Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАРИСТ [лат. Evaristus; греч. Εαρστος] († ок. 108), свт. (пам. зап. 26 окт.), еп. Римский (99 или 96-108; An. Pont. 2007. P. Сщмч. Ириней , еп. Лугдунский (Лионский), помещает Е. 4-м в списке Римских епископов, сразу после Климента I ( Iren. Adv. haer. III 3. 3). Евсевий , еп. Кесарии Палестинской, воспроизводит список Иринея в «Церковной истории» и уточняет, что Е. стал преемником Климента в 3-й год правления имп. Траяна, т. е. в 101 г., и возглавлял кафедру 9 лет ( Euseb. Hist. eccl. III 34. 1). Сообщая о преемнике Е. Александре I , Евсевий указывает, что тот стал епископом ок. 12-го года правления Траяна, по исполнении 8 лет служения Е. (Ibid. IV 1). В «Хронике» Евсевия (судя по арм. версии) понтификат Е. длился 8 лет начиная с 2110 г. Авраама, т. е. в 94-101 гг. по Р. Х., но эта хронология противоречива, т. к. в той же «Хронике» кончина Климента отнесена к 2111 г. Авраама. В лат. переводе блж. Иеронима 9-летнее правление Е. начинается в 2115 г. Авраама, т. е. в 99-107 гг. по Р. Х. ( Eusebi cronicorum libri duo/Ed. A. Schoene. Dublin, 19622. Vol. 2. P. 162-165). В списке пап, приложенном к «Пасхалии Ипполита Римского» (222), епископат Е. датируется периодом от консульства Гая Манлия Валента и Гая Антистия Вета (96) до консульства Анния Требония Галла и Марка Аппия Брадвы (108). Та же датировка дана в Каталоге Либерия (Catalogus Liberianus, сер. IV в.) с уточнением, что Е. занимал кафедру 13 лет 7 месяцев и 2 дня. Каталог папы Феликса IV (III) (Catalogus Felicianus, после 530) ближе к хронологии Евсевия и указывает срок понтификата Е. в 9 лет 10 месяцев и 2 дня начиная с последнего года правления Домициана (96). Информация из Каталога Феликса IV воспроизведена в Liber Pontificalis, где опущено уточнение, что Е. принял епископское служение в последний год правления Домициана. В рим. традиции Е. назван не 4-м, а 6-м епископом Рима, поскольку, согласно традиции, в счет включен ап. Петр, а также различаются папы Клет, предшественник Климента, и Анаклет, его преемник.

http://pravenc.ru/text/186897.html

V. Великаго Новаграда святые 105. Святый и благоверный великий князь Владимир Ярославич преставився в лето 6560 месяца октября в 4 день и положен бысть в соборной церкве у Софии Внук святого равноапостольного Владимира, старший сын великого князя Ярослава I, в ранней юности поставлен от него князем в Новгороде. Успешно воевал по воле отца с Греками и усмирял Ям (Финнов). Храмоздатель Новгородского Софийского собора, освященного 14 сентября 1052 года. Преставился 4 октября 1052 года. Память в день преставления и 4 февраля. Мощи князя Владимира почивают открыто в посвященном ему приделе того же собора, в богатой серебряной раке, в которую переложены 7 сентября 1862 года, накануне торжества 1000-летия России. 106. Святая и благоверная мати его княгиня Анна преставися в лето 6500 и положена бысть в той же соборной церкве Св. великая княгиня Анна, супруга великого князя Ярослава I, дочь Шведского короля Олава. В своем отечестве называлась Индигердою, в православном христианстве Ириною. По кончине супруга, постриглась с именем Анны. В честь своего и ее имени Ярослав построил монастырь св. Георгия и св. Ирины. Ум. 1050 года в Великом Новгороде. Мощи ее почивают открыто в Софийском Новгородском соборе, где и память ее празднуется 10 февраля и 4 октября. 107. Святый и благоверный князь Мстислав Ростиславичь преставися в лето 6637 Внук св. князя Мстислава Великого, сын великого князя Ростислава Михайловича, начал княжить в Новгороде в 1179 году и за свои воинские подвиги получил прозвание «Храброго». По словам летописца-современника «украшен был всякими добродетелями и благонравием, ко всем имел любовь, прилежал милостыне, снабдевал монастыри, всегда стремился умереть за русскую землю; когда же видел христиан, плененных погаными, говорил дружине своей так: «братие, ничего не помышляйте в уме своем: если ныне умрем за христиан, то очистимся от грехов, и Бог вменит кровь нашу в мученичество; а если не умрем теперь, то не всячески ли должны умереть?» Был он любезен своей дружине, так как не собирал ни злата, ни сребра себе; но все ей отдавал, или раздавал церквам и убогим». (Лет. Киевск. у Карамзина т. III, гл. III). Во цвете лет сраженный внезапною болезнию ум. 1180 года 14 июня. Мощи его почивают в Новгородском Софийском соборе, в приделе Рождества Богородицы. Память его совершается 14 июня. 108. Святый благоверный князь Мстислав Мстиславич преставися в лето 6600

