сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Почти все делают аборты» Не убивай. ( Втор. 5:17 ). Дети – благодать Божия. Русская пословица. Давший снадобье для извержения плода есть убийца, а равно принявшая детоубийственный яд. Святитель Василий Великий (330–379). Ни отец, ни мать не имеют права лишить жизни своих детей, ибо не родители дают жизнь ребенку, но Бог через родителей. Родители – это сосуд, в котором Бог замешивает жизнь, и подобие печи, в которой Бог, печет Хлеб Жизни. Но родители не дают жизни, и поэтому, раз они не дают, значит, и не имеют права отнимать ее. Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1881–1956). Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийства; ибо не знаю, как и назвать это. Здесь же не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие. Что скажешь в свое извинение? не значит ли это, что ты ругаешься даром Божьим, встаешь против уставов Божественных, гоняешься, как за благословением, за тем, что есть проклятье, сокровищницу рождения делаешь сокровищницей убийства, женщину, сотворенную для деторождения, располагаешь к детоубийству? Святитель Иоанн Златоуст († 407). Современные люди выучились страшные, жуткие по своей сути вещи называть гладкими, обтекаемыми словами и этим как бы скрывать, прятать от себя их жуткую суть. Представьте себе выражение: «искусственное прерывание деятельности сердца» – что может означать такое выражение? Какой-нибудь бандит зарезал человека, нож ему в сердце воткнул – и сидит на скамье подсудимых. Ему говорят: «Что же ты наделал? Ты же человека убил!» А он отвечает: «Нет, я не убивал. Это я просто искусственно прервал деятельность его сердца»... Ему говорят: «Но он же умер!...» А он говорит: «Да, умер. Ну так что ж? Я не видел иного выхода: когда бы он остался жить – он бы мне мешал жить...» Ужас происходящего усугубляется еще тем фактом, что нерожденный ребенок чувствует боль так же, как и рожденный. Это сегодня уже также общепризнанно и научно установлено. Уже 7-недельный малыш отдергивает или отворачивает голову от болевого стимула так же, как и на всех других стадиях жизни. В 11 недель не только лицо, но и все части ручек и ножек младенца становятся чувствительными к прикосновению. К 13 неделям реакция на боль происходит на всех уровнях нервной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Подпишитесь на наш Телеграм После экскурсов в  Ветхий  и  Новый Завет  зайдем в поле патрологии. Писание и Предание — два источника православного вероучения. Однако Отцов много, и писали они иногда противоречащие друг другу вещи. Отсюда правило консенсус патрум: мы тогда можем считать то или иное утверждение верным для Православия, если таковое утверждение поддерживают большинство Отцов. И вот надо сказать: в Православии есть консенсус патрум относительно социальных вопросов. У Православной Церкви в согласии Святых Отцов есть вполне определенное социальное учение. Попробуем набросать его основные пункты. Отцов Церкви действительно много, поэтому мы возьмем трех. Святителя Василия Великого (330–379), великого богослова, одного их тех, кто сформулировать догмат о Троице, правила православного монашества и пр. Он жил в начале перехода от эпохи гонений к эпохе христианской империи. Святителя Иоанна Златоуста (347–407), жившего в конце перехода от эпохи гонений к христианской империи (и пострадавшего уже от «христианских» властей), авторитетнейшего толкователя Писания и учителя христианской жизни. Преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022), великого мистика и аскета, исихаста и поэта, жившего уже во вполне состоявшейся Византии. Три очень разных Отца, живших в разные эпохи, но учивших, как мы увидим, об обществе одинаково. Мы могли бы привести и многих других Отцов, но не будем загромождать текст: этих трех авторитетнейших учителей Церкви вполне хватает, чтобы показать учение Церкви о социальных вопросах. Методологическое уточнение: я отдаю себе отчет в том, что святители Василий Великий и Иоанн Златоуст жили на переходе от рабовладения к феодализму, а преподобный Симеон Новый Богослов — при феодализме, поэтому кажется анахронизмом, когда я говорю, например, вместо «ростовщика» или «богача» — «капиталист». Это нужно вот зачем: есть бессознательная аберрация, когда при чтении Отцов нам кажется, что это не про нас, а про «древность». Это не так: они писали про классовое общество, про обладателей капитала, про трудящихся, про неравенство и пр. — про то, что актуально и сейчас. Поэтому их писания — не во всех деталях, конечно, — вполне применимы и к нашему времени, и «осовременивание» терминологии, не смазывая смысла их учения, приближает это учение к нашим современным реалиям. Общие принципы церковных, богословия, миссии, толкования Писания

