чел.; реставрационисты); Объединенная пятидесятническая церковь (United Pentecostal Church; 100 общин, ок. 40 тыс. чел.); Конгрегациональная церковь святости (Congregational Holiness Church; 50 общин, 15 тыс. чел.); Христианская церковь новой ассамблеи (New Assembly Christian Church; 25 общин, 10 тыс. чел.) и др. Новоапостольская церковь с центром в Цюрихе (Швейцария), начавшая проповедь в Н. в 70-х гг. ХХ в., насчитывает 1 тыс. общин и 294 тыс. прихожан. Иеговы свидетели , действующие в Н. с 1921 г., насчитывают 774 тыс. сторонников в 6430 собраниях. В 1934 г. от Свидетелей Иеговы откололось апокалиптическое Общество Божьего Царства (God " s Kingdom Society), насчитывающее 50 тыс. адептов в 130 собраниях. Церковь Иисуса Христа святых последних дней ( мормоны ), присутствующая в Н. с 50-х гг. XX в., имеет в стране 152 тыс. сторонников в 500 собраниях (2015). Работают 6 миссий в разных регионах Н., действует храм. Небольшая группа, известная как Реорганизованная церковь Иисуса Христа святых последних дней, отколовшаяся от основной орг-ции мормонов, насчитывает в Н. ок. 1,5 тыс. членов. Собрание общины Апостольской церкви Христа в г. Уйо (штат Аква-Ибом). Фотография. 2014 г. Собрание общины Апостольской церкви Христа в г. Уйо (штат Аква-Ибом). Фотография. 2014 г. В Н. действует множество массовых НАЦ, которые испытывают влияние пятидесятничества или неохаризматии, а также заимствуют элементы местных традиционных культов. Многие из них возникли в самой Н. и затем распространились в другие страны. Наиболее значительными являются: Объединенная исконная африканская церковь (United Native African Church; ок. 300 общин, 45 тыс. чел.; с 1891); Апостольская церковь Христа (Christ Apostolic Church; 6 тыс. общин, более 2 млн чел.), от которой в 1959 г. отделилась Миссия веры евангельской (Gospel Faith Mission; более 6 тыс. общин, 1,2 млн чел.); Церковь Бога - Международная миссия (Church of God Mission International; 5,5 тыс. общин, 1,4 млн чел.; действует с 1968); Харизматическое молодежное товарищество (Charismatic Youth Fellowships; 500 общин, 120 тыс.

http://pravenc.ru/text/2565194.html

В наст. время конвенция объединяет 680 тыс. членов (2145 общин), а один из ее лидеров пастор Б. Ким является президентом Баптистского всемирного альянса. На Филиппинах, где первые амер. миссионеры появились в 1898 г., количество Б. достигает 350 тыс. чел. (4100 общин). В Индонезии в 1956 г. первыми начали работу австрал. Б.; сегодня в стране ок. 140 тыс. Б. (ок. 800 общин). Баптистский союз Казахстана объединяет свыше 11 тыс. членов, Баптистский союз Киргизии - свыше 3 тыс. чел. Численность Баптистского союза Ср. Азии, куда входят Б. Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, 3800 чел. Кроме того, существуют общины корейских Б. в Казахстане и Узбекистане - 1950 чел. и Независимые реформированные Б. в Казахстане - ок. 3600 чел. В Австралии англ. баптист Дж. Сондерс организовал первую баптист. общину в Сиднее в 1834 г.; в 1891 г. появилась Ассоциация из 26 общин; в наст. время в Баптистский союз Австралии входят 62 579 чел. (823 общины). В Нов. Зеландии первая община появилась в 1854 г., ее главой был Д. Доломор; баптист. союз был создан в 1880 г., и в наст. время его численность - 22456 чел. (249 общин). Старейшая баптист. конгрегация, к-рая сохранилась до наших дней,- Риджент-Роудская баптистская церковь во Фритауне в Сьерра-Леоне, основана в 1792 г. Д. Джорджем. Однако деятельность Б. в Зап. Африке была малопродуктивной вплоть до 30-х гг. XX в., когда началась интенсивная миссионерская работа. В наст. время в Зап. Африке насчитывается свыше 1 млн Б., общины организованы во всех странах региона, кроме Мавритании. В Экваториальной Африке баптист. общины не созданы только в Габоне . Баптист. миссионерское об-во (Лондон) совместно с Б. Ямайки основало в 1843 г. миссию на о-ве Фернандо-По (Биоко), к-рую испанцы разрушили в 1858 г. В 1845 г. Дж. Меррик с Ямайки поселился в Вост. Камеруне и начал переводить Свящ. Писание для местных жителей. В то же самое время брит. миссионер А. Сейкер начал работу в Вост. Камеруне и 4 года спустя основал первую баптист. общину. В наст. время в Камеруне более 110 тыс.