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Иванович Ушаков (5.02.1876, Ярославль - 4.11.1937, Ярославская обл.), сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи диакона. Окончил Ярославскую ДС и был рукоположен во иерея к Троицкой ц. в с. Семёновском Пошехонского у. Ярославской губ. В 1930 г. Н. арестован в 1-й раз и обвинен в контрреволюционной деятельности. Заключен в ярославскую тюрьму, где провел ок. 3 месяцев. Освободившись, продолжил служение в с. Семёновском. Организовал церковный хор, часто устраивал молебны в деревнях. 8 мая 1937 г. Н. был вновь арестован, помещен в тюрьму г. Рыбинска по обвинению в «систематической контрреволюционной агитации среди колхозников». Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Ярославской обл. от 2 нояб. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-3698. Оп.1. Д.С-11347; Архив УФСБ по Ярославской обл. Д. С-11347. Лит.: Новомученики и исповедники Ярославской епархии. Романов-Борисоглебск (Тутаев), 2000. Ч. 3: Священнослужители и миряне. С. 107-108. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Петрович Елоховский (1858 – 1918), свящ., сщмч., (21 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Васильевич Петропавловский (1884-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Автономович Смирнов († 1918), свящ., сщмч., (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР Викторович Поздеевский (1868-1942), свящ., исп. (пам. 12 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР Феодорович Введенский (1869-1931), свящ., сщмч. (пам. 21 марта в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565848.html

Астана. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор Собор. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2004 и 2010. Адрес: Казахстан, г. Астана, ул. Куйши Дина, д. 27 Координаты: 51.149525, 71.481106 Проезд:Проезд автобусами: 3, 4, 11, 14, 18, 19, 23, 28; маршрутные такси: 101, 102, 107, 108 (до остановки «22 школа»), автобус: 38; маршрутное такси: 103 (до остановки «6 микрорайон»). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1997 г. город Астана становится столицей Республики Казахстан, в связи с чем, назревает необходимость строительства вместительного кафедрального храма. В 2004 г. с назначением на Астанайскую и Алматинскую кафедру митрополита Мефодия (ныне митрополит Пермский и Соликамский) начались проектно-изыскательские работы. В январе 2006 г. состоялась закладка камня и освящение фундаментной плиты строящегося кафедрального собора. На Пасху 2006 г. в строящемся Свято-Успенском кафедральном соборе совершено первое богослужение. В 2007 отлиты и привезены колокола в составе полной звонницы. В августе 2009 г. митрополит Астанайский и Алматинский Мефодий совершил освящение пяти куполов и крестов собора. 17 января 2010 г. собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом в ходе его первосвятительского визита в Республику Казахстан. Ре­ше­ние о стро­и­тель­стве Успен­ско­го со­бо­ра в Астане было при­ня­то в 2004 году, когда на Аста­най­скую и Ал­ма­тин­скую ка­фед­ру был на­зна­чен митропо­лит Аста­най­ский и Ал­ма­тин­ский Ме­фо­дий. В ян­ва­ре 2006 году был за­ло­жен пер­вый ка­мень и со­сто­я­лось освя­ще­ние фун­да­мент­ной плиты ново­го со­бо­ра. На Пасху 2006 года со­сто­я­лось пер­вое бо­го­слу­же­ние. Успен­ский ка­фед­раль­ный пра­во­слав­ный собор по­стро­ен при под­держ­ке и непосред­ствен­ном уча­стии пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан Нур­сул­та­на Аби­ше­ви­ча Назарбаева. 2007 год в ис­то­рии со­бо­ра озна­ме­но­вал­ся тем, что для него были от­ли­ты и при­ве­зе­ны ко­ло­ко­ла. В ав­гу­сте 2009 года мит­ро­по­ли­том Ме­фо­ди­ем было про­ве­де­но освя­ще­ние пяти ку­по­лов и кре­стов Успен­ско­го собора.

