Получив разрешение игумена Преображенского монастыря, они провели семь лет в одном из орлиных гнезд на скале, называемой «столп Предтечи» . Затем в 1518 году братья перешли жить на неприступную скалу Варлаама, где некогда инок с таким именем построил церковь Трех святителей, со временем пришедшую в запустение. Братья ее восстановили и стали вести подвижническую жизнь. Вскоре их благочестие привлекло многих иноков. Община быстро выросла до 30 насельников, так что им пришлось построить новую церковь во имя Всех святых. Братья позаботились и о возведении других строений, необходимых для отшельнической жизни, постарались наладить сельское хозяйство, чтобы иноки, не имея забот, могли проявлять усердие в служении Господу. Святые Нектарий и Феофан наставляли монахов в совершенствовании души как словом, так и собственным примером. Подойдя к концу земного пути, они оставили повествование о своей жизни и завещание, в котором призывали иноков быть сплоченными, подобно частям единого организма, и соперничать друг с другом только в усердии и стойкости. Когда 17 мая 1544 года строительство церкви было закончено, Феофан, тяжко болевший последние десять месяцев, велел перенести его туда, чтобы собственными глазами увидеть результаты своих трудов. Он восславил Господа, благословил братию и строителей, затем возвратился в келью и стал готовиться к смерти. Когда монахи пели отходной канон, в небе засияла яркая звезда, а как только святой Феофан предал Богу душу, звезда исчезла. Святой Нектарий преставился 7 апреля 1550 года. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Комментарии читателей 2012-05-30 19:32 Павел : всем спасибо за информацию !!! 2012-05-30 18:09 Павел : Павел, Метеоры (греч. ) — один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный, прежде всего, своим уникальным расположением на вершинах скалл. 2012-05-30 17:06 Людмила : В Греции они находятся, около 200 км от Салоников. 2012-05-30 14:30

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Пасхальное богослужение в Свято-Троицком соборе г. Екатеринбурга 11-12 апреля 2015, запись трансляции без комментариев: Патриаршее Пасхальное богослужение в Храме Гроба Господня в Иерусалиме 1 мая 2016: 1 часть: 2 часть: Пасхальный Крестный ход 1 мая 2016 года в храмовом комплексе прп. Сергия Радонежского на Рязанке: Фильм о Пасхальном богослужении в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской Духовной академии 19-20 апреля 2014 года: Пасхальное  богослужение: фото Фото Юлии Маковейчук Текст пасхального богослужения Пасхальное богослужение начинается с Пасхальной полунощницы примерно в 23.30. Хор поет Канон Великой субботы. Плащаница , со Страстной пятницы находившаяся посреди храма, уносится в алтарь, затем все стихает. В 00.00 с крестного хода вокруг храма начинается Пасхальная Заутреня с пением стихиры " Воскресение Твое, Христе Спасе " . Подобно женам-мироносицам, шедшим к Гробу Господню, клир и прихожане обходят церковь и останавливаются перед входом. И вот наконец звучит радостная весть: «Христос воскресе!» Храм вновь заполняется народом и начинает звучать Пасхальный канон. В 2020 году, когда храмы будут почти пусты, а большей части верующих придется участвовать в богослужениях дистанционно, испытать чувство сопричастности и единения со всей Церковью можно поучаствовав в акции #окнаПасхи. Не имея возможности вместе идти и петь песнопение в ожидании главной вести, а затем в числе других собравшихся в эту ночь в храме, ликуя, отвечать на возгласы священнослужителей «Воистину воскресе!», верующие могут в полночь зажечь пасхальную свечу у себя на окне, тем самым делясь своей радостью с миром. После христосования (поздравления) читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором воспевается великая победа Жизни над смертью и раскрывается смысл Праздника праздников. Часы перед Божественной Литургией – особые, Пасхальные. Они не читаются, а поются. После них начинается Божественная Литургия, на которой на разных языках звучит фрагмент Евангелия от Иоанна. Литургия служится при открытых Царских вратах.

http://foma.ru/pashalnoe-bogosluzhenie.h...

