59 . Часы — вид службы, который состоит из пения псалмов и иных молитвословий. Третий час соответствует 10—12 часам дня, шестой — 1—3 пополудни, девятый — 4—6 часам дня. 60 Кир — господин. 61 Месопотамия сирская, т. е. сирийская. В древности эту страну Передней Азии нередко причисляли к Сирии. 62 Архимандрит — глава монастыря. 63 ...и увидели звезду Христову и кладезь воды, путеводивший магов... — согласно Евангелию, восточные мудрецы (маги, или волхвы) шли в Вифлеем поклониться новорожденному Иисусу, следуя за путеводившей их звездой. 64 Миля — римская мера длины, приблизительно соответствующая 1,4 км. 65 Слава в вышних Богу... — начало церковного песнопения, так называемого “Славословия”.— Лук. 2, 14. 66 Елеонская, или Масличная, гора находилась вблизи Иерусалима (позднее, когда город вырос, она вошла в его территорию). С нею связаны многие эпизоды жизни Христа: с Масличной горы он спустился в Иерусалим, на ней оплакивал судьбу этого города, с этой горой связываются преображение Христа, последняя ночь перед тем, как его предали, и вознесение. 67 Юлиан Отступник — римский император (361—363 гг.), был убит в битве с персами вблизи города Ктесифонта на восточном берегу Тигра. 68 Персида — главная провинция Персидского царства, границы которой приблизительно совпадают с границами современного Фаристана (Иран); нередко обозначает и все Персидское царство. 69 ...могилы трех отроков — Анании, Азарии и Мисаила.— подразумевается библейский рассказ о вавилонском царе Навуходоносоре, который бросил в раскаленную печь не желающих поклоняться истукану из золота иудейских отроков Ананию, Азарию и Мисаила: отроки, однако, вследствие чуда, наградившего их праведность, не погибли в пламени. 70 Андрогины — легендарный народ. 71 Василиск — сказочный змей, онокентавры — полулюди-полуослы. 72 Перс — царь Дарий III Кодоман (336— 330 г. до н. э.), за которым Александр действительно, как за диким зверем, охотился всю вторую половину кампании. Упоминание в этой связи Карфагена фантастично, как и многие другие сведения, сообщаемые в средние века об Александре Македонском (336—323 гг. до н. э.), превратившемся в легендарную личность, с которой связывались чудесные приключения вроде посещения загробного мира или спуска на морское дно. 73

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

7 . После двадцатиоднолетнего своего царствования Ксеркс оставил престол сыну своему Артарксерксу, прозванному Лонгиманом-Долгоруким. Он вступил на престол в 465 г. и царствовал по 424 г. до Р. Х. Новый царь был великим благодетелем для иудеев. Он издал два указа – один Ездре, а другой Неемии, из которых как нельзя лучше видно, что пребывание народа Божия в плену вавилонском не осталось без благодетельного влияния на язычников: в этих указах, особенно в 1-м, заметны высокие понятия об Иегове, Боге Еврейском, благоговение к религии иудейской, царская щедрость в пользу храма Иеговы, полное доверие к служителям еврейской религии и уважение к правам их и, наконец, расположенность вообще к еврейской нации ( 1Ездр.7 ср. Неем.2 ). 8 . Дарий II Ноф (423–403/404 г. до Р. Х.). Упоминаемый в 12 гл. кн. Неемии, 22 ст., Дарий, царь Персидский, по одним есть Дарий II Ноф, царствовавший 19 лет (423–404), а по другим, так как при нем упоминается ряд первосвященников до Адуя, который жил во времена Александра Великого, это был Дарий III Кодоман, последний из царей Персидских, побежденный Александром Македонским при Гранике, потом при Иссе и, наконец, при Арбеле. После Дария Нофа на Персидском престоле царствовали, до последнего царя этой монархии Дария III Кодомана, следующие цари, при которых царство Персидское клонилось к падению: 9 . Артаксеркс II Мнемон (404–366 г.); 10 . Артаксерс III (361–228 г.) и 11 . Арес (328–326). 