http://sobory.ru/article/?object=19018

Епископа должен поставлять собор епископов, во всяком случае, по словам правила, их должно быть три, или, по крайней мере, два. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и Апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т.е. совместная власть нескольких епископов. Так установлено божественным правом, выраженным в книгах Священного Писания Нового Завета. Сам Основатель церкви Иисус Христос несколько раз ясно указал на равенство между Своими Апостолами, и торжественно осудил даже самую мысль некоторых из них, желавших быть старшими, и иметь большую власть. При этом Иисус Христос говорил им, что будет с ними только тогда, когда они будут в единении, и когда, при равенстве власти между ними, будут совместно трудиться в церкви ( Мф. 18:20; 20:22–27; 23:8–12 ; Мк.9:34–35; 10:42–45 ; Иоан. 18:36 ; 1Петр. 5:2–4 ; Евр. 13:20 , и др.). Как среди Апостолов не было и не могло быть у кого-либо из них преимущественной власти, которою бы обладал один из них по отношению к другим, так точно нет, и не может быть преимуществ и среди апостольских преемников – епископов, но все они имеют совершенно одинаковую духовную власть и достоинство, и только общее их собрание может передать новому епископу власть, которую в отдельности имеет каждый из них 105 . Множество примеров свидетельствует о том, что это исполнялось и во времена Апостолов. Апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства ( I Tuм. 4:14 ) 106 . В Деяниях св. Апостолов ( Деян.13:1–3 ) упоминается, что Павел и Варнава, по внушению Св. Духа, были рукоположены на свою службу собором апостольских преемников. Апостольские постановления (III, 20) в деле поставления епископов требуют того же, что и это Ап. Правило 107 . Это правило было общим и неизменным в течение всех веков христианской церкви, и его строго придерживается и в настоящее время наша православная церковь . Обычно три или два епископа, имеющие поставить нового епископа, принадлежат к той митрополичьей области, в которой новый епископ должен занять кафедру. В случае нужды, когда в такой области нет необходимого числа епископов, можно пригласить такового из ближайшей области, и он, вместе с одним или двумя епископами данной области, поставит нового епископа. Такой порядок является совершенно каноническим 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Места наречения и хиротонии избранных епископов Синод оставил на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2 октября. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 2 октября избрал епископов на вакантные кафедры образованных ранее епархий. Епископом Кокшетауским и Акмолинским избран игумен Серапион (Колосницын), клирик Астанайско-Алматинской епархии ( Журнал 105 ). 5 октября 2011 года Священный Синод (журнал 101) образовал в Республике Казахстан Кокшетаускую епархию и поручил временное управление ею Преосвященному митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру. Епископом Лысковским и Лукояновским избран архимандрит Силуан (Глазкин), игумен Троице-Сергиева Варницкого монастыря в поселке Варницы города Ростова Великого ( Журнал 106 ). 15 марта 2012 года Священный Синод (журнал 7) образовал в Нижегородской области Лысковскую епархию и поручил временное управление ею Преосвященному архиепископу (ныне — митрополиту) Нижегородскому и Арзамасскому Георгию. Епископом Саянским и Нижнеудинским избран игумен Алексий (Муляр), клирик Магаданской епархии ( Журнал 107 ). 5 октября 2011 года Священный Синод (журнал 106) образовал в Иркутской области Саянскую епархию и поручил временное управление ею Преосвященному архиепископу (ныне — митрополиту) Иркутскому и Ангарскому Вадиму. Епископом Калачевским и Палласовским избран игумен Иоанн (Коваленко), настоятель Успенского Адрианова монастыря в селе Адрианова Слобода Ярославской области ( Журнал 108 ). 15 марта 2012 года Священный Синод (журнал 4) образовал в Волгоградской области Калачевскую епархию и поручил временное управление ею Преосвященному митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Герману. Места наречения и хиротонии избранных епископов Синод оставил на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-sinod-izb...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛОССЯНАМ ПОСЛАНИЕ Страница из лат. текста Послания к колоссянам (Кол 1. 28 — 2. 3) из клермонтского кодекса (Paris. gr. 107. D. Fol. 336; нач. VI в.— Movum Testamentum graece... University of Michigan, 1854) Страница из лат. текста Послания к колоссянам (Кол 1. 28 — 2. 3) из клермонтского кодекса (Paris. gr. 107. D. Fol. 336; нач. VI в.— Movum Testamentum graece... University of Michigan, 1854) (Послание к Колоссянам), одно из Посланий ап. Павла , входящее в канон НЗ. Социально-исторический контекст. Города Колоссы, Иераполь и Лаодикия Город Колоссы находился в М. Азии во Фригии, в юж. части долины р. Ликос (приток р. Меандр), вблизи расположенных на др. берегу реки городов Лаодикии (ок. 13 км от Колосс) и Иераполя (ок. 22 км от Колосс). В греко-рим. период через долину Ликоса проходил основной путь, связывающий внутренние области М. Азии с ее зап. побережьем и расположенными на нем Эфесом и Милетом ( Ramsay. The Teaching. 1913. P. 4-5), что было одной из основ благосостояния городов долины. Согласно Геродоту, Колоссы были одним из важнейших городов Фригии ( Herod. Hist. VII 30). Ксенофонт называет его «густонаселенным, богатым и большим» городом ( Xen. Anabas. I 2. 6). Экономика Колосс была основана на торговле и производстве шерсти, окраске пряжи и ткачестве (ср.: Strabo. Geogr. XII 5. 16; Plin. Sen. Natur. hist. XXI 51). В рим. время значение города несколько снизилось, что, вероятно, было связано с пришедшимся на этот период расцветом Лаодикии, но не настолько, чтобы город пришел в упадок ( Dunn. 1996. P. 20; Armstrong. 1998. P. 45-48). Последнее упоминание о Колоссах в письменных источниках связано с землетрясением, происшедшим во Фригии в 1-й пол. 60-х гг. I в. по Р. Х. (60, 61 или 64 - Dunn. 1996. P. 23. Not. 10). Тацит сообщает в связи с этими событиями, что разрушенная землетрясением Лаодикия была восстановлена на средства ее жителей ( Tac. Ann. XIV 27. 1; ср.: Sib. 4. 107-108). Евсевий Кесарийский в IV в. сообщал о землетрясении, к-рое он, видимо, относил ко времени имп. Нерона, коснувшемся также Колосс и Иераполя ( Euseb. Chron. I 21-22; ср.: Oros. Hist. adv. pag. VII 7. 12).

