Скачать epub pdf Содержание От триадологии к антропологии Личность и индивид Первородный грех в свете учения о природе, личности и энергиях «Бессознательное» в психоанализе и христианском опыте Динамическая модель личности Восточной патристики     Зигмунд Фрейд создал свою модель личности, основанную на явлении «бессознательного» в человеке. Его трактовка этого явления, правда, была далека от традиционного научного подхода. Но и после Фрейда строгая наука не приняла его психоанализа, выходящего за пределы научной методологии. Тем не менее, во второй половине XX века мир пережил беспрецедентную нравственную катастрофу, которую чаще называют сексуальной революцией. Теоретической основой этих смещений в области традиционной морали, бесспорно, послужил фрейдизм. Христианскую аскетику с психоанализом роднит то, что в обоих случаях приходится иметь дело с личностным опытом. Такого рода опыт всегда уникален и неповторим, а потому он не отвечает требованиям научного опыта, главное условие которого – его точная воспроизводимость. На этом, собственно и кончается их сходство. Между тем, их глубочайшее различие касается, прежде всего, модели личности, то есть того, как в психоанализе и в христианской патристике понимается психика человека. Касаются их различия также главных целей, и, соответственно методов, которыми эти цели достигаются. От триадологии к антропологии Справедливости ради следует заметить, что различия в мироощущении христианского Востока и Запада восходят еще к ранневизантийским временам. В то время как греческий Восток оттачивал формулировки и понятия, выражающие Откровение, латинский Запад принимал их готовые в основном пассивно, иногда не без сопротивления. На Западе благодаря Блаженному Августину (353–430) возник собственный богословский синтез, в некоторых деталях обедняющий систему мышления восточной патристики. Между Римом и Византией наметились разногласия и в пневматологии, и в понимании первородного греха и Искупления. Но корень их – в различно трактуемой антропологии – понимании устроения человека. Запад так до конца и не воспринял понятие личности, созданное на основе христианского Откровения каппадокийскими учителями Василием Великим (329–379), Григорием Богословом (330–390), Григорием Нисским (335–394). Западное понятие индивида оказалось не тождественным восточному понятию личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

Фотоматериалы (См. оригинал) Сравнительные таблицы Сравнительная таблица (1) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов и страницы по изданию сирийского текста Номера слов по русскому переводу 99–104 104–110 110–114 115–119 119–121 121–123 124–125 125–127 127–130 130–133 134–139 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 154–161 161–162 162–163 163–165 165–175 175–177 177–182 182–188 189–194 195–202 202–205 205–208 208–215 216–218 218–221 221–224 224–267 267–269 269–281 281–290 с.373–380 291–296 с.380–381 296–300 300–303 303–306 306–307 307–313 313–314 315–318 318–321 321–330 с.403–409 330–335 с.409–412 335–337 337–338 339–341 341–343 343–353 353–359 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 390–392 392–395 396–399 399–406 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 441–442 443–450 450–464 465–472 472–474 с.181–183 474–478 с.183–185 479–483 483–488 489–494 494–501 502–506 507–518 519–520 521–524 524–536 536–538 538–545 546–565 566–574 55: с. 247–254 574–581 Слова, не принадлежащие прп. Исааку Сирину 1370 , – в издании под ред. С. И. Соболевского. 1911. Иоанн Дальятский Беседа 1 Письмо 18 Беседа 4 Беседа 20 Филоксен Маббугский Письмо к Патрикию 55: с. 241–247, 254–276 Сравнительная таблица (2) сирийского текста: Mar Isaacus Ninivita. De perfectione religiosa/Ed. P. Bedjan. Paris-Leipzig, 1909 и русского перевода: Прп. Исаак Сирин . Слова подвижнические/Пер. МДА под ред. С. И. Соболевского. Сергиев Посад, 1911 Номера слов по русскому переводу Номера слов и страницы по изданию сирийского текста 110–114 139–142 142–144 144–146 146–148 148–154 163–165 165–175 182–188 195–202 202–205 224–267 267–269 307–313 313–314 360–369 369–372 372–373 373–377 377–379 379–385 385–390 392–395 441–442 407–414 414–419 419–427 427–429 429–437 437–441 443–450 450–464 465–472 с.181–183 472–474