Церковная служба в честь св. Григория Паламы и его житие составлены в XIV веке Филофеем, патриархом Константинопольским (1362–1365 гг.), а канон – Геннадием Схоларием , патриархом Константинопольским (XV век) (с.234,238–239) Третья Неделя Великого поста Третья Неделя (воскресенье) Великого поста называется Крестопоклонной, в службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя. Особенностью богослужения этой Недели является ВЫНОС КРЕСТА на середину храма для поклонения. Совершается этот вынос так же, как и в праздники Происхождение Честных Древ Честного Животворящего Креста Господня (1 августа) и Воздвижение (14 сентября). Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершаются с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста (с.239–240). Четвертая Неделя Великого поста В богослужении этой Недели (воскресенья) Церковь предлагает нам высо­кий пример постнической жизни в лице подвижника VI века – преподобного Иоанна Лествичника (память его 30 марта по старому стилю), который с 17 до 60 лет подвизался на Синайской горе и в своем творении «Лествица Рая» изобразил путь постепенного восхождения человека к духовному совершен­ствованию, как по лестнице, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких степеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение человеческому роду. Добродетели в «Лествице» расположены в естественном их порядке и пре­емственности от приготовительных и низших – к высшим. В песнопениях четвертой Недели Церковь , ободряя постящихся тем, что они уже прошли половину поста, и побуждая их к неослабной богоугодной жизни, напоминает верующим, что они впали в грехи, подобно человеку, впадшему в руки разбойников, и внушает упование на милосердие пострадавшего за нас Господа (с.241). Пятая седмица Великого поста Пятая седмица и Неделя Великого поста характерны тем, что в ЧЕТВЕРГ 5-й седмицы на утрене прочитывается весь Великий канон святого Андрея Критского , который читался по частям в первые четыре дня 1-й седмицы, а также читается житие преп.Марии Египетской (память ее 1 апреля по старо­му стилю), представляющее образец истинного покаяния, борьбы с грехом и пример неизреченного милосердия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

