1869. Iudee T. III. p. 69. 30 Guerin. Description... 1874–5 Samarie. t. I. p. 201; t. II. p. 41. Robinson. Palästina. B. II. S. 567. 32 По 2Пар.13:4,19 Авия, царь иудейский, в войне с Иеровоамом, царём израильским, располагает свое войско «на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых». После поражения израильтян, он преследует их до Вефиля, который и завоевывает с некоторыми другими городами. Город Цемараим упоминается наряду с Вефилем в числе городов Вениаминовых ( Нав.18:22 ). Но точное положение его, а также горы Цемараим неизвестно. Полагают, что он лежал к востоку от Вефиля. Lange. Theologisch-homiletis hes Bibelwerk. A. T. Ш, S. 227. 35 Guerin. De cription. Iudee. t. I. p. 363–384. A. A. Олесницкий. Святая земля. Т. II. Стр. 223–225. 36 Köhler. Lehrbuch der Biblischen Geschichte Alten Testamentes. 1881. II. Hälfte S. 94. 95. 135. Riehm. Handwörterbuch des Biblischen Alterthums für gebildete Bibelleser. S. 1264–65. Köhler. Lehrbnch. II. S. 95. 96. 40 ) A. A. Олесницкий говорит только o двух дорогах от Иерусалима до Яфы. «По одной чаще ходили ко гробу Господню древние христианские пилигримы из Европы, по другой чаще или даже исключительно ходят пилигримы нынешние». «Первая дорога представляет собою путь узкий в трудный среди раскиданных известковых гор, чрез едва доступные даже для пешеходов рытвины и скалы... Вторая дорога, в своем нынешнем виде, представляет совершенно удобное, хотя не без крутых подъемов, шоссе, легко могущее служить полотном для железной дороги». Первая дорога – вефоронская, вторая – чрез Кириаф-ель-Енаб (Абу-Гош). Святая Земля. 1878. Т. II. Стр. 221–222. 41 Севернее вади Солейман и пути вефоронского какая-то вади перерезывает всю западную часть горного Ханаана. Восточные её выходы к Ель-Бире находятся как раз на одной линии с западным выходом к тому же месту вади Сувеинит. Вместе взятые обе эти вади перерезывают весь Ханаан во всю его ширину от Средиземного моря до Иордана в юго-восточном направлении и еще лучше, чем указанная в тексте линия, могли бы быть естественною границею между средним и южным Ханааном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26:31–35 Иисус предсказывает отречение Петра(см.: Мк. 14:27–31 ; ср.: Лк. 22:31–34 ). Слова ибо написано относятся не только к предсказанию судьбы Иисуса, но и Его учеников. Но в ст. 32 надежда возрождается через ясное пророчество о воскресении Иисуса и указание на то, что Он покинет обреченный на печальную судьбу Иерусалим и встретит Своих учеников в Галилее, где воскресший Мессия восстановит Свое верховное владычество (см.: 28:7,16–20). Но до того, как это свершится, Петр отречется от Него, вопреки своей твердой уверенности в себе. Следует отметить, однако, что, хотя падение Петра было особо предсказано и описано (69,70), он был не единственным отступником: все ученики разделяли уверенность Петра (35) и все отреклись от Него (31). Примечание. 31 Стих из Зах. 13:7 – один из самых загадочных из тех, которые имеют отношение к отвержению и страданию Мессии; ср.: Зах. 12:10 , который цитируется в Мф. 24:30 , и Зах. 11:12,13 в Мф. 27:9,10 (а также Зах. 9:9 в Мф. 21:5,6 ). 26:36–46 Гефсимания (см.: Мк. 14:32–42 ; ср.: Лк. 22:39–46 ). Это святая земля. Здесь нам предоставляется возможность проникнуть внутренним взором во взаимоотношения, которые существовали между Иисусом и Отцом, и осознать уникальность Его миссии и непостижимую цену. Оливковый сад, известный под названием Гефсимании, был расположен за городом и был излюбленным местом отдыха во времена праздников в Иерусалиме. (Большинство паломников останавливались здесь на ночлег, поскольку город в это время был переполнен). Если бы они выбрали другое место, то планам Иуды не суждено было бы осуществиться в ту ночь, но Иисус не стремится избежать Своей судьбы, предсказанной Им Самим. Эти тексты показывают, что Он принял свой путь не как неизбежную необходимость, а восприняв волю