http://pravenc.ru/text/77510.html

4 общины (1,5 тыс. чел., гл. обр. африканеры). Объединяющая пресвитерианская церковь Южной Африки (Uniting Presbyterian Church of Southern Africa) со штаб-квартирой в Йоханнесбурге имеет на территории Н., по данным на нач. XXI в., 3 общины (ок. 1 тыс. чел., гл. обр. белые). Баптисты представлены в Н. 2 организациями. Первые баптист. общины возникли в Н. в 1961 г. благодаря усилиям южноафрикан. баптистов, к к-рым позднее присоединились амер. миссионеры. Основные центры баптистов располагались в Цумебе, Ошакати и обл. Окаванго (ныне Вост. Каванго и Зап. Каванго). В 1984 г. с одобрения Баптистского союза Южной Африки (Baptist Union of South Africa) была основана Баптистская конвенция Намибии. В наст. время она насчитывает 3,5 тыс. верующих в 49 приходах, а Баптистский союз Южной Африки имеет в крупных городах 4 общины, объединяющие ок. 400 белых прихожан. Методисты представлены 2 основными орг-циями. Общины Методистской церкви Южной Африки (Methodist Church of South Africa) были основаны в Н. уэслианскими миссионерами в сер. XIX в. В нач. XXI в. в стране насчитывалось в 12 общинах ок. 3 тыс. прихожан этой орг-ции. Общины Африканской методистской епископальной церкви (African Methodist Episcopal Church) появились на территории Н. в 1946 г. в результате перехода части прихожан РМО (этнических нама и дамара) под управление данной орг-ции. В нач. XXI в. церковь объединяла ок. 10 тыс. чел. в 39 приходах. Движение святости представлено Церковью Назарянина , миссионеры к-рой прибыли в М. в 1973 г.; в наст. время орг-ция состоит из 50 общин, объединяющих 4 тыс. чел. Адвентисты седьмого дня (АСД) начали работу в Н. в кон. 30-х гг. XX в. В наст. время их приходы выделены в автономную Конференцию Намибии в составе Конференции Союза Южной Африки, находящейся в подчинении Отд-ния Южной Африки и Индийского океана Генеральной конференции АСД. По данным на 2016 г., в Н. 102 общины АСД объединяют 20 тыс. чел. Пятидесятники двух и трех кризисов представлены неск. орг-циями: Божией церковью полного Евангелия в Южной Африке (Full Gospel Church of God in Southern Africa; 44 общины, 13 тыс.

