953 Чт. Общ. И. и Др. 1866, III, 706. «Не годен того, же то земля святая на себе носит». В эпическом приветствии или здравице: «Бувай здорова як рыба, гожа як вода, весела як весна, рабоча як пчола, а богата як земля святая». В клятве: «земля бы го святая не приимала». Буслаев, Русские пословицы и поговорки. Архив истор.-юрид. свед. II, 2, 44. Очерки русской народной словесности, I, 120. «А бы тебе свята земля не приняла». Е. В. Барсов , Очерки народного мировоззрения. Старая и новая Россия. 1876, III, 218. 956 Архив истор.-юр. свед. II, 2, 190. Снегирев, Допол. и приб. к собранию рус. народ. пословиц. Только напрасно пословицу эту Снегирев ставит в связь со стригольничеством (стр. 202, прим.). 957 Люцидариус, см. Летоп. рус. Литер. I, 2, стр. 54– По другим версиям, кости земли–камни. Потебия, Объяснение малор. и сродных народных песен, II, 589. Сучки деревьев с ветвями представлялись как руки с пальцами. Буслаев. Очерки, I, 12 сл.–Ср. представление о пути земном встречающееся у древних христианских писателей и у наших паломников. Веселовский, Разыскания в области дух. стиха, Ш, 42, прим. М. А. Голубцова , Поклонение св. граду Иерусалиму, 31.–У Кирика в его «Учении, имже ведати человеку числа лет», говорится: «О земленым поновлении. Земля пакы поновляется за 40 лет: да тех поновлений в толико ж лет 166, а последнего поновления 4 лета» («Учение» писалось в 6645 г. от С. М.). Подобные представления взяты, вероятно, из астрологии. Труды Общ. И. и Др. IV, 1, стр. 126 – 127. Ср. Чт. Общ. И. и Др. 1847, 6, стр. 32. 958 Буслаев. Очерки, II, 138; ср. 179: «Художественная форма олицетворения земли хотя и согласуется с мифическим народным представлением о матери сырой земли, однако в нашу духовную литературу вошла, без сомнения, из Византии» Сухомлинов, Исследов. по др.-рус. литер. 312 –13: «Виз. картинка на текст: «земля вертеп неприступному приносит». Земля в виде престарелой женщины в зеленой нижней одежде и красной верхней принимает дитя в свои объятия». 959 Киевская Стар. VIII, 697. Этногр. Обозр. XV, 160, Васильев, Антропоморф. представления в верованиях украинского народа. «Наша земля – мати Татяна». Г. Булашев, Украинский народ в своих легендах, I, 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Свирь, р. в Верх. Поднестровье 27 Святая Земля (см. также: Иерусалим, Палестина) 183, 263, 371, 372 Севастия, г. на вост. Мал. Азии 212 Севастополь, г. в Крыму 102 Севернобаварская марка, на границе с Чехией 234 Сев. м. 49, 250, 340 секеи, нар. в Трансильвании 57 Секешфехервар, г. в Венгрии 356, 372, 372 ц-вь св. Петра 372 Сексард, г. на юге Венгрии 357, 358 Селевкия (Селенция?), обл. неясной идентификации по соседству с Польшей 297, 297 сельджуки (турки-сельджуки), тюркский нар. 111, 159, 211, 212, 264, 264 Семиградье, одно из назв. Трансильвании (см.) 355, 355 Сена, р. во Франции 204, 238, 239 Сент-Омер, г. на сев. Франции 17 Сербия 357, 367 сербо-лужичане, см. Лужицы, лужичане Сигтуна, г. в Швеции 124, 140, 150 Силезия, обл. на юго-зап. Польши 30, 110, 177, 179, 203, 250, 318 Сицилия, о-в и кор-во 94, 94–95, 139, 235, 330, 343, 349 Скандинавия (Скандинавский п-ов) (см. также Европа Сев.), скандинавы (норманны) 22–24, 23, 37–38, 53, 53–54, 143, 143, 268, 273, 283, 283 Скифия, традиционный хороним неопределенного содержания 14, 33, 45, 124, 124, 127, 136, 136, 139–140, 139, 143, 145, 147–148, 148–150, 226, 238–239, 249, 268, 270, 303, 348–349, 350, 354 Скифские болота, одно из назв. Меотиды (см.) 126, 141, 141, 149 Скифский берег, одно из назв. Прибалтики (см.) 141, 149 Скифское м., одно из назв. Балтийского м. (см.) 125, 250, 250, 268 Сконе, обл. на юге Скандинавского п-ва 144–145, 150, 150 скотты, средневековое назв. кельтских насельников Ирландии и Шотландии 216 Славно, г. в Зап. Поморье 309 Славония, историческая обл. в Хорватии 360, 360 славяне вост. 25, 28–29, 39, 107 славяне зап. 30, 32, 51, 93,125,126–127,164, 254, 300 славяне полабские, обитающие по Эльбе (Лабе) (см. также: гаволяне, мильчане, полабы, сербо-лужичане) 42, 45, 66, 106, 125 славяне прибалтийские (см. также: лютичи, ободриты, поморяне, руяне) 55, 122, 125, 267, 287 Славяния (как назв. различных славянских земель), славяне (см. также: славяне вост., зап., полабские, прибалтийские) 15, 25–30, 32–33, 32–35, 34, 41, 42, 43, 45, 47, 63, 67–68, 74–75, 90, 90, 93, 97, 98, 107, 117, 124–127, 125, 127–130, 130, 139–140, 143, 144, 145, 147, 150–151, 150–151, 167, 185, 192, 206–207, 207, 216–217, 216, 218, 223, 235, 235, 250, 253, 258, 267–271, 268, 271, 277–278, 281, 298, 309, 327, 327