Отца. Но при всем том, это не было спокойное, бесстрастное решение. Выражение начал скорбеть и тосковать недостаточно глубоко передает охватившее Его смятение. Перспектива предстоящих страданий (см.: коммент. к 20:22, где объясняется значение слова «чаша») угнетала Его, и Он просил Бога, если это позволяет Его замысел, пронести чашу мимо. Здесь Иисус предстает перед нами как тот, кто остро нуждается в человеческой поддержке (38), хотя и в этом Ему было отказано, потому что ученики Его уснули. В этих стихах – неопровержимое свидетельство подлинной человеческой природы Иисуса (как в Евр. 5:7–9 ). Это придает всему мощную эмоциональную окраску, удостоверяя, что исполнение воли Отца для Него – неоспоримый приоритет.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Череда пророчеств в главах 13–23 представляет собой неоднородную структуру. Пророчество о Вавилоне, как и все тексты о народах, имплицитно содержащее в себе предсказание благополучия Израиля, прерывается включенным в главу 14:1–3 (также имплицитным) возвещением милости Господа к Иакову и Израилю. Пророчество о бедствиях Египта (18–20) прерывается предсказанием обращения Египта (19:18–22). Не только Египет, но и Ассирия прославит Бога Израиля. Израиль разделит со своими заклятыми врагами прерогативы, которые до этого были даны только ему (19:23–25). Схематически композиция раздела, включающего в себя главы 13–23, выглядит так: Первая часть пророчеств: 13:1–14:32 Вавилон: 13:1–22 Царь Вавилонский: 14:4–23 Ассур: 14:24–27 Земля Филистимская: 14:28–32 (датировка:14:28) Вторая часть пророчеств: 15:1–20:6 Пророчество о Моаве: 15:1–16:14 Пророчество о Дамаске и Израиле: 17:1–11 Предсказание горестей Ассура: 17:12–14 (ст. 14 «Мы») Предсказание горестей Эфиопии: 18:1–7 Пророчество о Египте: 19 Сообщение о символических действиях: О Египте и Эфиопии: 20:1–6 (ст. 1: датировка; ст. 6: «Мы») Третья часть пророчеств: 21–23 Вавилон: 21:1–10 Дума/Эдом: 21:11–12 Аравия: 21:13–17 Иерусалим: 22:1–14, 15–19, 20–25 (ст. 1 и 25: «пророчество» и «тяжесть/груз ») Тир и Сидон: 23:1–18 1.3 Главы 24–27 (т.н. «апокалипсис Исаии»: образы последних времен) В отличие от предшествующих текстов, в которых рассматриваются судьбы отдельных народов, в главе 24 говорится уже не о конкретных народностях, а обо всей земле в целом (24:1, 3, 4, 5, 6, 11, 13, 16, 17, 18, 19, 20). Универсальная перспектива сохраняется вплоть до Ис.24:23 . Затем внимание переключается на гору Сион и Иерусалим. Словосочетание «гора Сион» из главы 24:23 повторяется 27:13 в виде выражения «святая гора в Иерусалиме». Раздел, чаще всего называемый «апокалипсисом Исаии» (хотя такое наименование может ввести в заблуждение) легко разделяется на две части (главы 24:1–23 и 25:1–27:13): сам Яхве производит опустошение и разорение на земле (24:1–23; ср. также 26:21). Но Его могущество (23:24) гарантирует «спасение» посреди всеобщего опустошения (25:9; 26:1). Местом спасения становится «гора» (25:6, 7, 10), то есть гора Сион (24:23; ср. 27:13). Тематически важным элементом является «город»: образ спасенного Богом города (26:1) составляет контраст с «опустевшим городом» (24:10, 12) и с городом, разрушенным Богом (25:2; 27:10). 1.4 Главы 28–35 (весть о суде и благоденствии для Израиля и Иуды/Иерусалима)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Долготерпелив Господь. Но страшен и гнев Его. Возмездие земное уже близится. Победоносные полки Добровольческой армии, объединившие почти весь Юг, Сибирская армия адмирала Колчака, подошедшая к Волге, армия генерала Юденича, освобождающая Петроград, западные полки славян, приближающиеся к Киеву, уже сжали железным кольцом Красную армию. И близок час, когда силой оружия, благословляемые Православной Церковью русские полки с крестом и священными знаменами войдут в Кремль Москвы. Наступит час расплаты. И вожди ваши еще раз предадут вас – с награбленными миллионами они найдут способ убежать и