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Хронология Дата События, связанные с жизнью Григория Литературные произведения 326/330 Рождение Григория 350-356/358 Обучение в Афинах. Дружба с Василием 361/362 Иерейская хиротония 362-363 Слова 1, 2, 3 363-364 Слова 4, 5 368-369 Смерть Кесария и Горгонии Слова 7, 8 Хиротония Василия во епископа Кесарии Каппадокийской Хиротония Григория во епископа Сасимского Слова 10, 9, 11, 12 Смерть отца Слово 18 379 (1 янв.) Смерть Василия Великого Прибытие Григория в Константинополь Слова 22, 32, 41, 21, 40 380 (нач.) Конфликт с Максимом-циником Слово 26 380 (лето-осень) Слово 20; Слова 27-31 (О богословии) 380 (24 нояб.) Прибытие императора Феодосия в Константинополь 380 (27 нояб.) Интронизация Григория II Вселенский Собор Удаление Григория из Константинополя Слово 42 381-382 Управление епархией в Назианзе Слово 43; поэма " О своей жизни " 383-389 Пребывание на покое в Арианзе Слова 45, 44; Большинство стихотворений и писем 389/390 Смерть Григория Глава I Дата События, связанные с жизнью Григория Литературные произведения 326/330 Рождение Григория 350-356/358 Обучение в Афинах. Дружба с Василием 361/362 Иерейская хиротония 362-363 Слова 1, 2, 3 363-364 Слова 4, 5 368-369 Смерть Кесария и Горгонии Слова 7, 8 Хиротония Василия во епископа Кесарии Каппадокийской Хиротония Григория во епископа Сасимского Слова 10, 9, 11, 12 Смерть отца Слово 18 379 (1 янв.) Смерть Василия Великого Прибытие Григория в Константинополь Слова 22, 32, 41, 21, 40 380 (нач.) Конфликт с Максимом-циником Слово 26 380 (лето-осень) Слово 20; Слова 27-31 (О богословии) 380 (24 нояб.) Прибытие императора Феодосия в Константинополь 380 (27 нояб.) Интронизация Григория II Вселенский Собор Удаление Григория из Константинополя Слово 42 381-382 Управление епархией в Назианзе Слово 43; поэма " О своей жизни " 383-389 Пребывание на покое в Арианзе Слова 45, 44; Большинство стихотворений и писем 389/390 Смерть Григория Жизненный путь св. Григория Моему учителю епископу Каллисту Автор благодарит В.М. Лурье за ценные замечания и советы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

