.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Дело, совершенное Христом, относится к нашей природе, которая не отделена от Бога грехом. Новая природа, обновленная тварь появляются в мире, новое тело, чистое от всякого касания греха, свободное от всякой внешней необходимости, отделенное от нашего беззакония, от всякой чуждой воли драгоценной Кровью Христовой. Это - Церковь, чистая и непорочная среда, в которой мы достигаем единения с Богом; это также и наша природа, как внедренная в Церковь, как часть Тела Христова, в Которое мы входим крещением. Но если по своей природе мы - члены, части человечества Христова, то наши личности еще не дошли до соединения с Божеством. Искупление, очищение природы не дает еще всех необходимых условий для обожения. Церковь уже является Телом Христовым, по она еще не есть " полнота Наполняющего все во всем " (Еф. 1, 23). Дело Христа закончено, теперь должно свершаться дело Святого PG, t.150. PG, t. 90, col. 621 AB. 213 PG, t. 91, col. 1308. Там же col .1309 H. U. von Balthasar. Kosmische Liturgie, s. 267-268. PG, t. 90, col. 1108 АВ. PG, t. 94, col. 1464 A. PG, t. 123, col. 1156 С. PG, t. 3, col. 640 С; 648 D; 1072 В. Три слова о Премудрости, к еп. Игнатию (по ркп. 431 Синодальной библиотеки в Москве), изд. еп. Арсением, греч. текст и Русск. пер., Новгород, 1898. Творения, т. III, с. 101; Христианское чтение, 1842, IV, с. 395. Беседа на Введение во храм Пресвятой Богородицы. Опубликовано в сборнике проповедей св. Григория Паламы. Афины, 1861, с. 216. М. Jugie. Homelies mariales bizantmes. Patrologia orientalis, XIX, fasc. 3, Paris, 1925, p. 463. PG, t. 94, col. 985 ВС - 988 A. PG, t. 90, col. 312-316. PG, t. 91, col. 604 ВС. Mansi, coil. consil., VII, col. 116; Denzinger, Enchiridion, Wurzburg, 1865, n. 134, p. 44-46. [Текст приведен здесь по " Книге правил " в русско-славянском переводе.] Главные " кенотические " места у св. Кирилла: Quad unus sit Chriatus: PG, t. 75, col. 1308, 1332; Apologeticus contra orientales: t. 76, col. 340-341; Apologeticus contra Theodoretum: col. 417, 440; Adversus Nestorium, III, 4: col. 152; De recta tide, ad reginas, II, 19; col. 1357-1359; Homil. pasch., XVIII t. 77, col. 773 et passim. PG, t. 73, col. 361 D. PG, t. 91, col. 844, 345 D-348 A. PG, t. 94, col. 1013 В. Там же, col. 1013 С - 1016 А, 1105 АВ. PG, t. 91, col. 337 С-340 A, 1060 A. PG, t. 94, col. 1057 A. Св. Максим Исповедник, Opuscula theologica et polemica. Ad Marinum: PG, t. 91, col. 48 A-49 A. PG, t. 94, col. 1060 ВС. Там же, col. 1073 ВС. PG, t. 91, col. 1044 ВС, 1048 С. Там же, col. 156-157, 1040, 1049 D-1052, 1317 D-1321. [Все эти песнопения приведены здесь по тексту славянской Триоди постной.] PG, t. 90, col. 408 D, 633 D, 684 A-685 В. PG, t. 36, col. 653 АВ. Там же, col. 661 С. Там же, col. 664 A. Св. Григорий Богослов. Песнь Христу после безмолвия, в Пасху: PG, t. 37, col. 1328. PG, t. 91, col. 1392. См., напр., у св. Григория Богослова, Письма, 101: PG, t- 37, col. 181.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

1097. «Чрез Крещение «решаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его». 20 нравственное правило св. Василия Великого. Творения св. Отцов. 1098. Преподобный Марк Подвижник. Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1–6. Добротолюбие. Ч. 2. 1099. Ioanni Chrisostomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. 1100. Деян. 8. 39. 1101. Деян. 10. 44–46. 1102. Скобель — плотничный инструмент, которым скоблят дерево. 1103. «Церковная История» Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло пред взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучим и потом казнен. 1104. Святитель Григорий Богослов. Слово 18. Творения святых Отцов. 1105. Святитель Григорий Богослов. Слово 40. Творения святых Отцов. 1106. Четьи-Минеи, 1 января. 1107. Ин. 7. 38. 1108. Пс. 50. 20–21. 1109. Слово 4 о послушании. 1110.  …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2). 1111. Мф. 3. 11. 1112.  …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 1113.  …покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1. 15). 1114. Мф. 10.7. 1115. Деян. 20. 21. 1116.  …что нам делать, мужи братия? …Покайтесь, и да крестится каждый из вас. во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2. 37–38). 1117. См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. 1118.  …во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25. 30). 1119. «Закон свободы, — сказал преподобный Марк, — разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется»: глава 32, О Законе Духовном. 1120.  …в единство веры… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). 1121. Заключение «Слова о Крещении». 1122.  …моего собственного виноградника я не стерегла. …Паси козлят твоих (Песн. 1. 5–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим… И собрались к царю Соломону на праздник все израильтяне… И обратился царь лицем своим, и благословил все собрание израильтян; все собрание израильтян стояло. И сказал… ( 3Цар. 8: 1, 2, 14, 15 ). Здесь употреблены слова созвал ( – кегел), собрание ( – кегал). С воздетыми к небу руками стоит перед народом когелет – великий Соломон. То был юный Соломон, в пору своей мудрости, в пору своей Песни Песней. То был блистательный царь, и невестою его была премудрость Божия. А теперь он стар и нищ, теперь он странник и философ. Позади бремя славы, мудрости, богатства, греха. Теперь он смотрит открытым оком на горькую правду жизни под солнцем и ищет в ней смысл. Теперь он когелет, собирающий ищущих подобно ему смысл этой жизни и говорящий к ним слова, слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме . Великий иудейский толкователь Священного Писания Раши (Здесь и далее полужирным курсивом выделены фрагменты, набранные в оригинале жирной разрядкой. – Прим. ред. электронного издания.) (1040–1105 гг.) 2 слово когелет объясняет как «собиратель». А назван так Соломон «потому, что собрал он немало премудростей. А в другом месте ( Притч. 30:1 ) он назван Агур Бен Яке 3 , потому что он накопил («агар») всевозможную мудрость и «исторг» её. А некоторые полагают, что назван так потому, что все речи свои произносил он в собрании людном». Соломон – когелет, в людном собрании говорящий о смысле и бессмысленности жизни. Что же касается Раши, то видим, что он, как и многие христианские святые отцы, даёт не только прямой смысл текста, но и его аллегорическое значение. Поэтому «когелет» не просто собиратель народа, но собиратель мудрости. Когелет и царь в Йерушалаиме , а Йерушалаим – «это город мудрости» [там же]. Прямое значение слов об авторе книги даёт в своём «Переложении Екклесиаста» св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский († 270 г.): «Так говорит Соломон, сын Давида, царя и пророка, славнейший перед всеми людьми царь и мудрейший пророк, всей церкви Божией» Когелет – это пророк, говорящий всей церкви Божией, а церковь ( κκλησα) есть собрание людей, созванных когелетом (Екклесиастом). К тому же, когелет – славнейший царь, Соломон, сын Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Воскресение Иисуса Христа и ап. Фома. К. Перевозников. Апрель. Стр. 841–848. О подготовке к делу миссии воспитанниц епархиальных женских училищ. С. Троцкий. Апрель. Стр. 849–860. К переписке сектантских деятелей. Письмо М. И. Калмыкова с предисловием. Н. Чиннова. Апрель. Стр. 861–862. Об устранении стеснений в области религии и укреплении начал веротерпимости. (I. Высочайший указ Сенату. II. Извлечения из особого журнала Комитета Министров). Май. Стр. 1017–1070. В поисках истины и смысла жизни. Вл. Терлецкий. МАй. Стр. 1071–1082. К истории иеговистской секты. Н. Г. Май. Стр. 1083–01095. К вопросу о необходимости научной подготовки единоверческого духовенства. Свящ. Н. Васильев и С. Шлеев. Май. Стр. 1096–1103. Христианство и наука в их взаимных отношениях. М. Богословский. Июнь. Стр. 1237–1292. К вопросу о самобытном происхождении хлыстовщины. Н. Высоцкий. Июнь. Стр. 1293–1300. Доказательства всеобщности прародительского греха и необходимости крещения младенцев на основании сектантских молитвенных песнопений. М. Кальнев. Июнь. Стр. 1301–1309. Безблагодатное и противоканоническое священство. А. Обтемперанский. Июнь. Стр. 1310–1324. 2. Из миссионерских запросов. О Ницше. И. Айвазов. Апрель. Стр. 892–896. Оправдан ли евангельский фарисей? Д. Боголюбов. Май. Стр. 1104–1105. Был ли приобщен Иуда Спасителем? Н. Булгаков. Май. Стр. 1105–1108. О молитве за самоубийц. ( Ответ на письмо в редакцию). Диакон И. Смолин. Июнь. Стр. 1325–1327. 3. Из записок и дневников. На своей позиции (из переписки приходского священника с епарх. миссионером). Грузинский епархиальный миссионер А. Платонов. Январь. Стр. 93–100. Февраль 1-я. Стр. 312–320. Хлысты на Дону и миссионерские беседы с ними. Д. Грацианский. Январь. Стр. 101–110. Голос современного летописца-инока по поводу переживаемых Церковью и Отечеством событий. Старец-монах. Февраль 1-я. Стр. 297–311. Священные изображения на полотне. Свящ.-мисс. С. Потехин. Февраль 1-я. Стр. 321–322. Как мстят миссионерам. Свящ. Н. Кипарисов. Февраль 1-я. Стр. 323–324.