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арчер вывел пять принципов, по которым построена Книга Левит и которые можно считать основой ее богословских тем. (1) Искупленный народ должен быть святым (отделенным от других) для того, чтобы проводить поклонение Богу, которое заключается в системе жертвоприношений, замещающих собой пролитие невинной крови. (2) Благодать Божья (его святость?) требует, чтобы люди приближались к Нему только тем путем, который Он Сам определил, а не «каким-нибудь способом личного самооправдания». (3) Израиль, будучи свят для Бога (то есть, будучи привязанным к Богу), должен был воздерживаться от «всякой сексуальной непристойности» и «воздерживаться от контакта со всем, что портилось или подвергалось гниению». (4) Богу не разрешено приносить ничего нечистого или портящегося. (5) Религиозный год был составлен в соответствии со священным числом семь, которое «символизировало совершенный труд Божий»: (а) Седьмой день – святая суббота; (б) Седьмой год – субботний год; (в) За «семижды седьмым годом» следовал юбилейный пятидесятый год, в который вся земля возвращалась ее первоначальным владельцам; (г) Пасха справлялась вечером 14 дня месяца Авива; (д) Праздник Опресноков продолжался семь дней; (е) Пятидесятница праздновалась на пятидесятый день, следовавших за седьмой неделей; (ж) Три самых важных праздника проходили в течение месяца Тишри, седьмого месяца иудейского календаря (Праздник Труб, День Искупления и Праздник Кущей); Праздник Кущей продолжался в течение семи дней, в месяц Тишри. 229 Святость Бога Две повторяющихся фразы описывают неотъемлемую черту Бога – Его святость, и требования, которые в связи с этим предъявляются Израилю. Фраза: «Будьте святы, потому что Я свят» (11:44,45, 19:2, 20:7,26, ср. 21:8, 22:32) ясно рисует взаимоотношения Бога и Его народа – у святого Бога должен быть святой народ. Фраза: «Я – Господь Бог ваш [который вывел вас из Египта]» (11:44,45, 18:2,4,5,21,30, 19:2,3,4,10,12,14,25,31,32,34,36 20:7,24, 21:8, 22:33 23:22,43 24:22, 25:17,38 26:1:13) объясняет природу взаимоотношений между Богом и Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В горнице святого и славного Сиона, вкусивши со своими учениками ветхозаветную пасху и исполнив Ветхий Завет, Он умыл ноги ученикам, показывая (этим) символ святого крещения и потом, преломив хлеб, дал им, говоря: приимите, ядате, cue есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (Мф. XXVI. 21). Подобным же образом, взявши и чашу с вином и водою, передал им, говоря: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов; cue творите в Мое воспоминание (Мф. XXVI, 27 — 28). Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Сына человеческого возвещаете и воскресение Его исповедуете, дондеже приидет (1 Кор. Xl, 25 — 26)  . Итак, если Слово Божие — живо и действенно (Евр. IV, 32) и вся, елика восхоте Господь, сотвори (Пс. CXXXIV, 6); если Он сказал: да будет свет, и бысть, да будет твердь, и бысть (Быт. 1, 3, 6); если словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся сила их (Пс. XXXII, 6); если небо и земля, огонь и воздух и все украшение их совершены словом Господним, а также и это благороднейшее живое существо — человек; если Сам Бог Слово, восхотев, сделался человеком и из чистых и непорочных кровей святой Приснодевы бессеменно составил Себе плоть, то ужели Он не может сделать хлеб Своим телом, а вино и воду — Своею кровью? Он сказал