http://pravenc.ru/text/1841792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IX  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том IX ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси «ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы 99-101 ВЛАДЫКА властитель, верховный правитель, государь; в церковном словоупотреблении обозначает священнослужителя ВЛАДЫШЕВСКАЯ Татьяна Феодосьевна (род. 3.06.1944, Москва), музыковед, исследователь древнерус. певч. искусства и старообрядческой певч. культуры 101-102 102-107 ВЛАСИЙ (Влас Игнатов, Игнатьев, Толмач; 2-я пол. XV в.- между 1526 и 1534 гг.?), переводчик с латыни и нем. языка 107-108 108-109 109-116 116-117 117-119 119-121 ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) 121-122 122-124 ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы 124-128 «ВЛЕСОВА КНИГА» подделка под древнерус. произведение, выполненная в сер. XX в. (?), по-видимому, Ю. П. Миролюбовым 128-129 129-130 ВМЕСТООБРАЗНАЯ один из терминов христ. богословия таинств III-V вв., к-рым нередко обозначаются евхаристические Хлеб и Вино ВНУКОВСКИЙ Аполлинарий (1848 - 1909), архиеп. Могилёвский, митрополит всех Римско-католических церквей Российской империи ВО Ролан де (1903 - 1971), католич. историк, археолог, один из выдающихся исследователей древностей Св. Земли 131-132 ВОАНЕРГЕС прозвище, данное Иисусом Христом при установлении чина 12 апостолов своим ученикам Иакову Зеведееву и его брату Иоанну

