Священники окружали ковчег, левиты и священники и весь Израиль стояли по одну и по другую сторону, как написано: Весь Израиль, старейшины его и надзиратели, и судьи его, стали с той и другой стороны ковчега (8:33). Обратили лицо свое к горе Гаризим и начали благословение: благословен человек, который не делает себе изваяния, ни литого кумира, и все как один отвечали: проклят человек, который делает себе изваяние или литой кумир (ср. Втор. 27:15 ), и все как один отвечали: аминь, и так до завершения благословений и проклятий. Затем принесли камни, построили алтарь и покрыли его известью и написали на нем слова Торы на семидесяти языках, как написано: очень явственно ( Втор. 27:8 ) " 322 . Это отрывок из Мишны. Как видно из этого описания, Талмуд представляет событие как некую литургию, с церемониями и антифонными возглашениями. Притом, описанное здесь, как видим, несколько отличается от повелений Второзакония. Что же было написано на камнях, покрытых известью? Вся Тора, как считает иудейская традиция 323 ? Декалог, как полагают некоторые современные комментаторы 324 ? Ориген и Св. Иоанн Златоуст на основании LXX 325 считают, что текстом было Второзаконие: «Иисус строит жертвенник из цельных камней и пишет на них Второзаконие» 326 . Бл. Феодорит и бл. Августин в своих толкованиях на книгу Иисуса Навина пропускают без внимания это событие. Ориген посвящает ему целую гомилию (IX гомилия на книгу). Для него, рассматривающего весь Ветхий Завет через призму Нового, алтарь есть новозаветная Церковь , камни, из которых был построен алтарь, – христиане: «Все мы, верующие в Иисуса Христа, называемся живыми камнями, как утверждает Писание» 327 (ср. 1Петр. 2:5 ). Фундамент Церкви – Христос как краеугольный Камень, в основании Церкви – тоже камни: апостолы и пророки (ср. Еф. 2:20 ) 328 . Второзаконие, согласно LXX, написанное Иисусом Навином на камнях алтаря становится у Оригена «новым законом», «законом Евангелия», который «Иисус написал на живых камнях, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях нашего сердца» 329 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Так, в I Послании к Коринфянам апостол Павел подробно объясняет правила жизни христиан, находящихся в браке. Однако, при этом, он говорит и о втором пути для христианина – о пути безбрачия. После своих рекомендаций для супругов-христиан, он добавляет следующее: Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7: 7–9). В этих словах апостола мы видим новое осмысление Таинства Брака и противоположного ему девства. Апостол Павел говорит христианам о том, что девство, для достижения состояния духовной чистоты и святости, является предпочтительнее, чем брак. Однако при этом, апостол Павел не отрицает брака как такового, наоборот, он говорит о том, что и законный брак также является для человека средством спасения своей души для Царства Небесного. Святитель Феофан Затворник видит в этих словах следующий смысл: «Цель речи апостола – сказать наставление тем, кои вне супружеского союза состоят, после того как сказал состоящим в нем; а таких два класса: одни совсем не брачились, а другие овдовели после брака. Что же он говорит им? Хорошо пребыть им, как я – то есть одним совсем не брачиться, а другим не вступать в брак после вдовства» с. 325]. Однако блаженный Феодорит Кирский к этому прибавляет: «Но если не можете сносить приражений похоти, и душа наша немощна для сего подвига, потому что нет в ней пламенного усердия к доброму, то никакой закон не возбраняет вам вступать в брак» с. 326]. Отсюда видим, что апостол Павел разумно обращается и к хранящим девство, и к семейным христианам, давая каждой стороне необходимые для их жизни наставления. Кратко скажем об институте христианского монашества. С момента своего зарождения, примерно в III веке по Рождеству Христову, монашество стало постепенно проявлять в своей сущности те идеалы девства, о которых говорит нам Священное Писание.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так понимают это место многие современные экзегеты, объясняющие эти слова в историческом смысле, дальше которого некоторые из них (напр. Гитциг, Де-Ветте и т. и.) и не идут. И Ап. Павел, доказывая, на основании этих стихов псалма, замену ветхозаветных жертв жертвою, принесённою Спасителем, после приведения этих стихов, оставляя без внимания выражение, названное нами пока непонятным, говорит: „сказав прежде т. е. Иисус Христос (к Которому он относит предыдущие слова), что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех (которые приносятся по закону), Ты (Боже) не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: се иду исполнить волю Твою, Боже. Отменяет первое, чтобы поставить второе” ( Евр. 10:8–9 ). Ап. Павел ясно, таким образом, показывает, что произносящий означенные слова выражает в них ту общую мысль, что он, вместо