Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Эсхатология (Учение о последних судьбах мира и загробной жизни человека) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви «ЕВАНГЕЛИЕ ВЕЧНОЕ» библейское выражение, к-рое в средние века приобрело особую известность и новое значение, будучи применено к учению и сочинениям Иоахима Флорского ЕНОХА ТРЕТЬЯ КНИГА компиляция евр. мистических текстов, описывающих путешествие героя через 7 дворцов (Хехалот) - уровней небесного мира - к Престолу Божию ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122448.html

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf В чем заключается пост? Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро. ( Ис. 1:16–17 ). Душевный пост состоит в отвержении попечений. Преподобный Исаия Отшельник († 370). Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, т. е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). При телесном посте тело постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла. Святитель Василий Великий (330–379). Я боюсь не кушанья нечистого, но нечистой страсти. Блаженный Августин (354–430). Церковь нам воспоминает: «постимся постом духовным, благоприятным Господеви» и прочее. Итак, надобно стараться, воспоминая свои грехи: во-первых, иметь сердце сокрушенное и смиренное ( Пс. 50:19 ), не внимать чужим недостаткам и не судить оных, а более внимать своим страстям и не допускать происходить оным в действие. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, отражать нечистые помыслы и вожделения, быть выше любостяжания, в милостыни показывать великую щедрость, изгонять из души всякую злобу на ближнего. Если мы постимся и вместе питаем в себе гордость, если клеветою снедаем ближнего, то мы не только не получаем пользы, а напротив, делаем себе вред. Не о том вздыхай, чтобы не наказал тебя Бог, но о том, что ты оскорбил кроткого, человеколюбивого, пекущегося о твоем спасении Бога, Который Сына своего предал за тебя. Вот о чем вздыхай и вот что непрестанно делай!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Желать ли избавления от скорбей? Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. ( 1Петр. 4:12–13 ). Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? ( Евр. 12:8–9 ). Горести не принять – и сладости не видать. Русская пословица. Христианин не должен, как наемник или раб, искать удобного случая, чтобы отлынивать от тяжелой работы, но, как сын и наследник ( Гал. 4:7 ), с благим расположением и усердием должен служить Отцу до конца, чтобы потом стать наследником отцовского достояния. Преподобный Макарий Великий (IV век). Избегающий скорби лишает себя опытности. Пусть у тебя будет одно избегаемое – грех, и одно прибежище в несчастьях – Бог. Святитель Василий Великий (330–379). Уничтожь искушения и помыслы – и не будет ни одного святого. Бегущий от искушения спасительного бежит от вечной жизни. Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560). Не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги. Многие желают хорошей духовной жизни в самой простой форме, но только не многие и редкие на самом деле исполняют благое свое пожелание – именно те, которые твердо держатся слов Священного Писания, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, и, призывая помощь Божию, стараются безропотно переносить постигающие их скорби и болезни и разные неудобства, содержа всегда в памяти слова Самого Господа: если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Во всяком месте предлежит нам исполнение заповедей Божиих, которое сопряжено со скорбью. Бегать скорби – бегать спасения. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Кто уклоняется от скорбей, тот вполне разлучается, несомненно, и с добродетелью. Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Знаю, что грех, но не могу удержаться» Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. ( Флп. 4:13 ). Всякий раз, как впадешь в какое простительное прегрешение, хотя бы то тысячу раз случилось на день, как только заметишь то, не мучь себя и не трать времени напрасно, но тотчас смирись и, сознав немощь свою, обратись уповательно к Богу и воззови к Нему из глубины сердца... Осуди себя и укори, и притом себя одного, не озирайся по сторонам, ища, на кого бы свалить вину свою... Виновато одно злое произволение твое. Когда бываешь уранен, впадши в какое-либо прегрешение,.. не малодушествуй и не мятись попусту без толку. Первое, что нужно, не останавливайся на себе, не говори: «Как я такой потерпел это и не допустил?!» Это вопль гордостного самомнения. Смирись, напротив, и воззрев ко Господу, скажи и восчувствуй: «Чего другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного». И тут же возблагодари Его, что на этом только остановилось дело, исповедуя: «Если б не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а всеконечно впал бы в еще худшее что». После созерцания и самоукорения, поставив себя перед лицем неумытной правды Божией, поспеши возгреть и покаянные чувства: сокрушение и болезнование о грехе не столько по причине унижения тебя грехом, сколько по причине оскорбления им Бога, столько милостей тебе лично явившего. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Если не пресечены в душе первые движения к пороку, то помышления необходимо перейдут в дело. Святитель Василий Великий (330–379). Невозможно тому, кто предается злым помыслам, быть чисту от грехов по внешнему человеку. Преподобный Филофей Синайский (IX век). Доколе мы грешим произвольно, дотоле нет в нас смирения. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Если человек не стяжет великое смирение в сердце и теле своем так, чтобы в любом деле не оценивать себя высоко, чтобы спокойно переносить всякое оскорбление, во всем принуждать себя, ежедневно иметь перед лицом своим смерть свою, отрекаться от материальных и плотских вещей, то он не сможет сохранить заповеди Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как выстоять при искушении? Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. ( Притч. 16:18 ). Полезно удаляться от причин ко греху. Человек, находящийся близ повода ко греху, подобен стоящему у края глубокой ямы, и враг удобно ввергает его в нее, когда только захочет. Преподобный Пимен Великий († 450). Когда родители идут с маленькими своими детьми гулять: то обыкновенно детей пускают вперед, чтобы не выпускать их из виду. Вдруг откуда-нибудь из-за угла выбежит собака и бросится на детей. Что они делают? Сейчас же бросаются к родителям с криком: «Папа! Мама!» Они с детскою простотою, с чистой верой ожидают помощи от родителей. Так и вы, на пути вашей временной жизни, ежели искуситель наш диавол и начнет кознодействие, не смущайтесь и отнюдь не помышляйте обороняться своими собственными средствами, но с детской простотою спешите к Отцу Небесному с воплем: «Господи! Я создание твое; помилуй меня!» Не иметь брани невозможно, но побеждать или побеждаться от нас зависит. При сильных порывах надобно иметь воздержание как от пищи, так и от зрения, слышания и иметь умеренный сон, а притом сердце сокрушенно и смиренно. Без сего же последнего первые мало помогают. Когда побеждаешься, то знай, что наказываешься за возношение и за осуждение других. Смирись и спасет тебя Господь! Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Помни, что в тот час, когда на тебя нападают бесы, смотрит на тебя и Господь: как ты уповаешь на Него? Если ясно увидишь сатану, и он будет опалять тебя своим огнем, и захочет пленить твой ум, то опять не убойся, но крепко надейся на Господа и говори: «я хуже всех», и отойдет от тебя враг. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938). Когда увлекаешься в какой-нибудь грех, представь мысленно Страшный Суд и Судию и сим страхом воздерживай душу от худых пожеланий. Святитель Василий Великий (330–379). Когда плоть и дьявол склоняют к греху сладостью греха, тогда представь, что эта сладость совершенно противна, мерзка Человеколюбцу – и Он говорит тебе: если любишь Меня, то соблюди заповедь Мою (Ср.: Ин. 14:15 ), возбраняющую тебе делать зло, на которое ты склоняешься.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как научиться любить Бога? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. ( Лк. 10:27 ). Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. ( 1Ин. 2:15 ). Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. ( Рим 5:5 ). Нельзя брать духовную жизнь сверху, а нужно брать ее снизу: сначала очистить душу от страстей, приобрести терпение, смирение и т. п., потом полюбить ближнего, а затем уже Бога. Св. праведный Алексий Мечев (1859–1923). Умножение страха Божия есть начало любви. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Никто не может возлюбить Бога от всего сердца, не возгрев прежде в чувстве сердца страха Божия; ибо душа в действенную любовь приходит после того уже, как очистится и умягчится действием страха Божия. Блаженный Диадох Фотики йский (V век). Любовь рождается от бесстрастия; бесстрастие от упования на Бога; упование от терпения и великодушия; сии последние от воздержания во всем, воздержание от страха Божия, страх от веры в Господа. Преподобный Максим Исповедник († 662). Вера есть благонастроительное дарование; она рождает в нас страх Божий; страх же Божий научает соблюдению заповедей или устроению доброй деятельной жизни; из деятельной жизни произрастает честное бесстрастие; а порождение бесстрастия – любовь, которая есть исполнение всех заповедей, всех их в себе связующая и держащая. Святитель Феодор, епископ Едесский († 848). Любовь к Богу рождается и без научения, естественно, как благопризнательность за Божии благодеяния, ибо видим, что псы, волы, ослы любят питающих их. Святитель Василий Великий (330–379). Любовь к Богу рождается от беседы с ним. Беседа с ним – от безмолвия; безмолвие – от нестяжания; нестяжание – от терпения; терпение – от ненавидения похотей; ненавидение похотей – от страха геенны и чаяния блаженств. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Пребывающий всегда в молитве возжигается горячайшей любовью к Богу и восприемлет благодать Духа, освящающего душу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как смиряться при успехах? Благодатию Божиею есмь то, что есмь. ( 1Кор. 15:10 ). Кто хвалится, тот с горы свалится. Хвали жизнь при смерти, а день вечером. Русские пословицы. Преуспевать в добродетели значит преуспевать в смирении. Святитель Василий Великий (330–379). В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это ещё не значит, что он не станет из хорошего плохим. Блаженный Августин (354–430). Не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Содержи всегда в памяти превосходящих тебя добродетелью, чтобы непрестанно видеть в себе недостаток против их меры. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Если стяжал ты какой дар Божий или находишься в добром состоянии духовном, не воспринимай в самомнении суетного и мечтательного о себе помышления, будто ты нечто, и что враги твои не посмеют напасть на тебя, и ты столько ненавидишь их и презираешь, что сразу отразишь, если они осмелятся приблизиться к тебе. Как только так подумаешь, падешь легко, как осенний лист с дерева. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Столпы и чудотворцы падают, как видим в историях; чего уж ожидать тростям сокрушенным? Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своем исправлении. За это бываем оставляемы помощию Божиею, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает смотрением Божиим к познанию нашей немощи, – дабы мы смирились. Это очень может сделаться, что и все пороки от тебя отойдут, а останется один, который может все прочие собою заменить, это – гордость. Мы и не увидим, как она вкрадется, и довольна одна к погибели души. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). …Внутреннему труду конца нет, и никто не может сказать, что вот, наконец, такая сторона улажена и не требует борьбы. В то самое время, как кто подумает, что одолел какую-либо слабость или страсть, враг воздвигнет сильнейшую бурю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Каково истинное «доброе дело»? Уклонися от зла и сотвори благо. ( Пс. 33:15 ). Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. ( Мф. 5:16 ). Должно сперва, как от худого пути, удалиться от привычки к порочной жизни, а потом уже приступить к совершению добрых дел. Потому что невозможно приняться за доброе, не отступив наперед и не уклонившись совершенно от зла. Святитель Василий Великий (330–379). Напрасно тот трудится, кто начинает доброе дело без теплой сердечной молитвы. Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709). Доброе дело от цели познается, а не от самого дела. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Пусть какое-либо дело будет по себе самое простое и последнее, но когда оно творится единственно для благоугождения Богу и во славу Его, тогда оно бывает несравненно ценнее в очах Божиих, нежели многие другие высокие, славные и величайшие дела, совершаемые не с этой целью. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Без Божией Благодати мы ничего доброго не можем ни помыслить, ни сделать; а благодать Божия не подается самоуверенным и надеющимся на свои силы. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Не всякий делающий что-либо благое, делает это благоугодно Богу. И скажу вам, как это бывает. Случается, что кто-нибудь находит сироту убогую и красивую собою; она нравится ему по красоте своей, и он берет ее и воспитывает, как сироту убогую, но вместе как и красивую собою. Вот это и воля Божия, благая. Но не благоугодная. А благоугодная та, когда кто делает милостыню не по какому-нибудь побуждению человеческому, но ради самого добра, из одного сострадания: это благоугодно Богу. Совершенная же воля Божия есть та, когда кто творит милостыню не со скупостью, не с леностью, не с понуждением, но со всей силой и всем произволением, подавая так, как будто бы принимал сам, и так благодетельствуя, как будто бы сам принимал благодеяния: тогда исполняется совершенная воля Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Каковы отношения между членами Церкви? Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. ( 1Петр. 4:10 ). Каждый должен предпочитать себе всех. Святитель Василий Великий (330–379). Хотя благодать в каждом из христиан действует различно и делает их различными членами, однако же все они принадлежат к одному граду, все единодушны, единоязычны, разумеют друг друга. Как в теле членов много, но одна во всех душа, приводящая их в движение... Преподобный Макарий Великий (IV век). Представьте себе круг, начертанный на земле... предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог; радиусы же, т. е. прямые линии, идущие от окружности к центру, суть путь жизни человеческой. И так, насколько святые входят внутрь круга, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. Так разумейте и об удалении. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Будь в этом мире одно, по взаимной любви и служению, со всеми; и с тобой все будут одно – все Ангелы и святые человеки, и Сам Бог, и здесь, и тем более там – в Будущем веке, будет Бог все во всем ( 1Кор. 15:28 ). Достигай, человек, единства: всячески бегай духовного разделения посредством самолюбия, гордости, зависти, сребролюбия, сомнения, маловерия. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так они да будут в Нас едино ( Ин. 17:11:20–21 ). На эти слова Христа следует обратить особенное внимание. В них ясно определена сущность всего христианства: христианство не есть какое-либо отвлеченное учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть общая жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собой, что их единение можно уподобить единству Лиц Святой Троицы... Среди земных предметов не нашлось ни одного, с которым можно было бы сравнить новое общество спасенных людей. На земле нет единства, с которым можно было бы сравнить единство церковное. Такое единство нашлось только на небе. На небе несравненная любовь Отца, Сына и Духа Святого соединяет три Лица во едино Существо, так что уже не три Бога, но Единый Бог, живущий триединой жизнью. К такой же любви, которая многих могла бы слить воедино, призваны и люди, о чем и Христос молился Отцу Небесному: Пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет ( Ин. 17:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Обстоятельства вынуждают вас отложить исправление себя Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. ( Плач. 3:27 ). Уже секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. ( Мф. 3:10 ). Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. ( Мф. 24:44 ). Не откладывай до завтра: этому «завтра» никогда нет конца. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Не должно отлагать времени своего исправления, потому что завтрашний день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до завтрашнего дня. Святитель Василий Великий (330–379). Что сказал Христос? «Будьте готовы», а не «давайте, начинайте готовиться сейчас». С того момента, как Христос произносит слова «будьте готовы», каждый человек и, особенно, монах должен быть готов постоянно. Люди, стремящиеся закончить нескончаемые дела, заканчивают свою жизнь, имея духовные несовершенства. Старец Паисий Святогорец (1924–1994). Враг часто внушает такую мысль: «Пока еще ты молод, удовлетворяй своим пожеланиям. Сколько, думаешь, было людей, которые и в миру насладились, и небесного не лишены? И ты еще молод – ешь, пей, наслаждайся мирскими удовольствиями, под старость покаешься... Итак, внушающему тебе это скажи: «А если в молодости постигнет меня смерть и не доживу до старости, то чем буду оправдываться пред судилищем Христовым? Видим, что многие молодые умирают и старики живут долго. Дела Господни неисследимы»... Преподобный Ефрем Сирин (IV век). До смерти отлагать покаяние есть прелесть ума, нерадение о спасении и кознь дьявола, который таковую мысль в сердце человека влагает и научает Закон Божий бесстрашием нарушать, Бога прогневлять и покаяние день ото дня отлагать, чтобы так человека лестно погубить. Сего ради, когда хочешь блаженно умереть, таков ныне будь, каков быть при смерти желаешь. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Отлагательство – общий недуг и первая причина неисправимости. Всякий говорит: еще успею – и остается в старых порядках привычной недоброй жизни. Итак, пришла благая мысль исправиться – ухватись за нее, займись тем, чего ради она послана к тебе; и с сею целию прежде всего гони отлагательство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010