12 . Последним царем Персидской монархии был Дарий III Кодоман (336–331/330 г. до Р. Х.), при котором царство Персидское было разрушено Александром Македонским, вступившим в один год с Дарием на Македонский престол. В) Греческая монархия Александр Великий (336–323 г. до Р. Х.), сын Филиппа II царя Македонского, был воспитан Аристотелем. Будучи 18-летним юношей, он одержал блистательную победу при Херонее (338 г. до Р. Х.). После смерти отца своего он 20 лет вступил на престол. Укротивши сначала волнения в греческих племенах, потом во Фракии и Иллерии, он предпринял поход против Персии и одержал две славные победы над Дарием Кодоманом при Гранике и при Иссе, между Киликией и Сирией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Константину с просьбой прекратить репрессии против их общин, подчеркивая свою лояльность к власти. 5 мая 321 г. Константин даровал им амнистию, объявив их общины законными ( Euseb. Vita Const. I 45; Aug. Ad donat. post collat. 31. 54; 33. 56). Тем самым в положении Церкви К. был закреплен status quo, предусматривавший право на сосуществование донатистских и правосл. общин; базилики и проч. здания, к-рые донатистам удалось удержать, оставались в их пользовании. Последующие распоряжения имп. Константина (323, 326, 336/7) лишь вносили отдельные коррективы в это положение. Так, было предписано выплатить донатистам компенсации за захваченную у них церковную собственность, но о новом переделе речь уже не шла. Этот период стабильности донатисты попытались использовать для укрепления своих позиций за пределами Африки; в 336 г. они организовали общину в Риме. В этом же году Собор донатистских епископов в К. отказался от практики перекрещивания еретиков, что облегчало привлечение православных на сторону донатистов и способствовало распространению раскола ( Aug. Ep. 93. 43). Блж. Августин. Икона из полиптиха. 1472–1473 гг. Худож. Антонио да Мессина (Национальный музей, Палермо) Блж. Августин. Икона из полиптиха. 1472–1473 гг. Худож. Антонио да Мессина (Национальный музей, Палермо) Остальные Церкви по всей империи продолжали признавать законной только общину Цецилиана, который представлял К. на I Вселенском Соборе в Никее (325) и обнародовал его постановления в Африке. Преемник Цецилиана свт. Грат подписал акты Сардикийского Собора . На Соборе произошел раскол, и группа вост. епископов («евсевиан»), открывшая собственный Собор в Филиппополе, отправила свое окружное послание в т. ч. и Донату в К. Донат заключил союз с «евсевианами» и, вероятно, в это же время написал соч. «О Троице, или о Духе Святом», в к-ром поддержал субординационалистское учение, близкое к арианству . Впрочем, большинство др. донатистских богословов в дальнейшем придерживались в догматических вопросах строго ортодоксальных (никейских) взглядов.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Лукашевич, помещик — 257, 456 Лукашевич, Агафья Матвеевна — 76, 141, 166, 266, 272, 276, 372, 404 Лукашевич, Платон Акимович — 81, 279, 336, 404, 405, 427 Лукашевка, имение — 271, 464 Лукьяновский, Б. Е. — 435, 437, 438 Лунин, Михаил Сергеевич — 393 Любек — 149, 151–157, 161 376, 423 Любич-Романович, Василий Игнатьевич — 89, 99, 261, 393, 408, 427, 430, 434; см также Беранжер Магерки, предместье Нежина — 86, 406 Мазепа, Иван Степанович — 463 Максимович, Михаил Александрович — 249–250, 254, 273–274, 277, 278, 283–285, 288–289, 291, 292, 296, 297, 300, 301, 302, 