В XVI - нач. XVII в. появились объединения регулярных (уставных) клириков, совмещающих монашескую жизнь со священническим и миссионерским служением (напр., театинцы , варнавиты , иезуиты и др.). Одновременно с об-вами регулярных клириков в католич. Церкви возникают конгрегации монашествующих клириков, т. е. пресвитеров, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания. В наст. время к ним принадлежат конгрегации редемптористов , ассумпционистов , воскресенцев , лазаристов , салезианцев и др. Конгрегации монашествующих мирян объединяют членов, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания, совместно осуществляющих к.-л. определенную основателем конгрегации задачу, не связанную со священнослужением (CIC. 588 § 3). Конгрегации монашествующих мирян могут быть как муж., так и жен. (каковые составляют большинство). Секулярным институтом является община, члены к-рой приносят частные обеты целомудрия, бедности и послушания и живут в миру. Секулярные институты могут быть клерикальными и мирскими, муж. и жен. Одним из первых секулярных институтов стало основанное в 1791 г. бывш. иезуитом пресв. Пьером Жозефом Пико де Клоривьером Об-во священников Сердца Иисуса, однако правовое положение секулярных институтов было определено только в конституции папы Римского Пия XII «Provida Mater Ecclesia» (1947). Согласно принятому Ватиканским II Собором декрету об обновлении монашеской жизни «Perfectae caritatis» , секулярные институты не являются институтами монашествующих, но обязаны соблюдать евангельские советы (обеты) в миру (CVatII. РС. 11). Согласно Кодексу канонического права 1983 г., клирики или миряне, являющиеся членами секулярного института, живут в миру, не меняя своего канонического положения, имея целью содействие освящению этого мира. Способ наложения священных уз, посредством которых принимается в институте следование евангельским советам, определяется уставом института (CIC. 710-712). К числу секулярных институтов относилось Священническое братство св. Креста, составлявшее часть основанной Х. М. Эскрива де Балагером орг-ции «Opus Dei» (до возведения ее в ранг личной папской прелатуры с особым уставом).

http://pravenc.ru/text/468829.html

Нек-рые исследователи полагают, что 2 части заглавия возникли на разных этапах составления и редактирования Книги прор. Наума (см.: Seybold. 1989. S. 33; Fabry. 2006. S. 86-94). II. Книга прор. Наума начинается гимном, в к-ром идет речь о теофании Яхве (Наум 1. 2-8). В нем воспевается власть Яхве над стихиями, над морями и реками, горами и всей вселенной (Наум 1. 2-6). В гимне подчеркивается, что «благ Господь» к уповающим на Него (Наум 1. 7) и беспощаден к врагам (Наум 1. 2, 8). Завершается гимн предсказанием гибели Ниневии (Наум 1. 8). С сер. XIX в. ученые предполагали, что данный отрывок представлял собой акростих, каждая строфа которого начиналась с новой буквы алфавита (с «алефа» по «тет» или по «каф»). Авторство гипотезы об акростихе принадлежит Г. Фронмайеру (G. Frohnmeyer), к-рый сообщил о своем открытии Ф. Деличу , сделавшему ее достоянием общественности ( Delitzsch. 1867. S. 107). Гипотеза была почти повсеместно принята исследователями, хотя и основывается на допущении того, что подлинный текст гимна был изменен (нет строк, начинающихся с букв «далет», «зайин» и «йод»). Кроме того, неизвестны причины, по к-рым данный акростих не был завершен (содержит лишь 11 строф, а не 22 по числу букв евр. алфавита - см.: Perlitt. 2004. S. 7-11; Fabry. 2006. S. 33-34, 125-142). III. В Наум 1. 9-2. 2(3) пророчества чередуются с предсказаниями суда над врагами Яхве (Ассирией) и обещаниями спасения для Иудеи и Израиля. В частности, в Наум 1. 9-12a предсказывается опустошение Ассирии и Ниневии. В Наум 1. 12b - 13 (прямая речь Яхве) Бог обещает больше не причинять страданий Иудее и освободить ее от чужеземного ярма. Наум 1. 14 - это пророчество об истреблении ассир. идолов и о гибели Ассирии . В Наум 1. 15 (2. 1) Иудее возвещается «благая весть»: по ее земле больше не будет проходить нечестивый (древнеевр.  ). В Наум 2. 1(2) пророк обращается к Ниневии, призывая ее приготовиться к приходу «разрушителя», далее 2. 2(3) он предсказывает восстановление величия Иакова (    ). Для текста этого отрывка характерна постоянная смена адресата: «вы» (враги Яхве) в Наум 1. 10, «ты» жен. рода (Ниневия) в Наум 1. 11; 2. 1(2), «ты» жен. рода (Иудея) в Наум 1. 12-13, 15 (2. 1), «ты» муж. рода (Ашшур) в Наум 1. 14. По этой причине некоторые исследователи полагали, что собранные в нем пророческие речения разнородны по происхождению (см., напр.: Mason. 1991. P. 65-66).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