неугодных Богу жертв, обещается исполнить волю Его, а так как эта воля в псалме представляется высказанною раньше, то, следовательно, можно сказать, что Апостол видел здесь замену жертв послушанием воле Божией. В чём состоит это послушание воле Божией, певец этого не определяет в разбираемых словах. Он говорит об этом весьма неопределённо. Однако же видно, что он хочет совершить что-то положительное, а не удержаться от чего либо, как думают иные 324 . „Вот я иду, чтобы исполнить волю Твою, Боже, и закон Твой у меня в сердце” говорит псалмопевец. К этому ещё он ранее заявил, что то, что он готов исполнить, уже было заявлено прежде. Кем это было заявлено: самим-ли им, или предначертано Богом и где, – всё это здесь не показывается. Ап. Павел, равно как LXX, высказываются в этом месте насколько частнее, но также не вполне определённо. Они только вместо „в свитке книжном”, как буквально переводится с еврейского (би мегиллат сефер) 325 согласно с переводами Акилы и Симмаха, переводят ν κεφαλδι γραμματικ что у нас переводится: „в главизне книжной” 326 . Почти все более замечательные немецкие экзегеты расходятся в определении того места, которое в частности имеется здесь в виду, но почти все соглашаются в том, что здесь под разумеется книга Закона Моисея, или вообще Тора 327 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил. Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору. Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него 325 . Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами 326 . В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Точнее и нагляднее объяснил это св. Феофилакт: как нельзя сказать, что ум иногда бывает без слова, так и Отец Бог не был без Сына. Отношение Сына Божия к Богу Отцу есть отношение вечного сопребывания с Ним; Сын Божий, как Слово, от вечности рождается от Бога Отца, как Ума, внутренним образом, бесстрастно. Кроме того, наименование Слово показывает отношение Сына Божия ко всем тварям: «Сын называется Словом потому, что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, по и по соединению с Отцом и потому, что являет Его. А иной сказал бы может быть, что относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший Сына познал Отца, и Сын есть выражение Отчего естества, поскольку и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове тот, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом». Далее, это наименование выражает отношение Сына Божия к людям, сообщившего им откровение об Отце: «потому еще наименовал Евангелист Сына Божия Словом, что Сын пришел возвестить нам об Отце. Вся, яже слышал от Отца Моего, сказах вам», 323 и «Он возвестил нам о свойствах Отца, подобно как и всякое слово объявляет настроение ума». Итак, по учению отцов Церкви, «слово» обозначает как безначальное, бесстрастное рождение Сына Божия от Бога Отца, так и откровение Бога Отца через Сына миру и людям. Св. Писание, и преимущественно Евангелие св. Иоанна, подтверждает это учение: 1) в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 324 2) Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть, в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. Им создано все, что на небесах, и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. 325 3) И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истицы; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца... Бога не видал никто, никогда; единородный Сын, сущий в ведре Отчем, Он явил. 326

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Упоминаемый в Послании к Римлянам Эраст, «городской казнохранитель», фигурирует также во Втором Послании к Тимофею, где Павел пишет, что он «остался в Коринфе» ( 2Тим. 4:20 ). Имя и должность этого человека выгравированы на каменной плите, найденной в 1929 году при раскопках в Коринфе. 325 «Брат» Кварт мог, как думают некоторые ученые, 326 быть братом Эраста-казнохранителя. Однако это совсем не обязательно, так как Павел довольно часто добавляет слово «брат» к именам упоминаемых им членов общин. О Тертии – секретаре Павле, писавшим под его диктовку, – мы говорили в книге об апостоле Павле. 327 Там же мы коснулись вопроса о диктовке как наиболее распространенном в древности способе составления писем. Павел, вероятно, пользовался этим способом при составлении всех своих посланий. Однако готовый текст, написанный рукой секретаря, визировался самим апостолом. Об этом свидетельствуют такие формулы в концовках некоторых посланий: «Мое, Павлово, приветствие собственноручно» ( 1Кор. 16:21 ); «Видите, как много 328 написал я вам своею рукою» ( Гал. 6:11 ); «Приветствие моею рукою, Павловою» ( Кол. 4:18 ; 2Фес. 3:17 ). Тертий – единственный из всех секретарей Павла, оставивший собственноручную приписку к тексту его послания. Однако во многих посланиях Павла фигурируют имена его соавторов: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» ( 1Кор. 1:1 ); «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» ( 2Кор. 1:1 ; Кол. 1:1 ); «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ( Флп. 1:1 ); «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат» ( Флм. 1 ); «Павел и Силуан и Тимофей» ( 1Фес. 1:1 ; 2Фес. 1:1 ); «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия» ( Гал. 1:1–2 ). Степень участия упоминаемых лиц в составлении текстов посланий Павла остается предметом научной дискуссии, однако весьма вероятно, что они, как и Тертий, выполняли секретарские функции. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Флм 1:1–25 22 ноября, св. Апостолу Филимону. ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ Зачало 303 304 305 306 307 308 309 310 311А 311Б 312 313 314 315 316 317 318А 318Б 319 320 321А 321Б 322 323 324 325 326 327 328 329А 329Б 330 331А 331Б 332 333А 333Б 334 335 Послание к Евреям, зачало 303 Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти дни последние говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и сотворил миры. Сын, будучи излучением славы и отпечатком сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив очищение грехов, воссел по правую сторону Величества в небесах, сделавшись настолько превосходнейшим ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда Бог сказал из ангелов: “Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”? и еще: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: “И да поклонятся Ему все ангелы Божии”. И если об ангелах Он говорит: “Делающий ангелов Своих ветрами и служителей Своих пламенем огня”, – то о Сыне: “Престол Твой, Боже, во век века” и: “Скипетр правоты есть скипетр Царства Его. Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие; поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости преимущественно перед общниками Твоими” и: “В начале Ты, Господи, основал землю, и дела рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; как одежду, и будут изменены; но Ты – один и тот же, и лета Твои не кончатся”. Евр 1:1–12 Суббота 1 седмицы Великого поста. Навечерие Рождества Христова. Послание к Евреям, зачало 304 В начале Ты, Господи, основал землю, и дела рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребываешь, и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; как одежду, и будут изменены; но Ты – один и тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из ангелов Бог сказал: “Сядь по правую Мою сторону, доколе Я не положу врагов Твоих в подножие ног Твоих”? Не все ли они служебные духи, посылаемые на служение для имеющих наследовать спасение? Поэтому мы должны быть особенно внимательными к слышанному, чтобы не унесло нас течением. Ибо если сказанное чрез ангелов слово оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, как мы избежим, вознерадев о столь великом спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, было в нас утверждено слышавшими от Него.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Но сам же Тилльмон прекрасно видел, что этот аргумент не имеет решающего значения, так как Евсевий мог и продолжить свою хронику уже по окончании истории. И кроме того в самой же истории сохранилось указание на то, что она закончена до смерти Криспа т. е. до средины 326 года 117 . Однако Тилльмон и в самой истории Евсевия находит указание на то, что она окончена не ранее 325 года: история доходит до победы Константина над Ликивием и выражает радость и всеобщее спокойствие, какие за него следовали, отмечает опубликование различных законов, которые распространяли повсюду доброту, благочестие и великолепие Константина. Евсевий говорит, что счастье, которым теперь наслаждаются христиане, заставило забыть прошедшие бедствия. Все это не могло совершиться в один – два месяца. И вдобавок Евсевий передает об этом как уже о прошедшем. Невероятно поэтому, думает Тилльмон, чтобы Евсевий окончил свою историю раньше начала 325 года, когда Павлин – по хронологии Иеронима – уже умер или по крайней мере был переведен в Антиохию, и Евсевий, посвящая ему свою последнюю книгу, не преминул бы упомянуть об этой перемене и сделать из этого предмет ложной похвалы, как он это делает в книгах против Маркелла 118 . Гарнакк тоже полагает написание 10-й книги церковной истории, издание всей истории в 10-и книгах и продолжение хроники до 325 года, между концом 324 и первыми месяцами 325 года 119 . В действительности в 10-й книге церковной истории Евсевия не сохранилось никаких указаний на то, что она писана спустя слишком год после окончательной победы Константина над Ликинием. Событием, прошедшим эта победа была уже и в конце 323 – начале 324 года, и Константин и за 2– за 3 месяца имел возможность издать достаточное количество указов в пользу христиан. При том же и 10-ая книга едвали целиком написана Евсевием