В тесной связи с этим житием стоит биография Ефрема Перекомского. Трудно представить себе более внешнее или бессильное отношение биографа к своему делу. Автор почти целиком переписал житие Александра Свирского , поставив только другие имена лиц и мест и кой-где легко изменив ход рассказа Это, конечно, делало неизбежным искажение действительных событий, чем объясняется множество противоречий, которые легко здметить при чтении жития 376 . Так, читаем, будто Ефрем, умирая, предоставил выбор игумена из назначенных им кандидатов архиепископу Пимену (1552– 1570); отсюда можно только заключить, что житие написано не раньше 1552 года В таком случае автором его едва ли мог быть обозначаемый во всех списках жития ученик Ефрема Роман, которого святой уже в 1486 году избрал одним из кандидатов на игуменство; притом ученик не мог так плохо знать жизнь своего учителя и наполнить его биографию такими ошибками. Житие говорит о праздновании памяти святого, которое, как известно из другого источника, установлено было в 1549 году. Есть известие, что перенесение мощен Ефрема произошло в 1545 году, 22 года спустя по смерти его, при иг. Романе. В сатот житии можно заметить, что его хронологические показания вообще раньше обозначаемых ими событий; притом и по его рассказу каменная церковь построена Ефремом в княжение Василия Ивановича Из этого, по-видимому, можно заключить, что житие написано каким-нибудь простодушным монахом второй половины XVI века, которого поздние списки назвали игуменом Романом, а Ефрем преставился не в I486 году, а в начале XVI века чем устраняются основные несообразности в рассказе жития 377 . Неизвестно, где жил инок Маркелл около 1550 года, когда писал житие Саввы Сторожевского. В начале 1555 года он присутствовал на Московском церковном соборе уже в качестве игумена Хутынского. Новгородская летопись, говоря о приезде его в Новгород в 1555-м с архиепископом Пименом после собора, делает неясную заметку, из которой можно заключить, что Маркелл жил прежде в Пафнутьевом борове ком монастыре. Но уже в конце 1557 года он оставил игуменство, поселился в Антониевом монастыре, «да сотворил житие Никите, епископу новгородскому, и канун» и уехал в Москву незадолго до открытия мощей Никиты, которое совершилось 30 апреля 1558 года 378 . Ясно, что эти житие и канон ничего не говорили об открытии мощей и были написаны на память преставления святого. Встречается в рукописях канон такого содержания, в котором но начальным буквам стихов 9-й песни можно прочитать имя Маркелла. Но между известными редакциями жития Никиты, кроме статьи Поликарпа в послании к архим. Акиндину, нет ни одной, которая не знала бы о обретении мощен святого; есть только похвальное слово, которое в некоторых рукописях помещено рядом с упомянутой службой и подобно ей написано на память святого 30 января. Это слово делает краткий очерк жизни Никиты по Поликарпу, опуская рассказ последнего об искушении печерского затворника, и его, по всей вероятности, разумел новгородский летописец 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Богослужение в Великую Субботу 21 марта/3 апреля. Суббота Страстной седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Вечерня с Литургией Василия Великого. Хор Сретенского монастыря. 3 апреля 2010 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Алла 30 апреля 2016, 18:58 Очень люблю Сретенский монастырь и Богослужения в этом монастыре!Зашла из любопытства,после прочтения книги Несвятые Святые и осталась на службе.Душа первый раз там ощутила благодать и я поняла,что в храм нужно ходить не только за святой водой в Крещение и святить куличи перед Пасхой.Службы проходят действительно очень понятно.Шикарный хор!На службе душа и плачет и радуется!Слава Богу за все!Спасибо епископу Тихону!Через Вас меня призвал Боженька и спас от многих бед. Виктор 2 июня 2010, 19:23 Благодарен за создание данного сайта.Давно хотел подключиться к интернет порталу благо Господь позволил мне этому произойти.Посетив сайт вздохнул кислорода,стало легче на душе.Благослови Вас Господи! Виктор 5 апреля 2010, 21:26 Я за то, чтобы службы велись на понятном современном языке! Разборчиво и понятно! Поэтому полностью согласен с комментарием М.Н.Беляевой-Яновской. И хочется иметь Библию в формате МП-3. Только вместе с Ветхим Заветом. Если кто знает где скачать-подскажите. Вторая просьба: я слушал прекрасное исполнение песни " Следуй за мной " . Может где скачать можно? Спасибо. Лично я себя считаю христианином. Вот только православным больше или протестантом для меня это не важно. Дай, Бог, всем мира! Мария Николаева Беляева–Яновская 4 апреля 2010, 05:02 Особая признательность за отличное, непревзойденное чтение: наилучшеее, которое мне за всю жизнь довелось слушать: внятное, бодрое, но в то же самое время и проникновенное, и молитвенное, оптимально доходчивое... Много лет тому назад, когда мне объясняли (зарубежом) наши боголюбивые старцы и архипастыри, еще с дореволюционным опытом, они всегда настаивали именно на этом: на дикции, на доходчивости чтения. И это естественно прежде всего относится ко всем великопостным, страстным и пасхальным богослужениям. " Читать надо так " –– показывали они –– " чтобы всякий человек, всякая душа заблуждшая, возможно впервые очутившись в храме, могли понять по форме чтения всю суть паремий, шестопсалмия и пр., не взирая на порой достаточно необычные церковнославянские слова, на построение стихов... Когда чтущие полностью вникают в смысл каждой фразы, отражая верно все изложенное, сосредотачиваясь молитвенно, то все всем ясно. Тогда даже случайно зашедшие не хотят уже и расставаться с храмом. " Именно так у Вас с великим вниманием совершаются все богослужения. Спаси Вас всех Господь! Низкий поклон за молитвенные подвиги, особенно певчим. Особенно, и особенно сей раз за нежное, до слез умилительное исполнения турчаниновской композиции " Да молчит всякая плоть " и за Евхаристический канон. Все великолепно, но эти важнейшие места –– особенно. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

http://pravoslavie.ru/34755.html

Великая Пятница (3 мая) — день строгого поста. Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня — вечерня с выносом Плащаницы , после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы. Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается  утреня Великой Субботы с погребением Плащаницы Спасителя. В саму Великую Субботу (4 мая) служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После Литургии — освящение пасхальных яств. В пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы пред Плащаницей. Перед этим во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп. Иоанна Дамаскина, а затем — Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста. Фото: spbda.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно 132 020 Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 4 мая, 2024 3 мая, 2024 2 мая, 2024 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 29 апреля, 2024 29 апреля, 2024 22 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/velikij-post-2024-bogo...