отв. ред. Д. С. Лихачев Хроника Иоанна Зонары Хроника Иоанна Зонары – византийская хроника, содержащая описание всемирной истории от сотворения мира до восшествия на престол императора Uoahha II Комнина. Создана она, как полагают, около 1117 г. Греческий текст издавался неоднократно (см., например: Ioanis Zonarae epitome historiarum/Ed. L. Dindorfius. Lipsiae, 1871). Славянский перевод Х. Зонары был осуществлен в Болгарии – по предположению П. О. Потапова, около 1170 г. Известно несколько списков полного перевода: 1) список XV в., находящийся в Патриаршей библиотеке в Белграде; прежде он принадлежал библиотеке в Карловаце (о нем см. в публикации: Письма Шафарика к Бодянскому//ЧОИДР. 1896, Кн. 2. С. 82); 2) список XV–XVI вв., хранящийся в Венской библиотеке (cod. slav., N 126); список подробно описан в работе Вейнгарта (Byzantské kroniky... С. 89–103; см. также: Яцимирский А. И. Описание южнославянских и русских рукописей заграничных библиотек. Пг., 1921. Т. 1. С. 174–176); 3) список XVI в. БАН, 24.4.34; частично (л. 354 об.–442 об.) издан А. Якобе; 4) список библиотеки Хиландарского монастыря, 332 (по Богдановичу – 433), 1520–1530 гг. (см.: Богданови Д. Каталог ирилских рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 166); 5) список XVII в. ГБЛ, собр. Ундольского, 1191; 6) список XV или XVI в. Музея сербской православной церкви в Белграде, 42; прежде он находился в монастыре Крушедол (см. о нем: Петкови С. Опис рукописа манастира Крушедола. Сремски Карловица, 1914. 81; Mosin V. Izvještaj o naunom putovanju u Srijemsku Mitrovicu-Beograd-Pe-Deane-Cavtat-Dubrovnik 1953 godine//Ljetopis Jugoslavenske Akademije. Zagreb, 1955. Kn. 60. S. 221); 7) сокращенная переделка Х. Зонары из Зографского монастыря, описанная в статье П. Лаврова и книге М. Вейнгарта (Byzantské kroniky... С. 139–148). Неизвестна судьба списка XV в., описанного и частично изданного В. Качановским. Славянский перевод далеко не адекватен оригиналу. Без существенных сокращений сохранено повествование о библейской истории и истории восточных монархий (в списке БАН эта часть занимает л. 1–161 об.), об Александре Македонском (л. 161–177), о его преемниках и истории Иудеи вплоть до разрушения Иерусалима Титом (л. 171–268), об истории Рима от прибытия Энея в Италию и до убийства Юлия Цезаря (л. 268–314 об.). В дальнейшем в тексте опущен ряд фрагментов. После описания гибели Цезаря непосредственно следует рассказ об императорах от Веспасиана до Максимиана (л. 330–354 об.), затем воспроизводятся статьи об императоре Константине Великом (354 об.–363), о византийских императорах от Феодосия I до Маркиана (л. 363–379), об Анастасии (л. 379–383), Маврикии (л. 383–388 об.), Ирине и Константине VI (л. 388 об.–395), об императорах от Феофила до Льва VI (л. 395–436), о Василии II и Константине VIII (л. 436–447). Затем, в нарушение хронологии, во всех списках следует повествование об императоре Льве V Армянине.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

В.Я. Саврей Раздел II. Святитель Василий Великий как основоположник каппадокийского философско-богословского синтеза Лекция 3. Многогранность личности святого Василия Великого как христианского мыслителя Святитель Василий Великий (330–379) был, без преувеличения, вдохновителем каппадокийского кружка. Справедливо замечено, что жизнь этого выдающегося человека «неотделима от его творений и составляет с ними органичное целое» 41 . Именно его энергии новоникейское движение обязано тем, что из попытки точнее выразить учение Церкви оно превратилось в ориентир философско-богословской мысли IV в. по Р. Х. Об энциклопедическом характере познаний св. Василия Великого с присущим ему красноречием сказал св. Григорий Богослов : «Так изучил он все, как другой не изучает одного предмета, каждую науку изучил он до такого совершенства, как бы не учился ничему другому» (Слово XLIII. 23). Св. Василий родился около 330 г. в Кесарии Каппадокийской. Он происходил из знатного рода, многие представители которого были известны в Понте и Каппадокии. Отца его звали также Василием, мать – Емилией; у него было четыре брата и пять сестер. Особенно обращает на себя внимание христианский характер происхождения Василия, который не мог не отразиться на складе его личности. Емилия была дочерью мученика; дед и бабка со стороны отца семь лет жили в лесах при Диоклетиане. Детство св. Василия прошло в Понте близ Неокесарии, где его отец был адвокатом и учителем риторики. Мальчик жил в поместье отца и среди главных своих воспитателей имел бабку св. Макрину, пережившую последние гонения на христиан и лично знавшую св. Григория Чудотворца , «изречения» которого она приводила на память (Св. Василий Великий . Письмо CCIV. 6). «Речи и пример жизни Макрины, – пишет Н. И. Сагарда , – произвели на св. Василия неизгладимое впечатление, и можно думать, что в тиши деревенской жизни на реке Ирис в душе мальчика заложены были семена аскетического направления в его чистейшей форме» 42 . Действительно, стремление к аскетизму определяло динамику жизненного пути св. Василия; но не менее сильным, выделявшим его среди других православных каппадокийцев, было его стремление к общественной деятельности 43 . Начальное образование он получил в Кесарии, провинциальном городе по масштабам Империи. После того, как вспоминал его близкий друг, «самим Богом и прекрасною алчбою познаний ведется св. Василий в Византию – город, первенствующий на Востоке, потому что она славилась совершеннейшими софистами и философами, от которых, при естественной своей остроте и даровитости, в короткое время собрал он все отличнейшее; а из Византии – в Афины, обитель наук» ( Григорий Богослов . Слово XLIII. 14) 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