1967). В Лев 7. 11-18 этот вид Ж. подразделяется на 3 подвида: Ж. «благодарения» (  ,  ), «по обету» (  ,  ) и «по усердию» (  ,  ). «Мирная» Ж. приносилась также по праздникам (Втор 12. 11-12; 1 Цар 1. 3-4); ей были близки по смыслу пасхальная Ж. и Ж. при поставлении первосвященника и священников. В отличие от Ж. «всесожжения» во время «мирной» Ж. сжигались лишь жир и некоторые отдельные части жертвенного животного ( Snaith. 1957. P. 311-314), тогда как остальное мясо съедали верующие. В Лев 17. 1-7 даже говорится о том, что всякое заклание животного для его дальнейшего вкушения должно представлять собой «мирную» Ж. Эта Ж. не имела никакой связи с темой раскаяния или искупления; ее содержанием была радость и празднование; поэтому дни особой скорби могли отмечаться запретом на ее принесение (ср.: Ис 22. 12-14; см. ст. Пост ). Кульминацией «мирной» Ж. было не столько ее принесение на жертвеннике, сколько следовавшая за этим трапеза, к-рая регламентировалась строгими правилами о времени ее окончания и ритуальной чистоте ее участников (Лев 7; Втор 12). Священник, забирая свою часть «мирной» Ж., символически «потрясал» ею, поэтому она имела наименование «потрясание» (  ,  ); этим же термином в ВЗ обозначены и нек-рые иные особые Ж., не являющиеся «мирной» Ж. (напр., Исх 29. 24-26; см.: Rainey. 2007. P. 642). Содержанием Ж. «очищения», или «за грех» (  ,  ) было ее искупительное и очистительное действие. Евр. слово  , к-рое обозначает эту Ж., буквально переводится как «грех», однако Ж. «очищения» необязательно была связана с избавлением от греха. Она приносилась не только после совершения к.-л. грехов, но и в таких случаях, когда нечистота не связана с личными грехами, напр., окончание периода послеродовой жен. нечистоты (Лев 12) или окончание периода нечистоты после муж. или жен. «истечения» (Лев 15), а также в этически нейтральных случаях окончания периода назорейства (Числ 6. 13-21) и освящения нового жертвенника (Лев 8. 14-15). Поэтому содержание термина   связано скорее не с тем значением соответствующего глагола  (  ), к-рое переводится рус.