http://blog.predanie.ru/article/politeko...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Василий 4 мин., 14.01.2020 Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» —  «Именины» .   Значение имени Василий: Василий — переводится с древнегреческого как «царственный». Дни памяти святого Василия: 12 февраля — собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 14 января — день памяти святителя Василия Великого. Святые с именем Василий: Святитель Василий Великий (330–379) Святой происходил из очень необычной семьи: его дедушка и бабушка были мучениками, брат и сестра прославлены в лике святых. Отец Василия был оратором и законоведом, под его руководством Василий начал изучение наук. Позднее он отправился в училище в Кесарии, где познакомился и подружился с будущим святым Григорием Богословом. Высшее образование Василий получил в Константинополе, где учился у знаменитого ритора Ливания. А затем отправился в тогдашнюю «обитель наук» — Афинскую академию, которая была основана самим Платоном в 390-х годах до Р. Х. После окончания учебы Василий какое-то время проработал адвокатом, но затем оставил светскую карьеру. Он избрал, как писал сам, «жизнь более совершенную»: святой захотел стать монахом. Василий отправился путешествовать по монастырям, где наблюдал знаменитых подвижников благочестия. Свой опыт святитель позднее положил в основу собственного монашеского устава, который стал одним из самых авторитетных во всем христианском мире. Вернувшись домой, святой раздал бедным часть своего имущества и вместе с друзьями-единомышленниками создал аскетическую монашескую общину. Здесь святитель пишет ряд своих богословских текстов и начинает участвовать в догматических спорах, которые волновали тогдашнюю Церковь. Епископ Евсевий рукоположил Василия в пресвитера и доверил ему важные церковные и административные дела. А после его кончины святой возглавил кафедру в Кесарии Каппадокийской и пробыл на ней десять лет вплоть до своей смерти.