после 18 сентября 323 года. Большую половину ее (17 страниц из 33-х по издании Швартца) занимает панегирик, произнесенный Евсевием при освящении тирского храма (X, 41–72); далее следуют указы Константина и Ликиния; и уже в самом конце (X, 8–9) Евсевий в виде Anhang’a сообщает о гонении Ликиния и об окончательной победе Константина. Нужно думать поэтому, что и эту книгу Евсевий начал писать еще до начала гонения Ликиния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Раны душевные тяжелее телесных. Как можно осуждать, когда сам грешник. Часто осуждаем малый грех, а у самого гораздо больший. Многие не замечают этого тяжкого греха – осуждения. Брать пример с Христа, Который никого не осуждал. Как телесное страдание ближнего вызывает у нас сожаление, так и человека, духовно страждущего, не осуждать, а пожалеть. Не замечать чужих ГРЕХОВ. Чтобы избежать искушения осудить, посмотри на себя, ибо и ты ранами греховными покрыт. Беречься даже рассуждать о согрешающем. Чтобы избавиться от осуждения, удаляться от разговоров и людей злых. Осуждение начальствующего более тяжкий грех. Осуждение пастыря – тяжкий грех. Осуждение пастырей есть диавольская хитрость. Беречься осуждать пастыря. Подающий СОБЛАЗНЫ к осуждению также виновен (8, с.629–636). Осуждение – пагубная страсть Желающие достигнуть спасения не должны обращать внимания на недостатки своих ближних и осуждать их, ибо осуждение также является одной из пагубных страстей (6, с.127). Связь осуждения с гневом и памятозлобием Страсти (гнева и памятозлобия) не только сами по себе мучат душу христианина, но и открывают вход в нее другим страстям, и в первую очередь клевете и осуждению (7, с.325). Откуда берет начало страсть осуждения Препятствием в деле спасения человека является осуждение. Свое пагуб­ное начало оно берет не от одной какой-либо страсти, а из нескольких, как-то гордости, родоначальницы всех страстей, зависти, погубившей наших прародителей, и злобы, которая существует в мире не для созидания мира и благополучия, но для смут и раздоров, приносящих многие бедствия и стра­дания людям. Страсть осуждения может действовать в человеке по причине злой его привычки завидовать благополучию ближних, а также в силу его нетерпеливости (2.181) (7, с.326). Что внешне выражает осуждение Губительно влияя на человеческую душу, страсть осуждения средством своего внешнего выражения имеет язык человека (7, с.326). Осуждение – яд, убивающий душу Каждый человек приходит в трепет и ужас, увидев какое-либо смертоносное вещество, способное лишить его земной жизни. Однако упиваться в осуждении ядом греховным, убивающим душу, эту Божественную жемчужину, никто не устрашается и не остерегается (4.82) (7, с.326).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Bellarmini t. III De sacr. Eucharistiae. Becani t. II opusc. opusculor. Характер заимствований Заимствовано с значительными сокращениями, касающимися указания видов заблуждения относительно таинства Евхаристии и изложения их сущности. Кроме того, есть разница в определении времени появления ереси Беренгария и Виклефа. 304–305 предисл. 181–185 op. V de coena Calv. III 306–307 вед. 1-е 963, §§ 1–4, 967 Заимствовано с сокращением в изложении учения кальвинистов и лютеран об Евхаристии. de coena Luih. op. V. 307–308 962–963, §§ 1–3 Буквальный перевод 313 а –315 а 187 1 C 188 2 B Заимствовано с незначительными сокращениями. De sacr. in spec. 315 б –316 б 647, § 2 322 а –323 а 191 1 C 192 2 C Заимствовано с распространением в изложении одних и тех же мыслей. 323 б –324 б загражд. 1–2 191 1 DE 2 A Заимствовано с значительными переделками. 193 1 AB 324 б –325 а Заимствованы мысли, изложенные в подробностях самостоятельно. 191 1 AB Заимствовано в сокращении. 325 а –326 а Заимствовано с привнесением свидетельств из Евангелия и посланий Ап. Павла об установлении таинства Евхаристии. 326 б –327 б 201 2 D 202 1 AB Заимствовано с значительным распространением. загражд. 7-е 191 1 E 2 A Заимствовано с переделками. Заимствовано в сокращении. 328 б –329 а 199 2 CD Заимствовано с значительным распространением. 330 а –331 а 269 2 BCDE Заимствовано с сокращением и переделками. 210 1 DE Заимствовано без изменений. 331 б –333 а 210 2 E–211 1 ABCD Заимствованы мысли, изложенные в подробностях самостоятельно. 333 а –334 а Заимствовано с присоединением пояснительных примеров на стр. 334 а . 247 2 E–248 1 A 354–355 XXXIII 334 б –335 б 211 2 ABCDE 212 1 A Заимствовано с сокращениями. 351–352 360 б –363 б 282 2 –284 1 A Заимствована общая мысль о чудесах, как доказательствах присутствия в Евхаристии истинного Тела и Крови Христа, при различии самих свидетельств о чудесах. et. Becani de sacr. in spec. 658, §§ 1, 2 363 б –373 б показ. 1–3 266–277 Заимствованы общие мысли, раскрытые в подробностях самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010