http://pravenc.ru/text/182231.html

Но есть и другая форма семейного насилия, о которой мало кто говорит, но она почти так же распространена, как и первая. Ужасно, когда муж, пользуясь тем, что он сильнее, бьет жену, но не менее ужасно, когда жена, пользуясь тем, что муж не считает допустимым поднять на нее руку, распускает свои. Об этом стыдно рассказывать, с такой проблемой даже к священнику не каждый подойдет, а уж в суд пойти и сказать, что жена избивает — как такое расскажешь? Тоже беда! В общем, пора бы уже ответственно относиться к браку, не как к хрупкому сосуду, который страшно разбить, но как к симбиозу живых существ, в котором каждый живет лишь при гармоничном содействии, в котором и неприязнь разрушает отношения, не говоря уже о насилии. Научиться любить так, как заповедует нам это апостол Павел: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28). Только так, не иначе! Иначе не сохранить брак! В случае, который описан в начале, ничего уже было не поделать. Супруги подали на развод. Слишком они отдалились друг от друга, не осталось точек взаимопонимания. Муж не считал свое рукоприкладство чем-то выходящим за рамки допустимого, жена не верила, что можно что-то исправить. Еще одна трагедия. Надеюсь, что своими размышлениями я смогу остановить чью-то семейную трагедию. Любите друг друга, берегите друг друга! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 февраля, 2024 11 февраля, 2024 10 февраля, 2014 25 ноября, 2017 24 апреля, 2018 23 марта, 2024 16 марта, 2024 6 марта, 2024 3 марта, 2024 24 февраля, 2024 11 февраля, 2024 10 февраля, 2014 25 ноября, 2017 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/a-kak-eshhe-vospityvat...

Соотношение мужского и женского, согласно апостолу, также имеет иконический характер. В том, как человек носит в себе образ Христа, «нет мужеского пола, ни женского» (Гал 3. 28), но есть одна девственность (ср.: 1 Кор 7. 25-26). Оправданное чадородием (ср.: 1 Тим 2. 15) разделение человеческого существа на мужа и жену тем не менее им не объясняется. Очевидно, смысл этого разделения в том, что муж и жена вместе выражают 2 стороны природы человека - внешнюю и внутреннюю. Муж, призванный быть защитником (ср.: Еф 5. 23, он называется «спасителем тела»), отвечает за внешнюю сторону человеческой жизни. Жена создана «для мужа» (1 Кор 11. 9), т. е. с учетом Быт 2. 20 для самопознания Адама, и ее иконическое предназначение состоит в обращенности внутрь; называя жену «славой» мужа, П., возможно, имеет в виду слова Пс 44. 14 («вся слава дщери Царя внутри…»). Апостол настаивает на нелепости выступления жены в публичном пространстве, кроме исключительных случаев, к к-рым относятся молитвы и пророчества по действию Духа Святого. В отношении к дарам Духа женщина ничем не уступает мужчине (это видно из одинаковости обращений к мужчинам и женщинам в приветственных и прощальных словах Посланий П.), но при внешнем их проявлении она «должна иметь на голове своей [знак] власти [над нею], для ангелов» (1 Кор 11. 10). Нек-рые интерпретаторы ( Tertull. De virg. veland. 7. 2; Dibelius. 1909. S. 16-22; Marshall. 2017. P. 172) связывают последние слова с легендой о прелюбодеянии ангелов и дочерей человеческих, зафиксированной в ряде памятников раннего иудаизма и христианства как истолкование Быт 6. 1-4. Однако П. эту легенду не упоминает. Кроме того, по ее сюжету все впавшие в прелюбодеяние ангелы были заключены в бездну (1 Енох 14. 5); ни один текст не связывает ангельское прелюбодеяние с молитвой или пророчеством жен. Более вероятно, что П. обращается к роли ангелов в качестве посредников при молитве (ср.: Откр 8. 3-4) и предостерегает, что ангелы не станут приносить духовные дары женам, не признающим над собой «власти». Мнение, что ангелами здесь названы священнослужители (Амброзиастер), также не лишено основания в свете 1 Тим 5. 21 и Откр 2-3.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