в начале: да произведет земля бытие травное (Быт. I, 11), и даже доныне она, по орошении дождем, производит свои прозябения, возбуждаемая и укрепляемая божественным поведением. (Так и здесь) Бог сказал: cue есть Тело Мое; и cue есть Кровь Моя; и cue творите в Мое воспоминание; и по Его всесильному поведению бывает так (и будет), пока Он придет, ибо так сказано: дондеже приидет (1 Кор. XI, 26); и через призывание является дождь для этого нового земледелия, — осеняющая сила Св. Духа. Ибо, как Бог все, что Он сотворил, сотворил действием Святаго Духа, так и ныне действие Духа совершает то, что превышает естество и чего не может вместить ничто, кроме одной только веры. Како будет cue, говорит святая Дева, идеже мужа не знаю (Лук, 1, 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Казенных недоимок за 1879–1995 г. – 20–30 франков. Документ: Окончательная купчая крепость 1) на имя г. Халеби. 7. Близ города Хеврона На расстоянии часа от Хеврона находятся 2 участка земли, которые о. Антонин покупал по частям на имя Хаммури, одного из арабских шейхов Хеврона: а) участок Баляд-ен-Насара, что значит в переводе «христианское село». На этот участок у нас имеется 34 временных купчих крепости. Из них 26 и 27 заявляют о покупке 8 денюмов (7200 кв. метров=12800 кв. пик) земли. Получил ли Хаммури на эти две покупки необходимые деньги от о. Антонина, неизвестно, на них не имеется никаких расписок. Я убежден, однако, что деньги им были получены от о. Антонина, так как он, за неимением своих денег, получал их от о. Антонина, что доказывается его расписками под 25 и 35 и 36 относительно прочих покупок. 21 есть частный хюджет на покупку 16/24 частей одного участка. Несмотря на отсутствие расписки Хаммури, я думаю, что он получил от о. Антонина всю сумму в 345 фр. на эту покупку. 22, 23, 24, 30, 31, 32, 33 и 34 заявляют о покупке шейхом Хаммури 29% денюмов (26325 кв. м=46800 кв. пик) земли. Касательно их имеются припечатанные печатью Хаммури заявления на расписках 25 и 35 о передаче о. Антонину этих купчих крепостей на купленные для него шейхом земли и об обязательстве перевести эти купчие со своего имени на имя о. Антонина. 23 временные купчие крепости 37 по 59) заявляют о покупке 255 денюмов (=229500 кв. м=408000 кв. пик). Касательно их имеется серьезный документ – расписка за 36, припечатанная печатью Хаммури и подписанная в качестве свидетелей известным иерусалимским банкиром г-ном Валеро и его секретарем. Заявляя в ней о получении от о. Антонина 161 турецкой лиры (3703 фр.) в уплату за купленные им, шейхом Хаммури, земельные участки, он подробно перечисляет вышеупомянутые временные купчие крепости за 37–59 и обязуется перевести их со своего имени на имя о. Антонина. Сколько денег истратил о. Антонин на покупку всего этого участка, сказать с точностью трудно. Во всяком случае, эта сумма не может быть менее 11454 фр., так как на нее указывают расписки шейха Хаммури за 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 25, 28 и 35 и 36. Но, зная на основании прочих документов, как вообще дешево покупал о. Антонин земли в Палестине, мне кажется, что я не буду далек от такой цифры, оценив ныне этот участок в 25000–30000 фр. Это становится тем более вероятным, если принять в соображение, что здесь имеются развалины древней церкви, которая, по предположению А. Олесницкого (Святая Земля, изд. 1878, ч. II, стр. 130) 911 , была выстроена Евсевием, епископом Кесарийским, на месте Мамврийской рощи, вырубленной императором Константином, что, по мнению о. Антонина, здесь лежал путь, по которому бежала в Египет Пречистая Дева с Предвечным Младенцем, и что латинское духовенство часто бродит в этих местах, как бы под видом прогулок для учеников своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