http://pravenc.ru/text/2564648.html

Русская Православная Церковь , имеющая представительство в Тегеране (Свято-Николаевский собор), окормляет ок. 2 тыс. верующих. Русская община состоит в основном из потомков рус. эмигрантов, сотрудников Посольства РФ и их семей, а также граждан России, работающих в И. по контракту. Нехалкидонские восточные Церкви Армянская Апостольская Церковь имеет на территории И. 3 епископства (Тегеран, Азербайджан, Исфахан), находящиеся в юрисдикции Киликийского Католикосата (по данным на 2005 г., ок. 100 общин, ок. 170 тыс. верующих). Ассирийская Церковь Востока представлена в И. еп-ством Урмия (кафедра в Тегеране). Общее количество верующих - ок. 18 тыс. чел. в 9 общинах. Римско-католическая Церковь имеет в И. 6 общин в юрисдикции архиеп-ства Исфахан (основано в 1629, архиеп-ство с 1910). Общее количество верующих составляет ок. 10 тыс. чел. (An. Pont. 2008. P. 325). В И. действуют 2 Восточные католические Церкви . Халдейская католическая Церковь во главе с патриархом Вавилона имеет в И. митрополии Тегеран, Урмия (суффраган - еп-ство Сельмас) и архиеп-ство Ахваз. Церковь насчитывает более 8 тыс. чел. в 22 общинах. Армянская католическая Церковь представлена приходом в составе еп-ства Исфахан. Общее количество верующих не превышает 3 тыс. чел. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь представлена приходами еп-ства Иран Епископальной Церкви Иерусалима и Ближ. Востока, являющейся членом Англиканского содружества . Общее количество верующих составляет ок. 1 тыс. чел. в 4 общинах. Члены общин Евангелической Церкви Германии в Иране и Лютеранской церкви Тегерана насчитывают ок. 1 тыс. чел., преимущественно иностранцев. Приверженцы кальвинизма объединены в Евангелической пресвитерианской церкви в Иране, организованной по языковому принципу (арм., ассир., фарси общины) (ок. 5 тыс. чел.). Пятидесятники появились в И. в 50-60-х гг. XX в., когда в стране началась деятельность проповедников из США. Пятидесятническая Ассирийская церковь Ниневии и Ассамблеи Бога разделены по этническому признаку на 2 орг-ции: ассирийскую и армянскую. Общее количество пятидесятников в И. составляет 5-6 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/673877.html

В 1918 г. был расстрелян лидер малоначальных спасовцев Антипин. В 1924-1927 гг. в Н. Новгороде прошли соборы большеначальных спасовцев. Постановлениями этих соборов, в частности, подтверждался запрет на общение с теми, «кто вкушает пищу с еретиками». В 1929 г. были закрыты скит в Горбатове и моленные в его ближайших окрестностях. В 1937 г. жестоким гонениям подверглись спасовцы с. Ковакса. Своеобразная ситуация в посл. трети ХХ в. сложилась в с. Пустынь, в к-ром в 1940 г. сгорела правосл. церковь, а при пожаре удалось сохранить лишь явленную икону Пресв. Богородицы, якобы некогда приплывшую по р. Серёже. Малоначальные спасовцы и православные иногда молились вместе, с пением. В селе также сохранялась небольшая община «глухих» нетовцев, читавших на молении лишь избранные каноны или Пролог. В 1948 г. впервые упоминается община спасова согласия, действовавшая в дер. Ларионово Семёновского р-на (ныне городского окр. Семёновский; заволжские спасовцы). Также община «келейников» имелась в с. Успенском Первомайского р-на (ныне городского округа г. Первомайска; 10 келий в нач. 50-х гг. XX в.). Центром спасовцев в сев. части Горьковской обл. было с. Веденино Уренского р-на (еще в нач. XX в. там открылась легальная моленная), др. группа спасовцев в том же районе существовала в дер. Буренино. В 1951 г. фиксировалась община «келейников» в г. Горбатове Павловского р-на, к-рой руководила Мария Кислова. В кон. 50-х гг. XX в. уполномоченный Совета по делам религ. культов зафиксировал деятельность не менее 14 незарегистрированных общин спасова согласия. Крупнейшие из них находились в Кстовском р-не (села Безводное и Б. Мокрое; по 40 чел.), в Сосновском р-не (с. Венец и дер. Шишово; по 60 чел.), в Воротынском р-не (села Белавка и Каменка; по 40 чел.). Сохраняло роль центра беспоповцев с. Ковакса, где проживало 50 спасовцев. Также общины спасова согласия в тот период существовали в дер. Гремячки Богородского р-на (100 чел.), с. Б. Туманово Арзамасского р-на (50 чел.), с. Смирнове и дер. Шерстино Гагинского р-на (по 40 чел.), с. Личадееве Ардатовского р-на (40 чел., наставница Варвара Макарова), с. Силине Шатковского р-на (40 чел.).