И тут только приходится горько сетовать, видя как весь мир буквально сошёл с ума, поучая наших девушек и жен тому, чтобы они пользовались этой своей богодарованной силой, как хищницы, как губители добра и праведности. Потому что посредством этой своей силы женщины пробуждают в мужчинах самые худшие качества – гордость, алчность, вероломство… и всё для достижения земной славы, земного комфорта и успеха, пусть даже ценой обмана, жестокости и зла… Горе, горе… Не понимают несчастные женщины, что ни им самим, ни их «возлюбленным» не принесёт нажитое во зле богатство ни радости, ни мира, ни счастья, а только соберёт многие беды на головы их самих и их чад, потому что всё, нажитое хищным и злым образом, непременно рано или поздно оборачивается бедой и страданием. Вот так закончили свои дни злокознённые Иродиада и её дочь, послужившие некогда причиной убийства величайшего Праведника, который (как им казалось) был помехой их счастью. Не стало на земле Пророка, но и счастья у жестоких жен не стало… Мы знаем, что был изгнан царь Ирод, и в изгнании, в пути, когда переходили обледеневшую реку, провалилась под лёд его падчерица – Саломея. И пытаясь выбраться, извивалась она всем телом, как во время страшного танца, а острые льдины отсекли ей голову, как когда-то по её просьбе отсекли голову святому Пророку. Вот какой страшный урок преподаёт священная история всем женам. Цените ту силу, которую даровал вам Господь, дорогие жены, освещайте её молитвой, кротостью и любовью к Богу, и тогда эта сила сделает вас действительно добрыми помощницами вашим мужьям, отцам и братьям, то есть всем нам, мужчинам, в нашем главном деле – в служении Богу, в каком бы месте и звании мы не находились. Ну а нам, мужчинам, сетующим, что женщины попирают наше первенство, следует серьёзно ответить на вопрос: а кто для нас является главой на самом деле –  Господь или наши собственные страсти и похоти? Потому что только в том случае, если мужу будет главой Христос, тогда и жене главой будет – муж (1 Кор. 11, 3).

http://pravmir.ru/sila-zhenshhiny/

VI. Пророчества о Христе Иисусе Зах.9:9,11; 11:12,13; 12:8,10; 13:1,7; 14:9 . VII. Разделение Разделяется сие пророчество на пять частей или видений: Первое видение, которым Бог увещавает народ к обращению. Гл. 1 до ст. 7 ( Зах.1:1–6 ). Второе видение, состоящее в девяти образованиях, которыми созидание храма прообразовательного и Христово Царство означается. Гл. 1 от ст. 7 до гл. 7 ( Зах.1:7–21; 2–6 ), где образования: 1) Муж, сидящий на коне рыжем и за ним другие кони. Гл. 1, ст. 7 до 18 ( Зах.1:7–17 ). 2) Четыре роги, то есть враги, которые долженствуют быть прогнаны, и четыре древодела. Зах.1 :18с до конца. 3) Муж, имеющий уже землемерно, дающий сведение, о Церкви Нов. Зав., возбуждение к бегству из Вавилона. Зах.2 . 4) Представляется Иисус, Ангел и сатана, Иисусу сопротивляющийся и запрещаемый; Иисус облачается во одежду нову. Зах.3 . 5) Светильник и две маслины со изъяснением о создании храма чрез Зоровавеля. Зах.4 . 6) Серп летающий, означающий клятву. Гл. 5, ст. 1 до 5 ( Зах.5:1 – 4). 7) Мера, изобразующая нечестие жен. Зах.5 :5с до конца. 8) Четыре колесницы, знаменующие четыре ветры, приготованные против неприятелей. Гл. 6, ст. 1 до 9 ( Зах.6:1 – 8). 9) Венцы, возложенные на главу Иисусову в прообразование Мессии Царя и Священника. Зах.6 :9с до конца. Третье видение, которым благословение Божие и радость обещается народу – гл. 7 до 9 гл. ( Зах.7 – 8), где: 1) Обличаются и запрещаются посты, уставленные по причине разорения храма. Зах.7:1 – 9. 2) Показывается образ истинного пощения с наблюдением заповедей. Зах.7 :9с до конца. 3) Предсказание о будущих благодеяниях, чрез которые посты обратятся в веселые праздники в собрании языков. Зах.8 . Четвертое видение о собрании Церкви из разных языков, и о суде Божием на непокаряющихся – гл. 9 до гл. 12 ( Зах.9–11 ), где: 1) Пророчество на ближних народов или языков, которых останки присовокупятся к Церкви в пришествие Мессии. Зах.9 . 2) Обещание посещения и свобождения от злых пастырей; благодеяния в рассуждении распространена Церкви Нов. Зав. Зах.10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

