Нил (1380–1388) Антоний IV (1389–1390) Макарий (вторично) (1390–1391) Антоний IV (вторично) (1391–1397) Каллист II Ксанфопул (1397) Матфей (1397–1410) Евфимий II (1410–1416) Иосиф II (1416–1439) Митрофан II (1440–1443) Григорий III Маммас (1443–1453) Афанасий (1450) Геннадий II Схоларий (1454–1456) Приложение 20 «Александрийские патриархи» Апостол и евангелист Марк (42–62/63) св. Аниан (62/63–83/84) св. Авилий (84–98) Кердон (98–109) Прим (110–121) Юст (Юстин) (121–130) Евмен (131–144) Mapk II (Маркиан) (144–154) Келадион (Келладий) (154–167) Агриппин (Агриппа) (167–180) Юлиан (Юлий) (180–189) Димитрий (189–231) Иракла (231 или 232–246/47) св. Дионисий Великий (247/48–264/65) св. Максим (Максимиан) (264/65–282) св. Феона (282–300) Петр Александрийский (300–311) Ахилла (312–313) св. Александр I (313–328) св. Афанасий Великий (328–336) Пист (337–338) св. Афанасий, повторно (337–339) Григорий (339–346) св. Афанасий, 3-й раз (346–356) Георгий (357–358) Георгий, повторно (361) Лукий (361) св. Афанасий, 4-й раз (362) св. Афанасий, 5-й раз (364–365) Лукий, повторно (365) св. Афанасий, 6-й раз (366–373) Петр II (373–374) Лукий, в 3-й раз (375–378) Петр II, повторно (379–380) св. Тимофей I (380–384) Феофил, Патриарх (384–412) св. Кирилл Великий (412–444) Диоскор (444–451) св. Протерий (451–457) Тимофей II Элур (457–460) Тимофей III Салофакиол (460–475) Тимофей II Элур повторно (475–477) Петр III Монг (477) Тимофей III Салофакиол, повторно (477–482) Иоанн I Талайя (482) Петр III Монг, повторно (482–489) Афанасий II Килит (489/90–496/97) Иоанн II Мелис (496–507) Иоанн III Никиот (507–516/17) Диоскор II (516/17–520) Тимофей IV (520–535) Феодосий I (535–537) Гайна (Гайан) (537) Павел Тавеннисиот (539–540/41) Зоил (541–551) св. Аполлинарий (551–568) Иоанн IV (569–579) св. Евлогий (580–607/08) Феодор Скрибон (607/08–609) св. Иоанн V Милостивый (609/10–619/20) Георгий I (621–630) Кир (630/31–642) Петр IV (642–644) вдовство кафедры Иоанн VI (?) Евтихий (?) Петр V (?) Петр VI (?) (кон. VII в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Флавий Валерий Константин I Великий (272–337 гг.) был сыном августа Констанция Хлора. При Диоклетиане и Галерии служил в армии. После смерти отца Констанция Константин был войсками провозглашен августом в Эбуракуме (совр. Йорк). Константин успешно воевал на рейнской и дунайской границах. В 310 г. он лишил власти Максимиана, бывшего соправителя Диоклетиана, и после смерти Галерия в 311 г. одержал в 312 г. победу в союзе с Лицинием над Максенцием, сыном Максимиана Геркулия, в битве у Мальвиева моста близ Рима. Первоначально победители разделили империю, но к 316 г. Константин отвоевал у Лициния большую часть Балканского полуострова и после победы над Лицинием и его казни стал единоличным правителем империи. Константин провел реформу управления и административного деления. В период 317–333 гг. три его сына (Константин II, Констанций, Констант) были провозглашены цезарями, соправителями и наследниками. Соответственно государство было разделено на 4 префектуры (Восточную, Иллирик, Италию и Галлию), подразделявшиеся на 14 диоцезов и 114 провинций. В 326 г. Константин окончательно избрал столицей Византий, который в 330 г. переименовал в Константинополь. Константин усилил чиновничий аппарат и учредил консисторий (тайный императорский совет). Но при этом сенаторы активно привлекались к управлению. Также Константин провел реформу армии: войска были разделены на подвижные и постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах, а преторианцы были распущены. Кроме того, приток в армию германцев принял массовый характер. Поворот к христианству произошел у Константина в период борьбы с Максенцием. В 313 г. Миланским эдиктом христианство было признано равноправной религией. С этого времени Константин активно вмешивался во внутрицерковные дела. В 325 г. Константин созвал в Никее I Вселенский собор, поощряя деятельность церкви в распространении христианства. К 337 г. персы заняли области, приобретенные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но смертельно заболел и скончался в Никомедии. Незадолго перед смертью он принял крещение от Евсевия Кесарийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

