32 Ad Marcellam К Марцелле 33 Ad Paulam К Павле 34 Ad Marcellam de aliquot locis Psalmi CXXVI К Марцелле о некоторых выражениях Пс.126 36 Ad Damasum papam rescriptum К Дамасу, папе Римскому, ответное 384/387 37 Ad Marcellam de Commentariis Rheticii in Canticum Canticorum К Марцелле о Толкованиях Ретиция на Песнь песней 384 38 Ad eamdem Marcellam de aegrotatione Blaesillae К пей же о болезни Блезиллы 39 Ad Paulam super obitu Blaesillae filiae К Павле о смерти ее дочери Блезиллы 40 Ad Marcellam de Onaso К Марцелле об Оназе 41 Ad eamdem Marcellam contra Montani haeretici dogmata К ней же против учения еретика Монтана 42 Ad eamdem Marcellam contra Novatianos haereticos К ней же против еретиковновациан 43 Ad eamdem Marcellam К ней же 385 44 Ad eamdem Marcellam de muneribus К ней же о подарках 45 Ad Asellam К Азелле 383 46 Paulae et Eustochii ad Marcellam de Sanctis locis [От лица] Павлы и Евстохии к Марцелле о Святых местах 386 47 Ad Desiderium К Дезидерию 394 48 Ad Pammachium pro libris contra Iovinianum К Паммахию в защиту своих книг против Иовиниана 49 Ad eumdem Pammachium К нему же 50 Ad Domnionem К Домнио 52 Ad Nepotianum de vita clericorum et monachorum К Непоциану о жизни клириков и монахов 397 53 Ad Paulinum de studio Scripturarum К Павлину об усердии к изучению Свящ. Писания 394 54 Ad Furiam de viduitate servanda К Фурии о хранении вдовства 395 55 Ad Amandum presbyterum К Аманду пресвитеру 57 Ad Pammachium de optimo genere interpretandi К Паммахию о наилучшем методе перевода 396 58 Ad Paulinum К Павлину 395 59 Ad Marcellam de quibusdam quaestionibus Novi Testamenti К Марцелле о некоторых вопросах из Нового Завета 395/397 60 Ad Heliodorum. Epitaphium Nepotiani К Гелиодору. Надгробное слово Непоциану 61 Ad Vigilantium К Вигилянцию 62 Ad Tranquillinum К Транквиллину 63 Ad Theophilum К Феофилу, епископу Александрийскому 64 Ad Fabiolam de veste sacerdotali К Фабиоле о священнической одежде 65 Ad Principiam virginem, sive explanatio Psalmi XLIV К девственнице Принципии, или истолкование Пс.44

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Из других древних писателей Ириней (IV, X, 1) едва ли ясен по данному вопросу, но Тертуллиан , кажется, указывает на 14-е нисана (Adv. Jud.8). Юлий Африкан совершенно определенно говорит: προ δε της μιας του πασχα τα περι τον Σωτηρα συνεβη (Chronicon fr. 50 у Bouth, Rel. sac. II, 297). Даже от конца 4 в. можно назвать трех писателей в пользу того же мнения; это – Епифаний (Haer. 1, 2: εδει γαρ τον Χριστ ν εν τεσσαρεσκαιδεκατη ημεραθ υεσθαι), Псевдо-Златоуст (387 по P. Хр.; Бенедикт, изд. VIII, Append., стр. 281: Распятие исполняет закон Моисеев, что агнец должно приносить в жертву между вечерами 14-го нисана) и Юлий Гилариан 25 (397 по P. Хр.; De die paschae et rnensis XV у Galland. VIII, 748: жертвоприношение агнца от. стада заменено жертвою Самого Господа Христа в Iuna XIV). Сюда нужно еще прибавить Анонима в Катенах Крамера (на Мф. стр. 237) и Павла Орозия (История 7; 4, 15: тьма случилась εν τη ιδ ημερα της σεληνης; quartern decimam ea die lunam), a равно саму «Пасхальную хронику» и  συντομος διηγησις, содержащий египетскую систему. Но в то же самое время противное мнение, которое впервые появилось в III в. (на Западе Псевдо-Киприан, Computus de pascha 243 по Р. Хр. по изд. Hartel " A III, 248, пар. 9: manducavit pascha, пар. 21: passus est luna XV; на Востоке Ориген на Mф. XXVI, 17 по изд. Delarue III, 895: Jesus celebravit more Judaico pascha corporal iter... quoniam... factus est sub lege), начало брать верх. Достоверно, что св. Амвросий (episr. XXIII Dominis fratribus dilec- tissimis per Aemiliam constitutis около 386 по