Что же касается вообще состава тогдашнего церковного года по месяцеслову, то он был уже настолько полон, что обнимал собой большую часть года и заключал памяти святых едва ли не на каждый день. Наличные месяцесловы того времени, правда, не подтверждают этого заключения и ограничиваются перечнем главных памятей, но у Феодора Студита есть одно очень важное место, из которого видно, что на каждый день приходилась память какого-либо святого. Монахине Анне он даёт совет в домашней молитве, после обращения к Богородице, Предтече и Апостолам, призывать и дневного святого «κα τν κατ τν μραν μνημονευμενον» (Ερ. 42, col. 1064). Из дней триодного круга упоминается у Феодора Студита : седмица мясопустная (Sermo 49), или дни, предшествующие заговенью на мясо, которую некоторые позволяли себе проводить крайне невоздержно, подражая праздникам языческим 85 . Неделя мясопустная (S. 50), в которую читалось евангелие и канон о страшном суде, а миряне прекращали с этого дня употребление мяса 86 , неделя сырная – непосредственно предшествующая посту, – но самого названия «сырная» не употребляется 87 . – В 60 оглашении говорится о чтении паремии о потопе, и приводятся по этому случаю слова из евангелия Матфея о том же предмете ( Мф. 24:27 ). Судя по тому, что паремия о потопе положена на вечерне в четверток третьей недели Великого поста, можно и самое оглашение относить к этому дню. Sane historiam legis audivimus diluvii atque hanc in Evangeliis dominicam sententiam (S. 50, col. 588). Оглашение надписывается: tertiae hebdomadis quarta. – Преполовение поста 88 . – Поклонение кресту на четвёртой неделе Великого поста (col. 693, 695). Одно из оглашений в списке у Фабриция (36-ое) надписывается: о воздержании и целомудрии, в субботу акафиста; но так как это поучение не издано и по славянскому сборнику не известно, то мы и не можем сказать, насколько это заглавие соответствует его содержанию и подтверждает ли существование известного с этим именем последования. Основываться же на одном надписании нельзя, так как оно сделано впоследствии применительно к течению церковного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Шестой день. Поучение 2-ое. Святитель и чудотворец Николай. (Какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога?) I. Святитель Николай, день памяти коего славно празднуется ныне, среди других христианских добродетелей отличался милосердием и состраданием к бедным и несчастным. Хотя милосердие к бедным есть царица добродетелей и может нам открыть врата царствия Божия, но не всегда, а при соблюдении известных условий. Посему в день памяти сего великого угодника Божия прилично будет побеседовать о том, какая милостыня сильна исходатайствовать нам помилование у Бога и вечное блаженство на небе. II. а) Доставить блаженство, исходатайствовать у Бога помилование благотворителю сильна милостыня, творимая, по примеру Отца небеснаго, всем нуждающимся в ней без всякого разбора. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных; Он благ и к неблагодарным и злым», заповедует нам Спаситель ( Матф. 5, 45 ; Лук, 6, 35. 36). Наш долг подавать руку помощи всякому нуждающемуся в ней, снабжать каждого именем Христовым просящего милостыни, будет ли то человек, облеченный в богатое одеяние или покрытый рубищем, человек с крепкими силами или немощный, соотечественник или чужестранный, иноверец или единоверный, признательный к благодеяниям или неблагодарный, зазорного поведения или честной жизни. Не наше дело разбирать, стоит ли милостыни нищий или нет. Нам заповедано от всещедрого подателя всех благ Бога: «всякому, просящему у тебя, давай» ( Лук. 6, 30 ). Значит и должны мы подавать милостыню всем. Не следует нам удерживать руку свою от благотворения потому, что испытали или предвидели