The Greek New Testament ed. by Kurt Aland and others; последнее, 4-е изд. — 1993 г. 309 Nestle-Aland. Novum Testamentum Graece; последнее, 27-е изд. — 1993 г. «Нестле-Аланд» — комбинация двух собственных имен (фамилий) нескольких немецких ученых, занимавшихся и занимающихся критическими изданиями греческого текста Нового Завета, сначала независимо друг от друга, затем вместе: Эберхарда Нестле (1851–1913), чей сын Эрвин продолжил дело отца, и Курта Аланда (р.1915), дело которого продолжила его жена Барбара. 310 См.  Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб. 1999. С. 132. 311 На сегодняшний момент имеется критическое издание славянского текста Евангелия от Иоанна: Евангелие от Иоанна в славянской традиции п/ред. Алексеева А.А. и др. РБО. СПб. 1998. 312 «В своих крайних проявлениях либеральная мысль видит в Иисусе всего лишь иудейского крестьянина, склонного к обличениям в ханжестве и лицемерии современных Ему религиозных институтов. Павел же, по ее мнению, эллинизировал память об Иисусе, сделав Его Сыном Божиим; при таком видении Павел точно выглядит как основатель христианской религии.» — Brown R. P. 439. 313 Кассиан, еп. С. 148. 314 Charpentier E. P. 45. 315 См.  Charpentier E. P. 45. 316 См.  Fitzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1332-3. 317 См.  Fitzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1329-30. 318 Кассиан, еп. С. 150. 319 В Кассиан, еп. С. 150, сн. 1 говорится об особенностях пунктуации этого стиха, от чего зависит смысл. 320 См.  Кассиан, еп. С. 150-1. 321 Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 337. 322 Об аутентичности пастырских посланий — см. § 53. 323 Побробнее см.  Кассиан, еп. С. 152. 324 Кассиан, еп. С. 146. 325 Charpentier E. P. 45. 326 Charpentier E. P. 46. 327 Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 337. 328 См.  Fitzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1333. 329 О возможных датировках см.  Fitzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1333; Kümmel W.G. P. 252-5. 330 Аверинцев С.С. Павел.//София-Логос. Словарь. Киев. 2000. С. 143. 331

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя: Константин 6 мин., 03.06.2020 Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» —  «Именины» . Значение имени: восходит к латинскому  constans  — «постоянный, стойкий» День именин: 3 июня Святой равноапостольный Константин Великий Император Константин (272–337 гг.) — первый христианский император, основатель государства, известного как Византия, правитель Римской империи в 306–337 гг. Назван равноапостольным, поскольку не только прекратил гонения на христиан, длившиеся с перерывами около 300 лет, но де-факто превратил христианство в основное вероисповедание Римской империи. Родился Константин в Дакии — римской провинции, располагавшейся большей частью на территории современной Румынии. Его отец Констанций Хлор служил здесь наместником императора. Со временем отец стал вторым, а позже и главным правителем западной части Римской империи (в то время у империи было четыре правителя: по два на Востоке и на Западе). В это время Константин нес службу в восточной части империи, которой управлял император Диоклетиан. Он воевал в Африке, Персии и дослужился до высокого воинского чина — стал трибуном первого разряда. В 306 году отец скончался, и британские легионеры, среди которых тот завоевал особенную любовь и уважение, провозгласили правителем западных римских провинций 34-летнего Константина. Несколько лет ему пришлось сражаться с соперниками. Накануне сражения с Максенцием, узурпировавшим власть в Риме, Константин увидел в небе крест, словно сотканный из света, и надпись «Сим побеждай». А в следующую ночь, пишет его современник Евсевий Кесарийский, Константину явился Христос, повелевший использовать символ креста для защиты от врагов. Тогда Константин, еще с детства воспитанный матерью в христианской вере, велел вышить на воинском знамени крест, повел войско на Рим и 28 октября 312 года одержал победу. Двенадцать лет Константин правил империей совместно с восточным соправителем Лицинием. В 313 году они издали Миланский эдикт, впервые уравнявший христиан в правах с язычниками. Еще двумя годами раньше римская власть запретила гонения на христиан и позволила им свободно исповедовать свою веру. Теперь же Церкви возвращались и храмы, и имущество, христиане стали равноправными гражданами римского государства.

