И Иисус исповедал Себя прямо Сыном Божиим. Тогда первосвященник разодрал одежды свои, чем евреи выражали крайнюю степень своего негодования и ужаса, и сказал: «Он богохульствует: на что еще нам свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его, – как вам кажется?» И высказали давно заготовленное слово: «Повинен смерти». Но конечное определение не от них зависело. На то был римский правитель у них. Ему следовало передать все дело. Но разве личная месть довольствуется тем, чтобы зараз уничтожить свою жертву? Нет, нужно предварительно помучить и истерзать, досыта насладиться ее страданиями: «Тогда, вслед за смертным приговором, –плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (по щекам) и говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя, а в это время Петр, обличаемый в том, что и он был с Иисусом Христом и побежденный страхом, трижды и с клятвой отрекся от Господа; и абие петел возгласи. Господь воззрел на Петра, и он, вспомнив предсказание Господа о троекратном отречении от Него, изшед вон, плакия горько. 4-ое Евангелие передает о том, как из двора Каиафы влекут Спасителя в преторию к Пилату, который долго и тщетно усиливается спасти Его, и, думая возбудить жалость в сердцах злобных врагов Иисусовых, повелевает бичевать Его и в этом окровавленном виде изводит Его к народу и возглашает: «Се человек!» «Одевающейся светом, яко ризою, –восклицает церковь , при этом виде Божественного Страдальца, устрашившим самих Ангелов, – как на суде стоишь Ты и в ланиту ударение приемлешь от рук Тобою же созданных!» (Антиф. 10) «Когда предстал Ты Каиафе, Боже, и предан был Пилату, Судия, небесные силы от страха поколебались... ибо причтен Ты был к беззаконным, Безгрешный, дабы спасти человека» (Седал. ант. 12). Следует 5-е Евангелие. Между тем, как изъязвленный Спаситель стоит на судилище Пилата, – страшная участь постигает Иуду предателя, который в отчаянии поверг серебрянники в церкви, отиде и шед удавися ( Мф. 27:5 ). Но дело, ими замышленное, уже кончено... Учитель в руках врагов, которые настоятельно требуют смерти Его и нагло принимают на себя ответственность за нее пред Богом...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

На Тайной Вечере Христос непостижимым для человеческого ума и общей логики образом предвосхищает Предательство, Суд, Страсти, Голгофу и Жертву на Кресте. Он предвосхищает эти события, потому что уже готовы Его Пресвятое Тело и Его Святая Кровь для трапезы… «Ешьте тело Моё», – говорит он им, – «и пейте кровь Мою». Я «Закланный Агнец». Из этого следует, что Жертва уже совершена 513 . И продолжает совершаться на нашей собственной Божественной литургии. Тайная Вечеря случилась за день до наступления Еврейской Пасхи. В тот год Пасха выпала на пятницу, 13-ого числа месяца Нисана, евреи перенесли ее на субботу – 14-ое. Так они сделали и делают всегда. Поэтому Господь использовал квасной хлеб, а не опресноки. Это ясно из следующих отрывков: «Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» 514 . То есть они не вошли в Преторию для того, чтобы не быть оскверненными языческим домом, но чтобы остаться чистыми и вкусить Пасху. О субботе, в которую началась Пасха, говорит Иоанн: «ибо та суббота была день великий» 515 . То есть это была не обычная суббота, но суббота Еврейской Пасхи, с кануна которой начиналось употребление опресноков. Итак, на Тайной Вечере использовался квасной хлеб, с закваской и солью. Неверно католики настаивают на употреблении опресноков. Ведь это был не канун Пасхи, а третий день до нее. Во время Тайной Вечери было указание на предателя Иуду: «истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» 516 . «Кто это? (спросили все) Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам» 517 . И подал Иуде Искариоту. Согласно евангелисту Луке во время Вечери ученики начали спорить между собой: кто из них больший. И Господь учил их уничижению: «но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» 