http://pravenc.ru/text/2565206.html

10 тыс. чел.; действует в Н. З. с 1939); Городская церковь воздействия (City Impact Church; в Н. З. 5 центров, ок. 700 чел.; есть центры за рубежом); Церковь урожая (Harvest Church; 5 общин, ок. 1 тыс. чел.); «Церкви виноградника в Новой Зеландии» (Vineyard Churches Aotearoa New Zealand; 23 общины, ок. 1 тыс. чел.); Истинная церковь Христа (6 общин, 1 тыс. чел.; гл. обр. выходцы из кит. пров. Фуцзянь и с Тайваня); Церковь центров возрождения (Revival Centres Church; 8 церквей в Н. З., основана в Австралии в 1958); Международная объединенная пятидесятническая церковь (United Pentecostal Church International; 8 миссионерских центров в Н. З.); движение «Новая жизнь» (New Life; в 2016 объединяло в Н. З. ок. 80 церквей); «Церковь Судьба» (Destiny Church; создана в Н. З. в 2001 харизматическим проповедником Б. Р. Тамаки; в наст. время имеет центры в 11 городах страны); Ассоциация LINKNZ (ок. 17 общин); орг-ция LIFENZ (3 центра в Окленде и 1 - в Мельбурне (Австралия)); Церкви альянса в Новой Зеландии (Alliance Churches of New Zealand; в Н. З. с сер. 70-х гг. XX в.; в настоящее время 7 церквей); Церковь «Эрайз» (ARISE Church; последователи в 7 крупнейших городах, гл. обр. молодежь; основана в 2002). Новоапостольская церковь (Цюрих) насчитывает в Н. З. ок. 180 сторонников. Унитарии , прибывшие в Н. З. из Великобритании в 1863 г. (1-я церковь открыта в 1898 в Окленде, затем - в Веллингтоне (1904), Тимару (1912), Крайстчерче (1917), Бленеме (1988)), насчитывают 339 чел. (2013). Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (см. Мормоны ), по данным самой орг-ции, насчитывает ок. 112,4 тыс. чел. (по данным переписи 2013 г., 40,7 тыс. чел.), 225 общин, 52 центра, 3 миссии, 1 храм (построен в Гамильтоне в 1951). Первые мормоны прибыли в Н. З. в 1854 г. В наст. время почти половину их численности составляют маори. Внеденоминационные Южно-Тихоокеанские церкви, действующие в Н. З. с сер. 60-х гг. XX в. в рамках разных религ. орг-ций (Южно-Тихоокеанское христианское товарищество (South Pacific Christian Fellowship), Церковь берегового сообщества (Shore Community Church) и проч.), насчитывают ок.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Движение святости представлено Церковью Назарянина, имеющей в Н. З. 18 церквей (ок. 1 тыс. чел.). Иеговы свидетели, прибывшие в Н. З. в 1903 г., насчитывают в наст. время ок. 14,1 тыс. чел. в 187 общинах . Реставрационисты представлены орг-цией «Христианские церкви, Новая Зеландия» (Christian Churches, New Zealand), в к-рой числится ок. 1,8 тыс. чел. (1-я церковь учеников Христа в Н. З. была основана в 1844; с сер. XX в. численность постоянно сокращается). В крупных городах также действуют общины Церквей Христа (неинструментальные) из США (Churches of Christ (Non-Instrumental)). Квакеры , селившиеся в Н. З. с 40-х гг. XIX в., насчитывают ок. 1,4 тыс. чел. в 25 общинах. В Уонгануи действует поселение квакеров. Пятидесятники, насчитывающие в общей сложности ок. 74,3 тыс. чел. (2013), представлены несколькими орг-циями. Крупнейшая из них - Ассамблеи Бога в Новой Зеландии (Assemblies of God in New Zealand) - возникла в 1927 г. как отд-ние Ассамблей Бога в США и в наст. время имеет ок. 30 тыс. последователей в 200 приходах. Церковь Элим в Новой Зеландии (Elim Church of New Zealand), возникшая в 1952 г. в результате присоединения Пятидесятнической церкви Новой Зеландии (основана в 1924 амер. проповедником А. К. Валдесом) к брит. Церкви Элим, насчитывает в наст. время 36 общин (ок. 1,6 тыс. чел.). Орг-ция «Международные церкви новой жизни» (New Life Churches International), основанная в Н. З. в 60-х гг. XX в., включает 76 общин (ок. 7,5 тыс. чел.). Три вышеупомянутые орг-ции входят в созданную в 1975 г. Ассоциацию пятидесятнических церквей Новой Зеландии (Associated Pentecostal Churches of New Zealand). Кроме того, действуют проч. пятидесятнические и харизматические орг-ции: Церковь Христа (Church of Christ, New Zealand; 3 церкви, ок. 1 тыс. чел.); Церкви действий (ACTS Churches; др. название - «Апостольское церковное движение» (Apostolic church movement of New Zealand); более 60 церквей; орг-ция основана в 1934 в результате деятельности Апостольской церкви Австралии); Церковь завета содружества (Commonwealth Covenant Church; 10 церквей, ок.

