319-323 ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский 323-324 ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 324-325 ИЕРОНИМ (Шо Иоанн Роберт; род. 1946), еп. Манхаттанский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) 325-326 ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель 326-330 330-332 ИЕРОНИМ II [в миру Иоаннис Лиапис] (род. 10.03.1938), архиеп. Афинский и всей Эллады с 7 февр. 2008 г. 332-333 ИЕРОНИМ МОРАВСКИЙ [Джером из Мори], муз. теоретик XIII в., монах-доминиканец, автор «Трактата о музыке» (ок. 1275) 333-334 ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ (ок. 1378 или 1380 - 1416), чеш. мыслитель, один из лидеров гуситского религиозно-политического движения за реформу Римско-католической Церкви 334-336 ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) 336-375 375-376 ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) 376-377 377-379 ИЕРОФЕЙ (Глазков Никандр Арсеньевич; 1889-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 379-380 ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский 380-383 383-384 ИЕРОФЕЙ (Афонин, искаженное Афоник; 2-я фамилия - Федотов) Тимофей Дмитриевич; 1893-1928, еп. Никольский 385-390 390-391 ИЕРОФЕЙ (Померанцев Иван Георгиевич; 1880 - после 1940), еп. бывш. Иваново-Вознесенский, обновленческий «митрополит Казанский и Свияжский» 391-392 392-393 393-394 ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара

http://pravenc.ru/vol/XXI.html

The Greek colony of Apollonia Pontica emerged as a major commercial and shipping center, especially after the 5th century AD when it became allied with the Odrysian Kingdom, the most powerful state of the Ancient Thracians. As of the end of the 6th century BC, Apollonia Pontica started minting its own coins, with theanchor appearing on them as the symbol of the polis. Apollonia became engaged in a legendaryrivalry with another Ancient Greek colony, Mesembria, today’s Bulgarian resort town of Nessebar, which was founded north of the Bay of Burgas in the 6th century BC by settlers fromMegara, a Greek polis located in West Attica. According to some historical accounts, in order to counter Mesembria’s growth, Apollonia Pontica founded its own colony, Anchialos, today’s Pomorie (though other historical sources do not support this sequence of events), which is located right to the south of Mesembria. Apollonia managed to preserve its independence during the military campaigns of the Ancient Greek kingdom of Macedon under Philip II (r. 359-336 BC), and his son Alexander the Great (r. 336-323 BC). Apollonia, today’s Sozopol, is known to have had a large temple of Greek god Apollo (possibly located on the Sts. Quiricus and Julietta Island, also known as the St. Cyricus Island), with a 12-meter statueof Apollo created by Calamis, a 5th century BC sculptor from Ancient Athens. In 72 BC, Apollonia Pontica was conquered by Roman general Lucullus who took the Apollo statue to Rome and placed it on the Capitoline Hill. After the adoption of Christianity as the official religion in the Roman Empire, the statue was destroyed. In Late Antiquity, Apollonia, also called Sozopolis lost some of its regional center positions to Anchialos, and the nearby Roman colony Deultum ( Colonia Flavia Pacis Deultensium). After the division of the Roman Empire into a Western Roman Empire and Eastern Roman Empire (today known asByzantium) in 395 AD, Apollonia/Sozopolis became part of the latter. Its Late Antiquity fortress walls were built during the reign of Byzantine Emperor Anasthasius (r. 491-518 AD), and the city became a major fortress on the Via Pontica road along the Black Sea coast protecting the European hinterland of Constantinople.