неблагодарность. Вспомним Спасителя нашего, Который хотя предвидел, что из десяти прокаженных, исцеленных Им, один только возвратится поблагодарить Его, несмотря на то, явил милость Свою одинаково всем десяти прокаженным. «Добрая душа благотворит ближнему, и не только неблагодарность его переносит великодушно, но и с терпением принимает от него оскорбительное», учит один подвижник. Итак, братия, покровительствуйте всем без изъятия, кто бы ни прибегал под кров ваш; всякого алчущего напитайте, жаждущего напойте, нагого оденьте, странника введите в дом, сироту и вдовицу заступите, – и тогда надежда ваша на получение царства небесного не будет напрасна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Другой особенностью великопостного сюжета является то, что все приглашаются к активному в нем участию; более того, основные события разворачиваются в душе каждого человека, а в случае его пассивности он остается вне происходящего — посторонним зрителем, плохо понимающим внутренний смысл событий. Вот почему гоголевская книга обращена к каждому человеку, к самому главному в его душе. Заметим, что в одной из первых глав книги мы находим характерную для Гоголя игру со словом “ключ” (после пассажа о “сорокадневном предуготовительном посте”), раскрывающую смысл произведения: “Найди только прежде ключ к своей собственной душе; когда же найдешь, тогда этим же самым ключом отопрешь души всех” (6; 36) 3 . Пролог Великий пост предваряется своего рода прологом, который продолжается несколько недель. Душа как главная участница драмы должна прийти в определенное состояние, подобно актеру, входящему в роль; отличие состоит в необходимости полного и всецелого (а не временного и условного, как у актера) усвоения этого нового состояния. Подобный же пролог мы находим и у Гоголя. Первая глава “Вы­бранных мест…” — “Завещание” — соответствует предпоследней субботе перед Великим постом. Эта суббота — заупокойная, когда вспоминаются все “от века скончавшиеся” православные христиане. Апостольское чтение, предназначенное для богослужения этого дня, говорит нам о воскресении всех усопших во время второго пришествия Спасителя, причем мертвые воскреснут прежде живых. Не на это ли таинственно указывает завещание Гоголя не погребать его тела до появления признаков разложения? Ведь прямо накануне поста в церкви читают отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, где говорится: И сие, ведяще время, яко час уже нам от сна востати (Рим 13:11). Упоминание Гоголем “гниющей персти”, несомненно, навеяно заупокойными песнопениями. Вот одна из стихир этой субботы: При­идите прежде конца вси братие, персть нашу видяще, и естества нашего немощн ое, и худость нашу и конец узрим, и орг аны сосуда плотнаго, и яко прах человек, снедь червием и тление … Далее Гоголь размышляет о смерти и о том, к чему она обязывает человека.

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

Епифаний, в бытность свою в одном палестинском городке (Anablatha) на завесе во вратах одного храма увидев изображение, «как бы, – замечает он, – Христа или какого либо святаго, ибо я не довольно помню чье было изображение», разорвал эту завесу, так как несогласно с Писанием, чтобы висело в церкви изображение человека 5 . Не мог Епифаний вооружаться против употребления вообще священных изображений в церквах, так как они были во всех церквах того времени, а нужно полагать, что к этому побудило его или суеверное обоготворение этого изображения христианами того места, или что это изображение было нехорошо выполнено, благодаря свободе тогдашних иконописцев, если только это место письма Епифания не внесено впоследствии, как думает Бинтерим, отвергающий подлинность этого места на том основании, что Епифаний не мог распоряжаться в чужой