305–307, 309–313, 318–320, 322–323, 326–329, 332–333, 335–340, 348–349, 356–358, 368, 370, 455, 456, 458, 464, 465, 467–469, 471, 476, 479, 480, 484, 488, 496 — „Книга Наума о великом божием мире“ 269, 273, 312, 464, 477 — „Размышления о природе“ 273, 464 — „Украинские народные песни“ 312 („отпечатанные листки“), 318 („лист песен“), 320, 322, 477 Марья Борисовна — 171, 179, 245, 426, 454 Марко, буфетчик — 103 Марков, Владимир Михайлович — 336, 483 Маркович, Александр Михайлович — 399 Мармонтель (Marmontel), Жан-Франсуа — „Сказки нравоучительные“ — 37, 38, 390 Мартос, Алексей Иванович — „Письма о Восточной Сибири“ — 115, 413 „Математическая энциклопедия“ — 109, 114, 412 Медико-хирургическая академия — 267 Медико-хирургическое училище — 272 Мизко, Николай Дмитриевич — 427, 428 Миллер, Николай Николаевич — 81, 88, 103, 405 Министерство внутренних дел — 161, 279, 382, 399, 424, 426 Министерство двора — 176 Миргород — 108, 119, 233, 235 Михаил Павлович, великий князь — 253, 457 Михайловское, имение — 497 Мицкевич (Mickiewicz), Адам — 408 Мишле (Michelet), Жюль — 340, 484, 485 Могилевский, Павел Иванович — 248 („ездить к губернатору“), 455 Модзалевский, Борис Львович — 430 Моисеев, Кирилл Абрамович — 100, 279, 410, 466 Мокрицкий, Аполлон Николаевич — 218 („Что тебе сказать о наших“), 427, 444 „Молва“ — 475, 486 Мольер (Molière), Жан-Батист — 83, 406 Монферран (Montferrand), Огюст — 424 Мордовченко, Николай Иванович — 486

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Некий юноша, телохранитель Филиппа, оскорбленный Атталом и не поддержанный Филиппом, решил убить Филиппа на свадьбе его дочери и выполнил свое намерение. Так весьма жалко погиб великий Филипп. Эта смерть вызвала новые надежды у тех греков, которые еще мечтали об освобождении от Македонии и о восстановлении старой и свободной Греции. Необычайный драматизм этих событий выразился в том, что Демосфен, признавший в 337 году главенство Македонии, когда Филипп овладел всей Грецией, теперь, после смерти Филиппа в 336 году явился с ликующим видом в народное собрание с вестью о смерти Филиппа. Однако надежды Демосфена на антимакедонское восстание были основаны на его наивной уверенности в слабости юного Александра, которого Демосфен называл «мальчиком» и «Маргитом» («дурачком»). Александр же весьма энергично расправился с восставшими фиванцами, после чего в Греции вплоть до смерти Александра антимакедонские восстания почти не повторялись. Впрочем, когда Эсхин в 336 году хотел добиться судебного осуждения Демосфена, ему не удалось собрать и одной пятой голосов. Но Демосфен уже и сам проявлял осторожность и без нужды не хотел портить отношения с Александром. Когда казначей Александра, Гарпал, бежал от него и прибыл в Афины с флотом и деньгами, призывая к антимакедонскому восстанию, Демосфен не только не поддержал его, но и предложил задержать Гарпала и выдать его Александру. И тем не менее, когда схваченный Гарпал бежал, Демосфен и ряд других деятелей, известных прежде своей антимакедонской направленностью, были обвинены в содействии ему. Демосфен ушел в изгнание. В 323 году, в связи со смертью Александра, в Греции снова поднимается волна антимакедонских восстаний. Демосфен вернулся в Афины и был встречен там с великим почетом. Но его торжество было непродолжительным. Восстания были подавлены и в Афинах установлен старый, бывший еще при Солоне (VI b. до н. э.) цензовый порядок. Демосфен бежал и скрывался в храме Посейдона на острове Калаврии, где его нашли добровольный «ловец беглецов» Архий и отряд копейщиков.

http://predanie.ru/book/219678-platon-ar...