518 . Также Христос пророчествовал и о тройном отречении Петра: «не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» 519 . Согласно тому же евангелисту, Христос пророчествует Своим ученикам о будущих гонениях, которым они подвергнутся ради Него. И, наконец, евангелист Иоанн донес до нас то, что называется «Евангелием Завета». Оно начинается с Тайной Вечери, затем продолжается в Гефсиманском Саду и заканчивается Архиерейской молитвой Иисуса Христа к Богу Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В советское время вернулось из разряда редко употребляемых и получило хождение благодаря «Поэме без героя» А. Ахматовой, в предисловии к которой она отвечала на советы сделать произведение более понятным: «Ни изменять ее, ни объяснять я не буду. “Еже писахъ — писахъ”». Ехидна ЕХИДНА. ПОРОЖДЕНИЕ ЕХИДНЫ Злорадный, язвительный человек, сознательно ранящий кого-либо злой насмешкой, выдаваемой за остроумную шутку. Тот же смысл содержат производные понятия — ехидство, ехидничать, ехидный (-ая, -ое). Выражение «порождение ехидны» используется в речи как прямая цитата из библейского текста. Ехидна, в отличие от описанных в  Б. сверхприродных существ (древний змей, дракон), персонифицирующих зло, — конкретный вид ядовитой змеи. Упоминается она в книге Деяний апостолов. Евангелист Лука рассказывает, как корабль, на котором апостол Павел (в качестве узника) был отправлен в Рим, потерпел крушение и спасшиеся высадились на остров Мелит. «Иноплеменники, — пишет Лука, — оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас. Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда. Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог» ( Деян.28:2–6 ). В метафорическом плане, как воплощение лжи и злодейства, фигурирует ехидна у пророка Исайи. Обличая греховность израильского народа, он говорит: «…руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, — умрет, а если раздавит, — выползет ехидна» ( Ис.59:3–5 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

ДОБРОЕ ИМЯ Оборот указывает на высокую оценку чьих-либо заслуг перед обществом, на закрепившуюся за кем-либо репутацию достойного, добродетельного человека. Встречается в сочетаниях: «дорожить (своим) добрым именем», «потерять, замарать доброе имя». В Притчах Соломоновых сказано: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» ( Притч.22:1 ). В Притчах Иисуса, сына Сирахова: «Все, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые — от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится. Заботься об имени, ибо оно пребудет с тобою долее, нежели многие тысячи золота: дням доброй жизни есть число, но доброе имя пребывает вовек» ( Сир.41:13–16 , см. также Еккл.7:1 ). Дом на песке ДОМ НА ПЕСКЕ строить см. также ПОЛОЖИТЬ (В) ОСНОВАНИЕ Строить планы, не имея надежного основания для их осуществления; рассуждать о несбыточном; заниматься бесплодной деятельностью, напрасно трудиться. Человек выстраивает свою жизнь и судьбу как строитель дом — это сравнение, связанное с общей для всех библейских книг идеей Божественного домостроительства, особенно часто встречается в Н. З . Господь говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» ( Мф.7:24–27 , ср. Лк.6:46–49 ). Допотопный ДОПОТОПНЫЙ (-АЯ, -ОЕ): ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП Гипербола, указывающая на удаленность какого-либо события во времени, принадлежность чего-либо к прошлому. Синоним понятий «древний», «старый». Ироническая характеристика чего-либо несовременного, отсталого (допотопные взгляды, теории), старомодного (допотопные экипаж, шляпка и проч.)·

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