С теплым сердцем и душевной добротой принимал он бездну человеческих откровений и врачевал души в свете Христовой любви, умудренный великим духовным опытом. Подобно живой священной лампаде был он для своих учеников и духовных почитателей. Был он ярким Божиим светильником, горящим и светящим. Но кто горит и светит, тот и сам сгорает. В последние годы жизни, страдая болезнью ног от продолжительных стояний и старческими недугами, своего подлинно подвижнического келейного правила старец не оставлял. Предсмертная болезнь его продолжалась ровно две недели: в субботу 7 апреля он занемог, почувствовал общую слабость, лишился сна и аппетита. С этого дня он начал постепенно угасать и почти уже ничего не вкушал. В течение предсмертной болезни неоднократно приобщался Святых Тайн. 11 апреля в последний раз праздновал на земле день своего небесного покровителя, священномученика Антипы. С огромным трудом, изнемогая от слабости, присутствовал он тогда на богослужении в скитском храме. 21 апреля с самого утра батюшке было очень плохо, и ввиду этого у смертного одра старца был прочитан канон на исход души. Лишь только закончили чтение отходной – отец Антипа стал отходить и в 7 часов 30 минут утра мирно почил о Господе. Лицо старца, носившее во время болезни следы тяжких страданий, в момент кончины приняло оттенок просветления, выражение величавой торжественности. Невыразима была скорбь его духовных чад при виде отошедшего в блаженную вечность своего доброго аввы. По совершении заупокойной литии тело почившего было обряжено и вынесено в скитский храм, где совершили первую панихиду о упокоении новопреставленного старца, иеросхимонаха Антипы. Вечером 23 апреля в скитской церкви был совершен парастас настоятелем монастыря в сослужении с монастырскими и скитскими иеромонахами. На другой день тем же составом священнослужителей была отслужена торжественная заупокойная Божественная литургия, после чего началось отпевание, какого давно не видели на Валааме: отец-игумен плакал и прерывающимся голосом произносил возгласы, плакали сослужители, плакали и молящиеся. Особенно была трогательна и незабвенна минута прощания с почившим!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Неизвестно, где жил инок Маркелл около 1550 г., когда писал житие Саввы Сторожевского. В начале 1555 г. он присутствовал на московском церковном соборе уже в качестве игумена Хутынского. Новгородская летопись, говоря о приезде его в Новгород в 1555 с архиепископом Пименом после собора, делает неясную заметку, из которой можно заключить, что Маркелл жил прежде в Пафнутьевом воровском монастыре. Но уже в конце 1557 г. он оставил игуменство, поселился в Антониевом монастыре, «да сотворил житие Никите, епископу новгородскому, и канун» и уехал в Москву не задолго до открытия мощей Никиты, которое совершилось 30 апреля 1558 года 377 . Ясно, что эти житие и канон ничего не говорили об открытии мощей и были написаны на память преставления святого. Встречается в рукописях канон такого содержания, в котором по начальным буквам стихов 9-ой песни можно прочитать им Маркелла. Но между известными редакциями жития Никиты кроме статьи Поликарпа в послании к архим. Акиндину нет ни одной которая не знала бы о обретении мощей святого; есть только похвальное слово, которое в некоторых рукописях помещено рядом с упомянутой службой и подобно ей написано на память святого 30 января. Это слово делает краткий очерк жизни Никиты по Поликарпу, опуская рассказ последнего об искушении печерского затворника, и его, по всей вероятности, разумел новгородский летописец 378 . – Гораздо витиеватее и обширнее другая редакция жития Никиты, составленная игуменом Иоасафом, занявшим потом кафедру Вологодской епископии. Она составлена, как пишет сам биограф, по распоряжению архиепископа Пимена, который, видя чудеса от гроба новоявленного святого, «не терпел без написания быти». Иоасаф подробно описал эти чудеса и предшествовавшее им обретение мощей, которым и был вызван его труд. Рассказ Поликарпа о Никите переписан у Иоасафа почти дословно, а известие о рождении Никиты в Киеве и о пострижении его в Печерском монастыре в юности составлены по соображениям редактора: Никита, по рассказу Поликарпа, был инок киевского монастыря; следовательно, и родился во граде Киеве; игумен Никон у Поликарпа называет Никиту юным; следовательно, последний в юном возрасте пришел в монастырь, и из этого редактор создает беседу Никиты с Никоном, который перед пострижением испытывал юношу, будет ли он в силах терпеть труды иночества. Описание кончины епископа в 1108 г. с указанием лет святительства составлено по новгородской летописи 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Святитель Кирилл, епископ Туровский Память 28 апреля / 11 мая Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святитель Кирилл родился в 30-х годах XII века в городе Турове. Несмотря на то, что его семья была богата, он не имел никакого пристрастия к богатству и славе. Проведя юность за чтением священных книг и обучившись премудрости не только у русских, но и у греческих учителей, он, уже в зрелом возрасте, отказался от наследства и удалился в Туровский Борисоглебский монастырь. Приняв иноческий постриг, Кирилл стал усердно подвизаться в молитве, бдении и служении братиям, так что вскоре сделался для других иноков образцом совершенного монашеского жития. По-братски увещевая, он учил их послушанию, ибо монах, который не повинуется во всем игумену, не может спастись. Впоследствии, томимый жаждой еще более возвышенных подвигов, он начал жить на столпе, по примеру древних святых столпников. Эти необыкновенные подвиги и аскетические писания способствовали тому, что слава о нем распространилась по всему краю, так что князь и народ едиными устами приневолили его занять епископскую кафедру (ок. 1169). Все силы, дотоле отдаваемые подвижническим трудам, он отныне направил на духовное воспитание народа. Святитель Кирилл составил множество бесед на праздники церковного года, поучения из Евангелий и пророческих книг Ветхого Завета. Эти произведения ораторского искусства являют прекрасное знание Священного Писания и творений отцов Церкви, приобретенное святителем Кириллом за годы уединенной жизни. Во время пребывания в Никольском монастыре он составил также сборник молитв, проникнутых духом сокрушения и напоминающих этим молитвословия преподобного Ефрема Сирина (память 28 января). В подражание святому Андрею Критскому он составил Великий покаянный канон Господу и утешительный канон. Святитель Кирилл поддерживал переписку с русским князем Андреем Боголюбским (память 4 июля) и противостоял Суздальскому епископу Феодору, впавшему в ересь.