скрыться, а вас оставить для расплаты. Покайтесь. Сознайте преступления свои, безмерные и тяжкие. Вспомните, что и вы когда-то были верными чадами Церкви Христовой. Смойте слезами раскаяния ту кровь, которая на руках ваших. Отрекитесь от сатаны. Сложите оружие ваше. Земная власть пощадит кающихся. А перед Богом вы должны искупить грехи всею вашей последующей жизнью. И тогда Господь, веруем, простит вас, примет в лоно Свое, как отец принимает блудного, но раскаявшегося сына. ГАРФ. Ф. Р-440. Оп. 1. Д. 55. Л. 61–62. Машинопись. Материал Осведомительного агентства для информирования печати от 7 июня 1919 г. Жизнь. 1919. 36. 6 июня. (Ежедневная общественно-политическая и литературная газета.) В сокращенной редакции, без смысловых разночтений. 32. Обращение Собора к Кубанскому казачьему войску 23 мая 1919 г. Благодать и мир от Господа Сил да будет с вами! Неисповедимым судом Божиим послано Родине нашей по грехам нашим великое и тяжкое испытание, и мы являемся свидетелями и очевидцами таких ужасов, каких давно уже не видала земля. Кровь и не чужая, а своя же, русская, братская кровь льется ручьями, слезы обездоленных сирот, несчастных вдов и матерей грозят затопить собою все, от непрекращающихся страданий стоны и вопли не умолкают ни на минуту, и, несомненно, они уже достигли неба и дошли до слуха Господа Саваофа. Но самое страшное в этом ужасе не кровь и стоны, не страдания и вопли, а озверение человека и забвение им Бога. Русь Святая, земля Святорусская явилась местом таких кощунств и издевательств над Святыней, равных которым трудно указать. Но Господь явил Свою милость и в сие тяжкое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIX в. натурное изучение И. было затруднено до захвата города (1833) егип. правителем Ибрагим-пашой. В 1856 г. амер. библеист Э. Робинсон (см. статьи Археология библейская , Святая земля ) начал обследования туннеля Езекии, 3-й стены Агриппы I Ирода и арки у юго-зап. угла платформы храма (арка Робинсона). В 1864-1865 гг. представители Корпуса Королевских саперов Ч. Уилсон и Ч. Уоррен, прокладывая инженерные коммуникации в И. ( Wilson, Warren. 1871. P. 3-32), обследовали весь город, составили картографический очерк и нанесли контуры И. на 1-ю точную карту Палестины, ставшую основой для дальнейших исследований. В 1865 г. был создан Палестинский исследовательский фонд , к-рый, опираясь на результаты работ военных инженеров, приступил к натурному изучению И. В 1867-1870 гг. Уоррен выстроил исторический план И. Он проследил линии городских стен и обследовал Храмовую гору, решив при этом проблемы точной локализации храма и 3 древних стен И. с севера ( Warren. 1876). С 4 сторон ограды храма были проложены несколько шахт и туннелей (тур. администрация запрещала вести раскопки ближе 12 м от стен). При этом были открыты часть древней стены И. в юго-вост. углу Храмовой горы (т. н. Уорренова стена Офел) и одна из древних систем водоснабжения (вертикальная «шахта Уоррена» и связанные с ней туннели у Гихона). Планы и измерения, сделанные Уорреном, очень точны. В 1894-1897 гг. на западных и восточных холмах работали амер. археолог Ф. Дж. Блисс и англ. архит. А. Дики ( Bliss, Dickie. 1898), их проект включал изучение самой южной из древних стен и туннеля к Гихону. Хотя предложенные ими датировки кладок устарели, описания их технических особенностей сохраняют свою ценность. В посл. четв. XIX в. в городе Давида, в районе крепости Антония и арки «Се человек», работал Ш. Клермон-Ганно ( Clermont-Ganneau. 1896). В 1909-1910 гг. к нему присоединился Л. Ю. Венсан (его привлек М. Паркер, в поисках сокровищ храма Соломона тщательно изучавший Гихон и склон над ним). Паркер очистил подземные туннели и «шахту Уоррена», включая туннель Езекии. Венсан составил отчет о работе и нанес на план города древние водные артерии И., а также подходы к источнику. Он пришел к выводу, что древний И. располагался на вост., а не на зап. холме.