142:3). Он взывает к Господу о помощи: «Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильпнула к земле» ( Пс.43:26 ). Пророк Исайя, говоря о притеснителях своего народа, уповает на помощь Господа: «Вот, Господь, Господь Саваоф, страшною силою сорвет ветви дерев, и величающиеся ростом будут срублены, высокие повержены на землю» ( Ис.10:33 ); «И твердыню высоких стен твоих обрушит, низвергнет, повергнет на землю, в прах» ( Ис.25:12 ); «Он ниспроверг живших на высоте, высоко стоявший город; поверг его, поверг на землю, бросил его в прах. Нога попирает его, ноги бедного, стопы нищих» ( Ис.26:5–6 , ср. Иез.28:17 ; Мал.4:3 ). Возрождение, обретение прежней силы и славы Исайя выражает в тех же образах: «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего… Отряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! сними цепи с шеи твоей…» ( Ис.52:1–2 ). В Н. З . о прахе говорится и в ином контексте: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:9–13 ). Под спудом ПОД СПУДОМ держать (хранить) Оставлять без применения, не использовать то, что по свойствам своим предназначено для определенного дела; тем самым что-либо лежащее под спудом, сокрытое, теряет свою суть. Противоположно направленное действие зафиксировано в обороте «достать из-под спуда». От существительного «спуд» образовано прилагательное «подспудный» (-ая, -ое) — скрытый, спрятанный, потаенный; наречие «подспудно» означает внутренне, в глубине души, сознания ощущать что-либо. В речи сохранился текст слав. Б ., где «спуд» означает сосуд, колпак для тушения пламени свечи, светильника (ср.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

В своем послании Апостол Иоанн велит молиться за брата согрешающего не к смерти и прибавляет: «есть грех к смерти; не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). Седьмой Вселенский Собор в 15-м правиле поясняет, что такое грех к смерти или хула на Святаго Духа. – Здесь, то есть в известных словах Спасителя о сем грехе, разумеется не хула в обычном смысле слова, а сознательное противление истине, свидетельствуемой совестью, как сказал Господь: «если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» ( Ин.15:22 ). Вот и пример непростительного греха. О непрощённой хуле Господь впервые сказал в ( Мк.3:29 ), при таком пояснении евангелиста: «сие сказал Он потому, что говорили: в Нем нечистый дух» ( Мк.3:30 ). Как видите, прямой хулы на Святого Духа не было, но было противление явной истине. Сообразно с этим, помянутое 5-ое правило VII Собора говорит: «грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают. Горше же сего то, когда жестоковыйно возстают на благочестие и истину... В таковых нет Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения». Этим пояснением утверждается и смысл слов Христовых и Иоанновых и становится ясным, что непростительный грех к смерти относится к нераскаянным состояниям души, а не к единичным согрешениям. Не надо, однако, забывать, что в последнем грешны все упрямые и самоуверенные люди, презрительно говорящие о святых заповедях, о Боге и о Святом Духе. Они не в полной мере повинны грозным словам Спасителя о хуле на Святого Духа, но, постепенно ожесточаясь, могут подвергнуть себя в полноте помянутой евангельской угрозе. Итак, мы только коснулись описания даров Святого Духа, перечисленных в послании к Галатам, а все это дело оставляем до другого раза. Скажем только ещё два слова 1) к различению духов прелести от даров Святого Духа и 2) о наиболее характерном выражении благодатного настроения. Различать Духа Божьего от духа прелести не так-то просто. Апостол Павел признаёт особенным даром Святого Духа – дар различения духов ( 1Кор.12:10 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Слава в уничижении: вот основная тема Евангельской проповеди. И еще: прорыв Вечной Жизни, победа Вечной Жизни. И еще больше: самоотдание Сына Божия, как основа спасения мира, основа истории. Евангелие от Иоанна ставит перед нами вполне определенно, как цель, как задание, единение между верующими. Сам Господь молит об этом Отца в Своей торжественной прощальной молитве: " Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино " (17. 21). Это единство между верующими рассматривается здесь, как необходимое следствие их жизни во Христе, их единения со Отцом и Сыном. " Я в них, и Ты во Мне. Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня " (17. 23). Эта заключительная молитва Учителя и Господа пред лицом Отца за всех уверовавших в Него выявляет с огромной силой то, что явственно, со всей определенностью вытекает из всей проповеди Евангелия, или вернее из всей Божественной действительности, как она раскрылась в Евангелии. Божественная Любовь покоряет нас, если мы открываем ей сердца свои, но через нее мы — одно, одно живое целое, захваченное и покоренное этим прорывом Вечной Жизни и безмерным излиянием Любви. Мы ветви одной Лозы, на которой мы живем, и оторванные от которой мы засыхаем и умираем. Мы — под водительством того же единого Доброго Пастыря, Который зовет нас, и мы идем за Ним. Он стал плотью, и мы - братья Его по этой плоти, которую Он освятил воплощением Своим. Верующим во имя Его Он дал власть быть детьми Божиими, рожденными по благодати. Нам всем, вместе с Крестителем, подобает умаляться, а Ему — расти и царствовать в нас. И тот же Дух, те же потоки Воды Живой, обещаны нам, верующим во имя Его. Это единство наше есть и цель и задание и вместе с тем уже начинающаяся действительность, динамическая действительность захваченности Его силой, Его близостью. 4-ое Евангелие свидетельствует здесь о новой плоскости бытия, о новой реальности нашей, о новом призвании и достоинстве нашем, которые вытекают из прорыва Божия в мир.  Глава четвертая Созерцание славы и снисхождения Воплощенного Слова (в благовестии раннего христианства и в древних литургиях)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

от Бога родились " (Ин 1. 15). В первом чуде - в Кане Галилейской вода становится вином (гл. 2). Уже древние Отцы и толкователи видели в этом чуде указание на то, что " земное " может стать " небесным " , низшее может быть возведено на более высокую ступень, стать носителем Божественного. " Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой " (7. 37). Что-то иное, Высшее, вошло в нашу земную жизнь, в нашу историю, но во всей живой конкретной реальности исторического бытия. Плоть стала живым обиталищем Божественного Слова, " скиниею " Его личного, конкретно осязаемого Присутствия (κα σκνωσεν ν μν— " и вселися в ны " — Ин 1. 14; " и что руки наши осязали " — κα χερες ημν ψηλφησαν — 1 Ин 1. 1). Он — Владыка мира, вошедший в мир и освятивший мир. Поэтому хлеб и вино могут стать Его истинными Плотию и Кровью, носителями не только Его страданий ( " Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира " - Ин 6. 51), но и Его вечной жизни: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную " - 6. 54. Ибо самое страдание Его есть уже прорыв в мир Его Божественной Славы: " Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем " (13. 31). Эти слова Он произносит в решающий момент — когда все теперь, после ухода Иуды с вечери, уже пущено в ход для предания Его на смерть, когда начинается уже крестный подвиг. Ибо Иуда ведь для того и вышел, чтобы сообщить последние сведения о Нем — куда Он собирается пойти, и чтобы через какие-нибудь 2-3 часа быть проводником тех, которые должны были силою схватить Его. Парадоксальная, покоряющая, превозмогающая безмерность откровения - не " Пустоты " (как в некоторых буддийских учениях), а Вечной Жизни даже в самой смерти на кресте — вот основоположная черта христианской проповеди. Созерцание Несказанного, Неисследимого, Невообразимого, Невозможного, и вместе с тем - умилительного в своей потрясающей Истинности и Правде. Комментарием к этому единому центральному факту — откровению Любви в смерти, в отдании Себя и в победе — является 1-ое Послание Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Ему принадлежит владычество над небесами и землею. Он оживляет и умерщвляем: Он всемогущ. Он первый и последний, внешний и внутренний; Он все знающий. (57:1–3). Он есть Бог, кроме которого нет никого достопоклоняемого: знающий невидимое и видимое; Он