http://foma.ru/imja-konstantin.html

308. The Greek New Testament ed. by Kurt Aland and others; последнее, 4-е изд. — 1993 г. 309. Nestle-Aland. Novum Testamentum Graece; последнее, 27-е изд. — 1993 г. «Нестле-Аланд» — комбинация двух собственных имен (фамилий) нескольких немецких ученых, занимавшихся и занимающихся критическими изданиями греческого текста Нового Завета, сначала независимо друг от друга, затем вместе: Эберхарда Нестле (1851–1913), чей сын Эрвин продолжил дело отца, и Курта Аланда (р.1915), дело которого продолжила его жена Барбара. 310. См. Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб. 1999. С. 132. 311. На сегодняшний момент имеется критическое издание славянского текста Евангелия от Иоанна: Евангелие от Иоанна в славянской традиции п/ред. Алексеева А.А. и др. РБО. СПб. 1998. 312. «В своих крайних проявлениях либеральная мысль видит в Иисусе всего лишь иудейского крестьянина, склонного к обличениям в ханжестве и лицемерии современных Ему религиозных институтов. Павел же, по ее мнению, эллинизировал память об Иисусе, сделав Его Сыном Божиим; при таком видении Павел точно выглядит как основатель христианской религии.» — Brown R. P. 439. 313. Кассиан, еп. С. 148. 314. Charpentier E. P. 45. 315. Cм. Charpenmier E. P. 45. 316. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1332-3. 317. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1329-30. 318. Кассиан, еп. С. 150. 319. В Кассиан, еп. С. 150, сн. 1 говорится об особенностях пунктуации этого стиха, от чего зависит смысл. 320. См. Кассиан, еп. С. 150-1. 321. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 337. 322. Об аутентичности пастырских посланий — см. § 53. 323. Побробнее см. Кассиан, еп. С. 152. 324. Кассиан, еп. С. 146. 325. Charpentier E. P. 45. 326. Charpentier E. P. 46. 327. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 337. 328. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1333. 329. О возможных датировках cм. Fimzmyer J.A., S.J. Paul.//NJBC. P. 1333; Kümmel W.G. P. 252-5.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

   К середине V века, несмотря на то что христианизация общества была еще далеко не полной, уже ясно определилась модель союза между Империей и Церковью. Определилась она не вдруг, а через эмпирическую эволюцию, к которой теоретически не была готова ни та, ни другая сторона. Император Константин I (305—337), первый «христианский император», был вначале приверженцем монотеистического культа солнца. Он, вероятно, пережил какой-то личный опыт обращения, связанный с битвой у Мульвийского моста против узурпатора Максенция (312), но изменение в его религиозной политике не было резким. В результате сражения он вошел в Рим, город преимущественно языческий, во главе армии, также в подавляющем большинстве языческой, и был провозглашен Августом в империи, в которой христиане все еще были незначительным меньшинством. Он продолжал призывать «непобедимое солнце» (sol invictus) на монетах и в официальных документах, оставаясь «высшим первосвященником» (pontifex maximus) официального римского синкретического язычества. Он практически ничего не изменил в традиционном поведении и политических методах римских императоров. Так, например, он приговорил к казни своего бывшего единомышленника Лициния (вместе с ним подписавшего эдикт о веротерпимости), которого он победил (324), а позже своего сына Криспа и свою жену Фаусту (326). Эти казни произошли в то самое время, когда Константин покровительствовал Никейскому собору, на котором и председательствовал (325). Тем не менее во все время своего царствования в