http://pravenc.ru/text/293782.html

1360 Даммасские ворота отождествляют с Ефремовыми и Вениаминовыми. Herzog. Real-Encyclopädie, Band XVIII, S. 627. Zeller. Biblisches Wörterbuch. В. I, S. 676. Олесницкий. Святая Земля. Ч. I, стр. 469 и 474. – Норов, там же, стр. 332. 333. 1363 Кедрон не имел своего источника, но наполнялся только зимними дождями. Zeller. Bibl. Wörterbuch., I, 792 (Kidron, Bach). 1368 Отсюда Тит впервые увидел Иерусалим с его величественным храмом. Josephus Flavius. De Bello Judaico, V, 2, § 3. Норов (цит. соч., ч. 2., стр. 3) снимал вид Иерусалима, помещенный на 335 стр. 1-й части его соч. Ritter (ibidem., s. 516) с него восторгался утренней панорамой Иерусалима с его куполами и минаретами при свете восходящего солнца. 1370 Теперь это место носит название: Tuleil el Fulil (Fûl). Ritter. Erdkunde; В. XVI; Ss. 111. 520. 521. 1371 Развалины ее укреплений уцелели еще и до настоящего времени. Ritter. Erdkunde В. XVI, s. 539. 1373 Ritter. Erdkunde. В. XVI. Ss. 111. 521. Robinson. Notes on Biblical Geogr.: Gibeah of Saul в Bibliotheca Sacra. New-Jork. 1844. Pp. 600–602. 1378 1Цар.10:26; 11:4; 15:34; 18:19; 26:1 . – Подробнее о Гиве см. у Rimmer’a. Erdkunde. В. XVI. Ss. 111:323:385:518:520:521:522:526:528:536:538:539. Cf. Riess. Bibl. Geographie. S. 25. – Солярский. Опыт библ. словаря, том I, стр. 415–416. Hersog. Real-Encykl, В. V, S. 144 und В. XIV, s. 744. Zeller, Bibl. Wörterb. В. I. S. 501–502. Норов, Пут. по св. земле, т. 2. Стр. 5. 1381 Ritter. Erdkunde. В. XVI. Ss. 103. 535. По Иерониму – на 7 миль (рим.) от Иерусалима. Riess. Bibl. Geogr. Ss. 9. 1383 Об источниках у Rimmer’a. Erdk. В. XVI. S. 535 и Норова. Путеш. по св. зем., ч. 2, стр. 9, который, кстати сказать, ошибочно принял Е1 Birch за древний Гаваон. 1399 О Вакхиде см.: 1Макк.7:12. 8. 19; 9:1. 25. 32. 34. 43. 57. 63. Josephus Flavius. Antiqq. XII, 10. 11; XIII, 1. 1403 Ritter, ibid. Cf. Manndrell. Journey. 1867. 25 March., p. 64:65. – На этом промежутке от Вефиля до Гофны Eli Smith отыскал первый сохранившийся след выложенной плитами viae Romanae, ведшей от Иеру­салима в Кесарию. Ritter. Ibidem.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

58 58 A Popular Commentary on the New Testament. Edited by Philip Sehaff. 1880. Vol. II, p. 303. Blackley and J. Hawes. The Critical English Testament. 2 ed, 1889. Uol. II, p. 47. David Brown, vol. V I, p. 32 и др. 60 60 Римские императоры назывались Κριοι τζ οχουμνηζ: Meyer Comment. on the N. Testam. Mark, Luke, vol. 1, p. 316; Franz, Corp, Inser. III. p- 205. 72 «Помпей, взяв Иерусалим, сделал иудеев данниками»: Chron. Euseb. ad Qlymp., стр. 179; los. Antig. XIV. 4.5, 79 Ирод построил Августу храм из белого мрамора в Панее, будущей Кесарии Филипповой, потом в Самарии, воздвиг в Кесарии над храмом колоссальную статую Августа, которого он обоготворил под именем Юпитера Олимпийского. Гейки, стр, 7 и 58. 82 Безрассудная расточительность Клеопатры доходила до того, что за обедами она пила вино из расколотых жемчужин, так что цена обедов доходила до миллиона сестерций, что на наши деньги равняется 80,000 руб. Гейки, стр. 42. 86 Макробий передает, что Август, давая разрешение Ироду убить Антипатра, с едкой иронией заметил: лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном. Macrob. Saturn., И, 4. 91 Πσα οχουμνη – весь населенный мир, т. е. Римская Империя, orbis terrarium. К Палестине это слово никогда не прилагалось, так как на языке евреев «святая земля», разумеется. Иудейская всегда противополагалась всем остальным странам языческим. 92 В надписях и обращениях Римские императоры именовались «владыками вселенной» – χριοι τς οχουμνη. 93 Римский император – всесильный ,,бог» земной. Культ императора выше всех древних языческих культов. Воля императора – воля богов, и нарушитель этой воли не только политический преступник, но и богоотступник. 95 Все эти грамматические и филологические тонкости указаны у Plummaer " a, The International, Critical Commentary on the st. Luke, 4 edit. 1901. p, 50 96 Alfor, «The Greek Testam.» 1898. Uol. I, p. 455. Weseler, в англ. пер. стр, 129–135; A. W. Zumpt. Ellicott, The Life of our Lord, p. 58 и 59 и прим. к 58 стр. Caspari, p. 35. Проф. Глубоковский, стр. 46–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/p...