http://pravoslavie.ru/86701.html

A=Athens, Εθνικ Βιβλιοθκη 2092 (olim Thessalonica, Γυμνσιον 23). 176 Sixteenth century, paper, i+485 pages. The manuscript is written throughout by a single copyist. It contains two major sections, namely, a collection of Palamite documents in the first half and a collection of anti-Latin writings in the second half. I. Palamite section: Apodictic Treatises (pp. 1–47) 177 Against Bekkos (pp. 48–52) Ep 1 Akindynos (pp. 52–59) Ep 2 Akindynos (pp. 59–60) 5      Ep 1 Barlaam (pp. 60–73) 178 Ep 2 Barlaam (pp. 73–86) Triads (pp. 86–212) 8.      Phakrases, Dialogue (pp. 213–219) 9.      Contra Gregoram 1–4 (pp. 219–276) Reply on Basil (pp. 276–279) Capita 150 (pp. 279–314) Hagioretic Tome (pp. 314–318) Synodal Tome 1351 (pp. 323–347) 179 II. Anti-Latin section: Mark Eugenikos of Ephesus, Oratio ad Eugenium papam quartum (pp. 351–353), ed. L. Petit, PO 17:336–341. Idem, Capita syllogistica contra Latinos (pp. 353 – 370), ed. L. Petit, po 17:368–415. Ibid., Syllogistic Chapters Against the Heresy of the Akindynists and Against the Latins (pp. 370– 377), ed. W. Gass, Die Mystik des Nikolaus Cabasilas vom Leben in Christo (Greifswald, 1849; repr. Leipzig, 1899), pp. 217–232. Ibid., Πρς τος ν τ συνδ ττε. inc. Τοτο τ γιον σμβολον παιτομεν μς …; des. … δοξσωμεν τ πντιμον και μεγαλοπρεπς νομα το πατρς και το υο και το γου πνεματος (p. 377), unedited (?). 180 Gregory (George) of Cyprus, De processione Spiritus sancti (pp. 378–396), ed. Dositheos, Patriarch of Jerusalem, Τμος γπης (Jassy-Moldavia, 1698), pp. 387ff.=pg 142:269–300. Barlaam the Calabrian, Antilatin Treatises 1–6 and 20 (pp. 396–443), unedited. 181 Scholarios, First Treatise on the Procession of the Holy Spirit, excerpts (pp. 443–451), ed. L. Petit et al., Œuvres 2:5–71.22. (The text breaks off in mid-sentence. 182 ) Matthew Monotropos, Adversus Latinos (pp. 455–471), unedited. 9.      Nikephoros Blemmydes, Reply to John Doukas (pp. 471–473), ed. A. Heisenberg, Nicephori Blemmydae curriculum vitae et carmina (Leipzig, 1896), pp. 110ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

gr. 2428. Fol. 203, 214v, 222v. Ссылки на др. рукописи см.: BG. 1798. Vol. 6. P. 337. В этих сочинениях И. А. во многом использовал трактаты Герона Александрийского. 1. «Об измерении поверхностей и тел». Рукописи: Paris. gr. 2419. Fol. 197v; 2428. Fol. 12; и др. Ср.: Schilbach E. Byzantinische Metrologische Quellen. Θεσσαλονκη, 19822. S. 17-18. (Βυζαντιν κεμενα κα μελται; 19). 2. «О квадратных корнях неквадратных иррациональных чисел». Рукописи: Cantabr. Gg. II. 33. Fol. 218; Kk. v. 26. Fol. 64; Ambros. 294. Fol. 29; 774 (в рукописи только один этот трактат); Marc. gr. 328. Fol. 20; 333. Fol. 26; Laurent. gr. 86, 8. Fol. 300. Изд.: Allard. 1979. P. 14-29. Интерес к этому сочинению был проявлен уже англ. математиком и филологом Г. Савилем (1549-1622), к-рый переписал, перевел и прокомментировал трактат и отослал его своему другу Дж. Чамберсу; см.: Mogenet J., ed. Le «Grand Commentaire» de Théon d " Alexandrie aux tables faciles de Ptolémée. Vat., 1985. Vol. 1. P. 85. Not. 67. (ST; 315). 3. «О приведении неправильных треугольников к правильным». Рукописи: Bodl. Baroc. 70. Fol. 393v; 111. Fol. 73; Bodl. Crom. 12. Fol. 210; Ambros. 510. Fol. 202; Paris. gr. 2013. Fol. 151v; Paris. Coislin. gr. 158. Fol. 57v; Paris. Suppl. gr. 535. Fol. 20; 541. Fol. 30v; Vat. Barber. gr. 260. Fol. 123v; Vat. Palat. 62. Fol. 78; Marc. 323. Fol. 67v; и др. ( Fabricius. 1808. Vol. 11. P. 128). Трактат написан в 1367/8 г. и основан на «Геометрии» Герона Александрийского. 4. «Письмо к Коливе, или Геодезический метод». Рукописи: Scorial. I. 10. Fol. 99; Paris. gr. 2428. Fol. 213; Paris. Suppl. gr. 652. Fol. 40; Toledo. Bibl. del cabildo de la catedral. Cajon 96, N 37. Cah. 29 ( Martin A. Rapport sur une mission en Espagne et en Portugal//Nouvelles archives des missions scientifiques et littéraires... P., 1892. T. 2. P. 273 (отд. отт.: Idem. Notices sommaires des manuscrits grecs d " Espagne et de Portugal. P., 1892)); Marc. 336. Fol. 153; и др. Трактат основан на трудах Герона (см.: Heronis Alexandrini Opera quae supersunt omnia/Ed. J. L. Heiberg. Lpz., 1914. Vol. 5. P. XCVIII, CII). 5. Схолии к «Учебнику арифметики» Максима Плануда, а также дополнения к его же «Искусству счета согласно индусам» с поправками Николая Артавазда Равды. Рукопись: Paris. Suppl. gr. 652. Fol. 149.