http://pravenc.ru/text/2577757.html

Официально приход зарегистрирован 30 янв. 1995 г. (входит в состав Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии). С окт. 1995 по окт. 2004 г. богослужения проводились во временных помещениях. 9 мая 2004 г. состоялось освящение новопостроенного дома пастора, где богослужения проводятся вплоть до наст. времени. К 2017 г. приход насчитывал свыше 70 чел. С 2001 г. его возглавляет Я. И. Бойченко (с 2001 диакон, с 2005 пастор). В Н. Новгороде также действует группа лютеран, входящая в Евангелическо-лютеранскую церковь Аугсбургского исповедания (создана в 2006, зарегистрирована в РФ в 2007). Эту группу возглавляет А. Г. Санакоев (с 2013 диакон, с 2016 пастор). Баптисты . Распространение баптизма на территории Н. о. относится к 70-м гг. XIX в. и связано с именем В. А. Пашкова - основателя евангельской общины в С.-Петербурге, к-рый в кон. 70-х гг. XIX в. создал общину и в своем имении - с. Ветошкине Сергачского у. (ныне Гагинского р-на). К 1908 г. группы евангельских христиан появились в Лукояновском, Макарьевском, Семёновском и др. уездах Нижегородской губ. В Н. Новгороде общину баптистов основал весной 1912 г. А. И. Мокин; к 1919 г. она насчитывала 100 членов, к 1924 г.- ок. 200 членов. К кон. 30-х гг. XX в. прекратились открытые собрания общин, многие из них завершили свою деятельность. В Горьком баптистская община вновь зарегистрирована 12 окт. 1945 г. Первоначально она насчитывала 22 чел., к 1952 г.- 300 чел., к 1957 г.- 750 чел. В отчетном докладе пресвитера Г. Т. Булгакова на межобластном совещании служителей церквей в 1965 г. сообщалось, что в Горьковской обл. имеется 3 зарегистрированные (930 чел.) и 9 незарегистрированных общин и групп (386 чел.). На 1 янв. 1987 г. община Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов в Горьком насчитывала 757 чел. В 1989-1993 гг. в Н. Новгороде построен храм вместимостью до 800 чел., его освящение совершено 15 авг. 1993 г. С 1992 г. началось служение для глухих, с 2009 г. действует реабилитационный центр для наркозависимых. На сент.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Камеруна (268 общин, 23 356 чел.), Западнокамерунскую миссию (58 общин, 11 731 чел.), Восточнокамерунскую миссию (199 общин, 23 964 чел.). Эти организации входят в состав дивизиона Западно-Центральной Африки Генеральной конференции АСД. Пятидесятничество представлено преимущественно организациями, возникшими в результате работы иностранных миссий (в основном американских) и в меньшей степени орг-ций местного происхождения. Наиболее значительной из них является Миссия полного Евангелия, созданная миссионерами из амер. Ассамблей Бога в 1961 г. (400 общин, 36 тыс. верующих). Всемирная пограничная церковь организована в 1960 г. амер. миссионерами из группы Крылья целительства (40 общин, 20 тыс. членов). Апостольская церковь возникла в 1949 г. (143 общины, 20 тыс. верующих). Церковь Бога была основана в 1970 г. проповедниками из Кливленда (США) (57 общин, 12 тыс. чел.). Церкви Христа, с 1957 г. существующие в качестве миссий амер. Церквей Христа, насчитывают 9 тыс. верующих в 120 общинах. Объединенная пятидесятническая церковь, организованная миссионерами из Объединенной пятидесятнической церкви США в 1971 г., имеет 24 общины, 6 тыс. верующих. В 1985 г. также амер. миссионерами созданы приходы Церкви Бога пророчеств, организовавшей в наст. время 10 общин, в которые входят 700 прихожан. К африкан. пятидесятническим церквам относится Вечный священный орден херувимов и серафимов, появившийся в К. в 1950 г. вместе с нигерийскими проповедниками (24 общины, 12 тыс. чел.). Новоапостольская церковь объединяет более 5 тыс. приверженцев в 40 приходах. Иеговы Свидетели , деятельность к-рых началась в 1935 г., имеют в К. 331 общину и почти 36,5 тыс. верующих. Орг-ции Независимых африкан. церквей (НАЦ), в основном харизматического характера, возникшие в сер. или кон. XX в., часто испытывали влияние местных культов и имеют синкретический характер (ок. 100 тыс. чел.). Общее количество протестантов в К. на 2011 г.- ок. 4 млн чел. Организацией, объединяющей наиболее значительные протестант.