милостив, милосерд. Он Бог, кроме которого нет никого достопоклоняемого: Он царь, святый, умиритель, верный, защитник, сильный, могущий, превознесенный. Воздайте хвалу Богу, отвергнувши тех, которых считают они участниками Его! Он Бог зиждитель, творец, образователь. Ему есть прекрасные имена. Все, что на небесах и не земле, восхваляем Его. Он силен, мудр. (59:22–24.) Да будет превознесен Бог, царь, истина (20:113). В приведенных здесь трех отрывках из Корана читается 20 имен Бога, входящих в список 99-ти прекрасных имен; другие многие имена рассеяны по всему Корану, в разных главах его, и в разных стихах одной и той же главы, по одному, чаще по два имени. (По одному: 3:6. 11:60. 24:64. По два: 2:30. 35. 109. 3:1. 9, 18. 24:5) 23 ; но всех имен, какие в списке, в Коране нет: там нет их в той грамматической форме (в форме или прилагательного или причастия,) в какой читаются они в приведенных выше стихах Корана и какая у них в списке. В Коране не встречаются следующие имена 99-ти именного списка: берущий (20-е имя в списке). наделяющий (21-е имя), правосудный (29-ое), возвеличивающий,(25-ое) уничижающий (26-ое), величественный (41-ое), воскрешающий (49-ое), знающий наперечет (57-ое), возобновляющий, воспроизводящий (58-ое и 59-ое), воспроизводящий, обретающий, досточтимый (64-ое и 65), предваряющий отсрочивающий (71-ое и 72-ое), отсрочивающий Справедливый (86-ое), обогощающий (89-ое), удерживающий (90-ое), вредный полезный (91-ое и 92-ое), вечный (96-ое), указатель прямого пути (98-ое), терпеливый (99-ое). Некоторые из этих имен и есть в Коране, но они читаются там не как имена Бога, а как слова, передающие что-либо другое, что хотел передать ими Коран. Так слово (2-ое в этом списке и 21-ое в девяносто-девяти-именном) читается в Коране четыре раза, но ни однажды не относится к Богу, как Его имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Свящ. обряды. Жертвы. Человеческие жертвы. Животные, посвящавшиеся божеству. Чистые и нечитсые животные. Хадж. Менее замечательные св. путешествия. Обрезание. Неречение имени. Омовение. Погребение умерших Гадания Свящ. времена Свящ. лица у арабов-язычников Суеверия арабов-язычников. Астрология. Талисманы и амулеты. Снотолкование. Вера в предзнаменования. Вера в дурной глаз. Разные другие суеверия. Волшебство Выпуск 18 (1889) Рассказы мохаммедан о кыбле. Сочинение Гордия Семеновича Саблукова Предисловие издателей Рассказы мохаммедан о своей кыбле Что такое кыбла Где кыбла мохаммедан Кем установлена кыбла для мохаммедан Значение кыблы у мохаммедан Слова Корана о построении Каабы Мохаммеданское предание о построении Каабы Рассказы мохаммедан о христианское молитвенной супротиви Условия правильного суждения исповедника одной религии о качестве другой Рассмотрение рассказов мохаммедан о христианской молитвенной супротиви. Указание мохаммеданину причины обращения христиан при молитвах к Востоку Смысл слову Свет, о котором говорит Евангелие Неосновательность мохаммеданских сказаний о христианской супротиви Где источник мохаммеданских рассказов о христианской молитвенной супротиви Рассмотрение рассказов мохаммедан о их кыбле Слова Корана о построении Каабы патриархом Авраамом подтверждаются ли свящ. Писанием Достоверны ли рассказы мохаммеданского предания о построении Каабы Мохаммеданские толки о Сахре Мохаммеданские толки о Скине Свидетельства Писания о трех древних ветхозаветных храмах Чудеса при построении Каабы по скзаниям мохаммедан Кто построил Каабу? Приложения к рассказам мохаммедан о кыбле Приложение 1-ое Приложение 2-ое Приложение 3-ое Приложение 4-ое Приложение 5-ое Приложение 6-ое Приложение 7-ое Приложение 8-ое Приложение 9-ое Приложение 10-ое Приложение 11-ое Приложение 12-ое Приложение 13-ое Приложение 14-ое Приложение 15-ое Выпуск 19 (1893) Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухаммеда. Богословско-полемическое исследований Федора Смирнова

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010