1126 ....иже дерзают извлекати на царя мечь. – В «Театре» и у Вондела иначе: «ибо тот столь близко с мечом подступил к нему (царю)». 1127 Зонора – Иоанн Зонара (кон. XI–cep. XII в.), византийский хронист, составитель основанной на множестве источников «Сокращенной истории» от древности и до 1118 г. См.: 3онара. Анналы. Кн. XVI, гл. XI. 1128 14. О древе и трости. – Эзоп (версия Аккурсианы); у Гозвинского – 138. В «Театре» и «Саде» – «О ясене и тростинке». 1130 Тир – крупнейший торговый и ремесленно-промышленный город, располагавшийся па труднодоступном скалистом острове в полумиле от Финикийского побережья. 1131 Великий Александр – Александр III Македонский (356–323 до н. э.), царь Македонии с 336 г. Тир был взят им приступом в августе 332 г. после нескольких месяцев осады. 1132 ...всех жителей в нем изби... – Акцентное решение переводчика; об участи населения Тира, в большинстве проданного в рабство либо бежавшего из города, у Саделера и Вондела не сказано ничего. 1134 Иосиф Флавий – Ссылка на Флавия (вскользь упомянувшего о взятии Тира в «Иудейских древностях» – XI. 8. 3) принадлежит Виниусу; в «Театре» и «Саде» ее нет. 1137 15. О лживом пастыри. – Эзоп. ..чающе, яко посмевается им... – Так в «Театре» 1608 г. У Вондела иначе: «полагали, что это ложь: он лжет, как и прежде», мотива же глупой потехи нет вообще. 1138 Ампилия в Пелопонезии. – Определить на Пелопоннесе город Ampele, с которым связывает свой рассказ итальянский ученый и книгоиздатель Альд Мануций Старший (ок. 1450–1515), не удалось. 1144 «О мати моя! Зело оскорбихся... в такой старости и толикими детми отягченную... ...умилихся о тебе... от всяких лютых зверей...» – Виниус эмоционально окрашивает текст своего перевода, но чужд реалий скотного двора, уснащающих рассказ Вондела («грязь», «навозная куча», «навоз», «пороситься» и под.). 1147 «...наследие их себе похитити!» – Обвинений волка в столь очеловеченной корысти нет ни в «Театре», ни у Вондела. 1148 Солиман – Сулейман Великолепный (1494–1566), султан, правление которого (1520–1566 гг.) было периодом наивысшего могущества Турции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1130 Келесирия (греч. Полая Сирия) – часть Сирии между горными цепями Ливан и Антиливан. Впоследствии это название стало общим для Южной Сирии и Палестины. 1131 Павлин был священником в Антиохии, затем стал епископом в Тире. В этот период он был сторонником Ария, хотя и с некоторыми колебаниями (Theodoret., НЕ, I, 5–6). В 323 г. он стал епископом Антиохии и вскоре скончался. 1132 Православный епископ Антиохии Евстафий был сослан по ложному обвинению в прелюбодеянии в 330 г. Именно он был преемником арианина Павлина. Арианин Евлалий же был поставлен епископом Антиохии уже после ссылки Евстафия. Феодорит сообщает, что Евлалий вскоре умер (I, 22). 1133 Крупный город в восточной Киликии, расположен на реке Пирам. Впоследствии, при императоре Феодосии, Аназарб стал главным городом Киликии. 1134 Афанасий находился на посту епископа до 325 г. и был среди наиболее видных сторонников Ария (Theodoret., I, 5). 1135 Иезекииль – третий из пророков, был отведен пленником в Вавилон, впоследствии вернулся в Иудею. Его пророческое служение продолжалось 22 года. Книга Иезекииля состоит из 48 глав, в которой кроме пророчеств есть видения, аллегории, притчи, пр. Текст книги достаточно непонятный и подразумевает различные толкования. 