06.04.2020 #Великопостные статьи 2020 г. #лонгриды #политика #святые отцы Подпишитесь на наш Телеграм      × После экскурсов в  Ветхий  и  Новый Завет  зайдем в поле патрологии. Писание и Предание — два источника православного вероучения. Однако Отцов много, и писали они иногда противоречащие друг другу вещи. Отсюда правило консенсус патрум: мы тогда можем считать то или иное утверждение верным для Православия, если таковое утверждение поддерживают большинство Отцов. И вот надо сказать: в Православии есть консенсус патрум относительно социальных вопросов. У Православной Церкви в согласии Святых Отцов есть вполне определенное социальное учение. Попробуем набросать его основные пункты. Отцов Церкви действительно много, поэтому мы возьмем трех. Святителя Василия Великого (330–379), великого богослова, одного их тех, кто сформулировать догмат о Троице, правила православного монашества и пр. Он жил в начале перехода от эпохи гонений к эпохе христианской империи. Святителя Иоанна Златоуста (347–407), жившего в конце перехода от эпохи гонений к христианской империи (и пострадавшего уже от «христианских» властей), авторитетнейшего толкователя Писания и учителя христианской жизни. Преподобного Симеона Нового Богослова (949–1022), великого мистика и аскета, исихаста и поэта, жившего уже во вполне состоявшейся Византии. Три очень разных Отца, живших в разные эпохи, но учивших, как мы увидим, об обществе одинаково. Мы могли бы привести и многих других Отцов, но не будем загромождать текст: этих трех авторитетнейших учителей Церкви вполне хватает, чтобы показать учение Церкви о социальных вопросах. Методологическое уточнение: я отдаю себе отчет в том, что святители Василий Великий и Иоанн Златоуст жили на переходе от рабовладения к феодализму, а преподобный Симеон Новый Богослов — при феодализме, поэтому кажется анахронизмом, когда я говорю, например, вместо «ростовщика» или «богача» — «капиталист». Это нужно вот зачем: есть бессознательная аберрация, когда при чтении Отцов нам кажется, что это не про нас, а про «древность».

http://blog.predanie.ru/article/politeko...