качестве единственного Августа он все больше и больше отождествлял Высшее Божество, которому поклонялся в юности, со Христом, которому поклонялись христиане. В то же самое время он стал простирать свое внимание и на дела Церкви и оказывать милости духовенству. Вероятно, по неспособности примирить в сознании и в теории обязанности римского императора и личные нравственные требования христианина, он откладывал свое крещение до смертного часа (337). Крещение это было совершено арианским епископом Евсевием Никомидийским. Поэтому, может быть, неверно называть Константина «первым христианским императором», поскольку он не участвовал в таинствах и богослужениях Церкви до своих последних часов. Тем не менее и несмотря на арианское крещение, православная Церковь признала его святым «равноапостольным»; на самом деле ни один человек в истории не способствовал, прямо или косвенно, обращению стольких людей в христианскую веру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

В основу богословия иконоборческого собора легло учение императора Константина V Копронима. Вероопределение собора сохранилось в составе Шестого деяния Седьмого Вселенского собора, в ходе которого еретическое учение было опровергнуто. Иерийский лжесобор постановил: «…определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения. Никакой человек да не дерзает заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-либо с этого времени дерзнет устроить икону, или покланяться ей, или поставить ее в церкви, или в собственном доме, или же скрывать ее, такой, если это будет епископ, или пресвитер, или диакон, то да будет низложен, а если монах или мирянин, то да будет предан анафеме, и да будет он виновен и пред царскими законами; так как он противник Божиих распоряжений и враг отеческих догматов» 193 . Упоминание царских законов делало иконопочитание не только ересью и вероотступничеством, но и государственным преступлением, которое каралось светской властью со всей возможной жестокостью. 2. Иконоборческая теология императора Константина Копронима Иконоборческую теологию предложил император Константин V Копроним в сочинении «Πεσεις», которое сохранилось в составе опровержений («Αντιητικ») свт. Никифора Константинопольского (PG. 100. Col. 205–373) 194 . В изложении прот. Валентина Асмуса богословие императора заключается в следующих тезисах: «…Истинный образ должен быть единосущен своему первообразу, из чего следует, что единственный истинный образ Христов – Св. Евхаристия, “ибо Хлеб, Который мы приемлем, есть образ Тела Его... не так, что всякий хлеб – Тело Его, но только тот, который священническим служением вознесен превыше рукотворенного, на высоту нерукотворенного” (Ibid. Col. 337). Вещественный образ, которым желали бы “описать” Первообраз, мог бы представить лишь человеческую природу Христа, а не Божественную Его природу. “Богомужное”, объединяющее божество и человечество, изображение Христа и невозможно, и еретично: если изображать одну человеческую Его природу, раздвояется Его Личность и в Св. Троицу вводится четвертое лицо, если же пытаться изобразить единую Личность, получится слияние природ и притязание на описание неописуемого Божества. И в том и в другом случае иконопочитатели еретичествуют, впадая или в несторианство, или в монофизитство (Ibid. Col. 309–312)». О самом императоре прот. В. Асмус добавляет: «Есть немало свидетельств, что он выступал против почитания святых и даже Богородицы (Theoph. Chron. P. 439; PG. 100. Col. 344; 98. Col. 80; 95. Col. 337 et al.). Император Константин явился во многом дальним предтечей Реформации XVI в., за что и стяжал симпатии многих протестантских историков» 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