6. Вы слышали вчера, как три отрока связанные сокру­шили силу огня, как попрали пламень, как превзошли печь и восторжествовали над действием стихии? Послушайте сегодня опять, как доблестный и великий Исаак молитвою преодолел сам природу тела. Те сокрушили силу огня, а этот сегодня рас­торг оковы поврежденной природы. Узнай же, как он сде­лал это. , — говорит Писание, — (Быт.25:21). Об этом сегодня прочитано вам: вчера было слово о молитве, и сегодня опять доказательство силы молитвы. Видите ли, как благодать Духа устроила, чтобы сегодняшнее чтение соответствовало сказанному вчера? , — говорит Писание, — . Прежде всего, нужно узнать, почему она была неплодна. И сама она, и муж ее были жизни дивной и исполненной великого целомудрия. Мы не можем сослаться на жизнь этих правед­ных и сказать, что неплодие было следствием грехов. И не она одна была бесплодною, но и мать его Сарра, которая родила его; и не только мать его была неплодного и жена, но и невестка, жена Иакова, Рахиль. Что же значит этот сонм бесплодных? Все они были праведны, все жили доброде­тельно, все получили одобрение от Бога, потому что об них Он говорил: (Исх.3:6). Об Них и Павел говорит так: (Евр.11:16). Много сказано им похвал в новом завете, много им похвал и в ветхом. Во всех отношениях они были славны и превосходны, и все имели жен бесплодных и долгое время жили бездетными. Итак, когда ты видишь, что муж и жена живут добродетельно, когда видишь, что они любят Бога, пре­даны благочестию, и, однако, страдают бесчадием, то не думай, что бесчадие есть непременно воздаяние за грехи. Много путей домостроительства Божия, нам неизвестных, и за все надобно благодарить, и жалеть только о тех, которые живут в нечестии, а не о тех, которые не имеют детей. Часто Бог делает полезное, но мы не знаем причины того, что делается. Поэтому во всем нужно удивляться Его премудрости и прославлять Его неизреченное человеколюбие. 7. Эти слова могут назидать нас в нравственном отно­шении. Но надобно сказать и о причине, по которой те жены были бесплодными. Какая же это причина? Та, чтобы ты, когда увидишь Деву, рождающую нашего общего Господа, не был неверующим. Таким образом, ты упражняй свой ум, размыш­ляя об утробе бесплодных, чтобы после того, как уви­дишь, что поврежденная и заключенная утроба отверзается бла­годатиею Божиею для деторождения, ты не удивлялся, слыша, что родила Дева; или лучше сказать — удивляйся и изумляйся, но не неверуй чуду. Когда скажет тебе иудей: как родила Дева? — ты скажи ему: как родила бесплодная и состарившаяся? Тогда было два препятствия: преклонность возраста и неспособность при­роды; а в Деве было только одно препятствие, то, что она была непричастна браку. Так бесплодная предуготовляет путь Деве. А дабы ты убедился, что для того предшествовали бесплодные, чтобы верили рождению Девой, выслушай слова Гавриила, сказан­ные к ней. Когда он пришел и сказал ей: (Лк.1:31), то Дева изумилась и удивилась, и сказала: (Лк.1:34)? Что же ангел? (Лк.1:35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3313...