P. Хр., изд. Бенедикт. II, 880 сл. и у Migne lat. XVI, col. 1026 sqq.), Златоуст (напр., Беседы на Mф. LXXXII по изд. Pield. II, 461: пасха заменена Евхаристией, το κεφαλαιον των εορτων αυτων καταλυει εφ ετεραν αυτους μετατιθεις τραπεζαν), Протерий Александрийский (к папе Льву, 444 по Р. Хр., напечатано под П-ром LXXXIII среди писем Льва В. по изд. Баллерини: XIV luna rnensis primi... pascha manducans... sequenti die XV luna crucifigitur) и, вероятно, Феофил Александрийский (к императору Феодосию IV, 386 по Р. Хр., у Galland. VII, 615: потому что, хотя по-гречески стоит τη τεσσαρεσκαιδεκαταια, но по-латыни decima quinta – согласно с Амвросием и Протерием, которые, по-видимому, оба заимствовали у Феофила).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

379. Ранневизантийские сакральные постройки Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, Е.Ю. Клениной, С.Г. Рыжова. Познань, 2004. 380. Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1983. (Свод археологических источников. Вып. Е 1–47). 381. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. 382. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X–XIII вв. СПб., 1994. 383. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. СПб., 1896. 384. Р[един Е.К.] Значение деятельности археологических съездов для науки русской археологии: К XII археологическому съезду в Харькове. Харьков, 1901. 385. Романчук А.И. Исследования Херсонеса-Херсона: Раскопки. Гипотезы. Проблемы. Т. 2: Византийский город. Тюмень, 2008. 386. Российская научная эмиграция: двадцать портретов/Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина, В.Е. Захарова. M., 2001. 387. Рукописное наследие русских византинистов/Под ред. И.П. Медведева. СПб., 1999. 388. Русский биографический словарь: В 20 т./Под ред. П. Каллиникова, И. Корнеевой. M., 1998–2001. 389. Рчеулишвили Л.Д. Купольная архитектура VIII–X веков в Абхазии. Тб., 1988. 390. Рындина A.B. Древнерусская мелкая пластика: Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. M., 1978. 391. Савва, архим. Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. 3-е изд. M., 1858. 392. Самойлова Т.А. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. M., 2004. 393. Сборник статей в честь графини П.С. Уваровой. M., 1916. 394. Северов Н.П. Памятники грузинского зодчества. M., 1947. 395. Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века: Каталог выставки/Под ред. Ю. Пятницкого и др. СПб., 2000. 396. Скифский роман/Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина. M., 1997. 397. Смирнов A.C. Власть и организация археологической науки в Российской империи (очерки институциональной истории науки XIX – начала XX века). M., 2011. 398. Смирнова Э.С. Центры художественной культуры средневековой Руси: Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. M., 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—397— переводит: «восточных стран»; 429 ср. 433). Напрасно трудился автор передать (Theph.409:1) ν τ τριβουναλ κουβτων русской фразой: в трибунале «девятнадцати возлежащих» (336). Хотя этот перевод дан опять по примеру и под влиянием В.Г. Васильевского (Ж.Μ.Η.П. 1877 CXCI 298), но «19 возлежащих», с одной стороны, нисколько не понятнее, чем «19 акувитов», как следовало бы оставить г. Плотникову; с другой, могут дать неправильное представление о деле. Нашему автору следовало обратиться к Byzantina Д.