1136 Борбориане или борбориты, – еретическая секта гностического направления, появившаяся во времена Адриана. Они не верили в Страшный суд и восхваляли плотские наслаждения. Более того, они сознательно повреждали части тела и лица, выражая этим презрение к божественному творению (см.: Philastr. Haer., s.v.; Epiphan. Haer. gnosticor. XXVI, 3; Thedoret. Haer. I, 13). Согласно Епифанию, это название происходит от греч. bçrborov, обозначавшее «нечистую жизнь». Об этом же говорил и Филастрий. Закон 428 г. (Cod. Theod. XVI.5.65) запрещает борборианам (наряду с прочими еретиками) сходиться на молитвы. 1137 Василий был известным богословом, арианином, лидером партии омиусиан, считавших, что Сын подобен Отцу по своему существу. Василий стал епископом Анкиры в 336 г. после того, как на соборе в Константинополе был низложен его предшественник Маркел, сторонник Афанасия Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

16 . Георгий II (1192–1199) 321 . Синодальное постановление от 4 февраля 1197 г. о правах приходов 322 . 17 . Герман II (1222–1240) 323 . О юрисдикции над приписными монастырями 324 . 18 . Мануил II (1244–1255) 325 . При этом патриархе изданы три синодальные постановления общего значения, а именно: а) ответы на шесть вопросов Уельского епископа о церковной дисциплине 326 , б) о перемещении епископа 327 и в) о правах ктиторов 328 . 19 . Иоанн XI (1276–1282) 329 . Синодальное решение нескольких вопросов о церковной дисциплине 330 . 20 . Афанасий I (1189–1293. 1303–1311) 331 . Во время второго патриаршества Афанасия I было издано одно синодальное постановление о различных предметах церковной дисциплины и это постановление объявлено государственным законом императором Андроником Старшим 332 . 21 . Филофей (1354–1355. 1364–1376) 333 . Определение по вопросу о государственной измене 334 . 22 . Симеон I (1472–1475. 1482–1486) 335 . Постановление о принятии в церковь иноверцев 336 . 23 . Иеремия II (1572–1579. 1580–1584. 1585–1695) 337 . Постановление относительно григорианского календаря 338 и об учреждении русского патриархата 339 . 24 . Дионисий III (1660–1665). Синодальное постановление, изданное в 1663 году этим патриархом, вместе с патриархами Паисием Александрийским, Макарием Антиохийским и Нектарием Иерусалимским, касательно двадцати пяти вопросов о церковном учении и дисциплине 340 . 25 . Калиник II (1694–1702). О числе патриарших престолов 341 ; о самостоятельном управлении в независимых церквах 342 ; о церковных собраниях 343 . 26 . Гавриил III (1702–1707). Определения по различным канонических вопросам 344 . 27 . Иеремия III (1715–1726). Синодальное признание Русского Святейшего Синода 345 . 28 . Гавриил IV (1780–1785). Признание независимости Синайского архиепископства 346 ; синодальное определение о хиротонии новых епископов 347 . 29 . Герасим III (1794–1797). О запрещении епископам рукополагать клириков прежде определенных лет 348 . 30 . Григорий V (1798–1799). Синодальное постановление о священниках, занимающихся мирскими и политическими делами 349 , и другое – о том, что епископы не могут рукополагать лиц, не имеющих надлежащей подготовки к священническому служению 350 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

17. ГИМ, греч. 226. До 1692 г. 162 Запись на листе, приклеенном к верхней крышке переплёта, о времени деятельности Евфимия Зигавина. 18. ГИМ, греч. 254. До 1692 г. Помета на л. 1: κ τν Χρσανϑου εροσολυμου ββλων. 19. ГИМ, греч. 336. До 1692 г. Заметка на л. 1 об. 20. ЦГАДА, ф. 52, оп. 1, дело 4. 1692–1693 гг. Рукой Хрисанфа писаны лл. 372–373: «Предисловие книгам, которые будут печататься на Москве, (которые) прислал святейший иерусалимский патриарх Досифей» 163 . 21. ГПБ, собр. СПбДА, Б II 4, Сборник богословских сочинений. 1693 г., сентябрь. Дарственная запись на л. 1: Χρυσανϑου εροδιακνου, τανν δ δεδρηται παρ’ ατο τ λογιωττ κυρ Νικολ Συμενος λϑντος ν Μοσκβ ρχιμανδρτου··χ·γ μην σεπτεμβρ. 22. ГИМ, греч. 265. 