http://pravenc.ru/text/674145.html

Бога должно прославлять во всякое время, II, 348, 415 и на всяком месте, 415 – не только при ощущении Его благодеяний, но и в скорбях. 347. Бог всегда близок к человеку. 289. Пути, по которым Он приближается к душе человека. 291, 292, 293. Приближение к нам Бога чрез Иисуса Христа, I, 319, 320 и признаки оного, 35, 36. Обитание Бога в человеке есть тайна для разума. II, 409. БОЛЯЩИЕ. Человеколюбие к болящим имеет преимущество пред прочими видами человеколюбия. III, 76 и след. Высокое достоинство дела – служить болящим в их предсмертные минуты. 79, 80. Побуждение к попечению о болящих. 77–72. Хождение за болящими облегчается любовию. 196 и сл. С каким расположением должно посещать их? 80–82. Что нужно предлагать в утешение болящим душею и телом? II, 321, 322. БОЛЕЗНЬ есть тягчайшее из бедствий. III, 77, 78. Врачевание от болезни не противно воле Божией. II, 550, 551. БРАНЬ. Бог благословляет праведную брань. III, 576. Брань необходима для приобретения и хранения мира. 102, 103, 570, 577. Брань духовная. 187, 188. У всякого человека есть какой-либо враг, c которым он ведет брань духовную. 259. БЕДСТВИЯ. Для чего они посылаются от Бога? I, 476, II, 350, 352, 518, 547, III, 176–179. Недоумения разума естественного в исследовании причин и целей бедствий, постигающих род человеческий. II, 546. Общественные бедствия попускаются за грехи людей. I, 11, 12, II, 548. Тяжесть бедствий не всеми ощущается одинаково. I, 475. Как Христианин должен встречать бедствия? 479, 480. Как должен мыслить и действовать во время и после бедствий? II, 350, 351, 524, 525, 530. Уныние во время бедствий пагубно. III, 251. Какие пособия имеет Христианин для благодушного терпения бедствий, II, 317, 321, 349 и для избавления от них? I, 272, II, 323. Потребность молитвы во время частных бедствий, III, 251 и след., и общественных. II, 519–521. По избавлении от бедствий должно благодарить Бога. III, 254, 255. Должно избегать грехов, чтобы не подвергнуться новым бедствиям. II, 555, 556, 557. Пример Езекии поучителен для бедствующих. 531, 532. В ВАЛААМ – пророчествовал о Христе и Его Церкви. II, 336, 337. ВАСИЛИЙ В. – покорил мудрость мирскую духовной. I, 157. Его свидетельство о признаке благодатного состояния. 468. ВЕЛИЧИЕ. Что такое истинное величие человека? I, 169. ВИДИМОЕ есть свидетельство о невидимом, II, 217, и средство к созерцанию оного. 238. Сторона невидимая в видимых предметах. 217. Когда должно смотреть на видимое? 240. Христианин не должен прилепляться к видимому временному. 238, 239. Пагубные следствия обращения взоров от невидимого к видимому. 234, 235. Как человек может не смотреть на видимое? 237. Побуждения и плоды обращения от видимого к невидимому. 235–240. Как Церковь учит нас восходить от видимого к невидимому? 241.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