http://pravenc.ru/text/1470119.html

Арестованные в нач. 1937 г. клирики и миряне Валдайского р-на на допросах (с применением «особых методов») дали показания против Казанского (в 1933-1936 - Новгородского) архиеп. Венедикта (Плотникова), якобы создавшего в 1933 г. «контрреволюционную организацию церковников». Архиепископ был арестован в Казани и этапирован в Ленинград. «Валдайское» дело разрасталось, и прокурор СССР А. Я. Вышинский предложил разбить его на 4 самостоятельных. Архиеп. Венедикт был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД СССР по Ленинградской обл. от 11 авг. 1937 г. в составе группы из 13 священнослужителей и мирян. 27 авг. 1937 г. в Ленинграде арестован Череповецкий еп. Тихон (Рождественский) , расстрелян 9 окт. того же года. «Контрреволюционные организации» были «раскрыты» в Крестецком, Шимском, Пестовском, Залучском и др. районах. 9 сент. 1937 г. по обвинению в руководстве контрреволюционной церковной орг-цией был арестован поселившийся в Боровичах после освобождения из ИТЛ еп. бывш. Полоцкий Гавриил (Воеводин) . Вместе с ним по групповому делу проходили 59 священно- и церковнослужителей, а также прихожан. Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. еп. Гавриил и еще 50 чел. были приговорены к расстрелу; осужденные казнены 17 дек. 1937 г.; 9 чел. были приговорены к заключению в ИТЛ. 10 дек. 1937 г. за одно заседание Особая тройка при УНКВД по Ленинградской обл. приговорила к расстрелу 65 чел., а 21 чел. отправила в лагеря. 30 дек. 1937 г. осуждена группа священнослужителей и прихожан (27 чел.) во главе с Демянским еп. Сергием (Васильевым). Архиерей и 21 чел. приговорены к расстрелу (казнены в Новгороде), остальные - к длительным срокам лишения свободы. В ходе Большого террора 1937-1938 гг. в Ленинграде, Новгороде и Боровичах было расстреляно не менее 83% от штатного числа священников (298 чел.) и 64% от числа диаконов (44 чел.) Н. и С. е. Из числа заштатных клириков Новгорода 26 дек. 1937 г. расстреляли прот. сщмч. Владимира Любича-Ярмоловича-Лозина-Лозинского . Список репрессированных в 1918-1938 гг.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010