1701 г. Литургия Василия Великого , свиток. В начале свитка запись Хрисанфа о передаче рукописи в дар Типографской библиотеке. 23. ЦГАДА, а . 1701 г. Τμος καταλλαγς, 1692–1694 гг. На титульном листе запись Хрисанфа о поднесении этой книги в дар Типографской библиотеке. 24. ЦГАДА, 1701 г. Τμος γπης κατ λατνων, συλλγες κα τυποϑες παρ Δοσιϑου πατριρχου εροσολμων, 1698 г. На титульном листе запись Хрисанфа о передаче книги в дар Типографской библиотеке. 25. ГПБ, собр. СПбДА, Б II 6, Георгий Кодин, «О церемониях константинопольского двора». Между 1688–1707 гг. 164 На л. 64 об., после текста, запись Хрисанфа: Т παρν ες πλν μετηνχϑη διλεκτον παρ Χρυσνϑου Νοταρ κα ρχιμανδρτου το δεσποτκο τφου, ξισει το ψηλοττου γεμνος Ογκροβλαχας κυρου κυρου ωννου Μπασαρμπα βοεβνδα. 26. ГИМ, греч. 323. Не позже 1701 г. 165 Помета на л. 241: Οτος νμος οκ χει σχν ν τ μστελοδμ. 1  Chr.-Fr. Matthaei. Accurata codicum graecorum manuscriptorum bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi notitia et recensio. Lipsiae. 1805: NN 13, 32, 208, 278, 302, 315, 324, 352, 353, 354, 355, 364, 369, 393, 394, 395, 396. 2  Здесь и далее все номера рукописей указаны по каталогу архим. Владимира: Систематическое описание рукописей Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Сост. архим. Владимир. Часть первая. Рукописи греческие. М., 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

1866 г., ч. 1, 39–71: об употреблении греческого языка при богослужении западной церкви (до отделения от восточной), заимствовано из «Zeitschrift für die gesammte lutherische Theologie und Kirche» von D-r F. Delitzsch und D-r H. Guericke 1865 г.; ч. 1, 273–283: «Апологетические заметки» (к вопросу о множестве обитаемых миров. Новейшие открытия относительно природы Солнца. В опровержение Дарвиновской теории. Оправдание библейской хронологии.), из «Beweis des Glaubens» 1865–1866. Dezember und Januar; ч. 1, 421–448, 624–643: Апологетическая деятельность древней церкви и её значение для настоящего времени из «Beweis des Glaubens» 1865–1866.; ч. 1, 107–140, 323–363: «Церковные имущества до Юстиниана 1» (с немецкого); ч. 2 , 110–133: «Иностранные церковные известия» (разные «вести» с востока и запада); ч. 2 , 180–210: «Современный материализм и церковные средства против него» (извлечение, с некоторыми изменениями во второй половине, из рассуждения доктора Фабри на вопрос, предложенный любекским церковным съездом: «Каким образом церковь может противодействовать влиянию новейшего естественнонаучного материализма на народ?»; ч. 2 , 316–350: о различии между органическим и неорганическим из «Zeitschrift für die gesammte lutherische Theologie und Kirche» 1866, кн. 1; ч. 2 , 575–598: «Иностранные церковные известия» (разные «вести» с востока и запада); ч. 2 , 708–724: «Чудеса не только возможны, но и необходимы» из «Zeitschrift für die gesammte lutherische Theologie und Kirche» 1866; ч. 2 , 725–758: «Иностранные церковные известия» (разные «вести» с востока и запада); 1867 г., ч. 1, 127–163, 315–336: «Иностранные церковные известия» (разные «вести» с востока и запада); ч. 1, 169–185, 339–351: «Вера и разум» (извлечено из рассуждения доктора Грау «Über den Glauben als die höchste Vernunft», читанного в церковной конференции в Бармене 17 августа 1865 г.); ч. 1, 893–919: «Арсений, патриарх никейский и константинопольский, и арсениты» (начало статей, продолженных в следующих книгах «Христ. Чтения» за несколько лет и составивших целый обширный том в 534 стр.); ч. 2 , 73–98, 190–221, 920–959: «Арсений и арсениты (продолжение).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/pa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010