291(299). К сборщику податей 292(300). Утешительное 293(301). К Максиму, утешительное 294(302). К супруге Врисоновой, утешительное 295(303). К комиту 296(304). К Авургию 297(305). Без надписи 299(307). Без надписи 300(308). Без надписи 301(309). Без надписи 302(310). Без надписи 303(311). К главному начальнику 304(312). К сборщику податей 305(313). К сборщику податей 306(314). Без надписи 307(315). Без надписи 308(316). Без надписи 309(317). Без надписи 310(318). Без надписи, о соотечественнике 311(319). Об одном страннике 312(320). Без надписи 313(322). Без надписи 314(323). К Филагрию Аркинскому 315(324). К врачу Пасинику 316(325). К Магниниану 317(326). Без надписи 318(327). Без надписи 319(328). К Иперехию 320(329). К Фалерию 321(330). Без надписи 322(331). Без надписи 323(332). Без надписи 324(333). К писцу 325(334). К переписчику Итак, письма (в том числе и формально не принадлежавшие Святителю) 8, 10, 16, 38, (39)–(41), 39(42)-42(45),(47), 46(50), 77(81), (166–167), 162(169)-164(171), 181(189),(321), 326(335)-336(359), (360)–(365) ныне считаются неподлинными или их подлинность сомнительна. Письмо (117) принадлежит аскету Фирмину. Рукописная традиция, история издания и исследования писем Письма Святителя очень рано стали рассматриваться в качестве образцов эпистолярного жанра. Маленькая записка из шести строк, адресованная святителем Григорием Богословом своему внучатому племяннику Никобулу, обучавшемуся риторике,– единственный литературный источник того времени, дающий прямые сведения о составлении сборника писем Василия. Когда Никобул вопросил святителя Григория о правилах и законах эпистолярного жанра, святитель Григорий Богослов отослал его к письмам Василия как к образцам этого искусства. Когда же Никобул попросил Архипастыря прислать некоторые Василиевы письма, Григорий сделал «некое собрание» и отправил его Никобулу, заметив, что ценит письма Василия выше своих собственных: «Постоянно я ценил выше себя Василия Великого ... посему и предлагаю в первую очередь его письма, а не свои» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Рукописи: Bodl. Baroc. 166. Fol. 197; Vat. gr. 208. Fol. 220; Marc. gr. 323. Fol. 394; 329. Fol. 129; 336. Fol. 143; и др. (BG. 1795. Vol. 4. P. 155). Изд.: Delatte. 1939. P. 236-253. Трактат написан в 1367/8 г. В выборе темы И. А., видимо, подражал своему учителю Никифору Григоре (ИАБ, 6. 856), но в целом трактат производит впечатление самостоятельного сочинения ( Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 253). Древнейший из сохранившихся греч. трактатов об астролябии принадлежит Иоанну Филопону , произведения которого издавал и комментировал И. А. Малые трактаты: 5. «Доказательство, что лучшее начало всех солнечных и лунных циклов - 30 сентября». Рукописи: Ambros. 311. Fol. 222; 596. Fol. 47; Vat. gr. 573. Fol. 11; и др. 6. «Почему происходит неравенство суток». Рукопись: Paris. Suppl. gr. 921. Fol. 3v. Изд.: Halma. 1825. P. 38-41. 7. «Способ установления новолуний (συνδων) и полнолуний». Рукопись: Vat. Urb. 80. Fol. 101. Нач.: Οταν ον προαιρμεθα κατ τινα τν πιζητουμνων χρνων... 8. «Таблица для нахождения первого дня [месяца]» (Καννιον το μεροευρεσου) с комментарием. Изд.: Halma. 1825. P. 122-124. 9. Схолии к сизигиям. Изд.: Ibid. P. 42-50. 10. Схолии к астрономическим таблицам, частично изданы: Ibid. P. 61-66. 11. Схолии к Птолемею. Рукописи: Ambros. 581. Fol. 65; Paris. gr. 2428. Fol. 246; Paris. Suppl. gr. 819. Fol. 154. Частично изданы: Halma. 1825. P. 25-27 (авторство И. А. не доказано; в рукописи Vindob. Phil. gr. 160. Fol. 42r - 43v имеется та же схолия без указания имени автора), 55-61. 12. Схолии к Феону Александрийскому (к птолемеевым таблицам у Феона: Paris. Coislin. gr. 338. Fol. 59; к методу Феона, изд.: Halma. 1825. P. 50-55). II. Математические и геометрические. Имеются во мн. рукописях, при этом в описаниях часто не уточняется конкретный состав и названия. Арифметические сочинения см. в рукописях: Paris. gr. 2107. Fol. 115; Paris. gr. 2428. Fol. 246; геометрический трактат в: Paris. gr. 2419. Fol.197v; математический, геометрический и стереометрический трактаты имеются в Paris.