269 . Lang D. M. St. Euthymius the Georgian and the Barlaam and Joasaph Romance//Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1955. 17. 306–325. 270 . Lang D. M. The Life of the Blessed Iodasaph//Bulletin of the School of Oriental and African Studies. 1957. 20. 389–407. 271 . Lang D. M. The Wisdom of Balahvar. A Christian legend of the Buddha. L. 1957. 272 . Peeters P. La première traduction latine de «Barlaam et Joasaph» et son original grec//AB 1931. 49. 276–312. 273 . Tarchnishvili M. Les deux recensions du «Barlaam» géorgien//Muséon. 1958. 71. 65–86. 274 . Tarchnisvili M. Le roman de Balahvar et sa traduction anglaise//OCP 1958. 24. 83–92. Гиорги (Георгий) Иверский (Святогорец) BHG 2143, 2161 1009–1065. Афонский подвижник. Житие 275 . 1960 . 337–412. [Гиорги Мцире. Житие и гражданство святого и блаженного отца нашего Гиорги Святогорца. Публ. по рукописи XI в.//Рай Грузии 14 .79). 437–488; Чвени саундже (Наша сокровищница) 14 .82). 337–412]. Рус. пер.: Гиорги Мцире. Житие и гражданство святого и блаженного отца нашего Гиорги Святогорца/Пер. с древнегруз. прот. Иосифа Зетеишвили//Символ. 1997. 38. 253–317. [Публ. с кратким комм.]. Лат. пер.: Vita et mores sancti et beati patris nostri Georgii Hagioritae/Trad., préf. Peeters P.//Histoires monastiques géorgiennes 14 .151). 69–159. 276 . 1982 . [Греч. «Житие Иоанна, Евфимия и Георгия Афонских». Греч. текст с груз. пер. и иссл-нием подготовила Мачханели М. Под ред. Метревели Е. П., Фонкича Б. Л. Тбилиси 1982]. 277 . 1994 . [Гиорги Мцире. Житие Гиорги Святогорца. Текст для издания подготовил, снабдил исследованием и лексиконом Лолашвили И. Тбилиси 1994]. Исследования 278 . Вачнадзе Н. 3., Куция К. К. Апостольские деяния святого отца Георгия Святогорца и христианизация «Боргал» (Болгар)//Славяне и их соседи. М. 1995. 7–9. 279 . Георгий Святогорец//Полный Правосл. Богосл. Энциклоп. словарь. СПб. Б.г. М. 1992. 1. 629–630. 280 . Джавахов И. Иоанн, сын его Евфимий Афонские и Георгий Святогорец//ПБЭ 1906. 7. 34–44. [Библ.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Д. упоминается под 7 авг. в Мартирологе блж. Иеронима, где именуется епископом и исповедником (confessor), т. е. святым (немучеником). Память Д. и 4 формы величания святого содержатся в Геласия Сакраментарии (VII-VIII вв.). В списке Аррецийских епископов (XI в.), составленном на основе древних диптихов, имя Д. находится на 2-м месте и следует за именем свт. Сатира. Однако о последующих епископах Арреция, вплоть до 20-го по имени Майориан, присутствовавшего на Римском Соборе 680 г., сведений нет, поэтому с точностью установить время пребывания Д. на кафедре невозможно. Вероятно, Д. занимал кафедру ок. сер. IV в. и был преемником свт. Сатира, основавшего Аррецийское еп-ство при имп. Константине I Великом (правил в Италии в 312-337). Д. мог быть рукоположен во епископский сан Римским папой Юлием I (337-352). Однако Д. не был мучеником, хотя, возможно, сталкивался с сопротивлением язычников во время проповеди христианства. О чуде восстановления Д. разбитого потира упоминает свт. Григорий I Великий ( Greg. Magn. Dial. I 7), вероятно почерпнувший сведения из преданий. К кон. VIII в. в Риме на Авентинском холме существовал мон-рь, посвященный Д. (LP. Vol. 2. P. 24). К IX в. житийные сведения о мученической кончине Д. получили всеобщее распространение. Как мученик Д. упоминается в мраморном неаполитанском календаре (1-я пол. IX в.) и в Мартирологе Флора Лионского . Св. Адон , архиеп. Вьеннский, подробно пересказывает