Ф. Беляева и прочесть (I, 108–116) прекрасный комментарий о Триклине (палате) 19 аккувитов и его Трибунале. К сказанному можно прибавить еще некоторые замечания. В пользовании греческим языком иногда можно желать большей точности (473–478). На стр. 202 конец первого абзаца, с греческим текстом, нужно выбросить. – Автор без всякой надобности оставил некоторые собственный имена в иностранной форме: остров Πργκιπος – Принкипо (371:417); Πρτη – Проти (177); Messalianer – мессалиане (272); фамилия издателя жития Феофана г. Спиридонова отлично склоняется по-русски (284). Κιθρα лучше бы передать чрез «кифара», а не «гитара» (51). – На стр. 386 неверно указан индикт. Изложение обычно сжатое. Иногда уже слишком неожиданно делается переход от изложения чужого взгляда к его критике (31; 144). Местами автор излагает памятники так, что его можно понять лишь при очень близком предварительном знакомстве с документом (33). Некоторые выражения неудобны (179), неудачны (63, 199, 253, 418:421). Стиль вообще прост, ясен, но суховат. При всем том, указанные недостатки не колеблют серьезных достоинств сочинения. Мы надеемся, что г. Плотников не оставит своей работы над заинтересовавшей его эпохой и потому позволяем себе высказать несколько пожеланий относительно ее дальнейшего хода. Говорить о том, что необходимо закончить изучение намеченных планом памятников, в частности – изучить идеологию движения, конечно, нет нужды. Понятно и то, что потребуется более широкое и глубокое знание эпохи вообще, самое внимательное наблюдение над

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

380 Здесь мы говорим об истории Никифора, только как о хронологическом источник. Ниже в биографическом очерк Никифора в речи о его литературной деятельности мы будем еще говорить о ней, не по­вторяя того, что сказано здесь. О списке Никифора константинопольских патриархов речь будет в отделе о каталогах вообще, а суждение о хронографии, в которой находится этот список, в целом мы относим также к биографическому очерку. 381 Genesii Regum lib. 1. p. 16 ed. Bonn. И ту и другую хронику будем цитировать постоянно по Боннскому изданию. 386 Hirsch. Byzantiniscbe Studien. Leipzig. 1876. S. 122 и S. 181. Продолже­ние Феофана, конечно, не все написано в это время; но мы имеем в виду первые четыре книги, которые составлены по поручению и на осно­вании материалов, доставленных автору Константином. Hirsch. S. 181. 391 Мы остановились несколько подробно на столь малозначительных хронологических показаниях во 1-х потому, что они сделаны авторами самостоятельно и что это – первые показания о преемниках Никифора, помещенные в хрониках (каталоги иное дело); во 2-х потому, что хро­нология последних 4-х патриархов нашего периода крайне спутана по скудости данных для надлежащего установления ее; поэтому приходится тщательно взвешивать каждую мелочь даже хотя бы только для того, чтобы признать ее не заслуживающею веры: отрицательные результаты в подобных случаях важны тем, что они косвенно подтверждают вероят­ность других дат, перестают казаться доказательствами против этой вероятности. 392 Мы пользовались этой историей в издании De la Bigne. Maxima Bibliotlieca veterum patrum. Ligduni 1677 t. 13. 393 Historia miscella p. 201–202. Родился Павел около 720–725 г., а умер около 800 г. Herzog – Hauck. Real – Fncyklopadie. В. 11, S. 389–390; некоторое время принадлежал к тому кругу ученых и литераторов, которые были при Карле Великом. 397 О зависимости Кедрина от Феофана см. Hirsch. а. а. О. S. 376 и Muraim. Essai de Chronographie Byzantine. Praeface. p. XXVI. Кроме Феофана для этого периода он пользовался еще хроникой Георгия Амартола (Hirsch), но в последней дат для наших патриархов нет. Притом, полное тождество занимающих нас дат Кедрина с датами Феофана не оставляют никакого сомнения, что первым они взяты именно у второго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Без Божественной Литургии, совершенной православным архиереем или иереем, не может последовать пресуществления в тело Христово предложенного хлеба, а в кровь Христову предложенного вина. Все древние Литургии вселенной, говорит он, в существенных частях совершенно сходны между собою: во всех для пресуществления призывается Святой Дух и благословляются священнослужащим предложенные образы, т. е. предуготовленные хлеб и вино. В позднейшие времена из римской Литургии исключено призывание Святого Духа, а протестанты вовсе отвергли Литургию. 