http://foma.ru/imya-vasiliy.html

святитель Василий Великий (329/30–379) Догматические труды Экзегетические труды Беседы Письма Аскетические труды Гимнография. Каноническое право Spuria (приписываемые) Собрание сочинений Сборники Симфонии или указатели Аудиокниги Труды на иностранных языках Тесты святитель Василий Великий Епископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии. Рождение, детство, юношеские и молодые годы святителя Родился в Каппадокии около 330 года. Он происходил из знатной, богатой и очень благочестивой семьи. Его родная бабушка по линии отца, Макрина Старшая, в свое время была ученицей Григория Чудотворца. Её муж, дед Василия Великого, тоже был ревностным христианином. Оба они прославились исповеданием Господа. Во времена гонений им приходилось скрываться, терпеть много лишений и вынужденную скорбь. Их сын, Василий Старший, отец Василия Великого, был признанным адвокатом и вместе учителем риторики. Он имел владения в Каппадокии, Понте, Малой Армении. От его брака с редкой красавицей Емелией, сиротой, дочерью мученика, почитавшей целомудрие и девство, но вышедшей замуж во избежание навязчивых домогательств со стороны нечестивых людей, родилось пять дочерей и четверо сыновей: Василий, Навкратий, Григорий и Пётр. Навкратий умер достаточно молодым, Григорий со временем стал известным святителем Нисским, а Пётр — епископом Севастийским. Мать Емелия, по смерти любимого мужа, посвятила жизнь монашескому подвигу. Её дочь, Макрина Младшая, сестра Василия Великого, тоже избрала монашеский путь. Детство Василия прошло в имении его отца, в Понте. Будучи младенцем, он перенес тяжелую болезнь, от которой исцелился не иначе как чудом. Ранние взгляды и образ поведения Василия формировались при участии его матери. Но особую роль в воспитании играла его бабка, Макрина. Когда ребёнок подрос, его обучением занялся отец. В частности он преподавал сыну греческую грамматику и литературу. Дальнейшее образование Василий получил в Кесарии Каппадокийской. Вероятно, там он впервые встретился с будущим святителем Григорием Богословом. После этого Василий учился в Константинополе, где, как считается, познакомился с известным софистом Ливанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Святитель Нерсес родился ок. 329 года в семье Афиногена – сына католикоса Иусика . Согласно обычаю того времени Нерсес рано женился и вместе со своей супругой Сандухт был направлен в Кесарию Каппадокийскую для получения подобающего образования. В 348 году после рождения сына Саака юная Сандухт скончалась, и Нерсесу пришлось одному продолжить учебу. В Кесарии его сотоварищами по учебе были, по всей вероятности, великие каппадокийцы – святитель Василий Великий (ок. 330–379), его брат Григорий Нисский (ок. 335–394) и Григорий Назианзин (ок. 325–389). В 350 году на царский трон Великой Армении сел Аршак II (350–367), приходившийся сродником Нерсесу. Царь вызвал к себе Нерсеса из Кесарии и назначил его управляющим делами двора. Так добродетельный и образованнейший Нерсес стал подлинным украшением царского двора, сияя как душевной, так и телесной красотой. Через три года, когда кафедра католикоса – предстоятеля Армянской Церкви, овдовела, взоры всех устремились на Нерсеса как единственного достойного кандидата. Сам Нерсес, человек смиренный и кроткий, напрочь отказывался от такой чести и ответственности, однако царь Аршак, духовенство и народ настояли на своем. С великими почестями в сопровождении множества вельмож и священнослужителей молодой сановник был отправлен в Кесарию Каппадокийскую, где и был рукоположен в архипастыря земли Армянской. Святитель Нерсес I Великий, католикос Армении Имея горячую веру и светлый ум, новорукоположенный архипастырь ревностно взялся за благоустройство Церкви и за дело духовно-нравственного просвещения народа. В том же 353 году святитель Нерсес в древнем поселении Аштишат созвал первый Поместный Собор Армянской Церкви. Прежде всего Аштишатский Собор постановил учредить по всей стране благотворительные учреждения – больницы, лепрозории, богадельни, странноприимные дома – по примеру подобных учреждений в Константинополе и Кесарии. По решению отцов Собора в Армении стали также строиться монашеские обители и келлии. Ученики святителя Нерсеса преподобные Гинд, Епифаний Грек, Шалита и Ефрем Сирийцы стали предводителями монашеского движения в Армении. Кроме того, положено было открывать по всей стране начальные школы, где из- за отсутствия армянского алфавита обучение велось на греческом и сирийском языках. Собор также строго осудил и запретил такие остатки языческих нравов, как чрезмерная скорбь по усопшим и браки между близкими родственниками.

http://pravoslavie.ru/114625.html

Церковный Корабль В этом году весь христианский мир одновременно отмечает главный праздник Церкви — Воскресение Христово. Это вновь напоминает об общем корне, от которого ведут происхождение основные христианские конфессии, о существовавшем некогда единстве всех христиан. Однако уже почти тысячу лет между восточным и западным христианством это единство нарушено. Если многим знакома дата 1054 года как официально признанный историками год разделения Православной и Католической Церквей, то, возможно, не всем известно, что ей предшествовал длительный процесс постепенного расхождения. В данной публикации читателю предлагается сокращенный вариант статьи архимандрита Плакиды (Дезея) «История одного раскола». Это краткое исследование причин и истории разрыва между западным и восточным христианством. Не рассматривая детально догматических тонкостей, останавливаясь только на истоках богословских разногласий в учении блаженного Августина Иппонийского, отец Плакида приводит историко-культурный обзор событий, предшествовавших упомянутой дате 1054 года и последовавших после нее. Он показывает, что разделение произошло не в единочасье и не внезапно, а явилось следствием «длительного исторического процесса, на который повлияли как вероучительные разногласия, так и политические и культурные факторы». Основная работа по переводу с французского оригинала была выполнена студентами Сретенской Духовной семинарии под руководством Т.А. Шутовой. Редакторская правка и подготовка текста осуществлена В.Г. Массалитиной. Полный текст статьи опубликован на сайте «Православная Франция. Взгляд из России» . Предвестники раскола Учение епископов и церковных писателей, чьи произведения были написаны на латинском языке, — святителей Илария Пиктавийского (315–367), Амвросия Медиоланского (340–397), преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360–435) и многих других — было полностью созвучно с учением греческих святых отцов: святителей Василия Великого (329–379), Григория Богослова (330–390), Иоанна Златоуста (344–407) и других. Западные отцы отличались от восточных подчас лишь тем, что делали акцент более на нравоучительной составляющей, нежели на глубоком богословском анализе.