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не только в учении своем, но и в своей жизни, о которой упоминает Толстой, хотя и глухо, апостолы не выражали отрицания каких бы то ни было судов. Сам ап. Павел неоднократно обращался к римской судебной власти ( Деян. 23:12–17; 24:10–21  и др.), а однажды потребовал над собою даже «суда кесарева» ( Деян. 25:11 ), апеллируя, таким образом, в важных случаях к суду языческому. Впрочем, к этому суду он запрещал обращаться христианам в мелких недоразумениях и тяжбах, чтобы христианское имя не позорилось среди язычников, и выражал желание, чтобы в таких случаях при отсутствии у верующих терпеливого и благодушного перенесения личных взаимных обид языческий суд был заменен судом разумных лиц из самих же христиан ( 1Кор. 6:1–8 ). Уверение Толстого, будто «все христианство до Константина смотрело на суды, как на зло» 1102 , является чистым вымыслом. Если Афинагор и  Ориген , на которых он указывает здесь, «никого ни к чему не присуждали, никого не судили», то это не значит, что они отвергали суды, а означает только то, что они, как и другие церковные учители, не были и не могли быть государственными судьями, никого не судившими и не присуждавшими к наказаниям, а были идеальными гражданами, достигавшими в силу свойственной им христианской любви к ближним «той же цели, о которой заботится и государство посредством судебных учреждений» 1103 . С другой стороны, у того же Афиногора Толстой мог бы найти, если бы захотел, и такие слова: «Если кто обличит нас (т.е. христиан) в великом или малом преступлении, мы не просим избавить нас от наказания, но признаем справедливым нести наказание, как бы оно ни было сильно и жестоко» 1104 . Подобные же мысли мы встретим у св. Иустина мученика 1105 , св. Феофила Антиохийского 1106 , Мелитона Философа 1107  и у многих других древнейших церковных писателей 1108 . После всего сказанного едва ли можно ожидать, чтобы христианство отвергло всякие суды, разве только в том случае, если государственный правовой порядок когда-либо будет «поглощен высшим принципом любви» 1109 , способным одинаково одушевить всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

После манифеста 17 октября 1905 г. Общество открылось явочным порядком: «В несколько вечеров был составлен устав и немедленно же послан на утверждение; а пока устроено было первое неофициальное заседание нового общества (с приглашенными гостями), на котором В.Ф. Эрн прочел реферат на тему «Христианское отношение к собственности« " 1101 . По нашим подсчетам, это 1-е заседание состоялось где-то между концом октября и серединой ноября 1905 г. 2-е заседание с докладом В.П. Свенцицкого «»Христианское Братство Борьбы» и его программа» состоялось 21 ноября 1905 г. В 3-м заседании выступал Д.Д. Галанин с докладом «Миросозерцание русского народа до XVII в.». В это время Общество находилось под сильнейшим влиянием ХББ. На этом неофициальные собрания прекратились: «Дальнейших заседаний не удалось устроить вследствие того, что явочным порядком собираться было уже нельзя, а утверждения устава все еще не получалось» 1102 . Есть версия, что доклад Свенцицкого был поводом для приостановки полицией деятельности Общества 1103 . Наконец, в августе 1906 г. был утвержден Устав Общества. Параграф 1 Устава определял цели Общества: «Общество имеет целью всестороннюю разработку вопросов религии и философии». Более подробно написал о целях Общества еженедельник «Век»: «Казалось, да оно так и было на самом деле, что люди чрезвычайно обрадовались, что нашлось место, где можно высказаться до конца, с уверенностью, что услышат и поймут, где можно поучиться у тех, кто ищет того же самого. Основную массу посетителей и членов общества составляют учащаяся молодежь, интеллигенты, полуинтеллигенты из рабочих, конторщиков и пр., все больше лица, не выяснившие окончательно своей веры; обособленно от них стоит группа духовных лиц, большая группа толстовцев, затем – мистики «декадентского» склада, евангелики, баптисты, лица с мировоззрением левых партий и другие. Но эта пестрота лиц, а следовательно, и мнений не производит впечатления безнадежного распада, разъединения; наоборот, живости прений, в уважении и внимании к мнению каждого, создается атмосфера для совместной работы, и деятельность общества приобретает характер большого религиозного дела» 1104 . Позже «Век» определил одну из основных задач Общества так: «Приучить интеллигенцию серьезно относиться к вопросам религии, уничтожить то легкомысленное отношение к религиозным проблемам, которое превращает серьезный и честный атеизм в мальчишеское, невежественное отрицание всего с плеча» 1105

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010