в Мартирологе Мученичество Д. Кард. Цезарь Бароний также включил Д. в Римский Мартиролог как мученика. В XI в. Петр Дамиани составил проповедь о жизни Д. и 2 гимна в честь святителя. Сохранилась поддельная грамота, датированная 370 г. (составлена в 1275), в к-рой сообщается о дарении рим. трибуном Зиновием Д. и его преемникам обширных земельных угодий в Тусции. Упоминание имени Д. в грамоте свидетельствует о его широком почитании в Италии в XIII в. Первоначально захоронение Д. находилось к западу от города, впосл. над могилой святителя был построен храм, ставший кафедральным собором Арреция. В 1203 г. Римский папа Иннокентий III повелел перенести епископскую кафедру внутрь городских стен. Во исполнение папского указа в 1278 г. началось строительство нового собора, куда были перенесены мощи Д. В наст. время мощи святителя хранятся за главным алтарем собора в Ареццо в скульптурной мраморной гробнице работы Джованни Фетти и Бетто ди Франческо (XIV в.).

http://pravenc.ru/text/178914.html

Как ни различно рассказывают современные писатели о необыкновенном явлении крестного знамени 336 , виденном им перед победой, во всяком случае основой их повествований должно было послужить что-нибудь подобное, бывшее на самом деле, и совершенно отвергать их невозможно. Несомненно, что оно имело влияние на образ его мыслей, и спустя около двадцати лет он сам припоминал о нем, как о чудесном подтверждении своего желания уверовать во Христа 337 . Сделавшись единодержавным на западе, Константин не опасался после того следовать внушениям веры, действовавшей постепенно более и более на его убеждение. Он не мог не понимать, что христиане составляли хотя гораздо меньшую по числу, но тверже соединенную, более живую и потому прочную часть его подданных, и, хотя действительно вступил в Церковь и принял святое крещение только перед своей смертью в 337 году, тем не менее уже с этого времени делал все, что считал полезным для ее блага. Первые манифесты Константина касательно веры Немедленно по вступлении в Рим, он повелел на самом людном месте города воздвигнуть статую с крестом в правой руке и начертать под ней на латинском языке надпись: «этим спасительным знамением, истинным доказательством мужества, я спас и освободил ваш город от ига тирана» 338 . К сожалению, первый манифест касательно веры, изданный им вместе с Ликинием в конце 312 года, не дошел до нас. Несомненно, что в нем дозволялось каждому исповедовать веру своего общества 339 ; но, по всей вероятности, не было с точностью определено, может ли кто либо добровольно оставить веру, к которой принадлежал до его издания, и перейти по своему свободному выбору в другую. Подобная неопределенность была весьма невыгодна для христианства, так как, при общем стремлении к нему, могла замедлять обращение язычников и врагами Церкви быть истолковываема во вред вновь уверовавшим. С очевидным желанием открыть свободный путь его распространению, Константин поэтому, также вместе с Ликинием, вторым манифестом, изданным в начале 313 года в Медиолане, объявил, что предоставляет уму и воле каждого 340 заботится о божественных предметах по собственному чувству и следовать той вере, которую кто найдет более согласной со своим убеждением, христианской ли, или другой, вообще, какой кто хочет, – и в частности, что касается христианской веры, то отныне с устранением всех нодоразумений, могших представляться в прежнем манифесте, каждый желающий прямо и просто, без всяких опасений и затруднений, может принимать ее и исповедовать с полной и безусловной свободой 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010