http://pravenc.ru/text/674145.html

Part of the ruins of the Early Christian St. John the Baptist Monastery on the St. Ivan (St. John) Island in the Black Sea off the coast of Bulgaria’s Sozopol. Photo: BurgasNews    Background Infonotes : The history of the resort town of Sozopol (Apollonia Pontica, Sozopolis) on Bulgaria’s Southern Black Sea coast started during the Early Bronze Age, in the 5thmillennium BC, as testified by the discoveries of artifacts found in underwater archaeological research, such as dwellings, tools, pottery, and anchors. In the 2nd-1stmillennium BC, the area was settled by the Ancient Thracian tribe Scyrmiades who were experienced miners trading with the entire Hellenic world. An Ancient Greek colony was founded there in 620 BC by Greek colonists from Miletus on Anatolia’s Aegean coast. The colony was first called Anthea but was later renamed to Apollonian favor of Ancient Greek god Apollo, a patron of the setters who founded the town. It became known as Apollonia Pontica (i.e. of the Black Sea). Since the Late Antiquity, the Black Sea town has also been called Sozopolis. The Greek colony of Apollonia Pontica emerged as a major commercial and shipping center, especially after the 5th century AD when it became allied with the Odrysian Kingdom, the most powerful state of the Ancient Thracians. As of the end of the 6thcentury BC, Apollonia Pontica started minting its own coins, with the anchor appearing on them as the symbol of the polis. Apollonia became engaged in a legendary rivalry with another Ancient Greek colony, Mesembria, today’s Bulgarian resort town of Nessebar, which was founded north of the Bay of Burgas in the 6thcentury BC by settlers from Megara, a Greek polis located in West Attica. According to some historical accounts, in order to counter Mesembria’s growth, Apollonia Pontica founded its own colony, Anchialos, today’s Pomorie (though other historical sources do not support this sequence of events), which is located right to the south of Mesembria. Apollonia managed to preserve its independence during the military campaigns of the Ancient Greek kingdom of Macedon under Philip II (r. 359-336 BC), and his son Alexander the Great (r. 336-323 BC). Apollonia, today’s Sozopol, is known to have had a large temple of Greek god Apollo (possibly located on the Sts. Quiricus and Julietta Island, also known as the St. Cyricus Island), with a 12-meter statue of Apollo created by Calamis, a 5th century BC sculptor from Ancient Athens. In 72 BC, Apollonia Pontica was conquered by Roman general Lucullus who took the Apollo statue to Rome and placed it on the Capitoline Hill. After the adoption of Christianity as the official religion in the Roman Empire, the statue was destroyed.