http://pravoslavie.ru/3152.html

В Сретенском храме Заостровья Архангельской епархии произошло чудо Заостровье, 3 декабря 2013 г. В Сретенском храме Заостровья (Приморский район Архангельской области) чудесным образом обновилась старинная икона святителя Василия Великого. Она была освящена на Афонской горе, в русском Пантелеимоновом монастыре и подарена в благословение прихожанам. Об этом гласит надпись на церковно-славянском языке на обратной стороне образа, сообщает пресс-служба Архангельской епархии Благодать Божия преизобилует , когда умножается грех, и необходима духовная поддержка Первыми обновление заметили прихожане, которые следят за чистотой в храме. «После окончания богослужения свет уже выключили, а я, проходя мимо иконы, увидела, что выглядит она по-другому, - рассказала прихожанка Сретенского храма Ольга Добряк. - Облачение святителя Василия Великого стало более ярким, лик просветился, появилась седина на волосах – очень удивительно. Наверное, это нам дано для укрепления веры». Также жители Заостровья рассказали, что на их памяти обновление иконы совершилось в храме впервые. «Это проявление Божией благодати, милости, - пояснил клирик Сретенского храма иерей Игорь Горбань. - Часто такое происходит для укрепления в тяжелой духовной ситуации. Чудо может укрепить веру, подбодрить человека, воодушевить, настроить на подвиг, к которому призван каждый христианин. Если икона преобразилась через действие благодати Божией, то человек тем более обязан преображаться духовно. То есть это толчок, импульс, который Господь дает верующим и священникам». Настоятель храма иерей Дионисий Маринов объяснил это событие как одно из чудес, происходящих в духовной жизни Церкви: «Если где-то происходит чудо, это не значит, что люди там преисполнены святости. Наоборот, благодать Божия преизобилует тогда, когда умножается грех и людям необходима духовная поддержка, духовное обновление, возрождение. Люди должны задуматься о своем внутреннем состоянии, настроиться на правильную духовную жизнь». Святитель Василий Великий (ок. 330-379), архиепископ Кесарии Каппадокийской, писатель и богослов. Один из трёх Великих Каппадокийских Отцов Церкви наряду со святителями Григорием Нисским и Григорием Богословом. Автор чинопоследования Божественной литургии (Литургия Василия Великого), многочисленных проповедей и пастырских посланий. В своем эпистолярном наследии Святитель выступает не только как выдающийся православный богослов, борец против ересей, мудрый архипастырь, тонкий церковный дипломат, законодатель в сфере канонического права, духовный руководитель, но и как образованнейший человек своего времени, незаурядная и разносторонняя личность. 3 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66390.html

Календарь Материалы 29 января 2007 г. [Гость сайта] Алексей Сагань 21 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Блаженнейшему Митрополиту Варшавскому и всей Польши Савве премию Международного фонда единства православных народов. В последовавшей за этим пресс-конференции владыка Савва рассказал о положении Православия в современной Польше. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши. И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их вслух Господа. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их, и поставь им царя. [Интернет-журнал/Идеи и концепции] Епископ Афанасий (Евтич) Сайт «Православие.Ru» предлагает вниманию читателя впервые публикуемые на русском языке главы из книги известного сербского иерарха и богослова епископа Афанасия (Евтича) «Альфа и Омега». «Мы выбрали эту тему – о человечности и бесчеловечности, – пишет автор, – так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский». [Встреча с Православием/Православная библиотека] Митрополит Анастасий (Грибановский) В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Продолжаем знакомить наших читателей с отрывками из этой книги. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Нафанаил (Львов) Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых». [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В каждый воскресный ив праздничный день я произносил в церкви или слова и беседы собственного сочинения, или проповеди митрополита Григория. Некоторые из моих бесед изданы, и весьма много осталось в рукописи. Изданы беседы «О Пресвятой Троице», «О сотворении мира» и«О блаженствах евангельских». Новости 29 января 2007 г.