Пройдя базилику Гефсиманской Молитвы и свернув в направлении к юго-восточному углу городских стен, мы увидим в глубине долины четыре монумента. Первый из них называется «Мавзолей Авессалома» и связывается в литературе с историей гибели мятежного сына Давида (3 Цар. 18:18). На самом деле, он на тысячу лет «моложе», поскольку характерные для памятника черты взаимодействия египетской и греческой архитектур можно датировать не «глубже», чем временем Маккавеев (II в. до P. X.). Местные арабы называют этот памятник «тиарой фараона». Рядом находится гробница Иосафата – она и дала имя всей долине. Похоже, оба памятника были как-то связаны между собой, так как высечены из одной скалы. Третий памятник называется в путеводителях гробницей св. апостола Иакова. Апостол, по преданию, был сброшен здесь со стены Храма, возвышавшейся напротив. Местные жители знают его как «диван фараона». Две колонны поддерживают дорический архитрав, надпись на котором гласит, что вообще-то это семейная гробница Бен-Гецира (1 Пар. 24:14; Неем. 10:20). Последний, четвертый монумент называется гробницей Захарии. В нижней своей части он напоминает мавзолей Авессалома, но накрыт не «тиарой», а пирамидой, цельно высеченной из камня. По поводу третьего и четвертого памятников высказывалось мнение, что они являются взаимодополнительными частями единого погребального комплекса, как и два первые. Продолжая прогулку по Кедронской долине и оставляя слева от себя Гору Соблазна (дословно, по-гречески, «Скандала»), названную так в память об алтарях иноземным языческим богам, воздвигнутых здесь Соломоном в угоду своим многочисленным женам-язычницам (для ортодоксальных иудеев, действительно, скандал), приходим к подножью горы Офель, к единственному в Иерусалиме подземному питьевому источнику, именуемому обычно «Источник Девы». Жители деревни Силуан называют его «Умм аль-Дарадж» – «Мать ступеней». 32 ступени вниз нужно пройти, чтобы спуститься к воде. В Библии этот источник называется Тихон. Первоначально к нему шла от Верхнего Города крутая, почти вертикальная шахта. По ней-то, кстати, и проникли в свое время в Иерусалим воины Давида. Царь Езекия (ок. 700 г. до P. X.) приказал прорубить туннель через гору, соединив источник Тихон с резервуаром, вошедшим в историю как Силоамская купель. Вода и сейчас течет этим древним извилистым акведуком, и при желании паломник без опасности для жизни – высота стен туннеля около 1,5 м – может пройти расстояние в 533 м, пробитое строителями Езекии. Силоамская Купель

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Богородский находит возможным признать, что у Соломона работали и египтяне в количестве 80,000 человек, как можно заключать об этом из переписки между Соломоном и египетским царем Вафрием, сохраненной Евсевием Кесарийским в его Praeparatio evangelica, Lib. IX cap. 31. 32. Богородский. Еврейские цари. Стр. 357. Чтобы приблизить к пониманию громадную массу рабочих, употребленных Соломоном при построении храма, можно указать на то, что «наибольший камень, оставленный необделанным в каменоломне (царских пещер вблизи дамасских ворот Иерусалима)... потребовал бы для своего передвижения 50,000 рук». A. А. Олесницкий . Святая Земля. Киев. 1875. Т. I. Стр. 14. Этот камень, конечно, не был исключением. Происходит он из времени Соломона или нет, для нас безразлично. 299 Этим только и указанною выше очередию ограничивает различие между рабочими из евреев и хананеев Богородский. Евр. цари. Стр. 345. 