906 Так, напр., о Таинстве Крещеная: т. IV, стр. 75, 119; т II, 55; т. III, стр.112–118, 156; т. II, 336–337, 385, 377–378, 386–387, 394. О Таинстве Покаяния: т. IV, стр. 65; т. III, 112; II, 61; т. IV, 49,52,469; т. II, стр. 390–397. О Таинстве Причащения: т. IV, 73, 117, 120–123, 135; т. II, 34–44, 338; т. IV, 75, 126, 128, 132. О Миропомазании: т. IV, стр 330. Наибольшей обстоятельностью отличаются поучения Епископа Игнатия о покаянии (т. IV, стр. 8–20) и о приготовлении к Таинству исповеди (т. IV, стр. 45–68). Наставления Епископа Игнатия о приготовлении к Таинствам покаяния и причащения существуют в особом издании И. Л. Тузова. 910 Там же, стр. 12; т. I, стр. 177; т. II, стр. 8–9. Иначе различается еще вера деятельная и догматическая (См. т. V, стр. 84, 277 и 129 примеч). 925 В качестве примера определения своего нравственного состояния при свете совести в руководстве Словом Божиим, Епископ Игнатий указывает на самоиспытание исполнения некоторых заповедей Христовых, изложенных, в V главе Евангелия от Матфея: Не гневались ли мы всуе на ближнего? Не имели ли, доселе не имеем ли с кем ссоры? Не действует ли в нас памятозлобие? Не произносили ли мы слов укоризненных и ругательных? Удерживались ли от взоров, ощущений, помыслов сладострастных? Не воздавали ли зло за зло? Были ли так кротки, чтобы не противиться злу? Любили ли врагов наших? Благословляли ли проклинающих нас? Делали ли добро ненавидящим нас? Молились ли за творящих нам напасть? Конечно, и эти немногие вопросы затруднят и обличат совесть нашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Христианство и существом своим и миссионерскими завоеваниями решительно обязано иудейству 383 . Даже Христос Павла остается собственно Богом иудейского народа 384 , и – кроме страданий на кресте – все тут идет из раввинских кругов диаспоры 385 ; павлинистический образ Спасителя отражает в себе позднейший иудейский тип, который изменяется разве немногими реальными чертами исторической личности 386 . Вся Павлова теология уже давно преподавалась в иерусалимских школах, и отличительные аргументы послания к Римлянам – чисто раввинские 387 . Павел издавна готовился быть иудейским миссионером Бога Израилева 388 и был деятельным пропагандистом среди необрезанных 389 , но в своем «ренегатстве» достиг успеха в языческом мире только среди прозелитов 390 , отвергнув закон, хотя сохранил иудейский каталог грехов 391 . В христианстве отлились иудейские мессианские ожидания и моральные чаяния аггадистов 392 , а потому оно целиком принадлежит истории иудейства вплоть до окончательного их разделения 393 . Что до последнего, то господство здесь досталось христианству, но право навсегда сохранилось за иудейством 394 , ибо первое проистекает не из чистого раввинского родника, а из темной популярной греческой эсхатологии, вторгнувшейся в подлинное созерцание евреев 395 . В дальнейшем своем развитии у Павла это христианство представляет смесь ортодоксально-иудейских, апокалиптических и эллинистических элементов, мистерий и популярной греческой философии 396 ; тут не было внутренней целостности, и такой конгломерат, конечно, сопровождался всякими брожениями последовательного