епархии 6 . О свободе же художников, не стесняемой никакими историческими преданиями и потому поведшей к злоупотреблениям и недостойным церкви изображениям, нам кажется свидетельствует и 36-ое правило соб. Эльвирского: «Не должно быть живописных изображений в церкви, чтобы не изображались на стенах предметы почитания и поклонения (placuit, picturas in ecclesia esse non debere)». При общеупотребительности в 4-ом веке священных изображений в храмах ничем иным нельзя объяснить себе такого постановления Эльвирского собора, как предположив, что отцы собора были вызваны к тому какими-либо злоупотреблениями относительно священных изображений. Нельзя объяснить этого постановления тем, – как стараются объяснить одни из ученых, обращая внимание на выражение «на стенах», – будто оно сделано для оглашенных или для язычников, которые может быть соблазнялись некоторыми изображениями и от глаз которых нужно было до времени скрыть предметы глубокого почтения и поклонения христиан, как-то изображения Троицы или лица Иисуса Христа. Нельзя объяснять так, потому что оглашенные были не в Испании только и между тем – священные изображения нигде не были признаваемы вредными для оглашенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

– Свидетельства позднейшего времени, как известно, многочисленные, ср. у Климента Александр. (Стром. VI, 13, 106): «гностик» – истинный пресвитер и диакон экклезии, «не людьми рукоположенный, хотя бы даже здесь, на земле, он и был почтен председательством». Основной текст Постан. апост. II, гл. 57: «Да будет уделено место для пресвитеров в восточной части дома: посреди же их да будет расположен престол епископа, а с ним пусть сидит пресвитерство». Тертуллиан . Об увещ. к целомудрию, гл. 7: «заседание клира (ordinis)»: О единобрачии: «Не предсидят ли у вас также и двубрачные?» Апол., гл. 39: «предсидят некие испытанные старейшины». Киприан. Письма. 38–39: «имеющие сидеть с нами (в качестве пресвитеров)»: 40: «(пресвитер) пусть сидит в клире»: 45, 2: «со-пресвитер, сидящий вместе с тобой»: 59, 19: «вместе с тобой предсидящий в клире». Анкирский соб., пр. 1-ое: пресвитеры пользуются честью «сидения», и т. д. 304 Игнатий. К Магн., 13, 1 (см. прим. 303). Основной текст Постан. апост., гл. 28: пресвитеры должны пользоваться почитанием, «как апостолы и как советники епископа и венец экклезии». 305 Это выражение, как известно, часто встречается в Посланиях Игнатия. К Магн., 6, 1: «Старейшины занимают место собора апостолов». К Тралл., 2, 2: «Повинуйтесь старейшинам как апостолам Иисуса Христа»: 3, 1: «Почитайте старейшин как собор Божий и как сонм апостолов». К Смирн., 8, 1: «Последуйте старейшинам как апостолам». Cp.: К Филад., 5, 1: «к апостолам, как к старейшинам экклезии». Из Посланий Игнатия это сравнение перешло в Основной текст Постановлений апостольских, ср.: Учение 12-и апостолов. II, 26, 28. Сравнение с апостолами лежит также в основании того предписания в Псевдо-Климентовых проповедях (XI, гл. 36), согласно которому епископ должен иметь 12 пресвитеров. 306 Около сер. II в. вследствие учения об апостольском преемстве епископ уже приравнивается апостолам. 307 Это непосредственно подтверждается Посланием Игнатия к Траллийцам (гл. 2): «Повинуйтесь епископу... повинуйтесь также и старейшинам...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