http://pravenc.ru/vol/ix.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВАТАХЕВИ [Квабтахеви; груз. , от - камень или от - пещера и от - ущелье], муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в ущелье р. Кавтура, в 15-16 км на юго-восток от г. Каспи (историческая пров. Шида-Картли, Вост. Грузия). История Сведений об учреждении К. в исторических документах не сохранилось. На основании художественно-стилистического анализа архитектуры кафоликона время его возведения определяется периодом не позже XII-XIII вв. ( Беридзе. 1948. С. 56; Он же. 1960. С. 1-3; Закарая. 1978. Т. 2. С. 41-75; Он же. 1990. С. 72-88; Комплекс Кватахеви. 1990. С. 199-202; Павлиашвили. 2005. Т. 4. С. 82-100). Очевидно, в это же время здесь был устроен мон-рь. Мон-рь Кватахеви. Общий вид Мон-рь Кватахеви. Общий вид К. упоминается в источниках с XIII в. На протяжении всего столетия мон-рь пользовался покровительством дома Сурамели. В грамоте царя Грузии Георгия IV Лаши (1213-1223) эристав Картли Сула, сын эристава эриставов Картли Рати Сурамели, просил пожертвовать К. картлийское с. Суелети (ныне Свенети, Горийский муниципалитет) (Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 107-108). Между 1247 и 1250 гг. эристав Картли Григол Сурамели составил в К. «пред иконой Пресвятой Богородицы» для мон-ря Шиомгвиме иммунитетную (охранную) грамоту, в к-рой дал обет «одинаково защищать» крестьян Шиомгвиме и К. (Там же. С. 123, 128). В кон. XIII в. Какана, супруга Микаела Сурамели, выкупила права рода Сурамели на сбор налогов с жителей с. Носте (ныне в Каспском муниципалитете) и передала село в исключительное пользование К. В благодарность в день празднования Введения во храм Пресв. Богородицы в К. было установлено совершать полную агапу - поминовение Каканы и всех усопших и живых представителей дома Сурамели (Там же. С. 194-195). В 1386 г. в результате нашествия монг. войск Тамерлана (в груз. источниках Демурланг) К. был разорен, кафоликон с находившимися там монашествующими, княжескими дочерьми и крестьянами был подожжен, люди сгорели заживо. Они были прославлены ГПЦ как Кватахевские мученики . По сведениям историков XVIII в., долгое время на полу и стенах церкви можно было видеть «сожженные лица их». В знак почтения перед мучениками паломники и прихожане, а также иноверцы вплоть до 1821 г. при входе в храм снимали или меняли обувь. Некий турецкий паша, резиденция которого находилась в Гори, охотился в окрестностях К. Когда ему рассказали историю разорения монголами К., он отправился в обитель и вошел туда, сняв обувь. Так же поступил и некий военачальник-перс из отряда Надир-шаха, собиравшего в Картли дань (1736-1747) ( Тарасий Алекси-Месхишвили. 1864. С. 86; Бери Эгнаташвили. 1959. С. 326-329; Новая Картлис Цховреба: 2-я ред. 1959. С. 452-453; Вахушти Багратиони. 1973. С. 264-267; Иоселиани. 1973. С. 91-93).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИР II ВЕЛИКИЙ [древнеперсид. Ku  ruš, аккад. Kuraš, древнеевр. Koreš] (ок. 600 г. до Р. Х.- 530 г. до Р. Х.), персид. царь, основатель империи Ахеменидов. В Свящ. Писании упоминается прежде всего в связи с указом, разрешающим евреям вернуться из Вавилонского плена. Источники Кир II Великий. Рельеф в Пасаргадах. Ок. 530 г. до Р. Х. Кир II Великий. Рельеф в Пасаргадах. Ок. 530 г. до Р. Х. О ранних годах жизни К. В. известно из персид. легенд, зафиксированных античными историками Геродотом и Ксенофонтом. Наиболее подробная античная биография К. В.- книга Ксенофонта «Воспитание Кира» (Κρου παιδεα). Ее автор был придворным врачом царя Дария I. Как Геродот, так и Ксенофонт имели дело с неск. альтернативными повествованиями, либо компилируя их, либо выбирая наиболее достоверную, по их мнению, версию. Собственно иранские (не опосредованные античной культурной традицией) источники сведений о жизни К. В.- царские указы и надписи (цилиндр из Вавилона, надписи в Пасаргадах, Уруке и Уре). В силу особенностей жанра сведения, доступные из этих источников, фрагментарны, но они важны для оценки свидетельств античных авторов. Согласно Пасаргадской надписи, на протяжении неск. поколений предки К. В. правили персид. племенами в обл. Аншан. К. В. именуется Ахеменидом (т. е. представителем рода, восходящего к царю Ахемену (Ахаманишу)) и «сыном Камбужии, царя, Ахеменида». В надписи из Ура К. В. назван «царем всего мира, царем земли Аншан, сыном Камбужии, царя земли Аншан» (цит. по: Dandamaev. 1993. P. 516). Наконец, в цилиндре К. В. из Вавилона он назван «сыном Камбиса, великого царя, царя Аншана, внуком Кира, великого царя, царя Аншана» ( Schaudig. 2001). В свете свидетельств иран. источников показательно единодушие античных авторов: как Геродот ( Herod. Hist. I 107-108), так и Ксенофонт ( Xen. Cyrop. I 2. 1) принимали версию о царском происхождении К. В. Тем не менее во времена Геродота существовало как минимум 4 версии обстоятельств рождения и воспитания К. В. ( Herod. Hist. I 95).

http://pravenc.ru/text/1840129.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010