http://pravoslavie.ru/90091.html

Александр Македонский, Греческая империя 334–167 до Рождества Христова До своей смерти в 336 году до Р.Х. Филипп И, царь Македонии, подчинил себе Грецию и Фракию. Он приготовил сцену для величайших достижений своего сына Александра, названного Македонским. За 12 лет своего правления (334–323 гг. до Р.Х.) Александр завоевал всю Персидскую империю и установил греческое правление и культуру на всём Ближнем Востоке от Египта и вплоть до Индии. Завоевание Малой Азии, Леванта и Египта, 334–331 гг. до Р.Х. В 334 году 20-летний Александр всего лишь с 35-ты- сячным войском пересёк Дарданеллы и вторгся из Европы в Азию (красные стрелки). Персидские войска не смогли остановить его на реке Граник в Лидии. Александр продвинулся на юг через Мисию, Карию, Ликию и Памфилию, нейтрализовав доступ персов к портам на эгейском и средиземноморском побережьях. От Сиде в Памфилии он повернул на север в сердце Малой Азии: Гордион и Анкиру в Каппадокии. Затем он направил свои войска на юго-восток и через Киликийские ворота в горах Тавра направился к Тарсу. Дарий III, последний царь Персии, собрал свои войска, чтобы остановить Александра у Исса на северо-восточном краю Средиземного моря. В битве у Исса в 333 году персы превосходили македонцев числом, но умелое использование Александром кавалерии обратило войско персов в бегство. Дарий бежал, бросив мать, жену и детей как пленников – совершив, наверное, один из самых нерыцарских поступков, ставших достоянием истории. Вместо того, чтобы преследовать царя Дария, Александр, желая укрепить свои позиции на средиземноморском побережье и в Египте, повёл свои войска на юг в Левант. Тир оказал Александру сопротивление. Для персов Тир был стратегически важным портом на Средиземноморье, а поэтому стал для Александра важным приоритетом в завоевании и покорении. Александр взял город только после продолжительной семимесячной осады, включавшей строительство моста к крепости Тира, находившейся на острове ( Иез. 27 ). Во время осады Тира самаряне оказали войскам Александра военную поддержку, за что и были вознаграждены. Он разрешил им построить храм на горе Гаризим. Однако иудейский первосвященник в Иерусалиме всё ещё оставался верным Дарию (Древн. XI.8.3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

стр. 141–142. 94) Правила св. Алостолов. Вып. на стр. 43, 103, 116–117, 123, 141, 273–275, 327 и 360; указ. на стр. 112, 124, 270, 271 и 275. 95) Правила св. вселенских соборов. Вып. на стр. 125, 183, 186, 275–277, 290, 301–302 н 340; указ. на стр. 270–275, 324, 329 и 331. 96) Правила поместных соборов: а) Антиохийского – вып. на стр. 125 и 127, указ. на стр. 127; б) Гангрского – вып. на стр. 275, указ. на стр. 323; в) Двукратного – вып. на стр. 273; г) Карфагенского – вып. на стр. 104, 179, 276, 292–293, указ. на стр. 112, 180, 272 и 329; д) Лаодикийского – вып. на стр. 107, 152, 272, 275 и 276; е) Неокесарийского – вып. на стр. 187–188, 195 и 275, указ, на стр. 272; ж) Сардикийского – вып. на стр. 127–128 и з) Соединения – вып. на стр. 128. 97) Православное исповедание веры кафолической и апостольской церкви восточной, напеч. в Москве 1696 г. Ч. I, Вып. на стр. 314. 98) Прибавления к Творениям св. отец. Ч. XV. Указ. на стр. 328. 99) Пролог. Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь и Март. Вып. на стр. 189–190; указ. на стр. 87. 100) Псалтирь учебная, напеч. при патр. Иосифе. Вып. на стр. 277. 101) Робертсон Джемс С. и Герцог И. История христианской церкви от апостольского века до наших дней. Пер. с англ. Л. П. Лопухина . СПб., 1890 г. Вып. на стр. 348, 349; указ. на стр. 323 и 336. 102) Руфин пресвитер, церков. историк. Вып. на стр. 343; указ, на стр. 334. 103) Севаста Константина Арменопула. Вып. на стр. 345 и 347. 104) Сергий, еп. Вятский. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан, изд. 3, 1894 г. Вып. на стр. 342–343 и 347; указ. на стр. 328 и 331. 105) Бл. Симеон Солунский . Творения его в рус. пер. Вып. на стр. 33–34, 37–39, 42, 54, 81–82, 109–110, 113, 122, 139, 144, 150–151, 161–162, 164–165, 169, 174–177, 194, 196, 280–281 и 346; указ, на стр. 33, 113, 122 и 131. 106) Скрижаль, печ. 1656 г. в Москве. Указ. на стр. 315. 107) Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. Вып. на стр. 170, 217 и 261. 108) Созомен. Церковная история. СПб, 1851 г. Вып. на стр. 282, 299–300, 313 и 334; указ. на стр. 193, 322, 323, 332–333 и 344.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010