развития 397 . Отсюда в нем искажения, простирающиеся до того, что в самом понятии Бога христианство якобы выдвинуло момент материнства вместо Отчества, исповедуемого иудейством 398 . Тоже и в морали, где Христос сходится с раввинизмом и однако уклоняется в принципе и следствиях 399 , изменяя в корне характер Десятословия 400 , почему радикально отличается и вся новозаветная этика 401 . Значит, христианство лишь отраженно и искаженно проповедует любовь к ближнему, заимствовав ее в иудействе 402 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Исповедь» блаженного Августина: увидеть в чужом свое Время, как ни парадоксально это утверждение,— вневременная категория. Она интересовала блаженного Августина, она интересует и нас. 23 марта, 2015 Время, как ни парадоксально это утверждение,— вневременная категория. Она интересовала блаженного Августина, она интересует и нас. Что перечитывают Великим постом? Евангелие целиком, Ветхий Завет, творения святых отцов… Но наш постоянный автор открыл «Исповедь» блаженного Августина. Об этой старинной, но актуальной книге сегодня пойдет речь. Первая европейская автобиография «Исповедь» блаженного Августина называют первой автобиографией в европейской литературе. Она была написана по просьбе святителя Павлина, епископа итальянского города Нола, примерно в 397–400 годах спустя десять лет после обращения Августина в христианство. Книгу оценили уже современники Августина, о чем он сам упоминает незадолго до своей смерти: «Я знаю, что «Исповедь» очень нравилась и нравится братьям», «Какое из моих произведений больше читают, чем «Исповедь», каким больше наслаждаются?». О влиянии Августина на последующую европейскую литературу говорить не надо — исповедальный жанр стал очень распространенным. Достаточно вспомнить «Исповеди» Жан-Жака Руссо и Л.Н.Толстого… Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в Северной Африке в городе Тагасте в семье небогатых представителей провинциальной знати Патриция и Моники. Моника была благочестивой христианкой, отец Августина принял Крещение только перед смертью в 371 году. По обычаю того времени Августин был оглашен с детства, но не крещен. Образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики Августин прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия. В Медиолане Августин знакомится со святителем Амвросием, слышит его проповеди, что обращает Августина к христианству. Свое обращение Августин относит к 386 году. Вскоре после Крещения Августина умирает его мать, блаженная Моника, дождавшаяся обращения ко Христу своего сына. Осенью 388 года Августин возвращается в родную Тагасту, жертвует все свое имение местной церкви и начинает вести строгую аскетическую жизнь. Одновременно сложно и легко

http://pravmir.ru/ispoved-blazhennogo-av...

   Зародыш такого взгляда был уже и в III в. См. выше, стр. 122.    Лаодик. соб. пр. 49.    См. выше, стр. 266.    См. ниже, 49 гл. Тип. ср. 1 нед. поста. (Смирнов-платонов Г.) О литургии преждеосвященных даров. М. 1850, стр. 31 и д.    Паломн. § 27.    Там же. Ср. выше, стр. 162: «Субботнее бдение по Кассиану».    Там же. Но причина этого указывается паломницей неясно.    Там же.    Лаод. соб. пр. 51.    Паломн. § 27.    Там же.    Апост. Пост. VIII, 33.     Siricius papa († 386 г.) Epist. 1 ad Himerium.    См. выше, стр. 123.    См. выше, стр. 269.    Паломн. § 45, 46.     Николя М. Апостольксий символ, пер. Подгурсуого Ю. Труды Киев. Дух. Ак. 1908, 3, 385 и д.    «В псалме скорбные воздыхания молящегося сменяются бодрящим внутренним голосом. «Призри на меня и помилуй меня (ст. 16)! Укажи мне, Господи, рути Твои (- 4); направь меня на истину Твою и научи меня (- 5). Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай (-7)!» – Так в скорби взывает кающийся грешник. и в ответ слышит утешительные и вместе назидательные слова благодати: «Благ и праведен Господь; посему наставляет грешников на путь (- 8) . Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (- 10)». Диаковский Е. ИЗ истории богослужения. Чин Тритекти. Виев. 1908, стр. 23.    Анкир. соб. пр. 8.     Григорий Нис. Письмо канон. к Летою.     Диаковский, Чин тритекти, 14.     Злат. Бес. 52, о постящихся в Пасху.     Злат. Бес. 22, о гневе.     Иерон. На Иону гл. 3.    Cod. Thedos. IX, 35, 4—5.     Амвр. De obitu Valentin. Bingham, Orig. XII, I, 12.    Cod. Thedos. IX, 35, 7.    Паломн. прип. Сильвии, § 29.    Паломн. § 30. Злат. на Быт бес. 36.    Апост. Пост. V, 18; выдержка приведена на стр. 132.     Епиф. Кипр. Изл. веры 22. Ср. Прот ерес. XXIX, 5, где постящиеся во всю неделю названы περτιθμενοι.    Ныне 10я половина евангелия в нею Ваий.    Паломн. §29.    См. выше стр. 156—157.    Паломн. §30.    Паломн. § 31.    До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII-IX в. (Kellner, Heortologie, 42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

370 См. выше 4, XI. 371 Платон Respubl. II, III, X гл. 372 создали — по пер. Библии, используемому переводчиком. 373 Созданием — по пер. Библии, используемому переводчиком. 374 Имеется в виду специальный труд Оригена «Толкование на книгу Бытия», которое в значительной части сохранилось до нашего времени; но в местах, касающихся уяснения указанного вопроса, оно утрачено. 375 у переводчика: «сложили». 376 См.ниже 4, XLIX, L. 377 Гесиод ργα κα μεροι , V, 57 378 Гесиод ργα κα μραι , V, 53—82. 379 Ibid, стр. 90—98. 380 Еврейское слово, что значит приятность, сладость; здесь Эдем приведено как имя местности, где находился рай ( παραδεισος ). 381 у переводчика: «зачнет». 382 Платон «Пир», гл. XXIII. 383 κατα Εβραδα — по-еврейски; по другой редакции: κατα Ελλαδα — по-гречески; разность редакций, однако, не нарушает общего смысла, так как ανθρωπος (человек) — по-гречески и Адам (человек) — по-еврейски дают Оригену одинаковое основание к построению вывода. 384 Ср. у Платона Phadr. с. XXV. 385 Ср. Оригена на книгу Быт., гомил. II, 2. 386 Аскалон, один из пяти главных укрепленных городов филистимлянских, расположенных на восточном берегу Средиземного моря (2 Цар. 1:20). 387 Фиэст, сын Пелопа, царя Писы, и Гипподамеи, внук Тантала. Фиэст обольстил Аеропу, жену своего брата Атрея, и был за это изгнан; впоследствии, после целого ряда приключений, Фиэст убивает и брата Атрея и вместе со своим отцом Пелопом завладевает царством в Микенах, где правили Агамемнон и Менелай, сыновья Атрея. 388 Ср. выше — IV, 43. 389 Мом — олицетворение лжи, сын ночи. По преданию, он лопнул от злости, когда не мог найти ни одного порока в Афродите. 390 Ср. Гесиод Theogony, V, 164—182; 453—467. 391 Ibid, V, 481—491; Гомер Iliada, I, 544. 392 Гесиод Theogony, V. 126—153; Гомер Iliada I, 399. 400. 393 Феоф. ант. «К Автолику» III, 3:8; Diogenes Laer., VII, 1:136, 148; 7:187—188. 394 Платон Phileb. с. III. 395 Платон Respublica II. 396 Т.е. произведениям Священных писателей. 397 Филон — александрийский иудей, родившийся около 25 года до Р.Х. Он замечателен тем, что в своих сочинениях представил опыт объединения Ветхозаветного Откровения с философией Платона; причем провел мнение, что Платон свои возвышенные идеи заимствовал из Священных книг иудейского народа. В толковании Священного текста он следовал главным образом аллегорическому способу толкования.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3777...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010