Посему подвергающиеся разным житейским неудачам в мире сем и претерпевающие даже несчастья пусть в уничижении своем утешаются надеждою вечного наследия и нескончаемой радости: ибо если бы Господь находил их вовсе неисправимыми и навсегда потерянными; то Он не ограничивал бы и не обуздывал бы их желаний, божественное домостроительство Его не воспитывало бы их в школе воздержания и терпения. Пусть всегда содержат они в памяти, что счастливая жизнь любимцев мира сего, особенно на высоких степенях могущества, нередко уловляет их в сети свои и ведет к преступлениям даже праведников. Так и Давид (как замечено уже нами в первой части сего трактата глав. 3), муж no сердцу Божию, в состоянии подчинения и зависимости был праведнее, нежели когда сделался царем ( Деян.13:22 ; 1Цар.13:14, 24:18 ): там щадил он и врага, бывшего уже в его руках, а здесь умерщвляет верного и преданного ему воина своего; там он соблюдает правду, а здесь в омрачении преступной страсти хочет скрыть неправду ( 2Цар.11 ). Кто же после сего, не опасаясь греха, может искать богатства, могущества, славы, если эти блага оказались столь опасными и пагубными и для того, кто не искал их, а все получил от руки Избравшего его? Кто может без труда и борьбы спастись при обилии этих благ, если и избранный Богом муж испытал от них такое затруднение на пути к спасению? Замечательно и то, что премудрый Соломон, который, несмотря на свою мудрость и самое блистательное царствование, в последствии под старость впал в идолопоклонство, так что по влиянию на него чуждых жен стал участвовать и в идолослужении, – что он до падения своего не подвергался никакому несчастью в мире: он не был в школе несчастья, и – мудрость оставила его, а с тем вместе и сердце его уклонилось от Господа Бога Израилева ( 3Цар.3:12, 11:4, 5:9 ). Глава XXIX. Каким образом должно наставлять тех, которые ведут жизнь супружескую, и как – тех, которые ведут безбрачную жизнь Иначе должно наставлять супругов, а иначе – безбрачных. Вот наставление супругам: заботясь друг о друге во взаимных обязанностях своих, они должны угождать и супруг супруге и супруга супругу так, чтобы взаимность их угождений не противоречила благоугождению Божию; должны творить дела мирские так, чтобы они не подавляли и не заглушали в них стремления и любви к делам Божиим; временными благами должны наслаждаться так, чтобы тем более страшились бедствий вечных, a в несчастиях настоящих не предавались малодушию и отчаянию, но утешались и укрепляли себя несомненною надеждою в чаянии будущего нескончаемого блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Точно также Седекия поставлен был в цари иудейские Навуходоносором, царем вавилонским ( 2Пар. 36:10 ); кроме того, он был брат Иехонии, и следовательно, не представлял собою особого посредствующего члена в родословии. 5) Самый счет членов родословия ев. Матфей ведет таким образом: четырнадцать родов от Авраама до Давида включительно; потом четырнадцать родов от Соломона до Иехопии («до переселения в Вавилон» включительно); отсюда нужно полагать, что и третья четыренадесятница исчисляется таким же образом, то есть начинается Салафиилем и продолжается до Христа включительно. Но в таком случае в последней четыренадесятнице четырнадцать членов будет только с Мариею, именно: 1) Салафаиль; 2) Зоровавель; 3) Авиуд; 4) Елиаким; 5) Азор; 6) Садок; 7) Ахим; 8) Елиуд; 9) Елеазар; 10) Матфан; 11) Иаков; 12) Иосиф; 13) Мария; 14) Христос. Этою переменою в конце родословия обычного, употребляемого им в предыдущем, способа перечисления предков евангелистов ясно показывает, что лишь одна Мария стоит в непосредственном отношении ко Христу, как Матерь Его, и что Иосиф, муж ее, не имел участия в Его рождении; не сказал евангелист: «Иаков же роди Иосифа, Иосиф же, муж Марии, роди Иисуса «глаголемого Христа», как бы следовало ожидать по предыдущему, а говорить: Иаков же роди Иосифа, мужа Марии, из нее же родися Иисус, глаголемый Христос ( Мф.1:16 )» Обращают также внимание на то, что тогда как евангелист везде употреблял глагол γεννω в действительной форме – γννησε, говоря же о рождении Христа, он употребил страдательную форму глагола: γεννϑη. 6) Родословие у ев. Матфея имеет еще следующую особенность: обычно он везде указывает только мужских потомков и притом старших в роде; однакоже, в некоторых случаях, он делает замечание и о женах, от которых родились известные члены родословия, и о братьях известного родоначальника. Что касается вопроса, почему или для чего евангелист вводит в родословие жен, то к решению его ведет то наблюдение, что упоминаемые здесь жены были или язычницы по происхождению (Рахав, Руфь Мф.1:5 ), или женщины «злонравные», по выражению златоуста (Рахав, Фамар, Вирсавия, Мф.1:5,3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010