И жизнь опять, как день светла! И я святой послышал голос: «Иди, твой Бог тебя блюдет! Ты мой! И не единый волос С твоей главы не упадет!» О, сколь велик Господь надзвездный! Когда б мой глас, как шум от бездны, Высоко в небе востекал, Тогда б я весь хвалою стал! Но, слабый, в бренном сем составе, — Что возглашу перед Творцом, Когда он, Дивный, в грозной славе, Идет на дольний мир судом? Земля, как грешница, трепещет, Когда в перунах метких блещет Святая правда. Но — Творец! — Будь страшен гром Твой нечестивым, Ты сломишь выи горделивым, А бедному не Ты ль — Отец? Псалом 32-й - Н.М. Шатров Радуйтесь и пойте стройно, Чада правды, похвалу Богу правды: вам пристойно На псалтири петь Ему. Пойте Богу! – Он всесилен, Правосуден, милосерд; С Ним Израиль в бранях тверд, И богатством изобилен. Пойте Богу! – Им крепка Царства нашего держава, И победы дивной слава Знаменита и громка. Словом Божьим утвердилась Звездных сводов высота, Духом уст Его свершилась Сила, жизнь и красота. Он изрек: «Да будет время, Тьма нощная, дневной свет; Да прозябнет, возрастет Кедра и былинки семя; Да прольются токи рек; Птицы в воздух вокрылятся; Звери в дебрях поселятся, Я явится человек». Рек… и вдруг хаос ужасный Вид прекрасный восприял: Солнца красного луч ясный Над землею возсиял, Миллионы звезд зажглися, Засветилася луна. Темных пропастей со дна Горы к небу вознеслися. Океан в брега вошел, Пальмы осенили сушу, - Все прияло образ, душу– Мир родился и расцвел. Да трепещет и смирится Пред Творцем своим вся тварь, Да повсюду воцарится Бог, единый мира царь! Он един в вселенной длани Держит жребий царств земных: Он един карает злых, И судьбами правит брани. Не забудьте Божий страх, Мира тленного владыки: Вы для смертного велики, Но пред Богом тот же прах. Многой силой не спасется Гордый сердцем властелин, Возмутится, ужаснется Сильный в битвах исполин. Как бы ни был быстробежен Конь его– он не надежен Для спасенья от беды: Правы Божии суды. Пред Всеведущим открыты Тайны скрытыя в душах; Как глубоко ни закрыты

http://azbyka.ru/fiction/psalmy-carya-da...

   Итак, тот, кто пожелал говорить о блаженной любви, должен сам прежде в чувстве вкусить ее плода, а затем, если позволит Источник любви, сладкий наш Иисус, давать и другим вкушать от плодов, которые принял, и тогда, несомненно, он принесет пользу ближнему. Ибо опасно для нашей души говорить недостоверно, судить о том, чего мы не знаем, и считать себя сведущими в том, чего мы на самом деле не видели.    Итак, возлюбленный читатель, твердо запомни, что иное дело — заповедь любви, исполняемая совершением добрых дел братолюбия, и иное — действие Божественной любви. И если первое могут исполнить все, если захотят, то второе — никоим образом. Ибо это не от дел наших зависит и не приходит по нашему хотению, когда и как пожелаем. Стало быть, бессмысленны хотения и дела (Рим. 3:23). Однако это вовсе не означает, что дела не нужны, — мы должны «приготовить путь Господу» (Мф. 3:3), то есть потрудиться над исполнением заповедей, чтобы душа была способна принять и сохранить Божественный дар.— Перев., и нам остается только показывать доброе произволение и обращаться с усердной молитвой к Самому Господу, ибо только в Его власти — дать или не дать просимое.    И если мы в простоте сердца совершаем свой путь, если подвижнически храним заповеди, если молимся усердно, с плачем и слезами, терпеливо и неотступно, и, как Моисей, хорошо стережем овец Иофора (Исх. 3:1), то есть мысли, помышления и духовные движения нашего ума, если мы знойным днем и холодной ночью непрестанных изменений боремся с искушениями, сокрушаясь в понуждении себя и смирении, — то вместе с другими Божественными дарами удостаиваемся боговидения и зрим купину, возжженную в наших сердцах огнем Божественной любви, горящую и неопаляемую (Исх. 3:2)!    И приблизившись к ней в умной молитве, мы слышим Божественный глас, в таинстве духовного ведения говорящий: «сними обувь твою с ног твоих, то есть оставь всякое свое желание и попечение века сего и подчинись Духу Святому и Божественной воле Его, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5). И, освободившись от всего, такой человек становится предстателем за народ и наносит раны фараону, то есть обретает рассуждение и распоряжение Божественными дарованиями и победу над демонами. А затем он получает Божественные законы, но не как Моисей, на каменных скрижалях, которые легко сокрушаются (Исх. 32:15—19), но в виде Божественных начертаний Святаго Духа, действующих в наших сердцах, и не десять только заповедей, но столько, сколько способны вместить ум, разум и естество...».