300 Тений предполагает, что израильтяне работали не совсем без платы, но ничем не доказывает своего предположения. Keil. Die Bücher der Könige. S. 47. 301 Громадное количество золота (всего 108,000 талантов) и серебра (1,017,000 талантов), более 5,000,000 фунтов золота и более 800,000,000 серебряных рублей, полагая сикль равным половине лота (1 тал.=3,000 сикл.), представляется невероятным и наводит на мысль или о порче числ, особенно в 1Пар.22:14 (Köhler, Lehrbuch. II. S. 323), или o неизвестности для нас веса и цены еврейского галанта (Филарет. Начертание церковно-библейской истории. Изд. 7. Стр. 268). Дорогие камни, медь, железо, мрамор по причине множества не исчислены. 302 Вопреки общему мнению Кёлер (старается доказать, что 666 талантов золота составляют не ежегодный доход Соломона, а доход в одном единственном году (in einem einzigen Jahre), в том именно, когда доходы Соломона достигли высшей степени. Это было, по нему, в том году, когда офирский флот принес 420 талантов. Остальные недостающие 246 до 666 талантов составляют ту сумму, которую царь получил в том году от переложенных на деньги доходов со своих имений, от податей с подданных, от своих других торговых предприятий и от подати с покоренных народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

792) Опыт священной географии, сост. свящ. П. Вигилянским, Спб. 1808, 4 VIII, 84, с картами Палестины. (Сопик. 7885). 793) География священная, собранная из достоверных писателей Ив. Тодорским, с картами, М. 1810, 8 , 61, 12 (Сопик. 2782). 794) Священная География, показывающая происхождение народов, состояние Палестины, от Авраама до покорения римлянами, с историч. и географич. замечаниями, с алфавитным указателем, 15 картами и планом Иерусалима, составлена В. П. П. (Поляковым?) Спб. 1846, 8 , IV 125 с. Издан 2, 1848, 8 , XIV, 226 с.; 2 р. 50 к. (Отеч. Зап. 1847, т. 52, отд. VI, стр. 37; Финск. Вестн. 1847, т. 15, отд. 5, стр. 46–47). 795) География Палестины, составленная для свящ. новозаветной истории, с приложением описания Св. мест, географической карты Палестины и планов древнего Иерусалима и иерусалимского храма, А. Рудакова , Спб. 1855. Издание 10-е Спб. 1868. Тоже сочинение, под заглавием: Географический и топографический очерк Палестины при Иисусе Христе, приложение к Свящ. Истории Нового Завета, свящ. А. Рудакова . Спб. 13-е издание, 1871, 8 . Есть и отд. оттиски, 8 , 54 стр. 796) Изображение (гравир. на меди) Св. земли обетованныя, юже Мойсей древле прехождаше четыредесять лет, такожде и в новой благодати, что содеяшеся на оных местах чрез Христа Спасителя Бога нашего и учеников Его. За повелением Царского Пресветлейшего Величества сия Святая земля преведенная и изображенная с латинския древния хартины и тисненю предана ново в Москве, под надзрением генерал-лейтенанта Я. В. Брюса, лета 1716 (Пекарск., II, 655). 797) Атлас древнего света, Лапи. С присовокуплением подробной карты Палестины и плана Иерусалима, описанного Шатобрианом, составлены Алексеевым. Спб. 1841; 1 руб. 40 коп. 798) Географический атлас древнего мира, сост. С. Барановский, Спб. 1842. Здесь, между прочим, Сирия с Палестиной, храм иерусалимский, план Иерусалима. 799) Атлас и таблицы для обозрения истории всех земель и государств, Хр. Крузе и Фр. Крузе. Спб. 1843. 800) Атлас священно-исторический и географический, состав. В. П. П. (Отеч. Зап. 1847, т. 32, отд. 6, стр. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010