А. Бодров, М. Толстолуженко Сергей Чурсанов. Основные понятия троичного учения великих каппадокийцев и богословское понимание человеческой личности 178 Учение о Пресвятой Троице, сформулированное в IV веке великими каппадокийцами – святителями Василием Великим (329–379), Григорием Богословом (330–389) и Григорием Нисским (335–394), задает богословские основы христианского понимания Бога и отношений с Ним. В ходе прояснения тринитарного учения и его частных аспектов святыми отцами IV века были сформированы богословские понятия лица (πρσωπον), ипостаси (πστασις), индивида (τομος), особенности (δωμα), самобытности (τ καθ ατ), образа существования (τρπος τς πρξεως), отношения (σχσις), природы (φσις) и сущности (οσα), ставшие узловыми не только для триадологии, но и для христологии, а значит, – и для всей понятийно-терминологической системы православного богословия. Опираясь на учение о Христе как втором Лице Пресвятой Троицы, ставшем истинным совершенным человеком, и на понимание человека как образа Божьего, призванного к достижению подобия своему первообразу, ведущие православные богословы веков, среди которых особое место занимают В. Н. Лосский (1903–1958), архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993), священник Думитру Станилоаэ (1903–1993) и митрополит Иоанн (Зизиулас) (род. 1931), сосредотачивают пристальное внимание на сотериологических аспектах святоотеческой триадологии. При этом они формулируют выводы, задающие основу христианского понимания человека и определяющие, таким образом, богословские подходы к решению актуальных вопросов богопознания, церковной жизни и межличностных отношений. Цель настоящей статьи заключается в выявлении и систематизированном представлении значения основных аспектов святоотеческого понимания Отца, Сына и Святого Духа как трех божественных Лиц, или Ипостасей, для христианского восприятия человека в качестве не просто одного из сотворенных существ, детерминированных в своем существовании собственной природой, но и как образа Божьего, призванного в общении с Богом к восприятию сверхприродных личностных измерений жизни «с избытком» 179 . В заключение на основании конститутивных характеристик личностного образа бытия, следующих из узловых аспектов святоотеческого понимания божественных Лиц, в статье предложено апофатическое богословское определение понятия человеческой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Архив Православная библиотека Святитель Василий Великий. Греческая миниатюра Святитель Василий Великий (330—379), память которого Святая Церковь чтит 1 и 30 января, обличитель арианской ереси, епископ Кесарии Каппадокийской, один из отцов литургии, учитель Церкви, — великий святой. Конечно, не образованием и не научными познаниями заслужил он такое прославление. Ибо устами святого апостола Павла Церковь учит, что «немудрое Божие премудрее человеков»: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1 Кор 1, 25, 27). И сам святитель Василий повторяет то же самое, когда, выражая мысль, очень поучительную для наших гордящихся своими познаниями времен, пишет: «Мудрецы много рассуждали о природе, и ни одно их учение не осталось твердым и непоколебимым, потому что последующим учением всегда ниспровергалось предшествовавшее… Мы же, хотя и не знаем природы сотворенного, но и то одно, что в совокупности подлежит нашим чувствам, столь удивительно, что самый деятельный ум оказывается недостаточным для того, чтобы изъяснить как следует самомалейшую часть мира и чтобы воздать должную хвалу Творцу, Которому слава, честь и держава». Однако для того, чтобы эти слова были доказательны, надо, чтобы говорящий их действительно обладал возможной полнотой известных человечеству знаний, чтобы никто не мог сказать, что он хулит то, чего не знает. Вопреки распространенному предрассудку современности, образованность святого Василия Великого была действительно чрезвычайно велика. Нам, русским, это особенно важно отметить, потому что творения святителя Василия Великого еще в начале X века были переведены на славянский язык болгарским пресвитером Иоанном Экзархом и издревле были любимейшим чтением наших предков. Не будем здесь касаться богословских знаний святителя Василия. Они обширнее, чем познания в этой области почти всех его современников, и много выше, чем богословские познания людей последующих поколений, среди которых светоч богопознания сиял уже менее ярко. Исключительно велики познания святителя Василия в области классической греческой литературы. Но мы будем говорить только о естественноисторических знаниях святителя Василия Великого, так как именно в этой области святым отцам часто приписывают мнения, совершенно не соответствующие их действительным представлениям.

http://pravoslavie.ru/put/070129103104

В.Я. Саврей Summary The Cappadocian school is a circle of like-minded persons with whom the Golden Age of Patristics is linked. The circle " s founders were the greatest Christian thinkers in the second half of the fourth century St Basil the Great, St Gregory the Theologian and St Gregory of Nyssa. In science they have been called " the great Cappadocians» because of the province of Cappadocia in the East Asia Minor where their bishoprics were located. Besides them, there also were St Amphilochius of Iconium, St Peter of Sebaste, St Macrina the Younger, etc; and it was at various times connected with a number of outstanding figures of the epoch, namely: Libanius of Antioch, St Ephraem Syrus, St John Chrysostom, Deaconess Olympias. St Basil the Great (c. 330–379 AD) and St Gregory the Theologian (326–389) got a splendid education in Athens, where they shared their studies with the future Roman Emperor Julian the Apostate; then they studied the Bible and Origen " s works on their own, living in a hermitage. Later on St Basil became Bishop of Caesarea, the then metropolis of Cappadocia, and consecrated St Gregory, who wanted to lead a solitary existence, Bishop of Sasima against his will. St Basil " s younger brother, the second Gregory (c. 335–394 AD) became Bishop of Nyssa. The time after the Council of Nicaea (325 AD) was a period of acute dogmatic contradictions, and St Basil " s main task was to consolidate the Orthodox teaching for which purpose one needed to have worked out a generally accepted set of philosophical and theological terms. The Cappadocians used to be called the Neo-Nicenes for their commitment to the Nicene Creed and, at the same time, an innovative approach to language; as well as the Neo-Alexandrians for their following the main principles of the Alexandrian school after St Athanasius the Great. The Cappadocian school set itself a goal of creating precise doctrinal formulae which should not be reconsidered after their acceptance by the General Council and be the basis for a further development of theological thought.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010