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Казённых недоимок за 1879–1895 г. – 20–30 франков. Документ: Окончательная купчая крепость 1) на имя г. Халеби. 7. Близ города Хеврона На расстоянии часа от Хеврона находятся 2 участка земли, которые о. Антонин покупал по частям на имя Хаммури, одного из арабских шейхов Хеврона: а) участок Баляд-ен-Насара, что значит в переводе христианское село. На этот участок у нас имеется 34 временных купчих крепостей. Из них 26 и 27 заявляют о покупке 8 денюмов (7200 кв. метров=12 800 кв. пик) земли. Получил ли Хаммури на эти две покупки необходимые деньги от о. Антонина, неизвестно, на них не имеется никаких расписок. Я убеждён, однако, что деньги им были получены от о. Антонина, так как он, за неимением своих денег, получал их от о. Антонина, что доказывается его расписками под 25 и 35, и 36 относительно прочих покупок. 21 есть частный хюджет на покупку 16/24 частей одного участка. Несмотря на отсутствие расписки Хаммури, я думаю, что он получил от о. Антонина всю сумму в 345 фр. на эту покупку. 22, 23, 24, 30, 31, 32, 33 и 34 заявляют о покупке шейхом Хаммури 29 1/4 денюмов (26 325 кв. м=46 800 кв. пик) земли. Касательно их имеются припечатанные печатью Хаммури заявления на расписках 25 и 35 о передаче о. Антонину этих купчих крепостей на купленные для него шейхом земли и об обязательстве перевести эти купчие со своего имени на имя о. Антонина. 23 временные купчие крепости 37 по 59) заявляют о покупке 255 денюмов (=229 500 кв. м=408 000 кв. пик). Касательно их имеется серьёзный документ – расписка за 36, припечатанная печатью Хаммури и подписанная в качестве свидетелей известным иерусалимским банкиром г-м Валеро и его секретарём. Заявляя в ней о получении от о. Антонина 161 турецкой лиры (3703 фр.) в уплату за купленные им, шейхом Хаммури, земельные участки, он подробно перечисляет вышеупомянутые временные купчие крепости за 37–59 и обязуется перевести их со своего имени на имя о. Антонина. Сколько денег истратил о. Антонин на покупку всего этого участка, сказать с точностью трудно. Во всяком случае, эта сумма не может быть менее 11 454 фр., так как на неё указывают расписки шейха Хаммури за 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 25, 28 и 35 и 36. Но, зная на основании прочих документов, как вообще дёшево покупал о. Антонин земли в Палестине, мне кажется, что я не буду далёк от точной цифры, оценив ныне этот участок в 25 000–30 000 фр. Это становится тем более вероятным, если принять в соображение, что здесь имеются развалины древней церкви, которая, по предположению А. Олесницкого (Святая Земля, изд. 1878 г., ч. II, стр. 130) 106 , была выстроена Евсевием, Епископом Кесарийским, на месте Мамврийской рощи, вырубленной Императором Константином, что, по мнению о. Антонина, здесь лежал путь, по которому бежала в Египет Пречистая Дева с Предвечным Младенцем, и что латинское духовенство часто бродит в этих местах, как бы под видом прогулок для учеников своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2802       Олесницкий A.A. Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873–1874. Ч. 1–2. Κ., 1875, 1878. 2804       Олесницкий A.A. По вопросу о раскопках в 1883 году на русском месте в Иерусалиме//Зап. Имп. Рус. археологич. об-ва. 1887. Т. 2. С. 187–245. 2805       Басаргина Е.Ю. К истории проекта Палестинского комитета//Вспомогательные исторические дисциплины XXX: К 70-летию И.П. Медведева. СПб., 2007. С. 434–439. 2806       Императорское Православное Палестинское Общество. 