http://pravoslavie.ru/53443.html

другие же сообщают, что с блаженной Еленой отправились (для отыскания креста Господня) многие епископы, в том числе – и епископ Апамеи. Он выпросил у царицы часть честного древа для церкви, которую он намеревался построить, и получив отнес её в Апамею. Когда она была открыта при Иустине, то одна часть ее была оставлена на месте, а другая отнесена к царю 80 ». Который Иустин здесь разумеется – 1-ый (518–527), или же Ной (565–578), неизвестно. В пятую седмицу поста мы встречаем в триоди две памяти, которые остались не перенесенными. Первая из них так скромно выражена, что остается даже незаметной. Именно, в среду на 6-м часе полагается тропарь пророчества – «Болезньми святых, ими же о Тебе пострадаша»: это, несомненно, память или 42 мучеников аморрейских (6 марта), или же – 40 мучеников севастийских (9 марта). Вторая из указанных памятей обозначена отчетливо известным великим каноном св. Андрея критского , но какая это память, – сказать трудно. Прежде всего, это не есть память самого св. Андрея, потому что она бывает 4-го июля. Скорее всего следовало бы предполагать здесь память св. Марии египетской, бывающую 1-го апреля, но и это едва ли вероятно. В древних памятниках об этом ничего не говорится. Канон св. Андрея, как увидим во второй главе, никакого отношения ко св. Марии не имеет. Канона этой преподобной при нем в древнейших триодях нет: первые рукописи, где он появляется, это – триоди XI-ro в. Pii II 30 и ватопедская 315–949. В последней, между прочим, предоставляется петь великий канон по частям в течение всей пятой седмицы. В ватиканской триоди 771 предписывается петь его в пятую неделю поста: по-видимому, это опять подтверждает его связь с памятью св. Марии, которая в нынешней триоди полагается на это воскресенье. Но данной памяти в западных триодях совсем не встречается, и в восточных памятниках она появляется лишь с XII-ro в. 81 . Таким образом, память, празднуемая в четверток 5-ой седмицы, в древности не была крепко привязана к этому дню, она то переносилась на воскресенье, то расплывалась, так сказать, по всей седмице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010