http://pravoslavie.ru/archive/070129

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация (ок. 330379 гг.) – Василий Великий (Кесарийский), друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев (собственно, их лидер). Василий Великий вошёл в историю по многим заслугам: за борьбу с ересями, за свой монашеский устав и многое другое. Именно благодаря нему Символ веры обрёл современную форму и более важно – благодаря ему Церковь нашла нужную терминологию для описания догмата Троицы. Перед Каппадокийцами, и особенно перед Василием, стояла задача адекватного описания единства и различия Лиц в Троице – этого главного догмата на котором держится вся мысль и жизнь Церкви: Василий описал его как различие усии и ипостаси, природы и личности. Именно в этих спорах, именно в трудах Василия человечество обрело возможность говорить о личности, т. е., в первый раз за всю  историю, человек смог говорить о самом себе (потому что смог говорить о Боге – о Триличном Боге). Личность и общение личностей стали пониматься как фундаментальные понятия философии. Богословие Василия Великого, так сказать», «утилитарно», полемично, никакой системы он не создавал, только отвечал на вызовы времени. Василию принадлежит главный пневматологический  трактат Церкви («О Святом Духе»), великая философия языка и познания (в основном «Против Евномия» — Василий Великий полемизируя с еритиком Евномием заложил основы апофатики, богословия «имен Божьих», создал нетривиальную эпистемологию и теорию языка), один из самых авторитетных иноческих уставов: наследие святителя огромно. Следует упомянуть его «Шестоднев», где Василий Великий в популярной форме, на языке тогдашней философии, доносит библейскую веру в творение мира. Этот труд Василия Великого, один из самых читаемых святоотеческих источников, дал классическую форму христианской космологии (как синтеза античных и библейских представлений: трансцендентность Бога, тварность мира — Библия; двуплан умопостигаемого и чувственного с их единством в свете, вечность как основа времени — античная философия; через Шестоднев в Средневековье проникли многие естественнонаучные представления греков). Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/vasiliy-ve...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Василий Великий, святитель (ок. 330379 гг.) – Василий Кесарийский, друг Григория Богослова и брат Григория Нисского, один из Великих Каппадокийцев. Происходил из знатного христианского семейства, давшего Церкви много мучеников, святых и богословов. Васлий Великий начинал как ритор, но становится епископом. Вместе с Григорием Богословом получает блестящее образование в лучших культурных центрах Античности (Кесария, Константинополь, Афины). Более важное «образование» Василий Великий получает в своем путешествии по монашеским обителям Каппадокии, Палестины и Египта, после чего организует свою аскетическую общину. Там Василий Великий пишет монашеский устав, крайне авторитетный для всего христианства (в нем он возносит киновию над идиоритмией: община — союз любви, а любовь — все) и вместе с Григорием составляет компиляцию из творений Оригена (компиляция получила название «филокалия» — добротолюбие, слово, сыгравшее значительную роль в истории Православия). Если «младший» Григорий был скорее философом, «старший» — созерцателем, то Василий Великий занимал в каппадокийском кружке место организатора. Василий Великий взял на себя роль лидера православных в те неспокойные времена догматических споров, осложенных вмешательством империи (власть взяла сторону ариан). Василий Великий вошёл в историю по многим заслугам: за борьбу с ересями, за свой монашеский устав и многое другое. Именно благодаря Василию Великому Символ веры обрёл современную форму и более важно – благодаря ему Церковь нашла нужную терминологию для описания догмата Троицы. Перед Каппадокийцами, и особенно перед Василием Великим, стояла задача адекватного описания единства и различия Лиц в Троице – этого главного догмата на котором держится вся мысль и жизнь Церкви: Василий описал его как различие усии и ипостаси, природы и личности. Именно в этих спорах, именно в трудах Василия Великого человечество обрело возможность говорить о личности, т. е., в первый раз за всю историю, человек смог говорить о самом себе (потому что смог говорить о Боге – о Триличном Боге). Личность и общение личностей стали пониматься как фундаментальные понятия философии. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/vas...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010