1882–2007: История. Хроника. Современность. M., 2007; Крылов А., Сорокина Н. Императорское Православное Палестинское общество и отечественное востоковедение. M., 2007; Императорское Православное Палестинское общество: К 130-летию со дня основания. Международная научная конференция. Москва, 10 ноября 2011 г. M., 2012; Правосл. Палестин. сб. Вып. 108. К 130-летию Императорского Православного Палестинского общества. M., 2012; Khrushkova L. Prawosavne Towarzystwo Palestiskie//Encyklopedia Katolicka. T. XVI. Lublin, 2011. Kol. 153–154. 2807       Устав Русского археологического института в Константинополе. Одесса, 1894; Uspenskij F. Notes sur l’histoire des études byzantines en Russie//Byzantion. 1926. T. II. P. 1–53; Басаргина Е.Ю. Русский археологический институт в Константинополе: Очерки истории. СПб., 1999. 2809       Горянов Б.Т. Ф.И. Успенский и его значение в византиноведении: (К столетию со дня рождения: 1845–1945)//Виз. временник. 1947. Т. 1/26. С. 83–96; Басаргина Е.Ю. Ф.И. Успенский: обзор личного фонда//Архивы русских византинистов… С. 45–57; Khrushkova L. Uspenskij F.I.//PChA. Bd. II. S. 1259–1260. 2810       Успенский Ф.И. Константинопольский серальский кодекс восьмикнижия//Изв. РАИК. 1907. Т. XII. С. 1–255. 2811       Сюзюмов М.Я. Научное наследие Б.А. Панченко//Виз. временник. 1964. Т. 25. С. 32–52; Khrushkova L. Panczenko В.А.//Encyklopedia Katolicka. Т. XIV. Lublin, 2010. Kol. 393; Eadem. Pancenko A.//PChA. Bd. II. S. 986. 2812       Панченко Б.А. Рельефы из базилики Студия в Константинополе//Изв. РАИК. 1912. Т. XVI. 1–359. Эта монография посвящена только скульптурным плитам, полностью материалы раскопок не публиковались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 Чт. Общ. И. и Др. 1860, 3, 706. «Не годен того, же го земля святая на себе носит». В эпическом приветствии или здравице: «Бувай здорова як рыба, гожа як вода, весела яквесна, рабоча якь пчола, а богата як земля святая». В клятве: «земля бы го святая не приймала». Буслаев, Русские пословицы и поговорки. Архив истор.-юрид. свед. 2. 2, 44. Очерки русской народной словесности, 1, 120. «А бы тебе свята земля не приняла». Е.В. Барсов, Очерки народнаго мировоззрения. Старая и новая Россия, 1876, 3, 218. 31 Григорий Богослов : «Мартиниан ушел в землю, матер всех». Иоанн Златоуст: умершие скрываются «в недрах матери всех земли». Цитаты у Diemrich’a, о.с. 69 и 76. В апокрифе об Иоанне Богослове умирающий апостол говорит: «Привлекше землю – матерь мою, покрыйте мя». Франко, Апокрифи и легенди, 3, 55. Ср. Dietrich, о.с., 69. 32 Архив истор.-юр. свед. 2, 2, 190. Снегирев, Доп. к приб. к собранию рус. народ, пословиц. Только напрасно пословицу эту Снегирев ставит в связь со стригольничеством (стр. 202, прим.) 33 Люцидариус, см. Летоп. рус. литер. 1, 2, стр. 54. По другим версиям, кости земли – камни. Потебня. Объяснение малор. и сродных народных песен, 2, 589. Сучки деревьев с ветвями представлялись как руки с пальцами. Вуслаев. Очерки, 1, 12 сл. – Ср. представление о пупе земном, встречающееся у древних христианских писателей и у наших паломников. Веселовский, Разыскания в области дух. стиха, 3, 42. прим. М.А. Голубцова, Поклонение св. граду Иерусалиму, 31. – У Кирика в его «Учении, имже ведати человеку числа лет» говорится: «О земленем поновлении. Земля паки поновляется за 40 лет: да тех поновлений в толико ж лет 166, а последнего поновления 4 лета» («Учение» писалось в 6645 г. от С.М.). Подобные представления взяты, вероятно, из астрологии. Труды Общ. И. и Др. 4, 1, стр. 126–127. Ср. Чт. Общ. И. и Др. 1847, 6, стр. 32. 34 Буслаев, Очерки, 2. 138; ср. 179: «Художественная форма олицетворения земли хотя и согласуется с мистическим народным представлением о матери сырой земле, однако в нашу духовную литературу вошла, без сомнения, из Византии». Сухомлинов, Изследов. по др.-рус, литер. 312–13: «Виз. картинка на текст: «земля вертеп неприступному приносит». Земля в виде престарелой женщины в зеленой нижней одежде и красной верхней принимает дитя в свои объятия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010