1-й неизвестный означает 6, 5, или 4 псалма: «ночные молитвы в ноябре-феврале имеют антифонов 12, псалмов 6, чтений 3; в марте, апреле, сентябре и октябре антифонов 10, псалмов 5, чтений 3; в мае-августе антифонов 8, псалмов 4, чтений 2» (гл. 1). Цезарий Арльский: с пасхи до окт. 18 пс., 2 чтения, гимн и capitellum (маленькое чтение), а с окт. до пасхи к этой ноктурне присоединяется еще другая тоже из 18 псалмов, 2 чтений и гимна 1541 . Воскресная вигилия отличается тем, что чтения бывают из Евангелия: 1-ое о воскресении, 2-ое – недели, 3 – о воскресении, 4 – недели. Похоже и Аврелиан: «ежедневно наноктурнах прежде всего произносится просто (directaneus – одним хором) Помилуй мя Боже по велицей милости твоей; затем 18 псалмов, три маленьких антифона, два чтения апостола или пророков, (гимн) и capitellum; по исполнении ноктурн говорите утреню; так с пасхи до октября; с октября же должно присоединять другие ноктурны: псал. Помилуй мя Боже, помилуй мя, 18 псалмов, 2 чтения из пророков или Соломона, гмсн... и затем, так как ночи увеличиваются, делайте по книге 3 (с. 347) миссы (чтения); после 2 первых чтений молитва; после третьего антифон, респонсорий, антифон и опять чтение (capitellum?). Колумбан, насколько можно понять темный текст его правила (гл. 7), для зимних вигилий (от осеннего равноденствия до февраля) назначает 36 псалмов с 12 антифонами, а для летних 24 псалма с 8 антифонами; по субботам же и воскресеньям от ноября до февр. 85 пс. с 25 ант.; с февраля до мая это число уменьшается каждую неделю на 2 псалом с 1 антифоном, так что в начала мая получается 36 псалмов (в будни тогда только 24) и такое число остается для субботней и воскресной вигилии до июля; отсюда же оно опять увеличивается еженедельно на 3 псалма, пока к ноябрю не достигнет снова 75 псалмов. С Колумбаном сходен Донат, только он делит для будней год на две равные части по равноденствия, а для суббот и воскресений с 2 февр. постепенно уменьшает число псалмов с 60 до 36; с мая до окт. 36 псалмов; это число к ноябрю возрастает до 75 и таким остается до февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ориг. χεσσουθ) 1389 . Остается, таким образом, отыскивать в В. З. какие-нибудь аналогии подобного употребления inf. constr. Ван Тиль и некоторые другие комментаторы полагают, что есть эллиптическое выражение с пропуском какой-л. формы verbi finiti от , – так что должно бы быть нечто в роде., напр., («убедительно просил» в 1Цар.20:6 ), («смертью умрешь» в Быт.2:17 ) и под. 1390 . Но, – помимо того, что в таком сочетании с verb. fin. обыкновенно употребляется inf. absol., – для подобного эллипсиса вообще нет аналогий в В. З. Обыкновенно же толкователи считают » пояснением или раскрытием 1391 или, как выражается Гитциг. «винительным падежом, указанным посредством » 1392 . Аналогичные случаи Гитциг и Келер указывают в ψ.26:4 и Ис.1:12 . В первом из этих мест, читающемся («того я ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем»), неопр. накл. (=+суф. 1 л. ед. ч. ) является пояснением (вин. пад. мест. 3 л. ед. ч. ж. р.); во втором – («кто требует того от вас, чтобы вы попирали дворы Мои?») – оно зависит от , как и в Мал.2:13 1393 . Таким образом, перевод у нас вместе с началом стиха должен получиться такой: «и то, во-вторых, вы делаете, что покрывают слезами и т. д.» Что касается лица, каким мы по-русски должны перевести », то лучше всего оставить в переводе безличное предложение, потому что перевод чрез 2-ое лицо был бы двусмысленным (мог бы иной читатель думать, что иудеи сами о чем-то проливают слезы у жертвенника) и, затем, не выражал бы того стилистического оттенка, который выражается употреблением в евр. яз. не , а с неопр. н. . – сущ. ж. р., значит «слеза», а в собирательном смысле «слезы» (ψ.6:7; 38:13; 55:9; 79:6; Плч.2:11 ). Как сказано, » – вин. пад., являющийся вместе с двойным винительным при глаголе «покрывать», при чем » отвечает на вопрос – чем? а » – что? Имена 1394 (сущ. м. р. «плач», ср. 2Цар.13:36 ; Ис.38:3 ; Иер.31:15 ; Ис.15:5 ; Иер.48:5 ; – всегда разумеется громкий плач, сопровождаемый криком, откуда выражение Ис.65:19 ) и (сущ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010